Женский журнал Ladyblue

Как развивать ребёнка до года: советы и рекомендации. Раннее развитие ребенка: с чего начать

Как развивать умственные способности ребенка

Краткое содержание: Умственные способности. Как развивать умственные способности ребенка. Развитие потребности познания окружающего мира.

Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании

Недостаток любви

В первые годы жизни ребенок нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, сколько, опять-таки, есть на это сил и времени. Но почему-то у нас иногда считается, что часто брать на руки маленького ребенка - это его баловать, постоянно показывать ему свою любовь - опять-таки баловать. А вот японские мамы твердо знают, что чем больше любви в этом возрасте достается ребенку, тем лучше, и постоянно носят ребенка в специальном рюкзачке то на спине, то на груди.

Свою полную, ничем не ограниченную любовь мама должна проявлять к своему ребенку буквально с первых часов жизни. И это - не преувеличение. Выяснено, что дети, которых приносят матери не сразу после рождения, а через 36 или даже 48 часов, чаще болеют неврозами , чем дети, которых принесли матери в первые часы жизни. По мнению некоторых специалистов, и вероятность соматических (физических) заболеваний, например аллергии, тоже увеличивается, если ребенка не сразу приносят матери.

Надо с самого начала сказать, что ребенок, которому не хватает любви, имеет не так много шансов вырасти полноценным, нормальным, а значит, одаренным . Причем любовь нужна не просто, что называется, в душе матери, она должна выражаться реально - в прикосновении, в ласковых словах, в самом присутствии матери рядом с ребенком. При этом ребенку нужна мать не только в те моменты, когда ему плохо.

Но позднее к этому серьезному обстоятельству присоединяются и другие.

Сломанная игрушка

Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным отлучением от всяких игр. Это - своего рода родительское преступление.

Все дело в том, что ребенок познает мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это не просто нормально, это крайне необходимо. Просто любоваться на игрушку ребенок не может и ни в коем случае не должен - он должен играть с ней как можно более активно. И многие цивилизованные родители уже поняли: если ребенок сломал игрушку, то виновата либо промышленность, выпускающая игрушки для детей, либо сами родители, выбравшие ребенку не подходящую для его возраста игрушку. И никогда в этом не виноват ребенок.

"Рваное" внимание

Помимо названных, есть еще немало способов, с помощью которых родители достаточно воюют с щедрой природой и побеждают ее. Прежде всего, следует отметить "разорванное" внимание, формирующееся у детей с помощью родителей очень рано. "Разорванное" или "рваное" внимание - это неумение ребенка сосредоточиваться. Оно связано с особенностями занятий ребенка со взрослым. Во многих случаях, занимаясь с ребенком, взрослый отвлекается слишком часто и по разным поводам: ответить на звонок по телефону, поставить чайник, перелистать иллюстрированный журнал и прочее. Ребенок привыкает к тому, что внимание постоянно переключается, как бы превращается в лоскутное одеяло. С таким вниманием ребенок потом идет в школу и испытывает серьезные трудности в обучении.

"Учиться - долг ребенка"

Уже перечисленного выше было бы достаточно, чтобы уничтожить познавательную потребность в самом зародыше, однако у родителей "припасены" еще более действенные, стратегически важные средства.

Важнейшее из них - это, конечно, климат в семье. Все знают, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях, безусловно, интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере семьи, в системе ее основных ценностей. Мы все живем трудно, у всех на уме одно - как прожить, однако и в этих условиях для одних семей именно потребительские интересы стали главными, а в других семьях у родителей были, есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные запросы.

У детей восьми-девяти лет выявляли познавательную потребность, а затем и способности. Эксперимент решили провести вместе с мамами. Проходился он несколько необычным образом. В большой комнате было собрано много игрушек, книг, альбомов. Был даже детский компьютер. В эту комнату приглашались мамы с детьми, и их просили подождать - примерно минут сорок. А в этой чудесной комнате была одна тайна - огромное, во всю комнату зеркало - не простое, а так называемое зеркало Гезелла. Со стороны комнаты, где сидят испытуемые, это обыкновенное зеркало, однако с обратной стороны оно прозрачное, как оконное стекло. Таким образом, экспериментатор может наблюдать за тем, что делают мама с ребенком в комнате. Им специально указывали, что можно вести себя достаточно свободно, делать то, что нравится. При этом отмечалось, что в любое время можно пройти в соседнюю комнату, к экспериментатору, да и сам экспериментатор будет время от времени заходить, то есть дверь не будет закрыта (этим снималась неэтичность "подглядывания" за испытуемыми).

И вот эксперимент начался. Конечно, мамы и их дети вели себя по-разному, и все различия можно было уложить в четыре основные стратегии.

Первая - мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. "Давай посмотрим этот альбом, давай поиграем в эту игру" и т. д. Это прямое воспитательное воздействие - такова стратегия.

Вторая - мама, оглядевшись по сторонам, видела, что в комнате много непонятного ("Что за машинки, что за странные игрушки?") и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате. Назовем эту стратегию - "переложение ответственности".

Третья - мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала альбом, книжку или игрушку, которая давно ее интересовала, и прежде всего сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самостоятельно найти подходящее занятие. Это - стратегия, условно говоря, саморазвития.

И наконец, четвертая стратегия - самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка. Некоторые, на всякий случай, одергивали ребенка, если он пытался чем-нибудь заняться ("сломаешь, порвешь"), хотя экспериментатор вполне отчетливо разрешил вести себя свободно и делать все, что нравится.

Само собой разумеется, что именно четвертая стратегия наименее благоприятна для развития способностей. Действительно, оказалось, что у этих мам чаще встречались недостаточно развитые дети, со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были потребительские (кукла Барби или жвачка с картинкой).

Однако какая стратегия оказалась наиболее благоприятной для развития познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети были у мам с третьей стратегией, тех самых мам, которые углубились в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращая внимание на ребенка. Но для психологов картина не была неожиданной. Все дело в том, что дети в этих семьях, у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры.

Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысока. А вот возможность того, что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он - главный досуг, почти стопроцентная.

Интересно было поближе познакомиться с мамами со второй стратегией (которые бежали к экспериментатору за помощью - что им делать). Оказалось, они считают, что воспитывать их ребенка должны специально для этого обученные люди, и с большой охотой отдают своих детей в разного рода группы развития. Надо сказать, что все эти группы - художественного, эстетического, раннего развития - несомненно, хорошее дело, но это все же дополнение к семейному воспитанию, а никак не замена его.

И наконец...

Завершающий удар

Все вышеперечисленные меры, конечно, достаточно успешно снижают познавательную потребность, приводя к вполне заметной ее деформации. Однако есть еще одно средство уже глобального характера - именно с его помощью родители в коалиции с учителями добивают познавательную потребность, после чего учение воспринимается ребенком уже только как насилие.

Но прежде чем рассказать об этом "завершающем ударе" - следует напомнить о главном условии развития способностей. Необходимо, чтобы ребенок получал радость, удовольствие от самого процесса интеллектуальной деятельности. Если этого нет и ребенок выполняет умственную деятельность по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду (ту же пятерку), из страха наказания, то знания ребенок таким путем, конечно, получит, но к способностям это не будет иметь ни малейшего отношения.

И вот ребенок идет в школу. В общем-то, с охотой. Хотя часто и с некоторым страхом - ведь его уже основательно напугали: ты невнимательный, ты неусидчивый - учительница будет тебя ругать и т. д. и т. п. Но вот отшумел праздник первого звонка, начались школьные будни. И ребенок начинает постигать нехитрую школьную заповедь: учение - это его долг. Ничего более ужасного для познавательной потребности (и без того уже хилой) невозможно придумать.

Ребенку ежедневно, дома и в школе, родителями и учителями, вбивается в голову, что учение - не радость, не удовольствие, а только исполнение обязанностей. В этом, прежде всего, глубоко убеждены родители. Вот характерная оценка. У ребенка поначалу не ладится в школе - ведь большинство детей к школе не готовы - то писАть трудно, то высидеть целый урок невозможно, то отвечать перед классом страшно. Вместо того чтобы помочь ребенку, его начинают... стыдить, а то и наказывать.

"Мы для тебя ничего не жалеем, - укоряют родители, - а ты нас позоришь". Ребенок, еще не расставшийся с мыслью о своей свободе, заявляет: "Не хочу идти в школу". И он в чем-то прав: ведь от школы он все-таки наивно ждал чего-то хорошего. А родители ему на это с полным сознанием своей правоты заявляют: "Мало ли чего ты не хочешь. Мы, может, на работу не всегда хотим ходить, но это - наш долг, а твой долг - ходить в школу".

"В ту же дуду дудят" и учителя: "Ваш долг - учиться. Вы обязаны учиться, обязаны получать знания". Познавательная способность, хотя и дана ребенку от природы, уже в таком неустойчивом состоянии, что ребенка ничего не стоит убедить в том, что учение - тяжелая и неприятная обязанность. А еще и сами учителя искренне уверены в этом. Да и родители не подозревают, что интеллектуальная деятельность может и должна быть одной из самых ярких радостей в жизни. И все. Не будет преувеличением сказать, что с началом школьного обучения процесс развития способностей для многих детей фактически заканчивается. Дети получают знания, в каком-то смысле становятся более зрелыми, но способнее не становятся. Вот почему с каждым годом им труднее и труднее учиться, вот почему все больше времени у них уходит на домашние задания, вот почему все увеличивается нелюбовь к школе.

Надо сказать, что мысль о том, что учение не радость, а только долг, тягота, тяжелый, безрадостный труд, идет из глубины веков. Отсюда и известная пословица: "Корень учения горек, зато плоды его сладки". Однако истина в том, что если горек корень учения, то и плодов сладких никогда не будет.

Конечно, познавательная потребность, как всякая подлинная потребность, не может быть полностью уничтожена. И она, конечно, остается, но в каком виде! Для одних детей вся познавательная потребность сосредоточивается в "видике" и коллекционировании картинок от жвачек. Для других это чтение детективов и решение кроссвордов. Для третьих - интерес к чужой жизни (а значит, сплетни, интриги, скандалы). Все это - эрзац-потребности.

При этом и те, и другие, и третьи убеждены, что настоящая познавательная деятельность - серьезное чтение, наука, вообще любая сложная умственная деятельность - это тяжелый, мучительный труд и никогда не удовольствие. Они этим занимаются, но только если заставляют. Как-то после одной из моих лекций на эти темы ко мне подошла учительница и с искренним недоумением спросила: "Да разве должно быть учение радостью? Это же невозможно. А как же учить детей труду?"

Конечно, жизнь - не развлекательная прогулка, и ребенок должен быть готов к трудной и не всегда приятной деятельности. Все это так. Более того, я считаю, что чувство долга необходимо воспитывать у ребенка как можно раньше, буквально сразу после того, как он начал ходить. И никого при этом не касается, испытывает ли он удовольствие от этого или нет. Скорее всего, нет. И не надо. Но умственная деятельность - дело другое. От того, как ребенок к ней относится, непосредственно, напрямую зависит развитие способностей. Именно поэтому, пока не окрепла в ребенке любовь к сложной умственной деятельности, пока такая деятельность не стала его потребностью, нужно, чтобы учение было для него радостью. К сожалению, другого выхода нет, если мы хотим, чтобы дети получали не только знания, но чтобы еще и развивались как личности.

Психологический климат

Сам по себе климат очень часто является лишь отражением более глобальной системы, окружающей ребенка, - своего рода семейной педагогической системы. Самую частую в наших семьях систему точнее всего можно обозначить как репрессивно-анархическую. Ребенку по такой педагогике запрещается чуть ли не все, но при этом фактически, в реальности, почти ничего не запрещается. Об этом стоит сказать подробнее.

Несомненно, что у каждого народа существует своя народная педагогическая система. Например, много говорилось о том, что в японской народной педагогике (а фактически и официальной, которая развивает именно национальные традиции) ребенку до определенного возраста все разрешено. Правда, имеющиеся немногочисленные запреты действуют достаточно жестко, точнее, очень последовательно. По-видимому, это наиболее разумная ситуация для маленького ребенка.

А что всегда запрещается у нас? Или все разрешается? Все зависит обычно от настроения мамы или папы. Никаких правил нет.

Вообще ребенку забираться на подоконник нельзя, но если внизу на работу спешит папа, то мама сама его поставит: "Помаши папе ручкой". Или - в доме вполне интеллигентных людей, чей ребенок очень любит играть взрослым телефоном, ему, что вполне понятно, это запрещают: телефон - не игрушка. Но вот как-то раз, ребенок взял телефон и что-то там "названивает". Почему? Ведь раньше запрещали. Оказывется, что у ребенка температура, и мама, желая как-то его развеселить, сняла запрет. Что, разве это последнее желание ребенка, и пришло роковое время про все забыть, чтобы выполнить его каприз? А в следующий раз ребенок специально "затемпературит", чтобы не идти в школу или чтобы просто добиться своего. Дети это умеют. Впрочем, не только дети.

Или другой случай в той же семье.

Ребенок вытащил кастрюли и играет с ними на полу. Начинается крик: "Это тебе не игрушки, положи тотчас же!" Спрашивается, а почему нельзя поиграть с кастрюлями - это действительно новая игра, что тут плохого - кастрюлю ведь после нетрудно вымыть. Никакого разумного ответа, кроме одного: "Это не игрушка". Самое характерное для нашего воспитания то, что запрет на игру с кастрюлей отнюдь не постоянный: в следующий раз маме будет не до этого, и она просто не обратит внимания на то, чем играет ребенок. И так всегда и всюду.

Вот еще пример.

Большинству родителей понятно, что волю необходимо развивать у ребенка с детства. Многие психологи считают, что чуть ли не с года, с полутора. Скажем, надо добиваться, чтобы ребенок сам убирал свои игрушки. И здесь все зависит от настроения родителей - то мама требует порядка, то пришла в хорошем настроении, принесла торт: "Иди, сыночек, попробуй, я сама уберу".

Так что же, в конечном счете, у нас всегда запрещается? Ребенок живет в мире, где отсутствует определенность, где за любое действие могут наказать, а могут и не наказать - как повезет. Все время стращают наказаниями - а наказывают редко и несправедливо, обидно, нелепо. Мир, в котором ребенок постоянно может быть наказан, а может и не быть наказан, разрушает детскую психику, начиная именно с познавательной потребности. Но если бы дело одной этой потребностью и ограничивалось! Возникает определенная личность, рассчитывающая на "авось", на "как-нибудь", на кривую, которая куда-нибудь да вывезет.

Отметочная психология

Школа имеет еще немало средств, чтобы окончательно расправиться с желанием учиться. Средства эти известны. Одно из самых мощных - наша отметочная система. Познавательная потребность - это бескорыстная любовь к самому процессу умственной деятельности. Отметочная система меняет стимулы. Ребенок учится уже ради (и часто только для) отметки. Как говорят психологи, отметка переводит мотивацию из внутренней во внешнюю.

Наверное, многие слышали об этом, но все же в большинстве случаев учителя считают, что вред отметок сильно преувеличен. Может быть, их убедит эксперимент, который как-то проводился несколько лет назад в одном из вторых классов обычной средней школы.

Психолог пришел в класс к детям и предложил им рисовать. Можно было на выбор взять для рисования либо карандаши, либо фломастеры. Естественно, практически все ребятишки выбрали фломастеры, тем более что у меня они были яркими, нарядными. В следующий раз он опять предложил ребятам порисовать на выбор фломастерами или карандашами, но при этом объявил, что тем, кто выберет фломастер, будет еще и награда - календарики или конфеты. Дети были приятно удивлены, и, конечно, на этот раз с еще большим энтузиазмом выбрали фломастеры. Так продолжалось несколько раз: дети выбирали фломастеры и получали за это награду. Но однажды детям сказали, что они снова могут выбирать, чем им рисовать - фломастерами или карандашами. "А что нам будет за фломастеры?" - спросили дети. "Ничего, - огорчил их психолог.- Кончились и календарики, и конфеты. Вы будете работать просто так". - "У-ууу", - сказали дети и... разобрали карандаши. Фломастеры, нарядные и удобные для рисования, привлекали детей сами по себе, но только до тех пор, пока не была введена награда.

А потом фломастеры стали интересны уже не сами по себе, а как средство получить эту награду. То же происходит и при отметочном обучении: читать и решать задачи, в принципе, интересно некоторым детям и само по себе (тем, у кого еще жива познавательная потребность), но как только вводится кнут и пряник отметки, то азарт переключается именно на отметку.

Именно поэтому в младших классах не должно быть никаких отметок. Потом они, конечно, могут быть, но в виде, скажем, зачетной системы. А в школе до сих пор существует "накопление отметок", требование получить по предмету определенное количество отметок, из которых выводится супербалл - оценка за четверть или за год. Нашли что копить!

В качестве дополнительного средства производства заурядностей подходят вызовы к доске помимо желания, а точнее, против желания ребенка. Причем (как утверждают многие специалисты по дидактике) проверка домашних заданий путем вызова к доске не только вредна в собственно личном плане для ребенка, не только усиливает его нелюбовь к школе, но абсолютно бесполезна, а иногда и вредна как часть учебного процесса. Это - архаический и крайне непродуктивный способ проверки. Другое дело, если ребенок перед классом делает какое-то сообщение, вызвался решить новую задачу.

А как вредны для развития познавательной потребности многие открытые уроки!

Учитель выбрал для открытого урока очень выигрышную, по его мнению, тему - о Пушкине. Чего только не было на уроке: и пластинки, и картинки, только что в пляс не пустился он перед детьми. Детей развлекали на уроке, но к настоящему обучению это не имело ни малейшего отношения.

Более того, такое сведение интереса к знаниям до уровня развлечения мешает развитию подлинной познавательной потребности, приучая к удовольствию от пассивного восприятия, а не к радости активной познавательной деятельности. Нынешняя школа в том ее виде, в каком она для многих ребят существует, направлена против познавательной потребности, а значит, и против развития способностей. А еще и само общество, несмотря на постоянные разговоры о необходимости растить творческих и самостоятельно мыслящих людей, поддерживает и поощряет отнюдь не интеллектуалов. Во всяком случае, если судить по условиям жизни.

После всего сказанного остается удивляться не тому, что большинство детей неспособны к учению, а тому, что все же какая-то часть детей умудряется развивать свои способности. О таких случаях и говорит известная поговорка: "Гони природу в дверь, она проникнет через окно".

Мальчик не любит школу, считает учение неприятной и надоевшей обязанностью, однако дома с увлечением конструирует - и этого достаточно, чтобы все же развивались способности. Другой мальчишка играет в шахматы, часами сидит за компьютером - и это работает на способности, потому что делается с радостью, с увлечением. Девочка взахлеб читает, собрала собственную библиотеку любимых поэтов. И этого хватает, чтобы способности пусть в усеченном виде, но развивались. Другая девочка моделирует одежду - и это неплохо для развития.

Хорошо, что у многих детей есть интересы помимо школы. Но не все они - развивающие, познавательные. Больше тех, кто всю познавательную потребность свел до развлечения (таким развлечением бывает и чтение, во многих случаях практически никак не развивающее человека). И как не бывает одаренных детей без яркой познавательной потребности, точно так же не может быть способных детей с такой выродившейся потребностью в познании. Но можно ли что-нибудь сделать, если познавательная потребность ребенка деформирована, можно ли ее как-то реанимировать? Можно ли вернуть ребенка на путь развития способностей, проявления какой-то его собственной одаренности? Можно, хотя в большинстве случаев неимоверно трудно и требует от родителей, от учителя огромного терпения, педагогической выдумки, привлечения к делу самого дефицитного воспитательского качества - интуиции.

Так как же развивать способности?

Поощрять активность ребенка

Бельгийский ученый Нюттен провел такой эксперимент.

В экспериментальной комнате было установлено два автомата - А и Б. Автомат А был весь блестящий, с разноцветными лампочками, яркими ручками. Автомат Б выглядел значительно проще, в нем не было ничего ни разноцветного, ни яркого, но зато в этом автомате ручки можно было двигать и в зависимости от этого самому включать и выключать лампочки.

Когда пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, входили в комнату, то, конечно, они прежде всего обращали внимание на нарядный автомат А. Поиграв с ним, они обнаруживали автомат Б, и он-то оказывался для них самым интересным. Дети двигали ручки, включали и выключали лампочки - словом, исследовали.

Опыт всячески видоизменялся, но вывод каждый раз оказывался неизменным - самому нарядному, яркому объекту малыши предпочитают такой, с которым можно активно действовать. (Вспомните, какие игрушки больше всего любят дети.)

Сейчас ученые уже не сомневаются: познавательная потребность характеризуется прежде всего активностью.

Научить любить чтение

Сразу оговоримся, что есть этап технического чтения, что называется, "голый" навык, и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить любить чтение, по-видимому, нет. (А есть ли четкие рецепты, как заставить полюбить себя, как человека равнодушного превратить в любящего... Рецептов нет, а вот интуиция... Впрочем, читайте хорошую художественную литературу.)

Пока сообщу лишь несколько условий, чего ни в коем случае нельзя делать, если ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по-настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал. (О психологических маневрах скажем позже.)

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькая победа.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и, самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом, и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически перестает хватать времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится и прочитает ему, убили или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что Карлсон хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод еврейского народа

Ребенку разрешают читать только тогда, когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение - радость и праздник. И об этом ребенок должен помнить каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Тору (священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а скорее всего, и не читала). На центральном телеграфе ей доверяли только перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось работой, требующей уже более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка тетя Катя. И мальчик Диан решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать плохо, с ошибками. Тетя Катя решила повоспитывать соседского мальчика: "Что же ты говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались".

Что тут стало с матерью! "Зачем ты обижаешь моего ребенка? - бросилась защищать сына неграмотная мать.- Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!)". Даже через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. "Я ее выгнала, - рассказывала она, - и сказала этой тете Кате: "Не умеешь с ребенком - не ходи сюда". И два года не ходила она ко мне".

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей вслух. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает, и вдруг видит слезы на глазах у матери. "Ты чего, мама, плачешь?" - "Я вот, сынок, неграмотна, а ты будешь ученый, много книжек прочитаешь". - "Да, мама. Я буду ученым".

И так три раза в день. И мальчик каждый раз спрашивал мать: "Когда пойдем картошку чистить? Когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели?"

В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку... А сейчас он стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности - это уже отдельная история.

Выводы-предложения, или "сухой остаток"

Нельзя хотя бы до школьного возраста (а лучше до 10 лет) делать интеллектуальную деятельность только предметом долга. Школа, особенно начальная, - это конечно, чаще всего обязанность, и если ребенок не получает удовольствия от школьных занятий, попытайтесь хотя бы во внешкольной деятельности утвердить у ребенка чувство и мысль, что умственная деятельность - это радость. В высшей степени это относится к чтению. Ребенок должен все время знать: думать - это приятно и этого хочется. Это самое важное.

Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не развивает, слишком трудная пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно - просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.

Хвалите ребенка очень осторожно. Не хвалите неуверенного ребенка в целом, вообще ("ты очень способный"), а хвалите за конкретное, реальное дело. Не хвалите постоянно, лучше это сделать, когда работа будет закончена.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Вот и подрос ненаглядный грудничок. Возраст малыша подходит к первому рубежу, которым является первый год жизни. Далее счёт времени в развитии чада уже будет идти годами. Маленький человечек стал подвижным, многому научился, но ещё большее придётся ребёнку узнать в дальнейшем. Поэтому родителям следует набраться терпения. Ведь именно с этого момента дитя необходимо не только питание и одевание в модную одежду, но и любовь, и внимание отца и мамы, их постоянное присутствие. Ведь воспитание крохи идёт ежечасно.

В возрасте одиннадцати-двенадцати месяцев ребёнок берёт пример с родителей во всём. Можно так сказать, что дитя на мир смотрит глазами папы и мамы. Поэтому в этот период для грудничка значение имеет абсолютно всё: интонация и тон беседы с ним и окружающими, процесс подачи малышу пищи, стиль одежды родителей и много другое.

Поэтому обязательно следует научиться скрывать наступающее раздражение и плохое настроение. Дети чутко улавливают тревогу в голосе близких людей. В результате малыш может стать беспокойным.

Вербальное развитие ребёнка

Безусловно, ежедневный уход за ребёнком требует психологического и определённого физического напряжения. В результате, особенно у мам, накапливается усталость. Да и ребёнок не всегда послушный. Однако не при каких обстоятельствах родители не должны срываться на крик. Лучше поступить наоборот и сделать нашкодившему дитяти замечание голосом чуть ниже обычного. Это окажет на кроху определённо больше впечатления, заставит бутуза немного удивиться, прислушаться и в результате переключиться.

Ведь недаром даже в первые недели жизни с малышом нужно разговаривать. А сейчас, в период формирования речи, это необходимо делать вдвойне.

Поэтому в процессе умывания, переодевания, высаживания на горшок маме и папе следует обязательно называть предметы домашнего обихода, одежды, объяснять их назначение.

При этом говорить нужно простыми понятными предложениями, спокойно и внятно, слов не искажать. Ближе к году ребёнок от произнесения звуков и отдельных слогов переходит к словам, таким как мама и папа, дай, начинает понимать даваемые взрослыми инструкции.

Бодрствование ребёнка

Бодрствование ребёнка надо уметь организовать. Наверняка родители накупили крохе массу игрушек. Однако этого мало: малютку необходимо ещё научить играть. Иначе карапуз попросту будет тянуть игрушки в рот или бросать на пол, может пораниться.

Родителям в обязательном порядке необходимо показать отпрыску, как складывать матрёшку, нанизывать колечки на пирамидку, которые бесспорно должны быть.

Можно дать лёгкие кубики и начать строить дом. Главное помнить, что в таком возрасте малыши не могут подолгу заниматься одним и тем же делом. От однообразия малявки устают. Поэтому активные занятия следует чередовать со спокойными играми, менять игрушки.

Дети десяти - двенадцати месяцев с удовольствие будут играть с взрослыми в «прятки». По просьбе родителей могут исполнить «ладушки», «сороку» или простые движения типа «до свидания» - машет ручкой, «спасибо» - кивнуть головкой. Конечно же, таким движениям следует обучать. Также ребёнок может отдать игрушку, сказав «на», позвать кошку «кс-кс», покачать куклу «а-а».

Необходимо с ребёнком играть для развития зрительной памяти и наблюдательности, запоминания цветовой гаммы.

Для этого не нужны какие-нибудь специальные игрушки. Подойдут обычные цветные носочки или варежки, просто предметов должно быть несколько разных пар. Следует выбирать один из них и просить бутуза отыскать аналогичный по цвету и размеру, узору. При возникновении трудностей обязательно следует подсказать и первоначально помочь малышке.

Также для этих целей допускается использовать различные баночки, которые бутуз будет различать по аналогичным признакам. Кроме того, для игр не возбраняется пускать в ход собственные пальцы, которые малыш будет разгибать, в определённой последовательности называя папу, маму, бабушку и дедушку, братика или сестричку при их наличии.

В век развития Интернета и наличия практически в каждом доме разнообразной оргтехники малышу следует включать сказки. Дитё с удовольствием будет слушать чтение забавных историй, а у мамы может появиться несколько свободных минут. Однако такие развлечения, как и музыка, должны быть дозированы. Иначе малыш может вырасти возбудим и капризным.

В связи с этим необходимо избегать любого шума, будь то громкая музыка или разговор между взрослыми на повышенных тонах. Следует минимизировать совместный с ребёнком на руках просмотр телевизора, компьютера. Для зрения и нервной системы излучения голубого экрана и монитора вредны.

Сон - залог спокойствия и здоровья!

Обязательно нужно стараться укладывать малыша спать в положенное время. Недосыпание является одной из основных причин невроза у детей. Лучше всего дети спят на воздухе. Но в данном возрасте уже не все прогулки будут отданы сну. Какое-то время чадо должно будет гулять активно. А для этого нужно дитя одевать соответственно. В годовалом возрасте ребёнок уже начинает ходить. Однако на ногах держится не твердо, старается придерживаться за окружающие предметы. Если на чаде будет ещё и тяжёлая шуба или куртка, то бутуз и шагу не сможет сделать. Поэтому когда на улице не слишком холодно, одевать кроху нужно в утеплённый комбинезон, шерстяные носки и тёплые ботинки, на голову - шерстяную шапочку, а под неё использовать хлопчатобумажный платочек.

Дома ребёнку следует ходить в ботиночках либо туфельках, скользкую подошву которых можно обработать обычным наждаком. В результате чадо не будет скользить и падать.

Как только дитя начнёт самостоятельно передвигаться по квартире, у родителей забот прибавляется в разы. Необходимо плотно закрывать тумбочки, ящики письменных столов, выключать компьютер. Обязательно нужно из всех доступных мест убрать всевозможные лекарства, пуговицы и шпильки. Иначе эти предметы карапуз обязательно потащит в рот.

Хочу всё знать!

Годовалый малыш - в высшей степени существо любознательное. Всё, что заинтересует чадо, ребёнок стремиться заполучить в собственные руки, потрогать и повертеть, попробовать на вкус. Оставленный без присмотра на кухне чертёнок обязательно попытается открыть все шкафы и перевернуть мусор, в комнате - стянуть скатерть со стола, опрокинуть неубранный во время личный горшок. Детям очень нравиться теребить телефонный и компьютерные провода, вытаскивать и снова вставлять штепселя в электрические розетки.

Что бы избежать детского травматизма в результате такой любознательности, родители обязаны строго соблюдать меры детской безопасности. Однако делать это нужно не подавляя активности малыша. Наоборот, необходимо и полезно создавать условия для тренировки разнообразных движений.

Физическое развитие ребёнка

Физическое развитие малыша необходимо осуществлять с помощью гимнастики, постепенно усложняя упражнения. Для занятий следует приобрести цветные кольца, которые использовать следующим образом. Лежащему на спине или сидящему ребёнку нужно дать ухватиться за кольцо, удерживаемое родителем, и помочь крохе выполнять круговые вращения руками. Движения можно выполнять как двумя ручками, так и одной попеременно. Далее можно положить малыша на животик и дать ему указанные кольца. В последующем необходимо тянуть за кольца, что побудит дитя встать на колени и следом на ножки.

В качестве другого упражнения дозволено совершить следующие действия. Положить игрушку на стол, а малыша поставить спиной к маме. Придерживая кроху за колени, предложить малютке нагнуться и достать игрушку. Также можно положить игрушку куда-нибудь повыше, пусть дитя тянется к ней. Такие упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, позволят закрепить навык стояния и ходьбы. При этом по возможно нужно начинать закаливать ребёнка.

Внимание! Нужен педиатр или другой медицинский специалист! В случае ежели чадо к окончанию первого годика не способен:

  • ползать на четвереньках;
  • совершать шаги с помощью одного из родителей, держась за руки взрослого;
  • удерживать одной ручкой два маленьких кубика;
  • подавать взрослому игрушку;
  • произносить хотя бы несколько простых слов «мама», «папа», «дядя», «дай»;
  • выполнять пустяковые просьбы типа «принести и подать мячик», который не может отыскать самостоятельно;
  • сам кушать ложкой;
  • гримасничать, глядя на собственное отражение в зеркале;
  • необходимо для консультаций посетить медицинское учреждение и обеспечить проведение соответствующих вспомогательных процедур.

Выполняя вышеуказанные простые советы, которые позволили нашим мамам и бабушкам взрастить не одно поколение сильных и развитых людей, малыш будет расти и развиваться здоровым, жизнерадостным и энергичным. Удачи и терпения, детских улыбок!

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.


Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год


Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год


Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.


Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой - любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира - главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

На самом деле понятие «раннее развитие» очень условное. Ребенок развивается с самых первых дней жизни, причем за первый год он осваивает столько, сколько ни за один другой период времени – учится смотреть, слышать, произносит первое слово, начинает ползать, садится, встает на ножки и идет. Представляете, какая колоссальная работа и всего за какие-то 12 месяцев? По сути дела, самый главный способ развить малыша – это просто помочь ему проделать эту работу. Разговаривать с ним, петь песенки и читать стишки, улыбаться в ответ на его улыбки, показывать все, что может быть ему интересно, в общем, делать его жизнь полноценной даже в тот период, когда он не может еще осмыслить происходящего. Занятия могут подстраиваться по ритм жизни ребенка – ничего страшного от этого не случится, ведь родители интуитивно чувствуют, что нужно их малышу в тот или иной период времени. Но все-таки большинство мам и пап предпочитают придерживаться какой-либо развивающей методики. Во‑первых, это проще, т.к. вам не нужно будет ломать голову над тем, чтобы придумать очередную «развивалку», а во‑вторых, практика показывает, что современные методики развития дают отличный результат.

Выбираем методику

Научно доказано, что в первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики – активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее, у каждого метода развития есть свои нюансы. О них и поговорим.

Методика Монтессори

Главный принцип: «Помогите ребенку сделать это самостоятельно!»
С какого возраста применяют: с 8 месяцев при участии мамы и педагога, с 3 лет с педагогом и самостоятельно.

В чем суть? Дети учатся и познают мир в удобном им темпе и в индивидуальном порядке при помощи специальных материалов, разработанных автором методики. Единых программ нет, главное, чтобы ребенок гармонично развивался и ему было интересно двигаться вперед.

Метод Глена Домана

Главный принцип: интеллект определяет бытие
С какого возраста применяют: с 3 месяцев
В чем суть: все подчинено интеллектуальному развитию ребенка – от работы со специальными карточками до особых комплексов физических упражнений. Чем раньше ребенок начнет тренировать память и внимательность, тем легче ему будет учиться в будущем и тем больше он сможет освоить.

Методика профессора Лазарева

Главный принцип: ни дня без сюрприза
С какого возраста применяют: с рождения
В чем суть: современный метод, разработанный профессором Михаилом Лазаревым – доктором медицинских наук и музыкантом. Лазарев доказал, что если правильно сочетать обучение и музыку, то ребенок будет гораздо быстрее осваивать любую информацию. Для того чтобы занятия по методике Лазарева нравились не только мамам и папам, но и малышам, была разработана серия специальных развивающих наборов Bimbasket.

Развивающий набор Bimbasket – это коробка с симпатичными игрушками и обучающими материалами, а также специальными карточками, для того чтобы родители могли самостоятельно заниматься с малышом. Особое преимущество заключается в том, что все наборы составлены индивидуально, в зависимости от возраста ребенка. Любой родитель может заказать такой набор и развивать малыша самостоятельно, не тратя время и деньги на походы по центрам раннего развития. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут в день, поэтому карапуз попросту не успеет заскучать или, тем более, устать. Когда один набор будет полностью освоен, можно заказать следующий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!