Женский журнал Ladyblue

Как развивать умственные способности ребенка. Главный вопрос: как развить способности у ребенка? Как развивать интеллектуальные способности ребенка

Развитие способностей детей от 3-7 лет

Когда ребенок только родился, мы не можем сразу ответить на вопрос: «Какими способностями он обладает?» Дело в том, что способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в какой-либо деятельности. А новорожденный ничего пока не умеет делать. Однако с рождения каждый человек обладает теми или иными природными задатками.

Задатки — это врожденные возможности ребенка, его анатомические, физиологические, психические особенности (особенности нервной системы и органов чувств, которые выступают в качестве предпосылок развития тех или иных способностей). Например, для успешных занятий музыкой необходимы музыкальный слух и чувство ритма. Для занятий спортом — быстрота и точность двигательных реакций. Для развития гимнастических и танцевальных способностей — легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях, т. е. в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятиям музыкой). Эти виды деятельности привлекают малыша, он без устали готов заниматься все свободное время. При этом он получает огромное удовольствие.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельностии являющиеся условием ее успешного выполнения. Говоря о способностях ребенка к какой-либо деятельности, психологи и педагоги имеют в виду то, что он быстрее других осваивает приемы выбранной деятельности и достигает высоких результатов. Чтобы судить о способностях, необходимо погрузиться в какую-либо деятельность. Если ребенок не занимался музыкой, нельзя сказать, насколько успешно он будет запоминать мелодию, держать ритм, осваивать навыки игры на музыкальном инструменте. Наличие способностей и их уровень может определить специалист — педагог, который занимается с детьми танцами, музыкой, спортом и т. д. Развитие способностей происходит при условии регулярных, системных, продолжительных занятий с педагогом.

Различают общие умственные и специальные способности.

Умственные способности . Под умственными способностями подразумевают те качества ума, которые позволяют человеку достигать высоких результатов в различных областях знаний. Это активность умственной деятельности, ее быстрота, а также хорошая память.

У детей с высоким уровнем общих способностей наблюдается интерес к познанию, любознательность, они охотно и много запоминают. Часто таких детей называют одаренными. Практически любая умственная деятельность — чтение, решение задач, придумывание историй и т. п. доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности быстро и активно развиваются.

Специальные способности . Это способности, которые необходимы для какой-либо деятельности — музыкальной, художественной, спортивной, конструктивно-технической и т. д. Для развития специальных способностей детей необходима определенная среда, которая должна влиять на малыша с первого года жизни, т. е. для того чтобы у ребенка развивались музыкальные способности, нужно, чтобы до 3 лет (это наиболее чувствительный период для пробуждения музыкальных способностей) рядом с ним постоянно звучала музыка.

В Японии до 6 лет ребенка не ругают за сломанную игрушку. Родители понимают, что в процессе познания окружающего мира ребенок должен потрогать, разобрать, подвигать, потрясти окружающие его предметы. Разбирая и собирая детали игрушки, ребенок узнает, как она устроена, почему двигается, из каких элементов состоит. В этой стране игрушки в магазинах располагаются так, чтобы ребенок мог взять любую с полки и поиграть, и, если она нравится, ее покупают, а в случае поломки извиняются перед покупателем: хрупкая игрушка — вина ее создателей.

Для развития творческих способностей значимой является среда, в которой ребенок живет с 3 до 6 лет. Способность к творчеству, т. е. к созданию чего-то нового, оригинального, особенно ярко проявляется в детских рисунках. Ребенок-творец не боится отступать от шаблонов, он редко срисовывает, глядя на образец, не стремится подражать рисункам взрослых или других детей.

Картины способных детей отличаются оригинальностью сюжета и зрелостью техники рисования (штриховка, подчеркивающая объем и форму, точное смешивание цветов для получения нужного оттенка, удачная композиция и др.). В процессе рисования они чувствуют эмоциональный подъем.

Творческие способности пробуждаются у ребенка под влиянием взрослого, занимающегося творчеством. В семьях художников, актеров, поэтов, композиторов, режиссеров дети приобщаются к творчеству с ранних лет.

Высокий уровень развития способностей называют талантом . При этом деятельность человека отличает высокая заинтересованность, глубина освоения материала, оригинальность, фантазия, значительные волевые усилия. Талантливый ребенок отличается от других детей высокими достижениями, успехами с ранних лет. Его способности — это сплав природного и приобретенного. Дарование ребенка очевидно не только для самих родителей, но и для широкого круга специалистов: профессионалов в соответствующей деятельности, педагогов, психологов, ученых-исследователей.

Однако какими бы способностями человек ни обладал, он не станет выдающимся музыкантом, художником, спортсменом без таких качеств как трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, это способность к бесконечному труду. Подчас даже не имеющий в своем природном арсенале хороших задатков для избранной им деятельности человек достигает известных успехов благодаря силе характера, воли.

Подведем итоги

От природы каждому человеку даются определенные задатки, которые проявляются в склонностях к определенному виду деятельности. Склонности — это первые, наиболее ранние признаки зарождающихся способностей.

Способности проявляются в скорости овладения деятельностью и в успешности ее выполнения. Способности проявляются и развиваются в деятельности, для их обнаружения и развития ребенку требуются специально организованные занятия.

Интересы ребенка формируются под влиянием окружающей его среды — семьи, детского сада, школы. Именно близкий круг людей способствует раннему выявлению и развитию способностей.

Трудолюбие, настойчивость, стремление к поставленной цели, активность, положительные эмоции позволяют достичь человеку высоких результатов, даже если природа была не очень щедра.


Взрослому сложно определить способности новорожденного ребенка, потому что они проявляются только в какой-либо деятельности, а младенец еще ничего не умеет делать. Но с момента появления на свет каждый ребенок обладает определенными задатками. Если развивать способности с детского возраста, то малышу гарантировано успешное будущее. В дальнейшем ему будет намного проще справляться с различными жизненными сложностями.

Важная задача процесса воспитания в семье - развитие способностей малыша. Его способности начинают проявляться одновременно с началом процесса развития интереса к окружающей действительности. Некоторые родители начинают задумываться о способностях ребенка только после его поступления в школу. Психологи убеждены, что начало развития способностей должно приходиться на возраст от 1,5 до 5 лет.

Что такое задатки?:

Задатками называют особенности ребенка, с которыми он появляется на свет:

Анатомические;
Психологические;
Физиологические - нервной системы и органов чувств.

Задатки проявляются в повышенном желании малыша заниматься какими-либо видами деятельности: изобразительным искусством, игрой на музыкальных инструментах, вокалом, хореографией, спортом. При этом малыш получает большое наслаждение и удовольствие.

Что такое способности?:

Способностями называют особенности личности, которые отвечают требованиям определенной деятельности, а также являются условиями для их успешного выполнения. Для оценки способностей ребенка стоит понаблюдать за ним, погрузив в какую-либо деятельность.

Определить наличие и уровень способностей у вашего ребенка сможет специалист. Развивать способности возможно только в процессе систематических занятий.

Какими бывают детские способности?:

Общие – это свойства ума малыша, которые позволяют достигать высоких результатов в различных отраслях. У таких детей с раннего возраста начинает проявляться повышенный интерес и стремление к познанию всего, что его окружает. Умственный труд приносит таким малышам большую радость и удовольствие;

Специальные способности включают в себя те, которые нужны для занятий определенной деятельностью - спорт, музыка, рисование и другими. Для развития таких способностей важно создать соответствующие условия, которые должны окружать кроху с его рождения.

Может ваш малыш талантливый?:

При высокой степени развития способностей говорят о таланте. Такие малыши отличаются от сверстников высокими результатами в разных сферах деятельности с раннего возраста. Какие бы способности не имел ваш ребенок, он не сможет стать выдающимся, если не будет достаточно трудолюбивым, настойчивым, организованным.

Признаки наличия способностей:

Ребенок с увлечением занимается определенным видом деятельности;

Малыш просит купить предметы определенного вида деятельности: музыкальный инструмент, краски, мяч, конструктор и т.д.;

Кроха продолжает заниматься любимым делом даже после запрета взрослого.

Этапы развития детских способностей:

1 – 2 года – начинают проявляться творческие способности малыша. Родителям необходимо обратить внимание на то, что больше привлекает их ребенка;

3 – 4 года – благоприятный возраст для начала регулярных и систематических занятий. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к познаниям всего нового. В этот возрастной период больше всего подходят такие увлечения:

1. Музыка;

2. Рисование;

3. Лепка;

4. Работа с конструктором.

5 – 6 лет – подготовка к поступлению ребенка в школу. Целесообразно начать посещать кружки и секции по интересам. Родителям необходимо уделять внимание развитию творческой активности малыша.

Что развивает способности ребенка?:

Развивающие игры и игрушки;
Слушание музыки;
Изготовление поделок;
Рисование;
Чтение;
Игры творческого характера (назвать положительные и отрицательные стороны предмета; дорисовка картинки; представить, если вдруг…).

Какие способности могут развивать родители у своего ребенка?:

Интеллектуальные способности;
Творческие способности;
Умственные способности.

Как развивать интеллектуальные способности ребенка?:

1. Уделяйте внимание этому вопросу в период интенсивного развития интеллекта ребенка - от 2 до 12 лет;
2. Эмоционально поддерживайте малыша;
3. Предоставляйте ребенку возможность проявить самостоятельность;
4. Предъявляйте к ребенку требования и содействуйте обязательному их выполнению;
5. Повышайте самооценку малыша;
6. Организовывайте совместную игровую деятельность с ребенком;
7. Привлекайте ребенка к решению семейных проблем.

Как развивать творческие способности ребенка?:

1. Развивайте у ребенка способности решать задачи разными способами;
2. Родителям необходимо реагировать положительными эмоциями на проявление у ребенка любой неожиданности;
3. Наиболее активно творческие способности у детей развиваются от 3 до 5 лет.

Как развивать умственные способности ребенка?:

1. Родители должны часто задавать ребенку вопросы;
2. Необходимо общаться с ребенком на разные темы;
3. Побуждайте ребенка к размышлениям;
4. Обсуждайте с ребенком результаты выполненного задания;
5. Совместно с ребенком исправляйте недостатки выполненной работы.

От воспитания ребенка зависит его характер и поведение. Но не следует забывать о врожденных способностях. Родителям важно любить и поддерживать своего малыша, помогать развиваться, учитывая при этом его возрастные и индивидуальные особенности.

Как стимулировать ребенка к познанию окружающего мира?:

1. Общайтесь с ребенком о том, что его окружает;
2. Наблюдайте за ребенком. Таким образом родителям будет легко определить его интересы и способности;
3. Играйте вместе с ребенком;
4. Старайтесь правильно определить занятие, которое ребенку очень нравится.

Родители должны стимулировать участие малыша в различных видах деятельности – пении, лепке, чтении, танцах и других. Это поможет воспитать гармонично развитую и способную личность. Если посещение определенного кружка совпадет с интересами ребенка, тогда он будет очень счастливым.

Поддерживайте увлечения и детские интересы. Если ребенок красиво поет – отдайте его кружок вокала, если малыш больше любит бегать или играть в подвижные игры – запишите его в спортивную школу или секцию.
Не стоит навязывать ребенку собственные интересы. Учитывайте желания малыша;
Создавайте ребенку условия для занятий по интересам: для изобразительной деятельности купите карандаши, кисточки, пластилин, а для спорта – спортивную обувь и одежду;
Поощряйте ребенка за его усилия.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Объясняйте ребенку значение занятий для его развития и роли руководителя секции или кружка.
Если ребенок отказывается посещать выбранную ранее секцию, никогда не ругайте его. Разберитесь в причинах отказа. Лучше меняйте различные виды деятельности, чем продолжительное время заставляйте кроху заниматься нелюбимым делом;
Интересуйтесь увлечениями и интересами крохи;
Определите способности своего ребенка;
Развивайте у малыша память и интеллектуальные способности;
Будьте положительным примером для ребенка;
Запишите ребенка в кружок, секцию, школу танца, детский театр. Заметив склонность ребенка к какому-либо виду деятельности, раскрывайте и развивайте ее.

Определяем способности ребенка:

Ответьте на поставленные вопросы словами «да» или «нет»:

1. Ваш ребенок легко запоминает услышанную речь?

2. Ребенку удается без затруднений определить ваше настроение?

3. Нравится ребенку выполнять математические задания?

4. Ваш ребенок мечтает о будущей профессии?

5. Ребенок прислушивается к звучанию музыкальных инструментов на улице?

6. Ребенок цифры усвоил с легкостью?

7. Использует ребенок в речи сложные словесные выражения?

8. Нравиться ребенку слушать классическую музыку?

Интерпретация результатов:

Лингвистические способности – ответы «да» на 1 и 7 вопросы.
Музыкальные способности – ответы «да» на 5 и 8 вопросы.
Математические способности – ответы «да» на 3 и 6 вопросы.
Психологические способности – ответы «да» на 2 и 4 вопросы.

Не запрещайте ребенку заниматься любимым делом. Поощряйте новые увлечения малыша. Невозможно предусмотреть, как повлияет увлечение на его жизнь.


Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. По этой причине для развития способностей крайне важно включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея­тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро­вать, занимаясь с детским ʼʼКонструкторомʼʼ, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна­чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам - научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным - при школах, ЖЭКах, домах пионеров.

Одна из задач советской системы воспитания - всœестороннее развитие способностей у всœех детей. Одностороннее, узкое, одно­бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всœему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо­собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре­мится к всœестороннему, гармоническому развитию личности ре­бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо­ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждыйспособен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла­дает возможностью развития и специальных способностей. ʼʼБеста­ланныхʼʼ людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв­ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель­ность, тем больше возможностей для развитаяспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. При этом не всякая деятельность, в которую вклю­чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно­сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

В первую очередь, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол­жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель­ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини­циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован­ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль­ное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви­тие способностей.

Посколькуспособности могут принœести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю нужно активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны­ми, глубокими, устойчивыми и действенными.

Конечно, далеко не всœегда способный, к примеру, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств(неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителœей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всœецело захватывают школьника.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. К примеру, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь­ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что­бы он преследовал цели, всœегда немного превосходящие его на­личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всœе более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши­мися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му­зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. К примеру, в лите­ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих­ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель­ному чтению, сочинœения по картинœе и т. д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо­ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани­маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами ʼʼконструкторовʼʼ и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всœем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, нужно развивать у них настой­чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят­ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь­ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби­мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен­ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль­ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, нужно внушать способному ребенку, что он вовсœе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос­ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по­нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв­лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

В совместной работе школы и семьи создаются самые благо­приятные условия для всœестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определœение способностей и поясните его.

2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.

3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

4. Какие виды способностей вы знаете?

5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за­висимости от вашей специальности).

6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?

7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо­любием и настойчивостью человека.

8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь­ников?

Условия развития способностей у детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Условия развития способностей у детей" 2017, 2018.

За последнее двадцатилетие институт семьи претерпел некоторые изменения. Молодые супруги не всегда спешат завести детей, считая, что сначала надо достичь материального и финансового благополучия, сделать карьеру, обустроить свое жилье, попутешествовать по миру и тому подобное. Поэтому, когда в семье ожидается прибавление, возникает вероятность того, что супруги могут допустить различные ошибки, принимая решение о том, как развивать ребенка с рождения. Пропустить момент раскрытия его индивидуальности, способностей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают легкость и скорость приобретения знаний, умений и навыков, но не приравниваются к ним.


По мнению ученых, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Не развивающаяся способность или же способность, которую человек перестает использовать на практике, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., личность поддерживает и развивает в себе соответствующие способности. Поэтому чем раньше родители решат, как развивать новорожденного ребенка, тем больше у него шансов на успех в дальнейшей деятельности и самореализации.

Познание и его роль в развитии ребенка

Как известно, масса мозга ребенка при рождении составляет 25% от массы мозга взрослого человека, но в два с половиной года его масса возрастает втрое, а в семь лет составляет уже 90% от мозга взрослого. Представьте, сколько надо познать маленькому человеку, чтобы заполнить свой мозг. Вот почему так важно помогать ребенку реализовывать его постоянное желание познавать и исследовать окружающий мир.

Первые годы жизни — самое лучшее время для воспитания детей и развития их способностей. Если не начинать этого делать, когда ребенок еще, как говорится, лежит поперек лавки, наверстать упущенное впоследствии будет почти невозможно. Некоторые психологи советуют родителям именно в семье начинать формировать в своих детях триаду базисных качеств:

  1. Нравственность — как уважение к другим людям и природе;
  2. Ответственность за свои поступки;
  3. Волевые качества, необходимые для достижения своей жизненной цели.

В семье, где созданы условия, опережающие и стимулирующие развитие малыша, расширяются его возможности познавать окружающий мир и проявлять себя в разнообразной деятельности.

По мнению одного из психологов, потребность в познании — это прежде всего потребность в движении к результату, в самом процессе познания. Конечный результат, собственно, здесь невозможен. Ведь каждое знание, любой результат — это только один из этапов пути познания.

Доказано: если родители общаются с малышом с самого рождения, воспринимают его как равного, то к году он уже общается с помощью слов. А в возрасте до пяти лет становится настоящим лингвистом.

Способы развития малыша

Возможность развивать ребенка существует постоянно. Важно только правильно это делать.


Побуждайте к творческому решению различных ситуаций

Каждая, даже совсем обыденная ситуация из жизни ребенка — прекрасная возможность для развития его творческих, интеллектуальных способностей. Родителям нужно только направить малыша, подтолкнуть его к самостоятельному открытию. Для примера рассмотрим несколько ситуаций.

Маленькая Света играет с мячиком. Вдруг он закатился под диван, но мама не спешит на помощь, наблюдая за дочерью. Девочка хочет получить игрушку — она ложится на пол и заглядывает под диван. Мяч лежит у самой стены и рукой его не достать. Света пытается дотянуться, но тщетно. Мама незаметно для дочери кладет на пол длинную линейку. После многих неудачных попыток ребенок задумывается и вдруг замечает линейку. НЕ сразу получается подтолкнуть мяч, но когда все же это удается, радостная улыбка, чувство победы озаряют лицо Светы. Замечательный результат!

Наблюдая за малышом во время таких ситуаций, можно убедиться, как сосредоточенно, напряженно работает его ум и как быстро при этом он развивается. Не стоит бояться перегрузить или переутомить ребенка.

С самого начала предоставляйте ему большую свободу при выборе деятельности, способов работы, чередования дел, определения времени выполнения задания. При этом, предоставляя ребенку свободу, стоит предлагать ему ненавязчивую помощь. Но только не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в обычную подсказку!

Не делайте за ребенка то, что он сам может сделать. Не думайте за него, если он может додуматься сам.

Двухлетний Дениска, держа в руках ковшик с компотом, подходит к закрытой двери и останавливается, размышляя: «Что же делать, как открыть дверь?». Мама уже готова помочь, но вовремя останавливается, вспомнив, что сын должен учиться преодолевать трудности. Дениска ногой пытается открыть дверь — не удается. Тогда пробует, прижав ковшик к груди одной рукой, второй — открыть дверь. Но она тяжелая, компот выплескивается из наклоненной посуды. Досадно! Рядом сидит папа и подбадривает: «Ну, сынок, думай!». Наконец парень понял, поставил ковш на пол и, открыв дверь, подталкивает его вперед. Ура! Препятствие преодолено!

Все счастливы — малыш, который самостоятельно сделал открытие и родители, которые его подбодрили, поддержали, проявили искреннюю заинтересованность. Главное помнить, что незаслуженная похвала может только нанести вред.

Активизация познавательной потребности и стремления к самому процессу познания возможна лишь в том случае, если ребенок будет чувствовать удовольствие от умственного усилия. Познавательная потребность проявляется, развивается и закрепляется как потребность, потому что вместе с ней включается механизм положительных эмоций.

Организуйте развивающие игры

Большую часть времени, предшествующего поступлению в школу, ребенок, как правило, проводит в общении со своими родителями. Поэтому важно, чтобы взрослые правильно подбирали задачи, придумывали соответствующие игры. Ведь бывает так, что столкнувшись с любопытством ребенка, родители иногда теряются, не знают, что делать или опасаются, что у них не хватит знаний, терпения и умений. Действительно, знания и умения не помешают, но для малыша любой рассказ услышанный от родителей — самая большая радость и удовольствие.

Существует множество игр и упражнений, которые способствуют развитию физических, интеллектуальных, художественных и творческих способностей. Предлагаем некоторые из них, доступные даже самым маленьким.

Понять ребенка — это важно!

Сегодня, к сожалению, большинство родителей заняты в первую очередь работой и бытом. На проблемы своих детей им просто не хватает времени и поэтому они ограничивают свое воспитательное воздействие только запретами и проявлением недовольства поведением ребенка. Другая крайность — слишком амбициозные, не в меру озабоченные успехами своих детей мамы и папы. В таких семьях требования к малышам завышенные, их возможностей не знают и не понимают.

Вероятно, что такие родители когда-то сами не реализовали себя в какой-то сфере деятельности и настойчиво навязывают свои несбывшиеся мечты сыну или дочери. Ребенку нанимают нескольких репетиторов, чтобы он стал еще умнее, учат его музыке, чтобы развить слух, водят в танцевальный класс, чтобы он наслаждался гармонией движений, и в бассейн, чтобы закалялся, был здоровый и сильный. Казалось бы, все хорошо. Но не много ли для одного ребенка?

Всегда заботливые родители стремятся к тому, чтобы их чадо росло здоровым, грамотным и всесторонне развитым. А если малыш еще и с удовольствием посещает детский сад, легко осваивает программы обучения – счастью родителей нет предела. Конечно, при правильном подходе к развитию способностей крохи, он не только будет радовать маму с папой своими успехами, но и получать от этого колоссальное удовольствие, ведь ему самому это будет только в радость. Необходимо разобраться, что же такое способности, как выявить их у своего малыша и как же их развивать дальше.

Способности у детей

информация Способности – это природные задатки в разных сферах деятельности, которые в большей или меньшей мере выражены у каждого человека. Именно наличие ярко выраженных предрасположенностей, подкрепленных определенными умениями и знаниями, определяют наличие таланта.

Ученые выделяют:

  1. Интеллектуальные задатки – склонность к математическим наукам, вербальные или другие способности.
  2. Творческие – художественные, музыкальные, актерские и другие.
  3. Физические .
  4. Другие специальные способности одаренных детей .

Как выявить способности ребенка

Все детки напоминают настоящий сгусток энергии и пример любознательности, но вот одаренных детей можно выделить по определенным качествам, которые проявляются в их характере и поведении. К таким качествам можно отнести:

  1. Любознательность – стремление постоянно узнавать что-то новое, всесторонне развиваться. Это качество проявляется в стремлении малышей познавать окружающий мир, почемучки проявляют неугасаемое желание исследовать все вокруг.
  2. . Уже с раннего возраста малыши могут отличаться от своих сверстников умением не только использовать множество слов, но и строить достаточно сложные предложения.
  3. Изобретательность – стремление находить нестандартные выходы из стандартных ситуаций, проявляется в быту, в детских играх и других сферах деятельности ребенка.
  4. Целеустремленность .
  5. Умение логически мыслить, которое проявляется с раннего возраста .

Для выявления тех или иных предрасположенностей у крохи существует множество разных методик и тестов. Ниже мы приводим один из них, наиболее объективный на наш взгляд.

инструкция Для проведения оценки необходимо прочесть утверждения, приведенные в представленных списках, и оценить степень выраженности указанных признаков у своего ребенка по 5-балльной шкале, где 1 – отсутствие данной характеристики у ребенка, 5 – ярко выраженное качество. Затем необходимо суммировать баллы в каждой сфере и разделить данную сумму на количество вопросов в соответствующем списке. Полученные средние баллы будут отражать профиль задатков ребенка.

Художественные задатки

  1. Нарисованные сюжеты разнообразны.
  2. Вдумчивое и серьезное отношение к произведениям искусства.
  3. в создании своих творческих шедевров.
  4. Готовность к творческим экспериментам.
  5. С удовольствием занимает свободное время рисованием, лепкой, рукоделием.
  6. Использует творчество для выражения своих чувств и эмоций.
  7. Интересуется произведениями искусства, художников и скульпторов, имеющих мировую славу. Пытается воссоздавать то, что понравилось.
  8. Любит работать с пластилином, глиной.

Музыкальные задатки

  1. С раннего возраста вслушивается в мелодии, подхватывает ритмы.
  2. Любит петь и делает это красиво.
  3. Проявляет чувства и эмоции в игре на музыкальных инструментах, песнях.
  4. Всегда с удовольствием слушает музыку.
  5. Любит сочинять свои мелодии, песни.
  6. Проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах. Имеет желание научиться.

Интеллектуальные задатки

  1. Всю новую информацию усваивает легко и «на лету».
  2. Знания, которые имеет, старается применять на практике.
  3. Умеет логически рассуждать и излагать свои мысли.
  4. Умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Рано начинает читать информацию между строк, улавливать то, что не сказано взрослыми вслух.
  6. Умеет критично относиться к собственным поступкам и поступкам других людей. Понимает мотивацию поведения других людей.
  7. , не нуждается в заучивании.
  8. Имеет более широкий кругозор, чем сверстники.
  9. Имеет большой словарный запас и умеет четко и ясно выражать свои мысли.
  10. Решает сложные для своего возраста логические или математические задачи.
  11. Обгоняет своих сверстников в учебе, скучает на уроках, так как уже знаком с информацией, которую излагает учитель.
  12. Любознателен. Задает, вопросы и делает свои умозаключения на основании услышанных ответов.

Развитие способностей в возрасте от 1 до 3 лет

Каждый ребенок, независимо от того, какими талантами его одарила природа, имеет возможность проявить себя в той или иной сфере, или просто стать всесторонне развитой, интересной и целостной личностью.

  • Знакомьте свое чадо со всем, что его окружает – семьей, домом, предметами быта, внешним миром. Читайте крохе, показывайте картинки и фотографии, сопровождая их рассказами о том, что изображено на них. В общении с малышом учите его использовать различные предметы, вещи.
  • Уделяйте внимание . Придумывайте игры, где нужно будет перебирать различные мелкие предметы, пересыпать из одной емкости в другую. Давайте карапузу самому пробовать застегивать и расстегивать крючки и пуговички на одежде. Не забывайте о пользе пальчиковых игр.
  • Знакомьте подрастающего гения с цветами (сначала с основными, а затем и различными их оттенками), размерами и формами предметов. Начинайте в игровой форме знакомить кроху с цифрами и буквами.
  • Включайте ролевые моменты . С помощью ролевых игр дети познают модели поведения взрослых в социальном мире. Совсем скоро вы заметите, что ваши дети в своих играх начнут копировать ваше поведение, так что это отличный повод заняться саморазвитием и не давать крохе плохих примеров.
  • и – читайте ему сказки, заучивайте стишки и потешки, слушайте песни и мелодии.
  • Пойте, танцуйте, рисуйте с крохой . Это не только поможет ему развивать то, что подарила природа, но и даст возможность вам выявить задатки настоящих талантов в той или иной сфере.
  • Давайте возможность своему ребенку проявлять самостоятельность – одеваться, убирать свои игрушки, помогать взрослым. Старайтесь знакомить его со сверстниками и взрослыми, пусть учится не бояться и общаться с незнакомцами, сначала с вашей помощью, а затем и самостоятельно.

Это тот период, когда малыш впитывает всю информацию, словно губка.

важно Не стоит в это время делать упор на что-то одно. Ваша главная задача - познакомить малыша со всем, чем только возможно. Таким образом, вы уже сейчас заложите прочный фундамент, на котором в будущем будет построен прекрасный замок.

Развитие способностей в возрасте от 3 до 7 лет

В этом возрасте деток не зря называют «Почемучками». Им все интересно в этом мире и как раз сейчас вы можете закладывать в малыша ту информацию, которая в будущем определит его кругозор и сферу интересов. Рассказывайте ему обо всем, что его интересует и окружает – о строении его тела, о диких и домашних животных, растениях, планете, о земле и о воде, обо всем, что он спросит у вас. И не стоит сейчас искать простые отговорки, ведь именно вы должны знакомить такого любознательного малыша с миром.

  • – читайте ему или с ним книги, детские энциклопедии, учите стихи.
  • Знакомьте ребенка с начальными основами арифметики, изучайте цифры, счет, геометрические фигуры . Развивать логику ребенка помогут различные головоломки или паззлы, логические игры.
  • Старайтесь . Пробуйте вместе придумывать свои сказки или рассказы, предложите крохе пофантазировать на ту или иную тему, придумайте вместе игру и ее сценарий.
  • Развивайте мышление ребенка – знакомьте его с понятиями целого и его части, причины и следствия, сходства и различия. Учите ребенка обобщать и делать выводы из логических цепочек.
  • В этом возрасте можно отдавать малыша в школы развития детей или в различные кружки или спортивные секции . Главное, что нужно учесть, это не желание родителей, а пожелания крохи. Если же малыш не проявляет особого интереса к чему-либо, можно отдать его в несколько кружков и через месяц-два дать ему возможность самостоятельно сделать свой выбор.

В любом случае, стоит напомнить, что каким бы ни был ваш ребенок, проявит он таланты или нет, он все равно останется самым лучшим ребенком на Земле, именно потому, что это ваш малыш. Любите своих детей!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!