Женский журнал Ladyblue

Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам? Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно Помогать или не помогать — вот в чем вопрос

Родители переживают за будущее ребенка — что с ним будет, если сейчас, в школьные годы, он не получит нужных навыков, не научится любить образовательный процесс, не будет тянуться к знаниям? Иногда страхи родителей выходят за пределы разумного. В ход идут манипуляции, уговоры, наказания, запугивание. Однако эффекта как не было, так и нет — ребенка не тянет в школу, он через силу делает уроки, ему просто неинтересно.

Что же делать в такой ситуации? Как заставить ребенка учиться? Продолжить давить или пустить всё на самотек? Дать ребенку свободу или ужесточить контроль? Редакция сайт делится проверенными советами и секретами, которые помогут мотивировать ребенка получать новые знания.

Младших школьников нужно приучать к дисциплине. Под словом «дисциплина» многие подразумевают стояние над ребенком с ремнем. Однако тренировать этот полезный для жизни навык можно без ссор и серьезных наказаний. Педагоги и психологи часто сходятся в нескольких простых советах, которые помогут приучить ребенка регулярно делать домашнее задание и поддерживать интерес к учебе.


Установите одинаковое время для уроков каждый день

Приучайте ребенка с первых школьных месяцев к тому, что уроки он всегда делает в одно и то же время. В школе он сталкивается с расписанием, ведет дневник, привыкает заниматься определенное время каждым предметом, отдыхать сколько нужно и так далее. Пусть дома у него тоже будет четко и заранее обозначенный график.

Сохраняйте баланс учебы и отдыха

Если с первого класса ребенок будет учиться в слишком жестком графике, то очень быстро это занятие ему просто надоест. Он будет физически сопротивляться, капризничать, терять внимание. Сразу же отойдите от принципа «лучше сразу всё сделать, а потом отдыхать». Внимание и концентрация ребенка гораздо слабее, чем у взрослого. Не заставляйте его справляться со всем с наскока.

Если поначалу маленькому школьнику всё дается непросто, то разбейте занятия на несколько небольших блоков по 20-30 минут. Да, пусть они будут даже меньше стандартного времени урока в школе. После каждого отрезка дайте ребенку отдохнуть, покормите, поговорите с ним, узнайте, что ему понравилось, как он себя чувствует.

Вносите в учебу элемент игры

Если ребенок много отвлекается или вы видите, что он откровенно скучает, постарайтесь превратить процесс в игру. Дайте на какое-то время ребенку поменяться с вами местами. Наградите его ролью учителя, а сами побудьте учеником. Попросите ребенка объяснить вам новую тему, внимательно слушайте и задавайте ему осторожные вопросы. Ребенку легче запомнить материал, если он пропустит его через себя. А в ситуации, когда нужно научить чему-то родителя, как раз придется это сделать.

Всячески поддерживайте позитивную привязку

Любое дело, любой навык формируется на уровне дофаминовых привязок. Когда что-то удается, то в мозгу вырабатывает дофамин, который мотивирует действовать дальше в том же духе. Если с младших классов закрепить у ребенка положительную привязку к учебе, он будет вам благодарен вплоть до окончания университета. Как это сделать? Да просто хвалите его за всё, что у него получается. Поощряйте с помощью игрушек, вкусностей, любимых мультиков. Вы знаете своего ребенка лучше любого другого человека — разберитесь в том, что для него самое интересное и важное. И привяжите это к учебе.

Дарите ребенку безусловную любовь

Говорите ребенку, что вы его любите и что он всё равно молодец, даже если ему не удалось с первого раза решить пример. Или если буквы в тетрадке не слушаются и не ложатся ровным почерком.

Многие родители считают, что если хвалить ребенка только за заслуги, то он захочется добиваться большего. На самом деле при такой модели ребенок учится тому, что ваша любовь условна, что вы рядом с ним и для него только тогда, когда он лучше всего справляется с учебой. Со временем в сознании ребенка учеба станет чем-то, что мешает ему получать одобрения родителя и его ласку и заботу. Иногда это приводит к прокрастинации и потере интереса, а иногда и к серьезным психологическим травмам.

Больше всего трудностей у родителей со школьниками старших классов. Ответственность тут выше — родитель переживает сильнее, представляет свое чадо работником фастфуда, давит на него и постоянно вещает про необходимость учиться. Ко всему прочему еще и учителя в школе пугают его выпускными экзаменами, которые повлияют на аттест и шансы поступить в университет. Как же родителям вести себя правильно и продуктивно?

Сбавьте давление

Да, возможно, вам кажется, что ребенок просто не осознает, насколько всё важно. Однако он слышит об этом постоянно — от вас и от учителей. В какой-то момент все слова взрослых о будущем сливаются у него в голове в одну надоевшую пластинку. А образовательный процесс — в то, что заставляют делать. Немудрено, если подросток начнет бунтовать саботировать обучение. Даже ценой собственной неуспешности в будущем — лишь бы все от него отстали и перестали навязывать свое мнение.

Поэтому разумнее будет сбавить давление, снизить обороты и чуть-чуть отойти в сторонку, дать ребенку самому подумать — а что будет, если я не буду учиться, а кем я стану, как сложиться моя жизнь?

Избавьтесь от назидательного тона

Ничего не раздражает подростков сильнее, чем поучающий тон родителей: «вырастешь — поймешь!», «потом мне спасибо скажешь!», «хочешь работать дворником — можешь не учиться!» и т. д. Остановитесь, выдохните, подумайте — поможете ли вы этим ребенку? Захочется ли ему учиться, если его буду заставлять насильно, подчеркивать его малый возраст и «неспособность думать»? А вам бы захотелось?

Вы не воюете с ребенком, ваша цель не в том, чтобы доказать ему свою правоту или навязать свою точку зрения. Ваша цель заинтересовать его в процессе, а сделать это можно только общаясь с ним на равных, сохраняя уважение к его личности и его желаниям.

Когда маленький щенок или котик нагадит на ковер, его тычут мордочкой в каку, чтобы знал: так делать плохо. Однако поступать аналогичным образом с ребенком - не вариант. Поэтому родители усаживают малыша перед собой и начинают читать ему лекции по морали. Но для ребенка это ничего не значит. Выслушав тебя внимательно, он будет снова и снова справлять нужду там, где она его настигнет. Гораздо лучше попытаться связать в воображении ребенка горшок с чем-то приятным, например, мультиками. То есть так: сходил мимо горшка - мультиков не будет, самостоятельно сел на горшок - получил планшет с включенными «Телепузиками».

Подключи воображение

Мало какой ребенок согласится добровольно жевать пресные брокколи и морковку. Но если сказать малышу, что брокколи - это такие маленькие деревья, а сам ребенок - как великан, пожирающий их в свое удовольствие, то дела пойдут как надо. Про морковку можно сказать, что с ее помощью можно научиться видеть в темноте. Да, это подлый обман, но не такой уж он на самом деле и подлый, ведь морковка полезна для глаз. Так или иначе, главное - чтобы ребенок грыз ее как можно чаще.

Рассмеши ребенка

Если твой малыш заходится в истерике - его ничего не сможет остановить. Это будет вой покруче сирены полицейской машины. Но один способ оборвать детские стенания все-таки есть - нужно попытаться рассмешить ребенка. Детское внимание переключается на раз-два. Вот только что малыш орал так, будто ему отрезали ногу, но стоит его рассмешить - и буря миновала. Как именно рассмешить своего ребенка - это ты уже сама решай, ведь у каждого свое собственно чувство юмора. Иной раз будет достаточно показать ритмично сгибающийся указательный палец, вроде: «Смотри, какой червячок!» А в другой - придется разыграть целую сценку с уморительным гримасами, нелепыми акробатическими трюками и т.д.

Заколдуй ребенка

Когда ребенок успокоился, появляется новая проблема - как уложить его спать. Некоторые родители не знают, как приучить малыша к режиму, и просто ждут, когда он заснет сам собой. В таком случае можно попробовать трюк, который продемонстрировал на своем YouTube-канале австралиец Нейтан Дайло - один ребенок, одна салфетка, одна минута волшебства и одиннадцать миллионов просмотров…

Давай взятки

Ребенок не всегда понимает, почему разбросанные по комнате игрушки огорчают его маму, сколько бы она ему об это ни рассказывала. Но если за уборку игрушек в специальный ящик давать ребенку что-нибудь вкусненькое - малыш быстро смекнет что к чему, и в его комнате будет царить идеальный порядок.

Поощряй доброту

Маленькие дети плохо разбираются, что плохо и что хорошо. Поэтому каждый раз, когда ребенок - даже в самой незначительной ситуации - совершает добрый поступок, нужно акцентированно хвалить его за правильный выбор.

Не угрожай понарошку

Допустим, ты сказала ребенку, чтобы он не рисовал на стенах, иначе ты заберешь у него все карандаши и фломастеры. Но увидев очередную «наскальную живопись» на обоях, ты не выполнила свой ультиматум - тогда ребенок поймет, что может вообще не обращать внимания на подобные угрозы, ведь они ничем плохим для него не заканчиваются. Сказала, что заберешь карандаши - пускай сидит неделю без карандашей.

Смотри ребенку в глаза

Есть две большие разницы: объяснить что-то ребенку и объяснить ему то же самое, глядя в глаза. Когда ты смотришь ребенку в глаза, он понимает, что дело серьезное, и мотает на ус каждое твое слово. Кроме того, умение во время трудного разговора смотреть прямо в глаза своему собеседнику еще не раз пригодится ребенку во всей последующей жизни.

Маленького ребенка мотивировать легко. «Ты будешь самым сильным, если съешь эту кашу», «Я почитаю тебе сказку, если ты уберешь за собой игрушки». То есть родители задают направление действиям ребенка, наделяя их при этом осознанностью. Иными словами, дети понимают, что если они сделают так, как диктуют им взрослые, они что-то получат в результате своего послушания (сказку, право на прогулку, любовь мамы). Весьма популярна сегодня материальная мотивация: «Я дам тебе 10 рублей, если ты вынесешь мусор». Психологи, не видя в ней криминала в принципе, все же отмечают, что мотивация внешняя (так они ее называют) убивает мотивацию внутреннюю, которая намного важнее в процессе становления характера ребенка. Иными словами, мотивировать ребенка (особенно в возрасте старше 3-5 лет) следует так, чтобы, помимо обещанной награды, он все же понимал истинную суть и цель своих действий. Если он начнет сам себя заставлять что-то делать (зная, ради чего), у него начнет формироваться такая черта характера, как сила воли. Это очень важно.

Ребенок не хочет убрать разбросанные игрушки? Не спешите кричать на него и расстраивать самих себя. Успокойтесь и в виде игры заставьте ребенка выполнить ваше желание. В игре должны быть персонажи, одного из которых должен играть ваш малыш. В этой роли ребенок обычно охотно прибирает за собой. А также быстро одевается на прогулку, ест, моет посуду. Старше ребенок – «серьезнее» игры. Из группы сюжетно-ролевых игр можно перейти к группе дидактических игр (т.е. занимательных для ребенка действий в условных ситуациях), спортивных и даже игр-манипуляций.

Едва вы зашли в комнату и увидели беспорядок, как начинаете кричать, чтобы ребенок немедленно прибрался. Или только что вы сидели и спокойно смотрели телевизор, а вот уже, взглянув на часы, говорите ребенку, что он должен тотчас ложиться спать. Это неправильно. Следует предупреждать детей о том, что нужно прибраться (и если ребенок не доиграл, дать ему время на завершение игры), что пришло время готовиться ко сну и т.д. Ваши требования сиюминутного подчинения и выполнения ваших приказов (да хотя бы даже и просьб) могут спровоцировать приступ упрямства и даже ненависти.

Вы бессчетное количество раз напоминаете ребенку, что нужно убрать разбросанные игрушки, грозитесь выбросить их в мусоропровод, ребенок не слушается. Напомнив ему о беспорядке еще раз сто, вы со вздохом прибираетесь сами. Это повторяется изо дня в день. И будет повторяться впредь, если вы однажды не выполните свою угрозу и действительно не выбросите игрушки. Жестоко? Зато наглядно. У детей очень хорошая память, отмечают психологи, они запоминают подобные уроки очень хорошо и надолго. Практически навсегда.

Вы должны предоставить ребенку право выбора. Например, он не хочет чистить зубы. Предоставьте ему на выбор 2 зубные щетки и 2 зубные пасты. Или пусть выберет сам, какую сказку ему почитать на ночь, какой носовой платок взять утром, с одной или двумя ложками сахара пить чай, прибраться прямо сейчас или через полчасика. Для вас его выбор ничего не значит в принципе, а ребенок ощутит, что он – хозяин положения.

На чтение 7 мин.

Ребёнок не слушается, и это порядком осложняет жизнь родителей. Превращение послушного ребёнка в неуправляемого баловника бывает незаметной. Современный темп жизни заставляет наших детей взрослеть быстрей. Причиной этого чаще всего является нарушение эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. Проще говоря, родители не принимает всерьёз то, что интересует ребёнка, а он, в свою очередь, перестаёт слышать взрослого.

На самом деле очень важно то, как взрослый разговаривает со своим ребёнком: с какой интонацией и каким тоном. Слова должны быть услышаны, а потому произноситься чётко и весомо. Чтобы ребёнок почувствовал, что всё реально подлежит исполнению, взрослому нужно слова подтверждать поступками. Вот несколько советов о том, как эффективно заставить вашего ребёнка слушаться.

Непослушание – это один из видов протестов

Выработать привычку слушаться

В возрасте трёх и семи лет у ребёнка обычно случается своеобразный отношений, когда ему хочется делать всё наоборот. Другая крайность, если ребёнок безоглядно всех слушается. И то, и другое поведение неправильно. Ребёнок должен отличать значимых для него людей и слушаться только их. Бывает, что ребёнок подчиняется одному из родителей, это значит, что именно его он выбрал своим лидером.

Привычка слушаться - необходимое условие правильного воспитания. Идеально, когда ему ничего не нужно повторять, однако, чтобы достичь такого поведения, необходимо знать особенности детского возраста. Например, стать авторитетом для ребёнка 13-15 лет сложнее, чем любого другого. Здесь главное не упустить момент.

Существующие методы воспитания послушания

Современная педагогика предлагает пошаговый метод, который содержит этапы воспитания от простого к сложному. Если следовать этому методу, то результат обрадует. Хотя метод считается универсальным, оптимально начинать его применение, когда ребёнку исполнилось 2 года, в возрасте 14-15 лет он может не подействовать. Подростку нужно постараться стать советчиком и научить его решать проблемы самостоятельно.


Поручайте ребенку такие дела, которые ему нравятся

Итак, вначале без проявления насилия ребёнок выполняет только то, что хочет сам. Понаблюдайте в этот момент за ребёнком и возьмите на заметку, что ему нравится и к чему он больше всего тяготеет. Например, ваш ребёнок рисует. Похвалите его и попросите нарисовать его что-то. Рисование продолжится, но малыш, сам того не замечая, уже выполняет вашу просьбу. Цель первого этапа в том, чтобы действия ребёнка совпадали с вашей просьбой.

Как приучить детей приходить к вам по первому зову?

5 причин не послушания ребенка в 4 года , попробуйте его каждый раз угощать чем-то вкусным или просто обнимите его и поцелуйте. Не пришёл с первого раза, позовите ещё раз и напомните ему, что приходить нужно сразу.

Срочные дела, как объяснить их важность?

Предположим, что вы играете с ребёнком и действо в самом разгаре, но пришло время и нужно готовить обед. Не молчите, объясняйте ребёнку всё, как есть. Он поймёт, и вы сможете с ним договариваться каждый раз, когда это нужно.


Ведите диалог с ребенком

Что делать если ребёнок капризничает?

Некоторые дети пытаются добиться своего с помощью капризов. Задача родителей на этом этапе остановить капризы и заставить ребёнка услышать вас. Для этого просто нужно перестать потакать ребёнку в его капризах. При этом все домочадцы должны быть заодно, иначе результат достигнут не будет.

В шестилетнем возрасте пора приступать к более сложному этапу. От просьб нужно переходить к требованиям, только не резко, а очень аккуратно. Сначала требуйте то, что ребёнок сделал бы без ваших приказов. Например, вы знаете, что он с удовольствием ходит за хлебом, но не любит выносить мусор. Вы говорите твёрдо: «Сходи за хлебом!», и он послушно выполняет приказ, именно это и нужно. Только не требуйте сделать сразу всё.


Приучаем ребёнка выполнять обязанности

Требования - отдельные задания, обязанности - систематическое. Уже в трёхлетнем возрасте ребёнок уже должен о них знать. Объясните, почему важно выполнять обязанности, и что все взрослые так делают. Расскажите ему, что будет, если люди перестанут выполнять свои обязанности.

Вначале они должны быть несложными, желательно те, которые приносят положительные эмоции. Родители должны знать, что приучить выполнять обязанности непросто и требует времени.


Обязанности должны быть посильные для детей

Самостоятельное решение проблем

Это следующий этап после того, когда ребёнок научился выполнять обязанности. Самостоятельные действия иногда состоят из целого комплекса задач. Например, самостоятельно приготовиться к походу или экскурсии, помочь домочадцам. Это качество пора развивать в 12 лет, и этот этап сопряжён с пониманием понятия самостоятельности. Ребёнок должен понимать, что, выполняя самостоятельные действия, он берёт на себя ответственность, то есть отвечает за свои поступки. Например, ребёнок получил от вас деньги на оплату за электричество. Объясните ему, как важно оплатить эти услуги, чтобы он осознал ответственность и понял, что будет, если он этого не сделает.


Старшие дети должны иметь обязанности по дому

Роль мотивации в воспитании послушания

Нотации и угрозы - малодейственные методы воспитания. Наилучшие способы игровые или соревновательные. Например, превратите уборку в интересную игру. Ваш ребёнок полицейский следователь или кладоискатель. Он исследует территорию комнаты и ищет пропавшие игрушки. Задача: найти все и поместить их на свои места.

Избегайте однообразия. Чем интересней поручения, тем больше они привлекут внимания. Попробуйте поручить ребёнку сделать какое-нибудь действие на скорость. Потом, выполнить всё быстрее, а дальше – побить рекорд предыдущих дней и т. п.


Даже уборку можно превратить в интересную игру

Если в семье есть ещё дети, то между ними можно устроить турнир. Это сделает жизнь детей более разнообразной.

Для того чтобы ребёнок захотел убрать свою комнату, спрячьте его любимую игрушку и скажите, что найти её можно, только убрав комнату.

Как быть с подростком?

Подростки тоже не любят убирать свою комнату. Как заставить ребёнка слушаться в этом случае? Ведь они могут избегать общения со взрослыми, и тем более их просьбы.


Труднее всего контактировать с подростком

Попробуйте мотивировать ребёнка, объясните ему, что с порядком в комнате, у него станет больше порядка в жизни и всё ему будет удаваться гораздо легче. Организованная комната делает его самого более дисциплинированным и подтянутым. Найдите ему пример, достойный подражания. Это может быть кто-то из ваших знакомых, добившийся успехов в жизни или его кумир. Возможно, применение отрицательных примеров, чтобы объяснить, как делать не надо.

Пристыдите ребёнка, скажите ему, что у взрослых успешных людей в доме царит порядок, и он к ним пока не относится.


Подростка надо научить следить за порядком

Попробуйте убрать с ребёнком комнату вместе, разговаривайте с ним, демонстрируя уважение. Только будьте осторожны. Есть риск вторгнуться на чужую территорию, ведь у ребёнка могут быть свои секреты, с которыми он вряд ли захотел бы делиться.

Не требуйте от ребёнка идеального выполнения ваших просьб и требований, это может надолго отвратить от их выполнения. И почаще их хвалите, когда они вас услышали и проявили послушание.

В этой статье мы разберемся, почему ребенок не желает учиться, а также дадим действующие советы, как это желание в нем зажечь и направить его действия в правильное русло жизни.
- «Пока с ребенком делали уроки, все соседи выучили таблицу умножения, а собака может пересказать повесть.», ― анекдот, который прочитав, улыбнутся все родители, чьи дети носят гордое звание «Школьник».

Особую актуальность методы и способы выполнения домашнего задания с любимыми чадами обретают в тот день, когда с календаря срывается последний листок, оповещающий о завершении лета. Пройдет всего неделя и на учителей и психологов посыплются вопросы:
- «Почему мой ребенок не хочет делать уроки»;
- «Как заставить ребенка выполнять домашнее задание».
Все чаще в квартире будут раздаваться крики, угрозы и намеки на применение физической силы.

Ответьте на вопрос «Почему ребенок не хочет учиться?»

Если вы не хотите, чтобы описанное выше стало сценарием жизни в вашем доме, начните с малого ― разберитесь в причинах нежелания ребенка выполнять домашнее задание.
- «Он просто ленится!», - часто возглашают родители.
Но психологи находят, как минимум, 5 причин, которые способны ответить на этот вопрос:
1. Отсутствие мотивации. Большинство из нас относятся к поколению детей советского прошлого, в котором связь образования и положения человека в обществе была очевидна. Новые знания давали восторг, что выступало главным двигателем учебной мотивации. Что же сегодня происходит? Родители, невольно разговаривая между собой, дают понять ребенку, что успех в жизни зависит не от образования и усилий, а во многом определяется связями и деньгами.

2. Негативный ярлык. Колкое замечание и постоянное акцентирование внимания на лени ребенка сделает из него лентяя. Здесь, как никогда, уместна фраза: «Как корабль назовешь, так он и поплывет!».

3. Ещё одна причина кроется в родительской ошибке, которая заключается во всесторонней опеке. Желая дать ребенку все, чего не было в нашем детстве, массово скупаются самые новые игрушки, компьютеры, планшеты и приставки. В результате использования различных компьютерных игр дети делают ошибочный вывод, что мир строится без социальных навыков и физических усилий.

4. Скучно! В одно слово умещается практически половина случаев нежелания детей выполнять домашнее задание. Многим нравятся сложные задачи и настоящий мозговой штурм, но и они могут с нежеланием приниматься за работу, если она для них слишком простая и неинтересная.

А также...

5. Ребенок боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

6. Некоторые ребята не хотят делать Домашнее задание по тем или иным предметам, потому что они для них непонятны, сложны.

7. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребенок отказывается от выполнения Домашних заданий.

Домашние задания даются ребёнку для того, чтобы он ещё раз повторил материал, пройденный в школе и усвоил его полностью. Именно при выполнении Домашних заданий ребёнок имеет большее право на ошибку, чем на контрольных. Поэтому относиться к ним, как к индикатору успеваемости, не стоит!

Как заставить детей учить уроки. Метод кнута и…

Слово «заставить» в данном случае является самым неподходящим и бесполезным. Мотивация к познанию формируется у малышей еще в раннем возрасте, как только они начинают свободно передвигаться.
Самые простые фразы закладывают познавательный интерес:
- «Посмотри, какой листочек…»;
- «Попробуй сделать это самостоятельно!».
Готовность пробовать новое и искреннее удивление ребенка должны поощряться, хвалите своего малыша за внимательность, находчивость и сообразительность .
Когда ребенок подрастет и перейдет в категорию школьников, акцент перемещается в сторону интеллектуальных достижений и теперь вся похвала его «Я» полностью зависит от отметок.

Будьте с ребенком «на связи».
Берите ориентир на его чувства и обязательно показывайте свою заинтересованность, запомните простые фразы:
- «Мне тоже не все равно…»;
- «У тебя глаза горят от счастья. Ну-ка делись…»;
- «Я тебя понимаю… Вижу, что ты приложил максимум усилий...».

Если вы хотите выразить свое огорчение или неоправданные ожидания, говорите об этом четко, но не критикуйте ребенка, помогут фразы следующего типа:
- «Я ожидал большего. Некоторые задания требуют от тебя больше времени...»;
- «Почему ты не обратился за помощью к взрослым...».

Внятно и открыто хвалите достижения ребенка, а не его самого, замените фразу: «Ты у меня такой умный» на фразу:
- «Ты выбрал такое интересное решение. Умно…»;
- «Мне очень нравится ход твоих мыслей...».

Откажитесь от мотивации в виде собственного счастья или самочувствия.
Никогда не произносите фразу:
«Я буду самой счастливой, если ты принесешь хорошую отметку!», - некоторые дети могут постараться угодить маме или папе, но ведь стоит понимать, что они учатся не для нас.
Лучше скажите: «Я опасаюсь, что если сейчас мы не позанимаемся, в дальнейшем будут большие проблемы...».

Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Разобравшись в векторальном наборе ребенка, можно избежать большего количества конфузов, которые напрямую связаны с образовательным процессом. Немало проблем связано с контрарностью внутренних качеств ребенка с вектором родителей. Считая себя истинными в последней инстанции, мы, родители, часто воспринимаем ребенка через собственную призму, совершая при этом главную ошибку воспитания.

Дети с кожным вектором имеют прекрасную краткосрочную память, они способны удивить своей логикой и математическими способностями. С первого класса такие дети очень быстро справляются со всеми занятиями, если когда-то доберутся до их выполнения. Вернувшись со школы, такой ребенок предпочтет просмотр телевизора, прогулку и придумает себе еще массу занятий, уроки стараются откладывать на самый последний момент.

Родителям таких детей следует выбрать тактику воспитания, которая будет включать обязательный контроль результатов и здоровое ограничение свободы действий, кроме того, данные рекомендации следует применять к ребенку с раннего детства. Если родители имеют анальный вектор и все присущие ему качества, они будут стараться воспитать в детях послушание, усердие, усидчивость. Они уверены в том, что быстро выучить уроки невозможно, поэтому своего «кожного» ребенка заставляют длительное время сидеть за столом и скрупулезно выполнять задания. Такое воспитание подобно смерти для детей, в которых природа заложила ловкость, гибкость и жажду перемен.

Если ребенку свойственны качества анального вектора, это проявится в нерешительности, боязни начать новое дело, неуверенности и перфекционизме. Выполнять свое домашнее задание они будут долго и тщательно, что на первый взгляд выглядит как медлительность. Если родители обладают противоположным вектором, конфликты будут возникать из-за желания взрослого получить быстрый результат и постоянных упреков в нерасторопности. Подгоняя такого ребенка, вам еще дольше не получить ожидаемого результата и вы рискуете воспитать агрессивного упрямца.

Дети со звуковым и зрительным векторами обладают жгучей страстью к познанию. Они учатся, потому что им это нравится, им хочется быть компетентными в различных вопросах. У таких детей практически не бывает проблем с выполнением домашнего задания, но учебная идиллия продолжается ровно до тех пор, пока к ним не применяется физическая сила, крик и манипулирование развлечениями или игрушками. Помните, уважаемые родители, такие дети никогда не будут работать на результат, они учатся для познания.

Тяжелее всего в учебе детям с оральным вектором. Они не смогут выучить домашнее задание в одиночестве, поскольку требуют многократного повторения материала вслух.
Главное правило ― выбирайте метод воспитания, ориентируясь на потребности ребенка, а не свои собственные!

----

Родители со всего света хотели бы узнать ту волшебную формулу, которая побудит их детей делать Домашнее задание!
Увы, это не произойдет по взмаху волшебной палочки, однако, существуют способы, которые помогут развить ваших детей и приучить их регулярно выполнять домашнюю работу.
Для некоторых родителей будет более эффективным просто изменить отношение к детям, а так же к тому, как пробудить в них желание к самостоятельному изучению. Не волнуйтесь, это не так трудно, просто необходимо поработать над этим.

Шаги

    1. Задумайтесь о преимуществах выполненных домашних заданий. Если вы уверены, что домашняя работа – бесполезный труд, то вам будет еще труднее заставлять детей ее выполнять. Есть несколько причин, по которым нам задавали домашние задания:

    • Домашняя работа закрепляет знания, полученные во время уроков. Иногда, знания не могут закрепиться сразу, без должной практики, поэтому, времени урока может далеко не всегда хватать для нормального понимания предмета, ребенку может потребоваться больше времени. Особенно это касается математики и точных наук.
    • Иногда, посредством домашней работы, дети могут самостоятельно изучить новый материал, которые они не успели пройти в школе, опять же, из-за отсутствия времени. Это так называемый «познавательный» момент домашних заданий.
    • Домашняя работа воспитывает самодисциплину, обучает умению распределять свое время, организовывает, развивает концентрацию внимания, а так же чувство ответственности. Самодисциплина – это очень важная характеристика, которую можно приобрести только в работе.
  1. 2. Смиритесь с фактом, что большинство детей не любит делать уроки. Когда вокруг столько всего интересного, особенно, в наш век цифровых технологий, трудно сосредоточиться на домашних заданиях, поэтому бросьте эти попытки. Как родитель, наставник, или другой человек, ответственный за то, чтобы дети выполняли домашнюю работу, вы должны понимать, что принимать этот факт – не значит соглашаться с ними. Речь идет о понимании и попытках понять, в то же время, устанавливая определенные границы и придерживаясь ожиданий, что они будут это делать.

    3. Будьте помощником, а не руководителем. Вы можете задабривать, просить, кричать, угрожать, подкупать и просто прыгать на месте хоть до посинения, но ни один из перечисленных способов не подействует на ребенка так, как нужно. Конечно, они отреагируют на ваше резкое поведение, на вас, стоящих у них за спиной, пока они не начнут работать, но не так нужно выполнять домашние задания, да и у кого будет столько времени, чтобы следить за ходом работы, когда вокруг еще столько дел? Вместо этого, постарайтесь упростить процесс выполнения домашней работы как можно сильнее:

    • Сделайте рабочее место удобным, тихим и не отвлекающим, чтобы дети могли спокойно заняться работой. Идеальным будет, если не будет слышно прохожих и машин, вокруг не будет лишних электронных устройств, а другие дети не будут играть вокруг.
    • Убедитесь, что у вашего ребенка все, что нужно, находится под рукой – будь то книга, или компьютер, калькулятор, или телефон с калькулятором, убедитесь, что у него есть все необходимые материалы, если он работает над каким-то проектом, чтобы не слышать отговорки вроде «У меня нет того, что мне нужно». Посидите немного с ними, чтобы убедиться, что у них есть все необходимое, включая все полезные сайты, которые могут им потребоваться, или дополнительная справочная литература.
    • Предложите ребенку рассказывать вам о том, как продвигается его домашнее задание, или об интересных фактах, которые он узнает.
  2. 4. Обсудите домашнюю работу с вашими детьми прямо и спокойно. В начале каждой четверти, или семестра, присядьте и поговорите с вашим ребенком о том, как он собирается делать домашнее задание в ближайшие месяцы. Таким образом, вы устанавливаете негласные правила, о которых вы сможете напоминать, если ребенок будет лениться, или хвалить, когда дети будут выполнять все работы.

    • Предоставьте выбор детям. Вместо того, чтобы усаживать ребенка за домашнюю работу, проведите семейную беседу, чтобы обсудить, когда ему удобнее всего ее делать. Дайте детям шанс почувствовать, что они сами выбрали, когда будут выполнять домашнее задание – до обеда, после обеда, или половину до и половину после. Единственное условие, которое можно поставить – не делать домашнюю работу прям перед сном – выберите время, до которого все домашние задания должны быть выполнены; таким образом, вы сможете предложить им что-либо взамен перед сном, например, почитать интересный рассказ, или поиграть в любые игры. Вы можете помочь им и тем, что будете подавать ужин регулярно, в одно и то же время.
    • Найдите, есть ли предметы, которые вызывают у ваших детей затруднения. Спросите их, не нужна ли им дополнительная помощь в этих предметах (вы, старший брат, или учитель, например). Иногда, домашняя работа не выполняется просто потому, что они не могут понять предмет ни дома, ни в классе.
    • Помогите ребенку разобраться, какой тип домашнего задания является трудным, а какой простым. Если ваш ребенок будет сначала работать над трудными заданиями, то он приложит больше усилий к их выполнению. Материал попроще будет идти быстрее, как только начнет появляться усталость.
    • Договоритесь о времени, когда ребенок не будет делать домашнее задание, например, выходные, или ночь пятницы, и т.д. Позвольте им самим решить, как они проведут это свободное время.
  3. 5. Используйте поощрения для дополнительной мотивации. Похвала за хорошую работу, а так же игнорирование, или отбрасывание низкой производительности, могут помочь вашим детям работать лучше и без лишних нервов, вместо того, чтобы переживать негативные стороны домашней работы.

    • Будьте осторожны с наградами за хорошо выполненные задания. Здесь основная цель состоит в том, чтобы полагаться на собственную мотивацию (которая вызовет удовлетворение от выполненной работы), а не погоню за материальным вознаграждением. Материальное вознаграждение сильно демотивирует ребенка, потому что он будет выполнять домашнюю работу не для того, чтобы получить чувство выполненного долга, или получить новые знания, а для того, чтобы поиграть в новую игру на его приставке, или получить какую-то новую вещь. Редкие материальные награды за отлично проделанную работу по проекту могут сыграть свою роль, однако, постоянных наград лучше всего избегать.
    • Наградите ребенка за выполненную домашнюю работу посредством интересных игр, или игрушек, и не забудьте сказать ему о том, какой он организованный и ответственный. Очень важно назвать причину, почему вы так гордитесь вашим ребенком, чтобы он сам это знал. Идея состоит в том, чтобы «ловить» их на том, что они делают хорошо и говорить им об этом.
    • Игнорируйте низкую производительность. Когда ваши дети не достигают поставленной цели – не указывайте им на это. Просто напомните, что вы договаривались с ними о выполнении домашней работы, выразите свое расстройство и надежду на то, что на следующий день ситуация изменится.
    • Пусть настоящие награды будут простыми, например, прогулка по парку, или пицца на дом, поиграть в игру, в которой вы чаще всего проигрываете, или поход в зоопарк. Таким образом, вы больше времени проводите с ребенком, ребенок сам заинтересован в выполнении домашних заданий и вы все получаете море удовольствий.
  4. 6. Переложите ответственность с вас на вашего ребенка. Это может быть непросто, особенно, если вы чувствуете свою ответственность за выполненное домашнее задание, однако, это важно, чтобы ваш ребенок научился отвечать за свои поступки и выполнение домашней работы, поэтому, все последствия должны оставаться за ним, а не за вами. Не вскидывайте груз ответственности за нежелание вашего ребенка делать домашнее задание на свои плечи; вы обеспечили ему место и все необходимые материалы, определили время для домашней работы, поэтому, это будет уроком для вашего ребенка и научит его ответственности. После нескольких раз невыполнения домашней работы и разбирательства с последствиями, ребенок поймет, что это его собственная ответственность в данном вопросе. Это не значит, что вам должно быть совершенно безразлично. Это значит, что вы должны попытаться привить вашему ребенку чувство ответственности за его поступки.

    7. Позвольте детям справляться с последствиями не сделанной домашней работы. Учителя не очень рады, когда их ученики не выполняют домашнюю работу. Если ваш ребенок категорически отказывается делать домашнее задание, то подождите, и он сам увидит, что сделает учитель на следующий день. Скорее всего, он начнет делать задания после этого!

    • Конечно же, если у вашего ребенка есть какие-либо отклонения, вам придется внести некоторые изменения к вашему подходу. Но не пренебрегайте помощью людей, которые обучены работать с детьми, у которых имеются отклонения; лучше всего попросить о помощи, когда вы не знаете, что делать дальше.
  5. 8. Забудьте о том, чтобы постоянно помогать детям делать домашнюю работу. Если ваш ребенок должен выполнить работу самостоятельно – оставьте его в покое. Если вы будете слишком много помогать ребенку, то домашние задания потеряют свой положительный эффект. Домашние задания – это отличный способ развить самостоятельность в обучении любым вещам на всю жизнь.

    9. Будьте заинтересованы, но не суйтесь к ребенку постоянно. Никто не любит людей, которые постоянно пристают, и дети тоже. Постарайтесь выражать заинтересованность в их выполнении домашней работы, но не суйте нос в каждое задание, которое они выполняют.

    • Не требуйте точных подробностей обо всем, что ребенок сделал, как только он вышел из комнаты. Дайте ему слегка передохнуть.
    • Не копайте глубже, чем требуется. Если ваш ребенок говорит «Нам задали домашнее задание по математике», спросите: «А по какой теме?», вместо «Сколько страниц, и что за уравнения? Хотелось бы посмотреть, как ты будешь ее делать».
    • Перестаньте следить за выполнением домашней работы. Просто поверьте в вашего ребенка, иначе, вы закончите тем, что будете проверять все, что он делает, начнете бесить его и закончите тем, что он сядет вам на шею и будет считать, что так и нужно – когда родители делают за него работу.
  6. 10. Делайте ваше домашнее задание одновременно с младшим братом/сестрой. Чтобы побудить младшего ребенка делать домашнее задание – просто покажите ему хороший пример и сами сядьте выполнять ваше задание, чтобы он понимал, что вы так же несете ответственность за выполнение своей работы. Покажите вашему ребенку, что то, что он сейчас делает, может быть связано с какими-либо вещами во взрослой жизни. Если ваш ребенок читает – почитайте тоже. Если ваш ребенок делает математику – займитесь пересчетом семейного бюджета.

  7. 11. Найдите, что мотивирует вашего ребенка. В ходе недавних исследований выяснилось, что дети школьного возраста, у которых есть мотивация найти высокооплачиваемую работу, для которой потребуется высшее образование, намного чаще выполняют домашние задания, чем немотивированные дети, которые готовы работать там, куда их возьмут.

    • Если ваш ребенок хочет начать свою карьеру, которая потребует высшего образования, вы можете объяснить ребенку, что выполнение домашних заданий – это отличный вклад в его будущее.
    • Даже если ваш ребенок не настолько мотивирован, попытайтесь объяснить ему, что при выполнении домашней работы, ему будет открыто намного больше дверей в будущем. Конечно же, такие доводы подойдут только для детей более старших классов, которые уже начинают заглядывать в будущее.
  8. 12. Придумайте другое название для домашней работы. Каждому ребенку режет слух слово «работа». Плохо, когда ребенок связывает с этим словом уборку комнаты, или последствия разбитой вазы с пола, так же как и саму домашнюю работу. Постарайтесь обойти это слово дома, и не важно, что в школе это называется домашней работой, вы можете называть это «домашнее изучение», или «разминка для мозгов», или просто «учеба». В любом случае, замените словом, связанным с обучением и ростом, а не с работой.

    • Относитесь к домашней работе положительно. Отзывайтесь о ней хорошо, а периодически старайтесь напоминать, как она сможет помочь ребенку в будущем. Например, вы можете сказать своей дочери, которая хочет стать актрисой, что она не сможет выучить текст, если не научится грамотно читать. Настрой, с которым вы говорите о домашней работе, будет передаваться и вашему ребенку.
  9. 13. Превратите домашнюю работу в игру. Чаще всего, дети не делают домашние задания просто потому что это скучно. Почему бы не добавить игровой момент?

    • Превращайте задачи по математике в задачи про конфеты, или про деньги. Если речь пойдет о конфетах, скажите, что если он найдет правильный ответ, то получит именно такое количество конфет, как только справится с задачами. Или вы можете играть на деньги в настольной игре, или какие-либо бонусные очки, которые ребенок сможет обменять на награды.
    • Вы можете переделать трудные слова в забавные, чтобы было проще. Либо, вы можете сделать карточки с трудными словами, чтобы ребенок быстрее их запоминал.
  • Поощряйте точность и аккуратность. Если дети делают задания неаккуратно, постарайтесь ловить их на этом и поощрять их попытки сделать домашнюю работу качественно.
  • Ограничивайте телефонные разговоры во время домашних заданий. Держите телефон под рукой и будьте готовы ответить друзьям, что ваш ребенок занят и перезвонит им позже. Если ваш ребенок постоянно переписывается, то попросите его отложить телефон на видное место, и верните его ему, как только он справится с работой.
  • Давайте подсказки, или, если он решает задачи по математике, объясните ему решение на примере похожей задачи. Если вы будете просто давать ответы – ваш ребенок ничему не научится. Если вы будете слишком много помогать ребенку, то он будет считать, что каждый раз когда у него не будет получаться – ему помогут.
  • Будьте в курсе дел. Поговорите с учителем вашего ребенка. Убедитесь, что вы знаете, в чем состоит домашнее задание и каковы правила в классе.
  • Если учитель требует, чтобы вы помогали ребенку с домашним заданием – делайте это. Свяжитесь с учителем. Таким образом, вы покажете ребенку, что школа и дом работают в команде. Следуйте инструкциям, которые вам даст учитель.
  • Будьте решительны. Вы окажете медвежью услугу вашему ребенку, если в один день составите расписание, а на другой просто забудете о нем. Вы пройдете испытание. Будьте готовы, и просто скажите «Мы договаривались, что ты будешь делать это сейчас – так и поступим. Мне уже не терпится обыграть тебя в ту компьютерную игру в 7 вечера».

Предупреждения

  • Будьте внимательны: награждение и похвала вашего ребенка за выполненную домашнюю работу – это не то же самое, что материальные награды, за которые ребенок будет выполнять работу. Никогда не награждайте ребенка материально за выполненное задание, иначе, он всегда будет делать его только ради награды.
  • Не пытайтесь мотивировать их при помощи угроз и запугивания. Вы можете прийти к тому, что они будут слушаться вас во всем, но их доверие к вам будет полностью разрушено.
  • Не лезьте. Будьте готовы ответить на любые вопросы детей по поводу заданий, однако, постарайтесь не контролировать каждый их шаг и каждую выполненную задачу, осуждая их за ошибки.
  • Будьте внимательны: не стоит давить на ребенка, если у него проблемы с выполнением домашней работы. Называя ребенка глупым за любую оплошность, вы тешите только свое самолюбие и отталкиваете их от выполнения работы. Если им будет еще труднее делать домашние задания, то они просто не будут их выполнять. Таким образом, вы просто разрушите их доверие к себе.
  • Выключите телевизор, если ваш ребенок может его слышать. Если у вас есть другие члены семьи, которые часто смотрят телевизор – просто переставьте его туда, откуда ребенок не будет его слышать.
  • Наблюдайте за вашим ребенком – не испытывает ли он злости, когда что-то не получается? Дайте ребенку отдохнуть и собраться с мыслями, если у него что-либо не выходит.
  • Поговорите с учителем ваших детей, если вы считаете, что им задают слишком большой объем домашних заданий. В начальной школе время, в десять раз большее, чем цифра класса, в котором он учится, должно быть нормальным: более 90 минут для учеников средней школы, или более двух часов для учеников 10-11 классов уже слишком много.

Что вам понадобится

  • Подходящее место для выполнения домашних заданий, лучше всего, собственное место для вашего ребенка;
  • Необходимые источники информации;
  • Хорошее освещение и удобный стул;
  • Здоровые перекусы (по желанию) – морковка, или хлопья с тёплым молоком не повредят после выполненной домашней работы.

Рекомендации педагога-психолога родителям, чьи дети отказываются выполнять домашние задания

Поступив в 1-ый класс, дети сталкиваются с большой нагрузкой не только в школе, но и дома, благодаря многочисленным и сложным домашним заданиям. Некоторые дети так устают, что предпочитают игнорировать задания учителя или выполнять их не полностью. Это неизбежно приводит к тому, что ребёнок скатывается на плохие отметки и отстаёт от программы. Но домашнее задание можно выполнять без особых усилий, слёз, лжи и наказаний. Нужно только найти правильный подход к ребёнку.

  1. Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что заданий любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.
  2. Так как дети в силу возраста и особенностей характера могут пропустить кое-что, сказанное учителем, мимо ушей. Это приводит к тому, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, а домашние задания выполняются с ошибками. Это может случиться с каждым, но не стоит корить ребёнка за это, напоминая о прошлых неудачах раз за разом.
  3. Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.
  4. Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.
  5. Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.
  6. Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
  7. Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.
  8. Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.
  9. Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.

О том, как делать домашние задания, ребёнку много рассказывают в школе, своё представление об этом имеют и родители, но не все думают о том, что и ребёнок имеет право решать, что и как ему учить. Некоторые дети не нуждаются в том, чтобы бесконечно зубрить главы из учебников, чтобы запомнить материал, другим же приходится готовить уроки чуть дольше.

Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравиться ребёнку.

Видео
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!