Женский журнал Ladyblue

Конспект НОД «Ознакомление со свойствами стекла. "в мире стекла" Секреты стекла занятие для детей

Тема : Предметы из стекла и металла

Цель : познакомить со свойствами стекла и металла и их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом.

Ход занятия

В гости к детям приходит Кузя.

На столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором - из металла.

Ребята, посмотрите, что Кузьма приготовил нам на столике. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите, (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, почему Кузя положил одни предметы на первый поднос, а другие — на второй?

Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из металла, металлические.

Вы любите играть в прятки? И Кузя тоже очень любит играть. Хотите с Кузей поиграть? Кузя сейчас будет прятать шарик (любой предмет), а вы должны будете догадаться, где он. Смотри, Кузя, прячь хорошо!

Дети закрывают глаза.

Раз, два, три - шарик скорее найди!

Кузя прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.

Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?

Дети отвечают, что они увидели шарик.

А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство - прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. д.)

Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу.)

Ребята, Кузя опять хочет с вами поиграть. На этот раз, Кузя, постарайся спрятать шарик хорошенько.

Кузя прячет шарик в металлическую коробочку с крышкой.

Раз, два, три - шарик найди!

Дети открывают глаза и ищут шарик. Игра «Горячо - холодно». Находят в коробочке.

А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел. Металлическая коробочка непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачная».

А теперь, ребята, Кузя просит вас выбрать и взять в руки по одному предмету. И Кузя возьмет себе то, что ему понравилось.

Кузя берет стеклянный предмет и чуть было не роняет его.

Ой, Кузя, осторожно!

Ребята, что было бы, если бы Кузя уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился.) Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое.)

А металлическая коробочка тоже хрупкая? (Нет.)

Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)

Стекло - хрупкое, а металл - прочный, твердый.

Ребята, Кузя захотел попить воды и волнуется, куда же ему лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Он думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить Кузе воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть Кузя посмотрит, что будет.

Воспитатель наливает воду.

Смотри, Кузя, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством - водонепроницаемостью.

Проведем еще один эксперимент. Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянную и металлическую пластинки и опустим их в воду, что с ними произойдет? Правильно, они погрузятся в воду. А если в воду положить деревянную пластинку? (Будет плавать.) Значит, стекло и металл какие? Легкие или тяжелые? (Тяжелые.)

А теперь проведите рукой по всем стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.)

А по запаху можно различить их? (Нет.)

А по звуку? (Можно.)

Вот сейчас Кузя и поиграет с вами в интересную игру «Что звучит?»

Кузя стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку, какой предмет.

И по звуку можно определить металл и стекло.

Ребята, смотрите, а это еще кто к нам пришел?

Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряженный стеклянный бокал.

Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а бокал утверждает, что из стекла - гораздо больше. Как разрешить их спор? Кто из них прав?

Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда - за ложку, вторая - за бокал. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла или металла.

Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.

Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были правы. И стекло, и металл - очень полезны и необходимы в жизни человека.

Ребята, а вы знаете, откуда человек берет стекло и металл? И ты, Кузенька, не знаешь? Тогда послушайте интересную историю.

Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Эта гора называется вулкан. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твердыми. Пытливый и смелый человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого прочного камня можно было сделать топор лучше прежнего, сделанного из обычного камня и дерева. И иголки были крепче, и нож был тверже. Этот материал человек назвал металлом. Но не везде бывают вулканы и извергаются они не всегда. Вот и додумался человек соорудить специальную огромную печь и в ней «варить» металл.

(Воспитатель иллюстрирует свой рассказ: доменная печь, люди, работающие с металлом и т.д.)

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, люди каких профессий работают с металлом? (ответы детей)

Правильно, это сварщики, токари, кузнецы, металлурги.

И стекло, ребята, - это хорошо известный всем материал. Способ получения стекла человек придумал очень давно. Археологи во время раскопок нашли стеклянную бусинку, которой уже больше тысячи лет. Так обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляют, хотя песок и добавки непрозрачны, при расплавлении получается прозрачная паста. Из нее вытягивают листы. Эти прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы.

Ребята, люди каких профессий работают со стеклом? (ответы детей)

Правильно, стекла вставляют стекольщики. Очень интересная работа у стеклодува. Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы, графины, игрушки, различные фигурки людей и животных, цветы.

Игра «Хорошо - плохо». Дети находят новые хорошие и плохие качества металла и стекла.

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Знакомство детей со свойствами стекла»

(с использованием элементов ТРИЗ)

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.

Задачи

Образовательные:

— Познакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное;

— Сформировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала;

Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.

Развивающие:

— Развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.

Воспитательные:

— Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

Воспитывать умение выслушивать товарища.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Безопасность: Формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.

Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное, водонепроницаемое.

Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.

Материал и оборудование:

Изделия из стекла: вазочки, розеточки, салатницы, стаканы, бутылочки,

флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, мультимедийная установка.

(Дети стоят вокруг воспитателя на ковре)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас волшебный сундучок. Посмотрите, какой красивый! А в нем что-то спрятано. Как вы думаете, что там может быть? (варианты ответов)

Отгадать секрет нам поможет игра «Да- нет»

(Дети задают вопросы воспитателю о загадочном предмете, получая только два ответа да, нет)

(Дети угадывают предмет – стакан)

Воспитатель достает предмет и показывает детям. Это стакан.

Я стакан прозрачный,

Я стакан граненый.

Держите крепче меня руки,

Говорят, что я очень хрупкий.

Как вы думаете, из какого материала он сделан?

Дети: Из стекла.

Воспитатель: Верно. Этот предмет сделан из стекла. И я приглашаю всех пройти в Музей стекла.

(Дети образуют полукруг около предметов из стекла на безопасном расстоянии)

Воспитатель: Вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про музей рассказать.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов. Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.

Дети: Вазы, стаканы, кувшин и т.д.

Воспитатель: В нашем музее много разных предметов. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.

Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?

Дети: Все предметы сделаны из стекла.

Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?

Дети: Стеклянные.

Воспитатель: Да, онистеклянные.

А хотите узнать, как делают стекло?

(Презентация: дети садятся полукругом на стульчики напротив экрана)

Воспитатель: Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется — стекольный.

Ребята, ну что, понравилась вам история возникновения стекла?

Из чего «варят» стекло?

Дети: из песка, соды и золы.

Где делают стекло и стеклянную посуду?

Дети: на стекольном заводе.

Как называют человека, который создает стеклянные изделия?

Дети: стеклодув.

Каким инструментом пользуется мастер-стеклодув для выдувания стекла?

Дети: глиняной трубочкой.

Что выпускает стекольный завод?

Дети: стекло.

(воспитатель читает стихотворение)

«Какого только в мире нет стекла!

Стекольная промышленность – нам в помощь!

И разными бывают мастера,

И с ними не страшна любая полночь!

Ведь украшаем часто дом стеклом,

И даже обереги покупаем!

Разглядываем внешний мир в окно,

Его без стёкол мы не представляем»

(физкультминутка Буратино»)

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «ЛАБОРАТОРИЮ», усаживайтесь поудобнее.

(звучит спокойная музыка)

(воспитатель напоминает детям о технике безопасности в «лаборатории»)

Дети, сегодня вы будете исследователями, вы будете определять свойства стекла. Посмотрите, как много предметов у вас на столах. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

Дети: Из стекла.

Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?

Дети: Нет, не получилось.

Воспитатель : Что можно сказать о стекле? Какое оно?

Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.

Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.

Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан пуговицу. Что вы видите в стакане?

Дети: В стакане мы видим пуговицу.

Воспитатель : Какого цвета пуговица? (ответы детей)

Воспитатель: Если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?

Дети: Прозрачное.

Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?

Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.

Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?

Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.

Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)

Воспитатель: Дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?

Дети: Стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.

Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.

Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?

Дети: Стекло холодное.

Воспитатель: Возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стеклоскользкое.

Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук, что с ней произойдёт?

Дети: Игрушка разобьётся.

Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?

Дети: Нет, не надо её ронять, Она разобьется.

Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стекло бьётся. Онохрупкое.

Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки? Нам сейчас расскажет Егор:

«Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бачок.

Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут»

Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.

Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?

Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.

Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаш и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?

Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.

Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук.

А вы знаете, почему вазы «звенят»? От удара стекло начинает медленно и часто дрожать, эти колебания передаются воздуху вокруг вазы. В конце концов дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим – «Дзинь»! Когда вы будете учиться в школе, вы узнаете об этом поподробнее.

Воспитатель: Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.

Дети:

    Прозрачное

  • Холодное

  • С бугорками

    Скользкое

  • Водонепроницаемое

    Правильно, ребята, вы молодцы, хорошо запомнили свойства стекла. Зная свойства стекла, можно о стекле сказать так:

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь.

Что это? Стекло.

(дети выходят на ковер)

Воспитатель : Дети, а сейчас поиграем в игру «Хорошо – плохо»

(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)

Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие, удобные в применении и т. д.

Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки — можно пораниться.

Воспитатель:

«Трудно мир представить без стекла!

Отрасль стекольная очень важна»

Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером, надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, поговорках, некоторые из них вы дети знаете. Вставайте в круг, передавая стеклянную вазу друг другу, будем говорить пословицы и поговорки о труде:

    У работающего в руках дело огнём горит.

    Труд кормит, а лень портит.

    Не сиди, сложа руки, и не будет скуки.

    Не хвались началом, похвались концом.

    Дело мастера боится.

    Легко сломать, а трудно сделать.

    Не печь кормит, а руки.

    Не работы бойся, пусть она тебя боится.

    Делу — время, потехе час.

    Маленькое дело, лучше большого безделья.

Воспитатель: Наше занятие окончено, я вижу вам понравилось на занятии, вы были активны, молодцы.

А кто-то из вас хотел бы стать мастером- стеклодувом?

(воспитатель раздает детям мыльные пузыри)

Осторожно-пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри!

Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Мой-со сливу!

Мой — с орех!

Мой не лопнул дольше всех!

Конспект занятия на тему:

«Знакомство со стеклом». (средняя группа.)

Цель: Уточнить и расширить представления детей о стекле.

Задачи: 1. Познакомить с историей появления стекла, опытным путем определить
качества стекла: прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое.

2. Содействовать развитию познавательных процессов, развивать речь
детей, пополнять словарный запас.

3. Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на
основе полученных представлений.

Ход занятия: детям в группе сообщается, что в детский сад позвонил Незнайка и попросил помощи, но связь прервалась, и что именно хочет Незнайка, воспитатель не понял. Детям предлагается помочь Незнайке, отправится к нему в гости в Цветочный город. Воспитатель с детьми заходят в музыкальный зал.

Воспитатель : А попасть в волшебный город нам поможет волшебная палочка. Произносим
желание, закрываем глаза и считаем до трех: «Мы хотим попасть в
цветочный город».

В это время появляется Незнайка, садится за стол и с озабоченным видом перебирает предметы на столе. Дети открывают глаза.

Воспитатель: Дети, смотрите мы с вами на полянке в Цветочном городе, а вот и дом Незнайки. А вот и Незнайка сидит грустный и озабоченный. Давайте подойдем поближе, поздороваемся и узнаем, что у него случилось.

Воспитатель: Здравствуй Незнайка! Что случилось, может мы можем помочь?

Незнайка: Здравствуйте дети. Здравствуйте Людмила Анатольевна. Уж и не знаю, сможете ли вы мне помочь. Я собрался в гости Солнечный город, накупил подарков для своих друзей, сложил все в корзину, уже ехать собрался. А тут Знайка пришел, посмотрел и сказал, что у меня половина подарков стеклянных и их просто так складывать нельзя, их упаковывать надо аккуратно! А я смотрю и ничего не понимаю: какие такие стеклянные и почему их так просто нельзя в корзину сложить?

Воспитатель: Знайка прав, у тебя здесь много стеклянных предметов. Дети, скажите, что это за предметы - «стеклянные» и почему их нельзя так просто в корзину сложить? (они сделаны из стекла) Почему их нельзя просто в корзине везти? (они могут разбиться) Правильно, они хрупкие и могут разбиться. А вы знаете, из чего делают стекло, и как оно появилось впервые? Хотите узнать? Для этого нам надо отправится в далекое прошлое. Нейзнайка, а ты с нами? Давайте сядем на полянке, загадаем желание, закроем глаза и досчитаем до трех.

В это время воспитатель выставляет на полянку «костер - песок, в середине спиртовка, вокруг сода и мел». Воспитатель: Когда - то давным - давно мореплаватели причалили на незнакомый песчаный берег. Развели костер (зажигает спиртовку). Камней рядом не было, и, чтобы костер не погас, обложили его камнями соды и мела, который перевозили на своих кораблях. Усталость и ночь взяли свое и моряки уснули. А когда утром они проснулись, то увидели в песке между камнями соды и мела блестящие камушки - капельки. Так впервые люди получили стекло. Поднимите камни соды и посмотрите, что там? (Дети находят блестящие бусинки и рассматривают их).

Воспитатель: На огне вместе справились что? (песок, сода и мел). И до сих пор люди берут эти три части: песок, соду, мел, нагревают и получают стекло. Сначала стекло использовали только для окон и оно было разноцветное. Из цветных стеклышек составляли узор мозаики и вставляли в рамы. Получались красивые окна - витражи. Постепенно из стекла стали делать все больше предметов. А вы знаете стеклянные предметы? (ответы детей) А чтобы узнать какие еще есть изделия из стекла, нам надо возвратится в Цветочный город. Но сначала я хочу спросить у Незнайки: «Ты запомнил, из чего получилось стекло?» (нет) А вы дети знаете? (ответы детей) Молодцы, правильно! И так отправляемся в Цветочный город. Загадываем желание, закрываем глаза и считаем до трех.

(Воспитатель убирает костер)

Воспитатель: Вот мы вернулись в Цветочный город. Незнайка, нам нужно внимательно изучить и исследовать стекло, где это можно сделать? Незнайка: В лаборатории у Знайки, у него там много разных предметов. Воспитатель: Очень хорошо, тогда проводи нас! Дети садятся за столы, Незнайка с ними. На столах у каждого ребенка прозрачная стеклянная пластина, непрозрачная пластиковая пластина. Стаканчик стеклянный прозрачный, и пластиковый, стеклянная палочка, деревянный брусок.

Воспитатель: Возьмем в руки стеклянную пластину, посмотрите через неё, все видно? А через пластиковую? Стеклянная пластина, какая? (Прозрачная. Хоровые и индивидуальные ответы детей.) Стекло прозрачное.

Возьмите пластиковый стакан, сожмите его? Мнется? Значит он какой? (мягкий). Попробуйте сжать стеклянный стакан. Получилось? Почему? (Он твердый.) Стекло твердое. Возьмите палочку, постучите по кубику. Звенит? А теперь постучите по стаканчику. Какое стекло, как звенит? (звонко) Стекло звонкое. Почему Знайка сказал, что со стеклом надо обращаться аккуратно? (оно может разбиться) Стекло хрупкое. Ну что Незнайка, ты понял, какое стекло? Незнайка: Нет, я что- то запутался. Воспитатель: А вот дети запомнили. Подскажите Незнайке еще раз какое стекло? (прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое) Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие предметы можно сделать из стекла? (На столе: колбы, пробирки, бутылочка, банка, тарелка, лампочка, елочная игрушка, стеклянная ваза, бусы.) А вы хотите узнать, как делают стеклянные предметы? Рассказ воспитателя о последовательности изготовления стеклянных предметов, используя рисунки - схемы.

Воспитатель: А теперь мы с вами тоже будем стеклодувами. Надуваем стеклянную капельку до нужных размеров и делаем из неё, что хотим, (спросить у детей, что они будут выдувать). Воспитатель: Вот мы исследовали стекло, какое оно и легко сможем найти стеклянные предметы у Незнайки на столе. А чтобы они не разбились, их надо аккуратно упаковать каждую по отдельности во что - нибудь мягкое. Во что, например? (ответы детей) у меня есть мягкие салфетки. Выбирайте стеклянный предмет, берите салфетку и тщательно заверните его. Незнайка, куда тебе их сложить? Дети заворачивают стеклянные игрушки и аккуратно складывают Незнайке в коробочку. Незнайка благодарит детей и прощается.

Воспитатель: Нам уже пора в детский сад. Нас ждут другие дела. Загадываем желание: «Мы хотим в детский сад», закрываем глаза, считаем до трех. Открываем глаза. Вот мы в детском саду. Скажем нашим гостям «До свидания» и идем в группу.

Конспект познавательного занятия «В мире стекла»

в старшей группе

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

· Познакомить с историей появления стекла, опытным путем определить качество стекла (прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое.)

· Расширять и уточнять представление детей о свойствах стекла;

· Развивать у детей речь, воображение, внимание, наблюдательность, фантазию, обогащать словарный запас существительными и прилагательными;

· Формировать интерес к проектно-исследовательской деятельности и к основам целостного мироведения у детей через детское экспериментирование.

· Воспитывать умение работать в коллективе.

Активизация словаря : песок, сода, прочное, плотное, прозрачное, хрупкое, гладкое, бьется.

Информационно – методическое обеспечение: видео - фильм, слайды, стеклянные предметы (ваза, стакан, бокалы и т.д.), миска, пластмассовый шарик, пластмассовая бутылка, резиновый мяч, деревянный карандаш, железная ложка, дидактический игра «Разбитая ваза», различные музыкальные инструменты.

Ход занятия.

1. Организационный момент : дидактическая игра «Что из чего сделано?». (Дети располагаются на ковре)

Воспитатель : Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Что из чего сделано?». Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать, из чего они сделаны.

Воспитатель : Что это? (показывает мяч) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из резины)

Воспитатель : Значит он какой? (Резиновый)

Воспитатель : Что это? (показывает карандаш) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из дерева)

Воспитатель : Значит он какой? (деревянный)

Воспитатель : Что это? (показывает бутылку) ответы детей.

Воспитатель : А из чего она сделана? (сделана из пластмассы)

Воспитатель : Значит это какая бутылка? (пластмассовая)

Воспитатель : А это что, ребята? (показываю стакан) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из стекла)

Воспитатель : Значит стакан какой? (стеклянный)

2. Беседа о стекле.

Воспитатель : Дети, а сейчас мы с вами поговорим о признаках, сделанных из стекла, которое всем хорошо известно. А что вы представляете, когда слышите слово «стекло»? (ответы детей).

Воспитатель : Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал- стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это дело рук человека.)

Воспитатель : А хотите узнать, как из чего появилось стекло?

Воспитатель : Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей).

3. Отгадывание загадок .

Воспитатель : Ребята, а теперь отгадайте загадки:

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь. (Стекло)

Холод терпит, а палку нет. (Стекло)

Я, молча, смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех

С печальными плачу я.

Глубокое, как река

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Ребёнок - ребёнка во мне. (Зеркало)

Воспитатель : Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель : Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.

Воспитатель : Ребята, вы хотите узнать о свойствах стекла, тогда мы с вами станем исследователями и будем экспериментировать с различными предметами и узнаем много нового. Готовы? (ответы детей) Дети проходят и садятся на стулья за столы.

Воспитатель: Ребята хочу с вами поиграть в игру. Я буду прятать шарик в различные предметы, которые находятся на столе, а вы должны догадаться, куда же я спрятала шарик. (Дети закрывают глаза, шарик кладем в металлическую коробку)

Воспитатель : 1, 2, 3 – шарик скорее найди! (Дети ищут шарик)

Воспитатель : Попробую ещё раз спрятать шарик, что бы вы его точно не нашли. (Шарик кладем в стеклянную банку)

Воспитатель : Молодцы ребята! А когда вам было сложнее искать шарик? Почему? (ответы детей).

Воспитатель : Правильно, потому что стекло прозрачное. (Беру стеклянный предмет и чуть не роняю его)

Воспитатель : Ой, ребята, а что было бы, если уронить стакан на пол? (ответы детей)

Воспитатель : Предлагаю вам игру «Разбитая ваза» (набор для дидактического упражнения «Разбитая ваза»)

Воспитатель : Кто же быстрее соберёт? Мы сейчас и посмотрим.

Воспитатель : Значит, стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство? (стекло хрупкое)

Воспитатель : Вывод, значит, стекло прозрачное и хрупкое.

Воспитатель : Где используют люди свойство стекла? (ответы детей)

Воспитатель : А сейчас покажу вам, какие произведения искусства из стекла делают талантливые люди (показываю слайды).

Воспитатель : Проведём эксперимент. Опустите предмет из стекла в воду. Что с ним произойдёт? (Правильно он утонул) ответы детей

Воспитатель : А если положить деревянный предмет? (кладем в воду карандаш)

Воспитатель : Будет плавать. Значит, стекло какое? (тяжелое) А дерево какое? (легкое) ответы детей.

Воспитатель : Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь?

(гладкое, холодное, скользкое) ответы детей.

Воспитатель : А по запаху можно различить? (ответы детей)

Воспитатель : А по звуку? (ответы детей)

Воспитатель : Послушайте классическую мелодию и попробуйте отгадать на каком инструменте его играют (включаю музыку на муз.диске ответы детей.)

Воспитатель : Ребята, у стекла есть и ещё одно свойство - оно может издавать звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом).

4. Презентация. (Виды о стекольном искусстве)

Воспитатель : Дети, предлагаю вам посмотреть фильм о стекольном искусстве (показываю видео, также рассказываю о том, что на бокалах из стекла играют музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского).

5.Продуктивная деятельность (Звуки стекла)

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам, как настоящим музыкантам, исполнить мелодию собственного сочинения с помощью музыкальных инструментов и конечно же стекла. (Дети пробуют сыграть на бокалах и других музыкальных инструментах.)

6.Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, о каком материале мы говорили? Что нового вы узнали? (ответы детей) С чем познакомились? (ответы детей) Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель : Сегодня хорошо постарались. Молодцы!

Заключение

Реализация проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран иллюстрированный материал по теме «В мире стекла»: пословицы, поговорки, загадки. На занятиях в изостудии дети раскрашивали изделия из стекла. Для того чтобы закрепить знания проводились игры для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что бы способствовало накоплению информационной базы по изученной теме. Работа продолжалась в группе - мы прочитали много рассказов о стекле, о тех, кто его производит, беседовали, рассматривали (иллюстрации) авторские изделия ручной работы. Во время практической деятельности в группе дети проводили эксперименты со стеклом, выявляли его свойства. Была показана презентация «Звуки стекла». Знакомились с музыкальными инструментами из стекла и как их используют. Также сами дети играли на бокалах.

Была оформлена выставка творческих работ «В мире стекла», в которую вошли поделки и рисунки.

Мы научились определять свойства стекла (с помощью экспериментов); сопоставлять различные звучания стекла как музыкального инструмента, делать выводы.

Таким образом, работа над проектом помогла сформировать расширенные знания детей о стекле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.

Список литературы и источники информации

1. "Стекольные работы". Шепелев А.М.

2. А. Н. Ланцетти, М.Л. Нестеренко Изготовление художественного стекла. М. Высшая школа, 1972.

3. Б. Дижур Стеклянная река. М. Издательство детской литературы 1958.

4. Н. Качалов Стекло. М. Издательство АН СССР, 1959.

5. Русское прикладное искусство, M, Советская Россия, 1982

1. Энциклопедия полимеров. – М.: Советская энциклопедия, 1972.

2. Ю. П. Сергеев Выполнение художественных изделий из стекла М. Высшая школа 1984

http://www.maam.ru/

http://steklo116.ru/

http://www.euro2000.com.ua/

http://www.steklo-sv.ru/


Мустафаева Эсмира Шахидовна

Цель: Познакомить со свойством стекла.
Задачи:
Обучающая:
Формировать умения выделять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Закрепить знания о правилах пользования стеклянной посудой..
Развивающая:
Развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, умение анализировать, связную речь.
Воспитательная:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать товарища.
Воспитывать бережное отношение со стеклянными предметами.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми предметов сделанных из различных материалов;
Составление описательных рассказов.
Демонстрационный материал:
Изделия из стекла:
Тонкие и ребристые стаканы;
Розетки;
Вазочки;
Бутылочки;
Салатницы;
Разнообразные флаконы.
Письмо.
Раздаточный материал:

Бутылочка с водой;
Стаканчик;
Методические приёмы:
Игровая ситуация;
Беседа-диалог;
Эксперимент;
Продуктивная деятельность детей;
Анализ;
Подведение итогов.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама «Королева Стеклянной Страны».
(Воспитатель показывает конверт с письмом, достаёт письмо и читает его):
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам «Королева Стеклянной Страны. Жители» моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».
Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда давайте выполним задание Королевы.
Дети: «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидание».
Воспитатель: Вы назвали так много вежливых слов, что «Королева» наверняка разрешит нам попасть в её страну.
(Звучит музыка «Голубой вагон», дети строятся паровозиком и отправляются в стеклянную страну. Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой.)
Воспитатель: Давайте скажем «Раз,два,три!»
(Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы и т. д.
Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, и просит назвать их..)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что вещи похожи друг на друга, все они «родственники». Почему?
Дети: Они все сделаны из стекла.
Воспитатель: Да, правильно, они все сделаны из стекла. Стеклянных предметов очень много.
Воспитатель: Интересно почему? Давайте узнаем это.
Воспитатель: Представьте себе, что мы исследователи. И мы должны выполнить важное задание. Это помочь Королеве узнать, почему он может с вами играть только зимой.
Выполнение эксперимента
(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, на столах лежат игрушки от шоколадного яйца, прозрачные стаканы и бутылки с водой).
Воспитатель: Давайте опустим предмет – игрушку в стакан. Посмотрите, что в стакане?
Дети: В стакане лежит игрушка.
Воспитатель: Молодцы! А как вы догадались?
Дети: Потому что, стакан из стекла и он прозрачный.
Воспитатель: Где используют это свойства стекла – прозрачность?
Дети: Окна в зданиях, очки, линзы, аквариум, стёкла в машинах, часах.
Воспитатель: Стекло бывает прозрачное, а какое ещё бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.
(Дети смотрят на стол видят изделия из цветного стекла).
Воспитатель: А для чего используют изделия из цветного стекла?
Дети: Синяя лампочка, коричневый пузырёк, зелёная бутылочка, голубая ваза, чёрные солнцезащитные очки, разноцветные стеклянные фигурки.
Воспитатель: Зачем делают цветные стеклянные изделия.
Дети: Предметы из цветного стекла красивые, красочные. Их используют для украшений помещений. Для защиты глаз. (солнцезащитные очки).
Воспитатель: А ещё тёмные пузырьки делают для того, чтобы увеличить срока годности лекарств, так как солнечный свет плохо проникает через тёмное стекло и не портит лекарства.
Воспитатель: Теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка
Девочки и мальчики:
Хлоп, хлоп, хлоп,
(Дети хлопают в ладоши.)
Прыгают, как мячики:
Прыг – скок, прыг – скок.
(Прыгают.)
Весело хохочут:
Ха – ха – ха!
(Имитационные движения.)
Глазками моргают,
(Ритмично зажмуривают глазки.)
После отдыхают.
(Приседают.)
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём в руки стекло. Какое оно на ощупь?
Дети: Гладкое, холодное, скользкое, ребристое, с бугорками.
Воспитатель: А если уронить предмет из стекла, что произойдёт?
Воспитатель: Будем проводить опыт?
Дети: Нет.
Воспитатель: Опять догадались. Вот умнички. Потому что стекло хрупкое.
Воспитатель: Назовите изделие из стекла, в которое можно налить воду.
(Воспитатель предлагает налить воду в стакан,)
Воспитатель: Пропускает ли стакан воду?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит, стекло водонепроницаемое, в любую стеклянную посуду можно налить воду
Воспитатель: А если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы слышите?
Дети: Звук, звон.
Воспитатель: Правильно, мелодичный звук. Давайте попробуем
(Дети повторяют опыт.)
Фиксирование результатов
Воспитатель: Ребята, давайте назовём все свойства стекла:
Дети Стекло прозрачное;
Стекло может быть бесцветное или цветное;
Стекло хрупкое;
Стекло не пропускает воду, непроницаемое;
При постукивании издаёт мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно, вы молодцы. Теперь поиграем в игру.
Игра «Какой предмет?»
Воспитатель говорит, что предметы делают не только из стекла, но из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?».
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет какой – либо предмет и материал, из которого он сделан. Ребёнок, возвращая мяч, называет, какой предмет. (Пузырёк из стекла – стеклянный,)
Ложка из металла – металлическая.
Ложка из дерева – деревянная.
Ваза из глины – глиняная.
Ваза из стекла – стеклянная.
Машинка из пластмассы – пластмассовая.
Мяч из резинки- -резиновый.
Кораблик из бумаги – бумажный.
Линзы из стекла – стеклянная.
Поднос из металла – металлический.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети строятся паровозиком и под музыку возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.
Воспитатель: Что нового и интересного мы с вами узнали?
Воспитатель: Какие моменты вам больше понравились и почему?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!