Женский журнал Ladyblue

Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития Занятия с ребенком 1год 6месяцев

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев: да здравствует самостоятельность!

За последние полгода малыш изменился: его тело вытянулось, выражение лица стало более осмысленным. На этом этапе крохе очень важно продолжить изучение мира, что возможно только при одном условии – постоянном присутствии рядом кого-то из родителей, выступающих гарантом безопасности.

Физиологическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Для полуторагодовалого непоседы все так же показательна двигательная активность. Малыш уверенно бегает, играет с мячом, преодолевает препятствия, приседает. Движения становятся более точными, а потому приносят искреннюю радость. Малыш уже смотрит под ноги, видит препятствия и огибает их.

Карапуз уверенно поднимается вверх по лестнице, становясь двумя ногами на каждую ступеньку, но для спуска ему еще требуется помощь взрослого. Крошка способен самостоятельно вылезти из манежа, открыть дверь, усесться на скамейку, то есть координировать все группы мышц для достижения поставленного результата.

Психологическое развитие в 1 год 6 месяцев

В это время происходит становление произношения. Малыш находится в поиске новых словосочетаний для того, чтобы объяснить взрослым свои желания и потребности. Упрощенные слова превращаются в полные («би-би» в «машину», «ба-ба» в «бабулю») за исключением тех, которые представляют собой сложное или длинное слово.

Большую часть дня крошка играет, практически не отвлекаясь на посторонние звуки. Повышается сосредоточенность и концентрация внимания.

Мама, будь рядом!

Маленький исследователь становится все более самостоятельным: дитя решительно отказывается от помощи старших. Чувство страха перед незнакомыми людьми отходит на второй план: постоянные знакомства на детской площадке и «диалоги» с чужими людьми дарят радость.

Большую часть дня ребенок проводит за игрой, во время которой практически не отвлекается на посторонние звуки. Повышается сосредоточенность и концентрация внимания.

Очень важно, чтобы в моменты освоения мира карапуз чувствовал поддержку кого-то из близких, лучше всего – мамы или папы. Отсутствие внимания может породить неуверенность, которая через несколько лет может перерасти в постоянную стеснительность, пассивность.

Маркеры роста

Полуторагодовалый карапуз должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, садится на корточки;
  • прыгать на месте и вперед;
  • пинать и подбрасывать мяч вверх;
  • играть с игрушками и бытовыми предметами, приглашать к забаве сверстников или взрослых;
  • ритмично двигаться под музыку, напевать;
  • срисовывать рисунки или заполнять лист каракулями;
  • иметь в лексиконе несколько десятков коротких слов.

Поведенческие тесты

Определить уровень развития помогут тест-игры:

  • если кроха вас обидел – попытается развеселить;
  • в момент потери интереса – попросит другую забаву;
  • при демонстрации незнакомого изделия – внимательно посмотрит на него, потом потрогает пальчиком, возьмет в руки.

Контролируйте эмоции!

С осознанным восприятием мира приходит множество эмоций, которые маленькому человечку не всегда удается держать под контролем. На смену старым капризам приходят новые.Справляться с разочарованиями становится все сложнее. Задача мамы, папы и остальных домочадцев – настраивать малютку на позитивный лад, хвалить за достижения и помогать переживать неудачи. Помните: выплеснутая злоба может нанести непоправимый вред самооценке крохи. В случае возникновения конфликтов объясняйте и критикуйте конструктивно, давая непоседе возможность загладить свою вину и достойно усвоить урок.

Особенности физического развития ребенка в этом месяце

Сейчас, когда Ваш малыш может ходить уже на протяжении месяцев, он гораздо лучше удерживается на ногах. Как правило, он уже меньше падает, в состоянии хорошо поворачиваться, держать игрушки и даже размахивать ими на ходу, легко одолевает неровности на земле. Малыши в этом возрасте очень любят залезать на лестницы, на различные предметы интерьера, штурмовать гимнастические стенки, горки, и все, что только возможно.

Желательно предоставить маленькому скалолазу как можно больше шансов для такой практики, не забывая при этом о безопасности и хорошем присмотре. В мире ребенка практика и постоянные повторения - самое важное, поскольку, таким образом, закрепляются приобретенные навыки. Поэтому не следует удивляться, если Ваш ребенок будет залезать постоянно, находясь в любой обстановке. Если, например, уже освоено кресло в Вашей гостиной, малышу захочется заняться покорением кресла у бабушки, либо стула в магазине. Если он уже покорил лестницу в Вашем доме, то займется соседскими ступеньками, чтобы справиться и с ними. На протяжении дальнейших месяцев Вашему ребенку предстоит освоить другие, интересные более сложные навыки моторики, например такие, как прыжки или бег.

И каждый новый шаг вперед будет способствовать набору сил, приданию уверенности и независимости. Подходя к возрасту полутора лет, малыш становится похожим на комок энергии, и напоминает собой неугомонный вечный двигатель. Продолжается развитие моторных навыков и координации движений у Вашего ребенка. Ему уже под силу строительство башни из трех - четырех кубиков, бросание мяча, перетаскивание за собой игрушек на веревочке, перелистывание страниц и поворачивание дверных ручек. Также ребенок уже может складывать и доставать вещи из ящиков, коробок и пользоваться столовыми приборами (хотя и не столь аккуратно, как Вы бы того хотели), он в состоянии утолять жажду из поильника и рисовать собственные детские шедевры (в основном на мебели и обоях). Одновременно с этим происходит освоение концепции «игры понарошку», таким образом, Ваш малыш может использовать свои прежние игрушки в новом ракурсе. Кубики могут играть роли лодок и самолетов, игрушка на веревочке может превратиться в коляску, формочки становятся чашками, а пластилин - пончиками. Понаблюдайте за тем, как Ваш ребенок может использовать собственное воображение, одновременно Вы можете видеть, как при помощи моторных навыков малыш реализует творческие подходы к играм.

Ребенок, и его социальное развитие в 1 год и 6 месяцев

Ребенок, и его интеллектуальное развитие в этом месяце

Приблизительно в этом возрасте Ваш малыш может задавать вопросы: «Что это?» практически обо всем, что попадает в его поле зрения. Стремление узнавать названия окружающих его предметов способствует интенсивному пополнению словарного запаса в возрасте примерно от 18 до 20 месяцев. Как только ребенок попадает в эту фазу стремительного увеличения используемых слов, он становится способным осваивать до нескольких новых слов за день. (Тем, что вылетает из его маленького ротика, Вы можете быть просто поражены!) Поскольку познание языка в данном периоде основывается на повторении, малыши обычно увлекаются простыми песенками, играми с пальчиками, а также играми с использованием забавных слов и звуков. Дети могут зачастую практиковаться в применении новых слов перед сном, либо во время прогулки, так что не следует удивляться, услышав, как Ваш малыш постоянно повторяет «чижика, собаку, Петьку-забияку» (либо собственную версию данного произведения). Дети быстро понимают силу слова, в особенности, когда видят, что при помощи слов можно заполучить необходимое.

Позади половина второго года жизни вашего ребенка, и это серьезный рубеж. В полтора года родители замечают, как изменился их малыш: теперь он хорошо ходит и даже бегает, стремится к самостоятельности в своих действиях, но самое главное – именно на полуторагодовалый возраст часто приходится скачок в развитии речи.

Физическое развитие ребенка полутора лет

Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Многие мамы в полтора года уже не переживают на тему прорезывания зубов, поскольку большая их часть уже появилась у малыша. А для тех, кого беспокоит, сколько зубов должно быть у ребенка в 1,5 года, ответим: примерное количество зубов в этом возрасте по нормам стоматологов – 14. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей и времени появления первого зуба, наличие от 4 до 18 зубов у малышей – тоже варианты нормы.

Режим дня, сна и питания ребенка в 1,5 года

В 1,5 года уже почти все дети переходят на один дневной сон, длящийся 2-3 часа. Но если ваш малыш продолжает укладываться днем два раза, не форсируйте события – вы обязательно заметите, если кроха готов к переменам. Переход на новый режим должен быть плавным и комфортным для ребенка. Продолжительность ночного сна составляет по-прежнему 10-11 часов. Период, в течение которого ребенок бодрствует, в этом возрасте удлиняется до 5,5 часов.

В полтора года малыш принимает пищу 4 раза в день, с интервалами от 3,5 до 4,5 часов. Причем в период бодрствования интервал составляет не более 3,5 часов. Завтрак должен состояться не позже, чем через 1,5 часа после пробуждения, а ужин – не позже, чем за час до укладывания на ночь.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 6 месяцев

Полуторагодовалый малыш спокоен и деловит . Он уже многое понимает и не пугается, например, неожиданного звука, как это было в младенчестве. Теперь он знает: это зашумела стиральная машина, опасности нет. При этом незнакомые люди и непривычные ситуации все-таки могут вызвать у него тревогу, и он постарается держаться поближе к маме.

В 1,5 года кроха знает членов своей семьи и благосклонно воспринимает родственников, нечасто приезжающих в гости. Однако присутствие мамы рядом ему пока крайне необходимо , особенно в первые минуты встречи. В этом возрасте можно постепенно начинать расширять круг общения ребенка, например, посещая какие-либо развивающие занятия, но или госпитализация отдельно от мамы в полтора года будут крайне травматичны. Для полуторагодовалого крохи мама по-прежнему остается центром вселенной.

Близкие взрослые являются для ребенка главным примером для подражания – тону речи, эмоциональной реакцией на ситуацию, действиям с предметами и игрушками. Он по-прежнему требует постоянного внимания к себе от взрослого, но уже может увлекаться какое-то время самостоятельной игрой. То, что было раньше преимущественно повторением за взрослым (покормить куклу) теперь переходит в игры «собственного сочинения». Осуществление придуманным им идей безмерно радуют кроху, а если что-то не получается, он выглядит искренне огорченным и отказывается от задумки.

Другие дети вызывают у малыша интерес , но пока не в качестве товарищей, с которыми можно вместе играть. Присматриваясь к сверстникам, кроха все-таки убежден, что он здесь – самый главный, и не терпит нарушения границ. Например, он ни за что не отдаст поиграть другому ребенку свою игрушку, но при этом постарается взять чужую (он же чувствует себя центром Вселенной, помните?). Бороться с «жадностью» в этом возрасте бесполезно, да и бессмысленно.

Полтора года – возраст, когда ребенок начинает явно проявлять негативные эмоции . Словарный запас малыша еще не велик, поэтому он может выражать гнев, валяясь на полу, крича и размахивая руками и ногами. Родителям важно понимать: это не капризы, жесткие воспитательные меры в таком возрасте неуместны. Ребенок просто хочет донести до вас: я недоволен, услышьте меня и помогите. Шлепки, ругань, игнорирование и тому подобные методы вызовут усугубление истерики. Помочь малышу выйти из неприятного для всех состояния может только ласка, внимание и любовь, проявленная родителями. К тому же, в 1,5 года дети быстро успокаиваются и переключаются.

Умения и навыки ребенка в 1 год 6 месяцев

Ребенок в полтора года умеет очень многое, и это касается, во-первых, его физических навыков . В 1 год 6 месяцев ваш малыш:

  • Хорошо ходит прямо, по кругу, огибая предметы. Меньше спотыкается, потому что смотрит себе под ноги, замечая препятствия. Начинает бегать;
  • Забирается на детскую лестницу приставным шагом и пытается спускаться с нее (хотя это дается ему уже с трудом);
  • Бросает мячик вперед, вверх и вниз;
  • Садится на корточки;
  • Умеет открывать дверь в комнату.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется резким скачком, приходящимся на полтора года. Этот возраст открывает собой время, когда малыш буквально впитывает в себя новые знания и впечатления. Но и в 1,5 года ребенок уже достиг много:

  • Он находит предмет, подобный показанному, в том числе и изображенному в книге. Отличает шарик от кубика, кубик от кирпичика;
  • Может правильно выбрать геометрическую фигуру для отверстий сортера;
  • Ориентируется в понятиях формы и размера, находит по просьбе взрослого одинаковые или выделяет указанный;
  • Собирает пирамидку из нескольких колец после показа;
  • Рисует карандашом/фломастером на бумаге штрихи, прямые, зигзаги и овалы.

Игра в 1,5 года усложнилась, и теперь игровые действия ребенка характеризуются следующими особенностями:

  • Подражая взрослому, малыш «читает» книгу, воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия;
  • Повторяет некоторые увиденные действия сверстников;
  • Умеет тянуть за собой игрушку-каталку, катить перед собой маленькую коляску;
  • Использует в игре предметы-заместители (заменяет ими реальные);
  • Проявляет сообразительность, например, использует один предмет, чтобы достать другой.

Бытовые навыки малыша в 1,5 года также не могут не радовать родителей:

  • Он пьет из чашки, почти не проливая;
  • Предпочитает есть ложкой сам, хотя аккуратно это получается у него только с жидкой и полужидкой пищей;
  • Выражает недовольство нарушением собственной опрятности;
  • Начинает проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 6 месяцев

1,5 года – некий речевой рубеж, поскольку большинство родителей именно в этом возрасте замечают существенный прогресс уже не только в понимании обращенной речи, но и в появлении новых слов и даже словосочетаний.

Полуторагодовалый ребенок знает и по просьбе показывает части тела, понимает смысл многих предложений и выполняет простые указания («открой ящик», «достань яблоко из пакета» и даже более сложные речевые конструкции). Кроме этого, малыш может выделять из группы предметов похожие, не учитывая их размер и цвет.

В активном словарном запасе ребенка – до 40 слов. Причем индивидуально облегченные слова (кошка – «мяу», машина – «би-би») начинают постепенно заменяться правильными их формами. Родителям самим важно в этот период перестроиться и всячески способствовать употреблению «нормальных», а не лепетных слов. Для полуторагодовалого малыша характерно подражание фразам и отдельным словам взрослых.

Несмотря на то, что фразовая речь в этом возрасте появляется не у всех детей (чаще у девочек), многие малыши стремятся связать слова в простые конструкции. Следует учитывать, что жесты, мимика и взгляд тоже могут выражать нечто конкретное, дополняя тем самым слово ребенка до словосочетания. И это уже можно назвать первой фразой.

В возрасте 1,5 года кроха начинает обобщать предметы не только в обращенной к нему речи, но и в собственной. Ошибки при этом еще очень часты, но это не страшно – ребенок пока учится. После полутора лет активный словарь у детей начинает увеличиваться значительно быстрее, чем до этого. Разговаривайте с малышом, читайте, постоянно объясняйте ему непонятное, и прогресс в развитии речи не заставит себя ждать!

Ребенок в 1 год и 6 месяцев удерживается на ногах уже гораздо лучше: он легко поворачивается, почти не падает, удерживает игрушки на весу, преодолевает препятствия. Ребенок в 1 год и 6 месяцев любит залезать на ступеньки, стулья, диваны и прочие предметы интерьера. Следите за тем, чтобы практика маленького скалолаза была не травмоопасной. Для крохи очень важны постоянные повторения - именно благодаря практике и совершенствуются нужные навыки, так что не удивляйтесь, если ребенок будет в любой обстановке покорять новые вершины. Покорив лестницу в вашем подъезде, любопытный ребенок займется соседскими ступеньками. В будущем ваше чадо будет осваивать куда более сложные навыки моторики - бег, прыжки.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности развития

С каждым новым днем ребенок будет более независимым и уверенным. Ребенок в 1 год и 6 месяцев похож на комок энергии, такой себе вечный двигатель. Он уже может построить башенку из 3-4 кубиков, бросить и поднять мяч, идти и тащить за собой игрушки на веревочке, переворачивать страницы и поворачивать дверные ручки. Также карапуз может складывать и доставать из коробок, ящиков и шкафов вещи, учится пользоваться столовыми приборами. Он уже сам удерживает поильник, ложку, хотя и не так аккуратно, как хотелось бы взрослым. Также игры становятся более креативными - кубики превращаются в самолеты, игрушка на веревочке - коляской, формочки - чашками. Понаблюдайте, как ваше чадо использует свое воображение и как творчески подходит к процессу игры.

У полуторагодовалых детей формируется четкое понятие, что именно они - центр вселенной, а значит все самое интересное и вкусное должно доставаться им. Эгоцентрическое представление о мире продлится лет до 3, ребенок считает, что даже игрушки соседских детей принадлежат ему, так что не исключены ссоры с ровесниками. Дети до 2 лет пытаются отвоевать даже чужие игрушки и попросту отказываются дать поиграть своими. Отстаивание своей собственности - это один из способов познать свои возможности и утвердиться.

Возраст от полутора лет называют «возрастом почемучки», потому что сейчас малыши начинают задавать вопросы «что это?» практически обо всем, что их окружает. Они стремятся узнать названия предметов, пополнить свой словарный запас. Их лексикон активно увеличивается с 18 до 24 месяцев - ребенок может осваивать до нескольких слов в день. Правда, изучение основано на постоянном повторении - поэтому читать ребенку любимую сказку несколько раз в неделю даже полезно. Также придут на помощь простые песенки, игры с использованием звуков и простых слов, игры с пальчиками.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности психомоторики

  • Ребенок в 1 год и 6 месяцев уже хорошо ходит, учится подпрыгивать и кружиться на месте, можно попробовать вместе потанцевать или поиграть в мяч;
  • Если дать ребенку карандаш, он начнет увлеченно черкать им по бумаге, выводя непонятные пока каракули;
  • В 1,5 года самое время начать приучать малыша к горшку;
  • С полуторагодовалого возраста у детей активизируется подражательная деятельность - они копируют их действия, возятся с игрушками - кормят их, кутают в одеяло;
  • В лексиконе ребенка 10-15 слов, которые он может объединять в простые предложения, но вскоре словарный запас значительно пополнится;
  • Сейчас самое время приобрести для ребенка крупные раскраски, поиграть в «поваренка», «покормить» кукол из игрушечной посуды, построить пирамидки или башни, постепенно учите малыша взаимодействовать с другими детьми: «дай Коле мишку, а он даст тебе машинку».

    Очень ждала этого возраста, когда дочурка начнет уверенно ходить, бегать, играть и придумывать себе забавы.

    Самое интересное, что развитие ребенка происходит, как-бы скачками. Вот некоторое время он ведет повседневный образ жизни, но проходит неделя-две, а иногда и месяц, и ребенок меняется прямо на глазах: осваивает сразу десяток новых слов, самостоятельно учится держать ложку, вот уже и пьет без посторонней помощи.

    Такой рывок в развитии, как раз приходится на период в 1 год и 6 месяцев. В характере ребенка появляется в некоторой степени «юмор»: начинает понимать и смеяться, когда в мультфильме нечаянно падает персонаж. А глядишь, на следующий день, дочурка мчится встречать папу с работы в моих туфлях.

    Все эти шалости и игры добавляют уверенности и освоение новых знаний для ребенка, поэтому нам, родителям, остается только наблюдать и удивляться, что могут придумать малыши в этом возрасте.
    Ответить

    Закрыть [x]

    В этом возрасте дочка очень любила играть разноцветными мягкими кубиками, на сторонах которых были нарисованы простые, но хорошо знакомые предметы или животные. Я спрашивала, где нарисован мяч или чашка, и дочка находила и показывала мне предмет на кубике. Очень полезная оказалась игра! Дочка в процессе игры быстро выучила названия предметов и животных.

    Ещё одна любимая игрушка - пирамидка-стаканчики, из которых можно складывать как высокую пирамиду, так и собирать стаканы друг в дружку - меньшие в большие. Эта игрушка выручала и во время купания - дочке нравилось переливать водичку из них.

    Кроме кубиков и пирамидки нашего ребёнка в этот период из игрушек мало что интересовало. Вернее, играть нравилось тем, что дочка видела в руках у взрослых - начиная от мисочек-ложечек и заканчивая ключами и маминой сумкой, в которую ребёнок отправлял всё, что попадалось ей в руки)
    Ответить

    Закрыть [x]

    Вот и начинается один из самых интересных периодов развития ребенка. Полтора года - это одна из важных дат в развитии ребенка, сужу по своей дочери. Действительно, в этот период происходит резкий скачок в развитии. У нас это очень ощутимо заметно по речи ребенка. Дочка осваивает все больше и больше новых слов. Даже, услышав что-то вскользь, потом может повторить на «своем языке», что не может не радовать меня как маму. Исчезла наконец пугливость в отношении других детей. До этого периода дочка сразу покидала детскую площадку, если на ней появлялся еще хотя бы один ребенок. Буквально вчера не могла нарадоватья, моя малая сидит и играет в песочнице с кучей других малышей, обмениваются игрушками, нет никакого страха посторонних деток. Так забавно за ними наблюдать)))
    Ответить

    Закрыть [x]

    В этом возрасте наши достижения были уже достаточно велики не по возрасту - горшок без эксцессов как дома, так и вне дома; с кроватки сняли одну спинку и засыпать стал не на руках, а в кроватке, прослушивая сказку или стишки, говорили плохо, но хорошо рисовали, лепили, с удовольствием все развивашки, сортеры, особенно паззлы, собирали, закручивали (строительный набор), начались ролевые игры в Фиксиков, и вербальное общение с симпатичными пассажирками в общественном транспорте, очень любил танцевать, любая музыка - это причина пуститься в пляс, очень добрые отношения с детьми на площадке, контактные. С этого же возраста алгоритмы поведения на улице (переходить дорогу, спускаться с лестницы) постоянно проговаривались вслух.
    Ответить

    Закрыть [x]

    Еще месяц назад я даже не могла представить, что сынок так повзрослеет. Он старается самостоятельно кушать, через раз проситься на горшок. Появилась упертость в характере - если он что-то просит, то не получается отвлечь на что-то другое. Он говорит категорическое «Нет» и показывает на предмет, который просит. Начал смотреть мультики, отвлекается на 10 минут. Усидчивости пока нет.

    На этой неделе несколько раз ходили в детский сад знакомиться с группой. Разрыв с мамой он пережил нормально, быстро нашел себе новых друзей и заигрался с ними. Думаю, что через пару недель спокойно смогу оставлять его на целый день в детском саду.

    Ответить

    Закрыть [x]

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!