Женский журнал Ladyblue

Конспект занятия по лепке. Выбор темы для занятий лепкой с детьми

Тема «Мяч» («Шар»).

Задачи.

Развивать мелкую моторику.

Методические приемы . Действия по показу и действия по образцу (при необходимости сопряженные действия).

Материалы . Мяч, мягкий пластилин, подкладные доски, салфетки, кукла, машина.

Приемы лепки

Словарь. Мяч, будем лепить, ощупай, круглый, пластилин, дощечка, салфетка, лепи, мы лепили (таблички).

Ход занятия.

Занятию по обучению лепке предшествуют занятия по ознакомлению с окружающим и сенсорному воспитанию, где дети знакомятся с игрушками круглой формы. В гости к ребятам приезжает кукла и привозит подарок – мяч (шар). Взрослый вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, совершая с ней игровые действия – прокатывание, подбрасывание, выражает сою радость при действии с мячом (шаром). Затем рассматривает игрушку вместе с детьми, обследует ее с помощью ощупывающих движений, после чего дети повторяют эти действия по подражанию. После обследования воспитатель раздает детям пластилин и организовывает детей на дальнейшую работу указанием «Будем лепить мяч (шар)». Взрослый показывает способ лепки мяча (шара). Детям предлагается по подражанию (при необходимости через совместные действия) выполнить лепку. В конце занятия все работы собираются, сравниваются с натурой, а кукла эмоционально-положительно оценивает их.

Тема «Неваляшка».

Задачи.

Учить приемам действия с пластилином.

Формировать интерес к действию с пластилином.

Развивать мелкую моторику.

Методические приемы . Действия по подражанию (по расчлененному показу).

Материалы . Игрушка-неваляшка, большой и маленький кусочки мягкого пластилина, подкладные доски, салфетки.

Приемы лепки . Разминание, скатывание круговыми движениями.

Словарь . Неваляшка, будем лепить, ощупай, круглый, пластилин, дощечка, салфетка, лепи, мы лепили (таблички).

Ход занятия.

Занятие по лепке целесообразно провести после занятия по ознакомлению дошкольников с игрушкой-неваляшкой, состоящей из двух частей круглой формы (туловище большое, голова маленькая). В гости к ребятам приходит неваляшка. Взрослый вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, совершая с ней игровые действия, выражает свою радость при действии с ней. Затем рассматривает игрушку вместе с детьми, обследует ее с помощью ощупывающих движений, обращает внимание, что у неваляшки есть туловище, голова, которые имеют форму шара. После обследования воспитатель раздает детям кусочки пластилина двух размеров и организовывает детей на дальнейшую работу указанием «Будем лепить». Воспитатель на глазах у детей начинает лепить из кусочков пластилина сначала туловище, потом голову и затем соединяет эти части, обращая внимание, что голова расположена наверху, туловище – внизу. Детям предлагается по подражанию (при необходимости через совместные действия) вылепить неваляшку. В конце занятия все работы собираются, сравниваются с натурой и эмоционально-положительно оцениваются.

Тема «Куб»(«Кубик квадратной формы»).

Задачи.

Учить приемам действия с пластилином.

Формировать интерес к действию с пластилином.

Развивать мелкую моторику.

Методические приемы.

Материалы. Кубик, шар, пластилин, дощечка, салфетка, изготовленные из пластилина шары по количеству детей, кукла, мешок.

Прием лепки. Сплющивание шара.

Словарь. Будем лепить, лепи, мы лепили, пластилин, дощечка, салфетка, кубик (таблички), на, дай (устно).

Ход занятия.

Занятию предшествует занятие по сенсорному воспитанию и обучению игре. В гости к ребятам приходит кукла и в мешочке приносит детям подарки. Воспитатель выражает удивление и вызывает интерес к тому, что лежит в мешочке. Затем кукла показывает подарки – куб и шар. Воспитатель проводит игру «Катится-не катится»: прокатывает по столу сначала шар, затем куб и обращает внимание на то, что шар круглый (ощупывающее движение) и катится, а куб не катится. Взрослый провидит всей ладонью по сторонам куба, останавливаясь на углах, меняет направление движения руки. Эти же действия повторяют дети. Затем воспитатель раздает детям вылепленные из пластилина шары и показывает, как путем приема сплющивания из шара можно получить куб. Дети через совместные и сопряженные действий создают свои работы. После окончания работы собираются, сравниваются с натурой-кубом и эмоционально-положительно оцениваются куклой и взрослым.

Тема «Баранки-калачи».

Задачи.

Учить приемам действия с пластилином.

Учить соединять детали из пластилина, сглаживая место соединения.

Развивать мелкую моторику.

Методические приемы.

Материалы. Баранки, пластилин желтого цвета, тарелочки, чашечки. дощечка, тряпочка, кукла в нарядной одежде.

Прием лепки.

Словарь. Будем лепить, лепи, мы лепили, колечко(и), пластилин, тряпочка, дощечка (таблички).

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в гости к кукле, обращает внимание на наряд куклы и на то, что на столе стоят чашки, тарелочки, лежат конфеты. Дети с помощью обводящих и ощупывающих движений обследуют баранки. Затем ребятам раздается пластилин желтого цвета. На глазах у детей взрослый скатывает «колбаску» путем раскатывания пластилина между ладонями и соединяет концы «колбаски», аккуратно сглаживая место соединения. Ребятам предлагается по подражанию (при необходимости используются сопряженные действия) вылепить аналогичные баранки. По окончанию работы дети идут в гости к куле и несут ей баранки к чаю. Кукла благодарит ребят, оценивает их работы, угощает их конфетами.

Тема «Яйцо».

Задачи.

Учить приемам действия с пластилином.

Развивать интерес к действию с пластилином.

Развивать мелкую моторику.

Методические приемы. Совместные и сопряженные действия, действия по подражанию.

Материалы. Яйцо, пластилин, дощечка, салфетка, кукла, мяч.

Приемы лепки. Оттягивание и скругление концов.

Словарь. Будем лепить, лепи, мы лепили, яйцо, пластилин, тряпочка, дощечка (таблички).

Ход занятия.

В гости к ребятам приезжает кукла и привозит подарок – мяч и яйцо Взрослый вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к предметам, совершая игровые действия с мячом – прокатывание, подбрасывание, выражает свою радость при действии с мячом. Затем рассматривает игрушку вместе с детьми, обследует ее с помощью ощупывающих движений, после чего дети повторяют эти действия по подражанию. После этого вместе с детьми рассматривается яйцо, обследуется и обращается внимание на особенности овальной формы. Затем воспитатель на глазах у детей сначала лепит с помощью кругообразных движений шар, а потом показывает, как круглую форму преобразовать в овальную. Детям раздается пластилин и предлагается вылепить яйцо – предмет овальной формы. В конце занятия все работы собираются, сравниваются с натурой, а кукла эмоционально-положительно оценивает их.

Тема «Самолет».

Задачи.

Учить приемам действия с пластилином.

Формировать интерес к действию с пластилином.

Формировать умение соединять части предмета.

Развивать мелкую моторику.

Методические приемы. Действия по подражанию.

Материалы. Самолет, два равных кусочка пластилина, дощечка, салфетка.

Прием лепки. Раскатывание пластилина между ладонями.

Словарь. Будем лепить, лепи, мы лепили, самолет, пластилин, тряпочка, дощечка (таблички).

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу самолет, внимательно рассматривает игрушку с детьми, обращает внимание на корпус и крылья. Затем на глазах у детей делит кусок пластилина на две равные части, путем кругообразных движений скатывает два шара, которые преобразовывает путем раскатывания между ладонями для получения нужной формы. После этого соединяет между собой эти формы путем накладывания одной части на другую. В конце сравнивает игрушку-самолет и вылепленный самолет. После показа взрослого ребятам предлагается создать аналогичную лепку. По окончанию все работы собираются, сравниваются с натурой и эмоционально-положительно оцениваются.

Тема «Кукла - голыш».

Задачи.

Учить приемам действия с пластилином.

Формировать умение пространственно верно располагать части лепки.

Формировать интерес к действию с пластилином.

Развивать мелкую моторику.

Методические приемы. Действия по подражанию (при необходимости совместные действия).

Материалы. 6 кусочков пластилина разного размера, дощечка, салфетка, бумага, игрушка-голыш.

Приемы лепки. Скатывание, оттягивание и скругление концов, раскатывание между ладонями.

Словарь. Будем лепить, лепи, мы лепили, голыш, пластилин, тряпочка, дощечка (таблички).

Ход занятия.

Занятие по обучению игре предшествует занятию по обучению лепке. На занятии по изобразительной деятельность воспитатель актуализирует знание детей об игрушке, обращает внимание детей на все части куклы-голыша: голова круглая, туловище овальное, руки и ноги – «колбаски», голова наверху, туловище внизу, руки и ноги по бокам. Затем воспитатель раздает ребятам пластилин и на глазах у них начинает лепить голыша, побуждая детей совместно с ним выполнять все действия. По окончанию работы собираются, сравниваются с натурой и оцениваются.

Тема «Два кубика – треугольный и прямоугольный».

Задачи.

Формировать умение преобразовывать овальную форму в треугольную и прямоугольную.

Развивать интерес к действию с пластилином.

Развивать мелкую моторику.

Методические приемы . Действия по подражанию.

Оборудование. Треугольная призма, параллелепипед (строительный материал), пластилин, дощечка, салфетка, мишка, изготовленные шарики овальной формы из пластилина.

Приемы лепки. Расплющивание, оттягивание.

Словарь. Будем лепить, лепи, мы лепили, пластилин, дощечка, салфетка, кубик, треугольный, прямоугольный (таблички).

Ход занятия.

Занятие по лепке проводится после занятия по сенсорному воспитанию по ознакомлению детей с формами. В гости к ребятам приходит мишка с подарками – строительными брусками – треугольной призмой и параллелепипедом. Воспитатель вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к гостю и его подаркам. Затем дети с помощью ощупывающих движений обследуют формы. Взрослый обращает внимание на особенности форм – количестве углов и сторон. После обследования воспитатель на глазах у детей из шарика-овала сначала лепит призму, затем параллелепипед путем расплющивания и оттягивания. По окончании показа взрослый раздает ребятам готовые шарики-овалы и побуждает их к созданию лепных работ. В конце работы собираются, сравниваются с натурой и оцениваются воспитателем и мишкой.

Тема «Стул».

Задачи.

Учить приемам действия с пластилином.

Развивать интерес к работе с пластилином.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Методические приемы . Действия по подражанию.

Оборудование. Пластилин, дощечка, салфетка, игрушечный табурет, стол, куклы, по пять кусочков пластилина.

Приемы лепки. Раскатывание, расплющивание, оттягивание.

Словарь. Будем лепить, лепи, мы лепили, пластилин, дощечка, салфетка, стул (таблички).

Ход занятия.

Занятию по лепке предшествует занятие по ознакомлению с окружающим (тема «Мебель»). Перед началом занятия воспитатель расставляет игрушечные стол и посуду для прихода гостей – кукол. Сообщает ребятам, что к ним в гости приедут куклы, однако возникла проблема – нет стульев. Воспитатель предлагает подготовиться к празднику и вылепить стульчики для кукол. Для этого взрослый вместе с детьми путем ощупывающих движений тщательно обследует игрушечный стул, обращает внимание ребят на его строение. После чего раздает ребятам пластилин и вместе с ними путем поэлементного показа создает лепную работу. Сначала воспитатель из большого куска пластилина лепит шар, который путем расплющивания и оттягивания преобразовывает в квадратное сидение. Затем из маленьких кусочков путем раскатывания между ладонями лепит ножки – палочки, которые соединяет с сидением. Ребята последовательно выполняют такие же действия. По окончанию работы стулья подставляются к столу. В гости приходят куклы, ребята усаживают их за стол и угощают. Куклы оценивают работы детей.

Джоджуа Александра
Конспект занятия по лепке в средней группе детского сада «Лепка по замыслу»

Конспект занятия по лепке .

Тема : «Лепка по замыслу » .

Оборудование : пластилин, дощечки для пластилина, стека, мисочки с губкой пропитанной водой.

Цель : Обучать детей самостоятельно определить, что хочется вылепить, доводить задуманное до конца. Развивать самостоятельность, желание заниматься творчеством. Закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов.

Организационный момент. (В начале показывается презентация на тему «Осень»

Психогимнастика.

В. - Какое у вас настроение? Улыбнитесь мне, а теперь улыбнитесь друг другу.

Раздается стук в дверь.

В. - Ой,ребята смотрите, кто пришел к нам в гости? (Ёжик)

В. - Ёжик, почему ты такой грустный? Ребята веселые, а ты грустишь(Ёжик что то шепчет на ушко воспитателю) .

В. - Ёжик говорит : «К нему скоро должны прийти гости, а у него нет угощений для них» .

А что любят ёжики? (морковь, яблоки и другие овощи)

В. - Давайте слепим для ёжика угощения (ответы детей)

Сегодня мы будем лепить угощения для ежика и его гостей на свой вкус, кто что хочет.

Игра имитация «Угадай, что слепила» (проговаривая с детьми все приемы лепки , раскатывание, расплющивание и другие)

Физкультминутка

Пусть стоят на месте ножки

Только хлопают ладошки

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай.

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай

Да погромче за спиной

Выше, выше, выше хлопай

Руки выше поднимай

Ниже, ниже, ниже хлопай

Руки ниже опускай

А теперь качать руками

Можно целых пять минут

Отдыхая вместе с нами

Руки тоже отдохнут.

В. - А теперь ребята, давайте сядем за столы и слепим ёжику угощения.

Индивидуальная работа : Поинтересоваться у каждого ребенка, какое угощение он будет лепить для ёжика и его гостей?

В. - Кто к нам в гости приходил?

В. - Что мы лепили для него?

Д. - Угощения.

В. - Какие угощения? (дети перечисляют, кто что лепил) .

В. - Ребята вы все молодцы, у вас у всех красивые угощения. Ёжику они очень понравились. Но ёжику пора возвращаться в лес, что бы встретить гостей.

Давайте ёжику скажем до свидания!

Публикации по теме:

Конспект физкультурного досуга в средней группе Цели: 1. Привлекать детей к совместным подвижным играм, эстафета; 2. Закреплять двигательные навыки, физические качества (быстроту, ловкость,.

Цели: Развивать чувство формы, способность к композиции, мелкую моторику рук, творческое воображение, закрепить знание о геометрических.

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область «Познание. Формирование элементарных математических представлений».

Конспект НОД по физкультуре в средней группе детского сада. Тема: «На помощь Снеговичку» Подготовила: Борисова Виктория Анатольевна воспитатель.

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе детского сада «Как Матрешке помогали, Мы наряд ей рисовали…» Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию музыкального.

Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада. Программное содержание: 1. Закрепить прямой и обратный счет в.

Конспект открытого занятия по плаванию в средней группе детского сада. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Продолжать учить движениям рук и ног при различных способах плавания. 2. Обучать плаванию облегченными способами. 3.

Воспитатель Даниярова Б.З

Конспект занятия по лепке

Тема: «Лепка по замыслу». Угощение для Айсауле

Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, стека.

Цель: Обучать детей самостоятельно определить, что хочется вылепить, доводить задуманное до конца.

Развивать самостоятельность, желание заниматься творчеством.

Закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов.

Организационный момент.

В.: Дети слышите, кто-то стучится к нам в дверь, пойдёмте, посмотрим кто там?

Д.: Пойдёмте.

В.: Смотрите, кто к нам в гости пришёл?

Д.: Айсауле

Лепка угощений

В.: Дети давайте слепим для Айсауле угощения?

Д.: Давайте.

В.: Сегодня вы будете лепить угощения для Айсауле на свой вкус, кто что хочет.

Воспитатель объясняет и напоминает приёмы лепки: скатывание, расплющивание.

В.: Ребята для Айсауле можно слепить баурсаки, печенья, баранки.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно мы лепить

В.: Ребята давайте сядем за столы и доделаем свои поделки.

Рефлексия.

В.: Кто к нам в гости приходил?

Д.: Айсауле

В.: Что мы лепили для нее?

Д.: Угощения

В.: Какие угощения?

Д.: Баурсаки, печенья, баранки.

В.: Ребята вы все молодцы, у вас у всех красивые угощения. Айсауле они очень понравились. Айсауле нужно возвращаться домой. Давайте Айсауле скажем до свидание. Сау бол.

Д.: До свидание Айсауле.

Занятия лепкой очень полезны для развития ребенка. Они развивают мелкую моторику, цветовое восприятие, художественный вкус, усидчивость. Сплошные плюсы. Добавим сюда еще тот факт, что, работая с пластилином, глиной или солёным тестом нельзя обжечься, порезаться или пораниться. И вы получите идеальное творческое занятие с детьми дошкольного возраста.

Внести разнообразие в занятия по лепке, расширить их возможности Вы сможете, используя публикации этого содержательного раздела. Позитивный опыт коллег по работе с пластилином, солёным тестом, глиной, современными массами для лепки изложен здесь в виде пошаговых мастер-классов, иллюстрированных фотографиями отчётов.

Лепка: конспекты занятий, программы, кружки, планирование

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 6277 .
Все разделы | Лепка. Конспекты занятий, проекты

Конспект НОД по лепке «Цыплята на полянке» во второй младшей группе Цель : Закрепить умение детей лепить образ цыплёнка из нескольких деталей (голова, туловище, лапки) с использованием природных материалов (зерна, клювы из бумаги. Задачи : учить делить пластилин на части стекой; развивать мелкую моторику, координацию движений обеих рук;...

КОНСПЕКТ НОД по лепке для второй младшей группы : «Самолётики» Составила Карманова М.В. Цель занятия : Учить создавать из пластилина простейшую конструкцию самолёта . Задачи : Закреплять знания правил работы с пластилином; учить раскатывать из шариков столбики; формировать знания о...

Лепка. Конспекты занятий, проекты - Фотоотчет по лепке в первой младшей группе «Домик для гнома»

Публикация «Фотоотчет по лепке в первой младшей группе «Домик для...» Лепка в 1 младшей группе "Дом для гнома". Сегодня мы с моими ребятами превратились в строителей и помогали Гномику, у нашего гостя не было дома, и мы всей нашей дружной командой лепили дом для Гнома. Дети продолжали закреплять свои знания, то есть очень аккуратно раскатывать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Цель: учить детей создавать образ ежа, прикреплять к силуэту семена подсолнечника, располагать их острым концом вверх, на близком расстоянии друг от друга. Задачи: Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, активную речь; совершенствовать двигательную активность;...

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования по лепке ЦЕЛИ: формирование интереса к эстетической окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно – творческой деятельности. развитие эстетических чувств детей; развитие...


ООД в 1 мл.группе по художественно-эстетическому развитию. Лепка. Тема: «Петя, Петя, петушок». Цель: Формирование умения выкладывать «колбаски» из пластилина из одной точки. Задачи: Закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями. Закреплять знания...

Лепка. Конспекты занятий, проекты - Конспект занятия по лепке «Воспитатели и няни»

Ход занятия. 1. Организационный момент. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, которые находятся в группе: тряпки, лейка для полива цветов, веник, совок, фартук, косынка, кастрюля, половник (те предметы, которыми пользуется помощник воспитателя (няня) 2. Основная...

НОД в 1мл.группе по рисованию на тему "Шарики на ёлке". Цель: Расширять знания детей о празднике "Новый год" Программное содержание: Образовательные: Учить детей отщипывать маленькие кусочки, способствовать расширению знаний об окружающем мире. Активизировать познавательную...

Здравствуйте уважаемые коллеги, родители, гости. Сегодня хочется рассказать о увлекательном, интересном виде деятельности- лепке. Творчество-это деятельность, которая дает впервые создаваемые оригинальные продукты. В младшей группе с детьми я провожу занятия по лепке. Главной...

Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» (пластилинография) Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: формировать навыки работы с пластилином, пробуждать интерес к лепке. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять навык работать с пластилином на горизонтальной поверхности. Упражнять в...

Ну, а если возникнет проблема в поиске идей для создания композиций или поделок для занятий по лепке с детьми - на помощь придет наш раздел. В котором, кропотливо собраны и аккуратно выложены десятки идей, техник и фотоотчетов. Педагоги и воспитатели по всей России долго придумывали, обсуждали и творили именно для того, чтобы Вы могли почерпнуть юту полезную информацию.

Есть даже пошаговая инструкция, как изготовить восхитительную ветку сирени. Оказывается все не так просто, как кажется на самом деле. Воспитатель делится небольшими секретами, как вдохнуть жизнь в обычный куст, как поиграть цветами и формами. Детям обязательно понравятся такие уроки творчества. Так же педагоги предлагают воспользоваться любыми подручными материалами для изготовления забавных композиций – яйца от киндер-сюрпризов, зубочистки и нитки. Все идет в ход, когда включается фантазия, голова и желание творить!

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Д. Н. Колдина
Лепка с детьми 5–6 лет
Конспекты занятий

От автора

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети 5–6 лет знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, живо воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.

В данном пособии мы предлагаем конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятие по лепке с детьми 5–6 лет проводится один раз в неделю и длится 20–25 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование.

Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут заниматься аппликацией и рисовать на эту тему.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

Приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

Рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

Украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

Оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

Смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Многие взрослые не очень любят работать с глиной, не владеют техникой работы с ней, и нередко часто заменяют на занятиях лепку из глины на лепку из пластилина. Удачно организовать занятие по лепке из глины педагогу помогут следующие советы по работе с глиной.

1. За сутки до занятия освободите глину от полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

2. Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

3. Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная, она будет липнуть к рукам. Глину следует подольше разминать, пока она не станет пластичной, и будет легко отлипать от рук, и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая. Смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

4. Подготовьте для каждого ребенка мисочку с водой, в которой можно смачивать руки.

5. Теперь можно лепить задуманный предмет на деревянной дощечке (к пластмассовой дощечке глина будет слишком сильно прилипать и трескаться).

6. Места соединения деталей глиняной поделки обязательно смачивают водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

7. Влажными пальцами нужно приглаживать все неровности на поделке.

8. Если дети не успели закончить лепку предмета на занятии, нужно осторожно завернуть незаконченную работу во влажную тряпочку и убрать в полиэтиленовый пакет.

9. Вылепленное из глины изделие сушат естественным образом в течение 3–4 дней.

11. Готовое изделие можно окрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

12. Оставшуюся после лепки глину заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

13. После работы нужно промыть руки под краном и привести рабочее место в порядок, используя губку.

Для занятий по лепке из глины и пластилина понадобятся:

– природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;

– дополнительный материал: пуговицы, спички, коктейльные трубочки, мелкие монеты, капсулы от киндер-сюрпризов.

Для аккуратной работы с пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечка-подкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонки-подставки для готовых изделий.

Если нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1 способ. Смешать 0,5 стакана соли, 0,5 стакана муки, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку подсолнечного масла. Тесто готово к работе.

2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.

Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:

Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

Умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

Умеет сглаживать поверхность поделки;

Умеет делать поделки устойчивыми;

Умеет работать стекой;

Умеет передавать в лепке выразительность образа;

Умеет лепить фигуры человека и животных в движении;

Умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;

Умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;

Умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

Умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;

Использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;

Умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;

Умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.

Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по лепке

Конспекты занятий

Тема недели «Ягоды»
Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание.

Материал. Предметные картинки (ягоды). Ветка винограда (по возможности). Половинки листов картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру «Какая ягодка пропала?» Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.

Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.

Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло-зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.

Тема недели «Плоды огорода»
Занятие 2. Овощи на тарелке (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику.

Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:


В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.

Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)

Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.

Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.

Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.

Тема недели «Плоды сада»
Занятие 3. Фрукты в вазе (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику.

Материал. Муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия


Загадайте детям загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний…
(Банан)

Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.

Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.

Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.

Тема недели «Берегите лес»
Занятие 4. Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Пластилин, еловые шишки, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:


Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин – прыг, филин – скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад -
Два фонарика горят.

(О филине.) На что похожи глаза филина?» (Ответы детей.)

Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши-кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.

Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.

Тема недели «Деревья и кусты»
Занятие 5. Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)

Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.

Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень»:


Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья -
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.

Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Птицы осенью»
Занятие 6. Дымковская утка (Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. Учить равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками.

Материал. Дымковские глиняные игрушки (свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».

Рассмотрите с детьми свистульку-уточку. Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.

Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.

Тема недели «Разноцветная осень»
Занятие 7. Мухомор (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Расширять и уточнять знания о грибах. Дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми. Развивать творчество при оформлении своей поделки.

Материал. Карточки с изображением грибов: белый гриб, подберезовик, опята, сыроежки, мухомор красный, бледная поганка. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечки-подставки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям картинки с изображением грибов, опишите с ребятами каждый гриб. Обратите их внимание на то, что существуют грибы, которые ни в коем случае нельзя срывать и есть – мухомор и бледную поганку. Внимательно рассмотрите с детьми мухомор, расскажите: «Это крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Красный цвет говорит об опасности, гриб всех предупреждает, что он ядовит. У мухоморов белая ножка с волнистым колечком под шляпкой».

Предложите детям вылепить этот опасный гриб, чтобы получше запомнить его.

Объясните последовательность работы: на картон внутри контура наносят пластилин красного цвета и украшают шляпку белыми точками. Ножку делают из белого пластилина. Внизу можно расположить зеленую травку.

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Братья наши меньшие»
Занятие 8. Еж (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнения изделия необходимыми элементами (грибы, листья, трава и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Сосновые шишки, пластилин, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев), картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:


Живет у нас под креслом еж,
Колючий тихий ежик.
На щетку очень он похож,
Когда не видно ножек.

Ты понимаешь для чего
У ежика иголки?
Чтобы не трогали его
Мальчишки или волки.

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О ежике.) На что похож ежик? (Ответы детей.) Для чего ежу иголки?» (Чтобы его никто не обижал.)

Предложите рассмотреть сосновую шишку и подумать, как можно превратить ее в ежика. Обсудите с ребятами последовательность работы: сначала вылепить мордочку и прикрепить ее с тупого края шишки, затем сделать из пластилина ножки, глаза, нос, стекой надрезать рот. На шишку-спинку можно прикрепить маленькие яблоки, грибы, хвоинки. Расположить ежика на картонке с нанесенным пластилином зеленого цвета, оформленного травой в виде хвойных иголок, опавших листьев, веточек деревьев.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!