Женский журнал Ladyblue

Мусульманские девочки рано выходят замуж. Женщины в браке: когда семья оказывается тюрьмой

Понятие раннего бракосочетания весьма расплывчато. Так, например, официальный язык юриспруденции считает брак, заключенный молодыми людьми до достижения определенного, установленного законом возраста, ранним. Однако люди уверены, что ранней является семья, созданная в 18-20 лет. А психологи утверждают, что браки не привязаны к возрастному фактору, поскольку есть определенная категория людей, которая и в 40 лет не осознает последствий своих поступков и не готова отвечать за них.

Что же движет молодыми людьми, решившими вступить в официальные отношения? Ведь иногда документы в ЗАГС подают 13-14-летние подростки, не дожидаясь наступления совершеннолетия.

Причины заключения ранних браков

Как правило, подобный поступок становится для родителей не совсем приятной неожиданностью, и они хотят знать причины, побудившие их чадо взять на себя такую огромную ответственность в то время, когда оно еще психологически не готово к столь серьезному шагу. Специалисты считают, что ранний брак готовы оформить пары:

  • Между которыми существует сильная любовь и желание быть с партнером 24 часа в сутки. Ребята не готовы воспринимать реальность, поэтому на данном этапе их не волнуют вопросы неустроенного быта или отсутствия средств.
  • Желающие узаконить свою сексуальную жизни, поскольку они живут в семьях, где интимные отношения до сих пор являются запретной темой, и родители в отношении воспитания остаются крайне строгими. Удовлетворить естественное любопытство парень и девушка решают в браке и оформляют свои отношения законодательным способом.
  • Ожидающие ребенка. Беременность является самой распространенной причиной раннего брака, причем мужчина не всегда соглашается на этот шаг добровольно. Чаще всего его заставляют родители девушки, угрожая походом в полицию.
  • Желающие избавиться от чрезмерного родительского контроля и опеки. А также наоборот, от того, что дома молодые люди сталкиваются с бытовым насилием и игнорированием.
  • Делающие это назло своим бывшим возлюбленным, чтобы окончательно расстаться с прошлым и психологически принять новые отношения.

Плюсы и минусы браков в раннем возрасте

Чаще всего ранние браки через пару лет распадаются. Нередко молодые люди живут, как кот с собакой, но не разводятся, боясь опять разочаровать родителей. А есть пары, у которых и вовсе устанавливаются вольные отношения. Но среди огромного количества неудачных браков можно найти и те, которые продолжаются счастливо. Причем молодые люди со временем становятся на ноги, заводят детей и всю жизнь проводят вместе.

Такая статистика не позволяет утверждать, что ранние браки имеют одни минусы, есть и плюсы, о которых нельзя умалчивать. Итак, давайте сначала рассмотрим негативные аспекты раннего создания семьи, к которым можно отнести:

  • Перемены, вызванные рождением ребенка, когда приходится забывать о себе и своих желаниях. Так менять свою жизнь подростки готовы редко, поэтому рано или поздно пара начинает ссориться, конфликтовать, появляются скрытые и явные обиды, приводящие к разводу.
  • Непонимание сложностей, которые таит в себе брак. Речь идет о рутине, трудностях с бытом, необходимости обеспечивать семью деньгами и ухаживать за детьми, желания гулять и развлекаться вместо того, чтобы идти домой и заниматься обязанностями.
  • Несовместимость сексуальных желаний. Молодые жены не испытывают такого желания, как их мужья, поэтому возникает конфликт интересов, когда девушкам хочется романтики, нежных слов и прогулок под луной, а их мужьям — наоборот. Кроме того, юная супруга, в силу неопытности, просто не может удовлетворить интересы своего избранника, поэтому в 99% из 100% мужчина изменяет своей половинке. Но самое страшное, что после такого брака женщина теряет веру в противоположный пол, а муж начинает рассматривать измену, как нормальное явление.

Но все же ранние браки не лишены и плюсов , среди которых можно отметить следующее:

  • Бурные чувства заставляют молодых людей прощать друг друга, не замечать недостатки и учиться проявлять нежность и заботу, подавляя собственный эгоизм.
  • Свадьба в юном возрасте приносит девушке столько счастья, сколько не будет в любом другом. Она ощущает себя королевой, и это чувство помогает бороться с юношескими комплексами.
  • В юном возрасте чувство максимализма позволяет легче переносить трудности, отсутствие денег, стрессы.
  • Молодая семья может намного быстрее избавиться от родительского надзора и начинает самостоятельно планировать свою жизнь, не отчитываясь ни перед кем.
  • Пара быстрее взрослеет в психологическом плане, становится самостоятельной, ответственной, причем не только за себя, но и за свою половинку, а тем более за ребенка.
  • Молодые люди вместе строят финансовую основу своего брака, поэтому вопрос о том, что кто-то вышел замуж или женился из-за денег не омрачает их совместное будущее.
  • В юном возрасте еще нет установившихся годами привычек, поэтому процесс притирания проходит быстрее, равно как и адаптация друг к другу. В зрелом возрасте гораздо сложнее перестроиться, как физически, так и психологически.
  • Молодым людям легче формировать собственные семейные традиции и обычаи. Те, кто постарше, как правило, стараются приучить половинку к устоям, которые были приняты в их семьях.
  • Искать работу молодому человеку, находящемся в браке, проще, чем тому, у кого нет серьезных отношений, поскольку работодатели считают его более ответственным и серьезным. А вот с девушками все наоборот. Молодая жена не может посвящать себя работе так, как это сделает незамужняя сотрудница. Кроме того, есть риск, что она уйдет в декрет, поэтому рекрутеры в 8 случаях из 10 отказывают таким соискательницам.
  • Здоровье молодых людей гораздо лучше, чем у 30-35-летних брачующихся. Именно поэтому им легче переносить все тяготы быта, включая бессонные ночи с малышом на руках.

Статистика ранних браков и разводов в России

Большее количество российских девушек, согласно статистическим данным, узаконивают отношения в возрасте 18-24 лет, а юноши — в 25-34 года. Что касается ранних официальных отношений, то 5-6 лет назад их количество превышало 1,215 млн. браков. Причем несовершеннолетних жен в парах было значительно больше, чем мужей:1698 девушек и 1131 юношей соответственно.

За последние 2-3 года эти цифры изменились, и ранних браков стало значительно меньше. Тем не менее данный вопрос остается проблемным как для России, так и для всего мира, ведь из 6,7 браков 5 оканчиваются разрывом отношений, несмотря на то, что у многих пар уже есть маленькие дети.

Самые ранние браки в мире

В мире нет такого государства, где официальный возраст девушки, разрешающий ей вступать в брак, превышал бы возраст, в котором жениться может мужчина. Именно поэтому есть страны, где молодые люди могут вступать в официальный брак в 9-18 лет. Конечно, законодательные нормы могут предусматривать какие-либо исключения, но есть государства, в которых силен не закон, а национальные традиции. Поэтому в них легко научились обходить официальные нормы.

12-летние девочки могут становиться женами в Парагвае, Испании, Эквадоре и Канаде. В некоторых отдельно взятых штатах Северной Америки для вступления в брак девушке должно исполниться 13 лет, а в 14 лет могут вступать в брак гражданки Колумбии, Аргентины, Перу и Италии. Но следует отметить, что в развитых странах юные дамы редко пользуются этим правом, желая учиться и развиваться в карьерном плане.

Но это еще не предел! Гораздо серьезнее обстоит дело в странах исламского мира. Например, практически во всех поселениях Афганистана и Непала заключают только ранние браки, и в 14-15-летнем возрасте юношам и девушкам можно скреплять свой союз официально.

А вот в Индии есть деревни, где самым маленьким невестам было всего 10 лет, но поскольку законодательство не разрешает официально заключать такой брак, свадьбы устраивают ночью, в тайне от представителей городской администрации и полиции.

Фотограф Стефани Синклер (Stephanie Sinclair) 13 лет занимается освещением проблемы ранних браков. В 2012 году она основала неправительственную организацию «Too Young to Wed», которая борется за то, чтобы изжить эту практику во всём мире.

«Я пряталась каждый раз, когда видела его. Я его терпеть не могла», - вспоминает Тахани (в розовом) свои первые дни в роли жены Маджеда. На тот момент ей было 6 лет, а ему - 25. На этом снимке Тахани позирует фотографу вместе со своей бывшей одноклассницей Гхадой, которую тоже выдали замуж в детстве, возле своего дома в горах в мухафазе Хадджа, Йемен. Более половины женщин Йемена выходят замуж в детском возрасте.

16-летняя Сурита Шрешта Балами кричит в знак протеста, пока её увозят в её новый дом вместе с мужем, Бишалем Шрештой Балами, во время свадебной церемонии в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, январь 2007 года. Ранние браки - обычная практика в Непале, а деревня Кагати известна своей благосклонностью к этому явлению. Многие индуисты верят, что боги ниспошлют благословение их семье, если они женятся на девочке, у которой ещё не было менструации.

15-летняя Арасели кормит своего ребёнка, 2014 год. По данным исследования, проведённого Фондом ООН в области народонаселения в 2012 году, 30% женщин в Гватемале в возрасте от 20 до 24 лет, вышли замуж до достижения возраста 18 лет. В сельской местности этот процент выше. Подростковые беременности здесь настолько распространённое явление, что существует закон, согласно которому роженицы моложе 14 лет обязаны делать кесарево сечение, потому что их бёдра слишком узкие для родов.

После празднования свадьбы в кругу родственниц, йеменских невест, 11-летнюю Сидабу и 13-летнюю Галияу, сопровождают к их мужьям в Сане, Йемен, где у девочек начнётся новая жизнь, 2010 год.

17-летний Дурга Бахадур Балами посыпает красной пудрой голову 14-летней Нируты Бахадур Балами, которая находится на девятом месяце беременности, во время их свадьбы в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, 23 января 2007 года. Нирута стала жить в семье своего будущего мужа и забеременела, когда они были только помолвлены. В некоторых кругах это является допустимым.

Две молодые матери едут на заднем сидении автомобиля, принадлежащего фонду Samburu Girls Foundation. После переговоров лидеры общины позволили представителям организации увезти девушек в безопасное место. Молодые женщины сбежали из дома, потому что их детям грозила смерть. У народа самбуру существует обычай, не позволяющий молодым воинам жениться. Для таких воинов существуют девушки, которых разрешается использовать исключительно для удовлетворения сексуальных потребностей. Эти девушки не могут забеременеть или стать матерью. Если беременность всё же наступает, женщине предстоит насильственный аборт или роды, после которых ребёнка умерщвляют.

Женщина провеивает зёрна в сезон дождей недалеко от города Бахр-Дар, Эфиопия. В этой стране один из высочайших показателей ранних браков в мире. Каждая вторая девушка выходит замуж до 18 лет, а каждая пятая - до 15 лет. Однако, благодаря работе различных организаций, ситуация постепенно улучшается.

Нуджуд Али спустя два года после развода со своим мужем, который был на 20 лет старше неё. Её выдали замуж в 8 лет. История Нуджуд шокировала общественность, заставив парламент разработать закон о минимальном возрасте вступления в брак.

Соседки помогли малышке Раджани стянуть розовую футболочку с нарисованной на плече бабочкой и прикрыли моющихся девочек импровизированным занавесом из тканей для сари. Женихи тем временем ехали из далекой деревни. Никто из них не был достаточно богат, чтобы прибыть верхом на слоне или на скакуне в роскошной сбруе, как того требует традиция. Пришлось довольствоваться машинами. Ожидалось, что прибудут женихи изрядно навеселе.

Никто из жителей деревни прежде их не видел, кроме отца двух старших девочек, худощавого и прямого как палка седого крестьянина с длинными обвислыми усами. Этот крестьянин, которого я буду называть М., наблюдал, как вереница гостей укрывается от палящего солнца под тентом из яркого шелка, и на лице его были написаны и гордость, и тревога. Он отлично понимал: если бы честному и неподкупному офицеру полиции стало известно, что здесь происходит, свадьба была бы прервана, он - арестован, а семья покрылась бы позором.

Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью.

Раджани приходится М. внучкой. У девочки круглые карие глаза и маленький приплюснутый носик, а кожа - цвета молочного шоколада. Живет она у дедушки: в деревне говорят, что отец Раджани - пьяница и лентяй. А еще говорят, что дед любит Раджани больше, чем ее родители, - не зря он выбрал ей жениха из уважаемой семьи, за одним из членов которой была замужем его дочь. Поэтому Раджани не окажется одинокой после гауны - церемонии, которая совершается, когда девушка покидает родительский дом и переезжает к мужу. Если девочка выходит замуж совсем маленькой, гауна совершается по достижении ею подросткового возраста, так что Раджани еще несколько лет проживет в семье деда. И М. поступает очень хорошо, говорили мне: выдавая внучку замуж, он обеспечивает ей защиту на годы взросления.

Читать еще

Эта история происходит в одной из иссушенных солнцем деревенек индийского штата Раджастхан во время праздника Акха-Тидж. Праздник отмечают в самое жаркое время весны, перед сезоном муссонных дождей, и он считается хорошим временем для свадеб. Мы беспомощно смотрим на Раджани. Пятилетняя босоногая невеста в футболке бегает вокруг, зажав в ручонке розовые пластмассовые солнечные очки, которые кто-то ей дал.


Малалай Какар, женщина-полицейский из Кандагара, арестовала мужчину, ударившего ножом за ослушание свою 15-летнюю жену. Какар сказала: этот человек избежит наказания, потому что "мужчины здесь - короли". Позже Какар убили талибы. Фото: Стефани Синклер

Человек, который привел нас в деревню, говорил только о ее сестрах. О них, правда, говорить тоже было опасно, поскольку закон запрещает брать в жены девушек младше 18 лет. Но к невестам-подросткам отношение снисходительнее.

Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью. Выдавать замуж малолетних опаснее, поэтому участие в свадебной церемонии самых маленьких обычно не афишируется, их имена не упоминают в приглашениях, и на собственной свадьбе они оказываются на вторых ролях.

Раджани уснула до начала церемонии. Ее дядя осторожно поднял девчушку с кроватки, прижал к плечу и понес под лунным светом туда, где ждал индуистский жрец, поднимался к небу дым от священного пламени и сидели на пластмассовых стульях гости и жених, десятилетний мальчик в золотистой чалме.

Десятилетняя Нуджуд Али сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец.


В такие моменты чужака может охватить непреодолимое желание спасти девочку-невесту. Схватить ее, отправить в нокаут окружающих взрослых, сбежать! Что угодно, лишь бы остановить то, что происходит на твоих глазах. Над моим столом приколота фотография Раджани в ее свадебный вечер, за шесть часов до церемонии. Девочка в сумерках смотрит в камеру, в ее широко раскрытых глазах - полное спокойствие, и кажется, что она вот-вот улыбнется.

“Мне 10 лет, и я разведена”.

Помню, как меня в ту ночь преследовали мысли о спасении не только Раджани (ее я легко могла бы взять на руки и унести прочь в одиночку), но и двух других девочек, которых собирались, словно оплаченный товар, передать с рук на руки несколько взрослых мужчин, сговорившихся насчет их будущего. Принудительные ранние браки по сей день процветают во многих регионах мира - и отстаивают эту традицию сами родители будущих новобрачных, зачастую нарушающие законы своей страны. Детский брак они рассматривают как достойный способ обеспечить девушке спокойное взросление в случаях, когда другие варианты сложны или есть риск, что девочка-подросток потеряет невинность до брака.


Ранние браки - обычное дело в этой маленькой непальской деревушке, но 16-летняя Сурита все равно протестующе плачет, покидая родной дом под традиционным свадебным зонтом. Телега увозит ее в деревню мужа.

Детский брак распространен на разных континентах, среди представителей разных народов, религий и сословий. В Индии девочек обычно выдают за мальчиков на четыре-пять лет старше; в Йемене, Афганистане и некоторых других странах мужьями могут стать и молодые мужчины, и вдовцы средних лет, и насильники, которые похищают своих жертв, а потом объявляют их женами, как принято, например, в некоторых районах Эфиопии.

Часть этих браков - открытые сделки, практически ничем не замаскированные. Можно, скажем, обменять прощение долга на восьмилетнюю невесту или уладить конфликт между семьями, предложив взамен двоюродную сестру, 12-летнюю девственницу. Когда верхушка этого айсберга, единичные случаи становятся достоянием гласности, они вызывают взрыв гнева по всему миру. В 2008 году газеты многих стран писали о Нуджуд Али, десятилетней йеменской девочке: она сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец. Позже была опубликована книга “Я - Нуджуд, мне десять лет, и я разведена”.

Многие взрослые, такие, как односельчанки Раджани, поющие печальные песни, пока юные невесты моются, не видят в детских браках ничего плохого. Образование девочек все равно будет прервано, так или иначе. Если не из-за брака, то просто потому, что в сельских районах в близлежащей школе может быть всего пять классов, а дальше пришлось бы каждый день ездить в школу на автобусе, набитом похотливыми мужчинами. В самой школе вполне может не оказаться закрывающегося туалета, необходимого девочке-подростку с гигиенической точки зрения. Кроме того, обучение в школе стоит денег - а практичные родители их берегут для сыновей: считается, что те принесут больше пользы. Так, на хинди дочерей, живущих с родителями, даже называют “парайа дхан”, что означает “чужое богатство”.

Ну а все рассуждения о том, что девушка сама имеет право выбирать себе жениха и что браки должны совершаться по любви, во многих уголках мира до сих пор воспринимаются как глупые и вздорные. Так, в Индии большинство браков, как и раньше, заключаются по воле родителей. Крепкий брак рассматривается как союз двух семей, а не двух личностей - а стало быть, выбор должен быть тщательно продуман многими взрослыми людьми, а не юными влюбленными, которые повинуются мимолетным порывам и зову сердца.

Поэтому там, где царит нищета, где потерявшие невинность девушки считаются непригодными для брака, где многие поколения предков вступали в брак не по своей воле, где старухи родственницы настаивают на том, чтобы девочки быстрее выходили замуж - мол, со мной так было, значит, и с ней должно быть так же, - даже самый убежденный борец с ранними браками растеряется, не зная, с чего начать. “К нашему сотруднику обратился отец девочки-подростка, - рассказывает Шрила Дас Гупта, врач из Нью-Дели, ранее работавшая в Международном центре исследования женщин (ICRW), одной из нескольких некоммерческих организаций, активно борющихся с ранними браками. - Он сказал: “Хорошо, если я решу выдать свою дочь замуж позже, возьмете ли вы на себя ответственность за ее защиту?” Наш сотрудник пришел к нам и спросил: “Что я ему скажу, если его дочь изнасилуют, когда ей будет 14?” На такие вопросы у нас нет ответов”.


Раджани и мальчик-жених почти не смотрят друг на друга, сочетаясь браком у священного огня. По традиции юная жена остается жить у родителей, и только в подростковом возрасте или в юности после церемонии гауда переезжает к мужу. Фото: Стефани Синклер, National Geographic

Женились на дочерях друг друга.

В Индии детские браки запрещены хотя бы формально - в Йемене нет и этого. Все попытки официально защитить девочек-невест до сих пор оканчивались неудачей. “Если бы ранний брак был сколько-нибудь опасен, Аллах запретил бы его, - заявил нам депутат йеменского парламента Мухаммед Аль-Хамзи. Мы разговаривали с ним в Сане, столице этого государства. - Мы не можем запретить то, чего не запретил сам Аллах”. Религиозный фундаменталист и консерватор Аль-Хамзи - яростный противник любых попыток законодательно запретить замужество девушкам младше определенного возраста (в последнем проекте - младше 17 лет). Ислам не дозволяет брачных отношений до тех пор, пока девочка не готова к ним физически, говорит Аль-Хамзи, однако в Священном Коране не говорится о конкретных возрастных ограничениях, так что этот вопрос должен находиться в ведении семьи и религиозных наставников, а не законов. Как ведают этим вопросом семьи, мы имели возможность увидеть в одной из деревень в западной части Йемена.

Мужчина, которого тоже звали Мухаммед, повез нас в эту деревню, потому что события в ней его глубоко возмутили. “Там живет девочка, ее зовут Айша, - он кипел от гнева. - Ей десять лет, она совсем маленькая, просто крошка. А ее мужу - пятьдесят, и у него вот такое пузо”, - Мухаммед показал руками, какое именно.

Мухаммед описал сделку, которую здесь называют шигхар: двое мужчин снабжают друг друга невестами, обмениваясь родственницами. “Они женились на дочерях друг друга, - сказал Мухаммед. - Если бы разница в возрасте между мужьями и их новыми женами была более приемлемой, думаю, никто не стал бы сообщать в полицию. Но девочки не должны выходить замуж, когда им по девять-десять лет. Пятнадцать или шестнадцать - еще куда ни шло”.


Через несколько часов после полуночи пятилетнюю Раджани будят, и дядя несет племянницу на ее собственную свадьбу. Детские браки в Индии запрещены законом, и свадебные церемонии часто устраивают глубокой ночью. Один из местных крестьян сказал нам, что така Фото: Стефани Синклер, National Geographic

В деревне, окруженной зарослями кактусов и иссушенными солнцем полями, в домах из камня и бетона живет пять десятков семей. У старейшины деревни, шейха, приземистого и рыжебородого, на поясе рядом с традиционным кинжалом висел мобильный телефон. Он провел нас в дом с низким потолком, где множество женщин, в том числе с младенцами, и девочек сидело на покрытом коврами полу и на кроватях. В дверь, наклоняясь, чтобы не удариться о притолоку, входили все новые женщины. В самой гуще на корточках сидел шейх, хмурился и шикал, чтобы собравшиеся вели себя потише. На меня шейх смотрел с подозрением. “У тебя есть дети? ” - спросил он.

Когда я ответила, что да, двое, на лице у него отразилось недоумение. “Всего двое! - шейх кивнул в сторону молодой женщины, которая кормила грудью младенца, рядом с ней копошились еще двое карапузов. - Этой молодой женщине 26 лет, она родила десятерых”.

Ее звали Суад, и она была дочерью шейха. Суад выдали замуж за дальнего родственника, когда ей было 14. “Он мне нравился”, - тихо говорит Суад под пристальным взглядом отца.

Шейх сделал несколько заявлений относительно брака. Он сказал, что ни один отец не будет принуждать дочь выходить замуж против ее воли. Сказал, что опасность для здоровья, которую якобы представляет ранний брак, сильно преувеличена. Сказал, что первый физический контакт с мужем, действительно, не всегда бывает легким для невесты, но переживать по этому поводу - бессмысленно. “Разумеется, каждой девушке бывает страшно в первую ночь. Но она привыкнет. Дело житейское”.

Тут мобильник шейха загудел, он снял его с пояса и вышел на улицу. Я сдернула с головы платок - раньше я видела, как моя переводчица делала так, когда рядом не было мужчин, и женщины заводили доверительный разговор. Мы быстро задали несколько вопросов: как у вас готовятся к брачной ночи? рассказывают ли невестам, чего им следует ожидать?

Женщины взглянули в сторону двери и, увидев, что шейх полностью поглощен разговором, подались в мою сторону. “Девочки ничего не знают, - сказала одна из них. - Мужчины принуждают их”.

А не могли бы они рассказать нам о маленькой Айше и ее толстом 50-летнем муже? Тут женщины заговорили все разом: это ужасная история, такое нужно запретить, но мы ничего не могли поделать. Маленькая Айша закричала от страха, когда увидела мужчину, за которого ей предстояло выйти замуж, сказала женщина по имени Фатима, которая, как оказалось, была старшей сестрой Айши. Кто-то сообщил в полицию, но отец Айши приказал ей надеть туфли на высоких каблуках, чтобы казаться выше, и закрыть лицо. Кроме того, он пригрозил, что, если его отправят в тюрьму, он убьет Айшу, когда оттуда выйдет. Полиция приехала и уехала, не приняв никаких мер, и сейчас - женщины заговорили тише и быстрее, поскольку шейх уже начал прощаться со своим собеседником, - Айша замужем и живет в другой деревне, в двух часах езды. “Каждый день она звонит мне и плачет”, - сказала Фатима.

Читать еще


14-летняя Эйша моет новорожденную дочь, ее двухлетняя старшая дочка играет рядом. У Эйши продолжается послеродовое кровотечение, она чувствует слабость, но не знает, как себе помочь Фото: Стефани Синклер, National Geographic

“Ты знаешь, что в тебе вырос ребенок?”

Депутат Аль-Хамзи в ответ на эту историю, наверное, повторил бы мысль, которую уже высказывал мне: любимой жене пророка Мухаммеда, тоже Айше, было девять, когда она вышла замуж - так говорится в одном из хадисов, преданий о жизни пророка. Впрочем, другие йеменские мусульмане рассказывают, что среди исламских ученых мужей существует и другое мнение: Айша была старше, когда впервые вступила в брачные отношения. Может быть, она была подростком, а может быть, ей уже перевалило за двадцать. Как бы то ни было, точный возраст Айши не так уж важен, твердо говорили мои собеседники; в наши дни любой мужчина, желающий взять в жены маленькую девочку, позорит свою религию. “В исламской традиции человеческое тело обладает большой ценностью, - подчеркнул Наджиб Саид Ганем, глава комитета по здравоохранению и демографии парламента Йемена. - Как бриллиант”. Он перечислил несколько опасных для здоровья последствий принуждения девочек к половой жизни и деторождению до того, как они физически созреют: разрыв стенок влагалища, образование внутренних разрывов…

Медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: “Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?“”.


А один врач-педиатр в Сане рассказал мне, что медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что же вообще такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: “Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?“”.

В Йемене не принято говорить о половой жизни, даже образованные женщины не ведут таких разговоров с дочерьми. То, что некоторые родители отдают маленьких дочек взрослым мужчинам, ни для кого секретом никогда не было - но о таком если и говорили, то шепотом. Три года назад ситуация немного изменилась - когда десятилетняя Нуджуд Али стала самым юным в мире борцом с ранними браками.

Для йеменцев удивительным в истории Нуджуд было не то, что отец принудил ее выйти замуж за человека втрое старше, не то, что муж вступил с ней в насильственную связь в первую же ночь (хотя вроде бы и обещал подождать, пока жена подрастет), и не то, что наутро свекровь девочки вместе с женой другого своего сына сперва одобрительно осмотрели окровавленную простыню, а потом подняли Нуджуд с постели и понесли мыться. Нет, во всем этом не было ничего необычного. Удивительно было то, что Нуджуд посмела нанести ответный удар.


Сидаба и Галийя, отпраздновав свадьбу в компании родственниц, прячут лица под покрывалами и отправляются в новую, замужнюю жизнь. В Сане, столице Йемена, общественный деятель Ахмед Аль-Кураши объяснил нам, что некоторые деревенские девочки рассматривают б Фото: Стефани Синклер, National Geographic

“Не получит развод - слишком мала!”

Десятилетняя девочка сбежала от мужа и вернулась домой. Она не испугалась воплей отца, который кричал, что от того, как она будет исполнять супружеские обязанности, зависит честь семьи. Ее мать была слишком запугана, чтобы вмешаться. Но вторая жена отца пожелала Нуджуд удачи, дала денег на такси и рассказала, куда ехать.

Когда изумленный судья спросил у десятилетней девочки, что она делает одна-одинешенька в суде большого города, Нуджуд ответила, что пришла получить развод. Представлять ее интересы взялась известная в Йемене женщина-адвокат. В англоязычной прессе начали появляться статьи об этом деле - сначала в Йемене, потом и по всему миру; публикации вызвали огромный интерес, тем более что сама Нуджуд была очаровательна - и когда она наконец получила развод, решение в зале суда овацией приветствовала толпа народа. Нуджуд пригласили в США - и там ее тоже ждали залы, полные сочувствующих.

Все, с кем она встречалась, были поражены серьезностью и самообладанием маленькой девочки. Когда мы увиделись с ней в редакции одной из газет, издающихся в Сане, она была одета в черную абайю - эту одежду, полностью скрывающую фигуру, взрослые йеменские женщины надевают, когда показываются на людях, но тут в абайе была маленькая девочка.

Хотя Нуджуд побывала за океаном, где с ней беседовали десятки излишне любопытных взрослых, она была такой милой и открытой, разговаривая со мной, как будто мои вопросы были для нее внове. За обедом она устроилась рядом со мной на молитвенном коврике и рассказала, что снова живет у себя дома (отец, сурово осужденный общественным мнением, неохотно, но разрешил ей вернуться), ходит в школу и пишет в своей школьной тетрадке открытое письмо йеменским родителям: “Не выдавайте своих дочерей замуж. Выйдя замуж слишком рано, они будут лишены образования, лишены детства”.

В теории общественных изменений для таких, как Нуджуд Али, есть специальный термин: “позитивный девиант”. Это действующие в обществе одиночки, которые благодаря и стечению обстоятельств своей жизни, и свойственной им решимости способны отвергнуть традиции и попытаться предложить что-то новое - возможно, радикально новое.

Среди позитивных девиантов, участвующих в кампаниях против ранних браков в разных странах, есть матери, отцы, бабушки, школьные учителя, деревенские врачи… Но самые упорные борцы - сами девочки-бунтарки.

И у каждой из них появляются последовательницы. В Йемене я познакомилась с 12-летней Рим, которая добилась развода через несколько месяцев после Нуджуд; при этом ей удалось убедить в своей правоте враждебно настроенного судью, прославившегося заявлением о том, что столь юная жена еще слишком мала, чтобы принимать решение о разводе. В Индии я встречалась с 13-летней Сунил, которую хотели выдать замуж, когда ей было 11. Сунил решительно заявила родителям, что отвергнет жениха, который был уже в пути, - а если те попытаются выдать ее замуж насильно, то она заявит в полицию и разобьет отцу голову.

Безусловно, детские браки гораздо чаще, чем подростковые вызывают общественное негодование. “Публика любит такие истории, когда сразу ясно, где черное, а где белое, - говорит Саранга Джейн, подростковый врач. - Однако большинству несовершеннолетних невест - от 13 до 17 лет. Мы хотим, чтобы общество осознало: защищать надо не только самых маленьких девочек”.

В Индии правительство обучает и посылает в деревни медицинских работниц, которых называют сатхинами. Они следят за здоровьем и благосостоянием местных семей; в их обязанности входит напоминать жителям деревень, что, выдавая девочек замуж, они не только совершают преступление, но и причиняют серьезнейший вред собственным детям. Именно раджастханская сатхин при поддержке своих просвещенных тестя и тещи в конце концов убедила родителей 11-летней Сунил отказаться от идеи выдать дочь замуж и позволить ей вернуться в школу.

Фантазии же на тему “схватить девочку и убежать” неизбежно наталкиваются на вопрос: а что потом? “Если мы вырвем девочку из привычного ей окружения, изолируем ее от родных и знакомых, во что превратится ее жизнь? - задается вопросом Молли Мелчинг, основатель сенегальской некоммерческой организации “Тостан”. - Вы не сможете изменить принятые в обществе нормы, если будете бороться с ними силой и унижать людей, называя их отсталыми. Мы своими глазами видели, что целые общины могут делать выбор в пользу перемен - и меняться очень быстро. Это вдохновляет”.

“Мне подарили красивую новую одежду, - грустно улыбается Шобха. - Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива”.


Шобха замужем - с восьми лет. Представьте себе ее свадьбу: одновременно выходят замуж с десяток девочек из ее деревни, большой праздник в царстве нищеты. “Мне подарили красивую новую одежду, - грустно улыбается Шобха. - Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива”.


Shutterstock

С тех пор у Шобхи была лишь мимолетная встреча с мужем, который старше жены на несколько лет. Пока девушке удается отсрочить гауну, после которой она будет обязана переехать к супругу. Когда я спросила Шобху, какое впечатление муж на нее произвел, она отвела взгляд и сказала, что он необразован. Мы посмотрели друг на друга, и Шобха покачала головой: нет, она ни в коем случае не сможет опозорить свою семью, отказавшись от гауны: “Я должна быть с ним. Я сделаю так, что он будет учиться и развиваться. Но покинуть его я не смогу”.

Но теперь, недвусмысленно намекнули родители, этот милый эпизод ее жизни подходил к концу - да и то сказать, пора. Муж звонил Шобхе по телефону и требовал свидания. Ее бабушке хотелось, чтобы гауна состоялась до того, как она совсем одряхлеет. Занятия в Джодхпуре были для Шобхи одновременно и страстью, и предлогом для того, чтобы оттянуть неизбежное, - однако “Проект Веерни” финансирует обучение лишь до окончания средней школы.

Читать еще

А Шобха мечтала о колледже, после которого она смогла бы поступить на службу в индийскую полицию и следить за исполнением закона о запрете детских браков. В своем дневнике школьница написала на хинди аккуратными буквами: “Я никогда не позволю, чтобы на моих глазах девочек выдавали замуж. Я спасу каждую”. Но за обучение надо было платить, а денег не было.

Посоветовавшись, мы с мужем внесли необходимую для колледжа сумму. Послешкольное образование Шобхи продолжается уже больше года: курсы компьютерной грамотности, английский, подготовка к экзаменам для приема на службу в полицию… Я получаю от нее электронные письма (ее английский слабоват, но постепенно улучшается), а недавно переводчица с хинди, которая работала со мной в Джодхпуре, взяв напрокат видеокамеру, сняла для меня видеопослание от Шобхи. Девушка готовится к очередному экзамену, живет в городе, в безопасном хостеле для женщин. Муж по-прежнему часто ей звонит, но гауна еще не состоялась. В какой-то момент Шобха улыбнулась прямо в камеру и сказала: “Нет ничего невозможного, мэм Синтия. Все возможно”.

© Samer Muscati/Human Rights Watch

Для миллионов женщин на этой планете брак - это начало издевательств, насилия и бесправия.

Традиции, основанные на доминировании мужчины, так или иначе сказываются на здоровье и условиях жизни женщин в ряде мусульманских и африканских стран. Правда, это совершенно не означает, что развитых государствах полностью отказались от патриархальных установок "традиционной семьи".

Детские браки, сексуальное насилие в семье, экономическая зависимость - далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются женщины при поддержке "общественного мнения".

В обязательном порядке

Брак далеко не для всех женщин ассоциируется со счастливой семейной жизнью и любящим супругом. Традиции ряда мусульманских стран могут шокировать.

К примеру, брак в раннем возрасте - 10-14 лет. Взрослые мужчины часто берут в жены практически детей. По оценкам ЮНИСЕФ, 82 миллиона девочек вступают в брак в возрасте до 18 лет. Многие из них - в гораздо более раннем возрасте, часто по принуждению, и сталкиваются с высокой степенью опасности насилия, включая принудительные половые отношения.

Особенно сложная ситуация по оценкам ООН в Афганистане и Бангладеш, где 7% женского населения выходят замуж до 10 лет и около 40% до 15 лет.

Девушек часто выдают по экономическим причинам, семья просто избавляется от "лишнего рта". Кроме того, считается, что женщина - существо несамостоятельное, поэтому ей необходим присмотр мужчины. Вот отец и отдает ребенка на попечительство. Бывает такое, что дочь отдают за деньги или в счет уплаты долга.

мнение

Девочку выдавали замуж в 4 - 10 лет. Родители получали за нее калым. Кстати, в этот же период, в странах, где практикуется генитальное уродство для женщин, девочек кастрируют матери, перед замужеством. Старшие жены занимались воспитанием девочки. Сексуальные отношения с мужем у девочки начинались после наступления менструации, как велит обычай. Это где-то в 12 - 15 лет. Ранние браки связаны с тем, что муж хочет получить "неиспорченную" жену - девственницу, воспитанную в традициях Ислама и выращенную в его доме исключительно для него. Поскольку в Исламе жена полностью зависит от мужа, то получение образования девочкой-женой или какое-либо трудоустройство полностью зависит от воли мужа

"

Легально такие браки запрещены, а возраст вступления в брак колеблется от 16 до 18 лет. Но традиции в таких странах порой сильнее закона. Детские браки характерны для Индии, Афганистана, Пакистана, Бангладеш и Индонезии.

  • ЧИТАЙТЕ: приговорены 8 человек

Часты случаи, когда маленьких девочек ради брака крадут. Если мужчина изнасиловал девочку, он обязан на ней жениться, и мнение самой жертвы общество не интересует. Ребенок, которые не согласен с браком, не может найти спасение дома: если жена сбежит от мужа к родителям, муж вправе прийти и забрать ее.

В прессе широко обсуждалась история 12-летней девочки из христианской семьи в Пакистане. Ее похитил мужчина, изнасиловал с друзьями и заставил подписать брачный договор. Однажды девочке удалось сбежать, и она пришла домой. Семья вызвала полицию, но те посоветовали отдать ребенка мужу, потому что закон на его стороне.

Мужчина умнее и сильнее

Мужчина - глава семьи, он умнее, он в состоянии зарабатывать деньги и его волю необходимо беспрекословно исполнять. На такой вот убежденности держится домашнее насилие.

Так или иначе каждая третья женщина в мире хотя бы раз сталкивалась с насилием в семье. В развитых странах с этим феноменом борются общественные организации, министерства и специальные комитеты. В других государствах от домашнего насилия женщин никто и не думает защипать.

В Индии преступления в отношении женщин совершается каждые 3 минуты, каждые 9 минут одна женщина подвергается жестокости со стороны мужа и родственников. В Афганистане муж, свекор или двоюродный брат совершают 8 из 10 актов насилия в отношении женщин. Для подавляющего большинства иранских женщин семейная жизнь становится началом боли и унижения. 81% замужних женщин подвергались насилию в семье в первый год их брака.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Одной из самых страшных традиций, особенно распространенных в Пакистане, является обливание непокорных женщин кислотой. Чаще всего кислотой обливают, чтобы отомстить за отказ от вступления в брак, сопротивление сексуальным домогательствам или в процессе семейных ссор. Ожоги от кислоты не так часто убивают, зато наносят серьезные увечья, в том числе и слепоту.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Доминирующие положение мужчин в исламских странах, унижение в семье, изнасилования и отсутствие какой-либо экономической независимости приводят к массовым самоубийствам женщин.

По данным только одного районного госпиталя в афганском городе Герат, специализирующегося на ожогах, в год к ним попадает около 700 женщин, которые пытались покончить с жизнью с помощью самосожжения.

Истории таких женщин шокируют: так, в 13 лет Шахназ пыталась покончить с собой, потмоу что отец проиграл ее в азартные игры. Она провела год в ожоговом центре больницы Герата.

Тело для всей семьи

Раз женщина выходит замуж, значит, ее тело принадлежит мужу и он может воспользоваться им, когда будет угодно. Если женщина не хочет, то на мужчину возлагается миссия "уломать", иногда даже с применением силы. Задача женщины - сохранения брака, вокруг которого выстраиваются ее приоритеты. Такой нехитрой логикой оправдывается в обществе сексуальное насилие.

Статистика изнасилований сексуальными партнерами не утешает. По данным британского исследования преступности, чуть более половины женщин-потерпевших пострадали от партнера или бывшего партнера. Статистикименее развитых стран, особенно в Африке или Юго-Восточной Азии, практически нет, да и обращения в полицию по "семейным проблемам" - абсолютно бесполезное занятие для жертв.

Кроме того, что в обязанности женщины входит удовлетворять супруга, она должна постоянно рожать детей. Планирование семьи и доступ к контрацептивам существуют далеко не во всем мире.

Важно отметить, что ныне экономические, политические и социальные институты заинтересованы в новых молодых работницах и работниках, но не заинтересованы в создании условий для рождения и воспитания детей. Решить такую ​​"проблему" хотят за счет свободного времени, ресурса здоровья, социальных связей, что при всех положительных сторонах отцовства-материнства неизбежно приводит к снижению ее уровня жизни и т.д. Такое понижение ко всем не применишь. Поэтому и выбирается наименее защищенное и наиболее важное в репродукции лицо - женщина.

Следовательно и возникает агрессивный репродуктивный давление идеологической машины. Суть его в популизме о величии материнства, и всякому замалчивании последствий понижения ее положения при материнстве - когда женщины рожают не благодаря собственной социально-экономической перспективе, а вопреки ей.

По данным ООН, среднее количество рожденных детей на 1 женщину в Центральной Африке переваливает за 6. Если участь, что во многих африканских странах практикуется женское обрезание, вследствие которого женщина не получает удовольствия от полового акта, картина вырисовывается не радужная.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Так называемое "репродуктивное принуждение" свойственно не только африканским странам или традиционным мусульманам. Нередко оно встречается и на постсоветском пространстве. Причем традиции в обществе иногда превращаются в законы.

К примеру, в России недавно в октябре 2011 года принят закон, призванный бороться с абортами. Теперь женщина обязана проконсультироваться со священником и взять "неделю тишины" - время для обдумывания. Получается, что в якобы светском государстве церковнослужители оказывают психологическое давление на женщину, по всей видимости считая, что она сама не может принять решение.

Развод женщине не нужен

В отличие от светских законов, правила шариата разрешают развод с ускоренной процедурой. Правда, такая привилегия касается только мужчин. Им достаточно сказать свой жене три раза "Ты для меня не жена". Считается, что раз мужчина содержит жену, то такое право развестись есть только у него.

Теоретически, женщина тоже может просить развод, но прежде отдав все подарки и деньги, потраченные на свадьбу. Хотя, в любом случае, муж должен согласиться с решением жены.

"Однажды я побывала в Таджикистане. Бесправность жены в этой стране практически во всех сферах жизни. К древнему правилу "устного" развода даже приспособили блага цивилизации. Сейчас немало уехавших на заработки таджиков по телефону сообщают своим благоверным о том, что брак разорван. Жена может забрать все, что способна унести с собой. Недаром так популярны золотые украшения, которые женщины почти не снимают, - продав их, можно будет выжить.

Чтобы не допустить повального обнищания женщин, Президенту Таджикистана даже пришлось издать указ об обязательном заключении брачных контрактов, по которым за женой также закрепляется собственность", - рассказывает Лайма Гейдар, руководительница общественной организации "Женская сеть".

Есть страны, где женщины подвергаются телесному наказанию за развод и супружескую неверность.

Так, на прошлой неделе комиссар ОНН по правам человека спровоцировала на Мальдивах волну протестов. Представительница ООН назвала обязательные телесные наказания женщин за связи вне брака "бесчеловечными и унизительными". Протестующие заявили, что высказывания комиссара противоречат постулатам ислама и конституции Мальдивов.

После смерти мужа

Женщина воспринимается как собственность мужчины. Так или иначе, традиции разных стран подтверждают патриархальную модель семьи.

Так, в Индии распространено самосожжение жены после смерти мужа - сати, что в переводе с санскрита означает "преданная жена". Несмотря на то, что за ритуал установлена уголовная ответственность, ситуация лучше не становится. Некоторые ученые говорят, что ритуал появился как следствие исламского правления в Индии. Таким образом женщины защищали себя от насилия.

В некоторых странах Африки, таких как Уганда, Зимбабве или Танзания, во время похоронной церемонии по традиции перечисляется все богатство мужчины. Начинают всегда с его жены, детей, а потом уже переходят к движимому и недвижимому имуществу.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Написать эту публикацию меня побудил сериал "Ясмин". Вообще я не люблю смотреть сериалы но так как сейчас больше ничего не показывают ибо лето, то я от нечего делать смотрю Ясмин)

«Я девушка, а девушка должна идти быстро, низко опустив голову, словно она считает шаги. Глаза ее не должны ни подниматься, ни уходить вправо и влево от дороги, потому что, если вдруг встретятся с глазами мужчины, вся деревня сочтет, что она шармута. (араб. проститутка)Девушка должна быть замужем, чтобы иметь право смотреть вперед, заходить в лавку торговца, и носить украшения.Если девушка не вышла замуж до четырнадцати лет, деревня начинает над ней насмехаться». (из автобиографичной книги Суад "Сожженная заживо")


Ранние браки являются нормой в небольших деревнях мусульманских стран.

В Йемене в первую брачную ночь умерла 8-летняя девочка, получив травмы во время выполнения супружеского долга со своим 40-летним мужем.

В мире ежегодно около 200 тыс. девочек в возрасте 13-15 лет выходят замуж. Около 40 тыс. девочек-подростков, ежедневно становятся матерями.
Тахани (в розовом платье) ей было всего 6 лет, когда она вышла замуж за Мажед, 25 лет (стоит рядом с ней). Ещё одна девушка на фото (в зеленом платье) - вышла замуж, когда ей было 8 лет. “Всякий раз, когда я видела его, я пряталась. Мне было противно его видеть” говорит Тахани.


Асия, четырнадцатилетняя мать, моет свою новорожденную девочку у себя дома в Хаджа, а ее двухлетняя дочь играет. У Асии продолжается кровотечение и она очень ослабела после родов, у нее нет образования или доступа к информации о том, как заботиться о себе и своем здоровье.


5-летнюю (!) девочку отец несёт на церемонию её свадьбы с 14-летним парнем, Индия.


Кандагарский полицейский Малалай Какар арестовывает человека, который неоднократно бил ножом пятнадцатилетнюю жену, за неподчинение ему. “С ним ничего не сделают”, сказала Какар, когда ее спросили, что будет с этим человеком. “Мужчины здесь цари.” Какар была позже убита талибами.


В ОАЭ и других восточных странах практически все женщины носят паранджу, чтобы не прослыть дамами легкого поведения. Женщины в мусульманских странах одеваются по заповедям Корана. Во время менструации оголенными можно оставлять только лицо и кисти рук. В наше время большое количество мусульманок носят на голове платок-хиджаб и закрывают лишь тело, ноги и руки. Но в кругу подруг и с мужем они более раскованно выглядят. Нередко они исполняют своим мужьям танец живота. Но при появлении постороннего мужчины, обязательно следует надеть платок. Девушки из богатых мусульманских семей часто ведут себя и одеваются, как в Европе, но эти послабления минимальные, уклад их жизни остается особенным.


Что касается секса, то заниматься онанизмом Коран не запрещает. До вступления в брак многие арабы обращаются к услугам проституток. Многие арабы женятся на иноверках из других стран, но копят средства именно на брак с арабкой. Девушки-мусульманки должны до брака оставаться девственницами, поэтому до свадьбы они практикуют анальный секс, чтобы сохранить девственность для мужа. Многие семьи после брака требуют доказательства девственности молодой, а именно предоставить окровавленную простыню. На улицах женщины не могут разговаривать с незнакомыми мужчинами и должны ходить в сопровождении. Если дома нет мужа или родственника мужского пола, то открывать деверь запрещено.Секс в мусульманстве не выставляется постыдным занятием. Коран указывает, как заниматься любовью, а также рассказывает о гигиене после полового акта, поэтому то и являются арабы отличными любовниками. Ссоры и проблемы в семье не принято выносить на всеобщее обозрение.

Большой резонанс в прессе получила история афганской девушки Аише.

Эта шокирующая история случилась в Афганистане. Отец Аиши обручил ее с будущим мужем, когда ей не было и восьми лет. Этот брак должен был примирить два враждующих клана. 12-летним подростком Аиша вошла в дом талиба из провинции Уразган полноправной женой. Вы не поверите, но два года предшествовавших свадьбе девочка жила в конюшне семьи будущего мужа.Аиша сразу пришлась не по душе многочисленной семье мужа (у него было 10 братьев). Не пинал ее там только ленивый.

Меня так били, что казалось еще немного, и я умру, - с ужасом вспоминает Аиша. После избиений девочка не могла подняться несколько дней. Не выдержав истязаний, Аиша решила бежать. Как ей это удалось, история умалчивает. Беглянку поймали и водворили в женскую тюрьму Кандагара. Наказание за подобное преступление предусматривает заключение на три года, на Аишу выдали на руки отцу через полгода. Отец не придумал ничего лучше как вернуть несчастную девочку мужу.

На местном суде постановили - Аишу наказать…отрезав ей нос и уши. В сопровождении одного из братьев муж отвез девочку в горы, где и осуществил свой страшный замысел. Деверь держал подростка, а супруг резал…
Истекающую кровью девочку бросили умирать. Там ее и подобрали американские солдаты. Долгое время Аишу не могли вывезти в Штаты, у девочки не было даже документов. Подростка прятали в одном из секретных убежищ Кабула. В августе Аишу удалось перевезти в Америку. Журнал Time опубликовал фотографию ее обезображенного лица на обложке, пытаясь тем самым привлечь внимание к проблемам женщин в Афганистане.
Сейчас 19-летнюю афганку готовят к пластической операции. А пока для девушки изготовили протез носа. Несмотря на пережитый ужас, Аиша не упала духом. Девушка намерена добиться наказания для своего отца и мужа за изломанную жизнь, и бороться за права других угнетаемых соотечественниц, сообщает The Daily Mail.


В США о Аише забоятся приемные родители Мати и Джамила Арсала. В приемной семье есть 15-летняя дочь Миена Ахмадзаи, которая быстро подружилась со своей новой старшей сестрой.

Брак в этих странах не ассоциируется у женщин со счастливой семейной жизнью и любящим супругом. Часто это просто выгодная сделка для семьи невесты, девочка покупается мужем, старше её в 3-5 раз, и больше не имеет никаких прав. За непослушание - ужасные побои, увечья и даже смерть. И никто не в состоянии остановить это жестокое насилие.

«Родиться девочкой в нашей деревне — это проклятие. Мечта о свободе связана с замужеством. Покинуть дом отца ради дома мужа и больше никогда туда не возвращаться, даже если муж будет тебя бить. Если замужняя женщина возвращается в дом отца, это позор. Она не должна искать защиты нигде, кроме дома мужа, и в противном случае долг ее семьи — вернуть ее в дом мужа».

(из автобиографичной книги Суад "Сожженная заживо")

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!