Женский журнал Ladyblue

Как развивается малыш в первый месяц жизни. Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Рождение малыша – это самое радостное событие для любой семьи, однако это и начало новой жизни, наполненной заботами и хлопотами. Самый первый месяц считается очень тяжелым для неопытных родителей, поскольку они еще многого не знают и не умеют. Для того чтобы правильно ухаживать за малышом, следует прислушиваться к мнению квалифицированных педиатров, читать современную литературу и получать помощь от бабушек.

Физиологические особенности малыша в первый месяц

Вес и рост малыша. Существуют медицинская норма прибавки веса у новорождённых. Набор (увеличение) составляет 20 грамм в день. В сумме за месяц ребёнок набирает 600 грамм. В первые четыре недели жизни норма прибавки веса у новорожденных составляет по 90-150 гр за семь дней.

Для полноценного развития крохе необходимо выпивать в сутки 700 мл грудного молока (или адаптированной молочной смеси).

Набор меньше 600 грамм в период новорожденности (за первый месяц жизни) расценивается как недостаточный. В таком случае педиатр помогает маме скорректировать режим кормления и назначает необходимое обследование грудничка, чтобы выяснить причины: почему ребёнок плохо набирает вес. Кишечник малыша опорожняется до 3-5 раз в сутки.

Поведение малыша. На данном этапе движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим. Все что он может – плакать и слышать звуки. Еще в утробе плод привык к голосу матери.

Режим сна и бодрствования. В этом возрасте малыш много спит — 17-18 часов. Это необходимо для гармоничного развития крохи. По сравнению с первой недели жизни продолжительность бодрствования увеличивается. В первые недели после рождения малыш большую часть времени спит, а в период бодрствования ест и требует маминого присутствия.

Опорожнение кишечника и мочевого пузыря . Количество ежедневных испражнений у разных деток бывает разным – от трех до шести раз в день. Обычно, сколько кормлений, столько раз вы и меняете своему карапузику подгузник.

Мочеиспускание у младенцев довольно интенсивное. Ваш маленький может писать до 20-25 раз на день. И это вполне нормально. Если же количество мочеиспусканий в сутки у детки 6 и меньше, то вам следует всерьез обеспокоиться, достаточно ли молока получает ваше дитя.

Зрение, слух малыша. Ребенок рождается с полностью сформированными глазками. Но видит он при этом еще не совсем четко. И не может сфокусировать взгляд на каком-либо предмете. Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Как правильно ухаживать за малышом в первый месяц?

Подробное описание ухода за новорожденным мы представляли в этой В этой пункте расскажем об основах ухода за малышом. Итак, в первый месяц, помимо кормления и укачивания, малыша необходимо будет каждый день купать в теплой воде с отваром ромашки или череды. Это необходимо для того, чтобы ускорить заживление пупочной ранки, и для расслабления крохи перед ночным сном.

Важно гулять с малышом, даже в зимний период. О правилах прогулки мы говорили .

Если вы использует подгузники, то следите за тем, чтобы ребенок не находился подолгу в переполненном подгузнике. Контакт испражнений с нежной кожей малыша может стать причиной появления раздражений.

Несколько раз в день протирайте складочки на теле малыша, его глаза, рот, шею и подмышки ватными дисками, смоченными в теплой кипяченой воде. Обязательно вытирайте кроху после того, как он срыгивает. Обрабатывайте пупочную ранку в соответствии с рекомендациями педиатра до полного ее заживления.

В первые недели жизни уже нужно ухаживать за ногтями младенца на руках и ногах. Они достаточно быстро отрастают и могут стать причиной появления царапин на коже ребенка. Используйте специальные распашонки с зашитыми рукавами или рукавички. Не кладите подушек в постель ребенка. До года он совершенно не нуждается в подушке, даже самой тонкой.

Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни

Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.

По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2018 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно которому, в поликлинике в 1 месяц вам предстоит осмотр педиатра, а также:

  • Невролога
  • Детского хирурга
  • Офтальмолога
  • Детского стоматолога.
  • Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.
  • Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит (нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно - назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка. На это обязательно обратит внимание невролог.
  • Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.
  • Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.
  • Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений. Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.

Кроме того, малышу дадут направление на:

  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.

Какие прививки делают малышу в первый месяц жизни?

Прививка от Гепатит В новорожденным.

Данное вирусное заболевание поражает печень. Попасть в организм инфекция может через кровь или через половой контакт. Воздушно-капельным путем или через бытовые вещи болезнь не передается.

Как правило, прививку врачи делают еще в роддоме на протяжении 24 часов после рождения малыша. Вводится вакцина в переднюю часть бедра. Повторить прививку нужно через 1 месяц и в 6 месяцев.

Прививка от туберкулеза новорожденным (БЦЖ)

Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Вакцина против туберкулеза называется БЦЖ и делается примерно на 3-5 день после рождения. Вводится вакцина подкожно в верхнюю часть левой руки. Если детям делают данную прививку после двух месяцев, то нужно сделать для начала пробу Манту и после учета реакции уже делать БЦЖ.

Причины плача у новорожденного малыша

Почему плачут новорожденные, когда видимых причин на это нет? Оказывается, младенец может просто желать быть поближе к маме, ведь он еще не представляет себя без нее. Чаще берите малыша на руки, не боясь избаловать его: гораздо хуже себя чувствуют дети, которым не достает родительской любви, чем те, кого с первых дней постоянно прижимали к себе и целовали!

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев).

Как самостоятельно определить, что малыш развивается правильно?

Родители могут самостоятельно оценить эмоциональное и психическое состояние своего чада по наличию у него основных рефлексных движений. Среди рефлексов 1-месячного ребенка выделяют:

В случае, если выше перечисленные рефлексы присутствуют, новорожденный развивается нормально. Если же один или несколько рефлексов отсутствуют, это плохой признак, свидетельствующий о торможении в послеродовой период. В этом случае нужно срочно показать новорожденного педиатру.

Развитие ребенка с помощью упражнений и игр

  • Разговаривайте с малышом . Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха
  • Наблюдение . Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см. Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых
  • Мамино лицо . Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.
  • Мамин голос . Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве
  • Массаж . Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует.

Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в первый месяц жизни малыша:

  • «Мордашки» — на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
  • «Шумелка » — подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
  • «Болталки» — эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».

Перед упражнениями, помните, что ребенок должен быть сыт, сух и бодр. Также не стоит чрезмерно усердствовать со временем занятий – начинать следует с 1-2 минут, постепенно доведя до 4-5 минут.

Возможные проблемы в первый месяц жизни

В периоде новорожденности могут возникать такие проблемы.

По традиции новорожденным ребенком называют малыша, которому еще не исполнилось года, но на самом деле период новорожденности имеет строго ограниченные рамки – первые 28 дней жизни грудничка. Несмотря на индивидуальность каждого человека, развитие новорожденного по неделям имеет свою специфику.

Если знать, на какие моменты нужно обращать внимание, можно отследить правильность становления детского организма, вовремя обнаружить возможные отклонения и своевременно принять соответствующие меры. Помимо этого, особое внимание стоит уделить условиям среды, в которой находится малыш, в противном случае могут начаться сбои процессов жизнедеятельности еще не совершенного организма.

Как обеспечить условия для полноценного развития малыша?

Даже если вовсю готовиться к появлению первого малыша на свет, сложно предусмотреть все моменты, учесть все факторы. Настоящее обучение начинается только после того, как у пары рождается ребенок. Для начала стоит позаботиться о том, чтобы карапуз был помещен в максимально комфортные условия. Здесь не стоит слушать бабушек, которые считают, что знают все лучше окружающих, нужно придерживаться рекомендаций, разработанных специалистами:

  • Температура в зоне проживания грудничка не должна превышать 20-22ºС. В ночное время этот показатель должен быть даже на 1-2 градуса ниже. Перегреть малыша намного проще, чем переохладить, т.к. обмен веществ в его организме происходит в ускоренном темпе. Если в первые недели жизни младенца не следить за данным компонентом, то можно столкнуться с опрелостями, усиленным газообразованием, молочницей в ротовой полости.

Совет: Особое внимание состоянию окружающей среды нужно уделять в период отопительного сезона. Если взрослым температура в 25ºС может показаться комфортной, то для ребенка это нестерпимо жарко. Регулярное проветривание помещения и выдерживание рекомендованных цифр является одним из важнейших факторов, гарантирующих укрепление иммунитета у младенца.

  • Влажность воздуха в помещении с первых дней жизни карапуза и до 2 лет должна составлять 50-60%. После чего данный показатель будет постепенно снижаться. Опять же не стоит оценивать качество воздуха по своим ощущениям, необходимо приобрести гидрометр.
  • На грудного ребенка не должны воздействовать приборы, излучающие магнитные или радио волны. Как можно дальше от грудничка нужно располагать мобильные телефоны, компьютеры, планшетники, микроволновую печь, телевизор. Кости черепа малыша в первые недели и месяцы жизни очень тонкие, поэтому неизвестно, как подобное излучение повлияет на его мозг.
  • Кормление грудью – тоже одно из важнейших условий правильного и полноценного развития новорожденного. Ситуации бывают разными, но нужно приложить максимум усилий, чтобы приучить младенца именно к грудному молоку. Натуральный продукт – это не только оптимальная пища для ребенка, но и база для развития его иммунитета, фактор, влияющий на формирование микрофлоры в кишечнике.

Первая неделя жизни новорожденного – самый сложный и критичный период, момент начала адаптации детского организма. Именно она задает тон дальнейшему развитию всех систем и органов.

Особенности первой недели жизни грудничка

Первая неделя жизни новорожденного может сопровождаться следующими моментами:

  1. На головке иногда наблюдается выраженный родовой отек. Это мягкая опухоль по консистенции напоминающая тесто, нередко приобретает синеватый оттенок. Массировать ее нельзя, прикладывать различные мази и компрессы тоже запрещено. После нескольких дней ожидания она пройдет сама.
  2. У деток, рожденных естественным путем, головка может принимать немного вытянутую форму. Ее состояние нормализуется примерно на 10-12 день после родов.
  3. В первые сутки у детей иногда развивается физиологическая эритема. Равномерное покраснение кожного покрова в ответ на приспосабливание сосудов к окружающим условиям обычно проходит в течение 12-48 часов.
  4. На 3-5 день жизни малыша может случиться . Она характеризуется появлением плотных красных пятен, которые иногда зудят. Явление считается своеобразным проявлением аллергии, которое развивается и нарастает в течение пары дней, после чего самостоятельно проходит. В редких случаях требуется медикаментозная терапия.
  5. 2-3 сутки могут ознаменоваться появлением признаков физиологической желтухи. При нормальном развитии событий она самостоятельно проходит ко второй неделе.
  6. Первый стул грудничка представляет собой вязкую массу темно-зеленого цвета. После первой дефекации опорожнение кишечника происходит до 6-8 раз в сутки.
  7. Дети первых двух дней жизни справляют малую нужду всего 2-6 раз в сутки. На 5-6 день на пеленке ребенка может появиться пятно коричневого цвета, на котором после высыхания становится виден мелкий порошок – кристаллы мочевой кислоты. Бояться этого не нужно, все довольно быстро нормализуется.

Помимо этого, малыш в первую неделю жизни много спит, просыпается только для кормления, теряет до 10% первоначальной массы тела.

Чем характеризуются вторая и третья недели жизни ребенка?

На второй неделе после родов ребенок спит чуть меньше, у него появляются поисковый и хватательный рефлексы. Процесс грудного кормления постепенно совершенствуется, входит в нужное русло. Фекалии становятся менее пугающими, напоминают по виду желтоватую кашицу. Вес уже начинает увеличиваться, в среднем на 150 г.

Если пупочная ранка у малыша зажила, то можно приступать к первым купаниям. Также вторая неделя может ознаменоваться развитием гормонального криза. На его фоне молочные железы у грудничка набухают (независимо от пола), из них даже иногда выделяется масса, похожая на молозиво. Лечения данное явление не требует, главное, не выдавливать сочащуюся массу.

За третью неделю ребенок уже набирает до 200 г веса, умеет отталкиваться ножками и крепко хватает маму за палец. Его взгляд уже фиксируется на мамином лице при кормлении. Выкладывание на животик сопровождается попытками приподнять головку. Именно в этот период жизни у многих детей развиваются кишечные колики. Для их устранения допускается использование специальных лекарственных чаев, некоторых медикаментозных препаратов.

Четвертая неделя периода и ее особенности

За четвертую неделю вес малыша увеличивается еще на 200 г, к росту прибавляется 3-4 см, к окружностям – 1-2 см. Заметно развитие моторики, некоторые младенцы способны держать головку при перевороте на живот. У ребенка появляется интерес к ярким и шумным игрушкам, окружающим людям.

В это время рекомендуется максимальное количество времени общаться с малышом, разговаривать с ним, включать спокойную музыку. К концу месяца у малыша отмечается «комплекс оживления». Он радуется знакомым лицам, проявляя свои положительные эмоции путем подергивания ножками и ручками.

Нюансы психологического развития младенцев первого месяца жизни

В данном плане даже новорожденные развиваются по-разному, выделяясь своей индивидуальностью и неповторимостью в некоторых моментах. Не стоит переживать по поводу отсутствия у ребенка каких-то навыков, которыми обладает карапуз у соседей или друзей. На первой неделе от малыша сложно добиться какой-либо реакции, кроме плача. А вот на второй недели отмечается прогрессивное развитие всех органов восприятия. В первые дни после родов у детей может наблюдаться активное движение глазными яблоками, нередко они даже двигаются в разных направлениях. Бояться этого не нужно, к началу четвертой недели все должно нормализоваться.

Примерно с третьей недели допускается начало проверок слухового аппарата. У малыша должна наблюдаться реакция на посторонние звуки (в виде вздрагивания или поворота головы). Действовать нужно осторожно, чтобы младенец не напугался и не заплакал. В конце месяца некоторые дети уже начинают улыбаться и даже смеяться. Кстати, в первые дни подобное явление не считается осознанным, это скорее неконтролируемое движение мимической мускулатуры.

В случае возникновения кризисных или просто непонятных ситуаций в первые недели жизни, необходимо немедленно обращаться к врачу за консультацией. Не стоит решать проблемы «проверенными» бабушкиными методами, иногда они способны усугубить простую проблему до серьезного состояния.

Совокупное суточное время сна у младенца в первую неделю жизни в норме составляет 20 часов, причем каждые 2-3 часа сна сменяются небольшими промежутками бодрствования. Ребенок просыпается только для кормления. Дыхание новорожденного во время сна может быть ровное и спокойное, если его сон глубокий, а если малыш во сне ручками и ножками, дышит нерегулярно, то сон поверхностный.


К концу первой недели жизни ребенок из всех запахов, его окружающих, уже может выделить аромат молока и повернуть голову в ту сторону, откуда он исходит. Это может быть либо материнская грудь, либо бутылочка со смесью.


Младенец понимает, сладкий или горький вкус у предлагаемого ему молока или молочной смеси.


Новорожденный может задержать свой взгляд на предметах, окружающих его вблизи, но лишь ненадолго.


Во время сна ребёнок может улыбаться и непроизвольно шевелить ногами или руками.


Чтобы не пугаться, родители должны иметь в виду, что дыхание новорожденного чаще в три раза, чем у взрослого человека, к тому же оно нерегулярное и поверхностное.

Развитие ребенка: вторая неделя жизни

Когда ребёнку пойдёт вторая неделя, он должен полностью восстановить тот вес, с которым был рождён. Еженедельная прибавка в весе должна составлять 150–200 г.


Как развивать ребенка в месяц? Можно учить малыша держать головку, выкладывая его для этого на животик, но делать это можно лишь в том случае, если зажила пупочная ранка.


В течение нескольких секунд малыш может наблюдать за яркой погремушкой или движущимся предметом.


Резкий звук заставит ребенка вздрогнуть и мигать, он прислушается и перестанет плакать.


До конца второй недели жизни ребенка может сохраняться физиологическая желтуха.

Развитие ребенка: третья неделя жизни

Что должен уметь ребенок в это время? На третьей неделе жизни малыш уже может взять в руку небольшой предмет или палец родителя. Он также способен рассматривать лицо взрослого, глядя в глаза.


Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и оторвать подбородок от поверхности.


Теперь уже вполне осознанно он поворачивает голову в разные стороны, пока лежит на спинке и разглядывает окружающий его мир.


Процесс развития ребенка на третьей неделе очевиден: он оживляется в ответ на ласковую обращенную к нему речь, двигает ножками и ручками, ищет говорящего.


Сон трёхнедельного ребёнка в совокупности составляет 15–18 часов, за одно кормление он способен высосать до 80–100 мл материнского молока или молочной смеси.


Развитие ребенка: четвертая неделя жизни

Прибавка в весе у за первый месяц жизни должна составить порядка 600–800 г, а в росте – 3 см.


Что может делать ребенок в этом возрасте? Он несколько секунд удерживает головку, пока лежит на животе. Малыш уже чётко знает мамин голос, узнаёт вкус и запах грудного молока или молочной смеси.


Именно в это время ребенок при ласковом к нему обращении, он в состоянии сфокусировать свой взгляд на лице разговаривающего человека, а также учится различать интонации обращенной к нему речи. В ответ он издает звуки.


Ребенок в может следить за предметом, только если тот перемещается в горизонтали.


Во время первого месяца жизни ребёнка нужно не забыть получить его свидетельство о рождении, которое выдается в ЗАГСе или в МФЦ. Для этого при себе необходимо иметь паспорта обоих родителей, справку о рождении ребенка, которую выдали в роддоме, а также свидетельство о заключении брака.

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...

Масса и рост

За первый месяц жизни новорожденный (именно так называется малыш весь первый месяц жизни) набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все новорожденные дети "худеют", у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5-8% от перво­начального веса). Причинами этого являются выделе­ние довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества питания (молока) в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Ин­тересно, что дети, родившиеся в срок (т.е. при доно­шенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интен­сивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстни­ков. А вот недоношенные дети массу набирают медлен­нее. Рост новорожденного за первый месяц увеличивается в сред­нем на з см.

Питание

Как уже было сказано, первый ме­сяц жизни в целом - адаптация новорожденного к "внеутробному" миру. Это касается и питания. У новорожденного, который питается грудным молоком, обычно отсутствует чет­кий режим приема пищи. Мамам рекомендуется как можно чаще предлагать ему грудь, чтобы у него была возможность есть так часто, как ему хочется. Это называется - система кормлений по требованию. За сутки ребенок первого месяца жизни прикла­дывается к груди в среднем 8-12 раз. Если новорожденный тре­бует грудь чаще, не стоит паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой, особый, режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не толь­ко получает капельки бесценного грудного молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N - день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее - второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Умения первого месяца

Здоровому ребенку первого месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые отно­сятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вер­тикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребен­ка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу первого месяца здоровый малыш, лежа на жи­воте, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковре­менная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому вре­мени младенец может начать улыбаться при ласковом об­ращении к нему.

Развитие

Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.

В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Развитие двигательных навыков у новорожденного

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.

Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.

В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.

Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Развитие способностей видеть, слышать, чувствовать у новорожденного

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос.

Однако, несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой пищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.

Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.

Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.

Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Развитие социального воспитания у новорожденного

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако, слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.

Как успокоить новорожденного:

  • Ходить по комнате, прижав малыша к плечу;
  • держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону;
  • держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке;
  • положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам;
  • сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь;
  • быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке;
  • положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед;
  • прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок, слинг;
  • положить ребенка в подвесной домашний гамак и тихонько покачать;
  • покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и, в конце концов, младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Как развивать новорожденного

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы:

  • Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно;
  • Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным;
  • Меняйте положение ребенка;
  • Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами;
  • Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка;
  • Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом;
  • Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость;
  • Не бойтесь избаловать ребенка;
  • Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз;
  • Обращайтесь с малышом бережно.


Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Игры

Развитие зрения у новорожденного

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык. Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развитие слуха у новорожденного

Повесьте колокольчик. Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)

Развитие осязания у новорожденного

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.

Развитие мышц ног у новорожденного

Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Уход за новорожденным

Время кормления у новорожденного

Сохраняйте хорошее настроение. Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из бутылочки, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь. Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Первые ванночки новорожденного

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание и одевание новорожденного

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Стул и мочеиспускания новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая - от 1-2 в первые сутки до 8-15 на 5-е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20-25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в пер­вые дни невелико.

Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий - в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи. Подробнее о проблемах со стулом у грудничков вы можете в специальной статье на нашем сайте -

Прививки новорожденного в первый месяц жизни

Еще находясь в родильном доме, малыш успе­вает в норме получить 2 вакцины - против ге­патита В (в первые сутки жизни) и туберкулеза (на 3-7-е сутки). В поликлинике в возрасте i ме­сяца повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны ге­патитом В, или перенесли это заболевание не­задолго до родов). Также в первый месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны полу­чить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хрони­ческой формой гепатита В.

Обследования новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография - НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего - органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования,в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму - ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца).

Врачи для новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

Сон новорожденного

Время отдыха новорожденного

Сон новорожденного занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возрас­та просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непро­должительное, ограничено 15-20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при на­личии «весомой» причины - мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудив­ший кроху.

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Но самый лучший и верный способ успокоить кроху - это спеть ему .

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Прогулки с новорожденным в первый месяц жизни

Продолжительность пребывания на свежем - воздухе определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практиче­ски со следующего дня после выписки из ро­дильного дома. Начинают прогулки с 20- 30 минут, их продолжительность постепен­но увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5-2 часов, т.е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде счита­ется пребывание на свежем воздухе не ме­нее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2-3 дня, а затем его тоже «выво­дят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже 0°С), от­сутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30-40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий. Еще хороший совет тем, у кого есть балкон, желательно застекленный: в холодное время года прогулки с новорожденным можно начинать именно там. Можно это делать с первых дней пребывания дома. Так же, начиная с пребывания 10 минут, постепенно увеличивая до рекомендуемой нормы.

Малыш считается новорожденным в первые 28 дней своей жизни. И, не смотря на весьма однообразный образ жизни, в этот период времени он очень уязвим и нуждается в постоянной заботе и непрерывном уходе. Весь основной уход складывается в кормлении и обеспечении гигиены маленького человечка. Однако не менее важными аспектами являются такие занятия, как прогулки, массаж, так и бережное, ласковое отношение.

Первый месяц жизни ребёнка

В течение первого месяца ребенок очень много спит, а просыпается лишь для того, чтобы покушать. Он только приспосабливается к новым жизненным условиям вне маминого животика. Мышцы деток настолько слабы, что они не могут держать головку, поэтому очень важно аккуратно поддерживать ее, беря на руки этот маленький комочек.

Как правило, у всех новорожденных наблюдается гипертонус мышц, который может сопровождаться подергиваниями конечностей. Но эта особенность проходит через 2-3 месяца. Также у ребенка кисти всегда зажаты в кулачки, а сами ручки и ножки прижаты к телу - так он стремится занимать то же положение, к которому привык за 9 месяцев.

Наблюдаются и другие важные врожденные рефлексы :

Сосательный;

Глотательный;

Хватательный.

Слух у малышей еще очень слабый, поэтому он не боится и шума и спокойно может засыпать во время ваших разговоров либо под звуки музыки или телевизора. Видят новорожденные так же слабо, лучше всего на расстоянии не более 30 см.

Кормление новорожденных

Для малыша нет ничего лучше, чем материнское молоко. Благодаря ему он получает все полезные витамины и микроэлементы; молоко помогает укреплять иммунитет, а само по себе присутствие материнской груди очень благотворно и успокаивающе действует на детскую психику. С пользой для ребенка врачи рекомендуют прикладывать его к груди по «первому требованию».

Во-первых , желудок новорожденного еще очень маленький и потому молока ему хватает не более, чем на 3 часа.

Во-вторых , с психологической точки зрения, это крайне важно для деток тем, что рядом с мамой они чувствуют уверенность и безопасность.

Очень важно : он должен захватывать как сам сосок, так и ореолу. При неправильном захвате весь процесс будет доставлять немало дискомфорта обоим. Также нужно позаботиться и об удобном месте для кормления.

Каждый раз после приема пищи детки срыгивают. Это происходит потому, что вместе с молоком в желудок малыша попал воздух. Но волноваться не стоит, со временем срыгивания станут реже, а потом и вовсе исчезнут. Главное, следить за тем, чтобы они не были слишком обильными (объем не должен превышать 1 столовой ложки), и после каждого прикладывания к груди нужно подержать ребеночка в вертикальном положении.

Сон новорожденного

В первое время кроха спит почти постоянно (не менее 16 часов в сутки), причем ему совершенно неважно ночь это или день. Поэтому в какой-то степени у мамы есть время для отдыха, но вместе с тем малыш может часто просыпаться и ночью, что является несколько неудобным для взрослых. Решить эту проблему врачи рекомендуют совместным с мамой сном. Многие женщины боятся, что есть вероятность задавить ребенка во сне, но, по словам тех же врачей, этот страх не оправдан. Ведь у молодой мамы очень развита связь с малышом, и даже пребывая во сне она обязательно почувствует своего ребенка.

Конечно же, если строго соблюдать условие: мама не находится в алкогольном или ином опьянении, и не находится под действием снотворного или успокоительных лекарств. Укладывая малыша спать важно позаботиться о том, чтобы он лежал на боку, чтобы избежать возможной асфиксии. Для того, чтобы малыш случайно не перевернулся на спинку, можно подложить небольшой валик (например, сложенную в несколько раз пеленку).

Психическое развитие

Новорожденный первый месяц своей жизни, как это упоминалось выше, либо бодрствует либо спит. Но и эти фазы бывают разными. Например, бодрствование может быть как спокойным, когда ребенок спокойно лежит и смотрит по сторонам, так и активным, когда он заинтересован собственными действиями и более активно машет ручками и ножками.

Ребенок еще слишком мал, чтобы уже произносить отдельные звуки, а свое недовольство он всегда показывает плачем. Так что если ребенок спокоен, значит, что он чувствует себя хорошо.

Для благоприятного психического и эмоционального развития берите свою кроху на руки чаще, ему сейчас очень нужно чувствовать присутствие любящих родителей, их тепло, нежные поцелуи.

Патронаж новорожденного

В первый месяц для наблюдения за развитием и общим состоянием ребенка на дом приходит врач и/или медсестра детской поликлиники. Они проверяют пупок новорожденного, осматривают кожные покровы, оценивают его физическое состояние, отвечают на вопросы родителей и могут дать важный совет.

Купание новорожденного и гигиена

Гигиена особенно важна в первые дни жизни маленького человечка. Его обязательно нужно подмывать после каждого испражнения. Для этого достаточно будет очистить кожу малыша обычной водой из под крана температурой не более 37 градусов. Возможно также использование влажных салфеток. Если не уделять гигиене должного внимания, то вполне вероятно появление пеленочного дерматита. Так же ребенка нужно умывать по утрам и перед сном. Для этого необходимо смочить ватный диск в кипяченой (и уже остывшей до комнатной температуры) водой и провести от внешнего уголка глаза к внутреннему. Очень важно для каждого глазика использовать чистый диск.

Купание в ванночке можно начинать уже в конце первой недели жизни ребенка, но просто необходимо делать это постепенно, чтобы не испугать его. Для этого лучше всего использовать обычную воду (желательно кипяченую) температурой не менее 37 градусов, а температура помещения должна быть не ниже 22 градусов. нужно начинать с того, чтобы легонько поливать тело малыша водичкой и при этом ласково с ним разговаривать - это подарит вашему чаду положительные эмоции от купания.

Затем нужно очень аккуратно омыть головку, не позволяя воде попасть на личико. Заранее необходимо подготовить теплую пеленку, распашонку, ползунки, шапочку, чтобы сразу вытереть и одеть новорожденного. Завершить процедуру нужно очищением ушек от случайного попадания в них воды. Для этих целей воспользуйтесь специальными детскими ватными палочками - они имеют утолщение, что препятствует слишком глубокому их введению. А пуповину обработайте зеленкой.

Пуповина новорожденного ребёнка

Находясь еще в роддоме, пуповину малышу обрабатывают медсестры, но дома за ней должна следить сама мама. Перед обработкой обязательно оцените ее состояние: ни в коем случае не должно быть выделений (ни кровянистых, ни гнойных), а при их обнаружении нужно срочно сообщить врачу. Непосредственно обработка начинается с того, что мама ватной палочкой, смоченной в 3% перекиси водорода, осторожно проводит по пупочку ребенка, а за тем уже новой палочкой, смоченной в зеленке, мажет пуповину. По истечении 2-3 недель остаток пуповины отпадет и зарубцуется.

Что должен уметь ребёнок до 1 месяц

Конечно, в первый месяц малыши умеют не так много, но родителям важно следить за всеми изменениями в поведении своего ребенка. Так, например, у новорожденных обязательно присутствует хватательный рефлекс: если что-то вложить ему в ладонь, он обязательно должен сжать ее. Что касается зрения, то оно еще не совсем четкое, однако, уже позволяет фокусироваться на лице родителей (особенно мамы) и на движущихся предметах.

У многих малышей в первый же месяц может появиться улыбка. Как правило, это «сытая» улыбка и проявляется она во сне. Осознано ребенок начнет улыбаться к 2-2,5 месяцам.

Режим дня в 0-1 месяц

Как неоднократно упоминалось, новорожденные спят очень много, а их сон несколько хаотичен. Но, тем не менее, уже можно приучать своего малыша к определенному распорядку. Например, утро начинать с умывания, принятия воздушных ванн и легкого массажа. Это поможет крохе проснуться и получить массу удовольствия. Днем в хорошую погоду пойти на прогулку или поиграть с ним дома. А купать малыша принято перед сном. Кормить все еще следует по первому требованию.

Развивающие занятия (игры) с малышом до 1 месяца

Чтобы с пользой провести время бодрствования малыша, существует несколько приемов. Каждый день на короткий промежуток времени нужно переворачивать ребенка на животик (лучше всего это делать на кровати). Такое упражнение помогает окрепнуть мышцам спины, ребенок учится держать головку. Если слегка подталкивать стопы, то проявится рефлекторное ползание. А если взять его под ручки и поставить ножками на кровать, то малыш рефлекторно начнет делать шажки.

Чтобы малыш скорее развивался, а мышцы становились крепче, необходимо проводить массаж ладоней, стоп, спинки и ножек: поглаживания, легкие нажатия пальцами, круговые движения. Все свои действия обязательно сопровождайте веселыми короткими стишками, песенками, можно негромко включить приятные мелодии, либо просто ласково разговаривать.

Прогулки с новорожденным

Гулять с новорожденным можно уже на 3 день его жизни. Для этого подойдет любая погода, главное помнить, что терморегуляция у малышей еще не совершенна и организм не умеет противостоять как холоду, так и жаре, поэтому очень важно серьезно подойти к выбору одежды для прогулок. Если гуляете зимой, то, соответственно, нужно хорошенько укутать крошку, накрыть теплым одеялом. Чтобы узнать не холодно ли ребенку, можно просто потрогать носик - если он холодный, значит ребенок замерз. Гуляя в жаркое время нужно позаботиться о том, чтобы спрятать малыша от прямых солнечных лучей, нанести на кожу специальный детский крем с высокой степенью защиты от ультрафиолетовых лучей.

Выходить на прогулку нужно обязательно, и желательно каждый день. Если вдруг нет такой возможности, то вполне допустимо побыть с ребенком на балконе. Гулять начинайте с 30 минут, каждый день увеличивая это время до 2 часов, можно разбивать время и гулять несколько раз.

Гуляя в первые дни после выписки из роддома, старайтесь избегать мест с большим скоплением людей, например, торговых центров, рынков, чтобы уберечь малыша от случайных инфекций.

Возможные проблемы

К сожалению, очень многие мамы сталкиваются с проблемами уже в первые недели после рождения ребенка.

Очень часто детки неправильно захватываю грудь, что приводит к болезненным ощущениям для мамы, а так же частыми срыгиваниями для самого малыша, из-за чего он рискует остаться голодным. Для предотвращения этой проблемы нужно, во-первых, найти удобное для кормления место и положение, а во-вторых, правильно вкладывать грудь, чтобы и сосок и ореола были у ребенка во рту. Если самостоятельно решить эту проблему не получается, то нужно связаться с консультантом по грудному вскармливанию.

Зачастую детки . Причин для этого несколько: возможно, неправильно захватывая грудь, малыш не наедается, и как следствие перестает ее сосать. Так же возможной причиной может быть плохое самочувствие: возможно у ребенка что-то болит, или у него заложен носик, либо он пребывает в стрессовом состоянии из-за испуга или перевозбуждения. Очень важно грамотно организовывать грудное вскармливание: в спокойной обстановке, в удобном для обоих положении, в хорошем расположении духа.

Поскольку вкус молока напрямую зависит от того, что есть мама, то не стоит употреблять в пищу такие продукты как чеснок, острые блюда. Неприятный привкус молока может не понравиться малышу и послужить одной из причин для отказа.

Еще одной проблемой многих деток и их родителей являются . Их появлению может способствовать не очень строгая диета кормящей мамы: на первое время следует исключить из рациона цельное молоко, сладости, капусту, бананы. При коликах ребенок плачет, кричит, выгибается, выпрямляет ножки, отказывается от груди. Чтобы помочь малышу справиться с болями, нужно чаще выкладывать на животик; приложите проглаженную теплую пеленку к его животику, либо слегка прижмите его к своему животу и походите по комнате. Можно сделать легкий массаж, теплой ладонью поглаживая животик по часовой стрелке, либо поочередно сгибать ножки и подтягивать их к груди.

"Charm Lady" напоминает: Не забывайте, что при частых проявлениях тех или иных проблем лучше обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!