Женский журнал Ladyblue

Как правильно давать карманные деньги ребенку. Самоучитель семейных финансов для детей

Привет всем! Друзья, подумайте, когда лучше всего чему-либо учиться? Наверное, вы согласитесь, что все нужно делать вовремя. И учиться лучше заранее, чтобы, когда придет время и появится необходимость, проявить на деле свои знания и умение. И это как нельзя лучше относится к деньгам. Учить правильно ими распоряжаться нужно не тогда, когда ребенок вырастает и получает свою первую зарплату, а в детстве, чтобы он точно знал, на что и как тратить кровно заработанные. И как раз об этом мы сегодня поговорим: нужно ли давать детям карманные деньги и сколько.

Научить понимать ценность, как вещей, так и денег, нужно в несколько этапов:

  • Показать, что каждая вещь что-то стоит – первоочередная задача, с которой нелегко справиться и родителям совсем маленьких карапузов, и тем, кто начал воспитывать своих детей-школьников. Что при этом поможет?

Покажу на примере. Проиграйте ситуацию: договоритесь о том, что при покупке новой игрушки малыш должен отдать 2 старые игрушки. В дальнейшем ребенок сможет вернуть старую игрушку, если она ему очень нужна за 2 другие. И говорите, что вы покупаете за те игрушки, что взяли. Пусть кроха поймет, что покупка – это возмещение «потерянного». Если же малыш повзрослее, тогда все просто, обращайте внимание на ценники, расскажите про денежки, и зачем они водятся в кошельке, и что приходится вам трудиться, чтобы их заработать.

  • Когда освоено слово «купить», пора переходить ко второму этапу, а именно, самостоятельно распоряжаться копеечками.

Как это сделать? Начните выдавать малышу копеечки, параллельно рассказывая и показывая, на что их можно потратить. Например, можно купить цветные карандаши или набор воздушных шариков, или сразу 2 вещи: мелки и бантик. Что выберет карапуз? Спросите его, почему именно это? Покажите, как вы мыслите, выбирая бантики или карандаши.

  • Еще один этап – научить ждать, идти на компромисс или договариваться, чтобы получить желаемое.

О чем я? Смотрите, вы предложили товары, на которые кроха может потратить свои карманные деньги. А что, если то, что он хочет купить, дороже, и у него пока нет нужной суммы? Покажите ему, что ситуация не безнадежная и в ней есть, как минимум 3 выхода:

  1. Накопить;
  2. Купить дешевле подобный предмет;
  3. Договориться с вами, чтобы вы выдали ему сейчас деньги за несколько дней, но потом не требовал их.

Подскажите, как действовать по каждому пункту. И пусть сам кроха решит, как ему поступить, а вы помогите ему в этом, поддержав любое его решение! Если у малыша появится финансовая цель, он должен знать, как правильно к ней стремиться и какие в его арсенале есть средства.

И еще раз подчеркну, что деньги выдаются по вашему усмотрению, раз в день, раз в месяц или неделю. Но эти средства именно на расходы маленького на ЕГО усмотрение! Тратит на пустяки? Да и ладно! Это – его деньги, на что хочет, на то пусть и расходует их. Не считайте его расходы! Но помогите (без нотаций и нравоучений) ему самому их рассчитать и подумать, доволен ли он своими приобретениями. Это станет основанием для того, чтобы научить кроху планировать свой бюджет.

С детьми школьного возраста

Здесь еще проще. Главная задача родителя — определить день и сумму выдачи денег на карманные расходы. И просто вручать их не привязываясь к результату. Многие родители дают денюжку с оговоркой: это тебе на что-то полезное, можешь тратить на что хочешь, но что-то полезное. Дают и боятся при этом, что он «спустит» их. Но в ваших интересах списать эти деньги сразу в убыток, и надеяться, что ребенок будет покупать не что-то благоразумное, а что-то глупое.

Эти деньги ребенок должен потратить на прихоть, на что-то не нужное, на что-то глупое, на что-то вредное для получения опыта. И не спрашивайте как он потратил деньги, вообще не вмешивайтесь, не нарушайте тонкую-тонкую ниточку — мысль об эффективности траты денег, которая развивается у ребенка в голове. Ребенок начинает думать по-взрослому.

Таким образом, если вы не смогли его подготовить ко всем соблазнам, чтобы глупости не были ценными для него, то на этом этапе ребенку придется самому получать опыт. А вам придется финансировать этот опыт. Чем меньше будете вмешиваться, не будете нарушать его мысли, тем быстрее он научится и, возможно, сам придет к вам поделится мыслями и почерпнуть что-то от вас.

Если же ограничивать, давить на чувство вины, то толку не будет, наоборот, ребенок не сможет проанализировать ошибку, никогда не поймет сам глупость это или нет, а лишь будет думать, что скажет мама.

Тот опыт, который вы не смогли ему дать, то он должен проходить сам. Если вы сказали, что курение плохо, а он не понял, то есть вы не смогли донести до ребенка опасность, то Благоразумное вы можете купить ему и сами.

А если малыш деньги тратит впустую?

Кстати, карманные средства – это не то, чем вы оплачиваете школьные обеды или кружки. Это те финансы, которые карапуз потратит на свое «хочу». Но что, если он не учится, и из года в год тратит на свои пустые хотелки все, что имеет? Сами аккуратно, ненавязчиво, поставьте перед ребенком заманчивую для него цель: новые дорогие краски, приставку, телефон, классные кроссы. Кстати, ненавязчиво, это значит, без нажима и последующего контроля!

Совсем иное дело, если малыш сознательно возьмет из тех денег, что вы выделили на обеды или что другое нужное. Как быть? Пусть осознает, что он взял ваши средства, потратил не свои, а чужие. Предложите ему выход: отдать из своих кровных, или вовсе обойтись (не без обеда, естественно, а без кружка или запланированной вами покупки). И, кстати, если этот вопрос затрагивает еще какое-либо лицо, например, преподавателя, друга маленького и т.д., пусть он сам оправдывается перед ним, краснеет и пыхтит. Зато поймет и раз и навсегда зарубит на собственном носу, к чему приводит такое поведение.

Еще момент, который достоин внимания. Если вы в состоянии давать достаточные суммы своему карапузу, расскажите (без запугивания), что есть опасность, что его могут обокрасть. Что делать ему? Лишний раз не хвастаться, не пылить купюрами без необходимости. Безопасно использовать – это значит, защитить себя и свои деньги от лишних трат и воровства.

Поделитесь, что именно вы делаете, чтобы ваши маленькие были осведомлены в этом вопросе.

Оставайтесь другом сайта, подписывайтесь на новые статьи и приглашайте всех тех, кто хочет научиться стать лучшим родителем! А на сегодня все! До встречи!

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

в семейную библиотеку

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться": полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Узнайте еще 5 финансовых ошибок


Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Зачем они ребенку? - возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? - спросят другие родители. А если не давать деньги детям? - поинтересуется кто-то.

Зачем ребенку деньги?

Отвечая на этот вопрос, многие и родители, и психологи убеждены: чтобы тоже чувствовать себя личностью, которой неунизительно жить в мире самодостаточных взрослых. Если ребенок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции. У него может развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности.

Противники карманных денег полагают, что, пока ребенок мал возрастом, все необходимое ему должны покупать взрослые. Сам же он не сможет сделать правильный выбор, потому надо избавить его от этой ответственности. Кроме того, если ему регулярно давать на карманные расходы какие-то, пусть даже маленькие суммы, он постепенно станет капризным, балованным существом, не способным сдерживать свои желания. Когда ребенок подрастет, он должен зарабатывать самостоятельно. Противники карманных денег любят ссылаться на американский опыт. Родители-миллионеры не дают своим отпрыскам ни копейки, а заставляют их идти на заработки курьерами, посыльными, мойщиками машин. Ведь только так можно узнать истинную ценность денег и суровую изнанку жизни.

Своя правота есть у сторонников и той, и другой точки зрения. Так же как и оборотную сторону имеет каждый из вариантов.

Можно, конечно, не давать ребенку деньги, а взять инициативу по удовлетворению всех желаний маленького человека в свои руки. Этим вы, с одной стороны, покажете ему свою власть и не пойдете на поводу у его капризного "я". А с другой стороны - можете породить в нем, помимо чувства обиды и зависти, привычку во всем полагаться исключительно на вас.

Есть и другой путь. Не только дать отпрыску деньги на карманные расходы, но и возвести это в привычку. Конечно, дите обрадуется (правда, со временем эта радость станет для него рутинным состоянием), а вы таким образом, возможно, воспитаете в нем элементы самостоятельности. Но вполне может быть, что ваше решение станет еще одним шагом на пути превращения его в балованное непослушное существо.

Так что каждому родителю придется самому искать золотую середину в дилемме: давать или не давать карманные деньги.

Давать деньги можно, если...

Он понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают чадам о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

Он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель. Будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным.

Он умеет ходить в магазин. То есть прежде чем более-менее регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.

Ребенок не дорос до карманных денег, если...

Он слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у деток обеспеченных родителей, которые не знают счета деньгам. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы дите этого не замечало.

Он не умеет отказываться от мелких желаний ради "высокой цели". Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, он отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку.

Он неуправляемый. Если ребенок плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу. Он может уверовать, что деньги даются просто так, а ни за какие-то заслуги.

За что платите вы?

Этот вопрос родителям не мешало бы задать себе, когда они будут решать судьбу карманных денег. Вы хотите воспитать в нем самостоятельность? Или это тест на сознательность? Или таким образом вы отстраняетесь от интересов ребенка, оставляя его один на один с его желаниями?

Хуже всего, когда родители карманными деньгами пытаются откупиться от проблем и забот, связанных с ребенком. К подобному шагу часто прибегают бизнесмены-отцы, не желающие тратить время на воспитание своих чад и таким образом самоутверждающиеся как перед детьми, так и перед собой.

В одной семье отец каждую пятерку, полученную сыном в школе, стимулировал финансовыми вливаниями. А за каждую двойку отбирал то, что оставалось (как правило, не оставалось ничего). "Я наказываю его рублем", - объяснял он свою тактику.

За те четыре года, что использовалась эта тактика, сын проделал заметную эволюцию в худшую сторону. Причем ухудшение проявлялось в поступках и качествах, связанных именно с денежной проблемой. Он участвовал в налете молодежной банды на торговую палатку с целью ее ограбления, и только состоятельность его родителей спасла подростка от попадания в колонию.

Не стоит давать ребенку карманные деньги раньше, чем он начнет ходить в школу. Все-таки детсадовец должен играть в игрушки, а не считать свои доходы.

Если вы решили, что ваш отпрыск имеет право на карманные расходы, постарайтесь, чтобы это не было уступкой его шантажу. Иначе подрастающий шантажист решит, что достаточно "поднажать на предков" - и все получишь.

Конечно, сумма, которую вы дадите ребенку, зависит от достатка вашей семьи. И все же не забывайте, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много по определению.

Переходя на денежные отношения, увеличьте обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым распоряжаться некоторой суммой по своему усмотрению, значит, он вполне дорос и до каких-то домашних дел.

Если же вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните (и ему, и себе), почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.

Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Иначе очень скоро ребенок за "просто так" не захочет ни учить историю, ни мыть посуду.

Скорее надо поощрять его хорошее поведение, старательность, желание помогать. Поэтому вполне можно "наказывать рублем" грубияна. Он должен понимать, что если он обидел родителей, подрался в школе, то не заслуживает материального поощрения. Все-таки выдавая ребенку какую-то сумму, вы должны приучать его, что деньги надо зарабатывать.

У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли карманные деньги детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно .

Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность, готовить ко взрослой жизни. Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность.

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы.

Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта.

Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом. Финансовая потеря – один из жизненных уроков. Ребенок сам сделает выводы из своих неудачных трат.

Заведите детскую копилку.

Пусть ребенок научится часть денег откладывать впрок. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами ему очень пригодится в жизни.

Если новая купленная ребенком вещь вскоре валяется, где попало, объясните ему, что от каждого потраченного рубля должна быть реальная польза, даже если это и развлечение. А если покупка не нужна, то и не стоит на нее давать лишние деньги.

  • Согласовывайте методы финансового воспитания в семье без присутствия ребенка. Иначе он выберет не столько полезную, сколько выгодную для себя позицию.
  • Не ругайте ребенка за неправильно потраченные деньги. Лучше дайте хороший совет. Пусть ребенок поймет, что вы – не враг ему, а друг, который хочет искренне помочь.

Если у малыша не хватает денег на качественную покупку, добавьте сколько надо. При нехватке нужной суммы объясните, что лучше подождать, пока сумма накопится, чем приобрести вещь сомнительного качества. Ведь она очень быстро выйдет из строя.

Если родители рассказывают детям о своей работе, приходит понимание, что зарабатывание денег – большой труд, и никому не придет в голову попусту их тратить.

В Америке богатые родители учат своих детей грамотно распоряжаться финансами с детства. Они отправляют их мыть посуду в ресторане, работать курьерами или посыльными, мыть машины. Именно так богатые наследники узнают истинную ценность деньгам.

Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ

Доводы ЗА

  1. Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
  2. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.
  3. Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что чадо начинает воровать у семьи, а позже и у друзей.

Доводы ПРОТИВ

  1. Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.
  2. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье.

Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами.

Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Психолог консультант Анна Арутюнян рекомендует выдавать детям столько, чтобы им хватало на необходимые траты. Например, 10 или 20 рублей будет слишком мало, 200 – 300 рублей будет оптимальной суммой. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

С какого возраста давать карманные деньги ребенку

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин. Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность. А это — первые шаги во взрослую жизнь.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно )
  • Выдавать порционно, по мере необходимости

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы своего чада, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Вмешиваться нужно, когда деньги ребенку выдаются, но вы не видите материальных результатов, куда они уходят. Отговорки типа – дискотеки, сладости и то, что невозможно проверить, должны настораживать.

Доверяя малышу управление собственными деньгами, родители уже могут переводить его и на новую ступень домашних дел. Если он достаточно вырос до обладания карманными деньгами, то, вполне дорос и до нормальной помощи в домашних обязанностях.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание- получи денежки. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Если первокласснику достаточно скромной суммы, то мотивация подростка будет стоить намного дороже. Дальше – больше. Во сколько же обойдется родителям поступление чада в выбранный ими ВУЗ? Примерно такая же ситуация сложится и с домашними обязанностями — потом не нужно удивляться, когда взрослые дети откажут в помощи обедневшим престарелым родителям, как правило это и только.

Оптимальный выход — стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

  1. Выдавать карманные деньги детям нужно стабильно и своевременно. Пропуски в выплатах или отсрочка воспитают в ребенке финансовую безответственность.
  2. Ребенок должен знать, на какие именно расходы ему дают деньги.
  3. Не лишайте малыша карманных денег в наказание за проступок.
  4. Не меняйте установленных правил. Если размер карманных средств уменьшился, объясните причину и добейтесь взаимопонимания. Все изменения в выплатах карманных денег согласовывайте с ребенком.
  5. Не компенсируйте чаду попусту растраченные или утерянные по невнимательности деньги. Это научит быть его собранным и серьезным.
  6. Малыш не должен никому показывать, сколько у него наличных денег.
  7. Нельзя брать деньги в долг или давать, особенно незнакомым.

В современном мире дети все понимают, что деньги – не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить. Задача родителей – учить детей этому с малых лет. И карманные деньги – путь к практическим урокам жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Разберемся как правильно реагировать, если вдруг выясняется, что ребенок ворует деньги. Чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.

Мультик для детей: Что такое деньги?

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет . Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?


Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Сколько денег давать ребенку?


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Необходимые меры безопасности

  • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
  • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
  • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
  • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
  • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!