Женский журнал Ladyblue

Как отвечать на детские "неудобные" вопросы. Как отвечать на детские вопросы

«Бабушка, когда ты была женщиной, ты в салон красоты ходила?»

«Вот есть мужчина и женщина, они танцуют, а дети-то откуда потом берутся?»

«Мама, а ты никогда не умрешь?»

«Почему самолет не падает, а висит в воздухе?»

«Что значит „уснул навсегда"?»

«А наш дом не рухнет, когда мы вернемся?»

«Почему бывает война?»

(Из семейного архива)

Как известно, одна из основ успешной учебной деятельности — способность ребенка самостоятельно мыслить, обобщать, сравнивать и прогнозировать различные явления и события. Эта способность находит свое отражение в детских вопросах. Если мы правильно и своевременно реагируем на них, у ребенка возникает и закрепляется интерес к знаниям и дальнейшему обучению. Наша ответная реакция на детский вопрос может, как стимулировать познание, так и тормозить его.

Дети любого возраста задают вопросы, которые являются свидетельством детской любознательности. Но в определенном возрасте, а именно после 5 лет, вопросов становится больше, и они усложняются. Некоторые почемучки ставят в тупик даже самых образованных и начитанных родителей.

Давайте с самого начала договоримся, что желание ребенка задавать вопросы — это нормально. Чем больше дети задают вопросов, тем активнее развивается их интеллект.

Чаще всего дети задают вопросы о том, что им непонятно или о чем они размышляют: о явлениях природы, о поведении животных и человека, о жизни и смерти и многие другие. Некоторые вопросы могут неоднократно повторяться, что не должно вас ни раздражать, ни настораживать.

Что, прежде всего, следует иметь в виду, когда возникает ситуация, в которой ребенок ждет от вас ответа на волнующие его вопросы?

Во-первых, ребенок не требует от вас сиюминутного исчерпывающего рассказа. Можно ответить коротко и перенести общение на другое время.

Во-вторых, обязательно надо учитывать возраст ребенка. Моя подруга, научный работник, на вопрос 7-летней девочки «Как рождаются дети?» начала длинно, со всеми физиологическими подробностями и научными терминами отвечать ребенку. К счастью, ребенок через 2 минуты утомился от естественнонаучного повествования и сбежал играть.

В-третьих, отвечать надо ровно столько, сколько ребенок спрашивает. Отвечая на тот же вопрос «Откуда берутся дети?» достаточно вначале рассказать, что ребенок растет и развивается в животе у мамы, из маленькой клеточки. Позже можно посмотреть в книгах или Интернете, как меняется ребенок на протяжении 9 месяцев. Вы сами можете расставить акценты при ответе на неизбежно возникающий детский вопрос. Дети, особенно девочки, любят истории о том, как Золушка встретила принца и как они полюбили друг друга. Вы же не хотите разрушить мир детских фантазий и сказки? Каждая девочка грезит о принце и мечтает стать принцессой. Этот хрупкий волшебный мир очень легко уничтожить научным рассказом о биологической природе человека. Всему свое время. Вы же не стремитесь развенчать миф о Дедушке Морозе. Так почему в столь тонком и деликатном вопросе о зарождении новой жизни нужно «идти в ногу со временем»?

Сознание ребенка должно быть подготовлено к восприятию более сложной информации. Речь идет не о ложной стыдливости и ханжестве, а о бережном отношении к хрупкой психике ребенка. Если вопрос о рождении детей беспокоит вашего малыша, можно с опорой на книги (они давно уже есть в продаже) и познавательные фильмы подробнее поговорить с ребенком на эту тему.

Моя дочь в 7 лет очень настойчиво спрашивала о том, как клеточка, которая есть у мужчины, попадает в животик к женщине. Меня спасла «Энциклопедия сексуальной жизни», написанная известными французскими медиками в 1973 году. Книга была переведена на многие европейские языки и предназначена для семейного чтения. Она прекрасно иллюстрирована. Без нее, пожалуй, я бы не справилась. Уверена, что вы можете найти свою «палочку-выручалочку». Только, пожалуйста, будьте осторожны при выборе иллюстраций и текста: утверждение о том, что ребенок в 7 лет уже должен все знать, ошибочно! У нормально развивающегося ребенка никогда не проявится «нездоровое» любопытство. Но если вы, опережая события, вооружите его ненужными знаниями, может произойти фиксация на сексуальной теме.

Отвечая на «пугающие» детские вопросы, не будьте высокомерны или чересчур снисходительны, лицемерны и неискренни. Ведь ребенок полностью вам доверяет. Никогда нельзя говорить: «Вот вырастешь и узнаешь!», «Не знаю и знать не хочу!», «Отстань со своими глупостями!» и пр.

Если отмахиваться от детских вопросов, то ребенок теряет интерес к окружающему или находит не лучшие источники получения волнующей его информации. Не начинайте беседу с ребенком, не имея достаточно времени, лучше перенесите ее на потом и не стесняйтесь признаться в своей некомпетентности. Многие любящие родители, даже не имея педагогического образования, находят интересные приемы общения с ребенком.

Одна мама делилась таким опытом: «Мы с 6-летней дочкой забираемся на диван, берем туда разные вкусности и среди мягких подушек, представляя, что это наш уютный домик, беседуем обо всем. Дочка спрашивает меня о том, что ее тревожит, как вести себя с подружками, которые не берут в игру, почему есть злые дети и о многом другом. Это только наше время и пространство, никто не вмешивается и не отвлекает. Удивляюсь, почему другие жалуются, что у них нет контакта с ребенком, ведь это так просто!»

Другим труднообъяснимым вопросом является вопрос о смерти. После 3 лет, у одних раньше, у других позже, тема смерти начинает интересовать детей. Чаще всего эти вопросы возникают в связи со смертью кого-то из близких родственников или любимых питомцев. Чем тревожнее и впечатлительнее ребенок, тем внимательнее следует отнестись к его вопросам. Неверная ваша реакция, умалчивание или излишние подробности могут привести к появлению страхов.

Наверное, вы будете удивлены, если узнаете, что, удовлетворяя интерес ребенка, проявляемый к этой теме, вы укрепляете его чувство безопасности.

Известно, что в зависимости от возраста дети по-разному воспринимают смерть. До 5 лет они полагают, что смерть — это временное и обратимое явление. Позже, с 5 до 8 лет, дети понимают, что жизнь любого живого существа на Земле конечна, однако не соотносят эту мысль с собой: «Все смертны, но я же не умру». И только после 8 лет дети постепенно начинают осознавать необратимость смерти для любого человека.

В один из тихих субботних вечеров мы с моей 7-летней дочерью посмотрели фильм «Миза ми». Фильм о 10-летней девочке, у которой умерла мать, и она, не приняв мачеху, уехала в деревню к бабушке, где подружилась с волчицей и волчатами. Весь фильм пронизан горем этой девочки, в нем почти нет слов. Кульминационным моментом в фильме является эпизод, когда

девочка пытается спасти от браконьеров, убивших волчицу, маленьких волчат и с большим трудом переносит их в безопасное место. Это место очень символично, оно находится у подножия горы, на озере, где, по словам старожилов, живут все умершие люди и животные. Моя дочь вслед за героиней фильма также начинает в это верить. Она очень сопереживает девочке с волчатами и надеется на чудо. И тут режиссер находит лучшее решение — он возвращает волчицу, которая единственная нужна волчатам, поскольку те слишком малы и могут выжить, только питаясь молоком матери. В этом месте моя дочь, которая так ждала этого момента, начинает утверждать, что это не та волчица: у нее нос был не такой! Той, которую убили, нет, и она не может воскреснуть, с точки зрения 7-летнего ребенка! В течение часа мы беседовали с дочкой на непростые темы: кто такие браконьеры; почему волчата могут погибнуть без матери; где живут мертвые: на небе или, как в фильме, на озере, откуда возникает голос матери, который слышит девочка, и т. д. и т. п.

Как следует реагировать на вопросы ребенка о смерти? Прежде всего спокойно и уверенно, без тревоги и паники на лице. Дети мгновенно «считывают» невербальную информацию и пугаются. Старайтесь отвечать по существу, не пускаясь в длинный витиеватый рассказ, непонятный ребенку. Интересно, что многие дошкольники долго продолжают путаться в понятиях «живое» — «неживое». Они могут одушевлять и неживые предметы, и объекты. Например, они могут считать ветер и ураган живыми. И не понимать, почему, если животное бросать как мячик, ему больно и страшно.

Несколько лет назад моя подруга отобрала у 8-летнего мальчишки черепаху, которую он увлеченно бросал об стенку кирпичного дома. К счастью, она ее выходила, вылечила, и сейчас эта упитанная красавица живет в просторном террариуме с двумя подружками. Поэтому для начала неплохо было бы разобраться, чем отличается живое от неживого. Можно поиграть в игру по типу «Съедобное — несъедобное». Вы бросаете ребенку мяч: если это живой объект — он его ловит, если неживой — пропускает. Можно наклеить на большой картон картинки с изображением живого и неживого в две колонки, а посередине написать признаки живого: дышит, растет, размножается. Пусть ребенок соединит линиями признак и объект.

Иногда дети спрашивают об умершем: «А дядя спит?» На такой вопрос не рекомендуется отвечать утвердительно, если ребенок уже осознает смерть как нечто необратимое. Поскольку ассоциация «смерть» — «сон» может закрепиться в сознании малыша, и он может впоследствии бояться засыпать. Ребенку надо объяснить, что во время сна организм человека активно трудится: с помощью легких человек дышит, мозг обрабатывает информацию, полученную за день (иногда во сне к человеку приходят решения трудных задач), желудок переваривает пищу и т. д.

Умерший человек отличается от спящего как раз тем, что ничего не чувствует, не дышит, его сердце останавливается и не работает. Следующий вопрос, который беспокоит ребенка: почему человек умирает? Расскажите, что человек чаще всего умирает от болезней в старости, от несчастного случая. Не следует пугать ребенка смертью: «Сунешь пальцы в розетку — убьет!», «Выглянешь из окна — упадешь, разобьешься и умрешь!», «Нырнешь в бассейн — утонешь!». Так запугивают бедного ребенка тревожные родители, и ребенок начинает понимать, что всюду его подстерегает опасность, и без мамы и папы — ни шагу!

Когда человек умирает физически, он продолжает оставаться с теми, кто его любит, помнит, думает о нем, он живет в фотографиях, в воспоминаниях, возможно, в книгах или в картинах.

Когда дочери исполнилось 5 лет, мы впервые взяли ее на кладбище, так как каждую весну всей семьей посещали могилу нашей бабушки. Дочь помогала сажать цветы, носила воду и постоянно спрашивала о том, какой была бабушка. На кладбище в мае часто бывает солнце, поют птицы, начинают зеленеть деревья, и сама обстановка не угнетающая, а умиротворяющая. Думаю, что ребенок должен знать и чтить своих родственников, не только живых, но и умерших. Он не должен пугаться смерти — это естественно.

Постарайтесь быть внимательными к любым вопросам ребенка, учитывайте особенности детского восприятия и мышления, не перегружайте ребенка лишней информацией, отвечайте с опорой на иллюстрации, так как у ребенка-дошкольника еще доминирует образное мышление.

Вашему малышу исполнилось три годика? Значит, настало «время вопросов». Промежуток между тремя и пятью годами – то самое время, когда кроха стремится наиболее активно познавать окружающий мир. Теперь, когда он уже бойко разговаривает, малыш может не только смотреть, трогать и осязать, но и бомбардировать папу с мамой сотнями тысяч вопросов. Большинство из них начинаются со слов «как» и «почему». «Как спят лошади?» «Почему небо голубое?» В голову крохи беспрерывно приходят новые и новые вопросы. Впрочем, и ребятня постарше отличается любознательностью. А детские вопросы родителям становятся все более «каверзными» и неожиданными. Впору растеряться. Ведь ребенку не все можно объяснить. Или все?

Давайте разберемся, как отвечать на детские вопросы, чтобы и ребенок остался доволен, и родители не слишком утомились из-за долгих объяснений? И нужно ли на них отвечать вообще?

Ответы на детские вопросы

Начнем с того, что отвечать на вопросы ребенка нужно. Всегда. Ведь, как уже говорилось, малыш только знакомится с окружающим миром. И ему важно получать как можно больше информации о нем. А кто самые главные, самые умные, самые авторитетные люди в его жизни? Конечно же, родители! И что же делать крохе, если даже они не могут или не хотят ответить? Откуда брать информацию? Так впору и познавательный интерес потерять: зачем пытаться что-то узнать, если все равно не получаешь необходимой информации.

Ответы на детские вопросы не должны быть:

  • отмашкой («Я сейчас занята, спроси у папы», «Не знаю», «Потому что в мире так устроено», «Много будешь знать, скоро состаришься» и т.д.).

Ребенок будет разочарован – вроде как ему ответили, но нужного ответа на вопрос он не получил.

  • выдумкой

Вы подключаете фантазию, придумываете какой-то совершенно сказочный ответ на вопрос малыша. Ребенок удовлетворен. А потом он начинает общаться со сверстниками и узнает, что на самом деле все иначе. Малыш будет разочарован. А другие дети, скорее всего, будут над ним смеяться.

  • излишне «научным»

Вы углубляетесь в научный аспект. Если бы перед вами был взрослый, такой ответ был бы уместным. Но ведь вы общаетесь с ребенком, который из вашего ответа не поймет ровным счетом ничего.

Отвечать на детские вопросы необходимо:

  • честно

Вы можете пока не давать малышу полной информации, оставив на потом аспекты, которые он пока еще не готов понять. Но не нужно ничего придумывать!

  • просто и понятно

На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Выбирайте максимально простой ответ, соответствующий возрасту ребенка. Спрашивает, какая перед вами машина? Не спешите называть марку и рассказывать историю компании-изготовителя. Можно ведь просто ответить, что она – красная.

  • стараясь понять, что конкретно интересует малыша, почему он задает вам такой вопрос

Может быть, ребенком движет не любопытство, а ? Тогда постарайтесь его развеять.

Вы можете:

  • дать на вопрос малыша краткий, четкий и правдивый ответ
  • предложить ребенку самому подумать и высказать предположения: «А как ты сам думаешь?» (особенно если он сам способен дать ответ на свой вопрос)
  • подсказать, где он может найти информацию (например, в конкретной книге).

Первый метод подходит, когда вы ограничены во времени. с перебором вариантов ответов самого малыша на собственный вопрос (второй метод) может состояться, если вы свободны. Тогда можно изложить все точки зрения (и ваши, и малыша). Можно даже опросить других людей (если они будут не против). И только уже потом выбрать правильный ответ из всех найденных. Такой подход позволяет развивать не только познавательный интерес малыша, но и его навыки , . А третий метод хорош для воспитания в ребенке самостоятельности. Ведь вы не всегда можете быть рядом. И ему не нужно будет ждать вашего прихода, чтобы получить ответ на свой вопрос. Он сможет самостоятельно найти его в книге. Эти навыки пригодятся ребенку, когда он пойдет в школу. Приобретите несколько качественных детских энциклопедий для таких ситуаций.

Если вы не знаете, как ответить на вопрос ребенка, скажите ему об этом честно! (Потом вы, конечно, найдете необходимую вам информацию и утолите любопытство малыша). А вот врать – плохой выход из ситуации.

Энциклопедия детских вопросов

Для маленьких почемучек сейчас выпускается огромное множество различных энциклопедий. Это книги, содержащие ответы на самые частые детские вопросы. Есть и тематические издания, посвященные какой-то одной области (например, растениям или животным). Энциклопедия детских вопросов может стать настоящей палочкой-выручалочкой для родителей любознаек. Выбирая подобную книгу, обратите внимание, чтобы она была

  • предназначена для деток возрастной категории вашего ребенка;
  • написана понятно и увлекательно;
  • качественно и красочно иллюстрирована.

Дети от природы любознательны, у них не ленивый, а очень живой ум, который требует интересоваться всем, что его окружает, и поэтому ребёнок начинает задавать вопросы, бывает даже не очень удобные для родителей.

Эти «неприличные» и многие другие требующие научных знаний вопросы могут завести в тупик не только молодых родителей, но и родителей с опытом.

Самый любознательный период жизни у ребёнка это 3-5 лет, хотя и позже дети много спрашивают, не зря же их называют «почемучками». Ответы на детские вопросы родители порой могут не знать, поэтому взрослым лучше с раннего возраста приучать ребёнка находить ответы на свои вопросы, сначала, вместе с родителями, а дальше самостоятельно в книжках и энциклопедиях. А если дети очень маленькие и не умеют читать, они обращаются за ответом к взрослым, потому что они главный источник информации для них. Чтобы не заглушить интерес у крохи знакомиться со всем, что его окружает в этом мире, не отворачивайтесь от него по причине недостатка времени или не знания ответа на вопрос.

  1. «Не знаю» или «потому что погода такая», или «спроси у папы/мамы или «ты ещё не поймёшь». Эти пустые слова-ответы показывают ребёнку, что родители не хотят с ним общаться, игнорируют его и, постепенно могут потерять в его глазах свой авторитет. В дальнейшем, он, возможно, перестанет задавать вопросы и будет искать ответы в других местах, вероятнее, эти ответы окажутся неправильными или не такими, какие родители хотели бы дать. В дальнейшем, могут последовать другие вопросы, не исследовательского плана, а для привлечения к себе внимания, дети могут знать ответы на вопросы («Что ты делаешь?», «а зачем ты это делаешь?»), но будут задавать их взрослому снова и снова.
  2. Вопросом на вопрос («А ты как думаешь, почему идет дождь ?) следует отвечать в том случае, если взрослый подразумевает дальше вместе с ребёнком найти правильный ответ. Это заставит его мыслить и рассуждать вместе с мамой или папой, но, скорее всего, от ребёнка последуют другие вопросы, надо быть готовым к этому и не злиться.
  3. «Для того чтобы люди увидели радугу» или «На тучке сидит капитошка с лейкой и поливает нас, чтобы мы быстро росли как цветочки» – такие вариативные или сказочные ответы подойдут для совсем маленького 2-3 летнего малыша, но потом, когда он подрастёт, взрослому придётся исправить свой ответ.
  4. «…образуется конденсат, иначе говоря, капли воды. Когда они становятся очень тяжелыми, их накапливается много, образуются грозовые тучи, а потом капли падают на землю под воздействием силы тяжести – дождь идет!» Научные длинные объяснения утомят ребёнка, он потеряет суть ответа, не поймёт и, ему станет скучно.
  5. Ответ должен быть коротким, понятным и правдивым. «На небе есть облака, в них накапливается вода, когда её становится много, белые облака превращаются в серые тучи, капли начинают падать на землю.

Маленький ребенок с завидным упорством первооткрывателя каждый день познает мир. Первая несмелая улыбка, первый неуверенный шаг, первое слово. Безусловно, все дети разные и развиваются они по своему собственному «индивидуальному» плану. Самые активные уже в восемь месяцев делают свои первые шаги, другие пытаются встать на ноги только после года. Одни начинают говорить несложные слова в 12-13 месяцев, другие не слишком спешат, а потому их первое слово можно услышать лишь на втором году жизни. Особо «терпеливые» могут начать говорить лишь после двух лет. Например, всемирно известный автор теории относительности Альберт Эйнштейн заговорил в четыре года. Но, как правило, большинство детей уже в трехлетнем возрасте умеют составлять из отдельных слов предложения. И вот тут-то начинается самое интересное.

Ваш ребенок превращается в любознательного «почемучку». Как утверждают психологи, четырехлетний ребенок в день задает около четырехсот самых разных вопросов. И далеко не на все их них родители могут сразу ответить. Некоторые «неудобные» вопросы ставят взрослых людей в тупик.

Почему нельзя игнорировать детские неудобные вопросы?

Когда ребенок задает неловкий вопрос, тут главное не раздражаться и не пытаться уйти от ответа. Во-первых, ребенок все равно не отстанет. Во-вторых, не получив ответа, он может замкнуться и придумать свой вариант ответа – далеко не всегда правильный. В-третьих, маленький человек может затаить обиду и больше вообще не обращаться к вам с вопросами. Поэтому, каким бы сложным и неудобным вопрос не был родители должны найти на него ответ.

Почему дети становятся «почемучками»?

Все просто, они познают мир, хотят узнать о нем как можно больше. И это вполне естественно. Порой они просто не понимают, что происходит и испытывают некоторое беспокойство. Задавая свои вопросы, они хотят привлечь ваше внимание и еще раз убедиться, что вы их любите. Иногда на детские вопросы бывает очень непросто отвечать. Многие родители не знают, как правильно сформулировать ответ, чтобы ребенок понял. Как просто объяснить непростые вещи? В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые «неудобные» вопросы, которые очень часто задают маленькие «почемучки».

Зачем вы меня родили?

Первый раз этот вопрос, как правило, дети задают родителям в возрасте трех-пяти лет. Второй раз тот же вопрос (но с другими интонациями) может прозвучать в пресловутом переходном возрасте. Чаще всего звучит он в виде упрека. Психологи считают, что дети в переходном возрасте задают этот вопрос, когда им не хватает родительского внимания и заботы. Но вернемся к малышам.

Итак, что ответить маленькому ребенку ? Нужно объяснить малышу что папа, мама и он – это семья. Папа с мамой встретились и полюбили друг друга. Они очень мечтали иметь свое продолжение – ребенка. Красивого, умного, доброго. Вот у них и родился такой прекрасный и удивительный малыш – плод их нежности и любви. Следует рассказать ребенку, как его ждали и радовались, когда он родился. Дети очень нуждаются в теплых и ласковых словах. Поэтому родители не должны скупиться на похвалу. Любовью ребенка нельзя избаловать.

Конечно, если этот вопрос задает подросток с целью манипуляции и получения каких-либо материальных подтверждений вашей любви, стоит задуматься. Но в любом случае, лишний раз проявить заинтересованность, выслушать ребенка, рассказать о своих чувствах к нему родители должны.

Как ответить на вопрос о том, откуда берутся дети?

Оставлять этот вопрос открытым и ждать пока ребенок подрастет не стоит. Игнорировать вопрос или постоянно уходить от ответа все равно не получится.

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от возраста ребенка :

  • Самых маленьких «почемучек» вполне устроит упрощенный ответ. Например, детей достает доктор. На дополнительный вопрос: «Откуда достает?» можно ответить «Из животика мамы». Как правило, более детального описания появления детей на свет не потребуется.
  • Детей постарше этот ответ может не устроить. С ними разговор можно начать с вопроса «А как ты сам думаешь?» Этот, наводящий вопрос, позволит выяснить — какой информацией на эту тему ребенок уже владеет. Например, если он в курсе, что ребенка делают мужчина и женщина, родителям придется удовлетворить его любопытство. Кстати, сделать это можно на примере пчелок или птичек.
  • Отвечая на этот вопрос ребенку школьного возраста , родителям лучше использовать научные названия органов. На нашем сайте родители могут найти целую статью, посвященную возможным ответам на вопрос . Кроме того, в книжных магазинах сегодня можно найти соответствующую литературу и наглядные пособия, которые помогут ответить на этот вопрос более обстоятельно.

А. Соболева, детский психолог:

Отвечая на вопросы детей, учитывай несколько важных моментов. Возьмем для примера ребенка семи лет. Отец в его картине мира - самый авторитетный персонаж. Поэтому подбирай слова аккуратно - он придает им большое значение. Старайся не врать и не выдумывать, а отвечать откровенно. Однажды поймав тебя на лжи, ребенок может начать сильно сомневаться в твоем авторитете. Во-вторых, внимательно слушай вопрос. Не нужно отвечать больше, чем ребенок спросил. Услышав «откуда берутся дети?», не нужно описывать весь процесс (он мало что поймет, заскучает). «У мамы из живота» будет достаточно для начала, а потом пусть задает дополнительные вопросы. В-третьих, отличай провокационные вопросы, которыми ребенок исследует границы возможного. Ответ на вопрос «Почему ты куришь, а мне нельзя?» простой и короткий - «потому что ты маленький, а я взрослый».

Чем мальчики отличаются от девочек?

Как правило, этот вопрос детишки задают в «детсадовском» возрасте, что вполне объяснимо. Общаясь с другими малышами в детском саду, ребенок впервые обнаруживает половые различия мальчиков и девочек. В большинстве детских дошкольных учреждений туалет для детишек общий. Как ответить на этот вопрос?

Совсем маленьким детям можно сказать, что так было задумано природой. Не могут же все различия между детьми ограничиваться лишь одеждой и косичками. Детишкам постарше можно объяснить, что именно такое строение человеческого организма позволяет выросшим мальчикам и девочкам стать папой и мамой.

Как отвечать на вопросы детей о смерти?

Во многом ответ зависит от религиозных убеждений родителей. Как показывает практика, дети задают этот вопрос, впервые столкнувшись с трагическим событием. Например, в семье умер кто-то из родственников, у малыша погибла любимая собачка, кошечка, он увидел траурную процессию на улице. Уходить от ответа в этом случае нельзя. Нужно спокойно рассказать о том, что все люди умирают. Но это будет очень нескоро. После каждого человека на Земле остается его продолжение – дети, внуки и т.д. Значит и жизнь продолжается. Ребенок должен понять, что смерть существует, но вы к ней относитесь спокойно. Только в этом случае малыш перестанет волноваться. Дети очень тонко чувствуют ваше настроение. Если при упоминании о смерти родители начинают нервничать, метаться и уходить от ответа, ребенку становится страшно, со временем его тревога будет только нарастать. А это чревато самыми серьезными последствиями.

Психолог Н. Соломахо:

Также нормально то, что ребенок боится умереть. Страх смерти – это биологический страх, он проявляется у всех людей. Есть возрастные периоды, когда этот страх возникает и проживается ребенком довольно активно. Родителям в такие периоды важно быть рядом с ребенком, выслушивать, отвечать на вопросы, оказывать поддержку, помогать пережить, прочувствовать этот страх. В таком случае страх постепенно ослабевает. Первые проявления страха смерти возникают в возрасте 4-5 лет, когда ребенок начинает понимать, что «все конечно». Ребенок переживает, что он умрет, а все останется как есть, солнце будет светить, трав зеленеть, птицы петь, а его не будет! Возникает страх одиночества, боязнь остаться одному без родителей. Смерть воспринимается, как то, что причиняет боль.

Второй этап актуализации страха смерти – это возраст 6-7 лет, когда ребенок понимает, что он растет, а мама и папа стареют и могут умереть. Ребенок не хочет взрослеть, а хочет оставаться всегда маленьким, чтобы мама и папа были молодыми. Третий этап – младший подростковый возраст, когда ребенок начинает осознавать, что если родители умрут, то он может остаться один, кто же будет его кормить, одевать, кто будет о нём заботиться и как ему дальше жить.

Что важно помнить родителям: страх смерти – естественный этап развития каждого человека, это нормально. Родители должны быть рядом, чтобы помочь справиться с переживаниями, отреагировать эмоции, просто поговорить, ответить на вопросы, оказать поддержку, выслушать. Специально разговаривать с ребенком на тему смерти без запроса ребенка и вопросов с его стороны не стоит. В данном случае важно идти за ребенком, за его потребностью получить информацию.

Почему у меня одна кукла/игрушка, а у друга целых пять?

Какие душераздирающие сцены и истерики можно нередко наблюдать у прилавков детского магазина. Дети просят, требуют, рыдают. Одни родители уступают и покупают 101 куклу, машинку и т.д. Другие – нервно объясняют ребенку, что на данный момент у них нет на эту покупку денег. Третьи, наклонившись к малышу, что-то говорят спокойным голосом и малыш успокаивается.

Стоит ли ребенку постоянно покупать много новых игрушек?

Некоторые родители очень переживают, что не могут приобрести ребенку очередную куклу или машинку из-за своего нестабильного финансового положения. Однако психологи убеждены, что большое количество игрушек делают ребенка рассеянным, ему трудно на чем-то определенном остановить свое внимание, он ничего не доводит до конца. Малышу быстро надоедает новое приобретение, и он требует следующего. Не стоит покупать слишком много игрушек, дабы не тормозить психическое и творческое развитие ребенка. Стоит детей с детства, чтобы он получал радость и счастье не от покупок, а от общения и настоящих ценностей.

Отказывая малышу в приобретении очередной игрушки, родители очень часто слышат вопрос: «Почему Васе покупают, а мне нет?» Можно объяснить малышу, что дома его ждут любимые игрушки, которыми он еще не наигрался. Что пять новых кукол не заменят ему обожаемого мишку. Что если мама сейчас скупит весь магазин, другие дети останутся без игрушек. Не помешает разъяснить ребенку, что в ваши планы входит в этом месяце купить папе новые ботинки. Непредвиденные траты могут не позволить этого сделать. Не стоит говорить, что у его друга богатые родители, а у вас таких денег нет. Вместо этого можно рассказать сказку о «золотой рыбке». Малыш, конечно же, не захочет быть похожим на жадную старуху.

Кого ты больше любишь сестру/брата или меня?

Чаще всего этот вопрос возникает у малыша, когда в семье появляется младший ребенок, или когда дети находятся в постоянном соперничестве, борясь за любовь родителей. В том и в другом случае родители должны спокойно объяснить малышу, что их любви хватит на всех. Несмотря на то, что детки такие разные, родители их любят одинаково. Ведь малыш тоже любит и папу, и маму. Взрослые должны объяснить ребенку, что они любят каждого члена семьи особой любовью, но их чувства к каждому из них безграничны.

Почему я — это я? Где я был, когда меня не было?

Этот философский вопрос интересует детей в возрасте от пяти лет и старше. При ответе на этот вопрос можно рассказать малышу о любви мамы и папы. О том, что они мечтали, чтобы эта любовь не исчезла, а осталась в их малыше. А позднее, чтобы она перешла к их внукам и правнукам. Благодаря силе этой любви на свет и появился такой замечательный, красивый, добрый, умный мальчик. А где же он был до того, как родился? Конечно же, в мыслях и мечтах мамы и папы.

Как нельзя отвечать на неловкие вопросы детей: мнения специалистов

Родители должны четко усвоить, что игнорировать вопросы детей нельзя ни в коем случае!

Несколько советов о том, как можно и как нельзя отвечать на неловкие вопросы детей:

  • Ответы на неудобные вопросы самых маленьких детей должны нести минимум полезной информации, чтобы ребенку не стало скучно и неинтересно. Однако и звучать, как отговорка они не должны. Нудный, длинный, научно аргументированный ответ утомит ребенка. Родительское красноречие не будет оценено по достоинству.
  • Психологи советуют, более старшим детям почаще задавать вопрос: «А как ты сам думаешь?». Этот вопрос поможет понять родителям, насколько ребенок информирован в данной теме и что именно он хочет узнать.
  • Родители дошкольников могут вместе с ребенком искать ответ в книгах. Таким образом, они воспитают у него любовь к чтению и подскажут ему еще один путь обретения знаний.
  • Не стоит злоупотреблять словом «не знаю». Иначе, став постарше, ребенок решит, что его родитель – «тупица». Но и врать малышу не стоит, даже когда он задает самый неудобный вопрос. Родители никогда не должны на вопрос ребенка отвечать фразами: «Отстань, я занят», «Мне сейчас не до тебя», «Твои вопросы мне надоели» и т.п.
  • Будьте терпимы и терпеливы.
  • Отвечать на заданный вопрос желательно сразу. Даже в том случае, когда вы не знаете на него ответа. Просто скажите малышу, что вы поняли его вопрос, а вот над ответом вам необходимо немного подумать. Малыш, скорее всего, будет удовлетворен. А вот возвращаться ли к этой теме – решать вам.
  • Если ваш ребенок один и тот же вопрос задает несколько раз, подумайте, может ему просто не хватает вашего внимания. Есть и второй вариант – возможно, вы ответили на этот вопрос так, что ребенок совершенно ничего не понял. Попытайтесь донести до него информацию в более доходчивой форме.

Правильно отвечать на детские «неудобные» вопросы – это целая наука. Не стоит смущаться, услышав от крохи подобный вопрос. Ни в коем случае не стыдите его за любопытство. Старайтесь быть доброжелательными и спокойными. Помогите своему ребенку разобраться и получить верное представление об окружающем его мире. Малыш подрастет и оценит ваши старания!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!