Женский журнал Ladyblue

Как успешно выбрать друзей: практические советы. Классный час "Мы выбираем дружбу"

Фото 1 из 2

Ничто иное, как этическая форма любви. В греческом языке есть три слова, обозначающих любовь, Эрос, Филос и Агапэ. Агапэ – любовь к Богу, возвышенная. Эрос – с чувственным компонентом, а Филос или Филейн как раз олицетворение той любви, которой мы привязаны к детям, родителям, друзьям. Если у человека нет привязанности, нет друзей, он чувствует своего рода психологическую уязвленность, даже ущербность. Отчасти это говорит о том, что человек не умеет взаимодействовать с миром, с людьми. Первые друзья у нас появляются в раннем детстве, «накапливаем» друзей в юности, а в зрелом возрасте мы сближаемся с незнакомыми людьми гораздо сложнее, нам сложнее привыкнуть к новому спутнику жизни. Каждый в дружбу привносит то, что у него есть, свой багаж.

Как мы выбираем себе друзей? Есть ли какие-то принципы?

Считается, что мы выбираем друзей не по принципу, кто нам ближе по духу, а с кем мы чаще всего сталкиваемся. Если мы сталкиваемся с человеком по жизни очень часто, общаемся, мы всё больше и больше узнаем друг о друге. Складываются взаимоотношения, и люди начинают дружить, но это не всегда вызвано взаимной симпатией.

Наверно отсюда и разговоры о корыстной женской дружбе...

Отчасти. В женской дружбе всегда должна быть дистанция. Есть женщины, которые дистанцируются от своих «подруг» и поддерживают скорее приятельские отношения. И в этом есть своя правда.

Нередки случаи, когда подружки уводят друг у друга мужчин, да и наоборот случается...

И этому есть определенная подоплека.

Во-первых, когда люди общаются, у них должны быть схожие интересы, взгляды, ценности. Вполне возможно, что и мужчина, который понравился одной, понравится другой. Есть термин «подражательная зависть». Это как ребенок – он играет с предметом и бросает. Вроде ему и не нужно, но если возьмет кто-то другой, то он тут же хватается. К сожалению, тот же принцип подчас срабатывает и в женской дружбе. И не важно, что будет потом, главное – отобрать. Кстати, мужчину выбирает всегда женщина.

А возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?

Трудно представить рядом мужчину и женщину, полностью доверяющих друг другу, и между которыми не существует сексуальных отношений.

Но дружба – без сексуального компонента. Они могут дружить годами. Но в момент, когда женщина остается одна, мужчина пытается сделаться из просто друга сексуальным партнером. Если ему позволяет женщина. Степень близости регулируют женщины. У мужчины, так или иначе, действительно есть сексуальная подоплека – он всегда смотрит на женщину мужскими глазами. Кстати, дружеские отношения могут со временем перерасти брак: когда люди дружат, они очень много всего знают того, что мы прячем от других. Мы раскрываемся перед другом, он знает все наши потаенные уголки.

Но ведь он, другой человек, знает еще и наши отрицательные стороны...

В этом есть большой плюс. Если человек нас принимает, он становится близок. Иногда люди и сами не понимают, в какой момент вспыхивает то самое чувство. А вот будет страсть или нет, зависит от людей.

В браке дружба должна быть?

Обязательно! Дружба – это умение предвосхитить желание человека, трепетно относиться к чувствам другого. Так что насколько люди умеют дружить, настолько прочным будет их брак.

По материалам ladyinfo.ru

Підписуйся на наш telegram і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Исследования показывают, что дружба помогает нам сохранять умственное и физическое здоровье: улучшает иммунитет, поддерживает в норме артериальное давление, снижает риск развития деменции в пожилом возрасте и даже риск внезапной смерти. Но даже с лучшими друзьями общение может неожиданно стать до тошноты напряженным. Журналист Карлин Флора описала разные виды токсичных отношений и объяснила, откуда возникают проблемы с друзьями и почему это не всегда плохо. T&P публикуют перевод .

Карлин Флора - журналист, в прошлом редактор Psychology Today. Публиковалась в журналах Discover, Scientific American Mind и др. Автор книги «Friendfluence», которая вышла в 2013 году.

Припомните, как вы в последний раз сидели напротив лучшей подруги и чувствовали, что она вас отлично знает и, главное, по-настоящему понимает. Быть может, вам доводилось чувствовать, что она пробуждает в вас лучшие качества, в ее присутствии вам удаются самые толковые замечания и самые остроумные шутки. Она вас воодушевляла. Она всегда внимательно слушала, находила скрытые закономерности в вашем поведении, а затем аккуратно предполагала, как можно изменить все к лучшему. Вы любили посплетничать про общих знакомых, время от времени предавались воспоминаниям о совместных приключениях. Вы охотно углублялись в любимые темы, обменивались едва понятными окружающим полунамеками и без труда расшифровывали многозначительные эвфемизмы в речи друг друга. Возможно, вам даже знакомо приятное чувство восхищения своей подругой, которое сопровождалось и чувством гордости от осознания вашего с нею сходства. Человек, о котором вы были очень высокого мнения, взаимно очень ценил вас - конечно, это приносило ощущение глубокого удовлетворения и счастья, буквально подпитывало вас энергией.

Такая дружба наполняет нас душевными силами, формирует нашу личность, а иногда может и изменить нашу судьбу. Эти отношения не раз оказывались под микроскопом ученых-социологов - таким образом выяснилось, что они помогают нам сохранять умственное и физическое здоровье: хорошие друзья улучшают иммунитет, стимулируют креативность, поддерживают в норме артериальное давление, снижают риск развития деменции в пожилом возрасте и даже риск внезапной смерти. Так что если вы чувствуете, что жить не можете без друзей, в вас говорит не только сентиментальность, но и здравый смысл.

Но даже самую глубокую и добрую дружбу, как и почти любые человеческие отношения, могут омрачить конфликты, обиды и напряженность. Из нее может безвозвратно исчезнуть очарование, она может даже вовсе сойти на нет по какой-то печальной причине или без единой причины вообще. А ведь бывают еще и не такие уж полезные виды дружбы: иногда в отношениях, начавшихся на позитивной ноте, конфликтность нарастает с каждым днем, а в критических случаях дружба может быть изначально мучительной, токсичной. Хорошие друзья делают нас счастливыми, но даже они многого требуют взамен. Если присмотреться как следует, дружба - намного более запутанный и неоднозначный вид отношений, чем принято думать.

Впервые суровая действительность бросила тень на безоблачное понятие дружбы, когда социологи убедились, что дружеская симпатия взаимна лишь в половине случаев. Многих эта информация шокирует: те же исследования утверждают, что мы склонны заведомо считать, что наши друзья практически всегда разделяют наши чувства. Сможете догадаться, кто из вашего списка друзей не внес бы в аналогичный список вас?

Одна из причин дисбаланса - в том, что дружба зачастую бывает социально желанной: исследование среди подростков показывает, что дружить хотят с популярными людьми, а они часто демонстрируют избирательность (и тем самым нарушают баланс взаимности). Одно из свежих доказательств - статья Стивена Строгатца в The New York Times, опубликованная в 2012 году. По его наблюдениям, у наших друзей в фейсбуке в среднем всегда больше друзей, чем у нас самих. А еще говорят, что дружба - спасение от мира, помешанного на обновлении статусов. Вот тебе и спасение!

Ученые также выделяют амбивалентную разновидность дружбы - ей присущи взаимная зависимость и конфликты. Если в вашей жизни есть такой друг, он одновременно вызывает у вас как позитивные, так и негативные чувства. Например, увидев его имя на экране смартфона, вы дважды подумаете, прежде чем ответить на звонок. Такой вид отношений весьма распространен. У каждого из нас есть сеть социально важных контактов, и, по статистике, амбивалентных персонажей в ней - около 50%. Справедливости ради стоит сказать, что это чаще всего члены семьи, а не друзья (ведь от родственников так просто не отделаешься). Тем не менее это еще один камень в огород «незапятнанного» понятия дружбы.

Но даже те друзья, которых вы смело назовете верными, надежными и интересными людьми, могут омрачить вашу жизнь, если к этим качествам прибавится еще хоть одно, менее привлекательное. Благодаря социологическим исследованиям мы прекрасно знаем, что депрессивный друг с большой вероятностью склонит вас разделить его депрессию, тучный друг - набрать лишний вес, а с друзьями, которые много курят или пьют, и вы станете пить и курить больше.

В некоторых случаях у «хороших» друзей появляются цели, привычки или ценности, которые не соответствуют нашим. Конечно, эти люди не сделали нам ничего плохого. Но со временем они перестают входить в группу, которая определяет нашу социальную идентичность и/или помогает нам решать насущные задачи. Оставаясь с ними, мы плывем против течения.

Ко всем досадным эффектам противоречивой амбивалентной дружбы стоит отнести и реальный вред для нашего здоровья. В 2003 году ученые Джулианна Холт-Лунстад из Университета Бригама Янга и Берт Учино из Университета Юты провели совместное исследование : участников просили надеть портативный тонометр и письменно фиксировать свое взаимодействие с людьми в течение дня. Показания приборов утверждали, что артериальное давление при общении с амбивалентными друзьями было выше, чем во время по-настоящему дружеского и даже откровенно враждебного общения. Вероятно, это связано с тем, что такие отношения во многом непредсказуемы, а потому заставляют нас все время быть начеку: «Собирается ли Джейн снова испортить всем рождественский вечер?» Кроме того, амбивалентные отношения связывают с такими неприятными явлениями, как нарушения реактивности сердечно-сосудистой системы, преждевременное клеточное старение, низкие показатели стрессоустойчивости и общее ухудшение самочувствия.

Однако в одном из случаев исследователи амбивалентной дружбы пришли к неожиданным результатам: оказалось, что она благоприятно влияет на рабочий процесс. Как обнаружили ученые, амбивалентные коллеги склонны чаще обычного ставить себя на место другого - отчасти потому, что в таких отношениях всегда есть место неопределенности и человек пытается понять, что же они на самом деле собой представляют. Кроме того, амбивалентная дружба добавляет неуверенности, что, в свою очередь, заставляет людей усерднее работать, чтобы укрепиться в своей позиции.

Псевдодрузья, или друзья-враги, - еще одна разновидность противоречивых отношений между людьми. Но в этом случае контрастные чувства аккуратно наслаиваются друг на друга: дружелюбие поверх соперничества или неприязни, в отличие от амбивалентной связи с ее взрывным коктейлем из любви, ненависти, раздражения, жалости, привязанности, отвращения, нежности и еще парочки непредсказуемых ингредиентов. Многие из нас не понаслышке знают о мощной силе мотивации, которую дает наличие такого друга-врага в офисе, не говоря уж о романтических или детско-родительских отношениях, в которых эта сила может стать разрушительной.

Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, то же можно сказать и о несчастливых случаях дружбы: есть бессчетное количество причин, по которым друг может быть «неблагоприятен» для вас. В эту тему углубилась пара американских исследователей - Сьюзан Хайтлер, клинический психолог из Денвера, и Шэрон Ливингстон, психолог и консультант по маркетингу из Нью-Йорка. Вот типичные признаки «неблагоприятной» дружбы, которые им удалось обнаружить: плохая подруга дает вам почувствовать конкуренцию с другими друзьями; она гораздо чаще, чем вы, говорит о себе; она позволяет себе свысока критиковать вас, но сразу же занимает оборонительную позицию, если вы критикуете ее в ответ; во время общения у вас возникает чувство, будто вы ходите по тонкому льду, потому что в любой момент можете спровоцировать вспышку ее гнева или неодобрения; в отношениях преобладают так называемые эмоциональные качели: сегодня она может быть отзывчивой и доброжелательной, а на следующий день отстраняется и ведет себя так, словно вы едва знакомы.

В 2014 году сотрудники Университета Карнеги - Меллон (Питтсбург) обнаружили интересную корреляцию, изучая социальную жизнь здоровых женщин старше 50 лет. Оказалось, что, если в их отношениях с окружающими увеличивался объем негативных эпизодов, одновременно повышался и риск развития у них гипертонии. Негативные социальные интеракции - например, непосильные требования и критика от окружающих, разочарования, «обмен любезностями» - приводили к тому, что появление гипертонической болезни у испытуемых становилось на 38% вероятнее. А вот у мужчин не обнаружилось никакой связи между негативом в общении и повышенным артериальным давлением. Вероятно, это связано с тем, что женщин в целом больше заботят отношения между людьми и они социально предрасположены уделять им больше внимания.

Негативное общение также способствует возникновению воспалительных процессов в организме - как у женщин, так и у мужчин. Такие данные получила в процессе своего исследования Джессика Чианг, научный сотрудник Университета Калифорнии (Лос-Анджелес). Согласно ее выводам, накопленные социальные стрессоры, как настоящие токсины, способны нанести человеку физический вред.

Те дружеские отношения, которым суждено стать самыми болезненными в нашей жизни, часто начинаются на позитивной ноте и только потом превращаются в кошмар. Например, недавнее исследование среди подростков показало, что люди, которых в прошлом связывала дружба, в 4,3 раза чаще выражают взаимную агрессию в интернет-пространстве, нежели просто знакомые. Иными словами, социологическая статистика согласна с Дианой де Пуатье (фавориткой французского короля Генриха II), которая еще в XVI веке утверждала: «Чтобы заиметь стоящего врага, выбери друга: он знает, куда нанести удар».

Еще одну скользкую дорожку, на которую может неожиданно свернуть дружба, описал писатель Роберт Грин в книге «48 законов власти». Дружеская помощь в трудоустройстве, предостерегает он, может привести к тому, что ваши отношения постепенно превратятся из хороших во вредные. Это связано, в частности, с особенностями эмоциональной реакции, которую провоцируют такие серьезные одолжения.

Как ни странно, именно акт вашей доброты может вывести отношения из равновесия. Людям хочется чувствовать, что их успех заслужен. Дружеское одолжение может стать причиной гнетущих мыслей: «Что, если меня выбрали только благодаря связям? Быть может, я вообще не достоин этого места?» Снисходительное отношение, которое легко заподозрить в сочувствующем друге, может серьезно ранить самооценку. Травма не сразу даст о себе знать, но постепенно в отношениях станет больше грубой прямоты, появятся вспышки недовольства и зависти - и раньше, чем вы успеете что-то понять, дружбе придет конец.

«Так что же - разрушить настоящую дружбу могут прямота и бескорыстная помощь?» - спросите вы. С одной стороны, это утверждение бросает вызов идеалам абсолютной открытости и безграничного великодушия - обязательным атрибутам искренней дружеской привязанности. Но с другой стороны, похоже, именно здесь скрыт ключ к разгадке, почему же дружба может быть и благоприятной, и амбивалентной, и вредной, и даже переходить из одного состояния в другое.

В своей статье «Эволюция взаимного альтруизма», опубликованной в 1971 году, эволюционный биолог Роберт Трайверс резюмировал: «Каждый индивид склонен проявлять тенденцию как к альтруистическому поведению, так и к жульничеству». Под жульничеством здесь понимается сознательное намерение отдавать в рамках отношений хотя бы немного меньше или брать хотя бы немного больше, чем взял или отдал бы наш друг в аналогичной ситуации.

Трайверс объясняет, что эволюция сделала нас искусными хитрыми жуликами. Комплексный механизм нашей психики помогает нам обнаруживать тех, кто жульничает слишком открыто, и замечать, когда мы сами становимся слишком щедрыми. Трайверс пишет:

«Грубый жулик не станет отвечать взаимностью, и альтруист в награду за свое великодушие не получит ровным счетом ничего… Очевидно, что в этом случае естественный отбор будет настроен крайне негативно по отношению к жулику. Хитроумное жульничество, напротив, предполагает определенную степень взаимности. Это искусство состоит в том, чтобы отдавать меньше, чем получаешь - или, точнее сказать, отдавать меньше, чем отдал бы партнер в противоположной ситуации».

Возможно, именно этот баланс между эгоизмом и альтруизмом, средние показатели которого приближаются к соотношению 50/50, объясняет и многие другие 50-процентные показатели, то и дело возникающие в исследованиях дружеских отношений. Давайте припомним: только у 50% друзей симпатия взаимна, наши социальные сети на 50% состоят из амбивалентных отношений. Даже распознавать ложь среднестатистический человек способен только в 50% случаев. Эволюция сделала нас проницательными ровно настолько, чтобы не дать себя надуть, но в то же время уберегла нас от неизбежных мук, которые бы принесла с собой жизнь в мире абсолютной суровой правды. Так у нас осталась лазейка для комплиментов и лжи во спасение. Аналогично мы способны распознавать жульничество со стороны друзей, но все-таки не слишком виртуозно, иначе мы бы рисковали вовсе потерять веру в людей и какое-либо желание поддерживать дружеские отношения. Природа сохранила идеальный баланс - 50/50.

Психолог Ян Ягер проводил опрос для своей книги «Когда дружба причиняет боль» (2002) и обнаружил, что 68% респондентов сталкивались с предательством друзей. Кто же эти бессердечные предатели? Почему их так много? Впрочем, при цифре 68% - может быть, уже не «их», а «нас»?

Эта пугающая мысль заставила меня задаться вопросом: действительно ли мы прилагаем усилия, чтобы прощать мелкие обиды? Высказывать недовольство, прежде чем оно накопится и заставит разорвать отношения навсегда? Найти время на долгожданную встречу? Признать право другого человека не во всем соглашаться с нами? Действительно ли мы стараемся щедро отдавать, а не вести в счете? Давим ли мы на друзей своими неоправданными ожиданиями? Правда ли, что мы делаем все возможное, чтобы сохранить дружбу? Что ж, возможно, большинство наших друзей тоже думают о себе именно так. И если они поступают не по-дружески или нас уносит друг от друга естественным течением жизни, возможно, нам стоит принять это и не приклеивать ярлык токсичности на отношения, которые мы просто больше не хотим поддерживать.

Когда отношения прекращаются по инициативе друга или он исчезает из нашей жизни без какого-либо объяснения, это может быть мучительно больно. И хотя не секрет, что круг социальных контактов сужается по мере взросления , мы все равно почему-то верим, что дружба - это навсегда. Разрыв дружеских отношений заставляет переосмыслить наше собственное видение жизни и собственной личности, особенно если друг был рядом в течение многих лет. Пока свежая рана пульсирует от боли, мы спешим заклеймить его или ее предателем.

Но иногда мы вынуждены покинуть друга, чтобы стать самими собой. В своей книге «Connecting in College» (2016) профессор социологии Дженис МакКейб заявляет, что разрыв дружеских связей на начальном этапе взросления - это важная часть личностного развития. Мы неизбежно формируем нашу индивидуальность и самосознание исходя из нашего окружения: либо стремимся к определенным людям, либо отталкиваемся от них.

Несмотря на то что нам всем стоит взглянуть со стороны на свое дружеское поведение и признать свою ответственность за конфликты, иногда возникающие в отношениях, все же есть аспекты дружбы, которые нам неподвластны. К примеру, большое количество общих друзей и знакомых может стать краеугольным камнем в неоднозначной ситуации. Допустим, ваша подруга перешла черту, но вы не хотите побеспокоить вашим конфликтом всю вашу компанию и поэтому не объявляете во всеуслышание, что больше не желаете иметь с ней дел. Вы просто отдаляетесь от нее, но мягко, чтобы не вызвать открытой конфронтации и не заставлять общих знакомых каждый раз выбирать, кого из вас пригласить в гости. В подобных случаях мы остаемся прикованы к «плохим» друзьям навеки.

Законы, диктующие нам, с кем сохранить близость, а кого отпустить от себя, иногда остаются загадкой даже для нас самих. Задумайтесь: нет ли у вас знакомых, которые вам очень симпатичны, но с которыми при этом вы не виделись уже несколько лет? И наоборот: нет ли в самом близком кругу тех, с кем вы на самом деле никогда не находили общий язык? Возможно, первые заносят вас в список «плохих» друзей в эту самую минуту.

Сталкиваясь с токсичной дружбой, переживая болезненные разрывы и разочарования, мы испытываем огромный стресс, способный нанести нам не только психологический, но даже физический вред. Но согласитесь, что не иметь друзей вовсе - еще более печальная участь. Ребенок всегда будет отчаянно искать партнера для игры, подросток - того, кто «по-настоящему понимает», а взрослый - того, с кем можно искренне разделить радость успехов и горечь неудачи.

Одиночество может причинять такие же муки, как голод или жажда. Джон Качиоппо, профессор-социолог из Университета Чикаго, обнаружил связь между одиночеством и такими проблемами, как депрессия, ожирение, алкоголизм, проблемы в работе сердечно-сосудистой системы, расстройство сна, гипертония, раннее развитие болезни Альцгеймера, а также циничный взгляд на мир и . Так что до тех пор, пока у вас проблемы с друзьями, можете считать себя счастливчиком: по крайней мере, это означает, что у вас есть друзья.

«Мы выбираем дружбу»
Планирование воспитательной работы 2 класс
Формирование у детей понятий о дружбе и правилах дружбы.
Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе,
дружеских отношениях, о взаимоотношениях людей; через
литературные произведения, игровые и жизненные ситуации;
формировать нравственные качества: умение дружить, ценить
дружбу, беречь дружбу, общаться в коллективе; формировать
умение высказывать свое мнение, отстаивать его; показать
важность истинных друзей в жизни человека. Способствовать
развитию умения анализировать, делать выводы; развитию
связной речи, творческих способностей. Создать условия
доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.
Создать условия для развития интеллектуальных,
коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления,
формировать эмоционально­ ценностное отношение к
окружающему миру. Создать условия для творческого
взаимодействия взрослых и детей, между детьми при групповой
работе. Воспитывать стремление быть настоящим и верным
другом.
Имеют представление о понятиях «дружба», «друг». Могут
определить важные для дружбы нравственные качества и
содействовать их формированию. Могут анализировать поступки
людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку
зрения.
Изменится позиция отдельных учащихся в системе
межличностных отношений, улучшится психологический климат
в детском коллективе.
Могут продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции одноклассников,
приобретают коммуникативные навыки умения работы в группе.
Основные идеи: Обучение в соответствии с возрастными особенностями через
разнообразную, значимую для учащихся практическую
деятельность.
Применение групповой работы способствует: формированию
навыка совместного приобретения знаний, умения выражать свое
понимание проблемы, умения аргументировать суждения,
вовлеченности в процесс обмена идеями.
Использование стратегий критического мышления стимулирует
учащихся к доказательствам на основе собственного опыта,

Ресурсы:
посредством наблюдения и слушания.
Использование ИКТ для организации более яркой работы с
иллюстративным материалом. Использование ИКТ помогает
учащимся ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира, овладеть практическими способами работы с
информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться
информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ усиливает: положительную мотивацию
обучения и воспитания; активизирует познавательную
деятельность обучающихся.
Интерактивное оборудование; презентация к мероприятию;
буквы к названию мероприятия: МЫ ВЫБИРАЕМ ДРУЖБУ;
эмблема мероприятия; картинки для деления на группы;
карточки к групповой работе: раздаточный материал для
составления синквейнов, материал для игр «Найди слово»,
«Шифровка»; разрезанные пословицы; волшебные зеркала;
голубая лента для упражнения «Ручей Дружбы», кораблики;
шляпы мышления; текст песни «Дружба крепкая», музыкальное
сопровождение.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Школьники заходят в класс, делятся на группы по картинкам.
Вступительное слово.
­Добрый день. Нашу с вами встречу я хочу начать со сказки.
Жила­была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без
подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет
волшебнику:
­ Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю
жизнь.
сказал:
­ Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не
просохнет…
волшебник
и

Подумал

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
место…
2

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
­ Вот выбирай,­ сказал волшебник: одну зовут ­ Радость, другую – Богатство, третью
– Красота, четвёртую – Удача, пятую – Дружба.
­ Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
­ Твоя правда – ответил волшебник, ­ они все хороши, и ты в жизни ещё
встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет
тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.
Задумалась Любовь.
­ А кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют своё мнение).
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
­ Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
3

Монтаж стихотворения «Что такое
дружба?»
1. Что такое дружба? Каждый знает!
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
2. Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил, ­
Михаил все видел, но молчит.
3. Разве это дружба, если кто­то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать?
4. Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» ­
Оба дружно начинают врать?
5. Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резко никогда?
4

7. Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...

8. Если друг твой что­то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг –
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.

9. Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.

Учитель. Ребята, вы согласны с определением дружбы в этом стихотворении?
Что означает слово «дружба»? (ответы учащихся)
Мы с вами создали эмблему нашего мероприятия, она представляет собой
солнышко и каждый из вас, как лучик солнца, который согревает все вокруг в нашем
классном коллективе. Каждый из вас высказал свое мнение на мой вопрос «Что
такое дружба?» В конце нашего диалога я хотела бы снова задать этот вопрос и
узнать ваше мнение. А сейчас обсудите в группах и попробуйте объяснить смысл
слова «Дружба» с помощью синквейна. (Составляют синквейн, выбирают из
предложенных слов)
Составление синквейна «Дружба» (работа в группах)
1. Назовите тему мероприятия одним словом
2. Назовите 2 признака
3. Назовите 3 действия
4. Выразите в одном предложении свое впечатление о теме мероприятия.
5. Какое слово наиболее точно определяет значение слова дружба для
человека?
ДРУЖБА
Честная, крепкая, верная, нужная, неразлучная, искренняя, взаимная,
настоящая
Доверять, понимать, помогать, уважать, понять, защитить, не предать,
укрепляет, сплачивает, обязывает, сближает, связывает, выручает,
зарождается, хранится, рушится
Дружба нужна каждому человеку. Друзья познаются в беде. Не имей сто
рублей, а имей сто друзей. Дружба ­ великая сила.
Доверие. Взаимопонимание. Взаимоотношения. Согласие.
На доске фраза: « Друг­ это тот, кто…..»
­ Кого можно назвать другом? ­ Какими качествами должен обладать
настоящий друг?
(Ребята по очереди высказываются, кто такой, по их мнению, друг и
кого они считают своими друзьями).
Ученик.
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде.
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь ­ он спать не может.
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.

Групповая работа. Игра «Найди слово». Вам необходимо найти в наборе
перепутанных букв слова, обозначающие нравственные качества важные для
дружбы. Но, внимание!
Есть «лишнее» слово
Буквально в каждой строчке.
Вы, хорошо подумав,
Отметьте его строчкой.
Задание для первой команды
мастерпениенкс (терпение);
триснисходительностью (снисходительность);
орзавистьтпсть (зависть);
привязанностьнеость (привязанность);

крабескорыстиетру (бескорыстие);
кощедростьогсть (щедрость).
Задание для второй команды
ервнадежностьпр (надежность);
увернестьокенность (уверенность);

мукотзывчивостьав (отзывчивость);
честностькрусттность (честность);
оответственностьапроод (ответственность)
ргатрусостьмук (трусость).
Задание для третьей команды
ервнадежностьпр (надежность);
нимвниманиебоа (внимание);

продовериеблжэ (доверие);
стровзавистьлдвпрн (зависть);
лосдоброжелательностьмоконость (доброжелательность);
уверенностьнеокенность (уверенность);
чанпреданностьтк (преданность);
Почему вы назвали именно эти «лишние» слова? (Ответы учащихся).
Физкультурная минутка «Мои друзья».
А сейчас, чтобы узнать о ваших одноклассниках побольше поиграем с вами в
игру «Мои друзья». Я буду говорить словосочетание, а те дети, которым подходит
данное словосочетание, будут выполнять определенные действия.











Хлопните в ладоши те, кто играет на музыкальном инструменте.
Поднимите вверх руки те, кто красиво рисует.
Присядьте те, у кого есть дома какое­либо домашнее животное.
Подпрыгните те, кто родился зимой.
Хлопните в ладоши те, кто сочиняет стихи, рассказы.
Поднимите вверх руки те, кто умеет кататься на велосипеде.
Присядьте те, кто танцует или поет на конкурсах.
Подпрыгните те, кто любит дарить подарки.
Учитель.
­ Почему распадается дружба?
­ Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
Давайте с вами выработаем правила дружбы и постараемся эти правила
соблюдать:
Игра «Шифровка». Задания для команд: расшифруйте тексты.
Е С Л И М Н Е Т Я Ж Е Л О М Н Е
П О М О Ж Е Т Д Р У Г М О Й Е С
Л И В Е С Е Л О М Н Е Д Р У Г М О
Й Т О Ж Е С О М Н О Й.
Ответ. Если мне тяжело, мне поможет друг мой. Если весело мне, друг
мой тоже со мной.
П О С Е К Р Е Т У Я П О Д Р У Ж
К Е С В О И Т А Й Н Ы Р А С С К А
Ж У Т О Л Ь К О Е Й Я Д О В Е Р Я

Ю Е Е Д Р У Ж Б О Й Д О Р О Ж У.
Ответ. По секрету я подружке свои тайны расскажу. Только ей я
доверяю, её дружбой дорожу.
Д Л Я С В О Е Й П О Д Р У Ж К И О Т
Д А М С В О И И Г Р У Ш
К И Б У Д Е М П Е Т Ь И Т А
Н Ц Е В А Т Ь Н А М С Н Е
Й Н Е К О Г Д А С К У Ч А Т Ь.
Ответ. Для своей подружки отдам свои игрушки. Будем петь и
танцевать, нам с ней некогда скучать.
Д Р У Г А В Б Е Д Е Н Е Б Р О Ш У П Е Р
В Ы М Н А П О М О Щ Ь П Р И Д У П Р
О С Ь Б У О Т О М Ч Т О П О М О Ч Ь М Н
Е Д Р У Г М О Й Н Е Ж Д Е Т Я Т О Ж Е Н Е Ж Д У.
Ответ. Друга в беде не брошу. Первым на помощь приду. Просьбу о том,
что помочь мне друг мой не ждет, я тоже не жду.
П У С Т Ь Н А П А Д А Ю Щ И Й Б
У Д Е Т С И Л Ь Н Е Й В С Т
А Н У В С Е Г Д А Н А З А Щ
И Т У Д Р У З Е Й.
Ответ. Пусть нападающий будет сильней. Встану всегда на защиту
друзей.
Я Л Ю Б Л Ю С В О Ю П О Д Р
У Ж К У Н И К О Г Д А Н Е П О Д В Е Д
У В С Е Ч Т О О Б Е Щ
А Ю В С Е Г Д А В Ы П О Л Н Я Ю.
Ответ. Я люблю свою подружку, никогда не подведу. Все что обещаю –
всегда выполняю.
Учитель. Прочитайте правила настоящей дружбы, которые необходимо
выполнять, чтобы сохранить дружбу.
Не выдавать чужие секреты;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;

Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем­то не прав, скажи сразу об этом, останови если
он занимается чем­то плохим;
Если ты за что­то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об
этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую­нибудь игрушку или посмотреть –
почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами
аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или
когда ты сам пообещал).
Учитель. Какое прекрасное слово «дружба» Произносишь его и сразу
вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу
или секретничать. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную
минуту; друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны
знаний; друг – это старый плюшевый мишка с оторванным ухом, который
выслушивает тебя, когда тебе плохо.
Учитель. В народе говорят: «Друзей много – широка дорога». Как вы
понимаете это выражение? (Ответы детей).
Монтаж стихотворения
«Требуется друг» А. Барто.
1.Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: « Дружи со мной,
Мы же одногодки,
3. Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
2. Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки».
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.
4. Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.

Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
5. А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Будешь ты меня спасать­
Дашь контрольную списать».
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг».

Учитель. Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой? (Ответы
детей.) Хотелось бы тебе дружить с этой девочкой? Какие
чувства ты
испытываешь
к героине этого стихотворения? А бывает так, что друзья
ошибаются? Надо ли им прощать ошибки? (Высказывания детей.)
Давайте посмотрим сцену из одного произведения.
Сценка «Буратино и Мальвина»
Мальвина. – Здравствуй, Буратино!
Буратино. – Здравствуй, Мальвина!
Мальвина. – Почему ты сегодня невесел?
Буратино. – Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только
некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро
поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у
него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся и почему­то ушёл. А что я плохого
сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить
его, спел: «Клякса­вакса­гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было? Он очень
рассердился, а я ведь развеселить его хотел.
Учитель. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (ответы детей)
Мальвина. – Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил
плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь,
нужно следить за своими словами.
Буратино. ­ Я разве один так разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня
нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают?
Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня. Разве не так
(шепчет)? Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал!. Из­за мелочи
называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами друзей.
­Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а станем
добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят: «Слово
лечит, слово ранит» Запомните это.
Учитель: Умению дружить и общаться с людьми надо учиться с детства.
Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек
живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Работа с пословицами
Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вот мы с вами и поиграем в пословицы. Вам нужно соединить начало и конец
пословиц.
Старый друг лучше новых двух.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг лучше старый, а платье новое.
Разминочка «Это я, это я, это все мои друзья»
Отдохнем
­Кому из вас я смело поручу любое дело?
­Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть всегда правдивым?
Это я, это я, это все мои друзья.
­Кто умеет не сердится, с другом сразу помириться?
Это я, это я, это все мои друзья.
­Кто из вас дружить умеет, и игрушки не жалеет?
Это я, это я, это все мои друзья.
­Кто всегда вперед идет, руку дружбы подает?
Это я, это я, это все мои друзья.
Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить.
Монтаж стихотворения
А. Барто «Друг напомнил мне вчера…»

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда­то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что­то болыше не влечет.
Учитель: О чем это стихотворение? Как ты думаешь, герой стихотворения –
настоящий друг? А как вы думаете, кого из вас можно назвать настоящим другом?
­ Ребята, а хотите ли вы оценить себя, какой вы друг?
­ Как вы думаете, как это можно сделать?
Давайте заглянем в «Волшебное зеркальце», благодаря которому мы сможем
увидеть, насколько мы преданные друзья. Для этого необходимо ответить на все
вопросы, которые задает нам «Волшебное зеркальце».

Учитель.
Наше «Волшебное зеркало» помогло нам справиться с нелегкой задачей,
взглянуть на себя со стороны, а ведь это не всем удается. Благодаря зеркальцу мы
смогли лучше познать великую ценность дружбы. Я надеюсь, что мудрые советы
зеркальца помогут нам в замечательном и удивительном процессе – в процессе
совершенствования себя.
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.
Учитель.
А для наших гостей, что означает слово дружба? Давайте спросим их, предложив им
примерить шесть шляп.
(Надевают шляпы мышления, высказывают свое
мнение).
Белая шляпа:
какая информация имеется;
какая информация
необходима;
как и где получить
недостающую информацию.
Красная шляпа:
что я сейчас чувствую;
что говорит мне мой
«внутренний голос».
Черная шляпа:
каковы возможные
проблемы;
каковы вероятные
сложности;
на что нужно обратить
внимание; в чем опасность.

Желтая шляпа:
каковы преимущества;
каковы положительные
стороны;
в чем ценность.
Зеленая шляпа:
какие творческие идеи
имеются;
как преодолеть сложности,
обнаруженные под Черной
шляпой.
Синяя шляпа:
с чего начать;
каковы цели;
как подвести итог;
что делать дальше.
Упражнение « Ручеек дружбы»
Учитель: Ребята, посмотрите, у нас в классе протекает ручеек (голубая
лента). Пусть она будет ручейком под названием Ручей Дружбы.
Давайте пустим по нашему ручейку волшебные кораблики Дружбы, на
которых мы напишем, что же такое дружба для каждого из вас. (Записывают
высказывания и прикрепляют на ленту).
Закончить наш диалог я предлагаю песней «Дружба крепкая…».
(Исполняют песню вместе с родителями)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.


Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" ­ шутят все вокруг.

Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что­нибудь приключится вдруг.

Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому­то в трудную минуту ­
Вот что значит настоящий верный друг.

Друзья - важная составляющая окружения человека. Недаром известная пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе кто ты». По этой причине к выбору друзей и подруг нужно подходить очень взвешенно. А вы задумывались над тем, каких людей вы выбираете в свое самое близкое окружение?

Рассмотрим 10 типов людей, которые обязательно должны быть среди ваших друзей:

1. Друзья-оптимисты

Старайтесь общаться с людьми оптимистически настроенными. Такие люди никогда не унывают и надолго не расстраиваются. Кроме того, благоприятные события сами притягиваются к оптимистам . По этому друг-оптимист сделает вашу жизнь намного радужнее. Рядом с таким человеком вы никогда не будете унывать, так как он обязательно откроет для вас много положительных моментов в вашей жизни.

2. Умный человек - «ходячая энциклопедия»

Общение с умными людьми очень интересно и полезно. Во-первых, всегда найдется, что почерпнуть для себя из беседы с таким человеком. Во-вторых, умные люди способны давать дельные советы по жизни. А глупые друзья годятся только для повышения собственной самооценки. Кроме того, «чем глупее человек, тем труднее его понять». И лучше не пытаться!

3. Целеустремленность - залог успеха

Целеустремленные люди способны заряжать своей энергетикой окружающих. Они точно знают, чего хотят, поэтому являются отличным примером. После общения с целеустремленным человеком обязательно захочется, как минимум наметить планы на будущее, а как максимум - свернуть горы!

4. Скажите «нет» транжирам!

Очень трудно спланировать свой бюджет и жить экономно, когда рядом бегает подруга-транжирка (или транжира-друг). Шопинг - это конечно очень интересное занятие, к тому же хорошо избавляющее от плохого настроения и депрессии. Однако, если его в жизни чересчур много, то вы рискуете променять на него свою основную цель в жизни . Это уж точно ни к чему хорошему не приведет!

5. Здоровье в цене

Регулярное общение людей приводит к наследованию привычек и особенностей поведения друг друга. Очень полезным наследием может для вас стать поход в спортзал, например, или запись на аквааэробику. Старайтесь общаться со «спортивными активистами». Особенно, если сами грешите вредными привычками.

6. Секреты долго не живут

Очень часто мы выбираем себе друзей не столько для развлечения и отдыха, сколько для душевных разговоров на интересующие нас темы. Очень важно, чтобы у вашего друга был, как говорится, «рот на замке». В противном случае, ваше общение будет отнюдь не легким. Вы постоянно будете контролировать, что другу рассказать, а о чем лучше умолчать. Это очень сложно. Такие друзья, скорее, на обузу похожи, чем на помощника по жизни.

7. Веселые и находчивые

Интересно, весело и свободно общаться с людьми, обладающими отличным чувством юмора. Такие люди, как правило, заводилы компании. С ними любой вечер никогда не будет томным. Как известно, «смех продлевает жизнь». Будете жить долго и весело, общаясь с юмористами. Добавьте в свою компанию таких весельчаков.

С веселыми друзьями будет интересно отдыхать дома и на сайте Megogo.net! Их веселые комментарии будут кстати!

8. Добро всегда побеждает зло

Злопамятные друзья очень напрягают и омрачают жизнь. Такие люди, как правило, вечно не довольны своей работой, соседями и т.д. Их раздражает очень многое вокруг. Возможно, и вы в том числе. Учтите, что скептицизм и злоба заразны. Старайтесь поменьше общаться с такими людьми.

9. Сплетни — опиум угнетенных

Сплетники - хранители огромного числа ненужной информации. При каждой встрече они непременно будут пытаться успеть рассказать вам как можно больше. Кроме того, у таких людей и на вас может кое-чего найтись. Это обязательно пригодится сплетникам при встрече с другим собеседником. В наше время итак слишком много информации «просачивается» в наши головы с разных источников. Поэтому ограничьте ваше общение с друзьями-сплетниками , засоряющими ваш разум.

10. Материалистов в меру

Очень интересны люди с ярко выраженной духовной составляющей жизни . Они способны к философствованиям, рассуждениям на различные темы бытия. Ведь человек - это существо не только материальное, но и духовное . На самом деле люди, интересы которых ограничиваются, к примеру, новым платьем или новым комплиментом от соседа, не примечательны вовсе. Их называют «поверхностные». Люди же, мыслящие глубоко, непременно помогут вам в процессе самопознания и вашего личностного роста .

Из личного опыта собирала Екатерина СУХАНОВА

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!