Женский журнал Ladyblue

Консультация (старшая группа) на тему: Консультация для родителей « Нужно ли учить детей играть? Нужно ли учить ребенка ходить «за ручки».

Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста, не в младшем дошкольном возрасте!

Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой. В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть того, кто взял желанную игрушку раньше. В его системе понятий это тоже будет - дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик - воспринял как личную обиду и дал сдачи. Я могу привести много примеров из личной практики и практики коллег, когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями.

На курсах по самообороне обучают, в том числе, оценивать силу противника и свои возможности. Знакомят, хотя бы в общих чертах, с анатомией человека. Учат рассчитывать силу удара и предвидеть последствия. Давая сдачи обидчику, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы?

Когда вы учите своего малыша давать сдачи – вы подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и этот ребенок может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства воспитателя. Значит, чем раньше вмешается воспитатель, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь воспитателя?

Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов. Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться он может только на примере действий адекватного взрослого.

Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?

  1. Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы
  2. Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду
  3. Хотят, чтобы мог наказать обидчика

Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.

Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками девочку-былиночку - противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы… Пока, по причине нежного возраста, ее не берут в секцию карате, научите ее лучше громко визжать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.

Я понимаю, что в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже «не по-пацански». Но к этому возрасту ребенок уже может быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.

психолог Анна Быкова

Часто у родителей есть установка, что ребёнок должен непременно делиться своими игрушками, и если он этого не делает, то он «жадничает». Хотя, если речь заходит о нас, взрослых, странно было бы, если бы нам кто-то сказал, что мы должны делиться с другими людьми своим мобильным телефоном, кошельком, компьютером, любимой чашкой, украшениями, машиной, либо мы жадины! Звучит смешно.

Но дело в том, что для ребёнка его личные игрушки – такая же ценность, как и для нас – наши личные вещи. У него так же, как и у взрослого, есть право не хотеть делиться своими личными вещами с другими людьми, включая членов его семьи. Это право нужно и очень важно уважать.

И эта мама отлично объясняет, почему она не учит своих детей делиться

В садике у моего сына есть одно правило для всех детей:

когда ребенок играет с какой-либо игрушкой, то ее никто не может у него отобрать.

И если другой малыш хочет заполучить ее себе, то он должен подождать, когда игрушка станет свободна.

Игрушка спокойно ждет ребенка, даже если он пошел в ванную комнату или в столовую. И малыш совершенно не переживает. Это правило действует не только в самой группе, но и во дворе садика. За ребенком закрепляется единоличное право качаться на качели или развлекаться на карусели до тех пор, пока ему не надоест.

Честно могу сказать, у меня никогда не возникало вопроса: «А почему именно такое правило?» Я просто приняла его как должное. И все дети четко знают это правило. Когда в группу приходят новенькие, то примерно пару недель они отнимают игрушки у других детей и, если не получают желаемого, закатывают истерики. Но потом это проходит само собой. И ребенок держит себя в рамках этого правила абсолютно везде и вне садика тоже.

Вот вам один пример. Мама и ее двухлетний сын гуляли в парке. Малыш захватил с собой любимую машинку, чтобы с ней поиграть. И внезапно незнакомый ребенок постарше, которому очень приглянулся автомобиль, подошел и потребовал, чтобы мальчик срочно отдал ему игрушку. Естественно, началась драка, а за ней последовала истерика. И мама мальчика, которому не удалось заполучить желанную игрушку, просто сказала своему ребенку: «Не переживай, малыш, я думаю, что мама этого ребенка просто не научила его делиться». А как вам тот факт, что машинка принадлежала именно малышу помладше, он ведь специально взял ее с собой. В такой ситуации сказать «нет» абсолютно нормально. Ведь так?

Я не считаю, что в этой ситуации мама, успокаивающая своего ребенка такими словами, права. Она просто оказала своему сыну медвежью услугу, уверяя его в том, что он может подойти и взять все, что захочет. Никак не могу понять безумного желания родителей дать ребенку абсолютно все в этой жизни.
Но такие истории, которые происходят каждый день в любом дворе, - это отличный урок не только для родителей, но и для самого ребенка. Так он поймет, что мир не крутится только вокруг него.

Если вы сомневаетесь в моих рассуждениях, то вспомните свои будни. Некоторые из нас так и не научились ждать. Вы же хоть раз пытались пройти без очереди? И мы так часто берем что-то у знакомых без разрешения просто потому, что нам понравилось и мы хотели бы это примерить или разглядеть поближе. Конечно, так поступают не все, соглашусь. Но такое бывает.

Это будет нелегко, как и все, что касается воспитания наших детей, но давайте все же учить их справляться с разочарованиями. Потому что они случаются. И мы не всегда будем рядом, чтобы помочь им. Давайте учить наших детей тому, что они смогут получить, что хотят, но через терпение и трудолюбие.

В 3-6 лет ребенок уже формирует свою систему взаимоотношений с внешним миром. Он уже самостоятельно мыслит, анализирует полученные эмоции, становится любознательным: вопросы «как», «зачем», «почему» - его основной инструмент познания мира. В этом возрасте совершенствуется память, у ребенка не просто накапливаются впечатления и обогащается жизненный опыт, но и происходит логическое осмысление того, что было получено через органы чувств. Ребенок начинает чувствовать свое эго - осознает себя как личность, критически относится к своим поступкам и мыслям.

Хочу, чтобы ты все знал

Конечно, в таком возрасте большую роль играют еще чувства и переживания, но, тем не менее, у ребенка уже развивается самодисциплина, воля, появляется возможность контролировать себя . Он начинает усваивать правила поведения в детском саду, в обществе, в семье. Появляются такие чувства, как дружелюбие, сострадание, внимание к людям, чувство долга. В процессе обучения и воспитания надо учесть возросшие возможности психики и физиологии ребенка, но нельзя их переоценивать.

В 60-70 -е годы прошлого века общественность довольно остро поставила вопрос о методах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в связи с научно-техническим прогрессом и акселерацией. В средствах массовой информации был широко освещен опыт воспитания семерых детей семьей Никитиных . В результате применения методики Никитиных, их дети в три года умели читать, в пять - считали до миллиона, решали алгебраические задачки, знали таблицу Менделеева, иностранные языки.

Этим экспериментом было вызвано много дискуссий, одни его одобряли, другие же порицали. Такие ученые, как И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребенка в раннем возрасте просто недопустимо . Психолог Л.С. Выготский писал о том, что каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребенка и плохо отразится на его умственном развитии.

Многие родители, да и педагоги, торопились в 3-4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф.А. Сохин и А.М. Фонарев называли «искусственной акселерацией»

Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.

Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.

Польский педагог Я. Корчак считал, что нельзя обучать детей «ненатуральности» - бессмысленно твердить зазубренные «взрослые» фразы. Дети не могут думать как взрослые , они по-детски вникают во взрослые проблемы, из-за недостатка опыта и знаний процесс их мышления происходит по-другому .

Эмоции, переживания, недоступные осмыслению, будут для ребенка таким же лишним балластом, как и знания, полное значение которых он не в состоянии понять.

Оценим возможности дошкольника

В возрасте 5-6 лет дети способны овладеть счетом , складывать и вычитать в пределах ста, решать несложные задачки, находить части от целого, производить измерение объемов сыпучих и жидких тел при помощи мерки, различать геометрические фигуры и тела. На развитии способностей ребенка благоприятно сказывается использование «наглядных пособий», тесно связанных с бытом, природой, являющихся объектами реальной действительности.

Бурно развивается речь дошколят. Они даже сами выдумывают новые слова. Они обогащают свой лексикон, формируют связную и эмоционально окрашенную речь, гамма их интонаций становится более насыщенной. Дети начинают свободно выражать свои чувства и мысли, с охотой читают стихи, с интересом относятся к поэтическим образам.

Старайтесь поощрять стремление детей высказываться, намеренно создавая ситуации, в которых будет развиваться и совершенствоваться их разговорная речь. Также происходит и формирование внутренней речи, когда дети оказываются в ситуациях, заставляющих их внутренне соглашаться, сомневаться, утверждать или отрицать.

Процесс развития речи обуславливает более активное включение ребенка в жизнь коллектива, семьи. Получая от взрослых какие-либо поручения, он уже мысленно составляет план действий и представляет, как должен выглядеть результат.

Одним из важных этапов психического развития детей является способность ориентироваться в пространстве и времени . Первоначально они осваивают понятия «быстро», «долго», «немедленно», «постепенно», потом начинают различать время суток, к 6-7 годам уже способны узнавать время по часам.

Как и когда учить писать и читать?

По поводу вопроса, когда же стоит начинать обучать детей чтению , профессор Н. М. Аксарина не рекомендовала делать этого до пяти лет, так как до этого возраста ребенок не осознает еще полностью смысл прочитанного. При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные педагогические правила.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей .

В. А. Сухомлинский старался превратить обучение детей чтению в радостный процесс, который бы оставлял в их жизни глубокий яркий след. Занятия с детьми до их поступления в школу он проводил на природе, в общении с ее естественной красотой.

Если привнести в обучение детей чтению и счету элементы занимательности , оно будет приносить им удовольствие. Однако если прибегать к окрикам и наказаниям, торопить детей, проявлять раздражительность, у них может сложиться отрицательное отношение к таким занятиям.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера , т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.

Нежелательна также и поспешность в желании некоторых родителей научить писать детей дошкольного возраста. В школе детей обучают по специальной методике, которая позволяет им выработать красивый почерк. Сформировавшийся до поступления ребенка в школу неправильный почерк довольно трудно исправить, иногда это чревато слезами и другими проблемами.

Достигнув возраста 3-6 лет, дети обычно проявляют творческие способности . Им интересны занятия рисованием, лепкой, музыкой, вокалом, танцами. И в детском саду, и в семье найдется много возможностей для эстетического воспитания дошколят и развития их прирожденных талантов. Этому могут способствовать экскурсии и прогулки со взрослыми, только нельзя допускать, чтобы дети перенапрягались и перевозбуждались. Самым благоприятным влиянием на их эстетическое развитие будет общение с природой.

После поступления в школу ребенку следует прививать и трудовые навыки - заниматься уборкой помещения, наведением порядка в комнатах, обращению с простейшими инструментами (ножницы, молоток). Труд ребенка по содержанию и характеру должен соответствовать его возрасту, он должен подвергаться организации и контролю. Ни в коем случае нельзя привлекать детей к тяжелым физическим работам, нельзя давать им такие поручения, в ходе выполнения которых дети могут получить травмы.

Ответить можно однозначно: необходимо. Проведенные психологами исследования показывают, что сам по себе малыш не начнет играть, его игровая деятельность появится только под контролем родителей, в случае совместных игр с ними. Именно взрослый может объяснить ребенку, как брать игрушку, что с ней делать, а также указывает цели игры.

С чего начать обучение малыша играть? Для начала ребенка нужно заинтересовать. Можно поставить маленькую сценку перед ним, например, покормить куклу, сводить на прогулку, покатать на лошади, искупать ее и уложить спать. Если у малыша есть любимый стишок или сказка, то можно и ее инсценировать. Не забывайте, что игры с ребенком не должны превратиться в занятия. Не думайте, что вам достаточно будет показать ребенку, как надо действовать. Просто предложив повторить ему эти действия, вы не добьетесь того, чтоб ребенок увлекся игрой. Для достижения такого результата, взрослый и сам должен увлечься, проявить настоящие эмоции, которые заинтересовали бы малыша.

В процессе игры старайтесь плавно переходить от одного действия к следующему, применяя элементы планирования. К примеру, «Машенька голодная. Для того чтоб покормит ее, нужно приготовить кашу. Давай сначала сварим кашу, а потом накормим Машеньку». И вместе с ребенком готовьте кашу для куклы Маши, и затем вместе кормите ее. Так ребенок сможет понять, что эти действия связаны между собой, и из одного действия вытекает второе.

Во время игры в кубики ребенок обычно бесцельно складывает их один на другой. Попробуйте объяснить ему, что из них можно построить домик для собачки или сделать кроватку для куклы.

Лучше всего начинать обучение ребенка играм с теми предметами, которые более похожи на реальные. В развивающие игры для детей постепенно нужно вводить элементы замены. К примеру, во время игры с куклой вы хотите покормить ее морковкой. Поищите ее среди других игрушек, хоть ее там и нет. Ребенок будет внимательно за вами наблюдать. Найдите любой конусообразный предмет и радостно скажите: «Вот и морковка нашлась!». Поднесите ко рту куклы и говорите: «Кушай, Машенька, вкусную и сладкую морковку!». Как правило, ребенок удивляется и радуется, однако спешит повторить все ваши действия.

Когда ребенку исполнится год, вы можете постепенно вводить в игры элементы конструирования, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления, восприятию, умению соотносить формы различных предметов. Значительную пользу могут принести различные наборы строительных материалов. Когда малышу надоест играть так, как он сам умеет, можно предложить ему построить из кубиков домик для собачки, мебель и машинку для кукол. Фантазируйте и придумывайте различные сюжеты в таком же ключе. Не рекомендуется сооружать большие и громоздкие строения, так как ребенок может устать от такой игры и потерять ее смысл. Не нужно использовать множество различных элементов конструктора, достаточно двух-трех, например параллелепипеда, кубика и призмы. Ребенок не поймет научных названий этих предметов, они ему не нужны. Достаточно, чтоб он называл их по аналогии с уже знакомыми предметами: кирпичик, кубик и т.д.

К окончанию раннего возраста в игру рекомендуется вводить элементы ролевого поведения. То есть, когда ребенок действует каким-либо образом, он представляет себя кем-то отличающимся от себя, к примеру, папой, мамой, врачом и др. В возрасте двух лет малыша можно постепенно знакомить с некоторыми ролевыми позициями. Так, наблюдая за его игрой, можете говорить: «Катенька, ты кормишь свою дочку, как мама!». Эти слова позволят девочке по-другому взглянуть на свои действия.

Галина Георгиевна Рябова
Надо ли учить детей играть?

НАДО ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ ?

Уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам поговорить об участии нас, взрослых, в детских играх .

Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в машине. Ребенок подержал ее в руке, а затем забыл о ней. «Не понравилась» , - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки. Однако, вскоре они убеждаются, что несмотря на то, что игрушек много, ребенок все же почему-то не играет ими . Почему? Делают вывод : «Наш ребенок не любит играть » , – и поэтому не стараются развивать игровую деятельность малыша.

Другие же родители считают, что наоборот, малыша надо все время занимать игрой, и они ни на минуту не отходят от него.

То мама показывает, как бежит и лает собачка, то папа заводит игру с лаем, то бабушка звенит погремушкой…

На ваш взгляд, кто из родителей прав? И надо ли учить ребенка играть ?

Как поступаете вы?

К сожалению, ни те, ни другие родители не правы. Здесь нужна золотая середина : надо , чтобы ребенок был заинтересован игрушкой. А это возможно только, когда он знает, как с ней играть . Поэтому, прежде чем дать игрушку, а тем более новую, надо ее обыграть с ребенком, показав ему, как действовать с ней.

Выберите время, когда ребенок накормлен, спокоен, когда в комнате тихо. Назовите игрушку, покажите действие с ней, например, как надеть колечко на палочку. Скажите : надень колечко!. Ваше слово мобилизует внимание ребенка. Покажите 2-3 раза, как это делать.

Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого, чтобы малыш попросил игру, мог долго и сосредоточенно играть , его надо учить этому . Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл даже тогда , когда окружен множеством игрушек : он не знает, как ими действовать. Играя с малышом , взрослый исподволь руководит его развитием, но не следует все время занимать малыша : диктовка взрослого не должна подавлять детскую активность, иначе ребенок привыкает к тому, чтобы его всегда занимали играми с ним , и не захочет играть один .

Источник : интернет

Учите детей играть , и Ваш малыш вырастет

любознательным, инициативным, а главное, самостоятельным!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!