Женский журнал Ladyblue

Конспект НОД «Овощи и фрукты – очень нам полезны. Игры для детей “Овощи, фрукты, ягоды”

Отгадайте загадки

Для начинки пирога

Подойдет нам курага.

А какой сушеный плод

Курагой народ зовет? (Абрикос.)

Что за фрукт — Похож на шишку?

Любят его девчонки

И мальчишки.

Шишка яркая, большая,

Стол на праздник украшает. (Ананас.)

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похож.

А под кожей — дольки,

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Все по долечке съедим. (Апельсин.)

Плод душистый, мягкий, сладкий,

Чуть изогнутый на вид,

Желтой кожурой покрыт,

Лакомство для обезьян,

Мы зовем его... (банан).

Этот круглый плод большой

С жесткой красной кожурой,

В южных странах он растет,

Сок рубиновый дает. (Гранат.)

Как и кислый фрукт лимон,

Тоже цитрусовый он. (Грейпфрут.)

Этот плод продолговатый,

Витаминами богатый,

Его варят, его сушат,

Называется он... (груша).

В жарких странах он растет.

Хоть снаружи он не гладкий,

Сочный он и кисло-сладкий. (Киви.)

Хоть и очень кислый он,

В чай положим мы... (лимон).

Апельсина брат родной

С золотистой кожурой.

Дольки с тонкой оболочкой,

Только меньше он росточком. (Мандарин.)

Золотые, наливные

На ветвях они висят,

Они старых молодят. (Яблоки.)

Найдите лишнее слово, объясните свой выбор

Яблоко, помидор , груша, слива.

Баклажан, перец, лук, груша.

Калина, малина, крыжовник, апельсин.

Мандарин, апельсин, лимон, слива.

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее яблоку (груше, сливе и т.д.). Объясните выбор каждого слова

Слова. Молодильное, наливное, оранжевая кожура, цитрусовое, долька, красная кожура, южное растение, курага, чернослив, лимонная кислота, гранатовый сок, изогнутые в форме полумесяца, ложный ствол, травянистое растение, оранжерея, антоновка, Яблочный Спас.

Комментарий для взрослых . После игры для развития памяти и речи можно предложить детям следующее задание: «Вспомните, какие слова, подходящие к слову "яблоко" ("груша", "слива" и т.д.), вы слышали».

Составьте рассказ-описание с опорой на план

1. Как называется этот представитель фруктов?

2. Как он выглядит?

3. Как выглядит дерево, на котором растут эти фрукты?

4. Какие полезные вещества содержатся в этих фруктах?

5. Какие блюда можно приготовить из этих фруктов?

6. Что еще вы знаете об этих фруктах?

Послушайте пословицы и поговорки. Как вы думаете, что они означают

Цветы для радости, а сады для сладости.

Был бы сад, а соловушки прилетят.

Красна весна цветами, а осень плодами.

Каков уход, таков и плод.

Кто не ленится, тот садом гордится.

Весной час упустишь, годом не наверстаешь.

Была бы водица, а фрукт народится.

Ответьте на вопросы

Какие плоды называют фруктами?

Какое дерево называют «золотым»? Почему?

Почему в сказках яблоки называют «молодильными»?

Какие помощники из мира растений и животных есть у садовода?

Кто опыляет плодовые сады?

Почему весной садоводы опрыскивают деревья медовым раствором?

Какие растения выделяют фитонциды и прогоняют из сада вредителей?

Зачем белят стволы плодовых деревьев?

Какие блюда готовят из слив, вишен, яблок, груш?

Какие фрукты относятся к роду цитрусовых?

Чем полезны фрукты?

Чем похожи и чем отличаются яблоко и груша?

Чем похожи и чем отличаются плоды апельсина и мандарина?

Где растут яблоки, а где бананы?

Чем похожи мандарин и лимон?

Чем похожи и чем отличаются слива и абрикос?

Чем похожи и чем отличаются черешня и вишня?

Чем похожи и чем отличаются гранаты и лимоны?

Где растут яблоки и гранаты?

по теме: «Овощи и фрукты»

Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;

Закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;

Расширить знания детей о картофеле и капусте;

Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;

Активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей;

Воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».

Отгадывание загадок.

Материалы к занятию .

Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты

Корзина для овощей, ваза для фруктов;

Жетоны (в форме фруктов и овощей);

Карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;

Ход занятия.

Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.

Что у вас получилось?

Как одним словом можно назвать эти картинки? овощи а у вас фрукты)

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах)

Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:

1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.

2. Друг другу не подсказываем и перебиваем.

3. За правильный ответ команда получаете очко. Овощи получат – овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.

В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.

1 Задание. Отгадай загадку.

Загадка для команды овощей

1. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

А теперь для фруктов:

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – иди ищи.

Овощи 3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Фрукты 4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Овощи ваша загадка

5. Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь сладко.

Фрукты, внимание, загадка для вас

6. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

2. Задание. Кто больше назовет овощей.

Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.

Начинает команда Овощей.

3 . Задание. Кто больше назовет фруктов.

Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово – побеждает.

Первой начинает команда Фруктов.

4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

- Команда «Фрукты»:

«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)

А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

А еще у картофеля есть опасный враг – короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.

Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)

Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, варенники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».

Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.

А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов)

Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.

Варенье из яблок – яблочное варенье

Из слив – сливовое варенье

Из персиков – персиковое варенье

Из абрикосов– абрикосовое варенье

Из вишни – вишневое варенье

Из груш - грушевое варенье

Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.

Физкультминутка.

А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания)

Выдергали всю морковку, (наклоны)

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

Продолжаем нашу игру.

5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:

Это стихотворение для команды «Овощи».

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?

Стихотворение для команды «Фрукты»

Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Из чего хозяйка готовила суп?

5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.

Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка

Маленькая (что?) – редиска, морковка

Круглый (что?) – помидор, персик, горошек

Синяя – слива

Зеленый – огурец, помидор, кабачок

Сладкая – груша, морковка, слива.

Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.

6. задание. Игра «Доскажи словечко».

Слушает и отвечает команда «Овощи».

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)

«Фрукты»

И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)

Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)

«Фрукты»

Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …

«Фрукты»

Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.

Ор-ор-ор сорвали красный …помидор

Ец-ец-ец съели вкусный …огурец

Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан

Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.

7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

1.Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:

- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»

- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят...»

3.В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька

«Крошечка - хаврошечка» - яблонька

Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)

Вот и закончилась наша игра-соревнование.

Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала 14 очков, а команда «Фрукты», посчитаем….14 очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.

А какие задания оказались для вас самыми интересными?

Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?

На этом занятие законченно.

Сборник игр

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты : мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я - дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты:
картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание:

Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Подвижная игра «Овощи - фрукты»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты : предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три - предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1 : взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле - тянут руки вверх, если под землёй - приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2 : взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко - яблочный сок».

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде

Вот вам морковка
Красная головка,

Хвостик зелёный.

Вот вам репка

И огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты
Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

Вот горошек сладкий,

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил наш огород!

***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
В. Волина

Чудо-огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры , огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель , и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".


Буду делать я салат…

Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы , порей, шпинат,
Помидоры и редиску.

Мелко порублю укроп ,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.

Овощная считалка

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон

Стала тыква нас просить:

Жарко!Дайте нам попит!

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы ,

Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья!

Словно в заячьей столовой

На полянке- пень сосновый,

На пеньке стоит обед

И чего там только нет

И капуста картошка ,

Горка свежего горошка.

И петрушечки немножко.

А зайчишкам-ребятишкам

Травка сладкая горой,

По морковочки одной.

Ведь морковка с грядки

Слаще шоколадки!

В огороде много гряд
Есть и репа , и салат .

Тут и свекла , и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год!

***
Летом огород- что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,

И яблоки груши .

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем

«Спасибо,осень!» скажем.

Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива ,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.

Ваза с фруктами

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимон , апельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Н. Нищева

Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови , огурцов .
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

А. Максаков

Что растет на нашей грядке

Огурцы , горошек с ладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат,

Наша грядка - просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи : развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры : взрослый читает, а дети добавляют слова.

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

Солнышко светило чтоб, ярче зеленел … (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «Большой - маленький»

Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец - огурчик, помидор - помидорчик...

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными

Морковь (какая?) - оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) - красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) - овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:

Огурец - огурцы, яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан - .... и т.д.

Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку»

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

Дидактическая игра «Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);

Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);

Лимон желтый, а яблоко………(красное).

Дидактическая игра «Отгадай по описанию»

Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук)

Тема: «Фрукты.Сад»

1. Назови фрукты, которые ты знаешь. (не менее 4 - 5). Расскажи, где они растут. (Фрукты растут в саду, на деревьях). Расскажи, что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить варенье, фруктовый сок, джем, повидло, компот)

2. Отгадай загадку:
Само с кулачок,
Красный бочок,
Тронешь пальчиком - гладко,
А откусишь - сладко.
(Яблоко)
* подбери определения: (4 - 5) яблоко какое? - красное, ……….

3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: лимон, апельсин, банан, яблоко, слива. (Например: 1 слива, 2 сливы, 3 сливы, 4 сливы, 5 слив)

4. Назови фрукты «ласково»: яблоко, лимон, апельсин, банан, мандарин, вишня. (Например: яблоко - яблочко, вишня - вишенка, банан - бананчик)

5. Какое варенье получилось? Какой сок получился?
- Варенье из персиков - это персиковое варенье
- варенье из яблок - это …………………………
- Варенье из вишен - …………………………….
- Варенье из слив - ………………………………
- Сок из яблок - это яблочный сок.
- Сок из лимона - ………………………………..
- Сок из винограда - ……………………………..
- Сок из апельсина - ……………………………..

6. Найти и вырезать картинки с изображением фруктов. Вклеить их в тетрадь. Рассказать о любом фрукте используя план. (Смотри план рассказа про овощ. Тема «Овощи. Огород.»



Тема: «Фрукты. Труд людей в садах»

1. Вспомни и назови фрукты, которые ты знаешь. (не меньше 6 названий). Назови фрукты которые ты знаешь в ед. и множественном числе. (Яблоко - яблоки). Назови свои фрукты ласково. (Яблоко - яблочко). Вспомни где они растут.

2. Вспомни и расскажи, какие бывают фрукты. (Подобрать определения (не меньше 4 определений для каждого фрукта)). ЯБЛОКО, ПЕРСИК,АБРИКОС. Раздели эти слова на слоги.

3. Скажи по образцу:
. Персик большой, а яблоко еще больше.
. Абрикос маленький, а слива ……………
. Груша сладкая, а банан ……………
. Мандарин сочный, а апельсин ……………
. Абрикос мягкий, а слива …………….

4. Измени слова по образцу:
. Сажают - сажал - сажала
. Копают -
. Поливают -
. Собирают -

5. Что приготовили?
. Сок из яблок - яблочный сок
. Пюре их бананов -
. Компот из персиков -
. Варенье из абрикосов -

6. Посчитай фрукты до 8, правильно согласовывая слова: 1 зеленое яблоко, 1 сочный апельсин, 1 кислый лимон.

7. Подготовь рассказ о своем любимом фрукте по плану: Рассказ должен быть связным. Предложения полными.
. Как твой любимый фрукт называется?
. Где он растет?
. Какого он цвета, формы?
. Какой он на вкус?
. Что из него можно приготовить?

Закончилось лето, наступила осень. А вместе с ней мы возобновили наши тематические занятия с сыном. Летом уделяли больше внимания подвижным играм: бегали, прыгали, просто гуляли.

1. Вспоминаем, как летом были у бабушки. Говорим об огороде, что на нем растет, о саде. Обобщаем понятия овощи и фрукты.

2. Подвижные игры.

Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

Эта игра учит быстро переключать внимание. Называете фрукт – малыш идет на корточках, называете овощ – ходим на носочках и тянем руки к солнцу.

3. Пальчиковые игры.

Мы капусту рубим, рубим
(ручками показываем, как мы рубим капусту).
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку).
Мы капусту солим, солим
(пальчики щепоткой - солим).
Мы капусту мнем, мнем (ручками «мнем» капусту).

4. Артикуляционная гимнастика.

Поиграйте с ребенком в сад. Скажите, что вы попали в яблоневый сад.
На носочки я встаю, яблочко я достаю.
С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.

Поднимаемся на носочки, тянемся и рвем яблоки. Теперь ешьте их, кормите кукол, маму. После еды приводим себя в порядок, делаем такие упражнения: «Оближем верхнюю губку», «Почистим зубки» — рот открыт, кончиком языка провести по нижним зубам с внутренней стороны.

5. Игра «Что в мешочке?»

В мешочек складываем различные овощи и фрукты. Ребенок вынимает их и говорит, что это – овощ или фрукт, называет его цвет. Если есть объемные игрушки, можно отгадывать и на ощупь.

6. Игра «Суп и компот»

Возьмите две кастрюли. Скажите ребенку, что в одной мы будем варить суп, а в другой компот. Раскладываем овощи и фрукты в кастрюли. Потом мы брали ложку и все перемешивали. Варили все на игрушечной печке и угощали наших игрушек.

7. Игра «Формы»

Здесь нужно разложить картинки, ориентируясь, на какую геометрическую фигуру похож овощ или фрукт.

8. Игра «Что сначала, что потом»

Эту игру можно изготовить самим. Нарисуйте несколько карточек в порядке возрастания. Тему можно использовать любую. Например, как растет морковь на грядке (идею взяла у одной замечательной мамочки). Моему сыну нравится раскладывать яблоко по мере того, как его кушали (сначала оно было целым, потом откусили маленький кусочек и т.д.). Такие игры учат выкладывать сериационный ряд, развивают глазомер, зрительное восприятие и мышление.

9. Игры на кухне

На кухне можно тоже с пользой использовать время. Заранее вымойте все овощи и фрукты. Дайте их ребенку, предложите разложить фрукты от овощей. Просите малыша дать вам три яблока, один банан, самую большую картошку, самую маленькую. Порежьте на тарелку различные фрукты. Предложите ребенку с закрытыми глазами угадать, что это. Говорим с крохой о том, как храним овощи и фрукты – замораживаем, варим, сушим. Что из них готовим.

10. Развитие речи

  • Когда вы рассматриваете овощи и фрукты (на картинке или свежие), обращайте внимание на признаки (задавайте вопрос «какой»). Опирайтесь на форму, цвет. Например, яблоко – круглое, красное, душистое, сладкое и т.д.
  • Еще называем овощи – малютки. Помидор – помидорчик, огурец – огурчик.
  • Договариваем:

Апельсин сладкий, а лук …
Яблоко твердое, а слива …
Капуста большая, а картошка …
Чеснок горький, а персик …

  • Один – много:

Лимон – лимоны

Слива – сливы

11. Пазл «Яблоко»



14. Отгадываем загадки:

15. Игра «Что напутал художник?»

16. Что из чего выросло? Соедини линией.

17.Что за чем происходило?

18. Рассмотрите первый ряд предметов. Затем второй. Что изменилось?

19.На каких деревьях растут эти плоды?

20.Развиваем память. Расскажите о том, что мама собралась варить борщ. Она взяла продукты — показываем левую картинку. Закрываем ее, показываем правую. Спрашиваем малыша: что мама забыла?

21. Как рассадить кусты по-порядку, чтобы количество ягод на них увеличивалось?

22. Больше, меньше. Считаем сливы на одном и на другом дереве. Где слив больше, где меньше?

23. Разложи по корзинкам овощи.

24. Рассмотрите картинки и запомните овощи в тарелках. Закройте листом верхнюю часть страницы. Что лежало на каждой тарелке?

25. Найдите все яблочки, которые продает лисичка.

26. Дорисуйте фрукты по точкам, разукрасьте их.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!