Женский журнал Ladyblue

Методики исследования процессов памяти у дошкольников и младших школьников. Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста

Запоминание информации – база полноценного психического формирования ребенка. Своевременное выявление возможных «слабых мест» функционирования процессов запоминания избавит впоследствии от многих проблем в воспитании и обучении.

Процесс запоминания в психологии классифицируют по нескольким ключевым видам: по характеру активности психической деятельности, по характеру целей деятельности, по длительности сохранения информации. При этом, он не функционирует сам по себе – в процессе принимают участие и другие психические системы человека, в связи с чем диагностирование запоминания является многогранным процессом, требующим внимательного отношения.

  • Процесс запоминания является произвольным и непроизвольным. Произвольной памятью является сознательное усилие, т.е. мы стараемся что-либо запомнить. Когда включается непроизвольное сохранение, стараться запомнить нет смысла - информация, люди, предметы, события запечатлеваются сами, хотим мы этого или нет.
  • Психологи так же разделяют память на непосредственную и опосредованную. Непосредственная отличительна тем, что в процессе запоминания не происходит осмысление материала – в обыденной жизни это носит название «зубрежки». Если информация осознана и понята – это называется опосредованной памятью. У дошкольников 3-6 лет преимущественно развито непосредственное усвоение, в связи с этим изучение иностранных языков бывает более эффективным . В старших классах логика и мышление у детей становятся более развитыми и, соответственно, опосредованное усвоение работает лучше.
  • Процесс запоминания так же подразделяется по периоду сохранения поступающей информации: кратковременный - срок действия не более 20 сек.; долговременный – сохраняет информацию длительное время (в некоторых случаях всю жизнь); оперативный – сохранение происходит ровно такой период времени, который требуется для осуществления заранее задуманной операции или ряда действий.
  • Вид информации, которая поступает в сознание человека, тоже является классификатором запоминания. Это слуховой, зрительный, двигательный и др.

Все приведенные выше типы запоминания подлежат развитию посредством определенных упражнений, а также степень их развития диагностируется через специально разработанные методики.

Человеческая память – очень сложная и многофункциональная система, имеющая своей целью сохранение и следующее за ним воспроизведение информации.

Модель функционирования процесса запоминания у детей

Система запоминания информации у детей дошкольного возраста несколько отличается от модели взрослого человека и имеет свою особенность. П.П. Блонский сделал выводы об этапах запоминания информации:

  • Сохранение выполненных ребенком движений.

Первый вид запоминания является произвольной памятью и наиболее развит в период младенчества, до полутора лет . В это время ребенок исследует мир посредством прикосновений и движения – он хватает окружающие его предметы, пробует их на вкус, разбирает. Затем он учится сидеть, ползать, ходить. Позже – завязывать шнурки, одеваться, умываться, чистить зубы и т.п. При отсутствии патологий, эти навыки сохраняются в сознании на всю жизнь. Развитию более высокого уровня двигательного запоминания способствуют занятия спортом, так как малышу будет необходимо запоминать и воспроизводить сложные движения.

  • Сохранение чувств и эмоций.

Способствует сохранению переживаний и эмоций, которые вызывают люди или какие либо события. Этот вид запоминания информации у детей появляется после двух лет и способствует самосохранению личности, например, ребенок, оставшись один, может не помнить условия, в которых это произошло, но сохранить чувство одиночества и страха.

  • Сохранение образов предметов и объектов окружающего мира.

Его цель - сохранение информации, поступающей от органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.п. Ребенок может запоминать, какие ощущение вызывает поглаживание собаки, какой вкус у клубники.

  • Самым высоким уровнем считается сохранение смысла понятий и слов.

Венчает этапы формирования системы запоминания младшего школьного возраста. Этот вид начинает формироваться, когда малыш учится говорить, т.е. в период с двух-четырех лет. Именно взрослые способствуют быстрому и эффективному процессу сохранения слов и понятий у детей, когда разговаривают с ними, задают вопросы и объясняют наименования и значения предметов.

Зачем нужно проводить диагностику?

Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста.

Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.

Сохранение в сознании информации необходимо человеку во всех сферах деятельности и существование в условиях его ограниченной работы доставляет массу неудобств и затрудняет выживание человеческой особи любого возраста. Его возможно развивать в течение всей жизни, однако у младших дошкольников развитие и коррекция проще и эффективнее, чем у детей в старших классах.

Методики

Усвоение у детей осуществляется посредством трех этапов:

  • Узнавание;
  • Воспроизведение;
  • Непосредственно сохранение информации.

В процессе реализации этих этапов активно участвуют зрительная, слуховая и двигательная виды. Они и подлежат тестированию и диагностике у детей дошкольного и более старшего возраста, когда возможно обследование нарушений процессов функционирования, их исследование и коррекция.

Зрительная память

Диагностика зрительной памяти дошкольников осуществляется по методике Д. Векслера.

Перед ребенком располагают четыре рисунка (см. рисунок 2). Период, в течение которого можно смотреть на рисунки, четко ограничен и составляет не более десяти секунд. Затем, его задача нарисовать на листе то, что ему запомнилось. Результаты методики подсчитываются таким образом :

1.1 За верно изображенные части первой картинки присваиваются:

  • две пересекающиеся линии и два флажка - 1 балл;
  • расположенные в нужных местах флажки – 1 балл;
  • верно изображенный угол, где пересекаются линии – 1 балл.

Наивысшая оценка по первому рисунку составляет 3 балла.

1.2 На втором рисунке, за правильно изображенные составляющие, присваиваются:

  • изображенный большой квадрат, который разделен линиями на четыре части – 1 балл;
  • верно указанные четыре квадрата небольшого размера, расположенные в большом – 1 балл;
  • изображенные две линии и четыре небольших квадрата – 1 балл;
  • указанные в нужных местах четыре точки – 1 балл;
  • точно выдержанные пропорции – 1 балл;

Наибольшее значение баллов по второму рисунку – 5.

1.3 Оценки третьей картинки осуществляются следующим образом:

  • прямоугольник маленького размера в большом – 1 балл;
  • верно указанные соединения вершин внутреннего прямоугольника с вершинами внешнего – 1 балл;
  • точное размещение маленького прямоугольника – 1 балл.

Общее количество баллов по третьему рисунку – 3 балла.

1.4 верное воспроизведение объектов с четвертой картинки, оценивается так:

  • правильно указный угол на каждом краю открытого прямоугольника – 1 бал;
  • верно указаны левая, правая и центральная стороны картинки – 1 балл;
  • один неверно воспроизведенный угол на верно изображенной фигуре – 1 балл.

Общее количество баллов четвертой картинки – 3.

Максимальное количество баллов по всем четырем картинкам – 24 .

Результат методики:

  • 10 и более баллов – высокий уровень зрительной памяти и внимания;
  • 9-6 баллов – средняя степень зрительной памяти;
  • 5-0 баллов – низкая степень.

Слуховая память

Определение уровня развития слуховой памяти дошкольников осуществляется через предъявление ребенку набора слов, которые он должен запомнить и воспроизвести в максимальной точности.

Прочитайте ребенку инструкцию, которая должна звучать приблизительно так: «Внимательно слушай те слова, которые я буду тебе читать и старайся запомнить. Как только я замолчу – постарайся воспроизвести их в любой последовательности, те, которые запомнил. Затем я еще раз прочту их. Попробуй запомнить еще больше. После – ты снова повторишь слова, который запомнил вместе с теми, которые воспроизвел в первый раз в любом порядке. Затем я буду просить тебя еще несколько раз воспроизводить слова, которые запомнились тебе. Если все понятно – начнем». Повтор должен быть шесть раз, а воспроизведение – два раза.

Слова необходимо читать четко, с паузой в 2-3 секунды . Отмечайте все слова, которые ребенок запомнил. Если он назвал слова, которых в списке не было – отметьте это тоже. Лишние слова могут говорить о нарушениях не только в развитии процесса запоминания, но и внимания.

Проанализируйте полученные результаты:

  • Если количество слов, которые запомнил ребенок сначала больше, а затем уменьшается – это говорит о низком уровне развития слуховой памяти и отсутствии внимания;
  • Если количество слов неустойчиво, «скачет» от больше – к меньше и обратно, то это диагностирует рассеянность внимания;
  • Если ребенок запоминает одинаковое количество слов – это говорит о его незаинтересованности;

О полноценном развитии слухового запоминания и нормальной концентрации внимания дошкольников говорит постепенное увеличение запоминаемых слов после второго воспроизведения.

Двигательная память

Определенной методики выявления уровня развития двигательного запоминания в психологии не существует. К ним могут относиться разнообразные методы, упражнения и игры, заключающиеся в необходимости ребенка запоминать движения и воспроизводить их. Например, игра «сделай, как я». Суть игры в следующем: взрослый становится за спиной малыша и осуществляет некоторые движения с его телом, например, поднимает и опускает руки, наклоняет голову или поднимет ногу и тп. Затем задача ребенка повторить эти движения самостоятельно. Для ребенка старше трех лет, можно выполнять упражнения самому и просить его воспроизводить их спустя какое-то время.

И в заключение

Проблема диагностики процессов запоминания актуальна по сегодняшний день. Исследования эффективности различных методик позволяют выделить наиболее приближенные к объективности и способные выявить возможные нарушения в развитии процесса запоминания у дошкольников. Коррекция в старших классах является более сложным процессом, который редко дает нужные результаты.

Диагностика зрительной, слуховой и двигательной памяти и их своевременная коррекция является необходимым условием подготовки ребенка к школе.

Если развитие психических процессов детей на должном уровне – обучение в младших классах проходит легко и эффективно, обеспечивая подготовку к более сложным предметам в старших классах, развитие логического и понятийного мышления, которое обеспечивает понимание естественных наук.

Методика «Пройди через лабиринт» http://azps.ru

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.

4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

2-3 балла - задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл - задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.8-9 баллов - высокий.4-7 баллов - средний.2-3 балла - низкий.0-1 балл - очень низкий.

Рисунок к методике «Пройди через лабиринт»

Методика «Проставь значки» http://azps.ru

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Проведение методики

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: S=(0,5N – 2,8n) /120 где S - показатель переключения и распределения внимания; N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов - показатель S больше чем 1,00. 8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. 6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75. 4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. 0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 6-7 баллов - средний. 4-5 баллов - низкий 0-3 балла - очень низкий.

Рисунок к методике «Проставь значки»

Методика «Скульптура»http://azps.ru

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6 -7баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно.

Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределахот 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервалеот 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

Методика «Узнай фигуры» http://azps.ru

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

Подробней aplik.ru

Необходимо зачеркнуть две непохожие фигуры разным способом. Например, круг – двумя штрихами, квадрат – одним. Ребенок должен правильно отметить как можно больше фигур за отведенный промежуток времени.

Психолог во время диагностики дает команду к началу и завершению действия, озвучивает, какую именно фигуру нужно зачеркнуть, и отмечает время и скорость выполнения. Методика продолжается около трех минут.

Особенностью методики является составление формулы. Результаты исследования собираются и подсчитываются.

Используется формула S = (0,5N – 2,8n) /t, где S – конечный результат, уровень устойчивости и продуктивности внимания дошкольника, N – просмотренные предметы за определенный промежуток времени (их количество) , t – время, которое школьник потратил на выполнение задания, n – ошибки в ходе исполнения задания (их количество) .

Полученный результат оценивается по десятибалльной системе.

Методика Т. Е. Рыбакова

Ребенку дошкольного или младшего школьного возраста дается листок, на котором изображены кружки и кресты. Они чередуются, их количество неравное.

Презентация: "Психологическая готовностьребёнка к предстоящемуобучению в школе"

Психолог просит школьника посчитать вслух количество кружков и крестов в каждой горизонтальной линии по отдельности. Особенностью методики является то, что ребенок не может помогать себе пальцем или иным предметом. Результат составляется из времени, которое затратит ребенок на выполнение задания, а также из ошибок (остановки, сбой при счете) .

Этот способ диагностики позволяет судить об уровне распределения внимания подростков, младших школьников и дошкольников.

Корректурная проба

С помощью этой методики проводят диагностику рассеянности внимания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенку предлагается лист с напечатанными на нем буквами.

Психолог называет три любых буквы на каждой строчке, которые школьник должен зачеркнуть. Фиксируется время выполнения задания и на его основе делаются выводы. Если ребенок потратил меньше 2,5 минут, то темп его восприятия и внимания относят к высокому.

Если время превысило 3 минуты, то можно говорить о рассеянном внимании испытуемого.

Для подростков эта методика усложняется тем, что вместо букв на листе расположены слова.

Треугольники

Методика позволяет определить работу произвольного внимания детей и его способность переключаться. Ребенку предоставляется лист бумаги, где на каждой строчке он должен нарисовать требуемый треугольник. Первые две строчки можно попросить рисовать фигуру углом вниз, вторые две – углом вверх.

Психолог отмечает ошибки при выполнении задания. Важно отметить, будут ли они присутствовать в переходный период, между рисованием разных видов треугольников.

На основе вышеперечисленных методик составляется полноценная картина готовности ребенка к школе и характеристики его внимания. Могут выявляться существующие проблемы, которые необходимо устранить для улучшения обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материалы для саморазвития и здоровья

Источник TonusMozga.ru

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.

Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

1. Слуховая память.

Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

2. Зрительная память.

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд.

Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

Результаты диагностики:

А) Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл, правильно расположенные флажки - 1 балл, правильный угол пересечения линий - 1 балл. Максимальная оценка этого задания - 3 балла.

Б) Большой квадрат с двумя диаметрами - 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом - 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл, четыре точки в квадратах - 1 балл, точность в пропорциях - 1 балл. Максимальная оценка - 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно - 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, - 1 балл, фигура правильно воспроизведена - 3 балла. Максимальная оценка - 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом - 1 балл. Максимальная оценка - 3 балла. Максимальный результат - 14 баллов.

3. Диагностика памяти детей 5-6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев, 1928) .

Нужно подобрать 10-15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20-30) . Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания: обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.

Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников - более отвлеченными.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко.

Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.

Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

4. «Образная память».

Данная методика пред назначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 - 6 правильных ответов и больше.

Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.

Скачать готовый расчет по данной методикеЗадать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

Источник psmetodiki.ru

Тесты на внимание для детей

Каждый изнас помнит, как мама учила его вдетстве: «Будь внимательней! Неотвлекайся!». Шлали речь опереходе через дорогу или овыполнении домашнего задания, родители придавали важное значение тому, насколько ихдети внимательны.

Насамом деле требования взрослых небезосновательны, ведь внимание- один изглавных познавательных психических процессов человека, без которого невозможно успешное обучение вшколе, вузе, азатем ипрофессиональная деятельность. Именно поэтому еще загод допоступления ребенка впервый класс рекомендуется выявить текущий уровень развития внимания ребенка и, при необходимости, подготовить малыша спомощью развивающих внимание игр иупражнений.

Что такое внимание?

Внимание - направленность исосредоточенность психики наопределенном объекте. Психологи различают два вида внимания.

Легче всего сосредотачиваться натех объектах окружающего мира, которые интересны иважны вданный момент. Яркий свет, внезапный звук, резкий запах, необычный вкус, что-то новое, неожиданное, удивительное, интересное для человека- всё это невольно привлекает наше внимание.

Такой его вид называется непроизвольным. Непроизвольное внимание нетребует управляемого выбора объекта внимания, нетребует усилий, чтобы его удержать исохранить. Оно свойственно всем людям отрождения, авдошкольном возрасте является преобладающим.

Именно поэтому, когда начинается обучение ребёнка наэтом этапе, оно строится, прежде всего, наигре, красочной наглядности ипробуждении интереса ребенка кобъекту внимания.

Произвольное внимание отличается своей осознанностью ицеленаправленностью: мысами выбираем объект, накотором хотим сосредоточиться. Без управления своим вниманием невозможно суспехом учиться вшколе, ввузе иэффективно трудиться.

Первые попытки управлять своим вниманием ребенок предпринимает уже в6 лет, когда заставляет себя сосредоточиться начем-то важном, жертвуя чем-нибудь интересным. Такие попытки требуют отнего физических усилий иволи, поэтому малышу трудно долгое время заниматься одним итемже, онлегко отвлекается иутомляется. Однако взрослые могут помочь дошкольнику научиться владеть своим вниманием еще вдетском саду- спомощью развивающих внимание игр иупражнений.

Свойства внимания

Прежде чем вводить развивающие игры, следует определить текущий уровень развития внимания ребенка. Для этого разберемся сосвойствами внимания: именно ихразвитие мыбудем проверять спомощью диагностики внимания младших школьников.

1.Объем внимания - то количество объектов, накоторые одновременно может быть направлено внимание ребенка. Это свойство внимания пригодится школьнику при овладении навыками счета.

Объем внимания ребенка в4–5 лет- 1–2 объекта (причем самых ярких инеобычных) , в6 лет- уже 3 объекта, вшкольном возрасте- до5 объектов. Сравните: объем внимания взрослого человека- 7 объектов.

2.Устойчивость внимания показывает, как долго ребёнок может сосредотачиваться наобъекте внимания. Это свойство внимания помогает человеку познавать окружающий мир, неотвлекаясь напосторонние связи ималосущественные характеристики, атакже формировать внутренний план действий. Навык решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание рисунков- всё это требует устойчивости внимания.

Как показывают исследования, дети 5–6 лет могут заниматься малоинтересным для них делом в4 раза дольше, чем дети 2–3 лет. Однако даже вэтом возрасте наиболее активно ипродуктивно заниматься делом дети могут неболее 10–15минут.

3.Концентрация внимания определяет, насколько сильно ребенок способен сосредотачиваться наобъекте внимания исопротивляться отвлекающим моментам. Этим свойством внимания мыпользуемся при овладении навыками чтения.

4. Переключение внимания - скорость преднамеренного перехода ребёнка отодного объекта (или вида деятельности) кдругому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться втаком широко распространенном явлении, как рассеянность.

5. Распределение внимания - рассредоточение внимания нанесколько объектов водно итоже время, возможность совершать несколько действий сразу. Необходимо для обучения письму.

Последние три свойства внимания удошкольников, как правило, развиты слабо.

Именно навыявление индивидуальных особенностей этих свойств внимания инаправлены методики диагностики внимания, атакже тесты навнимание для детей.

Методики диагностики внимания

Для диагностики уровня развития внимания иего свойств удетей существует несколько методик. Ниже следует ихкраткое описание, картинки ккаждой методике можно скачать вконце статьи.

При тестировании следуйте двум основным правилам:

Наилучшие результаты ваш ребёнок покажет запервые 15минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем; -ведущим видом внимания вдошкольном имладшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты вигровой, интересной ребёнку форме.

Итак, все методики делятся на:

1. задания надиагностику уровня внимания:

-«Найди отличия/сходства», «Найди два одинаковых предмета/пару» -«Что изменилось накартинке?», «Что убрали/добавили накартинке?» -«Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ накартинке» -«Пройди лабиринт». Внимание! Вэтом задании детям помладше (3–4 года) разрешается помогать себе карандашом или пальчиком, старшие должны стараться «проходить лабиринт» только глазами) .

2. задания надиагностику объема иконцентрации внимания:

Методика «Корректурная проба»

Ребёнку дают бланк сбуквами. Вкаждом ряду нужно вычеркнуть такиеже буквы, как та, скоторой начинается ряд. Время работы -5минут.

Количество просмотренных букв указывает наобъем внимания, аколичество сделанных ошибок- наего концентрацию. Норма объема внимания для детей 6–7 лет- 400 знаков ивыше, концентрации- 10 ошибок именее; для детей 8–10 лет- 600 знаков ивыше, концентрации- 5 ошибок именее.

3. задания надиагностику устойчивости внимания:

-«Что изображено накартинке?»

Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку иответить навопросы типа «Какие животные нарисованы накартинке? Какие животные живут унас, акакие втеплых странах? Каких животных нарисунке два?».

Обратите внимание нато, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточенли он.

-«Найди ивычеркни»

Накартинке вслучайном порядке изображены простые фигуры. Перед тестом ребёнок получает инструкцию:

«Давай поиграем стобой вигру навнимательность. Япокажу тебе картинку, накоторой нарисованы знакомые тебе предметы. Когда яскажу слово „начинай“, тыначнешь искать построчкам изачеркивать тепредметы, которые яназову.

Искать изачеркивать необходимо дотех пор, пока янескажу слово „стоп“. Вэто время тыдолжен остановиться ипоказать мне тоизображение предмета, которое тыувидел последним.

После этого яотмечу натвоем рисунке место, где тыостановился, иснова скажу слово „начинай“. После этого тыпродолжишь делать тоже самое, т. е. искать ивычеркивать изрисунка заданные предметы.

Так будет несколько раз, пока янескажу слово „конец“. Наэтом игра завершится».

Время работы- 2,5мин, втечение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ребенку говорятся слова «стоп» и«начинай». Далее подсчитывается количество найденных предметов закаждый интервал времени: примерно равное ихколичество будет указывать навысокую устойчивость внимания.

4. задания надиагностику переключения внимания:

Методика «Красно-черная таблица»

Имеется таблица скрасными ичерными цифрами от1 до12, расположенными вслучайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать натаблице сначала черные числа от1 до12 ввозрастающем порядке, азатем красные числа вубывающем порядке от12 до1 (время выполнения вобоих случаях фиксируется) . Следующее задание: показать попеременно черные числа ввозрастающем порядке, акрасные числа- вубывающем (время также фиксируется) .

Показателем переключения внимания будет разница между временем втретьем задании исуммой времени впервом ивтором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.

5. задания надиагностику распределения внимания:

Методика «Разный счет»

Ребенок должен написать числа от1 до20, одновременно считая вслух от20 до1. Вариант: ребенок должен считать вслух от1 до31, неназывая числа, включающие тройку или кратным трем, аговоря вместо них слово «несобьюсь». Если ребенок сразу начинает сбиваться, распределение внимания развито слабо.

Методика «Кольца»

Натаблице изображены кольца, имеющие разрыв вразных частях. Ребенок должен как можно быстрее найти изачеркнуть два типа колец сразрывом вуказанных местах (например, справа исверху) . Время работы- 2мин (10–11 строк для ребенка 6–7 лет) .

6. другие задания:

а. надиагностику избирательности внимания («Закрась сначала буквы, апотом цифры»)

б. науровень развития мышления ивнимания (поиск несоответствий «Что перепутал художник?»)

в. надиагностику памяти ивнимания:

Втечение 30 секунд ребенку предъявляется картинка сизображением предметов, затем картинку убирают иребенок попамяти должен ответить навопросы типа «Какие предметы нарисованы накартинке? Сколько предметов тывидел накартинке? Что тывидел, ручку или карандаш? Сколько конфет накартинке?»

г. наскорость ориентировочно-поисковых движений глаз:

Таблицы Шульте. Ребенок должен показать иназвать натаблице все числа от1 до25 как можно быстрее ибез ошибок. Посигналу «Начали!» включается секундомер, ификсируется время работы скаждой таблицей.

Норма- 30–50 секунда натаблицу.

Каждую указанную методику можно использовать нетолько вкачестве теста, ноивкачестве развивающего упражнения.

Внимание- особое свойство человеческой психики. Нанем базируется ипамять, имышление, идаже успех вжизни. Вовремя занявшись развитием внимания своего ребенка, можно нетолько подготовить его кобучению вшколе, ноисоздать для него потенциальную возможность успешно самореализоваться вовзрослой жизни.

Портал Gnomik.ru

Материал www.gnomik.ru

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание , в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные орга­ны чувств человека) , а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Материал psixologiya.org

"Давай выучим стишок к празднику!" - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием "мнемотехника" (от греч. "мнемо" - память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.

С точки зрения известного психолога, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном. {По материалам.)

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.

Упражнение на развитие эмоциональной памяти. Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников. (По материалам)

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную , слуховую , обонятельную , вкусовую , осязательную . В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Упражнение на развитие слуховой памяти. Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. (По материалам).

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Так, в исследованиях показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Упражнение на развитие словесной памяти. Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
(По материалам)

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (по 3. М. Истоминой).

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память. Психолог, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо видом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.

1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

2. Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Методика №1

Цель:

Оборудование : Пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой-пары слов, не связанные по смыслу:

  • Нож-резать;
  • Ручка-писать;
  • Ученик-школа;
  • Курица-яйцо;
  • Лёд-коньки;
  • Небо-рак;
  • Рыба-песня;
  • Ботинки-стол;
  • Дерево-крыша;
  • Спички-кровать.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает пары слов из 1-ой колонки с интервалом между парой 5 секунд. После 10 сек. перерыва читаются левые слова с интервалом 15 сек., а ребёнок называет запомнившееся слово правой половины колонки. Аналогичная работа проводится со 2-ой колонкой слов.

Обработка результатов: Сопоставляются данные из 1-ой и 2-ой колонок, подсчитываются коэффициенты логической и механической памяти: количество правильно воспроизведённых слов/ 5. Идеальный вариант - 1. Делается вывод, какие лучше запоминать слова с механической или логической связью.

Методика №2

Цель : Исследование зрительной памяти.

Оборудование : 20 картинок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и запомнить картинки (10 шт.). Интервал между предъявлением картинок - 2 сек. Затем нужно сделать перерыв - 10 сек. Далее педагог перемешивает картинки, которые были предъявлены ребёнку, с новыми картинками (10 шт.). Затем надо разложить все 20 картинок на столе. После чего педагог предлагает ребёнку выбрать и назвать только те картинки, которые были показаны в самом начале.

Обработка результатов: Полученные результаты выражаются в процентах, и делается вывод о степени развития зрительной памяти у ребёнка.

Методика №3

Цель: Исследование логической памяти и механической памяти.

Оборудование: короткий рассказ с чёткими смысловыми единицами, например, «Галка и голуби».

Процедура исследования: Педагог читает рассказ и просит ребёнка воспроизвести его содержание.

Обработка результатов: Подсчитывается количество и полнота воспроизведённых смысловых единиц.

Методика №4

Цель: Проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Оборудование: Слова для запоминания: спичка, ведро, вода, друг, мыло, окно, школа, книга, ромашка, кукла, мороженое, шкаф, платье, заяц, песок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает их с интервалом в 5 секунд. После 10 сек. перерыва ребёнок воспроизводит запомнившиеся слова.

Обработка результатов: При анализе результатов обращают внимание на то, какие слова лучше воспроизведены ребёнком. Чаще всего лучше запоминаются эмоционально окрашенные слова или слова личностно значимые для ребёнка.

Цель: Исследование особенностей логической памяти, в частности, характер опосредованного запоминания. Эта методика даёт очень много ценной информации о состоянии памяти и мышления у ребёнка, которая может быть использована при дифференциации УО от нормы или ЗПР.

Оборудование: 12 слов и столько же, связанных с ними по смыслу, картинок.

Процедура исследования: Перед ребёнком кладут стопкой 12 картинок лицом вниз. Картинки необходимо положить в той последовательности, в которой будут произноситься слова. Педагог называет слово «играть» и предлагает ребёнку взять первую картинку, после чего спрашивает: «Почему при помощи этой картинки (кукла) можно запомнить слово «играть»?». Ребёнок объясняет связь между словом и картинкой, после чего откладывает эту картинку в сторону (лицом вниз). Таким же образом проводиться работа с остальными картинками и словами. На последнем этапе задания ребёнку предлагают брать картинки (по 1-ой) и воспроизводить связанные с ними слова. При воспроизведении слов картинки берутся не в той последовательности, в которой ребёнок брал их при запоминании слов.

Обработка результатов: По данным Л. В. Занкова, нормально развивающиеся дети овладевают операцией осмысленного запоминания к 10 годам. Умственно отсталые дети этого возраста не владеют приёмами осмысленного запоминания и припоминания. Картинка им только мешает. Нормально развивающиеся дети 10 лет запоминают более осмысленно, чем умственно отсталые дети 15-ти летнего возраста. Дети с имбецильностью указанного возраста даже не понимают смысла предложенного задания.

А. И.Леонтьевым)

Цель: изучение особенностей памяти (опосредованного запоминания). Представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

Оборудование: 12 картинок и 6 слов для запоминания.

Процедура исследования: Перед ребёнком раскладывают все 12 картинок в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Инструкция: «Тебе будет нужно запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово. Вот, например, к слову «книга» подойдёт картинка «очки», потому что, чтобы лучше (удобнее) читать книгу нужны очки». Далее ребёнку называют слова и каждый раз при выборе им картинки, необходимо спрашивать: «Как эта картинка поможет запомнить слово.…Все отобранные ребёнком карточки откладываются в сторону. Спустя 40 или 60 минут ребёнку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить это слово.

Обработка результатов: Совершенно неважно, какую картинку выберет ребёнок. Установление связи между словом и картинкой носит сугубо индивидуальный характер, Важно, чтобы ребёнок установил содержательную смысловую связь между предъявляемым для запоминания словом и тем, что изображено на картинке.

А. И. Леонтьевым было доказано, что у нормально развивающихся детей 7-ми и старше лет опосредованное запоминание преобладает над непосредственным. С возрастом этот разрыв увеличивается ещё больше в пользу опосредованного запоминания. К 15 годам нормально развивающиеся дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала. Дети со слабой работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредованном запоминании, т. к. смысловая связь создаёт им дополнительную опору для запоминания. У нормально развивающихся детей смысловые связи между картинкой и словом образуются легко. Они говорят о характере знаний, представлений и жизненного опыта, иногда с помощью данной методики можно сделать вывод о способности ребёнка к обобщениям. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в замедленном темпе выбора картинки. Связи отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда имеет место излишняя детализация в перечислении подробностей рисунка, а иногда, сделав правильный выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Дети с имбецильностью задания не понимают.

Методика №7

Цель: определение быстроты запоминания, полноты, точности и последовательности воспроизведения. Выясняется способность контролировать свои действия, работать сосредоточено и с интересом.

Оборудование: Текст «Что придумал Серёжа?».

Процедура исследования: Ребёнку даётся инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Потом расскажешь о том, о чём сейчас я прочитаю». Текст прочитывается повторно только в том случае, если ребёнок не в состоянии его воспроизвести после одного прослушивания.

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, с первого прослушивания полно и точно воспроизводят рассказ. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное запоминание материала. При воспроизведении они допускают неточности, нарушения смысла и последовательности. Им не всегда помогает помощь в форме наводящих вопросов.

Методика №8

Цель : Исследование особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 5-6 картинок, на которых изображены знакомые детям предметы.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно посмотреть и запомнить 5(6) картинок, которые выложены перед ним на столе в определённой последовательности, в течение 10 сек. После чего картинки убираются. Через 10 сек. ребёнку предлагается новая инструкция: « Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, без особых затруднений раскладывают картинки в нужном порядке. Умственно отсталые дети путаются в расположении картинок, испытывают затруднения.

Методика №9

Цель: Изучение особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 2 одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями.

Процедура исследования: Ребёнку предъявляют 1-ую картинку и предлагают внимательно посмотреть и запомнить на ней все предметы, их количество и месторасположение (демонстрация картинки - 1 минута). После чего картинка убирается. Через 10 сек. предъявляется 2-ая картинка. Инструкция: «Чем отличаются картинки?» или «Что изменилось?».

Обработка результатов: Фиксируются правильно названные и неправильно названные предметы. Нормально развивающиеся дети справляются с заданием, называют правильно предметы, которые были не нарисованы или которые появились. Умственно отсталые дети испытывают большие затруднения, без помощи не обходятся.

Методика №10

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Оборудование: 10 слов, не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Процедура исследования: Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно и запоминать. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Педагог медленно и четко читает слова. Когда ребёнок их повторяет, педагог ставит в своём протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: « Сейчас я снова прочту те же самые слова, а ты опять должен (-а) повторить их: и те, которые ты уже называл (-а), и те, которые ты пропустил (-а) в первый раз – все вместе, в любом порядке». Педагог снова ставит крестики под словами, которые воспроизводит ребёнок. Далее опыт повторяется 3-ий, 4-ый и 5-ый раз, но без каких-либо инструкций. Педагог просто говорит: «Ещё раз». В случае если ребёнок называет какие-то лишние слова, педагог записывает их рядом с крестиками, а, если они повторяются, ставит крестики под ними. Никаких разговоров не должно быть.

Спустя 50 – 60 минут, педагог снова просит ребёнка воспроизвести эти слова (без напоминания). Эти повторения обозначаются кружочками.

Протокол методики №8 умственно отсталого ребёнка

Слова Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Лёд

№ повторений

№5 + + + + + +

Через 1 час 0 0 0

По этому протоколу может быть выведена «кривая запоминания».

Обработка результатов: У нормально развивающихся детей «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению ребёнок воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше 5-ти раз) количество воспроизведённых слов – 10. Умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Они могут воспроизводить лишние слова и застревать на этих ошибках (особенно дети с текущим органическим заболеванием головного мозга). «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Иногда «кривая запоминания» может иметь форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии интереса (при слабоумии с апатией).

Методика №11

Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи испытуемых.

Оборудование: Тексты: басни, рассказы, имеющие иносказательный смысл (подтекст). Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Педагог читает текст. После чего ребёнок воспроизводит его. Устный рассказ педагог записывает дословно или с помощью магнитофона (диктофона). Главное внимание должно быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение рассказа, т. е. на вопросы и ответы по поводу его содержания.

Обработка результатов: При лёгких степенях олигофрении наблюдается дословное, почти правильное изложение деталей начала рассказа при непонимании ими переносного смысла (подтекста) рассказа. Нормально развивающиеся дети, как правило, понимают иносказательный смысл (подтекст) рассказа и правильно его воспроизводят.

Методика 13. «Запомни цифры» Методика 14. «Выучи слова» Все страницы

Страница 1 из 4

  • Предыдущая
  • 1 of 6
  • Следующая

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание , в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 88-90.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!