Женский журнал Ladyblue

Как помочь ребенку познавать мир. Ребенок познает окружающий мир

Консультация для родителей.

Тема: «Дети познают мир через игры».

Цель: формирование ответственности у родителей за развитие своих детей.
Задачи: донести до родителей информацию, что игра – это самый важный период в жизни ребенка.

Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна: «водить» машину, «скакать» на лошади, «лечить» животных и людей. Игра также открывает ему мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в системе игровых правил.
Игра - это символический язык, посредством которого ребенок проявляет и выражает себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например, в строителей, в водителей, в магазин, в больницу, и другие). Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему дошкольному возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего периода игр поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.

Принципы использования игр.
1.Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
2.Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
3.Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
4.В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5.Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6.Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.


Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно. В игре формируются основные личностные качества дошкольника: умение учитывать интересы других, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно действовать с игрушками, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших дворовых разновозрастных компаний, большинство семей имеют одного-двух детей. Чаще всего дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих, поэтому ребенку не у кого учиться игровой культуре.
С помощью взрослого ребенок способен овладеть все более сложными способами построения игры.

Психологи называют три способа, которыми может овладеть ребенок за период дошкольногодетства(от2до7):
-предметно-действенный способ построения игры;
-ролевой способ построения игры;
-сюжетосложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций с предметами (ложкой - кормить, расческой - причесывать и так далее). К трем годам дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы» и так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли. Ролевое поведение можно формировать с трехлетнего возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, дети способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому возраст в 5 лет можно определить как условную границу перехода к формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Поскольку дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.


Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
- тема игры должна отображать интересы ребенка;
- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения;
- взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Спасибо за внимание


Если весенним ясным утром вы переступите порог дома и окажетесь на улице, что именно привлечет ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший ваши волосы и взметнувший полы вашей одежды? Или, может, ваше внимание привлечет рев соседской машины и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберется поставить на это чудовище надежный глушитель?

Уверяю вас, вы не случайно выбрали объектом вашего внимания прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук. В нашей жизни мы естественно используем для познания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаем предпочтение одним, а не другим. Эта врожденная способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать - зрительный, слуховой или осязательный - и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врожденного приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.

Значительная часть нашего потенциала, определяющего наши последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом. Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, в также отсутствия интереса ко многим школьным предметам, вполне обосновано предполагают обратное. Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьезные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого чуть ли ни автоматом в самые престижные университеты, которые так и смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей есть возможность избавить свое чадо от столь печальной судьбы.

На протяжении нашей жизни мы познаем окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию - глазами, ушами или посредством осязания.
Для описания способов познания детьми используют такие термины, как "зритель", "слушатель" и "деятель".
Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками - теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, - и успешной учебой ребенка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьезного внимания со стороны родителей!

Есть ли какая-то связь между полом ребенка и приобретенным способом познания? Правда ли, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики? Здесь нет однозначного ответа. Видите ли, девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков. С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более четкое чувство пространства, чем у девочек. Таким образом, мальчики чаще всего относятся к зрителям, обладающими навыками, которые затем помогут им в школе, или к деятелям, которым учение не будет даваться легко.
Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин-спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов…..
Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированной виде, например, зритель-деятель, зритель-слушатель…. Вместе с тем, в нижеследующих описаниях вы найдете черты многих ваших знакомых и увидите, что значительное количество людей предпочитают один, вполне определенный и четко выраженный способ познания.

Основные особенности "Зрителя"

Зрители познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры.
Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев.
Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они играют в кубики, складывают картинки- паззлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук.
Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.
Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности "слушателя"

"Слушатели" познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.
Слушателей-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, "Мама, мама, можно мне?" или игры с отгадыванием слов. Они получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.
Так как основное внимание слушателей приковано к языку, ни могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

Основные особенности "деятеля"

"Деятели" познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры - плечей, рук, ног, стопы и пр.
Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат, тискают, подбрасывают…. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.
Основные проблемы, с которыми "деятели" сталкиваются - это неспособность на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль - активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные "деятели" неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, их темперамент, обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний не готовы бороться с трудностями. "Деятели" эмоционально неустойчивы - гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.
"Деятели" постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Ваш ребенок познает мир.

Консультация для родителей

Воспитатель: Борисова Марина Валерьевна

Малыш подрос, ему три года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы.

Здравствуй, возраст почемучек! Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобрать то, что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и обсуждения?

Существуют принципы, лежащие в основе любых занятий с детьми 3 - 5 лет, в том числе и при ознакомлении с окружающим. Их несколько.

Во первых, важно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств является абсолютно естественным, в то время как дети только начинают овладевать ими. Выдающимся детским психологом Леонидом Абрамовичем Венгером и его лучшей ученицей, замечательным ученым Ольгой Михайловной Дъяченко было доказано, что усвоение и использование этих «орудий ума» является основной движущей силой развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

Например, ребенок учится различать диких и домашних животных. Для малышей это пока очень трудная задача, ведь им нужно выделить, чем отличаются одни от других. На помощь приходят условные обозначения дома и леса, опираясь на которые ребенку легче разделить животных на две группы, так как сразу видны их существенные различия.

Во - вторых, каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те же сферы действительности и человеческой культуры, с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личного становления. Важно «не перескакивать» через этапы (например, учить малыша читать и считать с трех лет), а позволить ему полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Для младших дошкольников (с 3-х до 4-х лет) такими существенными вещами являются знакомство с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной), Их использование для анализа окружающих предметов, обогащение чувственного опыта ребенка через слух, зрение, обоняние, осязание.

В - третьих, общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы. Обобщать полученные представления. делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения . Для того чтобы образовательная работы не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносила радость и детям, и взрослым, задания даются в форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.

Человеческие знания огромны, и, для того чтобы лучше структурировать их познание, в науке принято деление на четыре основные сферы: представление о себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире .

Что же стоит за этими понятиями и как лучше знакомить с нами ребенка?

Представления о себе в психологии называются самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире . Именно к трем годам ребенок начинает осознавать себя как представителя человеческого орда и одновременно уникальную неповторимую личность. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу дальнейшего развития личности. Многие психологи полагают, что именно в это время рождается личность, поэтому возраст 3-4 лет считается кризисным.

Наши занятия и повседневная жизнь должны быть направлены на то, чтобы помочь маленькому человеку предотвратить этот бурный этап и подняться на новую ступеньку развития.

Представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях. К этой области относятся нормы поведения в общественных местах, на улице, дома, знание профессий, а также явлений культуры: театра, библиотеки, музея, цирка и т.д .

Круг представлений маленького ребенка достаточно узок и ограничивается личными впечатлениями. Традиционно с этой областью дети знакомятся по произведениям детской литературы. Беседуя с ребенком после чтения книги, постарайтесь выяснить, а как бы он поступил в той или иной ситуации, почему. Не только знание норм определяет поведение ребенка; важно, чтобы он сам прочувствовал, как говорится, пропустил через себя те или иные переживания. Маленький ребенок 3-5 лет пока еще сосредоточен на себе, эгоцентричен, ему трудно понять, что чувствуют другие, как относиться к этому, как проявлять свои собственные переживания в форме, принятой в обществе.

Знакомство с профессиями, правилами поведения и явлениями культуры также происходит с помощью произведений детской литературы. Однако этого недостаточно. Прежде всего необходимо опираться на собственный ответ ребенка. Для этого поиграйте с ним по ролям наиболее интересные фрагменты сказки или рассказа, в которых отчетливо проступают нравственные нормы, необходимость сопереживания другим, умение решительно вести себя в трудной ситуации.

Младшие и средние дошкольники, как правило, редко бывают в музеях, театрах, библиотеках и не знакомы с нормами поведения в подобных общественных местах. Малышам важнее всего научиться вести себя на улице, в магазине, поликлинике, детском учреждении, дома

Рукотворный мир познается ребенком и, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3-х лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.

Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребенку интересен окружающий мир, и он пытается разобраться в нем. Для малыша это, прежде всего предметы обихода и игрушки. На множество вопросов ребенок ищет ответы самостоятельно. Цель взрослого - помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло.

К 4-м годам дети уже активно играют, придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли: мамы, папы, врача, продавца. Мир людей и человеческих отношений становится более интересным, чем предметный. Самое время заняться созданием пространства для ребенка. С этой целью хорошо было бы оборудовать уголок его личных вещей. С целью закрепления и эмоционального проживания полученных представлений используйте книги «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Вредные советы» Г.Остера и др.

Еще одной сферой человеческих познаний, с которой знакомится ребенок, является нерукотворный мир . К нему относится живая и неживая природа . В период от 3-х до 5-ти лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни и года, знакомятся с элементами экологии, времени, узнают о свойствах воды, воздуха, тепла и света, наблюдают за природными явлениями. Трудно перечислить все, с чем сталкивается ребенок при общении с миром природы и как много способов ее познания.

Заканчивая разговор о средствах и способах развития представлений детей 3-5 лет о себе и окружающем мире, хочется подчеркнуть, что наиболее важным является соблюдение интересов ребенка, возможностей и потребностей его возраста. Хотелось бы, чтобы родители не стремились скорее посадить малыша за парту, а попытались развить его, показав все многообразие и богатство окружающего мира, дав ему в руки орудия для познания.


С самого рождения ребенок обучается новым навыкам с помощью окружающих его предметов и людей. Любящие родители стремятся развивать ребенка всеми доступными средствами - покупают полезные игрушки, практикуют методики раннего развития. Чтобы сделать этот процесс наиболее продуктивным, рассмотрим некоторые рекомендации и узнаем подробности о популярных методиках развития.

Как сделать любую игру развивающей?

В силах родителей сделать так, чтобы любая, даже самая простая игра, стала полезной для развития крохи. Для этого необходимо прислушаться к следующим советам:

Не заставляйте малыша играть, если ему не хочется. Ни в коем случае не обижайте малыша оскорбительными заявлениями типа «Ты невнимателен», «Ты глупый» и т. п. Игра должна радовать малыша и приносить ему удовольствие. Нужно сделать все возможное, чтобы ребенок искренне заинтересовался игровым процессом, только тогда развивающая игра будет полезна.

Позвольте ребенку проявить самостоятельность. Во время творческих игр не рисуйте и не лепите за ребенка, лучше покажите, как надо что-то сделать на своем примере. Наберитесь терпения и не подсказывайте малышу во время выполнения им логических заданий. Иначе малыш не сможет проявить свою смекалку и творческие способности - он будет ждать вашей подсказки.

Начинайте обучение новым навыкам с простых задач, решение которых доступно малышу. Усложняйте игру постепенно, а при необходимости сделайте перерыв на несколько дней, чтобы малыш отдохнул и с новыми силами вникал в обучающий процесс.

Если малышу не нравится игра, «забудьте» о ней на несколько недель или даже месяцев. Возможно, кроха еще не готов к ней. Возвращение к позабытой игре будет аналогично встрече со старым знакомым и, скорее всего, ребенок отнесется к ней с большим энтузиазмом, чем прежде.

Включайте элемент волшебства в каждую игру. Пусть плюшевый медвежонок в ваших руках «расскажет» правила игры смешным голосом, а про рисунок или фигурку из пластилина, сделанные ребенком, сочините интересную сказку и расскажите малышу.

Не сдерживайте двигательную активность ребенка во время игры. Не заставляйте его сидеть за письменным столом, если он хочет играть на полу или побегать несколько минут. Игра не должна быть обязательством, ограничивающим желания крохи.

Приступайте к усложненному варианту игры только тогда, когда предыдущий этап полностью освоен, ведь усложненное задание направлено на совершенствование полученных ранее знаний.

Сензитивные периоды развития ребенка

Сензитивные периоды - термин, введенный Марией Монтессори, так специалисты называют этапы развития малыша, в течение которых он наилучшим образом усваивает те или иные навыки и виды деятельности. Эти периоды могут быть немного сдвинуты у каждого ребенка, ввиду его индивидуальных особенностей, но общие рамки определены следующим образом:

Развитие речи

На протяжении первого года жизни малыш активно прислушивается к речи взрослых, впитывает ее как губка. А вот после года начинает практиковать владение речью и расширяет свой словарный запас. Как правило, к 2,5–3 годам ребенок уже общается предложениями. В 4 года ребенка уже можно заинтересовать письмом и чтением. Родителям в этом помогают многочисленные наборы карточек с буквами, красочные, клеенчатые или другие оригинальные книжки.

Сенсорное развитие

С рождения малыш слышит, видит, осязает, чувствует вкус и ощущает все другие чувства, присущие каждому человеку. Однако ему необходимо совершенствовать сенсорное восприятие, осваивая окружающий мир. Среди детских игрушек ELC вы найдете самые разнообразные варианты для сенсорного развития. Это и музыкальные мобили, и коврики для самых маленьких малышей, и пирамиды, мозаики, пазлы для детей постарше, и многие другие игры, которые научат ребенка различать цвета, формы, характеристики предметов и живых существ.

Двигательная активность

Здоровый ребенок не может долго сидеть на месте. Движение - его обычное состояние. Во время физической активности организм ребенка насыщается кислородом и активно развивается. То же можно сказать и о мозговой деятельности. На первом году жизни кроха учится управлять собственным телом и его частями - садиться, вставать, ходить, бегать. На втором году жизни малыш активно развивает движения рук, осваивает действия с предметами. В 3 года ребенок не просто крутит вещь в руках, а действует осмысленно, применяя предмет по назначению. В 4 года ребенок по своей двигательной активности почти не уступает взрослому человеку. На каждом этапе развития крохе помогают игрушки. Для активных игр незаменимы мячи, машины-толокары, каталки и другие игры, требующие движения.

Выбираем методику раннего развития

Большинство известных методик раннего развития разработали родители для своих детей, а затем поделились ими со всем миром. Соответственно, каждый родитель, играя с малышом, может найти свой метод развития, подходящий именно его ребенку. Здесь важно не упустить момент: с рождения и до 6 лет малыш лучше всего усваивает новую информацию.

Среди современных методик раннего развития наибольшей популярностью пользуются:

Методика Глена Домана. Получила наибольшее распространение в США. Популярен этот метод и в России. Суть обучающего процесса в том, чтобы систематически демонстрировать малышу карточки с изображением растений, животных, продуктов и других предметов и подписанным ниже названием. Постоянно просматривая карточки, малыш запоминает, как пишется слово и что оно обозначает. Таким образом, ребенок учится читать сразу целыми словами.

Методика Марии Монтессори заслужила признание миллионов родителей во всем мире. Метод Монтессори заключается в том, чтобы обучать малышей самым разным навыкам - от простых действий руками до арифметики в естественных условиях, не заставляя его выполнять определенные действия. Достаточно поместить малыша в подготовленную среду, соответствующую его психологическим потребностям.

Методика Никитиных основана на ранней тренировке интеллекта и физических навыков. Эта семейная пара стремилась сочетать физические и умственные упражнения, чтобы добиться наиболее эффективного усвоения навыков.

Кубики Зайцева знакомы современным родителям из собственного детства. Этот метод используется в обучении дошколят чтению довольно давно. Малыша складывают кубики с буквами, а родители, напевая, произносят легкие слоги. Постепенно малыши запоминают как отдельные буквы, так и слоги в ненавязчивой игровой форме.

Методика Масару Ибука. Автор методики - основатель компании «Sony», известный японский предприниматель, считал, что в первые три года жизни ребенка можно научить всему чему угодно. Рисовать картины, складывать цифры, читать слова, плавать и многим другим навыкам. Масару Ибука даже посвятил своему методу несколько книг, одна из них - «После трех уже поздно» получила широкое распространение.

Нравится

Ученые давно занимаются исследованием, как происходит познание мира ребенком , но по-прежнему этот процесс до конца не изучен. Например, замечено, что маленькие детки обладают колоссальной интуицией: они сходу определяют, кто из взрослых по-настоящему любит их и интересуется ими, а кто притворяется. Спросите любого актера, с какой аудиторией ему легче работать – с взрослой или детской? Конечно, с взрослой! А почему? Потому что детей не обманешь, они издалека чувствуют фальшь, поэтому «схалтурить» не получится, на сцене детского театра нужно жить!

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста

Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, можно понаблюдать за малышами. В основном познание мира ребенком начинается в двухлетнем возрасте. Все, что его окружает, становится объектом исследования: игрушки, домашние животные, люди, обстановка и т.д.

Его опыт нельзя назвать упорядоченным, ведь малыши не систематизируют свои знания, а лишь получают впечатления, но это очень важно для последующего восприятия мира. Информация, запечатленная в сознании в нежном возрасте, становится основой, стержнем, на который «нанизываются» дальнейшие знания об окружающем.

Именно в этот период нужно расширять кругозор ребенка, знакомить его с разными сферами быта. Хорошо, если родители дают пояснения, обращая внимание малыша на людей, которые живут рядом, называя своими именами вещи. Полезно говорить ребенку: «Ты – Коля. Где у Коли глазки, ручки? и т.д.» Так происходит самоидентификация малыша в мире.

К трем годам познание мира ребенком приводит его к освоению природы, окружающей среды. В привычной обстановке он уже ориентируется хорошо, а вот мир парка, леса, общественных мест становится для него истинным открытием! Взрослым стоит привлекать его внимание к разным явлениям природы: ветру, снегу, дождю.

Полезно вместе с ребенком наблюдать за поведением животных, например, в зоопарке. Покажите, как звери заботятся о своих детках, как купаются, кушают и т.д. Для малышей это ново и очень интересно!

С пяти-шести лет познание окружающего мира детьми дошкольного возраста может происходить в путешествиях. Они уже достаточно разумны, любопытны, впечатлительны, способны надолго удерживать в памяти информацию о достопримечательностях. Путешествия – замечательное средство для развития кругозора, памяти, речи детей, источник новых знаний о традициях и образе жизни других народов и стран.

Деятельное познание ребенком окружающего мира

Лучше всего окружающий мир дети познают, активно воздействуя на него. Важно, чтобы с самого раннего возраста в них формировалось чувство ответственности за свои поступки. Какие действия полезны для познания мира ребенком ?

  • . Давая детям посильные задания по расчистке дорожек от снега, созданию весенних запруд с целью снегоотведения и т.д., взрослые показывают, что собственным трудом человек может преображать окружающий мир
  • Уход за живыми существами. Наличие животных в доме или в приусадебном хозяйстве – отличный способ приобщить ребенка к уходу за ними и изучению их повадок, привычек. Нужно заинтересовать ребенка наблюдением за «братьями меньшими», показать, как они отзывчивы на доброту и ласковое слово, как бескорыстно служат человеку
  • Работа в саду и огороде, комнатное цветоводство. Если с юного возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке в саду, это благотворно скажется на его мировосприятии. С каким удовольствием малыши поливают свои морковки и огурчики, с какой гордостью угощают ими мам и пап! Да и дома уход за собственным, «самым лучшим», цветком доставит им много радости.

Постарайтесь сделать все для того, чтобы превратилось в увлекательный процесс, в котором он сам сможет поучаствовать!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!