Женский журнал Ladyblue

Методы и средства воспитания. Методы воспитательной работы

Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Понятие воспитания

Издревле слово “воспитание” означало вскармливание. Но люди еще на заре человеческого общества поняли, что ребенок нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Рассмотрим традиционную и нетрадиционную трактовку воспитания. В педагогике традиционно понятие “воспитание” употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим . Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, река жизни воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание - это вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.

Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Дело в том, что воспитанием -передачей накопленного опыта - занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может| быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами. Таким образом, мы рассмотрели социальную сущность воспитания.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие “воспитание” часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, “физическое воспитание”, “эстетическое воспитание”.

Нетрадиционное понимание воспитания сформировалось в русле гуманистической педагогики, где под воспитанием понимается процесс культуроемкого развития человека.

Воспитание взаимосвязано с перевоспитанием.

Перевоспитание – это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, норм и правил поведения, общения.

Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе.

Основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития и самовоспитания личности.

Л.С. Выготский писал, что “Человек, в сущности, воспитывает себя сам…С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого”. Педагог не может сделать воспитанника не лучше, не хуже. Он может лишь создать условия, чтобы воспитанник захотел стать и стал таким, каким бы хотел его видеть педагог.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.

Выделяют два основных источника самовоспитания:

    внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия.

    внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий Я-реального и Я-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления.

Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию личности по отношению к себе самой. Это позиция – позиция субъекта. В наиболее распространенных словарных и энциклопедических определениях содержания понятия “субъект” сводится к следующему:это активно действующий индивид или социальная группа, обладающие волей, способностью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению, осуществляемому в предметно-практической деятельности и процессе познания. Отношения между воспитателем и воспитанником строятся каксубъек-субъектные отношения. И характеризуются не воздействием, влиянием одной стороны на другую, авзаимодействием.

Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.

Глава I. Воспитание, воспитательный процесс

Воспитание как культурно-исторический феномен Воспитание - категория педагогической науки Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме Воспитательный процесс, его цель и сущность

1. Воспитание как культурно-исторический феномен

Воспитание является важнейшей функцией общества с древ­нейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в соци­альные и производственные отношения невозможно развитие об­щества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содер­жание, средства. История дает яркие примеры особенностей вос­питания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Ан­тичность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура на­родов и народностей разных стран проявляется не только в тради­циях и обычаях, но и в характере воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб­страктных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филоге­незе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет ко­лыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает пита­ние не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» - сущность любого воспитания. Воспита­ние-непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.

Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.

основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззрен­ческие представления о высших целях и задачах воспитания.

Социология изучает социальные проблемы развития личности.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у раз­ных народов мира.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные, группо­вые особенности и законы развития и поведения людей.

Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как уче­ния о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности - наследственности, мик­ро- и макросреде.

2. Воспитание – категория педагогической науки

Воспитание как феномен педагогической действительности яв­ляется объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.

Педагогическая наука выполняет две основные функции: на­учно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические яв­ления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Иссле­дуя педагогическую действи­тельность как сущее, педагогика раскрывает закономерности вос­питания.

Осуществляя нормативно-ре­гулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая законо­мерности воспитания, формулирует принципы, объясняет долж­ное - как необходимо организовать воспитание, систему образова­ния, обучение, чтобы они были эффективными.

Теория воспитания - раздел

педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движу­щие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различ­ные концепции воспитания и вос­питательные системы,

В отечественной педагогичес­кой науке основы теории вос­питания заложил К.Д.Ушинс-кий в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).

В 20-30 гг. ХХ в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика вое питательной работы).

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических тео­рий, таких как:

- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);

- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);

- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);

- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);

- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выгот­ский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);

- гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методо­логического подхода, концепции воспитания.

Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» мож­но четко выявить два направления.

В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педаго­гического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Это­му направлению соответствуют следующие определения:

    воспитание - целеустремленное, систематическое управле­ние процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Кова­лев);

    воспитание в специальном педагогическом смысле - про­цесс и результат целенаправленного влияния на развитие лично­сти, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, спосо­бов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);

    воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования опре­деленных установок, понятий, принципов, ценностных ориента­ции, обеспечивающих необходимые условия для его развития,

подготовки к общественной жизни производительному труду (А. В. Петровский);

Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная дея­тельность, призванная формировать у детей систему качеств лич­ности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).

Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздей­ствие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фак­тор саморазвития личности.

Другое направление в педагогике отражает эволюцию в фило­софских воззрениях современного европейского общества, в соот­ветствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на су­бъект воспитания.

Определение 1

Методика воспитательной работы – самостоятельный раздел теории воспитания, занимающийся изучением специфики организации воспитательного процесса в образовательных, воспитательных учреждениях и детских организациях, разрабатывающий рекомендации по эффективной реализации воспитательной работы.

Классификация методов воспитательной работы

Определение 2

В «Российской педагогической энциклопедии» методы воспитательной работы определяются как совокупность общих способов решения воспитательных задач и воплощения воспитательных взаимодействий.

Классификация методов при этом достаточно затруднительна, поскольку имеет разделение по средствам, целям, последовательности и очередности применения.

Н. И. Болдырев и Н. К. Гончаров выделяют три основные группы методов:

  • Убеждение.
  • Упражнение.
  • Поощрение и наказание.

В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев в свою очередь определяют другие группы:

  • Организация детского коллектива.
  • Убеждение.
  • Стимулирование.

Т. А. Ильина характеризует следующие группы методов:

  • Убеждение.
  • Организация деятельности.
  • Стимулирование поведения.

Г. И. Щукина объединила методы в ряд групп, среди которых многоплановое воздействие на понимание, чувства и волю учащихся, организация работы и формирование опыта социального поведения, регулировка, коррекция и стимулирование поведения и деятельности. Здесь основным аспектом классификации считается функция метода по отношению к деятельности.

Методика воспитательной работы под редакцией В. А. Сластенина определяет способы двусторонней работы педагога и учеников. Он также сформировал группы методов воспитания в 4 составляющих:

  • Формирование сознания личности.
  • Организация работы, общения, опыта социального поведения.
  • Стимулирование, мотивация труда и поведения.
  • Контроль, самостоятельный контроль деятельности и поведения.

В современной литературе описаны и другие методы классификации. Так П. И. Пидкасистый определяет метод как средство педагогического управления деятельностью, в процессе которой выполняется самореализация личности и ее многостороннее развитие.

Другой ученый В.А. Караковский предложил классификацию на основе воспитания, а именно воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, общением, отношениями.

Виды методов

Определение 3

Методики воспитания в целом определяются как направление или тактика организации этой деятельности, взаимного сотрудничества учителя и учеников, ориентированного на решение задач воспитания.

Добиться положительной динамики в процессе воспитательной деятельности обеспечивает использование таких приемов как убеждение, организация работы, стимулирование поведения и деятельности.

Такой метод, как убеждение, ориентирован на сознание личности. Главным источником является слово, при этом само слово может исходить от любого участника процесса воспитания. Реализация данного метода осуществляется через беседу, рассказ, обоснование, внушение.

Одним из основополагающих средств воспитательной деятельности считается организация самостоятельной работы обучающихся. В основу этой методики входит приучение, педагогические требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование используется как представление исполнения определенных норм поведения, положений и правил. При этом требование могут иметь прямое или косвенное значение, где прямые озвучиваются в формате приказа, а косвенные звучат в качестве совета или пожелания.

Определение 4

Общественное мнение принято определять как выражение массового требования, которое используется при обсуждении действий, проведении мероприятий.

Определение 5

Таким образом, главной задачей создания воспитывающей ситуации является погружение личности в состояние затруднения, ситуацию выбора либо побуждения к действию.

Подобные ситуации используются в различных вариациях. Они обеспечивают усвоение ценностей, приобщение к заложенным обществом нормам поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности дают толчок к социально одобряемому поведению. Мотиватором выступает одобрение или осуждение поступка. Эмоциональной основополагающей считается переживание и самооценка учащегося, самостоятельное осмысление поступка на основе критики более авторитетных сверстников. В коллективных рамках личности свойственно ориентироваться на признание, поддержку и согласие с собственным поведением. В таком случае представляется возможным корректировать поведение учащихся на основании оценочных характеристик.

Выбор методов

В процессе воспитательной работы педагог ориентируется на лучшие качества личности учащегося, принимает меры для их воспитания, развития и увиливания уверенности воспитанников в себе и своих возможностях.

Применение тех или иных методов осуществляется зависимо от педагогического опыта, стиля профессиональной работы, сложившейся ситуации.

Выбор методов продиктован некоторыми определенными аспектами:

  • Гуманное отношение воспитателя к воспитанникам.
  • Комбинированный подход.
  • Подготовка и соотношение метода к реальным условиям и средствам его реализации.

Средства воспитательной деятельности всегда зависимы от окружения и уровня становления коллектива.

Выбор того или иного метода воспитания зависит от определенных условий педагогического процесса. Предпочтение отдается основываясь на некоторых аспектах:

  • Конкретизированное направление воспитания, продиктованное сложившейся ситуацией.
  • Возрастные особенности воспитанников.
  • Степень зрелости определенных групп учащихся.
  • Личностные характеристики воспитанников.

На основании вышеизложенного формируется вывод: опытный педагог обязан владеть всеми доступными методиками воспитания и применять конкретные способы регулирования учебно-воспитательного процесса сообразно сложившейся ситуации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета/

директор института

«___» ___________ 20__ года

(указывается наименование дисциплины (модуля) в соответствии с рабочим учебным планом)

Трудоемкость (в зачетных единицах) 11,28

Направление подготовки: 540600 Педагогика

Профиль подготовки (магистерская программа): Воспитательная работа

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр педагогики

1. Цель изучения дисциплины (модуля).

Цель: формирование ясного понимания основных понятий методики воспитания, готовности осуществлять воспитательную деятельность.

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы .

Учебная дисциплина «Методика воспитательной работы» относится к циклу дисциплин профильной подготовки.

Изучению данной дисциплины предшествуют «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая и практическая педагогика», «Системы воспитательной работы в образовательных учреждениях г. Томска», «Практикум по решению воспитательных задач», «Психология человека», «Анатомия и физиология человека», так как для успешного освоения курса студенту необходимы теоретические знания:

Особенностей педагогической деятельности, профессиональной компетентности педагога, педагогических основах различных видов профессиональной деятельности , гуманистической природе педагогической деятельности;

Теорий целостного педагогического процесса; теорий обучения и воспитания, компетентностного подхода к построению педагогического процесса, о возрастосообразности педагогического процесса;

Взаимосвязи теории и практики в педагогике, методологии практической педагогической деятельности, ценностно-смысловом самоопределении педагога в профессиональной деятельности, особенностях педагогического проектирования, технологиях решения педагогических задач, формах взаимодействия субъектов в педагогических процессах, здоровьесберегающих технологиях педагогического процесса, возрастосообразных технологиях оценки достижений учащихся,

Видов и типов профессиональных задач, алгоритм решения профессиональной задачи, способы оценки решения задачи, анализ собственной деятельности, технологию педагогической поддержки детей разного возраста, диагностические методики изучения детей, технологии оценки их достижений, формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, способы организации образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи;

О человеке как субъекте; индивиде, личности, индивидуальности; сущности процессов познания, общения, деятельности; поведения, сущности и особенностей сознания и самосознания; функциональной и структурной организации психики; интегративных психических образований: мотивационных, аффективных , темпераментных, сенсорных, психомоторных, мнемических, интеллектуальных, речевых, коммуникативных, регуляторных, креативных, нравственных;

Основ строения тела человека, возрастных изменения, происходящих в организме; общих физиологических закономерностей жизненных процессов, строения, функционального значения, возрастных особенности отдельных систем организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.), сенсорных систем.

Уметь
- выделять компоненты профессиональной педагогической деятельности и профессиональной компетентности педагога;
- выделять этапы решения педагогических задач, классифицировать педагогические задачи; оценивать достижения учащихся;
- различать понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальности»; выделять особенности протекания психических процессов;

Выделять возрастные особенности отдельных систем организма;

Пользоваться современными средствами коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.)

Изучение УД «Методика воспитательной работы» необходимо для успешного выполнения заданий во время учебно-исследовательской и педагогической практик, изучения следующих дисциплин: «История образования и педагогической мысли», «Сравнительная педагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Социальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психология воспитания школьников», Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе», «Основы менеджмента в образовании и управление воспитательными системами», «Дополнительное образование детей».

3. Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

Общие вопросы методики воспитания;

Базовые теории воспитания и развития личности;

Закономерности и принципы, формы и методы воспитания;

уметь:

­ анализировать теоретическую и методическую литературы о воспитании;

­ методикой организации жизнедеятельности детей на каникулах;

­ методиками диагностики воспитания школьника и сообщества-коллектива

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) _______ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

1 семестр

2 семестр

3 семестр

Аудиторные занятия

Практические занятия

Семинары

Лабораторные работы

Другие виды аудиторных работ

Другие виды работ

Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)

Расчётно-графические работы

Формы текущего контроля

самостоятельные

Воспитательный процесс как компонент целостного образовательного процесса школьников

Воспитание в контексте модернизации образования

Методика и технология воспитания как способы осуществления педагогической деятельности

Педагогическая программа воспитания школьника

Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Методика организации взаимодействия семьи и школы.

Методика оценки и анализа результатов коллективной жизнедеятельности, воспитательной деятельности, воспитательных влияний (методика исследования результативности воспитательного процесса).

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

РАЗДЕЛ 1. Воспитательный процесс как компонент целостного образовательного процесса школьников (60 часов)

Тема 1. Воспитание. (6 часов)

Воспитание как культурно-исторический феномен. Воспитание – категория педагогической науки. Факторы и условия воспитания. Функции воспитания. Принципы воспитания.

Тема 2. Основные понятия теории и практики воспитания. (10 часов)

Становление, развитие, формирование, воспитание. Взаимосвязь воспитания, обучения и образования. Педагогический процесс, процесс воспитания, воспитательный процесс. Воспитывающая деятельность, воспитательная деятельность, воспитательная работа. Система воспитания, воспитательная система, система воспитательной работы.

Тема 3. Понятие и сущность воспитательного процесса. (10 часов)

Воспитательный процесс: цель, сущность. Воспитательная деятельность как компонент воспитательного процесса. Системная природа воспитательного процесса. Логика и противоречия воспитательного процесса. Целостность как характеристика воспитательного процесса. Способы описания динамики развития воспитательного процесса. Деятельность воспитателя в рамках воспитательного процесса.

Тема 4. Целеполагание в воспитательном процессе. (6 часов)

Сущность, назначение цели и целеполагания. Особенности процесса целеполагания. Система целей и задач. Способы целеполагания.

Тема 5. Содержание воспитательного процесса.(8 часов)

Тема 6. Методы педагогического взаимодействия. (10 часов)

Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы. Понятие методов, приемов, средств воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности ребенка. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.

Тема 7. Формы воспитательной работы. (10 часов)

Понятие формы воспитательной работы. Классификация форм воспитательной работы.

Тематические и ситуационные формы воспитания. Формы музыкально-творческой деятельности для среднего школьного возраста. Формы познавательной деятельности .

Игры, ситуации, политинформации. Формы трудовой и профориентационной деятельности. Формы экологического воспитания.

РАЗДЕЛ 2. Воспитание в контексте модернизации образования (30 часов).

Тема 8. Особенности современного воспитаниячасов)

Современные подходы к воспитанию: возрастной, индивидуальный, личностный, деятельностный, антропологический, акмеологический, герменевтический. Амбивалентный, парадигмальный, системный, целостный, синергетический, средовый, событийный. Современные концепции и модели воспитания. Антропоцентрические и социентрические концепции воспитания. Основные положения личностно-социальной (интегративной) концепции воспитания. Традиционная модель воспитания. Государственно-политическая. Функционально-ролевая модель. Педоцентрическая модель воспитания. Диалоговая модель воспитания.

Тема 9. Школа как воспитательная система. (10 часов)

Отличительные особенности школы как обучающей, социализирующей и воспитательной системы. Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. Критерии оценки воспитательной системы. Моделирование воспитательной системы.

Характеристика отечественных гуманистических воспитательных систем. Характеристика зарубежных гуманистических воспитательных систем.

Духовно-нравственное воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание. Эстетическое воспитание. Воспитание толерантности.

Тема 11. Система деятельности педагога-воспитачаса).

Характеристика деятельности педагога-воспитателя в системе воспитательной работы школы. Воспитательная работа классного руководителя . Внеклассная воспитательная работа.

РАЗДЕЛ 3. Методика и технология воспитания как способы осуществления педагогической деятельности (20 часов).

Тема 12. Методика воспитания как компонент воспитательного процесса. (8 часов)

Взаимосвязь теории, практики и методики воспитания. Понятие методики воспитания. Сущностные признаки методики воспитания: логика, стра­тегия и тактика действий, технологичность. Уровни применения методики. Параметры методики педагогической деятельности. Структура организации воспитательного процесса на уровне общей и частной методики. Значение методики для педагога-практика. Основания для выбора методики. Осознанность применения методики. Результативность методики.

Тема 13. Технология воспитания. (12 часов)

Общая характеристика педагогических технологий. Проектирование педагогических технологий. Понятие технологии воспитания. Отличие технологии от методики воспитания. Воспитательная технология. Технологический шаг. Технологичность воспитателя. Психолого-педагогическая диагностика как технология. Технология профессиональной ориентации школьников. Технологии воспитания: тренинг общения, шоу-технологии, групповая проблемная работа, «Информационное зеркало».

РАЗДЕЛ 4 . Педагогическая программа воспитания школьника и методика ее проектирования (26 часов).

Тема 14. Программа воспитания в воспитательном процессе (4 часов).

Назначение программы воспитания. Алгоритм программной профессиональной работы педагога. Воспитанность как продукт программного воспитания.

Тема 15. Общая модель программы воспитания (6 часов).

Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

Формирование ценностных отношенирй к нормам культурной жизни. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Формирование образа жизни, достойного Человека. Формирование жизненной позиции.

Тема 16. Возрастные модификации программы воспитания школьника (6 часов).

Программа воспитания первоклассника. Программа воспитания младшеклассника. Программа воспитания младшего подростка. Программа воспитания старшего подростка. Программа воспитания старшеклассника. Программа воспитания выпускника школы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!