Женский журнал Ladyblue

Кукла шарнирная текстильная своими руками: мастер-класс. Шарнирные куклы своими руками

Даже если вы уже давно не играете в куклы, сам процесс изготовления своими руками куклы на шарнирах принесет вам незабываемое удовольствие. Это даже не мастер класс, растянувшийся на несколько дней, а может быть, и недель.

Это настоящее творчество. Для тех, кто не знает, как сделать шарнирную куклу, но хочет узнать, могу дать один совет: читайте и делайте. Коллекционные куклы похожие на этих, будут хорошим украшением дома.

Шарнирная кукла из папье-маше

Материалы и инструменты

Лучше запастись сразу всем и разложить на столе, чтобы не прерывать мастер класс из-за отсутствия какой-нибудь мелочи. Чтобы изготовить куклу из папье-маше своими руками, нам понадобится:

  • надфиль;
  • маникюрный набор;
  • тонкое сверло
  • шило;
  • пилочка;
  • ножницы, нож или скальпель;
  • набор наждачной бумаги;
  • зубочистки, трубочки для коктейля, деревянные шпажки;
  • клей ПВА;
  • плотный пенопласт;
  • туалетная бумага;
  • самозатвердевающий пластик;
  • акриловые краски и кисточки;
  • стеклянные глазки или бусины;
  • «волосы»;
  • Нитки «ирис»;
  • канцелярские скрепки;
  • чаша с водой и чистая салфетка.

Мастер-класс по изготовлению шарнирной куклы

  • Делаем чертеж своими руками или копируем его из интернета в трех экземплярах.

Вырезаем лекала головы и торса в профиль и фас. Накладываем на толстый пенопласт и вырезаем по контуру две детали.

  • Поворачиваем детали боком, накладываем чертежи, переводим и вырезаем по контуру.

Убираем все лишнее, придаем заготовкам плавные очертания.

Опытный мастер знает, что прежде чем лепить фигурки из папье-маше, надо предусмотреть на них держалки. Вставляем для этой цели палочки в шею и вместо одной ноги.

Сделайте замес из ПВА и туалетной бумаги. Обклейте папье-маше своими руками голову и туловище. Именно на этом этапе мастер вставляет бусины для глаз, углубляя их в бумажное тесто. Если вы решите украсить куклу глазами из магазина, или нарисовать их красками, то углубления делать не надо. Поставьте заготовки сушить на 2-3 дня.

Проденьте в соломинку для коктейля деревянную шпажку и налепите на ней шарниры и также поставьте на просушку на 2-3 дня.

Мастер класс по изготовлению шарнирной куклы продолжим разгибанием канцелярских скрепок. Затем своими руками нарежьте из проволоки отрезки длиной 40 мм и загните их круглозубцами, как показано на фото.

Из той же разогнутой проволоки нарежем 10 отрезков для кистей рук и 10 для стопы. Это будут пальчики нашей игрушки.

Обмотаем нитками «ирис» каждый пальчик до середины в два слоя, смазывая ПВА. Соберем их по пять и замотаем нитью, тщательно проклеив. Поставим сушить.

Вылепим из папье-маше на металлических заготовках-пальцах стопы и кисти, сформировав также круглый шарнир в местах нахождения суставов. Не забудьте оформить подошву.

Делаем пластилиновые шарики-шарниры по чертежу и оборачиваем их пищевой пленкой, чтобы не прилипли внутри торса. Они нужны для примерки.

На этом этапе мастер должен своими руками выколупать на 7-8 мм пенопласт с местах, где должны стоять шарниры, а затем заполнить их массой папье-маше и аккуратно продавить пальцем выемку для шарика, а впоследствии, шарнира.

Лепим детали рук и ног, используя тот же способ, но без пенопласта, наращивая их на трубочку для коктейля. Пока они сохнут, обрабатываем отшлифованную голову, туловище, стопы и кисти разведенным до жидкого состояния самозатвердевающим пластиком. Отмечаем карандашом места пропилов и отверстий на коленных и локтевых шарнирах, а так же на кистях и стопах.

Возьмите сверло 1,5 мм и высверлите намеченные отверстия. Если нет дрели, проколите их руками с помощью шила. Маленькой пилой, канцелярским ножом или пилочкой для ногтей сделайте пропилы по нарисованным меткам.

Опустите в пропил нашу изогнутую скрепку. Одновременно в боковые отверстия вставьте небольшой прямой отрезок проволоки, который будет служить осью, так чтобы эта он прошел и через скрепку.

Еще раз покрываем все детали жидким пластиком, сушим, шлифуем. Проверяем все отверстия.

Собираем куколку. Закрепив скобку внутри головы куклы, к другому ее концу привяжите резинку и пропустите ее через туловище двумя петлями. Резинку для рук также вдвойне закрепите на скрепке в кисти, проденьте через туловище к другой руке, закрепите там.

Подтягиваем резинки, подпиливаем суставы, проверяем подвижность. Приклеиваем волосы, красим губки и брови.

Силиконовая кукла

Способ изготовления куклы на шарнирах всегда один. Варьируется лишь сырье, из которого изготавливаются детали. Самый удобный материал – полимерная глина. Но это может быть и папье-маше, и обычное дерево. Однако, наиболее похожие на человека шарнирные куклы получаются из силикона.

Каркас для поделки выполняется из стальной проволоки, винтиков и снарядов для пневматического ружья. С этой сложной конструкцией легко справится мастер. Новичку придется немного потрудиться. Этот металлический скелет необходимо поместить в форму и просто залить силиконом.

Лепим человека из пластилина или полимерной глины. Отдельно делаем торс с головой, ноги и руки. Снимаем форму стоматологическим гипсом. Помещаем в нее металлический скелет. Заливаем силикон. Вынимаем. Красим. Получаются мягкие, гибкие шарнирные куклы, без углов, отверстий и зазоров.

Деревянная инопланетянка

Самый естественный для человека материал – это дерево. Из мягкой липы можно сделать вот такую куклу-инопланетянку. Принцип шарнирных соединений снова повторяется. Из инструментов, кроме перечисленных в первом варианте, понадобится маленький деревообрабатывающий станочек. Отличие заключается лишь в том, что детали насаживаются на леску, концы которой выводятся через дырочку на макушке. Их можно закрепить и отрезать, замаскировав отверстие пышными локонами. А можно оставить так.

  • 3.8/5
Very bad! Bad Hmmm Oke Good!
20% 0% 20% 0% 60%

Процесс создания шарнирно-расчленненной куклу шаг за шагом.

Это своего рода куклы с шарик-шарнирами в теле, руки и ноги. Конечности и голова соединяются между собой упругой нитью.

Есть много вариантов в том, как присоединиться к каждой части куклы.

ШАГ 1

Рисуем схему

Для начала нарисуйте схему вашей будущей куклы в натуральную величину в фас и в профиль, обращая внимание на размер соединений..

Делаем каркас

Мы покажем вам, как использовать пенополистирол Styrofoam (универсальная строительная изоляция голубого цвета, которая используется для утепления всех типов и элементов зданий) для каркаса. Вырежьте все части куклы из пенополистирола размером на 10 мм меньше реального размера деталей.

Основа

Основу будем делать из опилок, смешанных с клеем. Эта смесь становится твердой и легкой после высыхания. Пенополистироловый каркас в последствии вынем из основы, чтобы детали стали полыми. Существует два типа опилок: грубые и пудрообразные. Для нашей работы больше подойдут пудрообразные опилки. Смешиваем равные части опилок и химического клея с водой (так же можно использовать крахмал) и разминаем руками, пока он не станет глинистым. Не делайте слишком много материала, так как он высохнет за несколько дней, и вы не сможете его использовать. Скомкайте получившуюся массу и заверните во что-нибудь, чтобы она не высохла. Теперь массой из опилок облепите каркас, используя клей для скрепления каркаса с массой. Облепите все части куклы, исключая места соединения, равномерным двухмиллиметровым слоем. Дайте деталям высохнуть. Если в процессе сушки появятся трещины, ничего страшного. Замажьте их той же массой и высушите

Лепка

Смешайте равные части опилок и stoneclay. Очертите границы вверху, внизу, справа и слева на поверхностях стыков.

Сначала мы должны облепить равномерным слоем всю форму, и разметить поверхность для последующего моделирования. Для разметки не используйте чернильную ручку, так как чернила могут проявиться на поверхности. Больше подойдет цветной карандаш.

После того как форма головы будет окончательно завершена, сделайте шею тем же самым способом, что и остальные детали, используя styrofoam для каркаса.

Основа для рук

Нарисуйте руку и сделайте ладонь из опилок. Порежьте тоненькую проволоку на 10 частей для пальцев.

Сделайте дырочки для пальцев в ладони тоненькой дрелью.

Зафиксируте проволоку в дырочках эпоксидной смолой.

После высыхания, подрежьте пальчики до нормальной длины и согните их в подходящую позу.

Глаза

Теперь нужно разрезать голову и выскрести из нее styrofoam .

Вырежьте резцом дырочки для глаз.

Закрепите глаза клеем

Прикрепите отрезанную часть головы смесью опилок, клея и stoneclay.

Голова и тело

После того как вы проработаете черты лица, отшлифуйте поверхность шкуркой.

Нарисуйте внешнюю линию уха и сделайте уши из опилок и stoneclay. Сделайте дырочки для ног руг и шеи в торсовой части куклы и выскребите оттуда пеноплистироловый каркас. Зашлифуйте неровности шкуркой.

Вставьте голову в отверстие для шеи и проверьте баланс.

Начертите границы на поверхности для проверки симметрии и неровностей.

Проработайте детали и отшлифуйте поверхность.

Руки

Насыпьте в чашку немного грубых опилок. Намажьте проволочный каркас клеем, положите заготовки рук в чашку и облепите их опилками.

После высыхания проработайте детали опилками, смешанными со stoneclay .

Разрежьте руки в локтях. Вставьте соединительные шарики в отверстие в плечах и на локтях и скрепите детали.

Отшлифуйте поверхность шкуркой, затем налепите сверху stoneclay , чтобы сделать поверхность гладкой.

Вырежьте дырочки в запястьях и приклейте туда соединительные шарики эпоксидной резиной

В местах соединения подрежьте края соединений в направлении плавного сгиба деталей.

Ноги

Нарисуйте эскиз ног и сделайте основу из опилок. Затем проработайте детали смесью опилок и stonaclay . Вырежьте дырочки (как в запястьях) и приклейте к ним соединительные шарики.

Зафиксируйте соединительные шарики так же на верху бедер и в коленях.

Проверьте соразмерность каждой части, отшлифуйте поверхность и при помощи stonaclay сделайте ее гладкой.

Соединительные углубления

Устройство кукольных шарнирных соединений

Различные производители используют разные типы шарнирных соединений
Некоторое типы шарниров дают большую амплитуду движений, другие позволяют лучше фиксировать позу, некоторые шарнирные конструкции используются для большей правдоподобности анатомии куклы. Производители пытаются сочетать различные плюсы разных соединений, но компромиссы неизбежны и какими-то параметрами приходится жертвовать. У каждого автора есть свои секреты. Наиболее удачные соединения патентуются. Но независимо от типа все соединения требуют очень высокой точности изготовления. Проиллюстрировать все типы соединений сложно ввиду их многообразия. Вот лиши некоторые.

Примеры соединения, используемые Luts (http://www.luts.co.kr), SoulDoll (http://www.souldoll.com), Dollstown (http://dollstown.com/)























О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы

Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.

На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.

Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.

Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?

Не удивляйтесь, но этот тип соединения, что вы видете на моём рисунке, я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).


Иногда, для подвижного скрепления двух листов достаточно толстой лески с оплавленными и приплюснутыми концами (свеча, паяльник). А для более серьёзных деталей из фанеры или дерева, сгодится прочный пластмассовый стержень. Концы оплавляются паяльником.

Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактура, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины, кожу или что-то другое.

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими цветными шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.

Шарниры из медной пружинистой спиральки для кукол-перекладок мультипликации.
Вторая деталь накалывается своим отверстием на установленную ось первой детали, после чего ось скручивается. Напомню, на ватман наклеивается «БФ» ом пищевая тонкая фольга и чёрная бумага. Куклы рисуются и расписываются на белом ватмане. Фольга не даёт бумаге коробиться под акварелью, а чёрная бумага с изнанки предотвращает отблеск фольги на стекле съёмочного стола. Потом детальки вырезаются для соединения их шарнирами в куклу-перекладку, но не все. Часть деталей раскладывается на съёмочном столе для свободной их перекладки с места на место при покадровой съёмке. Сразу скажу, большинство кукол не плоские бумажки, а полуобъёмные зделия из акрила или дерева.

Не пренебрегайте и обычными пуговицами, даже портновскими кнопками, для получения шарнирного соединения. Пуговицы бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими. Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.

Количество шарниров не обязательно равно количеству суставов человека.

Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.

С двух сторон детали в отверстие туго вставляются деревянные оси со шляпками. Получаем каталку на колёсиках.

Это тоже марионетка-игрушка. Электролобзиком такие вещи делаются моментально. Если технология отлажена, деревянные оси под рукой, дело за росписью. Она съедает основное время идущее на изгодовление куклы.

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья. Клинья предпочтительней.

Работа электролобзика. Импровизация для неожиданных именин сотрудницы заняла 20 минут.

Простейший вариант паркетной куклы описан в дневнике на странице «Кукла маска».

Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите. Можно пришить к затылку лямку для управления головой, шарики-глаза на лицо, можно закрепить короткие трости к рукам. Понятно, что ткань должна быть праздничная, весёлая, тогда кульки с набивкой и без костюмов изобразят куклу. Создайте движение, и возникнет браз.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.

Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, особенно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, цветные толстые шнуры, молнии, огромные пуговицы), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же сшитую куклу, цепляйте к ним платочки с пряжей волос, самодельные плоские бумажные маски. Ваш театр должен превратиться в настоящее безобразие для детей!

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга только технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты в изготовлении, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции на новые.

Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша конструкторская мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае индивидуально. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвозде), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить всё как есть, это зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени — с ограничителями, голова может и свободно болтаться.

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол, и многое другое, сцепляется такими крючками.

Ляльки собраны на булавках с колечками, и на шпагате (в плечах и ногах).

Металлические петли можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.

Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.

Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.

Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.

В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.

Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, закусывая ось).

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.

Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров, это забивание в просверленные отверстия проволочной стальной оси в виде скобки. Такая ось сама не выскочит из шарнира во время спектакля.

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в работе. Они быстро и легко фиксируются в шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.

Хочу проиллюстрировать тему шарниров конструкцией типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются штампом из листового винипласта толщиной в 1,5 — 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища монтируется пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся приличный костюм, в законченном виде на голове куклы укладывается парик, делается роспись.

Партия состоит из персонажей к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборку другие, пошивочные работы распределяются среди надомников. Можно не стесняясь поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.

Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии, предельно рациональная конструкция. Всё подчинено заботе о минимальной себестоимости изготовления. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Очень своеобразны «шарниры»! Аскетичность конструкции куклы скроет яркий костюмчик-распахайка.

Небольшой пример из области технологии. Бруску на станках в столярке придают нужный профиль, чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито!

Популярны, и в пакетных и в тростевых куклах не менее простые “шарниры” в виде верёвки. Смотрится так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы.

Типичная горизонтальная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке.

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для спасения стенок от износа. Если у вас есть трубочки подходящено диаметра, то стержни можно выкинуть. Концы такой оси развольцовывают или сплющивают один конец для впрессовки его в отверстие.

От профиля деревянных деталей шарнира зависит степень его подвижности и внешний вид конструкции куклы.

В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания. Тут много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу.

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать её в “скульптуру”. Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое.

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт одежде заминаться в щель при наклонах.

Дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси, шаровая опора позволяет детали плавно менять наклон вращающейся во всех направлениях оси этой детали. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации.

Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла.

Нам известен принцип работы шарнира, но не определена его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям.

Конструктору надо определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

Очевидно, что сферическая деталь должна в любом положении притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления одного конца пружины в центр шара.

Если красное называется головкой с носом, то мы смотрим на работу головки в виде шаровой опоры.

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровосека в поясе.

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое. Пока это очень похоже на головку гапита.

Точка соединения двух тяжей должна быть неподвижна, как бы пружина не была натянута.

В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание проделать отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара.

Более рациональное решение.

Шаровые шарниры для кукол мультипликации.

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.

На прощание маленькая хитрость.

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается отвёртка подходящего размера) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают в работе леску.

Доброго времени суток! По просьбам я попытаюсь сделать мастер-класс по созданию шарнирной куклы из пластика . Это мой первый мастер-класс, так что если что-то непонятно объяснила - спрашивайте дополнительно. Мастер класс буду выкладывать частями (как будет продвигаться моя работа, буду походу фотографировать) Мастер классов в интернете много… этот будет называться… скажем так «Как это делаю я». Единственная цель которую я преследую… чтоб собравшиеся на этом сайте творческие (и не очень) люди увидели, что сделать шарнирную куклу своими силами вполне реально. А так как кукол здесь любят решительно все, то думаю будет интересно. К тому же я и сама не знаю что в итоге получится.

Ну начнем. Часть первая, для меня самая неинтересная и даже нудная… но без неё не обойтись.

Сначала нужно сделать чертеж.Или взять любой готовый из интернета… типа этого.Но мне кажется что лучше нарисовать самим… так ваша кукла будет непохожей не других, со своей авторской индивидуальностью.Продумать какой вы хотите видеть готовую куколку… толстенькой… худенькой… какого возраста.

Для работы я использую в этот раз фимо пуппен миниатюра.Как всегда пищевая фольга и несколько инструментов, которые облегчают работу.


Делаем заготовки из фольги, время от времени прикладываем их к чертежу…


Придерживаемся размера и формы.

Облепляем тонким слоем пластики.Примерно 1мм-1,5мм.Изгибаем уже облепленые заготовки в нужном направлении и запекаем в духовке при температуре указаной на пачке пластики, которую будете использовать. Ставим в холодную духовку на 15-20 минут.Продолжение следует…

Если есть какие-то сильно выпуклые бугры, то нужно поправить с помочью наждачной бумаги или есть такие губки для полировки ногтей, чтоб ничего сильно не выступало.Тереть не до фанатизма, а просто немного сгладить.

Далее начинается интересное….но сложное.Запасаемся анатомическим атласом и изучаем где расположены какие мышцы.Прекрасный вариант -посмотреть на себя в зеркало другими глазами…… замечательными объектами для этого дела также являются дети.Для моей дочери уже не будет сюрпризом если я ни с того - ни с сего скажу «покажи колени» или «покажи лопатки».Она мне их с удовольствием продемонстрирует, а потом еще будет гордиться, что принимала участие в создании новой куклы))).Ближе к делу.
Я всегда начинаю лепить с туловища.Первый раз я лепила с головы и ошиблась с размером….она оказалась слишком мала.К тому же черты лица будет легче подобрать если тело уже есть(это для меня так).Вобщем начинаем сверху вних держась руками за уже запеченый пластик.Свежий пластик (уже вылепленые детали)стараемся не трогать.Внимание!!! Лепим только перед туловища.Заднюю часть не трогаем вообще.И таким образом глядя на себя, детей, атлас пытаемся повторить.Это как бы трехмерное срисовывание.
Добавляем шею

Добавляем мелкие детали и грудь


И так постепенно спускамся спускаемся…

и запекаем опять 15-20 минут.Ставим в холодную духовку.Я это уточняю затем, что в горячую -это будет совсем другое время.Остужаем.

Так дальше… хорошенько трём наждачной бумагой, убирая все неровности (трем только перед-то что делали последним)Трем на совесть.Сначала крупной, потом помельче.

Теперь перевовачиваем и производим теже действия с другой стороной.При этом держа за запеченую часть.

Запекаем, остужаем, трём.Стараемся соблюдать симетрию.У меня симетрии пока нет, но сейчас главное сделать основное, а потом можно доработать.
Из палочек делаем ножки...(извиняюсь за фон… это мой рабочий листочек, на котором я запекаю части)

запекаем, трем… после запекания можно будет подправить симетрию… где-то долепить… где-то срезать
Следующий этап… и пусть не дрогнет рука)) разрезаем тушку


Вытаскиваем всю фольгу, помогая себе при этом пинцетом и другими поручными инструментами.


Немного скругляем края нижней части и отрезаем толщину верхней части


должно получиться примерно так, чтобы верх немного надевался на низ


долеплеваем округлость у низа и наращиваем грудь


Такую модель груди я пробую делать первый раз, на каждой кукле пробую что-нибудь новое(шарниры, тип фигуры и т.д.)А то неинрересно делать одно и тоже.


Вспоминаем детство и катаем шарики


запекаем, трем немного… чтоб каждый раз на повторяться-уточню… запекаем каждый раз 15-20 минут НЕ БОЛЬШЕ!!! в холодную духовку.И только когда уже все будет готово, последний раз запекаем 30 минут по инструкции.Объясняю… если запекать дольше, то потом наждачкой тереть будет трудно.
вырезаем отверстия под бедреные шарниры, примеряя шарики.


И традиционо запекаем.Лучше запекать не по такой схеме, а копить несколько деталей чтоб запечь одновременно (для экономии электричества)
На данный момент мы имеем вот это.




Но радоваться рано, еще полно работы.

Продолжение во

О шарнирах кукол

О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы

Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.

На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.

Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.

Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?

Не удивляйтесь, но это соединение я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).


Иногда достаточно толстой лески с оплавленными свечёй или паяльником приплюснутыми концами. А прочный пластмассовый стержень годится и для более серьёзных деталей из фанеры и дерева. Концы так же оплавляются паяльником.


Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактуровка, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины (увеличив размеры кукол), кожу и т. д.

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.

Не пренебрегайте и обычными пуговицами и портновскими кнопками для получения шарнирного соединения. Они бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими.

Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.

Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.

Деревянные “карандаши” со шляпками туго вставляются в отверстие с двух сторон. Получаем каталку на колёсиках.

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья.


Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.

Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, шнуры цветные толстые), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же куклу, цепляйте к ним бумажные маски...

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты изготовления, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции.

Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае по разному. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвоздях), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить как есть, зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени с ограничителями, голова может и свободно работать.

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол и многое другое, сцепляется такими крючками.

Металлические петли часто можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.

Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.




Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.

Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.

В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.

Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, схватывая ось).

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.

Проволочная стальная ось в виде скобки забивается в просверленные отверстия. Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров.

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в качестве оси шарнира. Они быстро и легко монтируются на шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.

Хочу проиллюстрировать тему шарниров на конструкции типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются из листового винипласта толщиной в 1,5 - 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища укладывается пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся очень приличный костюм, в законченном виде куклы укладывается парики и делается роспись.

Куклы идут партиями с персонажами к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборка в других, пошивочные работы даются надомникам и т. д. Можно поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.

Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии предельно рациональная конструкция. Всё подчинено получению минимальной себестоимости. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Шарниры весьма своеобразны. Конструкцию скроет костюмчик-распахайка.

Небольшой пример из области технологии. Бруску придают нужный профиль, чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито!

Популярны, особенно в пакетных куклах не менее простой “шарнир” в виде верёвки. Так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы.

Типичная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке.

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для оси в качестве укрепления стенок от износа.

Многое зависит от профиля деревянных деталей шарнира, от которого зависит степень подвижности и внешний виж конструкции куклы.

В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания при изготовлении. Много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу.

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать его в “скульптуру”, надо побеспокоиться о внешнем виде шарниров. Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое.

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт их одежде заминаться в щель при наклонах.

Если дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси, то шаровой шарнир позволяет плавно менять наклон оси вращения деталей во всех направлениях. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации.

Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла.

Нам известен принцип работы шарового шарнира, но пока не известна его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям.

Принципиальная схема шарнира показана.

Конструктору осталось определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

Очевидно, что сферическая деталь должна притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления пружины в центр шара.

Если это головка с носом, то посмотрите принцип работы шарового шарнира.

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровасека в поясе.

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое.

Точка соединения двух тяжей неподвижна, как бы пружина не была натянута.

В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание оставить отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара.



Более рациональное решение.

Шаровые шарниры для кукол мультипликации.

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.

На прощание маленькая хитрость.

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается конусообразный штырь) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают в работе леску.

О деталях механики головы надо делать отдельную страницу.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!