Женский журнал Ladyblue

Кодекс чести офицера российской армии. Кодекс чести офицера российской империи

Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою историю, без знания которой трудно понять причины и движущие силы нынешнего терроризма.

История терроризма уходит в века. Террористические акты насилия нескончаемой чередой сопровождают развитие цивилизации.

Одно из первых упоминаний связано с терактами, совершенными в 66-73 гг. до н.э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально "ревнителей"), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии.

В I веке н.э. в Иудее действовала секта сикариев (сика – кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.

В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае.

В Европе еще Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу.

В последующей истории можно найти примеры терроризма самого различного плана. Как символы жестокости и неоправданного насилия вошли в историю инквизиция, Варфоломеевская ночь, Великая Французская буржуазная революция, Парижская коммуна. Характерно, что само понятие "террор", по мнению некоторых специалистов, возникло именно во время Великой Французской буржуазной революции.

В начале XIX века в Европе стали возникать террористические организации, в основном революционного, уголовного и националистического характера. Именно тогда впервые появились мафия, калюра, братство партопариев.

Ряд террористических организаций носил романтическую революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Их идейные руководители в плену иллюзий считали, что через террор можно прийти к социальной справедливости и всеобщему благосостоянию. К сожалению, эти заблуждения находят почву и сегодня.

В середине XIX века появились и свои теоретики в области террора. К ним можно отнести немецкого радикала Карла Гейнцена. В своей статье "Убийство" он отвергал понятие морали и провозглашал правомерность террора против господствующего класса. Он считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И здесь Гейнцен надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых способов уничтожения. Это – так называемая «философия бомбы».

Концепция «философия бомбы» была развита дальше и углублена в «теории разрушения» Бакунина (яд, нож и веревка).

Во второй половине XIX века террор особенно пышно расцвел на основе анархистских и националистических взглядов. Жертвами террора стали такие высокопоставленные лица, как король Франции Луи Филипп, император Фридрих Вильгельм, император Александр II и др. Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни. Его представители – русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.


До Первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но, по существу, к нему прибегали националисты и индивидуалисты без политических платформ.

В России после октябрьской революции вспыхнул «белый террор». Большевики ответили «красным террором». Российское анархистское движение 1917-19 гг. также свелось к экспроприациям и открытому террору, причем зачастую под видом анархистов действовали бандиты и авантюристы.

С окончанием Первой мировой войны терроризм на свое вооружение взяли правые – национал-сепаратисты и фашисты в Германии, Франции, Венгрии, «Железная гвардия» в Румынии. Созданный в фашистской Германии механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жесткостью террористический аппарат: СА, СС, Гестапо, «Народный трибунал» и др. Фашизм явился смертельной угрозой для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов. Использовалась тщательно разработанная система массового уничтожения людей, по некоторым подсчетам, через концентрационные лагеря прошло около 18 млн. человек всех национальностей Европы.

В середине XX века появился новый тип терроризма, который менее всего заинтересован в отстаивании политических идей, а сосредоточен на совершении любой ценой крупномасштабного акта возмездия против мирных граждан. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды исполнитель надеется получить в ином мире.

В конце XX века проблема терроризма приобретает особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Он совершается не только экстремистскими организациями и преступниками-одиночками, но в ряде тоталитарных государств - их спецслужбами. Наибольшую угрозу для мирового сообщества представляет международный терроризм, стремительный рост которого принес страдания и гибель большому числу людей. По данным журнала "Экономист", число жертв международного терроризма с 1968 года по 1995-й год составило 9 тысяч человек.

В 70-80 г.г. терроризм в нашей стране ассоциировался в сознании советских людей, в основном с угонами самолётов, осуществлявшихся в основном гражданами с целью незаконного вылета за рубеж.

Но таких попыток было не много, все они заканчивались неудачно для террористов, сразу засекречивались (о некоторых мы узнаём только сейчас) но в эпоху гласности один теракт наоборот широко освещался средствами массовой информации. Это захват автобуса с детьми 1 декабря 1989 года (рассказ при необходимости).

Но, как ни странно, после упрощения визового режима и выезда из нашей страны да и развала самой страны теракты на авиационном транспорте не прекратились, а наоборот их количество возросло. Судите сами:

1991 г. – 12.

Итого: 37 терактов за 11 лет.

На рубеже тысячелетий Россия первой среди крупных государств стала жертвой международного терроризма. Взрывы жилых домов в Буйнаксе (1998), Волгодонске (1999) и Москве (1999) привели к гибели более 300 человек, более 700 были ранены.

Начало XXI века вошло в историю человечества небывалым по количеству человеческих жертв террористическим актом в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года со стороны религиозных экстремистов.

В России новый век был отмечен терактом 9 мая 2002 года в г. Каспийске (Дагестан), когда погибло 45 человек, захватом 28 октября 2002 года заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве, при освобождении которых погибло 129 человек, захватом 1 сентября 2004 года школы в г. Беслане (Северная Осетия) с более чем 1000 заложниками из числа учащихся и учителей, при освобождении которых погибло более 300 человек.

Считается, что была от войн и польза. Погибнут слабые и старые – племя сплотится, станет сильнее и моложе. Побежденных съедят или работать заставят. Потом людоедство ушло, рабовладение кончилось, а войны остались обеспечивать прогресс науки, техники, да и всей культуры. Многие считают, что прогресс этот всегда прямо или косвенно зависит от развития военно-промышленного комплекса. Мы вот знаем Закон Архимеда, а современники ценили ученого за «греческий огонь» и катапульты. От «базиса» не отставала и «надстройка» – войны считались, чуть ли не высшим проявлением человеческого духа, со строгими правилами и кодексами чести, которые современники всегда считали вечными.

Одновременно шли тайные войны без правил и кодексов. Подумать страшно, что творилось еще в пещерах, а потом у фараонов и соломонов. Заманчиво было добиваться политических целей совсем просто, без больших усилий и затрат, да еще и быстро. Спящему королю родной брат вливал в ухо яд, кому-то что-то подсыпали Борджиа и Миледи. Это подрывало самые основы общественной жизни и морали. И в обществе вызывало только ужас и отвращение, никак не становясь общественным явлением.

Новое общественное явление – благородный террор

Впервые «опоэтизировал», воспел террор, насколько я знаю, Некрасов. Сколько жизней было погублено и исковеркано его знаменитым: «Иди и гибни… дело прочно, когда под ним струится кровь». Террор стал, как бы допустИм в глазах просвещенной части общества. Особенно, молодежи. Раз, мол, тебе все ясно и ты готов за правое дело отдать собственную жизнь, то тебе (для победы этого самого Дела) дозволено самому судить и публично казнить виновных, а для Великой Цели – и непричастных. И не только дозволено – достойно и благородно. Дело чести, славы, доблести и т.д.

В каждом обществе всегда есть те, кто отрицает систему ценностей тех слоев общества, откуда они вышли, порывают с традициями общественной жизни этих слоев. Обычно это молодые, поверхностно образованные люди, которым все ясно, решения радикальны и – никаких сомнений.
Когда сдерживающие традиции общества по тем или иным причинам ослабляются, такие люди могут составлять более или менее значимые общественные слои. Иногда энергия такого слоя может быть направлена на уход от общества. Мы видели хиппи, «детей цветов» и т.п. Хуже, когда энергия направлена на немедленное, скорейшее исправление общества. Да еще любыми средствами. Тогда общественным явлением может стать террор, как соблазнительно простое средство решать неподъемно сложные, в действительности, проблемы. А поддерживающий его общественный слой становится своеобразной «питательной средой» террора. Особенно, при слабости или, хуже того, попустительстве власти.

В России Некрасовских времен ограничивающие, сдерживающие традиции общества были серьезно поколеблены после отмены крепостного права. В обществе появились Новые Великие Цели. Простые, очень благородные и как бы совсем легко достижимые. Появилась и «питательная среда» террора – разночинцы и примкнувшие к ним «из благородного звания». Вот Некрасов и воспел.

Из России «благородный» и «самоотверженный» террор и расползся по всему миру уже не как грязное, а как прямо-таки возвышенно-рыцарственное дело.

В Европе «питательной средой» терроризма стали, вроде, такие же. Все эти «Красные бригады», «Бадер - …» и прочие – молодые, амбициозные и, увы, мало- , точнее, полуобразованные. Те, кому все, ну прямо все совершенно ясно. И при этом решительно сбросившие пресловутые оковы буржуазной (они оттуда вышли) морали.

А не в Европе? Те самые «мусульманские фанатики»? Так ведь тоже, вроде, похоже. Тоже молодые. амбициозные и тоже как бы «из образованных». Недаром талибанов в России сперва именовали «студентами». Этот термин, понятно, означает совсем не то же, что в Гарварде, но ясно показывает – не от сохи и не от станка. Англичане были потрясены, узнавши, что террористы, взрывавшиеся в метро, были, как говорится, «образованные». Мне кажется, что большое, ошибочное и опасное упрощение считать их религиозными фанатиками, обвинять во всем ислам, толковать, посмеиваясь, о 72-х гуриях и т.п.

Откуда взялись «мусульманские фанатики»?

Еще недавно никто о них и не слыхивал. А убийцы-смертники, не древние, а как современное явление, вообще стали известны совсем уже на наших глазах. Откуда же они взялись?

Когда появилось огнестрельное оружие и прикончило эру Великих набегов восточных орд, для Европы началась эпоха Великих географических открытий, а потом и колониализма с идеологией и кодексом «Бремени белого человека».
Белый человек для всей планеты стал «человеком с ружьем» (и пушками), а Европа и (позже) Северная Америка – тем, что сейчас мы называем Западом.
А на Востоке все эти столетия сохранялось сложившееся, ставшее традиционным общественное устройство. Освященные религией отношения полов, отношения собственности, государственности и т.п. казались естественными и вечными. Европейцы, как колониальные власти («Бремя белого человека»), поддерживали традиционное устройство – оно обеспечивало стабильность управления.
Но прогресс науки и технологии, изменения в экономике Запада подорвали колониальную систему. И колониализм рухнул. Соответственно, на смену «Бремени белого человека» пришла идеология «Прав человека», которая современникам, как всегда, представляется и естественной и вечной.
И вот тогда на Восток, взламывая сложившиеся веками устои и традиции общества, обрушились западные технологии и разнообразная «помощь». Сразу и резко повысилась доступность медицины, продовольствия и других жизненных благ. Резко снизилась детская смертность и «вдруг» появилось непропорционально большое множество детей и молодежи. Доступность питания обеспечила увеличение свободного времени и, вместе с доступностью электронных СМИ, резко повысилась поверхностная информированность, «нахватка», заменявшая серьезное образование. Общество уже не успевает справляться с традиционным воспитанием «вдруг» возникшего нового множества своих членов, их «перевариванием» и социализацией. Не успевает не только приобщать к общественно полезному труду, но и создавать для них «рабочие места». Т.е. саму возможность такого труда. А за первой волной хоть как-то социализованных и образованных, родятся и родятся следующие, все более многочисленные, все менее пригодные и все менее, честно говоря, нужные обществу.
Так в странах «третьего мира» на волне демографического и информационного взрывов, из-за привнесенного извне облегчения условий жизни, возник новый значимый слой общества. Тоже, в сущности, отошедший от традиций тех слоев исламского общества, откуда вышел. И тоже в сторону крайнего радикализма. Но уже в совсем других условиях, чем в Европе и даже России. Социологи и демографы еще долго будут, думаю, заниматься этим.

В России, вслед за Достоевским, всегда подчеркивали «великое мировое загадочное предназначение» России. Особые свойства русской христианской души. В том числе способность, как писал Куприн, «так великодушно, так скромно, так бескорыстно и искренне бросить свою жизнь псу под хвост во имя призрачной идеи о счастье будущего человечества».
Еще сильнее такое мировоззрение на Востоке. Неизмеримо больше роль духовенства и его возможность «вбрасывать» в новый слой общества очередные Новые Великие (и очень простые, к тому же) Цели. Больше вера в «великое мировое предназначение». Уже не загадочное, а совершенно ясное – нести миру ислам. Да еще при многоженстве. Дело не в томных усладах гарема, а в том, что количество мальчиков и девочек примерно одинаково и, если у кого-то четыре жены, дом, дети, хозяйство, то у троих – ничего этого нет. И не будет. А есть и будет (и много веков было) ясное понимание, что добиться хоть чего-то в жизни, можно (и нужно) только грабежом, разбоем и войной, когда все средства хороши, и жизнь – ни чужую, ни свою – не жаль.
Вот этот вновь возникший мощный и бурно расширяющийся, явно пассионарный общественный слой и стал питательной средой нового террора.

Но «питательная среда» – еще не террор. Прошли времена, когда десяток исполнителей якобы известной им народной воли могли взрывом убить главу огромной империи. Сегодня для террора нужна слаженная работа многих профессиональных структур, большие денежные средства.
И средства нашлись.

Новое глобальное оружие

Стремление к господству, желательно, к мировому (в известной или, хотя бы, значимой части мира) было основой войн задолго до ислама. Александр Македонский понятия не имел об исламе, Карл Великий, христианнейшие монархи, Наполеон и даже Гитлер со Сталиным, стремясь к мировому господству, отнюдь не были исламистами. Каждый из них имел свою идеологию. Ислам, как известно, в свое время появился специально для военно-политического объединения племен в конкретных завоевательных целях. Его наскоро склеили из более-менее произвольно надерганных и «приспособленных» фрагментов двух наиболее распространенных на Востоке религий. При этом ислам, как мы знаем, предусматривал полное отсутствие моральных и этических ограничений по отношению к «неверным», безусловную нетерпимость к любым верованиям и идеологиям кроме ислама и безусловное повиновение в системе власти ислама.
Завоевательная деятельность исламистов оказалась весьма успешной, и ислам широко распространился на Востоке.
Когда же, впоследствии, подавляющее превосходство Запада в вооружениях лишило исламский Восток каких бы то ни было иллюзий и надежд на мировые победы, ислам, как военно-политическая идеология, во многом утратил свое значение. Использовать ислам для экспансии, по его прямому назначению, стало нереально. За века вынужденного «простоя» ислам оброс новыми толкованиями Корана, позволяющими смягчать даже самые агрессивные его части, как бы «использовать в мирных целях». И, во всяком случае, представлять его таким западной, да и своей общественности.

И вот совсем недавно, когда на Востоке возник и стал лавинообразно разбухать новый пассионарный общественный слой – все изменилось.
Сначала эта новая молодежь хлынула на Запад вполне мирно – просто там были несравненно лучшие условия жизни и новые возможности. Вскоре выяснилось, что их ментальность, уровень и характер образования, да и окружающая среда делает их несостоятельными в конкурентной борьбе по правилам Западного мира. А на гостеприимные берега Запада накатывались все новые и новые волны с Востока. Все менее образованные, все менее пригодные к производительной деятельности в западных, да и в любых условиях. Одновременно выяснилось, что мораль и социальные системы, наработанные тяжким трудом поколений жителей Запада для себя и своих потомков, обеспечивают приезжим возможность жить и размножаться вовсе без труда и даже лучше, чем у себя дома. Правда, все-таки, похуже, чем работающие «аборигены». И это вызывает агрессивную консолидацию общин приезжих. Консолидируются, понятно, не вокруг осознания своей ущербности и сложных путей приобщения к культуре «аборигенов», а вокруг Великой (и очень простой) Цели – нести миру ислам. И своего, естественно, превосходства над неверными. Так появились очаги напряженности в толще самого Запада. Другие очаги появились там, где, наоборот, территории с западным образом жизни, по тем или иным причинам, оказались в окружении нового пассионарного общественного слоя. Несмотря на все политические, экономические и даже географические различия, например, Алжира, Замбии и ЮАР – все там развивалось примерно одинаково. Один Израиль устоял. И вокруг Израиля сейчас уже не очаг напряженности, а война.

Постепенно этот, все увеличивающийся и набирающий силу питательный слой террора, стал осознаваться и как непосредственно новый вид оружия. Со своей спецификой, отличной, например, от ядерного оружия, но имеющий столь же глобальное значение. И вот тут хлынули деньги.
Новое глобальное оружие, естественно, становится стимулом для изменения сложившегося мирового порядка. В данном случае, как можно предположить, оно стимулирует реванш Востока в его противостоянии с Западом. Возможно – в форме борьбы и взаимодействия тех или иных транснациональных организаций.
А разнообразные арафаты, бин ладены, включая абу мазенов и т.п. – это посредники и менеджеры в сфере закупок этого оружия, его совершенствования, испытаний, информационного и технического поддержания в рабочем состоянии. В связи с этим, как мне кажется, неправомерно говорить о коррумпированности, например, Арафата. Это был его бизнес.

Ислам и идеология террора пришлись впору этому слою. Было явно показано превосходство высоких духовных ценностей исполнителей терактов (вплоть до готовности к самопожертвованию) над бездуховным, разнообразно растленным и трусливым западным миром чистогана. Кроме того, оказалось, что террористическая деятельность и оплачивается неплохо. «Питательный слой», бывало, становился и питающим слоем. Даже подростки, только кидая камни, могли неплохо помочь нищей своей многодетной семье.

Так ожил ислам в исходном своем виде, как военно-политическая экспансионистская идеология. Ожил не как источник, не как причина мировой напряженности, но как средство консолидации нового общественного слоя.

Основным полигоном для становления и совершенствования нового глобального оружия стал арабо-израильский конфликт. За рамки настоящей статьи выходят особенности возникновения Государства Израиля, особенности его границ и столицы, особенности его военных побед и мирных поражений. Здесь только хочу сказать, что после Войны Судного дня в1973 году и разгрома напавших государств Израиль не вел больше никаких войн, ни с каким государством. Но против Израиля – и как государства, и как народа – ведется война. Кто же ее ведет?

Мы привычно воспринимаем возникшую в результате «Осло» некую «автономию» (в составе чего?), как что-то вроде государства, населенного палестинским народом, имеющим армию, правительство, возглавляемого законно избранным председателем автономии и т.д. А ведь ничего этого нет. Даже народа такого нет и не было.
А есть разрозненные и часто враждующие между собой вооруженные группы разбухшего и все разбухающего нового общественного слоя. Его, повторяю, составляют люди, не имеющие ни трудовых навыков, ни трудовых возможностей, ни (теперь уже) и потребности в производительном труде. А многие и не имеющие семьи. Те, для кого, как мы уже говорили, все средства хороши и жизнь стоит недорого. Группы этого общественного слоя все увереннее начинают жить за счет бандитизма и рэкета трудящегося населения на действительно оккупированных ими территориях, за счет незаконной торговли (наркотиками, оружием и чем придется) и, главное, за счет продажи своих услуг в области любой насильственной деятельности и, в особенности, в области террора. И пока на Западе толковали о страданиях оккупированного палестинского народа, здесь переходили от камней и ножей к взрывчатке и автоматам. Затем постепенно нащупалось наиболее адекватное новому оружию острие – убийца-смертник. И довольно долго экспериментально отрабатывалось на Израиле. Потом пошли дальше.

После 11-го сентября и Лондонского метро Запад начал, пусть еще не понимать что-то, но хоть догадываться. Сегодняшние битвы во Франции еще пытаются приписать «подросткам-хулиганам из бедных кварталов». Но «Первая интифада» начиналась точно так же. Даже предлог-детонатор, с которого началось, очень похож. В городах Франции нет столько камней для кидания, как на Земле Израиля, но в избытке автомашин для поджога. А стреляют всюду одинаково.

По мере расследования уже не остается никаких сомнений - а у многих их и не было изначально - что последний теракт в Санкт-Петербурге - дело рук террористов, вдохновляющихся в своей войне против современности одной из мировых религий - исламом. Для краткости таковых называют сегодня исламскими террористами.

Правда, этот не вполне безупречный термин вызывает острую аллергию в некоторых, прежде всего, в мусульманских кругах, доказывающих, что ислам - это религия мира и добра, что вообще нельзя ассоциировать терроризм с той или иной религией или национальностью, так как преступники это преступники, и ничто больше. Конечно, на эту злободневную проблему современности можно посмотреть и под этим углом зрения. Многие мусульмане, либералы и левые так часто и делают. Кто искренне, а кто совершенно не искренне.

Зато остальные, видя теснейшую связь современного политического ислама и терроризма, отвергают заводящую в тупик такого рода "политкорректность". Тем более, что сами террористы постоянно ссылаются, совершая свои преступления, на Аллаха, и клянутся в верности своей религии, воспринимая окружающий мир через призму джихада. Да и специалисты и эксперты из числа критиков исламского терроризма в споре с настаивающими на миролюбии ислама оппонентами могут доказать со ссылками на тот же Коран и конкретные совершенные исламистами теракты по всему миру, что ислам это, напротив, религия войны.

Поэтому термин "исламский терроризм", увы, все же имеет право на существование. Смычка ислама и терроризма это факт, не зависящий от наших субъективных желаний. Признаем мы его или нет, он существует. Мы не будем вести войну цитат, подтверждающих или опровергающих это. Хотя бы просто потому, что в Коране есть все, также как и в Библии, любому деянию всегда можно найти оправдание. В Священной Книге христиан (Евангелие от Матфея), например, даже говорится, что Христос принес в мир "не мир, но меч", и она тоже вдохновляла в свое время участников Крестовых походов. Мы же не отрицаем, что помимо небесной мотивации ими владели и чисто земные страсти, что нередко крестоносцами совершались и преступления?

Не все мусульмане террористы, но все террористы мусульмане?

Существует модная поговорка - "Не все мусульмане террористы, но все террористы мусульмане". Она претендует на истинность, но ею не обладает. Террористы бывают разные. Иногда террористов вдохновляет идеология, иногда - этнос, иногда - религия. Иногда это смесь и того, и другого. Это всегда оружие слабых. Как правило, их цель - не победить непосредственно, а запугать врага, заставить его бояться, испытывать страх, посеять панику и дискредитировать власть, создать предпосылки для ее захвата.

Шри-Ланка. 1 января 1991 г. Вооруженный конфликт в Шри-Ланке. Разминирование саперами ланкийской армии укрепленных позиций экстремистов группировки Тигров освобождения Тамил Илама (ТОТИ) около практически полностью покинутого мирным населением города Талайманар на северной оконечности острова. Латышев Л./Фотохроника ТАСС

Квази-государства "Тигров освобождения на северо-востоке Шри-Ланки, просуществовавшее почти 20 лет, и трещащее по швам ИГИЛ (запрещено в России) в Сирии и Ираке - это исключения. Терроризм также - это всегда финансы, так как без денег, увы, никто в этом мире ничего не добьется. Очень часто террористы получают финансирование от других стран, которые используют их в своих целях против своих соперников. Иногда сами террористы облагают добровольно-принудительными "налогами" соплеменников или самофинансируются путем преступной деятельности, в последнее время прежде всего путем производства и продажи наркотиков…

Какие бывают террористы?

Идеологические террористы, процветающие при диком капитализме и в условиях вопиющей социальной несправедливости, представлены сегодня в основном в Латинской Америке и в Азии. Наиболее наглядным примером можно считать контролирующую почти половину территории Колумбии леворадикальную повстанческую группировку Революционные вооружённые силы Колумбии - Армия народа (РВСК-АН). Она вдохновляется идеями Маркса, Ленина и Боливара, борется "за социалистическое общество" и "восстановление справедливости". Религия не играет большой роли в этом проекте, если не считать, конечно, коммунизм религией. Однако многие рядовые члены, номинальные католики, могли бы сказать вслед за бывшим президентом Венесуэлы Уго Чавесом: "Для меня Рождество - это Христос. Христос - бунтарь, Христос - революционер, Христос - социалист".

Очень похожее типологически на Колумбию явление наблюдается в … Индии, в большинстве штатов которой, особенно в восточных и южных районах страны, действуют маоистские повстанческие группировки наксалитов. Возникшие нередко на племенной основе для защиты местного населения от эксплуататорского произвола капиталистов и жестокости полиции, они создали огромный "красный пояс", в котором стали реальной властью. Индийские власти считают наксалитов, выступающих под красным флагом с серпом и молотом и являющихся своеобразными "робин гудами" для местного населения, главной угрозой национальной безопасности. Поэтому во многих местах в Индии лучше летать на самолетах, чем ездить на поездах или передвигаться по дорогам.

Наиболее наглядным примером терроризма на этнической почве, в основе которого также лежат обычно социально-экономические претензии к существующему порядку, можно считать разгромленных при участии ведущих стран мира ланкийскими вооруженными силами тамильских "тигров" в Шри-Ланке или многочисленные курдские группировки. Естественно, террористами они себя не считали и не считают, предпочитая термин "национально-освободительное движение". Но при том, что их претензии зачастую справедливы, методы достижения целей остаются террористическими.

Курды, не отличаясь в религиозном отношении от турок, сирийцев, иракцев и иранцев, активно действуют в трех из этих стран, распыляя свои усилия и демонстрируя, при всех своих сильных сторонах и природной воинственности, устойчивую неспособность создать свое собственное государство, чему, конечно, мешают и соседи, не желая расставаться с частью своей территории. А вот у ланкийских тамилов это де-факто получилось. ТОТИ, исповедовавшая тамильский национализм и социализм, до сих пор остается "образцовой" террористической организацией. У этой группировки была эффективная администрация, все виды вооруженных сил - вплоть до военной авиации и флота, она занималась образованием, пропагандой, работой с тамильской диаспорой. Все самое убийственное террористическое ноу-хау, которые используют сегодня террористы по всему миру, пошло от тамильских "тигров", прежде всего, обвешанные взрывчаткой смертники, в роли которых нередко выступали женщины. Одна из них взорвала на предвыборном митинге готовившегося вернуться к власти в Индии Раджива Ганди. Никто до сих пор не может сравниться с "тиграми" по числу уничтоженных в той или иной стране видных политических деятелей и военачальников. У каждого тамильского боевика в Шри-Ланке, будь он номинально индуистом или христианином, это не имело значения, была ампула с цианистым калием. Живыми в плен "сингальской армии" они попадали поэтому очень редко - в этой решимости умереть они до сих превосходят всех остальных террористов.

Почему исламские террористы - особенные?

Однако эти виды терроризма являются проблемой только внутри отдельных стран. Террористы, апеллирующие прежде всего к идеологии или этносу, не являются сегодня глобальной проблемой.

Так было поначалу и с терроризмом, который теперь называют исламским. Появление на Ближнем Востоке в 1948 году государства Израиль, выигравшего все войны со своими арабскими соседями, ущемление прав палестинского населения в еврейском государстве закономерно привело к всплеску террористической деятельности и появлению палестинских террористических группировок. При поддержке - финансами и оружием - внешних сил их число множилось, и они становились все более радикальными, развернув борьбу с Израилем и израильтянами не только в регионе, но и по всему миру, будь то Мюнхен, Париж или Энтеббе. Но все же в целом это была борьба между израильтянами, которым помогали их союзники, и палестинцами, которым помогали другие арабы и другие союзники.

В результате серии терактов в Кабуле погибли более 30 человек. Фото: Rahmat Gul/AP/TASS

По-настоящему глобальным исламский терроризм стал в связи с Афганистаном. США удалось заманить в эту страну СССР, сыграв на страхах Москвы в связи с вероятным появлением поддерживаемого американцами и враждебного СССР режима в Кабуле, который мог бы дестабилизировать оттуда советскую Среднюю Азию. Вмешавшись во внутриафганские междоусобицы, посадив в Кабуле своих марионеток, СССР оказался в положении, в котором сейчас находятся США и их союзники. Даже в худшем. Против "шурави" выступали не только многочисленные афганские региональные царьки, но и все соседние с Афганистаном государства. Из них, как и из ведущих западных стран, а также Китая афганским моджахедам через прозрачные границы устремились потоки финансирования и оружия, потянулись добровольцы. Создалась гремучая смесь из ислама, в покушении на которой обвиняли СССР, стремившийся превратить Афганистан в более современное государство и развивать его экономику в интересах самих афганцев, и терроризма. Этот коктейль после того, как СССР был вынужден уйти из Афганистана, распространился оттуда по всему исламскому миру. Новым врагом этого политизированного, замешанного на терроризме ислама оказались - помимо России - бывшие спонсоры этого проекта. А именно США и другие западные страны, а также светские или не слишком радикально настроенные арабские режимы. Государства, где имеется мусульманское население, вроде Китая.

Так и появилась эта глобальная угроза - исламский терроризм, который вызывает сегодня такую озабоченность во всем мире. Виноваты в этом практически все - США, СССР, Израиль, Китай, другие страны, пытавшиеся реализовывать свои цели, сделав ставку на "оружие слабых" или войну чужими руками. Но виноваты в этом не только внешние игроки и иностранные провокаторы. Мусульмане должны обратить внимание и на самих себя. Все ли они сами делают так, как надо? Не коренятся ли и в них самих проблемы, в которых они обвиняют других? Например, как можно обеспечить мусульманам в любой стране достойный уровень жизни при уровне рождаемости, как в секторе Газа или Пакистане с Афганистаном? Его не потянет ни одна экономика в мире! И виноваты в этом не немцы, не американцы, не русские и даже не глобальная экономика.

Наши выводы

Все признают, что ислам обладает мощным мобилизационным потенциалом. Это самая молодая и поэтому самая требовательная, самая прозелитическая из всех мировых религий. И когда она соединяется с обкатанной в течение последних десятилетий террористической инфраструктурой, массовым недовольством социально-экономическими условиями, коррупцией в различных странах, естественной слабостью их экономической базы, мы получаем то, что имеем. Создать рай на земле вряд ли получится. Тем не менее мусульмане все чаще начинают ненавидеть тех, кто им якобы мешает достойно жить. И они мечтают поскорее попасть в свой мусульманский рай, чтобы наслаждаться отсутствующими в реальной земной жизни благами и там "лицезреть Аллаха". А самым доступным для большинства нетерпеливых мусульман способом добиться этого является, увы, путь шахида. Так и появляются во все большем количестве исламские террористы: они не цепляются за жизнь, которую не ценят - и в том, что касается их самих, и других - и готовы умереть в любой момент за свою ложно понятую веру ради предполагаемого блаженства потустороннего мира.

Ранним утром 12 июля в Нальчике в перестрелке были убиты трое участников незаконных вооруженных формирований. Спецоперация началась примерно в 4.30 на окраине города, рядом с микрорайоном Предгорный, на территории садоводческого товарищества "Труженик". Обнаруженные там вооруженные люди отказались сдаваться и были убиты. Этот случай за последнее время не единственный, рассказал Радио Свобода журналист из Нальчика Олег Гусейнов :

"Несколько дней назад рядом с другим селением тоже был убит член незаконных вооруженных формирований. В другом микрорайоне города еще один был убит. Он сидел в автомобиле и, когда к нему подошли сотрудники полиции, открыл по ним огонь. Он был, как говорят силовики, "легальный пособник", то есть человек на легальном положении, помогавший членам подпольной террористической группы. Это только то, что произошло за последнее время, а вообще это длится уже давно. После событий октября 2005 года, когда террористы напали на город, на силовые структуры, на военных и когда было убито около ста нападавших, многие подумали, что все на этом и закончится.

Но, к сожалению, это оказалось не так. Ситуация стала усугубляться. Нападения участились. Кто это делает? Сложно сказать. С одной стороны, террористы, по данным правоохранительных органов, собирают дань с предпринимателей. У них есть какие-то пособники, сочувствующие, которые им помогают. А причина, по-моему, в том, что государством и обществом с 2005 года ничего не было сделано, чтобы эти процессы предупредить. Надо было с этими исламскими молодежными группами работать, общаться, заниматься ими, чтобы они не были отторжены от общества, но это не было сделано. Их отторгали, им все запрещали, изначально считая, что они какие-то противники нашего общества.

Хотя там не все было так просто. С другой стороны, конечно, там были те, у кого были планы создания каких-то террористических групп. Но тогда эту молодежь возглавляли люди, с которыми, по крайней мере, можно было вести переговоры, общаться, это были люди образованные в значительной степени. Они все были на легальном положении. Не было ни одного уголовного дела по экстремизму. Были, конечно, всякие моменты, когда их забирали в милицию, пытались каким-то образом трамбовать, спрашивая – а почему ты ходишь в мечеть? Это тоже было.

А сейчас подпольщики – это, в основном, молодые люди, у которых нет ни моральных, ни каких-то иных тормозов и преград. Я не знаю, как они действуют. Можно только понять, что они считают: силовики – их враги. Это очень молодые люди, которые ничего не знают, кроме того, что там есть какой-то враг, и если ты его убьешь, то будешь молодец. Все. Вся их идеология только в этом. Она далека от ислама, от религии и вообще от всего. Их убивают, появляются новые. Как это остановить? Я не знаю, и никто не знает. Это очень сложный вопрос.

Стремительное развитие современной цивилизации повлекло за собой обострение множества глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира, среди которых ведущее место занимает международный терроризм.

Терроризм как политическое явление уходит своими корнями в глубокое прошлое. По своему происхождению латинский термин \"терроро\" означает \"страх, ужас\". Он был введен в политический лексикон Франции жирондистами и якобинцами, объединившимися для подготовки народного восстания и свержения \"с помощью устрашения и приведения в ужас\" кабинета министров при короле Людовике XVI.

Однако терроризм как явление появился задолго до получения своего названия.

Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка - секта сикариев -действовала в Палестине в 66 - 73 гг. нашей эры.
В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чье название и доныне считается синонимом коварного убийства, основал Хасан аль-Саббах, которого историки считают основоположником идеологии терроризма. Его называли гением зла. Он основал не только идеологию терроризма, но и создал прототип государства новой формации - террористическое государство, в котором существовала четкая иерархия подчинения и не было единых границ, четко очерченной территории. Владения аль-Саббаха состояли из отдельных замков-крепостей. Территорию его государства нельзя было захватить, завоевать или покорить. Его сторонники кочевали из крепости в крепость.

Тайные общества древних террористов были также известны на Дальнем Востоке, в Индии.

Весьма воинственными были они в Китае. Их члены занимались традиционным вымогательством, а профессиональные киллеры, которых тоже было немало, служили всякому, кто платил.

Мощный толчок распространению терроризма дала Великая Французская революция. Здесь впервые в своей истории человечество столкнулось с политическим террором.

Начиная со второй половины XIX века террористические акции в Европе приняли систематический характер, однако они не были столь глобальны, как в конце XX века.
Особый вопрос - развитие террористического движения в России. Среди многочисленных террористических организаций выделяется \"Народная воля\". Всего за три года своего существования народовольцы совершили немало терактов. В этом ряду убийство генерал-губернатора Петербурга, шефа Третьего отделения генерала Мезенцева, царя Александра II. В рядах террористов были Вера Засулич. Степан Халтурин. Софья Перовская и другие. Идеи народовольцев вдохновляли не одно поколение террористов как в России, так и за рубежом.

Преемниками террористических идей и традиций народовольцев стали эсеры. Практически все убийства в России первого десятилетия XX века с 1901 по 1911 г. совершили террористы-эсеры. Среди исполнителей были Степан Балма-шев, Григорий Гершуни, Евгений Шуман и другие. А всего за эти годы проведено 263 террористических акта. Объектами нападения террористов стали 2 министра, 33 генерал-губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, начальников окружных отделений, полицмейстеров, прокуроров, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников, 8 присяжных поверенных.

В июне 1918 года эсер Сергеев убил комиссара по делам печати, пропаганды и агитации Володарского, в июле эсер Блюмкин стрелял в посла Германии в России графа Вильгельма Мирбаха, в августе от руки эсера Каннегисера погиб председатель Петроградской ВЧК Моисей Урицкий. В тот же день эсерка Фанни Каплан стреляла в Ленина. В ответ на это в сентябре 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о красном терроре как чрезвычайной мере защиты молодого советского государства.

Западная и восточная цивилизации тоже не отставали в этом плане от России. В Америке террористами были убиты президенты США Мак-Кинли и Гарфилд. Предприняты покушения на Бисмарка, гермайского кайзера. В 1894 г. был убит президент Франции Карно, в 1987 г. премьер-министр Испании Кановас, в 1898 г. австро-венгерская императрица Елизавета, в 1900-м король Италии Умберто.

В XX веке, до Первой мировой войны, терроризм рассматривался исключительно как признак левого движения, хотя ни ирландские, ни македонские борцы за независимость, ни армянские, ни бенгальские террористы не имели никакого отношения к социализму.

После Первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, например хорватские усташи получали помощь от Италии и Венгрии. Терроризм культивировался и на периферии многочисленных фашистских движений. Примером тому служила румынская \"Железная гвардия\".

В 30-40-е годы XX века терроризм взяли на вооружение экстремистские организации правого толка: \"Мусульманское братство\" и \"Молодой Египет\".
Даже в Индии с ее традиционным отрицанием насилия неожиданную популярность получила террористическая группировка \"Бхагат Сингх\".

После Второй мировой войны действия террористов ушли как бы на второй план. Их вытеснили так называемые конфликты малой интенсивности - война в Корее, во Вьетнаме. Террористические группы стали теперь частью партизанского движения или армейских подразделений. Так было с еврейскими террористическими группами, которые с началом гражданской войны в Палестине и вторжением арабских войск вошли в состав израильской армии.

Однако уже в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века произошла резкая активизация террористического движения. Эти годы - особый рубеж в истории терроризма.
Символично, что наиболее громкие террористические акты происходят именно в моменты наивысшего единения человечества, в частности, во время проведения Олимпийских игр. Старт террористическому разгулу дал Мюнхен, в котором состоялись Олимпийские игры 1972 г. 5 сентября 1972 г. боевики террористической группировки \"Черный сентябрь\" захватили в заложники спортсменов Израиля. При штурме погибли и спортсмены, и террористы, и немецкие полицейские.

В последнее тридцатилетие терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Он прибегает к различным видам насильственных актов. Взрывы в публичных местах, поездах, вокзалах, ресторанах, во время празднеств. Особенно популярным стало использование автомашин, начиненных взрывчаткой. Всем нам памятны страшные взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске...

Участились похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров, а также убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический, информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель - не получение денежного выкупа или освобождения из тюрем арестованных боевиков. Она гораздо масштабнее и грандиознее - поставить на колени целые народы и государства.

История показывает, что все главные террористические события современности укладываются в последнее десятилетие XX века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться в интернациональные \"бригады\", ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества, изобретают и приводят в действие невиданные террористические \"ноу-хау\".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!