Женский журнал Ladyblue

Как приучить ребенка к горшку: в каком возрасте, советы и рекомендации. Когда следует приучать ребенка к горшку

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нет строго определенных правил и возраста, у всех детей это происходит по-разному. Более возбудимые дети привыкают к горшку позже, чем дети-оптимисты. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе. Сложно приучить к горшку "памперсных" детей.

Чтобы малыш научился пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Необходимо также научить ребенка просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут, что не удается раньше годовалого возраста.

В течение первого года большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама легко "поймает" этот момент и посадит на горшок. Однако это не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов - значит, настало время приучать ребенка к горшку. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. Но не переусердствуйте! Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.

Самое главное, что должны понять родители: возраст, в котором нужно начинать приучать ребенка к горшку, зависит от его развития. Желание или нежелание родителей, тип подгузников, характер ребенка - не главное в этом процессе. Все определяется созреванием нервной системы. Ведь именно она обеспечивает контроль за физиологическими отправлениями и вообще приобретение всех гигиенических навыков у ребенка. Поэтому сегодня врачи советуют: перед тем, как приучать малыша пользоваться горшком, дождитесь, чтобы он научился ходить, нагибаться и поднимать небольшие предметы. Легче начинать обучение, когда ребенок не только хорошо понимает слова, но и сам начинает их произносить и может объяснить родителям, чего он хочет.

После двух лет дети начинают проситься на горшок сами. Приглядитесь к своему ребенку: может быть он произносит какое-то слово или звук, делает какой-либо знак, сжимает ножки, снимает штанишки и т.д. Если будете внимательны, то выиграете время. Если же ребенок сопротивляется и не хочет пользоваться горшком, то не надо его заставлять или наказывать за это. На некоторое время стоит оставить ребенка в покое, но потом повторяйте процедуру в определенные часы, но только на несколько минут.

Постарайтесь выяснить причину такого нежелания: горшок может быть холодный, неудобный - слишком большой или слишком маленький. Можно сшить на горшок чехольчик (если горшок металлический, и ребенку холодно на нем сидеть), который зимой ложить на батарею, что согреть. Если же просто ставить горшок на батарею, то можно его перегреть и обжечь ребенка.

Сейчас продаются очень удобные и красивые горшки (для мальчиков есть специальные). Есть очень удобные детские накладки на унитаз.
С первых дней жизни приучайте детей к сухой одежде, мокрое белье сменяйте как можно быстрее. Малыш привыкнет к этому (к хорошему привыкают быстро) и будет испытывать неудобство, если колготки или ползунки будут влажными. Искренне радуйтесь, когда у ребенка получилось "сходить" в горшок. Вашему малышу захочется порадовать вас еще раз. Приучайте ребенка "ходить в туалет" в разных местах, чтобы не возить с собой горшок, если вы много путешествуете.

Для того, чтобы простыни ночью были сухими, не надо давать ребенку на ночь много пить, приучайте малыша к посещению туалета перед сном. Многие дети с 2,5 до 3 лет сами перестают мочиться по ночам. Если же эта проблема у вашего малыша не решена, не стоит расстраиваться раньше времени. До 5 лет нет основания говорить о какой-либо патологии.

Как много времени уходит на то, чтобы приучить ребенка пользоваться горшком?

Сроки обучения могут колебаться. Одному ребенку понадобится несколько месяцев, а другие могут научиться пользоваться горшком значительно быстрее.

Приучить ребенка к горшку - это очень трудная и ответственная задача. Ведь научить ребенка садиться на горшок - это воспитание терпения … у мамы. Будьте к своему ребенку мягкой и нежной, внимательной и выдержанной, тогда ваш ребенок легко и скорее рано, чем поздно, приучится к чистоплотности. Ваше терпение будет вознаграждено.

Тест "Пора на горшок?"

1. Малыш уже может оставаться сухим около двух часов, а то и больше?
2. Он просыпается сухим после дневного сна?
3. Малыш знаками или словами дает понять, что настало время сходить в туалет?
4. Он ходит в туалет по определенному "графику"?
5. Он не любит оставаться в грязных подгузниках и выражает желание их сменить?
6. Малыш уже научился снимать и надевать штанишки, входить в туалет и выходить из него?
7. Ваш ребенок просит надевать ему "штанишки для взрослых"?

Если вы ответили положительно на 3 и более вопросов, то можно начинать приучать ребенка к горшку.

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Рутина и привычки у детей, в том числе выполнение работы по дому и другие обязанности, как правило, формируются к 9 годам и больше не меняются значительным образом. У большинства детей к третьему классу уже устойчиво формируется понятие о том, что ему нужно делать, а что - нет. В ходе данного исследования американские специалисты опросили около 50 000 семей.

Поэтому психологи рекомендуют приучать ребенка к порядку с ранних лет. Многие родители пытаются как можно больше продлить счастливое детство своих чад, объясняя это тем, что в дальнейшем им придется еще хлебнуть взрослой жизни, так пусть отдыхают, когда есть время. Конечно, благие намерения родителей можно понять. Помимо этого, родители боятся доверять ребенку те или иные домашние обязанности, потому что они переживают за безопасность своих детей или что ребенок будет расстроен, если у него что-то не получится.

Однако необходимо понимать, что неудачи - это неотъемлемая часть любого процесса обучения. И говорить "Я не хочу, чтобы моего ребенка расстраивали неудачи" - все равно что сказать "Я не хочу, чтобы мой ребенок учился". И дети, и взрослые учатся на ошибках. Поэтому не бойтесь понемногу учить ребенка быть самостоятельным и ответственным.

Домашние обязанности ребенка - это неотъемлемая часть воспитания и формирования самостоятельности и ответственности. А чтобы родители могли ориентироваться в том, в каком возрасте и что ребенок должен уметь делать самостоятельно, а также как правильно приучить ребенка к порядку и самостоятельности, психологи рекомендуют использовать нижеприведенную схему.

Ребенок дошкольного возраста:

Детям такого возраста родители представляют понятие совместное ответственности за поддержание порядка в доме и уходом за собой. В таком возрасте для детей уборка - это игра. Не забывайте хвалить малыша за выполненное задание. Чему необходимо научить ребенка дошкольного возраста:

  • убирать игрушки;
  • самостоятельно выбирать одежду (из предложенных Вами вариантов);
  • помогать убирать со стола;
  • чистить зубы;
  • накрывать на стол;
  • вытирать пыль;
  • застилать свою постель.

Не критикуйте ребенка за неидеально проделанную работу и не заставляйте его переделывать то, что он сделал не совсем так, как Вам бы этого хотелось. Помните, что в процессе обучения навыки совершенствуются, а способствует этому не критика, а похвала. Чему необходимо научить ребенка 5 - 7 лет:

  • накрывать на стол;
  • убирать со стола после еды;
  • сортировать грязную одежду (белые и цветные вещи отдельно);
  • доставать книги и тетради из рюкзака; выбрасывать мусор из рюкзака;
  • одеваться (со сложными пуговицами и шнурками помогают родители).

Это время очень важно для обучения ребенка путем проб и ошибок. Что должен уметь ребенок в первом классе: с вечера выбирать себе одежду; полностью одеваться самостоятельно; аккуратно заправлять постель; самостоятельно собираться в школу до завтрака; выносить мусор; вытирать пыль в своей комнате; самостоятельно собирать рюкзак в школу; самостоятельно складывать одежду в шкаф (под руководством родителей).

  • готовить простой завтрак;
  • определять время по обычным часам;
  • самостоятельно собирать и разбирать рюкзак;
  • мыть посуду;
  • пылесосить и вытирать пыль в нескольких комнатах;
  • пользоваться микроволновкой.
  • писать список необходимых продуктов;
  • готовить простую еду для семьи (например, яичницу);
  • самостоятельно убираться в шкафу;
  • знать, что ему нужно в школу и покупать некоторые предметы самостоятельно.

Приучить ребенка к самостоятельности не так уж сложно. Главное - начать делать это в соответствующем возрасте и всячески поддерживать ребенка, не перегружать его и объяснять в доступной форме, что его помощь в выполнении домашних обязанностей Вам просто необходима.

Ребенок становится старше, а значит скоро стоит задуматься, с какого возраста приучать ребенка к горшку и когда это сделать легче всего. Мы поделимся с вами советами, как справиться с постоянными мокрыми штанами и начать ходить без подгузников. Ребенок по какой-то причине отказывается и даже боится горшка, может спокойно спать даже в мокрых штанах и т.д. Много мучений проходят мамочки, пока в один прекрасный день ребенок сам попроситься на горшок и сделает свои дела правильно.

Но что же случилось на самом деле

Посмотрим на физиологические составляющие, которые повлияли на столь радостное событие. С рождения действия моче- и кало- испускания не контролируются малышом. И чаще всего он даже не чувствует позывов в туалет, а просто живет постоянно расслабленным.

В естественном состоянии данные действия не требуют участия мозговой активности, поэтому процесс протекает безусловно. Ваша задача состоит в том, чтобы из безусловного процесса, мочеиспускание подчинилось воле маленького чада.

Есть стандартные физиологические факторы успешности приучения к горшку — здоровое функционирование и развитие внутренних органов (сам мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, мышцы брюшного пресса, прямая кишка), а так же здоровая нервная система.

Начинайте своевременно

Бабушки все время советуют приучать к горшку чуть ли ни с начала этапа ползания. И это обусловлено их временем. Просто раньше находиться в отпуске по уходу можно было всего лишь до достижения года. Следовательно, потом времени научить не хватало.

А думать о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку просто не было времени. Действовало правила: чем раньше, тем лучше. А ведь это большая ошибка, ведь каждый ребенок индивидуально начинает садиться на горшок. И вы должны к нему прислушаться, иначе не оберетесь детских воплей, скандалов и слез.

Специалистами доказано, что процесс осознания и контроля мочевого пузыря начинается после первого года жизни и становится более устойчивым к 3-ех летнему возрасту.

Более устойчиво навык использования горшка вырабатывается в среднем от 22-х до 30 месяцев. Но не забывайте так же о воспитательной части. Не только вы, но и родственники должны подключиться к приучению малыша к горшку.

Нежелательные моменты

Приучая малыша к горшку, вы должны различными способами показать и объяснить, что и почему ему нужно делать. Часто родители используют специальные слова «пись-пись» и «ка-ка», некоторые включают воду, чтобы создать рефлекс.

Но, это не лучшие способы. Они сработают, но будут иметь совсем не тот эффект. Дети со временем научаться испражняться по команде, а не по собственным чувствам.

Побудительные мотивы в туалет должны быть физиологические, а не звуковые. Бывают и случаи, что даже в 7-ми месячном возрасте дети легко садятся на горшок, но к 2-ум годам начинают усиленно протестовать и капризничать снова. Именно в этот период они начинают осознавать, когда у них мочевой пузырь пустой, а вы лезете со своими «пи-пи».

Признаки готовности малыша к туалету

Чтобы точно быть уверенным, что процесс познания туалета пройдет гладко вам предстоит немного понаблюдать.

  1. Должен установиться стабильный режим моче- и кало- испускания.
  2. Ребенок должен уметь хотя бы 2 часа держать сухими свои штаны.
  3. Ваше чадо должно различать предметы одежды, и понятия пописать от покакать.
  4. Самым главным фактором будет умение любыми способами выражение ребенка, что он «хочет». Если что-то не получается, то подождите и не настаивайте с криками.

Наблюдайте за поведением ребенка и тогда вы поймете, когда именно настал благоприятный момент приучать его к горшку.

Начинаем знакомство с горшком

Не только кроха должен быть готов к принятию горшка, но и вы тоже обязаны уделить ему немало времени. Не получится приучать к горшку лишь по выходным, вам придется общаться с ним ежедневно.

В данной ситуации, получив ответ на вопрос с какого возраста приучать ребенка к горшку, нужно «разработать план» регулярного и тесного взаимодействия с горшком.


Покажите малышу горшок, когда он максимально готов к самому процессу, например, после обильного питья или еды, или после сна. Попробуйте показать небольшое представление кукол.

Возьмите игрушку, которая сможет выпустить воду (можно обычного пупса), и продемонстрируйте цепочку действий: игрушка пьет, игрушка открывает крышку, снимает штаны, садиться на горшок (сидя на нем минуты две, вы немного надавливаете на игрушку, чтобы вода вытекла), встает, подтирается, одевается и закрывает горшок.

Важно зафиксировать внимание именно на самих действиях и их значении. Если с первого раза не получилось, не расстраивайтесь, все со временем получится. Ну, а в случае удачи — хорошо похвалите своего ребенка и поощряйте некоторое время успешные посещения горшка.

Привет горшок

Совершенно не важно, какой формы или цвета он будет, главное, чтобы был удобным, не холодным и с крышечкой. Если кроха захочет, то вполне может сидеть на горшке рядом с игрушками.

Главное, чтобы весь процесс не затягивался больше чем на 20 минут (попа преет, впитываются испарения вредных отходных элементов) и не произошло опрокидывание горшочка с экскрементами. Подбирайте горшочек в соответствии с размером попы.


Для большего удобства, можете приобрести горшок со спинкой. Помните, горшок должен быть досягаем, чтобы в любой момент (даже если вы немного заняты) кроха смог сам на него сесть.

Не ровняйте свое чадо с другими детьми. Если не получается сейчас, попробуйте попозже!

Когда Вы решили с какого возраста приучать ребенка к горшку и понимаете, что Ваш малыш уже готов, то лучше всего начать знакомить ребенка с горшком летом. Так ему нужно будет снимать намного меньше вещей, а вам меньше стирать при помарках. Дети, не надевавшие памперсы до горшка, учатся намного легче и быстрее, однако, если все же подгузники были, то от них придется отказаться. Ребенок должен узнать, как и почему функционирует попа и половые органы.

Наберитесь терпения, так как будете довольно долгое время наступать на лужи и «какушки». Вам придется запастись дополнительными стопками штанишек и даже носить с собой горшок, например, когда вы идете на прогулку, к друзьям или родственникам. Но при каждой аварийной протечке объясняйте ребенку, что в следующий раз лучше попроситься на горшочек, либо попробовать удобрить травку, но ни в коем случае не повышайте голос на него.

С какого возраста приучать ребенка к горшку без нервного напряжения для мамы и самого малыша Ребенок становится старше, а значит скоро стоит задуматься, с какого возраста приучать ребенка к горшку и когда это сделать легче всего. Мы поделимся с вами советами, как справиться с постоянными мокрыми штанами и начать ходить без подгузников. Ребенок по какой-то причине отказывается и даже боится горшка, может спокойно спать даже в мокрых штанах и т.д. Много мучений проходят мамочки, пока в один прекрасный день ребенок сам попроситься на горшок и сделает свои дела правильно. Но что же случилось на самом деле Посмотрим на физиологические составляющие, которые…

Рейтинг статьи

Время неумолимо бежит и вот уже подросшую малютку следует знакомить с новым для него еще аксессуаром.

Рано еще или нет? С какого возраста приучать ребенка к горшку и когда нужно приучать ребенка к горшку?

Как выбрать «трон» для дитяти? О некоторых полезных рекомендациях каждая мама узнает из нижеследующей статьи.

Во сколько месяцев или лет приучать ребенка к горшку?

Официальная медицина и детская психология едины во мнении.

Приучение ребенка к горшку возможно в том случае, когда у малыша более или менее созревшая нервная система (в головной мозг поступают определенные сигналы) и он лучше понимает свое тело, чувствует возникший дискомфорт и может контролировать позыв, чтобы сообщить о своих «делах» и добежать до «мини-унитаза».

Ни один педиатр или психолог с точной уверенностью не сообщит мамам и бабушкам конкретный возраст и точные правила приучения ребенка к самостоятельному туалету. Наилучшее время варьируется в пределах 1,5 – 2 лет. Возраст условный, ведь каждый малыш уникален, физиологические особенности организма крох различны и у них собственные индивидуальные этапы взросления.

Воззрения медицины и возможности ребенка чаще всего не совпадают. По этой причине желательно с некоторым чувством сомнения знакомиться с мнениями педиатров и ни в коем случае не сверяться с таблицами и торопить чадо.

Всегда следует помнить о том, что в обществе нет ни одного здорового взрослого человека, который не умел бы контролировать свои естественные позывы.

Что показывает практика?

На деле все оказывается индивидуально, и готовность малыша к контролированию своих ощущений в большей степени зависит от психологического развития ребеночка и его осознанности.

Кроха готов к горшку, если выражает недовольство мокрым или испачканным бельем, выполняет несложные действия (самостоятельно садится и встает, снимает и надевает трусики, подражает старшему братику, сестричке или взрослым).

Хорошими показателями считаются также умения оставаться чистеньким в течение 2 часов; моменты мочеиспускания и дефекации становятся предсказуемыми и сопровождаются мимикой или жестами.

Чуткие и наблюдательные мамы могут определить позывы ребенка к испражнению уже с 3 месяцев, другие начинают приучать крох к горшку приблизительно с 9 – 10 месяцев, когда ребенок может устойчиво сидеть.

Ни в одной стране мира нет единого правила. В африканских племенах действует естественный подход: внимательная мама носит малыша в слинге и приучает новорожденного к горшку, начиная с 3 дней. В европейских странах ребенка учат проситься на горшок в 2 года, в США – к 2,5.

С возникновением многоразовых подгузников время приучения к горшку неумолимо отодвигается на более поздние сроки.

Грамотная покупка горшка

Немаловажное значение имеет сам «предмет торжества». Когда бы ни началось приучение ребенка к самостоятельной процедуре гигиены, нужно с особой щепетильностью отнестись к покупке горшка.

Основные особенности аксессуара:

  • Когда малыш сидит, то ножки у него должны быть под прямым углом. При несоблюдении этого правила может возникнуть давление на диафрагму и, как следствие, – геморрой и трещины прямой кишки.
  • Горшок должен устойчиво стоять на полу и ни в коем случае не шататься, в противном случае могут быть падения малютки.
  • Дизайн горшка должен быть выполнен в классическом стиле. Ребенку не следует воспринимать аксессуар в качестве игрушки – ему нужно спокойно делать свои дела и не отвлекаться на игровые моменты.
  • Наилучший материал – пластмасса, она не бывает холодной и кроха не будет чувствовать дискомфорт в осенне-зимний период.

Форма и цвет горшка не имеют значения. Но на аксессуаре могут быть дополнительные ручки, чтобы малыш мог опираться на них. Мамам и папам желательно отказаться от горшков в форме стульев, кресел, машинок, так как кроха может путать свой объект гигиены от настоящих предметов, которые изначально не предназначаются для испражнений.

Перед тем как приобрести понравившийся горшок, родителям следует определиться с его местом использования. Существует огромное количество детских горшков, которые незаменимы при путешествиях.

  1. Разборные аксессуары в форме чемоданчика. Материл – комбинированный: чаша производится из плотной ПВХ пленки, спинка, ножки сидения и круг – из пластмассы.
  2. Надувные приспособления. Основа – плотная медицинская резина. Бывают мягкими и пружинящими.

У ребенка нет психологической устойчивости к частой смене привычных приспособлений. По этой причине нужно за несколько дней до использования ознакомить малыша с другим горшком и дать ему время привыкнуть к новому предмету.

Как приучить ребенка какать на горшок? Если кроха стойко не переносит даже внешний вид горшка и наотрез отказывается от него, то родителям следует сменить тактику.

Самый лучший выход – это гибкость: надо «забыть» о важном инструменте и вспомнить о нем через 2 – 8 недели.

В противном случае нечуткие мамы, бабушки или няни вызовут у ребеночка стойкую неприязнь к горшку и последующим гигиеническим процедурам. У крохи могут возникнуть и функциональные запоры.

Детские психологи советуют перед приучением к горшку провести с малышом ролевые игры. Вначале в игрушечный горшочек садятся медвежонок, зайчик, тигренок, а в настоящий – главный герой. При правильной организации игры малыши должны чувствовать удовольствие от забавного процесса.

Взрослым обязательно нужно поощрять и хвалить ребеночка за любые достижения (чмокать в щечку, хлопать в ладоши, звать в свидетели маму или бабушку). Даже если он описается, не добежав до горшка, то ни в коем случае нельзя ругать малыша. Надо выразить радость, одобрить его поступок и сообщить, что в следующий раз он вспомнит о нужде заранее и вовремя успеет сделать свои дела.

У детей очень развит механизм подражания. Ребенок быстрее приучается к горшку, если в семье есть старшие братья и сестры.

Что не следует делать?

Нельзя отчитывать малыша, унижать его перед другими детьми или ставить ему в пример братика, сестричку, соседского ребенка, которые уже давно не писают и не какают в штанишки. Доброжелательная атмосфера в семье – залог быстрого приучения крохи к горшку.

Нельзя разрешать малютке засиживаться на горшке. Максимальное время для сидения – 10 минут.

Нужно отказаться от гениальной мысли приобрести маленькое сидение на унитаз. Ребенок, сидя на аксессуаре, должен крепко ставить пяточки на пол, так как при опорожнении кишечника очень важное значение имеет чувство уверенности.

В этом случае у крохи смешиваются понятия горшка, места игры, отдыха и общения.

Стратегия поведения при приучении ребенка к горшку должна быть одинаковой у всех взрослых: мама, папа, бабушка, няня и другие люди, принимающие непосредственное участие в воспитании и уходом за крохой, должны соблюдать единые правила.

Приучать ребенка к горшку – процесс, не требующий особых усилий. Простой набор сведений и основных правил помогает родителям грамотно организовать практический процесс без хаотичности и ненужных действий.

Видео на тему

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!