Женский журнал Ladyblue

Методическая разработка на тему: Консультация для педагогов "История народной игрушки". Разновидности русских народных игрушек Описание любой народной игрушки

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины - села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки - фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони - солнце, медведи - силу, могущество и власть, бараны и коровы - плодородие. Отличительная особенность этой игрушки - удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции. Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны - барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки - фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Матрешка – пожалуй, самая известная русская игрушка. В чем же секрет ее популярности? Где ее родина? И как получилось, что деревянная расписная кукла стала уникальным феноменом культуры? Матрешка появилась в середине 90-х годов XIX века, между 1893 и 1896 годами. И стоила от 6 до 8 рублей за штуку. С годами цена ее упала до 35 копеек, что говорит о начале массового промыслового выпуска игрушки. Удивительно, но на первых порах матрешка не была столь популярна как сейчас. Она стояла в ряду множества подобных изделий «русского стиля». У истоков создания первой матрешки стояла семья Мамонтовых. Брат мецената Саввы Ивановича Мамонтова – Анатолий Иванович Мамонтов с женой Мариной Александровной – держали в Москве мастерскую с магазином «Детское воспитание», где и появилась новая игрушка.
А в 1900 году матрешку уже ждал успех. Марина Александровна была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки в Париже – за игрушки, среди которых была и матрешка.
К сожалению, точное имя создателя первой матрешки кануло в лету. Нет никаких письменных свидетельств. Некоторые исследователи называют создателем матрешки В.П.Звездочкина. О создании игрушки сам токарь рассказывал так: «…Увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и попробовал сам выточить подобие человеческой фигуры. А.И.Мамонтов требовал новых и новых образцов. Выточенная фигурка сначала имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая», то есть не раскрывалась». По словам Звездочкина, именно он придал игрушке женские очертания и формы. А Мамонтов одобрил идею с вкладышами. Но что же послужило прообразом самой «чурки» для матрешки. Здесь не обошлось без Японии. Деревянные игрушки с росписью – из страны восходящего солнца – и стали теми образцами, которыми воспользовались «мамонтовские» мастера. Японские «кокейси» представляли собой разъемные вкладные фигурки, изображающие восточных мудрецов. Возможно, кокейси и, правда, повлияли на замысел матрешки. Но становление ее происходило уже на почве русского искусства и на базе народного ремесла. Существует и русская версия рождения «чурки» для матрешки. В конце XIX века в моде были пасхальные яйца, к созданию которых привлекались известные художники. Им посвящались даже специальные заседания Художественного совета в Кустарном музее. Собственно, принцип сборного яйца с 3-5 вкладышами и мог лечь в основу матрешки. А «расписные яйца с ликом Богоматери или Христа вполне могли подсказать и изобразительный замысел деревянной женской фигурки-матери. Именно «материнское» в игрушке определило и ее название. В деревне женское имя Матрена с корнем «мат» было самым распространенным. От него веяло добротой и родительской лаской. Но кто точно нарек игрушку этим именем - сказать уже невозможно. В 1910 году слово «матрешка» еще брали в кавычки – как непривычное для горожанина. Но уже совсем скоро слово стало нарицательным. Оно живет своей жизнью и даже не переводится на другие языки. Название и форма новой игрушки определили и стиль ее оформления. Известного художника, архитектора и графика Сергея Васильевича Малютина называют автором росписи первой матрешки. Документально это не подтверждено до сих пор. Но, как считают искусствоведы, четко угадывается художественный почерк Малютина, увлекавшегося фольклором и русской стариной.
Благодаря яркой росписи матрешка в одночасье стала игрушкой-сувениром и визитной карточкой страны. Мастерская Мамонтовых уже не справлялась с заказами из-за границы. Магазин выкупил С.Т.Морозов и построил его филиал в Сергиевом Посаде. Уже в 1911 году здесь значится 21 наименование матрешек. Что уж говорить о настоящем времени. Матрешку можно найти везде. Правда, от старых времен осталась лишь форма.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «по­тешными», то есть сделан­ными на потеху, на забаву. Это были «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100-150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные до стижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их раз личие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одно го великого мастера - природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других - дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разно­образных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из дра­гоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскоп ках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Ар­хеологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понима ли назначение детской игрушки - забавлять ребенка, помо гая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посу да, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, ору жие - луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сего дня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из ве ток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соло мы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движе ния, издавать звуки и шумы, - ярко и красиво их расписы вали.
Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала да же примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно отно сятся к своим игрушкам - быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьян ские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Се-мичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хорово ды, а в конце обряда топили в реке.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Но есть в Сергиевом Посаде уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. Не случайно музей возник именно здесь, под Москвой, в Сергиевом Посаде. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки. Там имелись специальные ремесленные мастерские, где ра ботали мастера разных профессий: лепщики, резчики, рас красчики, столяры - ведь игрушку стал делать не один ма стер, а несколько.

От редакции: современного ребенка ничем не удивишь. Дети пресыщены изящными пластиковыми красотками, трансформерами и человеками-пауками. А что, если отправиться в путь за народной игрушкой? Или попробовать смастерить игрушку самостоятельно по старинным крестьянским образцам?

С наступлением теплого времени года люди начинают подумывать об отпусках. И кто-то, может быть, не лишит себя удовольствия посетить старинные русские города – хранители нашей истории и культуры. Что бы вы купили себе на память о подобной поездке? Наверное, что-нибудь из изделий русского прикладного искусства, какую-нибудь изящную, занимательную или яркую вещицу-самоделку? Ведь до сих пор вдохновенные умельцы не дают целиком кануть в прошлое русским промыслам, в которых жива самая лучшая частица души нашего народа.

Крестьяне не сочиняли опер и изящных романсов, не писали толстых книг, не рисовали огромных полотен, их искусство было иным. Прикладное – к чему-либо приложенное, оно одушевляло самые обычные бытовые предметы. Так что же говорить об игрушках, само назначение которых – нести радость, веселье, тепло…

Создавая игрушки для детей, русские люди удовлетворяли извечное человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее искусство, в разных странах отражавшее национальные традиции народов, у нас приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних детишек к другим.

И в то же время – вот забавный парадокс – самой знаменитой нашей стала игрушка, которая родилась отнюдь не в русской глубинке. Да-да, это о матрешке. Говорят, что нет иностранца, который бы, уезжая из России, не вез домой матрешку в качестве сувенира. Однажды матрешка побывала даже в космосе – космонавты взяли ее в кабину космического корабля. Все-таки хороша эта кукла, яркая, нарядная, смешная, а самое главное – затейливая. Вроде бы одна, а на самом деле – много.

Автор этих строк помнит великолепную матрешку из своего детства, которая раскладывалась на множество других, самая маленькая из которых была размером с полногтя и даже не имела раскраски из-за своей малости. Невольно даже тянет пофилософствовать, глядя на такую игрушку.

Существует легенда, что с помощью матрешки русский крестьянин ответил на вопрос философа о том, как произошел человек. Кукла в кукле якобы символизировала то, что человек заложен в самом человеке. Но, как мы уже говорили, матрешка – не старинная русская игрушка. И даже нет единого мнения насчет того, как эта кукла появилась у нас в стране, самобытная она или заимствованная, называется лишь примерное время ее «рождения» — самый конец 19-го века. Известно, что в 1900 году матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже.

Первые матрешки выпускались артелью «Детское воспитание», стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Вскоре на матрешку возникла мода, в Сергиевом Посаде образовались артели – матрешек точили из березы и липы, разрисовывали целыми семьями. Куклам придавался национальный колорит – девки и бабы в платочках, сарафанах, с хлебом-солью, с туесками и корзинками в руках, расписанные крупными цветами…

Потом стали выпускать матрешек и с изображениями исторических и литературных персонажей. В 1913 году была выточена матрешка, содержащая 48 кукол. Такая поделка – большая редкость, требующая особого мастерства при изготовлении. За границу матрешек стали вывозить в начале XX века, там они стали очень популярны, особенно в Германии и Франции. В России возникали новые центры матрешечного дела, а в Германии немецкие фирмы производили подделки, выдавая своих матрешек за русские. Матрешка завоевала немало медалей и призов на международных выставках.

А что же наши старинные народные игрушки? Поговорим, конечно же, и о них.

Одно из главных природных богатств России – обширные, густые леса. В давние времена в деревнях и селах, расположенных в лесистых местах, мастера промышляли резьбой по дереву. Удивительные вещи выходили из обыкновенных деревяшек! А деревянные игрушки не только дети любили, но и взрослые ими восхищались.

В Троице-Сергиевом монастыре, основанном преподобном Сергием Радонежским, издревле процветало множество ремесел, которыми занимались монахи, чтобы быть всегда при деле. Были среди монахов и талантливые художники-резчики. Троицкие изделия из дерева очень ценились, их даже преподносили в подарок царям и патриархам. Что же касается игрушек, то рассказывают, что их вырезал из дерева еще сам преподобный Сергий Радонежский, чтобы доставить радость крестьянским детям. Предание прочно связала имя великого Радонежского игумена с богородской игрушкой.

Впоследствии вокруг Троице-Сергиева монастыря, ныне Лавры, образовался город Сергиев Посад. В этом городе, так же как и в окружающих его деревнях, развивался игрушечный промысел – особенно знамениты были богородские деревянные игрушки, изготовлявшиеся в старинном селе Богородском Владимирской губернии. Они создавались здесь на протяжении нескольких столетий. Искусство создания деревянной игрушки, как и вообще резьбы по дереву, основанное на традициях древнерусского искусства, передавалось от отцов и дедов сыновьям и внукам. По ощущению, что оно рождает в душах тех, кто с ним соприкасается, его не раз сравнивали с погружением в волшебную сказку.

До наших дней дошли деревянные игрушки, начиная с XIX века, самыми ранними из них являются фигурки льва и собачки со щенком. Вообще-то деревянные игрушки были очень разнообразны, их украшала узорная резьба, и кроме фигурок зверей и птиц стали появляться маленькие сюжетные скульптуры-сценки – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и тому подобное. Иногда скульптурки изображали сцены из басен и сказок.

Некоторые из богородских игрушек интересны тем, что в них с помощью простейших механизмов создается движение. Например, «Кузнецы» — если привести в движение планки, деревянные кузнецы начнут стучать по наковальне молоточками. Этой игрушке более 300 лет, и она стала символом Богородского игрушечного промысла.

До сих пор богородские мастера продолжают свою чудесную работу над деревянными игрушками. На многочисленных выставках в различных странах их произведения не раз отмечались золотыми медалями.

Но это искусство, ставшее знаменитым на весь. А ведь были еще в самых простых крестьянских семьях самые простые игрушки – тряпичные. Из ткани и лоскутов их шили мамы, бабушки, старшие сестры ребенка. Подрастая, девочка и сама уже начинала изготовлять себе кукол – где-то лет с пяти. Игрушка обычно изображала девушку или бабу; когда для игры была нужна кукла-мужик, просто брали щепочку. Где-то до семи-восьми лет в куклы играли и мальчики, пока все дети ходили в рубахах, но потом мальчик надевал порты, девочка – юбку, и игры разделялись уже на девчоночьи и мальчишеские. Детей в крестьянских семьях было много, тряпичных игрушек накапливалось иногда штук до ста.

Туловище куклы делали из плотно скатанной ткани, обшивали затем белой тканью, лицо вышивали или рисовали, приделывали косу из нитей, в которую вплетали ленту, кукле-бабе делали прическу замужней женщины. Потом куклу одевали в лоскуты, украшали. Девочки-подростки соревновались в изготовлении кукол, которые считались для них эталоном рукоделия.

В крестьянских семьях к игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, но всегда убирали в короб или корзину. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.

Кроме того, любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки. Особенно популярны были изделия из соломы в Белоруссии, где изготовление не только игрушек, но и других декоративных поделок-плетенок из этого удобного пластичного материала стало настоящим искусством.

Солому заготавливали обычно в конце июля — начале августа. В сухую солнечную погоду ее вязали в снопы. Для искусных поделок бралась ржаная, в основном, соломка, так как она имеет наибольшую длину стебля. Стебли разрезают на части, вырезая ножом узелки (коленца) и снимая покровные листья. Получившиеся трубочки сортируют по длине и толщине, связывают в пучки и хранят в таком виде. Объемные плетенки выполняют из верхней части стебля, а плоские — из средней. Чем тоньше стебли, тем лучше и изящнее получаются изделия.

Еще один весьма популярный на Руси материал для изготовлениях различных изделий, в том числе и игрушек – глина. Игрушки из глины лепили руками, без специальных приспособлений еще в древности, до изобретения гончарного круга.

У нас в России искусство изготовления керамической игрушки, родившееся и развивавшееся в русле гончарного промысла, оформилось в самостоятельный промысел в конце XIX — начале XX века. Большой популярностью пользовались абашевские глиняные игрушки, дымковские, жбанниковские, каргопольские, филимоновские. С дымковской игрушкой связано такое интересное явление в народной жизни Вятки, как «свистопляски» — гуляния, к которому игрушечники Дымковской слободы приготавливали тысячи свистулек из глины.

Отображались в глиняных фигурках в основном животные, сказочные существа, всадники, женские образы («барыня», «кормилица»), очень популярными были свистульки. Раскрашивались такие игрушки по-разному, в зависимости от традиций тех мест, где их создавали – яркими красками с последующим дополнением серебром или золотом; в темные цвета, на которые наносились пятна более светлых тонов, или, напротив, нанесением цветной росписи на белую фигурку.

Дымковские игрушки привлекают внимание яркими красками и наивно-детской простотой. Женские фигурки в цветных нарядах: белые юбки то в полоску, то в клетку, то в красных, зеленых, желтых кругах; кофты – и красные, и желтые, и зеленые: на голове –древнерусский кокошник или же модная когда-то шляпка. На щеках румянец, как два красных яблока. У одной в руках зонтик, у другой – ребенок, у третьей – курица, четвертая несет ведра на коромысле. Мужские фигурки чаще всего изображаются юмористически. Вот молодец в красной желтой рубашке, в зеленом колпаке, с балалайкой скачет на желтой свинье. Другой сидит на козле и играет на гармони. Белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свиньи разрисованы красными, черными, зелеными полосками, кругами… Как во многих других народных промыслах приемы лепки и росписи глиняных игрушек передавались по наследству.

Любая игрушка, созданная с душой и фантазией руками умелого человека – это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек той части нашей жизни, в которой – все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное – от случайно привнесенного. И может быть, именно ваш ребенок оценит такой подарок – русскую народную игрушку, купленную вместо тех штампованных, которыми забиты все детские магазины? А может быть, вы подарите эту детскую радость – себе?

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Тема недели: Русская народная игрушка.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из местных природных материалов.

Среди изделий декоративно-прикладного искусства, созданных поколениями российских мастеров из разных регионов, можно отметить разного рода игрушки из природных материалов (дерева, глины, соломы и пр.), Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая захватывает и детей и взрослых, увлекая их в мир человеческой фантазии и выдающегося тонкого мастерства.

Для каждой народности, для жителей определенного региона России испокон веков существовали уникальные традиции изготовления народной игрушки. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, сочетая в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России.

По народной игрушке зачастую можно узнать местность, которая славится ее изготовлением. Там, где добротная, уникальная по своим свойствам глина, мастера создают глиняные игрушки; в регионах, богатых древесными породами, обязательно находятся искусные резчики по дереву, которые создают удивительные деревянные фигурки.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразны. Это и глина, и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Именно здесь зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой русского мецената С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Получившаяся кукла представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой . Она явилась символом материнства и плодородия, так как кукла с многочисленным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры, в частности материнскую сущность русской женщины.

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Городец Нижегородской губернии . Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до сегодняшнего дня, стоит упомянуть следующие: городецкие расписные панно; игрушку-«топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней-качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастер саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская , ставшая крупным промыслом деревянной игрушки.

Народная игрушка в жизни ребенка .

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается человек (и в особенности ребенок) в повседневной жизни.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка» (по наименованию предков). Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме забавы, эти игрушки были оберегами, выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых духов или людей, от разного рода жизненных неприятностей. Они направляли к ребенку ангела-хранителя, который помогал ему в трудную минуту, отводил напасть. Погремушка или мяч, являющиеся символами небесного свода и мира, способствовали единению малыша с миром добра. Однако в народных игрушках славян не принято было изображать злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести детям зло.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию «развивающего помощника» . Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.

Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, исполняя волю хозяина. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки.

Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Разновидности русской народной игрушки

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенной возле города Кирова.

Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.



Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских, по-прежнему изготавливая и расписывая игрушку вручную, отчего она обладает неповторимыми формами и колоритом.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

Филимоновская игрушка

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Все филимоновские игрушки-свистульки лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди — солдаты, барыни 2) животные — олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Богородская игрушка


Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (курочки, клюющие зернышки; медведи, бьющие по наковальне и др.).

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Вот уже более 300 лет в селе Богородское живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

Игрушки режут из липы. Перед тем как пойти на изготовление игрушки, дерево должно сохнуть два года. Отходы липы — щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные.

Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

Городецкая деревянная игрушка


Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем.

В 19 веке в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и расписную деревянную игрушку.

Поначалу даже не Городец, а окружающие его деревни и села славились игрушечным товаром. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства со значительным товарооборотом. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, сформировались основные типы городецкой игрушки, которую мастерили почти в каждом населенном пункте городецкого куста.

Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курце- во, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX — начале XX в.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Среди разнообразия городецких игрушек конь, в его самых разных композиционно-образных вариантах, занимает одно из ведущих положений. Вплоть до XX века лошади играли как в хозяйственном, так и в военном деле особую роль. Не случайно игрушечный конь был у детей и в крестьянской и в княжеской семье.

Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки и сопелки, погремушки, трещотки, балалайки и колокольчики доставляют малышам радость не только производимыми с их помощью звуками и шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками – и звук получался разный. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, как уже говорилось, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.

Тряпичная кукла

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Своим рождением каждая кукла обязана трудовой деятельности человека, органично связанной с природой (возделыванием земли, ловлей рыбы, охотой и т.д.).

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у куклы не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

На необъятных просторах русской земли создавались куклы на разные случаи жизни. Это и вепсские куклы (традиционные обрядовые), изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину (женское плодородие и зрелость). Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Также были куклы — «московки»(кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки»(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.

Видимо игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!