Женский журнал Ladyblue

Методические рекомендации по проведению дня матери и конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию ко дню матери. Методические рекомендации по проведению классного часа «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Песнь материнского сердца» городской модельной библиотеки №3 МАУК "МЦБ" муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

«СТОП!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В БИБЛИОТЕКЕ

(ЦБС г. Карабаша)

Среди глобальных проблем современности одной из самых животрепещущих является экологическая. Загрязнение воды и воздуха, падение плодородия почвы, истощение лесных ресурсов, кислотные дожди, сокращение количества биологических видов на земле свидетельствует о наличии явной опасности всему живому, которую никто не может игнорировать. Задача библиотек – помочь молодым читателям задуматься о нравственности своего поведения по отношению ко всему живому, к природе в целом и друг другу.

В сценарий экологического вечера вошла игра «Экологические головоломки», которая поможет осознать серьезность экологических проблем.

В зале, где будет проходить экологический вечер, оформляется книжно-иллюстративная выставка «Терпелива природа-матушка». Цитатой к выставке могут быть слова из стихотворения Р. Рождественского о природе: «Поражает меня не ее красота, поражает ее терпение».

Звучит фонограмма песни Е. Крылатова и Ю. Энтина «Прекрасное далеко»

Ведущая 1 : Сейчас, дорогие друзья…

Ведущая 2 : (перебивая) СТОП! СТОП! СТОП!

Ведущая 1 : (не понимая) Почему Вы меня останавливаете?

Ведущая 2 : (невозмутимо) Я останавливаю? Ни в коем случае! Я помогаю.

Ведущая 1 : Хорошенькая помощь! Ни с того, ни с сего кричите «СТОП!» Я даже забыла, что хотела сказать…

Ведущая 2: Зато я знаю: «СТОП!» - это название нашего экологического вечера.

Ведущая 1 : Ах, вон что! Оригинально, но, по-моему, напоминает правила дорожного движения…

Ведущая 2 : Увы, нарушителей Закона охраны природы гораздо больше, чем нарушителей на автодорогах! Поэтому мы решили дать нашему вечеру такое категорическое название.

Стоп – расхитителям,

Стоп – браконьерам!

Всем, кто природу

Тратит без меры.

Стоп – нерадивым,

Стоп – бюрократам!

Долг ваш пред нею

Вырос стократно!..

(негромко звучит фонограмма песни «Кто, если не мы»)

Друзья, во всех странах, на всех континентах люди думают, как спасти нашу Землю. С каждым днем ширится движение «зеленых», и мнение защитников природы приобретает все больший вес. Возникает необходимость ввести «мораторий» на любые действия, наносящие ущерб живой природе, будь то вырубка деревьев или рыбная ловля…

Вот это лес, ребята, это красотища!

Глядите, дуб! В обед – сто лет! А может – тыща!

А ну-ка, свалим этот дуб одним ударом!

В лесу всего полно, и все задаром!

Ну, с этими учеными - умора!

Чего стесняться, ведь живем у моря!

Лови, тащи, нащупывай радаром!

…Мы под орех разделали планету!

И леса нет, и рыбы нету!

Чего возиться с этим старым шаром?

Планет вокруг полно и все задаром!

Ведущая 2 : Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты в один голос говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!» Полеты в космос показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем – нашим «шаром», на котором есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо под названием «жизнь».

Звучит фонограмма песни «Маленький шар голубой»

Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое – деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди - образуют «кожуру» жизни на горячем изнутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей.

Ведущая 1: Человек в природе - кто он: царь или раб, сын матери-природы или мот, гуляка, конкурент или партнер? Один ответ находим у М.Ю. Лермонтова в Восточном сказании «Три пальмы»:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван…

И ныне все дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом…»

Здесь человек – царь, неразумный и жестокий. Другой - у Гете в «Фаусте: Морское это полноводье,

Подкрадываясь на часы,

Приносит на века бесплодье

Земле прибрежной полосы…

Разбушевавшуюся бездну

Я властно обуздать хотел.

Я трате силы бесполезной

Сумел бы положить предел.

И здесь человек и природа враждебны. Цель – победить враждебные силы природы: построить земляной вал для защиты от морских приливов. Здесь человек – тоже царь, хотя уже и просвещенный.

Ведущая 2 : Совершенствуя свое господство, приспосабливая природу для своих эгоистических нужд, человек конца ХХ века увидел неблагополучие в созданном им на Земле царстве. Природные системы, его «подданные», хиреют и вымирают.

Оптимисты предполагают, что в будущем человечество будет жить в некоей искусственной природе, и предлагают природу переделывать или, по крайней мере, управлять ею. Но эта задача человечеству явно не по силам: природа содержит гигантское число (порядка 10 27) живых объектов. На управление ими потребовалось бы, по данным ряда ученых, не менее 99% всех энергетических и трудовых затрат современной цивилизации.

За миллиарды лет эволюции выработались тончайшие механизмы регулирования жизни, и вмешательство в них (замена их другими) на современном этапе опасно, т.к. все виды растений, животных, микроорганизмов удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два-три вида животных или растений – и невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Например, в начале нашего века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Не сразу удалось понять, что случилось. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящиеся в земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

Ведущая 1 : Для оптимистов человек – царь природы, для пессимистов – раб. Первые полагают, что сохранение девственной природы необязательно – человек сможет существовать и в окультуренной среде (парки, сады и т.п.). Вторые, наоборот, пытаются доказать, что только девственная природа на большей части суши поможет сохранить человеческий род.

Уже пройдены этапы во взаимодействии человека с природой, когда он был рабом природы, а затем возомнил себя царем. Он должен окончательно сойти с царского трона.

Виновником омертвления вещей М.Цветаева считала человека, который легкодумно и опрометчиво нарушил законы природы, превращая дерево и железо в доски и гвозди:

Дерево, доверчивое к звуку

Наглых топоров и нудных пил;

С яблоком протягивало руку –

Человек – рубил

Горы, обнаруживая руды

Скрытые (впоследствии «металл»),

Твердо устанавливали чудо!

Человек – взрывал.

А вот как звучит эта тема в стихах Игоря Северянина:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют еловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркале осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…»

Ведущая 2 : Известно, что посадка деревьев – одно из самых благородных дел. Представьте себе, сколько можно вырастить деревьев, если каждый житель нашего города посадил бы по одному дереву! А что если каждый посадит по 10 деревьев? Известно ли вам, сколько одна семья сжигает леса в печке зимой… Поинтересуйтесь и помножьте эту цифру на весь город. Внушительная цифра получается!

(Звучит фонограмма песни «Не рубите, мужики…» в исполнении группы «Любэ»)

Действительно, каждый день мы забираем богатства природы: пилим лес, уничтожаем кислород и не задумываемся, на сколько лет нам хватит природных ресурсов? Хватит ли на всех? Наступит ли тот день, когда и лес, и газ, и нефть, и питьевая вода будут полностью израсходованы человеком? Ежегодно сплошные вырубки леса охватывают площадь в 2 млн. га. Ежегодно в стране бывает до 28 тыс. лесных пожаров (85 % по вине человека), при которых теряется около 1,5 млн. га леса. По всей стране сокращаются площади спелых сосновых, еловых и, особенно, кедровых лесов. Практически уничтожены за последние 30 лет так называемые тугайские леса в Средней Азии – когда-то непроходимые древеснокустарниковые заросли, которые тянулись вдоль всех рек и служили естественными заповедниками для многих животных и растений.

И к зову леса становясь все глуше,

Мы редко слышим – странная напасть

Как потихоньку стонут наши души

Все суше и беззвучней становясь.

Ведущая 1 : Дорогие друзья – гомо сапиенсы! Как вы себя чувстуете? Ничего? Что? Сердце побаливает, в боку покалывает? Ну это пустяки, завтра же к врачу, а там на обследование можно лечь, рентген, кардиограмма, анализы, то да се… А теперь подумайте, кто поведет на прием к врачу Природу? Кто послушает ее сердце? Спросит: «На что жалуетесь?» Кто? Молчите… Да, получается, что Природа-то вроде как сирота. А ведь она наша ближайшая кровная родня. И болезни природы моментально передаются нам. Например, у нашего родного города уже давно началась «одышка» от выбросов медеплавильного комбината. За время своего существования медеплавильным комбинатом выброшено в атмосферу города более 12 млн. тонн твердых, газообразных веществ, аэрозолей, в которых преобладают диоксид серы (около 90 %), оксиды меди, цинка, шлаков, пиритных хвостов обогащения, размещенных на городской территории в окрестностях комбината, по всей территории Соймановской долины и пойме рек Сак-Элга.

Ведущая 2 : Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Так поется в песне. Как чувствует себя в современных условиях наш второй (после воздуха) земной друг – вода?

…Родничок у дороги. Живая, бьющая из-под земли струя. Почему издавна он привлекал наше внимание, рождая доброе чувство? Хочется остановиться, опуститься на корточки и, ополоснув ладони, набрать полную пригоршню: не хочется пить, а все равно попьешь, причмокнешь языком, похвалишь.

Подземные родники – ценный дар природы. Но их, выходящих на поверхность, становится все меньше. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца». А. де Сент-Экзюпери.

Как провести в детском саду День матери и отца ?
Методические рекомендации*

Об истории новых российских праздников

Уже десять лет в России отмечается День матери в последнее воскресенье ноября . Праздник утвержден Указом президента РФ № 120 от 30 января 1998 года. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

В настоящее время в Российском Парламенте идут дискуссии о целесообразности придания официального статуса празднованию в России Дня отца, по аналогии с Днем матери, чтобы ценность российского отцовства была признана на государственном уровне наравне с материнством.

Многие территории российской федерации (Волгоградская, Вологодская, Ульяновская, Магаданская, республики Саха, Коми и др.) узаконили в праздничном календаре День отца, хотя сроки празднования у всех разные. Например, Волгоградская область стала одним из первых регионов России, где 1 ноября появился новый праздник – День отца. Ряд субъектов РФ выбрали другие дни ноября, а некоторые 8 июля. По православному календарю это День святых Петра и Февронии - покровителей семьи и брака.
Четвертое ноября вот уже несколько последних лет отмечается как Всемирный мужской день, который был объявлен отделением ООН в Вене. За рубежом День отца и День матери как национальные праздники существуют в Канаде, Америке, Финляндии, Германии, Эстонии и многих других странах. Они проходят как выражение любви и благодарности женщинам и мужчинам в их роли любящих и ответственных родителей, которые активно и искренне участвуют в воспитании детей. Официальное празднование этих дней призвано подчеркнуть значение вечных семейных ценностей: верного супружества, заботливого родительства, крепкого родства.

Рекомендуем педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений в рамках завершения Года семьи посвятить соответствующее календарное время проведению единого, совместного праздника – Дня матери и отца.

Цель: выразить общественное признание уникальной доли вклада как матери, так и отца в общий родительский труд.

* Подготовлено Е.П. Арнаутовой, научным со-руководителем Ресурсного центра

Что такое идеальное материнство и отцовство?

Ход исторического и экономического развития общества во многом способствовал сближению, но не совпадению ролей мужчин и женщин. Материнство и отцовство – составные части института родительства, они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как целостность. Ребенок формируется своеобразной комбинацией отношений матери и отца в их родительских и супружеских ролях. В этом состоит универсальность влияния на развитие ребенка института родительства.

Любовь матери в идеале безусловна, она - первая и наиболее значимая сторона родительской любви, ребенок нуждается в ней с младенчества как физиологически, так и психически. Мать - эмоциональная, чувствующая, питающая и смысловая среда, в которой берет «старт» вся последующая психическая жизнь и деятельность ребенка. Известный психолог и социолог Э. Фромм подчеркивал, что в идеале материнская любовь безусловна, мать любит ребенка, потому что это ее дитя, ему «не нужно добиваться и заслуживать» любовь матери; «если она есть, то она равна блаженству». Если же ее нет, как подчеркивал автор, «это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни» и ребенок ничего не может сделать, чтобы эту любовь создать. Отцовская любовь, в отличие от материнской, обусловлена, она должна быть заслужена ребенком и может быть утеряна, если он не оправдает ожиданий отца. Поэтому, материнский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, что ты есть». Отцовский принцип: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, исполняешь свои обязанности, похож на меня». Лишь одного начала – материнского или отцовского, недостаточно для гармоничного развития ребенка, такую основу могут обеспечить только оба родителя. Н.М. Карамзин, историк и писатель, говорил, что «без хороших отцов нет хорошего воспитания», подчеркивая значение гармоничного сочетания обоих родителей в полноценном развитии детей.

Традиционная функция отца - обеспечивать социальную опору и авторитет семьи, функция матери - обеспечивать ребенку безопасность в жизни, воплощать духовное и эмоциональное начало. Отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и, следовательно, играют решающую роль в его половой социализации. Матери в своем большинстве относятся одинаково заботливо как к сыну, так и к дочери, и в этом смысле меньше учитывают их половую принадлежность. Мать больше опекает детей, отец больше предоставляет свободы и самостоятельности. С воспитательной ролью отца связаны вопросы авторитета, власти, строгости и дисциплины. Матерям не свойственно принимать риск в поведении ребенка, они чаще пресекают детские поступки, которые отцы допускают. Мужчина проторяет ребенку путь к человеческому обществу, приводит его к людям, мать - предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческих отношений. Отец - источник познания о мире, труде, технике, побуждают ребенка к экспериментированию, соревнованию, провоцируют его на риск и преодоление трудностей, способствует ориентировке детей на социально полезные цели. Он учит ребенка, руководит им, чтобы тот смог справиться с проблемами, которые ставит перед ним общество. Например, вербальные и невербальные воздействия матери и отца имеют для ребенка разное социальной содержание. Материнские прикосновения несут нежность, умиротворение, покой, теплоту, легкость, в то время как отцовские поощряют активность, проявление силы. Один и тот же стиль отцовского поведения может быть и вполне оправдан, и решительно неприемлем, в зависимости от того, как ведет себя и что дает ребенку мать, что в воспитании они доверяют друг другу.

Мысль о слабости и снижении воспитательной роли современных отцов - один из распространенных стереотипов массового сознания, отмечает социолог И.С. Кон. Большинство ученых подчеркивают, что сегодня никто не стал хуже, чем ему завещано природой, – ни мужья, ни жены, ни отцы, ни матери. Природа любви отца и матери опосредована гендерными различиями и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства. Однако наблюдается дефицит взаимодействия их как «команды». Исследования показывают, что современные отцы не только не уступают, но и превосходят отцов прошедших поколений в уходе за детьми и общении с ними. Характер проявления отцовской зрелости меняется на фоне все большего внимания к эмоциональной и духовной сторонам жизни и отношений в семье. Отцы эмоционально ближе к нынешнему поколению детей, лучше их знают, больше дорожат их любовью, больше к ним привязаны. Как подчеркивает Д.С. Акивис, даже самый слабый сегодняшний отец сильнее, чем отцы предыдущих поколений.

Тем не менее, по прогнозам специалистов, грядущим поколениям угрожает «безотцовщина». Статистика такова, что на фоне увеличения числа разводов и внебрачных рождений почти половина рождающихся детей заметную часть дошкольного периода детства проживают без активного участия в их воспитании отцов, т.к. в случае распада семьи остаются с матерью. Явление «фантомного отца» приводит к снижению роли семьи в полноценном полоролевом развитии детей, что прямо и косвенно усиливает дальнейшую феминизацию семейного воспитания и сбои в социализации детей.

Известный психотерапевт А.М. Полеев отмечает, что вклад мужчины и женщины в воспитание не может оцениваться одними «мерками». Многие ученые признают, что теплые отношения с женщиной имеют для мужчины особую ценность, но глубокий психологический анализ природы отцовского чувства, особенно в ситуации развода и адаптации мужчины в роли отчима, практически отсутствует, а отрывочные сведения противоречивы. Согласно данным современных исследований, только треть разведенных отцов достаточно часто (каждую неделю или раз в две недели) видят своих детей и могут в какой-то мере заниматься их воспитанием. Даже при частых контактах менее половины отцов берут на себя смелость утверждать, что их влияние на детей велико. Таким образом, воспитательная активность отцов, в том числе в случае развода, зависит исключительно от их доброй воли.

Образ отца формируется у ребенка во многом под влиянием того, что слышит ребенок от матери, бабушки, соседей, воспитателей, что читает в их глазах, когда речь заходит об отцах.

Чем наполнить проведение Дня матери и отца в детском саду?

Целесообразно посвятить содержание воспитательно-образовательной работы с детьми и общение с родителями ценностям счастливого родительства, чтобы выразить почтение отцовству и материнству как уникальным феноменам в жизни человека.
Выстраивание тематической программы ставит следующие социально-педагогические задачи :
- сосредоточить внимание на уникальной роли отца и матери в гармоничном полоролевом развитии и благополучной социализации детей;
- способствовать повышению авторитета ответственного материнства и отцовства;

Примерный перечень вариантов работы с детьми и общения с родителями:

  • Тематическое анкетирование, тестирование, экспресс-опросы отцов и матерей с целью вовлечения взрослых в обсуждение проблемы современного родительства: «Отцы глазами матерей и матери глазами отцов»; «За что я уважаю мужа как отца ребенка», «За что я уважаю жену как мать ребенка»; «Какими являются, на ваш взгляд, современная мать и современный отец»; «Как выглядит идеальный отец (мать)?» и т.п. (см. библиографию приложения 1).
  • Интервью, этические беседы с целью формирования у дошкольников представленийоб особенностях поведения людей в зависимости от пола: интервью «Для чего существуют папы и мамы»; этические беседы «Мы с папой в доме заботливые мужчины», «Мы с мамой в доме заботливые женщины»; составление рассказов (в том числе,по типу незаконченных предложений): «В чем мужчины и женщины сходны и чем отличаются друг от друга».
  • В рамках «Недели игры» целесообразно создание в возрастных группах предметно-игровой среды для организации самодеятельных игр героической и семейно-бытовой направленности, например: «полицейские», «спасатели», «военнослужащие», «семья принимает гостей» и пр.; участие матерей и отцов, бабушек и дедушекв игровых сеансах; проведение дидактических, словесных, настольно-печатных, народных игр: «О профессиях мужчин и женщин», «Найди одежду (обувь) для мальчиков и девочек», «Сезонные игры и обряды» и т.п.
  • Выставка домашних игрушек: «Во что играли в детстве мамы и папы, бабушки и дедушки и во что играют дети сегодня» с сопровождением рассказов взрослых о своих играх и игрушках и совместными с детьми играми.
  • Спортивно-досуговые и познавательные развлечения с участием детей и взрослых: «Состязания смелых, ловких и внимательных», «Гостеприимные хозяева», «Покажем свое умение рукодельничать», «Приятные подарки для мужчин и женщин, мальчиков и девочек»; викторины, типа:«Кто, где и когда отмечает День отца и День матери?», «Знаем пословицы и поговорки о семье» и др. (см. приложение 2).
  • Изобразительная деятельность детей и взрослых в детском саду и дома: «Рисуем письма любви и благодарности отцам и дедам, матерям и бабушкам»; вернисажи детских рисунков: «Портрет моей мамы (папы)», «Мои друзья – мальчики и девочки»; «Папа у нас, что надо», «Моя мама самая-самая»; выставка семейных коллажей «Любимое занятие папы (мамы)»; «Рисунок семьи в виде дома».
  • Музыкально-поэтические и фольклорные вечера: «Отцовство и материнство – величины постоянные»; «Материнство и отцовство, воспетое в литературе, музыке и живописи»; «Традиции и обряды отцовского и материнского воспитания прошлых поколений» и др.
  • Создание и показ тематических видеофильмов: «Секреты духовного лидерства мужчины в семье»; «Материнский фольклор в семейном воспитании». Подготовка тематических буклетов: «Верность родительскому долгу», «Чтобы в доме не было дефицита согласия».
  • Семейные конкурсы: «Детская фотография из семейного фотоальбома моих родителей»; «Лучший сценарий семейного праздника» и др.
  • Чествование матерей и отцов: Вручение грамот, благодарственных писем отцам и матерям, проявляющим родительскую ответственность и общественную активность; вручение родителям «наград» за отцовское и материнское чадолюбие, сделанных педагогами и детьми. Фотопанорама: «Мудрость отцов и матерей».
  • Акции: «Пусть всегда будет папа», «Мамы разные важны», «Многодетные матери и отцы», «День отцов для всех детей» и др. с учетом имеющихся в детском саду категорий родителей, в том числе, неполных семей и основанных на повторном браке. В рамках проведения акций могут распространяться поздравительные открытки, сделанные руками детей, отправлены СМС в форме лаконичных напоминаний-побуждений, сделана нейтральная информация об акции на сайте детского сада и пр. В выборе средств пропаганды идей ответственного родительства важно быть деликатными и тактичными, уважать границы частной жизни людей.
  • Дискуссионные встречи и диспуты о роли в семье отцов и матерей: «Феминизация воспитания – плюсы и минусы»; «Бесполая личность не более, чем абстракция! Каково ваше мнение?»; «Отец - биологическая необходимость, но социальная случайность: согласны ли вы с этим утверждением этнографа детства Маргарет Мид»; «О воспитании «рыцарского» отношения к женщине у мальчиков»; «Пример отца для дочери» и т.п. Важно поставить актуальные вопросы, которые могут оказаться для участников встречи ценнее «правильных» ответов.
  • Примеры упражнений и игровых заданий родителям в ходе проведения дискуссионных встреч, викторин и пр. :
    • Задание в парах: «Придумайте метафору, характеризующую современное отцовство (материнство)»;
    • Коллективное упражнение с карточками: «Ранжируем слова и фразы о роли матери и отца в семье». Ход упражнения: Родители получают карточки с фразами и прикрепляют их на демонстрационных силуэтах, затем в общей дискуссии обосновывают свои выборы.

Примерный набор фраз: Защищается работой, Проявляет терпимость, Обеспечивает надежность жизни, Проявляет снисходительность, Приобщает к домашнему труду, Использует физические наказания, Злоупотребляет оценкой, Уступает, Злоупотребляет критикой, Проявляет вспыльчивость, Гладит, Целует, Прощает, Развивает женственность, Развивает мужественность, Дисциплинирует, Ласкает, Развивает чувства, Занимается кормлением, Оказывает эмоциональную поддержку, Защищает, Контролирует, Обожает, Оберегает, Заботится, Злоупотребляет властью, Обеспечивает физический уход, Главенствует в воспитании, Развивает ответственность и деловитость, Предъявляет требования, Поощряет свободу и самостоятельность, Планирует будущее, Проявляет отстраненность, Подчиняет, Опекает, Играет, Наказывает, Развивает тело, Развивает ум, Является примером для подражания, Обеспечивает материальную опору семьи, Проявляет попустительство, Проявляет слабость, Проявляет нежность.

  • Сравнительный экспресс-опрос матерей и отцов: 1. Каким отцом является мой муж? 2. Каким он никогда не бывает? 3. Каким отцом он бывает и я уважаю его за это? 4. Каким отцом он бывает, но в этом мало пользы? 5. Каким отцом он хочет и пытается быть, но не всегда получается?

Аналогично формулируются вопросы в адрес матерей.

  • Упражнение в парах: «Определите по описанию детских комнат, какая принадлежит девочке, а какая мальчику» (см. статью автора Ж.Коробановой «Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника» //Детский сад от А до Я, 2006, №1, с.150 или кн. Элиум Дж., Элиум Д. Воспитание дочери. – СПб, 1997, с.64-65).

Приложение 1

Библиография книжных изданий:

Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М., 1989.
Арнаутова Е.П. Анкета для отца: «Путешествие в мир отцовства» //Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников.- М., 2007, с. 121-124).
Берн Ш. Гендерная психология. – Спб., 2002.
Добрынина Н. Растить мужчину //Дошкольное воспитание, 1995, № 6.
Кенфилд К. Сердце отца. Как отцы могут изменить будущее своих детей. Спб-Киев, 2001.
Клауд Г., Таунсенд Д. Фактор матери. Как избежать типичных ошибок, которые делают матери (пер. с англ.). – М., 2005.
Клюева Н.В. Тестовая методика для отцов //Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001, с.146-148.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002.
Лопатина О.Г. Особенности физического контакта матери с ребенком и его роль в развитии эмоциональной сферы //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, - Пермь, 1993. с.119-131.
Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. – М., 1989.
Овчарова Р.В. Родительская любовь как единство любви матери и отца //Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003, с.96-114.
Программа педагогического образования отцов «Вместе с папой» //Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи /Под ред. Т.А. Березиной – Спб., 1997, с.23-28.
Репина Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей. – М., Воронеж, 2004.
Салливен С.А Энциклопедия для отцов. - М., 1999.
Соловьев Н.Я. Роль отца в семье //Культура семейных отношений /Под ред. Г.Е. Кремнева. – М., 1980.
Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986.
Тархова Л.П. Воспитать мужчину. – М., 1992.
Фромм Э. Любовь между родителями и детьми //Искусство любви. – М., 1999.

Библиография журнальных статей

Андреенко Н. Отец и сын //Семья и школа, 1984, № 5.
Артамонова В. Мужчины в доме //Семья и школа, 1981, № 9.
Бабич Д. Папины игры //Игра и дети, 2002, № 2, с.29-30.
Губарев И. Папа – лучший друг ребенка //Игра и дети, 2006, №4, с.18-20.
Детский сад от А до Я, 2006, № 1. Тема номера: полоролевая социализация дошкольников.
Начинается с любви к матери //Семья и школа, 1984, № 3.
Руссанов Н. Сын глазами отца //Дошкольное воспитание, 1980, № 3.
Одинокий отец //Материнство, 1998, № 2.
Островская Л.Ф. Отцовский долг //Дошкольное воспитание, 1981, № 4.
Островскя Л.Ф. Гражданин, семьянин, воспитатель//Дошкольное воспитание, 1978, № 6.
Отцы и дочери //Семья и школа, 2000, № 11, с.10-11.
Прокофьева Л., Валетас М. Отцы и их дети после развода //Население и общество: Информ. бюллетень центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАЕН, 2000, № 50.
Семейный герб //Игра и дети, 2004, №4, с.8-9.
Сидорова Л., Яговкина Т. Обратим внимание на пап //Игра и дети, 2006, № 4, с.16-17.
Федосеева Л. У вас растет сын //Дошкольное воспитание, 1981, № 6.
Черномыс О. Отцы и дочки //Наш малыш, 1998, № 2.

Приложение 2

Сценарий досуга с участием детей и взрослых
«Праздник папы»*

Цели: Способствовать активному проявлению детьми себя как представителей мужского и женского пола;
Создать у детей и родителей радостное настроение и чувство удовлетворения от совместного общения.

Предварительная работа:

  • Привлечь мальчиков и девочек к участию в оформлении музыкального зала для проведения досуга.
  • Выучить с детьми стихи и «Песенку о папе» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.
  • Подготовить с детьми пригласительные билеты для гостей и праздничные подарки родителям.

Гости праздника занимают места в зале. Звучит музыка В. Золотарёва «Шагают мальчики и девочки». Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.
1-й ребенок: Папин праздник - главный праздник
Всех мальчишек и мужчин.
2-ой ребенок: И поздравить пап любимых мы сегодня так спешим!
3-й ребенок: Мы желаем папам счастья, неба мирного для них!
4-й ребенок: Мы мальчишек наших любим, уважаем от души!
5-й ребенок: Защищать всегда нас будут, хоть пока коротыши.
Ведущий.
Дорогие наши папы! Поздравляем Вас с праздником, желаем успехов в делах, счастья, добра!
Собрались мы сегодня вместе,
Чтоб отметить праздник мужчин.
Смелым, умным, отважным и добрым -
Вот таким хочет видеть вас сын.
Всем покажете ваши знанья,
Силу, ловкость, сноровку в борьбе.
Вы дерзайте наши мужчины,
И уверены будьте в себе.
Исполняется «Песенка о папе» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.

Ведущий. В этой шутливой песенке вы услышали, что папа может всё, что угодно. Сейчас они докажут это на деле.
Конкурс: «Мы авиаконструкторы» .
На столах лежат белые листы бумаги. Папы с сыном или дочерью складывают из бумаги самолёт. Оценивается быстрота и качество работы.

Ведущий: А теперь запустим самолёты и посмотрим, чей самолёт будет самым быстрым и улетит дальше всех. Папы вместе с детьми запускают самолёты. По дальности полёта подводятся итоги конкурса.
Звучит музыка: аудиозапись «Разноцветная игра» из сборника И.В.Бурениной «Ритмическая мозаика».
Ведущий: Что- то засиделись наши мамы и девочки! Папы, приглашайте на танец мам, а мальчики приглашают девочек! Дети и взрослые танцуют.
_______________________________________________________________
*Автор сценария Воробьева И.А., педагог-психолог ГОУ ЦРР детского сада № 1352 ВОУО, ЭП сетевого взаимодействия пилотного проекта: «Московское образование: от младенчества до школы»

Конкурс «Отгадываем загадки».

Ведущий: А сейчас разделимся на две команды: команда пап и мальчиков, команда - мам и девочек. Проверим, какая из команд сможет быстрее отгадывать загадки!

Загадки для участников конкурса :
Четырехколесный зверь
В гараже у нас теперь.
От колес клубится пыль-
Едет наш … (автомобиль)

Как оса, она жужжит,
Бороду отстричь спешит.
Утром со щетиной битва
Потому серьёзна … (бритва).

Вот предмет из черной кожи,
Своим видом с сумкой схожий.
На работу каждый день
Папочка берет … (портфель)

Папин номер наберем, трубку к уху,
Поднесём. С папой свяжет быстро он –
Наш мобильный (телефон)

Что за шёлковая лента
Под воротничком надета?
Говорит всем папа: «Здравствуй»,
Чуть поправив модный…. (галстук).

Ведущий: А теперь предлагаем задания, в которых надо проявить силу, ловкость и умелость.
Папы и дети распределяются на две команды. Предлагаются следующие игровые задания:

  • Кто быстрее доведёт клюшкой мяч до ворот?
  • Кто сможет одновременно поднять наибольшее количество шаров?
  • Скачки «Чья лошадка быстрее?» (дети «едут верхом» на папах, которые на четвереньках изображают «лошадок»).

Ведущий : Какие ловкие и быстрые у нас папы, да и мальчишки у нас тоже проворные! Просто молодцы!
Ведущий : Наш праздник завершается, девочки и мальчики очень старались, чтобы доставить удовольствие всем гостям и, особенно, папам. В заключении дети хотят сказать Вам, уважаемые папы, что Вы самые любимые, самые, самые, самые…

Дети читают папам стихи.

1-ый ребенок: Мой папа красивый и милый такой,
Мой папочка - самый-самый.
Он шляпу всегда поднимает рукой,
Встречаясь на улице с дамой.

2-ой ребенок: У папы работа!
У папы забота!
И некогда с нами ему поиграть!
А мы его любим, а мы его ждём!
Но если наш папа берёт выходной,
Как здорово с ним он такой заводной!
Все дети хором: Папы для нас очень важны!
Папы наши нам очень нужны!

Дети дружно бегут к папам и дарят подарки, изготовленные собственными руками.

Любовь Макарова
Методические рекомендации по проведению Дня Матери и конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию ко Дню Матери

Праздник Пресвятой Богородицы

В наши дни праздник Пресвятой Богородицы празднуется как День Матери .

Во все времена людей волновал образ Матери . Поэтому не случайно художники – живописцы, иконописцы, художники-графики в своем творчестве обращались к этому образу. Даже в работах народных мастеров, в ранних видах народного творчества одним из распространенных мотивов был женский образ.

Так главной фигурой в вышивке, в росписи и резьбе по дереву была женщина – это культ великой богини всего земного. Назывался этот образ – «Мать – сыра – земля» .

Дева Мария – Мать Иисуса Христа.

Богородицей её назвал русский народ. Мадонной называют в Европе. Её образ писали русские иконописцы, прославляли в картинах великие и безымянные живописцы всех христианских стран. Множество русских икон посвящено Богородице. Одна из них – «Богоматерь Владимирская » - считается покровительницей России.

На занятиях и в беседах детям предлагается рассмотреть вышитые изделия с изображением женской фигуры. Внимание обращается на разные по характеру женские образы.

Можно рассмотреть репродукции икон и картин художников («Богоматерь » , В. Васнецова, К. Петрова-Водкина).

Внимание детей обращается на тонкие, одухотворенные черты Матери , женственность, грусть, заботу о ребенке, встревоженность за судьбу своего дитя.

И при всей этой грусти и печали лицо Богоматери прекрасно .

На основе словесного описания и по представлению дети рисуют образ мамы.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с

детьми старшего дошкольного возраста

«Пресвятая Богородица – защитница и покровительница людей»

(воспитатель МБДОУ ДС ОВ № 21 ст . Азовской МО Северский район

Макарова Любовь Дмитриевна)

Программные задачи :

Способствовать пониманию детьми взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери ;

Формировать у детей бережное и уважительное отношение к самому дорогому человеку – маме;

Способствовать повышению познавательного интереса;

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, желание помогать друг другу и тем, кто нуждается в помощи;

- воспитывать уважительное и благоговейное отношение ко всему святому.

Предварительная работа :

Познакомить детей с Библией для детей, иллюстрациями иконы, лампадки;

Ознакомить детей с традицией почитания икон; научить узнавать на иконах Богородицу, Иисуса Христа;

Знакомство детей с понятиями «мир видимый» и «невидимый» , «сотворение мира» ;

Разучивание стихов о маме;

Посещение детьми кружка «Колокольчик» станичного храма; беседы со священнослужителем.

Оборудование : фотовыставка «Моя любимая мама» , икона Богородицы, выставка предметов женского рукоделия , колокольчик, свечи, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, слайды икон Богородицы

В зале на стене висят фотографии мам, в центре висит икона Пресвятой Богородицы.

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущий : Как много слов родных и близких!

Но среди них всего дороже,

До боли в сердце слово «Мать» .

Мать - слишком строго, лучше «мама» ,

С него мы в детстве начинали,

И чем взрослее становились,

Всё также мамой называли.

Дети, у каждого из нас есть мама, самая любимая и самая родная.

Ближе и родней никого нет на всей земле.

Милые женщины! Дорогие мамы!

Вам все цветы сегодня предназначены,

С любовью, благодарностью горячей

Ребята славят ваши имена.

Какое самое первое слово?

Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

Его никогда не пишут с ошибкой.

На первой странице оно в букваре,

Его произносят повсюду с улыбкой

И каждый малыш говорит во дворе…

Какое самое первое слово (обращается к ребёнку) Артемка?

Какое самое светлое слово, Ксения?

Какое самое главное слово, Даша?

Шепни его тихо, Полина.

Скажи его звонко, Никита,

Главное слово любого ребёнка…

Дети. Мама!

Инсценирование песни «Хорошо рядом с мамой»

муз. Филиппенко сл. Волгиной.

Фотографии ваших мам висят в нашем зале, на самом почетном месте, и среди них находится необычная фотография, правильно ее назвать – икона. Лик, чьей же мамы изображен на этой иконе?

Дети, может быть, кто-то из вас знает? (Ответы детей) .

Эта икона называется – Пресвятая Богородица, как каждому сыну или дочке из всех людей ближе всего своя мама, так и Пресвятая Богородица – Мама Иисуса Христа.

Рассматриваем икону Умиление (слайд 37)

Посмотрите, как нежно Мама-Богородица прижимает к Себе Сына, какими ласковыми и печальными полными огромной любви глазами смотрит на Него.

С какою кротостью и скорбью нежной

Пречистая, взирает с полотна!

Грядущий час печали неизбежной

Как бы предчувствует она…

К груди она младенца прижимает

И им любуется, о нем грустя…

Как бог, он вечность взором проницает

И беззаботен, как дитя!

Сегодня я вам расскажу о жизни Пресвятой Богородицы.

Очень давно это было. Так же, как и вы, она была ребенком, и называли ее Маша – Мария. Росла Мария в особенно чистой и глубоко верующей в Бога семье. Была очень добра, умна, послушна, приветлива со всеми. И вот когда ей исполнилось три года, родители устроили праздник. Позвали ее подружек, всех нарядили в лучшие белые одежды, дали зажженные свечи, и они вместе пошли в храм.

Огни, как на праздник великий горят.

И юные девы все в белом стоят

Марию родители к храму ведут

И в храм по обету ее отдадут.

В храме Марию встречал священник. С этих пор Мария стала жить в храме. Здесь она молилась, читала священные книги. Занималась рукоделием : пряла лен, шерсть, вышивала шелками. Это мастерство передавалось из поколения в поколение и наши мамы тоже научились этому мастерству и научат вас. Посмотрите, какие красивые работы сделаны руками ваших мам.

Ведущий обращает внимание детей на выставку рукоделий.

Мария была добрым ребёнком. Её окружали ангелочки и очень любили с ней играть. Давайте и мы поиграем.

Всех изумляло совершенство души Марии, Она была смиренна сердцем, ко всем почтительна, прилежна. Но больше всего на свете она любила Бога и молилась Ему!

И вот однажды явился пред ней в дивном свете, сверкающий одеждами и крылами архангел Гавриил. Он принес ей благодатную весть :

«Радуйся, Мария! – сказал он Ей –

Ты будешь Матерь Пресвятая

Родишь ты Бога для людей!»

Пришло время, и у Пресвятой Девы Марии родился Божественный Младенец – Иисус Христос. Теперь все стали называть ее Богородица. Вслушайтесь в это слово БОГаРОДИВШАЯ.

Это было великое событие для всех людей.

Иисуса Христа и Богородицу запечатлели в своих произведениях великие поэты, художники, скульпторы, музыканты, иконописцы.

Показ 1-2 слайдов с иконами : Воспитание (15, Чудотворная (54)

Время шло… Иисус рос…

Мария была очень доброй и ласковой матерью . Она жалела Своего Сына, учила пока он был маленький, а потом училась у него. И бесконечно сильно и нежно любила, как любит вас ваша мама.

Церковный хор исполняет песню «Мама» (Сборник духовных песнопений/ Сост . Иеромонах Стефан (Киселёв) .

После смерти Сына Пресвятой Богородице, помогали его ученики, она вместе с ними помогала бедным, нищим, убогим, больным, кто был в печали, затруднении. Она ходила по земле и проповедовала – рассказывала людям о Боге. Богородица Мама - Иисуса Христа ближе всех к Нему поэтому и, просила Своего Сына за всех людей на свете.

Но, все время, тосковала по Сыну, просила в молитвах, чтобы Он взял ее к Себе на небо. Но Иисус Христос хотел, чтобы мать подольше пожила на земле, помогая людям, которые обращались к ней за помощью, молясь всем сердцем, всей душой.

… Молить, просить слезами

Чтоб жизнь нам даровал

Для покаянья времени

Еще немного дал.

Чтоб гнев свой справедливый

На милость к нам сменил

Врагов души спасенья

В нас грешных победил.

Ушла Богородица к своему Сыну на небо, но не оставила нашу Отчизну. Если кто-то из вас заболел, или ваших близких, чем-то опечален, столкнулся с трудностями, то можно от всего сердца обратиться к Богородице с молитвой - просьбой о помощи. Она обязательно поможет и Иисус Христос по молитве Богородицы о нас, не оставит в печали.

…Не умерла – уснула,

И в вечности живешь,

За всех людей на свете

В молитвах слезы льешь.

Ведь Ты же наша Мама,

Молись за нас, молись :

Нам без Твоей молитвы

Самим ведь не спастись…

Россия стала Домом Богородицы. В России тысячи и тысячи икон Богородицы. Многие из них стали чудотворными, исцеляющими, оберегающими.

Показ 1-2 слайдов с иконами : Целительница (42, Спорительница хлебов (45)

Молящие зажигают свечку перед иконой Богородицы и просят о помощи. Почитание иконы – выражение нашей любви к Богу, Богородице. На Руси верили, что Матерь Божия особо защищает детей. Поэтому в каждом доме над кроваткой ребенка висела ее икона, и дети утром и вечером молились перед ней.

(Зажигаем свечки, и повторяем молитву)

Пресвятая Богородица, Спаси нас!

Идут по залу и ставят свечи на стол Богородице.

Заключительное слово говорит Иерей Сергий, настоятель станичного Свято-Геориевского храма.

классного часа в образовательных организациях

Я верю, что все женщины прекрасны

И добротой своею, и умом.

Еще весельем, если в доме праздник.

И верностью, когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский_

Нас покаряет женская душа.

И молодость ее. И материнство.

И седина, когда пора пришла.

И мы – мужчины – кланяемся низко

Всем женщинам родной страны моей.

Недаром на солдатских обелисках

Чеканит память лики матерей.

Андрей Дементьев

В настоящее время очень важными в педагогической практике становятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе семейных, культурных и социально-исторических традиций народов России и передаются от поколения к поколению. Этим задачам отвечает предстоящий «День матери». Классный час, посвященный празднованию «Дня Матери», направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своей малой Родины и осознание необходимости преемственности поколений.

В России День матери - праздник сравнительно молодой. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября. Подробнее об истории праздника вы узнаете на интернет-ресурсах:

​ ;

В этом году в ноябре в образовательных организациях Краснодарского края в рамках мероприятий, посвященных Дню матери, будет проводиться Единый Всекубанский классный час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» . Тема прославления Матери выбрана не случайно. Она обусловлена уходящим годом культуры на Кубани, а также предстоящим в 2015 году 70-летним юбилеем окончания Великой отечественной войны.

Целью данного классного часа является воспитание у учащихся чувства любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, женщине. Мама – самое дорогое слово для каждого человека. Воспитывать уважение и любовь к матери надо с самого раннего возраста. На свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов – это слово «Мама». Это слово несет в себе тепло – тепло материнских рук, материнской души, материнского слова. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

Концептуально классный час выстраивается в триединстве содержательных блоков, каждый из которых кратко освещается во вводной части урока, а затем отдельные блоки детально прорабатываются в форме коллективных творческих дел с учетом уровня обучения.

Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены, во-первых, через

Предлагаемая структура классного часа.

Введение.

В этой части учитель рассказывает об истории праздника. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только женщины-матери, а не все представительницы слабого пола. И хотя этот праздник в нашей стране отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. В ходе классного часа необходимо на конкретных примерах рассказать о судьбах знаменитых женщинах России и Кубани.

Также во вводной части учитель делает краткий обзор трех содержательных блоков, которые станут основой классного часа во всей школе: «Мама XXI века», «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе», «Солдатские матери».

В первой части классного часа через конкретные примеры наших современниц, выдающихся женщин России и Кубани, раскрывается образ современной женщины-матери. Все чаще перед современной женщиной встает выбор, что сделать своей жизненной целью - семью или карьеру. Восхищение вызывают те представительницы прекрасного пола, которым хватает времени на все: и делать блестящую карьеру, и воспитывать детей, и отдыхать. Современная мама – какая она? Она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью. Она пользуется различными современными помощниками (гаджетами) для решения бытовых дел, но чтит и уважает традиции своей Родины. Кроме того, особое уважение вызывают современные многодетные мамы - хранительницы семейного очага. Они успешны в профессии и не менее успешны в роли мамы.

В рамках этого блока дети могут обсуждать с учителем такие вопросы как:

    Какие дела успевает делать ваша мама?

    Как вы проводите время вместе?

    Знаете ли вы, чем любит заниматься мама?

    Интересная ли у мамы работа?

Предлагаются для обсуждения биографии знаменитых мам России и Кубани (Приложение 1) :

    Чулпан Хаматова - актриса театра и кино, один из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь», мама троих детей.

    Светлана Журова - Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, депутат Государственной думы РФ 5 созыва от партии «Единая Россия», заместитель секретаря президиума Генерального совета «Единой России», мама двоих детей.

    Наталья Водянова - топ-модель, мама троих детей. Основала собственный благотворительный фонд «Обнаженные сердца», который занимается строительством детских площадок в провинциальных городах России. Помимо этого, Наталья поддерживает и другие международные благотворительные инициативы, например, по борьбе со СПИДом в Африке.

    Анна Нетребко российская оперная певица (сопрано). Народная артистка России, Герой Труда Кубани.

Во второй части классного часа ребятам предлагается погрузиться в блок «Образ , где уделяется внимание образу матери в художественном слове, музыке, сценическом искусстве, произведениях русских художников. В этой части классного часа необходимо объяснить, почему писатели и поэты посвящали свои произведения матерям и делали их героинями рассказов, повестей, поэм. Почему в творчестве художников часто встречаются изображения женщины с младенцем? Какие средства выразительности используют композиторы в своих произведениях о матери? Предлагаются для обсуждения образы матери в рассказах В.М.Шукшина «Материнское сердце», М.Горького «Мать», В.Распутина «Последний срок» и других, а также стихотворные образы (А.Блок «Моей матери», «Письма к матери» С.Есенина, обращения Н.А.Некрасова к рано умершей матери «Рыцарь на час» и пр.) (Приложение 2) ..

В третьей части классного часа, которая посвящена женщинам Великой Отечественной Войны и называется «Солдатские Матери», классный руководитель развивает тему беспримерного подвига многих матерей, воспитавших и потерявших сыновей в годы войны. (Приложение 3) .

В памяти нашей страны навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины, матери. Солдатские матери… Трудная и подчас трагическая судьба выпала на их долю. Растили детей, провожали их в бой, а сами самоотверженно трудились не покладая рук, не зная отдыха, не считаясь с временем. И ждали писем. Ждали встреч… А в это время где-то, в далеком Берлине, кто-то из их сыновей навечно «впечатывал» на стене поверженного рейхстага слова: «Спасибо, мама. Половина этой Победы – твоя». В многотомной краевой Книге Памяти поименно названы пятьсот тысяч кубанцев, павших за свободу и независимость нашей Родины. У каждого из них была мать. И смерть каждого воина была многократно и щедро омыта материнскими слезами.

В рамках классного часа предлагаем классному руководителю рассказать о матерях потерявших своих сыновей на войне и продолжавших работать на благо Родины.

Величественный мемориальный комплекс «Материнская доблесть» в посёлке Алексеевка Самарской области, посвящен Прасковье Еремеевне Володичкиной , у которой шестеро сыновей погибли на фронте Великой Отечественной войны, трое позже скончались от ран. Она была награждена орденом "Мать-героиня".

Рассказать истории жизни солдатских матерей Кубани.

Одним из таких ярчайших примеров видится простая кубанская женщина Епистиния Фёдоровна Степанова . На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей. Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила её боевого ордена Отечественной войны I степени. В городе Тимашевске открыли Музей семьи Степановых и установили монумент «Мать».

Аракелян Эсхана Степановна мать двенадцати детей, проводила на фронт шестерых сыновей, которые погибли смертью храбрых при защите Родины в годы ВОВ.

Кущ Ефросинья Петровна вырастила девять сыновей, шестеро вернулись с войны инвалидами, один не вернулся.

Мишина Ксения Михайловна мать провожала на войну десятерых сыновей, двое не вернулись.

У Горбуновой Евгении Романовны было девять сыновей – родных и приемных, шестеро погибли в ВОВ.

Шхалахова Чебахан Умаровна проводила на фронты ВОВ девять сыновей, трех внуков и невестку. Смертью храбрых пали семь сыновей, внук и невестка.

Подвиг матерей, состоит в том, что они рождали многих и многих детей, воспитали и заложили в них мужество, героизм, смелость, отвагу и великое чувство жизни позволившее не щадя своей жизни, тем самым дать жизнь нам будущим поколениям. В тяжелейших условиях после воины, не причитая и не жалуясь на тяжелую судьбу, матери продолжили дело своих детей и мужей созидательным трудом, подняв нашу Великую Родину из разрухи. И тем более печальным становится то, что спустя годы после ВОВ в мире снова возникают горячие точки. Войны в Афганистане, Чечне снова принесли горе матерям, потерявшим своих сыновей.

Результатом классного часа должны стать коллективная деятельность учащихся.

Единые подходы в проведении определяются единообразным итогом классного часа.

Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены, во-первых, через единую структуру классного часа . В структуре выделяется вводная часть с обзором содержательных блоков, а также основная часть – практикоориентированная. Эта часть предусматривает создание коллективного творческого продукта, отражающего содержание блока для каждой категории учащихся.

Коллективное творческое дело.

Для подготовительной и практической работы рекомендуется использовать материалы интернет-ресурсов (Приложение 4) :

Предлагается использовать современные формы воспитательной работы, использование современных образовательных средств. Традиционные формы должны уступить место творческим находкам, как самих педагогов, так и школьников. Желательно создать инициативные группы, объединяющие детей и взрослых. Классный час должен стать коллективным творческим делом, надолго оставить след в сознании детей, заставить их задуматься над предназначением женщины-матери.

Во-вторых, единые подходы определяются единообразным итогом классного часа , который выражен в организации практической деятельности школьников.

Учащимся начальных классов (1-4 классы) предлагается провести погрузиться в блок «Мама XXI века» , который выражен в организации практической деятельности школьников – создание творческой презентации или выставки рисунков;

Учеников средних классов (5-9 классы) предлагается разработка проекта художественной галереи для учеников средних классов «Матери прекрасные глаза» по второй части классного часа «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе» ;

В старших классах (10-11 классы) разрабатывается макет страницы виртуального музея по блоку «Солдатские матери»

Для подготовки к проведению классного часа учащимся рекомендуется провести предварительную работу:

    Создание тематических творческих работ (рисунков, произведений художественного слова, художественных фотографий, стенгазет, плакатов, коллажей и т.д.);

    Посещение музеев, выставок, театральных постановок, просмотр художественных фильмов;

    Разработка исследовательских художественных и исторических проектов.

Учителю рекомендуется создать оболочку для коллективного творческого продукта, который появится по итогам классного часа. Такой оболочкой может служить макет презентации, подготовленная выставочная зона для художественной галереи (рамы, витрины и пр.), созданный раздел на сайте школы, музея.

Предложенные рекомендации по проведению классного часа позволят учителю конструировать свой вариант его реализации, ориентируясь на потребности учащихся конкретного класса, их возраст, уровень подготовленности, выбрав одну лаконичную сюжетную линию.

Список литературы ко Дню матери

Десятых, М. Книги о мамах и для мам / М. Десятых, Н. Казакевич // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 120-123.

Мартыненко, О. Доля ты русская, долюшка женская / О. Мартыненко // Наука и религия. – 2012. – № 3. – С. 20-23.

Митрополит Нестор (Анисимов А. А.; архиепископ; 1885-1962) «Ах, какие женщины у этих христиан…»: облик женщины в свете христианства / Митрополит Нестор (А. А. Анисимов) // Духовно-нравственное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 48-58.

Тончу, Е. А. Россия – страна материнская / Елена Тончу. – СПб. : Издательский Дом ТОНЧУ, 2004. – 447 с.: ил.

Цимбаленко, С. В. Роль матери в нравственном воспитании ребенка / С. В. Цимбаленко // Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 55-58.

Шерстнёва, Е. Г. Задача о празднике "День матери" / Е. Г. Шерстнёва // Педагогические технологии. – 2014. – № 1. – С. 140-142.

Сценарии

Айвазова, Н. Сезон охоты на динозавра, или Материнское сердце / Н. Айвазова // Педсовет. – 2012. – № 1. – С. 2-4.

Андреева, Е. Самое красивое слово: День матери / Е. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 21 (нояб.). – С. 34-36.

Пословицы, поговорки, высказывания, стихи о матери, которые можно использовать для проведения праздника.

Арбатская, Л. Н. Родина начинается с матери / Л. Н. Арбатская // Педсовет. – 2010. – № 9. – С. 8-10.

Вечер, посвященный Дню матери.

Банадысева, Л. Небесный Покров земным матерям: вечер, посвященный Дню Матери / Л. Банадысева // Духовно-нравственное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 78-80.

Биккулова, А. Р. «Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг»: внеклассное мероприятие ко Дню матери / А. Р. Биккулова // Завуч начальной школы. – 2012. – № 2. – С. 53-63.

Сценарий мероприятия для начальных классов.

Боева, Е. В. День матери / Е. В. Боева // Педсовет. – 2011. – № 8. – С. 21-23.

Сценарий праздника для начальных классов.

Быкова, Г. В. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать! / Г. В. Быкова // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 8. – С. 45-47.

Сценарий для проведения праздничного мероприятия для 4-5 классов.

Василенко, Т. П. Профессия моей мамы: 3-4 классы / Т. П. Василенко // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 72-76.

Сценарий проведения праздника посвященного мамам, его можно приурочить ко Дню матери или празднику 8 Марта.

Васильева, Е. В. «А мать все ждет, живет и дышит нами» / Е. В. Васильева // Открытая школа. – 2012. – № 2. – С. 21-25.

Сценарий праздничного вечера, посвященного Дню матери.

Выходцева, И. Небесное и земное материнство / И. Выходцева // Духовно-нравственное воспитание. – 2011. – № 6. – С. 65-67.

Литературно-музыкальная композиция.

Гвозденко, М. В. Мама – как это прекрасно звучит / М. Гвозденко // Читаем, учимся, играем. – 2012. № 12. – С. 28-29.

Сценарий праздничного мероприятия для учащихся 4-6-х классов.

Кулакова, Е. Милая мамочка моя: 24 ноября – День матери / Е. Кулакова // Читаем, учимся, играем. – 2013. № 8. – С. 16-19.

Праздничное мероприятие для учащихся 5-8 классов.

Лихнова, И. И. День мамы милой и любимой: сценарий праздника, посвященного Дню матери / И. И. Лихнова, М. Ю. Мамадбекова, Т. П. Полякова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. – № 11. – С. 69-77.

Омарова, А. М. Королевство доброты: утренник, посвященный Дню матери: 3-4 классы / А. М. Омарова // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 92-94.

Плющева, О. М. Праздник любви и благодарности: ко Дню матери / О. М. Плющева // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 89-91.

Сценарий праздника для начальных классов, посвященный Дню матери.

Портнягина, В. «Белые платочки…» / В. Портнягина // Духовно-нравственное воспитание. – 2012. № 2. – С. 53-57.

Школьный праздник, посвященный женам-мироносицам.

Славгородская, Т. А. Ласково тебя обниму / Т. А. Славгородская // Читаем, учимся, играем. – 2012. № 8. – С. 38-41.

Сценарий праздничного мероприятия в честь любимых мам для учащихся 5-7-х классов.

Черкашина, А. И. Маленькая хозяйка большого дома / А. И. Черкашина // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 8. – С. 8-9.

Сценарий игровой программы, посвященной Дню матери для учащихся 5-6 классов.

Шипина, Е. Праздник, посвященный Дню матери в России: для детей 5-8 лет / Е. Шипина, В. Кичура // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 124-128.

Южикова, М. А. День матери / М. А. Южикова // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 71-75.

Классный час, посвященный Дню матери.

Образ матери в художественной литературе

Благинина, Е. Мамин день / Е. Благинина // Стихи. – М.: Стрекоза-Пресс, 2004 . – С. 4-19.

Волков, Ю. А. Сей гимн о матери моей...: [поэтический сборник] / Ю. А. Волков. – Пущино: Фотон-век, 2009. – 72 с. : портр.

Горький, М. Мать / Максим Горький. – М.: Советская Россия, 1985. – 304 с. – (Биография отечества).

Мать : антология стихотворений русских и советских поэтов о матери / сост. и авт. предисл. В. Коротаев. – Вологда: Вестник, 1992. – 335 с. : ил.

Распутин, В. Г. Дочь Ивана, мать Ивана / В. Г. Распутин. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 214 с. : ил.

Распутин, В. Г. Последний срок / В. Г. Распутин // Повести. – М. : Просвещение, 1991. – С. 7-137.

Сароян, У. Мама, я люблю тебя: роман, повесть, рассказы, воспоминания / У. Сароян; сост. Р. Рыбкин. – М. : Пресс Лтд, 1994. – 397 с. – (Классики ХХ века).

Хрестоматия школьника : стихи и рассказы о маме. – М. : АСТ, 2008. – 222 с.

Детские стихи о маме Е. Благининой, О. Высотской, В. Берестова, С. Михалкова, О. Глушнева, А. Барто, М. Цветаевой и других поэтов.

Электронные ресурсы

Сценарии ко Дню матери для школьников.

Поделки ко Дню матери

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!