Женский журнал Ladyblue

На какой неделе беременности начинает биться сердце. Когда начинает биться сердце у эмбриона

Принято считать, что проблемы с сердцем — исключительно удел взрослых. Между тем из года в год сердечно-сосудистые заболевания у детей стремительно «молодеют». Иногда и вовсе ребёнок рождается с врождённым пороком сердца.

К сожалению, своевременное выявление проблем с сердцем у ребёнка затруднено. Почему так происходит? Незрелый детский организм обладает удивительными компенсаторными возможностями, поэтому малыш долгое время чувствует себя хорошо. Да и сами сердечные недуги зачастую не имеют специфических проявлений, умело маскируясь под другие заболевания.

Врождённые пороки сердца: что-то изначально пошло не так

Формируются при неправильном внутриутробном развитии отходящих от сердца сосудов, сердечных клапанов, перегородок или стенок.

Наиболее часто встречается дефект межжелудочковой или межпредсердной перегородок, открытое овальное окно, добавочная хорда, открытый аортальный проток, стеноз аорты или легочного ствола. Пороки бывают единичными или сочетанными. Изменения нарушают движение крови внутри сердца и/или по сосудам.

Тяжёлые пороки диагностируются на УЗИ ещё в утробе у матери или сразу после рождения. Однако нередко сложно выявить заболевание в первые месяцы или годы жизни. Часто порок «неслышен», а ребёнок до определённого момента развивается нормально.

В раннем возрасте

Во время кормления ребёнок быстро устаёт, он плохо набирает в весе. Возникает синюшность кожи вокруг губ или необычная бледность кожных покровов, одышка во время игры или в покое. Малыш часто болеет ОРВИ или пневмониями, может кратковременно терять сознание.

В старшем возрасте

Дети жалуются на боли в области грудной клетки, головную боль, «замирания» или перебои в области сердца, затруднённое дыхание. Плохо переносят физические нагрузки: игру, подъём по лестнице, бег.

В чём коварность

Отставание в физическом и умственном развитии, сердечно-сосудистая недостаточность, частые затяжные пневмонии, изменение пальцев по типу «барабанных палочек», ногтей — «часовых стекол», приступы потери сознания нередко с нарушением кровообращения в головном мозге.

Как поступить

Без врачебной помощи не обойтись. Кроха с тяжёлым пороком нежизнеспособен и нуждается в оперативном вмешательстве сразу после рождения. Коррекция менее сложных дефектов проводится позднее, когда ребёнок немного подрастет и окрепнет.

Дети с пороками нуждаются в длительном наблюдении у кардиолога, назначении препараторов для поддержания работы сердечка до и после операции.

При малых аномалиях операция не показана — например, при добавочной хорде. Ребёнок не отстает от сверстников в развитии, а, достигнув взрослого возраста, ведёт обычный образ жизни.

Сердце и инфекции — опасная взаимосвязь

Болезнетворные микроорганизмы способны повредить ткани сердца: вызвать воспаление мышцы (миокардит) или изменение структуры сердечной мышцы (кардиомиопатия), воспаление внутренней или внешней оболочки (эндокардит, перикардит).

Наиболее часто «виновниками» становятся инфекции, поражающие верхние дыхательные пути: респираторные вирусы, вирус гриппа и бактерии (стрептококки, стафилококки).

Высокий риск осложнений на сердце

Имеется у детей до трёхлетнего возраста, при врождённых пороках сердца или наличии любого хронического заболевания.

Если ребёнок переносит инфекцию «ногах» или, не дождавшись выздоровления, возвращается к обучению в школе и обычным физическим нагрузкам.

Что может насторожить родителей

Спустя три-четыре недели после острого инфекционного заболевания появляется один или несколько признаков:

* Вновь повышается температура тела до 37,2-37,5°С и сохранятся длительное время.

* Боли за грудиной или левой половине грудной клетки, боли в животе и/или жидкий стул.

* Бледность кожи и повышенная потливость.

* Отекают ноги ближе к вечеру, обувь становится мала́.

* Ребёнок жалуется на «замирания» в области сердца и/или сердцебиения, головокружения и головные боли.

* Нехватка воздуха при физической нагрузке, в тяжелых случаях одышка появляется даже в покое.

* Изменения в поведении: малыш быстро устаёт и часто присаживается отдохнуть, ложиться рано спать, беспричинно капризничает.

В чём коварность

Формируются серьёзные последствия вплоть до угрожающих жизни состояний:

* Острая или хроническая сердечно-сосудистая недостаточность.

* Возможны нарушения сердечного ритма.

* Закупорка тромбами (сгустками крови) просвета сосудов с развитием инфаркта миокарда, почек, селезёнки или других органов.

Как поступить

Как можно быстрее обращайтесь к врачу. Если упустить время, высока вероятность развития у ребёнка тяжёлых осложнений.

Аритмии у детей — когда сердце сбивается с ритма

В норме сердце бьётся под воздействием последовательно возникающих в нём электрических импульсов, исправно обеспечивая доставку крови к органам и тканям.

При аритмии нарушена частота, ритмичность и последовательность сокращений отделов сердца. «Мотор» работает с перебоями, уменьшается или увеличивается частота сердечных сокращений.

Аритмии встречаются примерно у 20-25% детей разного возраста.

Сердечные нарушения

При врождённых или приобретенных пороках, инфекционных или аутоиммунных заболеваниях, наследственных аритмиях.

Внесердечные нарушения

Встречаются у детей наиболее часто и являются проявлением другого заболевания или состояния:

* Травмы в родах, недостаток кислорода в утробе матери или в момент рождения, внутриутробная инфекция.

* Незрелость нервной системы.

* Повышенная или пониженная функция щитовидной железы, сахарный диабет.

* Гормональная перестройка в подростковом возрасте.

* Хронические заболевания: тонзиллит, гайморит, поражение желудочно-кишечного тракта, железодефицитная анемия и многие другие.

При лечении основного заболевания и устранения причины сердечный нормализуется.

Что может насторожить родителей

Дети редко предъявляют жалобы, но некоторым признакам можно заподозрить аритмию.

В раннем возрасте

Приступообразная одышка при ползании или переворачивании, беспокойный сон, беспричинная капризность. Отказ от груди или вялое сосание, плохая прибавка в весе.

В старшем возрасте

Быстрая утомляемость, плохая переносимость физических нагрузок, повышение или понижение артериального давления, головокружения и обмороки. Ощущения «замирания», сильных толчков или перебоев в области сердца.

В чём коварность

Примерно у 20% детей аритмии с возрастом «перерастают» и не требуют проведения специального лечения.

Заболевание может протекать и с осложнениями: нарушением кровообращения, внезапными приступами сердцебиения частотой до 100-250 ударов\мин, некоторые отделы сердца начинают сокращаться в разном ритме.

Как поступить

Не откладывая «в долгий ящик», обратиться к кардиологу за консультацией и проведения комплексного обследования.

Повышение артериального давления — «игра» сосудов

Обусловлено усилением тонуса мышц сосудов и задержкой жидкости в организме. Степень и тяжесть течения артериальной гипертензии (АГ) определяется в зависимости от возрастных норм артериального давления.

Первичная АГ

Возникает при врожденных пороках развития сердца и сосудов, наследственной предрасположенности.

Вторичная АГ

Развивается наиболее часто при заболеваниях почек и мочевыводящих путей, сахарном диабете, ожирении, заболеваниях щитовидной железы, психоэмоциональном перенапряжении, гормональных изменениях в подростковом возрасте.

Что может насторожить родителей

На первых порах жалоб ребёнок не предъявляет. С течением времени появляются головные боли и головокружения, плохое самочувствие, быстрая утомляемость и слабость, боли в области сердца и сердцебиения.

В чём коварность

Возможен переход детской формы болезни во «взрослую» АГ. Редко развивается гипертонический криз со стойким повышением артериального давления, которое трудно снижается лекарственными средствами.

Как поступить

Ребёнок нуждается в комплексном обследовании, помощи не только кардиолога, но и врачей других специальностей. Цель: выявление истинной причины заболевания и проведение правильного лечения.

Сердечно-сосудистые заболевания у детей — довольно серьёзная проблема. Для выявления сердечных недугов важно, чтобы ребёнок проходил плановые медицинские осмотры в установленные сроки. И, конечно же, при появлении тревожных признаков необходимо своевременно обращаться за медицинской помощью.

врач-ординатор детского отделения

В жизни практически каждой женщины наступает период беременности. На протяжении 9 месяцев происходит закладка и формирование всех систем и органов будущего человека. Это не только волнительный этап для родителей, но также ответственный.

Существуют критические периоды, когда процесс эмбриогенеза сопряжен с высокими рисками влияния негативных факторов, способствующих нарушению нормальной закладки органов, тканей с развитием врожденных пороков. Одним из таких критических периодов является этап, когда формируется сердце у эмбриона и плода.

Эмбриогенез

Сердечно-сосудистая система закладывается одной из первых, что связано с необходимостью кровоснабжения остальных органов и тканей. Это происходит на 2─6 неделе гестации.

После слияния половых клеток инициируется сложный и длительный этап эмбриогенеза.

Формирование сердца начинается со второй недели, когда образуются 2 сердечные трубки, которые сливаются воедино и туда поступает эмбриональная кровь. На 3─4 неделе отмечается значительный рост трубки, что выражается в ее увеличении, изменении формы.

Начинают формироваться такие структуры, как венозный синус, первичный желудочек (венозный отдел), первичное предсердие и общий артериальный ствол. В этот период сердце представляет собой однокамерную структуру ─ и появляются первые сокращения.

В конце 4 недели формирующееся сердце имеет двухкамерное строение. Это возникает в результате увеличения артериального и венозного отделов и появления между ними перетяжки. Кровообращение представлено только большим кругом, а малый закладывается по мере органогенеза бронхолегочной системы.

На 5─6 неделе образуется межпредсердная перегородка, и сердце становится трехкамерным, а в дальнейшем закладывается межжелудочковая перегородка, формируется клапанный аппарат, общий аортальный ствол разделяется на легочную артерию и аорту. Так орган становится четырехкамерным.

На 7 неделе окончательно завершается построение межжелудочковой перегородки, а все дальнейшие преобразования связаны с увеличением размеров, развитием проводящей системы.

Диагностика

Всех будущих родителей волнует вопрос, на каком сроке можно услышать первые сердечные сокращения. И не зря, так как это важный показатель, помогающий определять, насколько правильно формируется сердечно-сосудистая система и как идет развитие эмбриона и плода.

С этой целью прибегают к нескольким методам:

На ранних этапах эмбриогенеза проводят ультразвуковое исследование. Оно делает возможным услышать сердцебиение эмбриона на 5 неделе при использовании трансвагинального датчика или на 7 неделе при трансабдоминальном. Необходимо также упомянуть, что частота сокращений варьируется в зависимости от срока гестации.

Аускультация акушерским стетоскопом является методом, пришедшим из древности, но имеющим один недостаток. Выслушать сердечные тоны возможно не ранее начала третьего триместра.

В этот период при каждом посещении женщиной акушера-гинеколога проводится это обследование. Оно позволяет судить врачу о течении беременности и состоянии малыша в утробе матери. С этой целью сначала проводится наружное акушерское исследование, а затем стетоскоп устанавливается на место наилучшего выслушивания сердцебиения.

Кардиотокография является методом регистрации работы сердца плода и тонуса матки с выведением результата на калибровочную ленту. Можно проводить диагностику с 22 недели беременности, однако согласно приказам назначается не менее 3 раз в третьем триместре и при родовом процессе.

Это позволяет контролировать не только развитие сердца и сердечно-сосудистой системы в целом у плода, но и состояние во время родов, выбрать тактику родоразрешения. При проведении исследования оценивают следующие показатели:

Важно в оценке развития эмбриона, плода не только уловить момент, когда появляется первое сердечное сокращение.

Необходимо контролировать процесс правильного органогенеза с целью своевременной диагностики врожденных аномалий.

Для этого проводится эхокардиография, которая позволяет рассчитать размеры сердца и крупных сосудов, визуализировать кардиальные структуры, а также имеющиеся отклонения.

При доплерографии представляется возможным оценить кровоток.

В случае выявления патологических отклонений решается вопрос о прерывании беременности либо оперативном вмешательстве сразу после рождения.

Развитие человеческого эмбриона в целом можно разделить на три стадии:

  • период от момента оплодотворения яйцеклетки до момента внедрения в стенку матки развивающегося эмбриона и начала получения питания от матери;
  • формирование основных органов; эмбрион приобретает черты человеческого организма (плод);
  • завершается специализация органов и систем плода, и он приобретает способность самостоятельного существования.

Рассмотрим отдельные этапы развития эмбриона:

Когда прикрепляется эмбрион в матке

Установлено, что 6-7 сутки после оплодотворения являются тем временем, когда эмбрион прикрепляется к слизистой матки (процесс имплантации). Во время имплантации зародыш погружается полностью в ткани слизистой оболочки матки. Процесс, когда прикрепляется эмбрион к стенке матки, продолжается в среднем 48 часов.

Различают 2 стадии имплантации: прилипание (адгезия) и проникновение (инвазия). В 1 стадии трофобласт прикрепляется к слизистой матки и в нем происходит дифферинцировка двух слоев: цитотрофобласт и плазмодиотрофобласт.

Во второй стадии плазмодиотрофобласт продуцирует протеолитические ферменты, которые разрушают слизистую матки. Тем самым, осуществляется внедрение ворсинок трофобласта в эпителий, а затем, последовательно - в соединительную ткань и стенки кровеносных сосудов. Трофобласт начинает получать питание и кислород из материнской крови

Период, когда эмбрион прикрепляется к слизистой матки, является первым критическим периодом его развития и при успешном завершении этой стадии начинается стадия закладки внезародышевых органов.

Когда виден эмбрион

Седьмая неделя с момента зачатия является тем сроком, когда виден эмбрион хорошо: отчетливо определяются голова, туловище и его конечности. Регистрация и оценка состояния эмбриона и плодного мешка на УЗИ позволяет подтвердить наличие беременности, определить локализацию эмбриона в матке, срок беременности.

Когда начинает биться сердце эмбриона

На вопрос «когда начинает биться сердце эмбриона» можно дать несколько ответов:

  • на двадцать второй день (на 5 неделе) с момента оплодотворения. Кровеносная система эмбриона начинает свое развитие на 3 неделе беременности. В это время стенка сосудистой трубки в изгибе петли зародышевого круга кровообращения делает первое сокращение. На протяжении четвертой недели пульсация становится все более сильной и регулярной. Начинается прокачка крови по сосуду и переход плода к независимому от матери – собственному типу кровообращения с однокамерным сердцем.
  • на шестой неделе развития. То есть, это срок, когда бьется сердце у эмбриона во время проведения эхоскопии на современных ультразвуковых аппаратах, и в этот период уже можно зарегистрировать сокращения сердца эмбриона. К этому времени в полой мышечно-соединительнотканной трубке появляются перегородки, сердце увеличивается в объеме и превращается в двухкамерное. До девятой недели развития эмбриона происходит образование структур сердца: его предсердий, желудочков и разделяющих их клапанов, приносящих и отходящих сосудов, проводящей системы и формирование питающих кровеносных сосудов.
  • конец второго месяца развития эмбриона. На этом сроке сердце у эмбриона становится четырехкамерным и приобретает строение, схожее полностью с человеческим. Время с четвертой по восьмую недели после оплодотворения является самым опасным в плане возможного формирования пороков сердечно-сосудистой системы. Окончательное образование тонких структур сердца к 22 неделям практически завершается. В дальнейшем лишь происходит накопление мышечной массы сердечной мышцы, и увеличение питающей сосудистой сети как самого сердца, так и других органов плода.

На протяжении жизни тело человека постоянно меняется. Особенно хорошо эти преобразования заметны при сравнении между детским и взрослым возрастом. По мере взросления, в организме происходит большое количество изменений, в том числе и в сердечно-сосудистой системе.
Сердце как орган формируется примерно на второй неделе эмбрионального развития, когда наличие в матке самого зародыша определить еще невозможно, так как его размеры составляют десятые доли миллиметра. На пятой неделе, когда длина эмбриона всего около1,5 мм, крошечное сердечко уже начинает биться. По мере роста плода, сердечно-сосудистая система продолжает формироваться, и к моменту рождения сердце приобретает окончательную структуру и достигает довольно внушительных размеров.
Если говорить о размере и массе сердечной мышцы по отношению ко всему организму, то у только что родившегося ребенка сердце достаточно крупное и достигает 0,9 % от общего веса. Для сравнения, у взрослых оно весит примерно 300 г, что составляет 0,4 % от общей массы. Такой впечатляющий размер органа необходим потому, что условия жизни, в которые попадает новорожденный, сильно отличаются от тех, в которых он существовал до этого. Находясь в утробе матери, малыш получал кислород через плаценту, что делало нагрузку на его сердце относительно небольшой. В это время у ребенка действовал только большой круг кровообращения, а малый был фактически «выключен». Однако потребность в дыхании атмосферным воздухом при рождении «запускает» и легочный кровоток, таким образом, сердце должно практически в один момент создать условия, при которых кровь будет активно циркулировать по всей сосудистой системе.
Что характерно, интенсивный рост органа не прекращается после появления малыша на свет. До 2-х лет оно продолжает значительно увеличиваться в размерах, а затем темпы роста несколько снижаются. Второй скачок в увеличении размера и массы сердца происходит с 5 и до 9 лет, а последний приходится на подростковый возраст, при этом у девочек он наступает раньше, чем у мальчиков.
Сердце младенца весит порядка 20-25 г; в 3 года масса увеличивается до 65-80 г, в 6 лет - до 130- 150 г. К моменту совершеннолетия оно достигает своего окончательного веса и перестает расти. Размеры органа изменяются несколько по-другому. Это связано с тем, что в процессе взросления сердце не только растет, но и изменяет свою форму. Так, у 2-летнего ребенка по сравнению с новорожденным длина сердца увеличивается лишь в 1,5 раза, тогда как масса - уже в три. У растущих детей длина сердца меняется быстрее, чем его ширина.
У новорожденного малыша парные камеры сердца (предсердия и желудочки) по размеру и объему равны между собой. Толщина стенок предсердий такая же, как и у взрослых - 2 мм, а желудочков - порядка 5 мм. По мере взросления, в большей степени увеличивается мощность стенки левого желудочка, правый же остается почти такой же толщины. Неравномерное увеличение и утолщение желудочков можно легко объяснить. Так как у ребенка постепенно увеличивается длина тела, размер других органов, и соответственно, протяженность сосудистой системы, левый желудочек, снабжающий кровью практически весь организм, постоянно вынужден становиться все сильнее и сильнее, испытывая постепенно возрастающую нагрузку. В отличие от этого, правые камеры «насоса» питают одни только легкие, которые на протяжении роста увеличиваются не столь значительно. По этой причине уже у годовалого малыша вес миокарда левого желудочка примерно в 2 раза больше, чем правого. К периоду полового созревания эта разница будет уже трех- или четырехкратной, в зависимости от пола подростка и других особенностей.
Несмотря на то, что сердце продолжает расти до 17- 18 лет, уже к 12-13 годам его стенки прекращают увеличиваться в толщину.
Существует еще одна закономерность, по которой детское сердце увеличивается в размере. Отмечено, что в течение первых 2-х лет жизни наиболее интенсивно увеличиваются предсердия, а с 11-го года - желудочки. В остальное время орган растет равномерно.

Форма сердца

форма сердца новорожденного совершенно не походит на таковую у взрослого человека. Когда малыш появляется на свет, главный насос его тела выглядит как шар. Это обусловлено тем, что разные отделы органа имеют примерно одинаковый размер и предсердия по объему сопоставимы с желудочками. Ушки - придаточные образования предсердий - также имеют довольно крупные размеры.
Позже, по мере увеличения сердца преимущественно в длину оно изменяет свою конфигурацию. Так, в 6-летнем возрасте у детей оно уже имеет отчетливо овальную форму. Такие очертания создают определенное сходство с сердцем взрослого. Кроме того, камеры органа увеличиваются по сравнению с отходящими от него крупными сосудами, а само сердце становится более рельефным из-за желудочков, которые с годами увеличивают свой размер и мощность.
В дальнейшем изменения происходят в основном из-за продолжающегося роста желудочков, в результате чего сердце 14-летнего подростка по форме не отличается от взрослого.

Положение сердца

Сердце новорожденного расположено довольно высоко. Если у взрослого человека его нижняя часть - верхушка - проецируется между пятым и шестым ребрами, то у младенца она находится на одно межреберье выше. Основание лежит достаточно близко к шее, на уровне первого ребра, и по мере взросления опускается до уровня третьего, где оно и должно в итоге находиться. Половину этого пути сердце проходит за первые 1,5 месяца жизни Ребенка.
При рождении орган расположен не только выше, но и левее: если, чтобы найти верхушку сердца, у взрослого нужно отступить от левой срединно-ключичной линии 1-1,5 см в правую сторону, то у младенца необходимо отмерить такое же расстояние влево.
Изменение положения сердца в грудной клетке, которое происходит с возрастом, обусловлено изменениями не столько самого сердца, сколько органов, его окружающих. При взрослении происходит удлинение всех частей тела, а диафрагма приобретает более низкое положение, поэтому верхушка опускается вниз и орган остается в косом положении. Окончательный вариант расположения сердца устанавливается лишь к 22-23-му году жизни; к этому времени орган давно перестает расти и менять свою форму.

Особенности строения миокарда и анатомические особенности сердца плода

Тело взрослого человека на 60 % состоит из воды. Доля жидкости в организме ребенка куда больше - она достигает 80 %. Это очень значимый показатель: для сравнения, в теле медузы содержится немногим более 90 % воды.
Такая особенность обеспечивает сердцу ребенка большую эластичность и податливость. Помимо общей структуры тканей, от взрослого состояния орган отличается хорошо развитой сосудистой сетью, снабжающей питанием и кислородом сердечную мышцу.
Если изучить участок миокарда ребенка под микроскопом, станут заметны и различия в строении клеток - кардиомиоцитов. Они более тонкие, в них много ядер, между ними нет мощных соединительнотканных перегородок, что обеспечивает более нежную структуру ткани. Постепенно миокард подвергается изменениям, и у 10-летнего ребенка строение сердечной мышцы уже соответствует нормам взрослого человека.
Во время внутриутробного существования полноценно функционирует только один круг кровообращения - большой. В связи с этим сердце плода имеет некоторые анатомические особенности, которые обеспечивают надлежащий кровоток. В организме ребенка в это время кровь из правых камер сердца смешивается с кровью из левых, т. е. артериальная с венозной. Такое явление не вызывает кислородного голодания, как у взрослых, страдающих пороками сердца со сбросом крови. Происходит это по той причине, что плод получает кислород через плацентарное кровообращение, а не через легкие.
Смешивание артериальной и венозной крови в организме плода происходит по двум путям - через так называемое овальное окно и Боталлов проток. Овальное окно - это небольшое отверстие в межпредсердной перегородке, а Боталлов проток - канал, соединяющий аорту, получающую кровь из левого желудочка, а также легочную артерию, которая выходит из правого. К моменту рождения, максимум в течение первых недель жизни, эти сообщения закрываются. Артериальный и венозный ток крови становятся изолированными друг от друга, что позволяет наладить «взрослое» кровообращение. В некоторых случаях закрытия отверстий не происходит. Тогда говорят о врожденных пороках сердца. Таких больных необходимо оперировать, так как смешивание крови приводит к тяжелым нарушениям в сердечно-сосудистой системе и во всем организме.

Строение кровеносных сосудов

{module директ4}

По мере развития организма, артерии и вены приобретают особенности строения, которые отличают их друг от друга. Артерии имеют плотновато-эластическую консистенцию, у них прочные стенки, которые спадаются лишь при сжатии. По прекращении давления сосуды тут же восстанавливают свой просвет. В отличие от них вены более мягкие, их стенки тоньше. Если через них прекращает протекать кровь, просвет спадается. Отчетливо прощупать стенки вены можно только при хорошем наполнении их кровью, например, после физической нагрузки, при наложении жгута или у лиц со слабо развитой жировой клетчаткой. Просвет у артерий тоньше, чем у вен.

В 13-16 лет происходит резкий скачок в темпах роста внутренних органов. Сеть сосудов иногда «не успевает» расти так же быстро. По этой причине в таком возрасте могут впервые проявляться некоторые «сосудистые» болезни, например мигрень.

У младенцев структура артерий и вен очень похожа. У них тонкие стенки и широкие просветы. Кроме этого, венозная сеть в целом развита не так хорошо, как артериальная.
Характерно, что у младенцев первых месяцев жизни вены не просвечивают через поверхность кожи. У них наружная часть венозного русла представлена не отдельными крупными сосудами, а сплетениями, состоящими из мелких вен. По этой причине кожа детей так легко краснеет и бледнеет в зависимости от интенсивности кровоснабжения. С возрастом строение вен меняется, они становятся более крупными и менее разветвленными.
Капиллярные сосуды также имеют свои отличия --у них довольно большой просвет, а стенки их более тонкие и проницаемые. Поэтому у детей процессы газообмена проходят легче и интенсивнее, нежели у взрослых, хотя количество капилляров в детском организме меньше, чем зрелом. Капилляры больше всего развиты в коже, поэтому У детишек раннего возраста есть способность к кожному дыханию - около 1 % кислорода они получают через покровы тела.
Артерии, проходящие в сердце, также имеют свои особенности у детей. Они обильно ветвятся, образуя довольно густую сеть капилляров. Так как сердце ребенка окружено большим количеством мягкой и рыхлой жировой ткани, это предрасполагает детишек к развитию воспалительных процессов. Следовательно, в детском возрасте риск миокардита гораздо выше, чем у взрослых людей. По этой причине нужно проводить профилактику подобных нарушений. В первую очередь это касается своевременного лечения случайных вирусных инфекций, которые способны давать осложнения на сердечную мышцу.
По мере роста артерии, капилляры и вены приобретают физиологические особенности, свойственные взрослому состоянию, происходит их увеличение в длину. Кроме этого, между сосудами формируются дополнительные сообщения - анастомозы. Они представляют собой своеобразные «мостики», по которым кровь может переходить из одного сосуда в другой. Таким образом, повышается густота сосудистой сети.
Перечисленные изменения в строении в основном происходят в течение первого года жизни, а второй интенсивный этап наступает в 9-11 лет. Как правило, к 12 годам основные анатомические преобразования завершаются, а в дальнейшем происходит только Рост в длину. Сосуды, расположенные в различных областях тела, растут по-разному. Например, артерии, снабжающие кровью легкие, активнее всего удлиняются в подростковом возрасте, а мозговые сосуды - в 3-4 года.

Частота сердечных сокращений у детей и подростков

Вне зависимости от возраста, деятельность сердца человека регулируется двумя основными механизмами: его способностью к автоматии, т. е. автономным сокращениям, и влияниями вегетативной нервной системы. Вегетативной называется часть нервной системы, обеспечивающая работу внутренних органов и не зависит от воли человека. Например, она ответственна за выделение пота, моторику кишечника, сужение и расширение зрачка, однако не регулирует сокращение скелетных мышц. Точно так же она обеспечивает функции сердца и сосудов.
В вегетативной нервной системе есть два отдела - симпатический и парасимпатический. Симпатический отдел отвечает за реакции, связанные с напряжением, стрессом, активной жизнедеятельностью. При его возбуждении возникают такие реакции, как уменьшение выделения пищеварительных соков, угнетение моторики желудочно-кишечного тракта, расширение зрачков, сужение сосудов, учащение биений сердца. Парасимпатическая система дает противоположные эффекты, ее влияние преобладает в момент отдыха и сна. Активация этого отдела вызывает усиление работы желез и моторики, сужение зрачков, расширение сосудов и урежение пульса.
У взрослых людей эти две системы уравновешены между собой и включаются «по требованию»: когда человек испытывает стресс, у него автоматически реагирует симпатика, а если он спит - парасимпатика. Но если говорить о новорожденных и детях раннего возраста, у них всегда преобладает симпатический отдел вегетативной нервной системы. По этой причине частота сокращений сердца у них больше, чем у взрослых. Со временем нервные влияния становятся более сбалансированными, в результате примерно к пятому году жизни пульс становится реже.
У детей старше 5-6 лет иногда встречаются небольшие нарушения сердечного ритма, которые проявляются в чередовании учащенного и уреженного сердцебиения. При этом если снять ЭКГ, никаких нарушений, кроме колебаний частоты, выявлено не будет. Подобные явления в таком возрасте могут быть обусловлены тем, что парасимпатическая нервная система «тренируется» оказывать свое воздействие на сердце и вначале работает не постоянно, а импульсами. Это и дает толчок к периодическим замедлениям в работе сердца.
В подростковом возрасте могут возникать эпизоды так называемой дыхательной аритмии - изменения частоты сердечных сокращений в зависимости от фаз дыхания. При этом во время вдоха сердце сокращается быстрее, а при выдохе - медленнее. Это функциональное явление; дыхательная аритмия является нормой, никак не влияет на состояние подростка и не требует лечения. Во взрослом возрасте она, как правило, исчезает или сохраняется лишь при глубоком дыхании. Тенденция к сохранению дыхательной аритмии больше выражена у лиц астенического телосложения.
При рождении частота сокращений сердца составляет 120-140 ударов в минуту. К году она уменьшается лишь ненамного, до 120-125 ударов. У 2-летнего ребенка пульс регистрируется с частотой 110-115 ударов, у 3-летнего - 105-110. Средняя частота сердечных сокращений в 5 лет составляет 100 ударов в минуту, а в 7-летнем возрасте она снижается еще на 10-15 ударов. У 12-летнего она практически приближается к «взрослым» нормам и составляет 75-80 ударов в минуту.
Необходимо отметить такое свойство детского пульса, как лабильность, т. е. способность к изменению под действием разных факторов. Например, при физической нагрузке и волнении частота сердечных сокращений нарастает гораздо быстрее и в большей степени, нежели у взрослых. У младенцев она может повышаться при плаче, в момент сосания, при движениях. Лабильность сохраняется и в подростковом возрасте.
Пульс у детей и подростков оценивается по тем же характеристикам, что и у людей старшего возраста. Это частота, ритмичность, симметричность, напряжение, наполнение, величина, форма.

Особенности артериального давления в детском и подростковом возрасте

Сердце ребенка не настолько мощное, как у взрослого человека. Такая особенность сердечной мышцы обусловлена малыми размерами тела, сравнительно небольшим тонусом сосудов и отсутствием резких нагрузок, что не дает поводов для усиления функции органа. Следовательно, артериальное давление ребенка будет ниже привычной нормы - 120/80 мм рт.ст., принятой за эталон для старших.
Несмотря на относительно низкое давление, скорость кровообращения у детей довольно большая. Если, например, у 30-летнего мужчины или женщины кровь проходит полный круг за 23-24 с, то у 3-летнего ребенка это время уменьшено до 15 с, а у младенца, только что появившегося на свет, - до 12.
На протяжении взросления цифры АД постепенно увеличиваются, при этом в наибольшей степени растет первый показатель - систолическое давление. Максимально интенсивно оно растет в течение первого года, в 10-12 лет и у подростков. Врачи считают показатель АД у детей очень важным, так как по нему могут косвенно судить о физическом развитии ребенка и скорости созревания органов эндокринной системы.


У детей и подростков частота пульса и величина АД может зависеть от положения тела. Так, в положении лежа снижаются количество ударов сердца и давление крови, а при переходе в вертикальное положение, особенно в первые секунды, они заметно возрастают.

Разброс показателей АД довольно велик, поэтому при расчете нормы давления для каждого возраста лучше пользоваться не примерными нормальными величинами, а расчетом по специальным формулам.

Для малышей до 1 года используют следующую формулу:

АД = 76 + 2n, где n - это возраст ребенка в месяцах.

Для детишек старше года существует три разных формулы.
Согласно формуле, предложенной отечественным педиатром А. М. Поповым, АД = 100 + 2n, где n - это возраст ребенка в годах. По В. И. Молчанову, давление Рассчитывается исходя из формулы 80+2n, по А. Б. Воловику - 90 + 2n.
Для подростков и взрослых людей (от 17 до 79 лет) Расчет проводится иначе. У них отдельно определяется систолическое и диастолическое давление.
Итак, САД (систолическое артериальное давление) = 109 + (0,5 - возраст в годах) + (0,1 - вес в кг).
ДАД (диастолическое артериальное давление) = 63 + (0,1 - возраст в годах) + (0,15 - вес в кг).
В период полового созревания (13-16 лет) нормальным может считаться систолическое давление не выше 129 мм рт.ст. Это немного больше, чем идеальное «взрослое» давление, однако по окончании развития сердечнососудистой системы оно, как правило, немного снижается и начинает соответствовать оптимальному.
В детском возрасте АД может различаться в зависимости от пола ребенка. После 5 лет у мальчиков обычно фиксируют более высокие цифры, чем у девочек. Такая разница сохраняется и у взрослых.

«Юношеское сердце»

В подростковом возрасте у людей могут встречаться различные расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся разнообразными жалобами. При этом, обследуя подростка, врачи не обнаруживают серьезных отклонений в состоянии этих органов. Таким образом, жалобы связывают не с органическими (сопровождающимися изменением структуры сердца и сосудов), а функциональными (возникающими из-за неполноценной функции) расстройствами. Совокупность функциональных нарушений со стороны сердца и сосудов, которые нередко отмечают у подростков, объединяют под названием «юношеское сердце».
«Юношеское сердце» можно считать скорее вариантом нормы, нежели патологией. Изменения в самочувствии вызваны нестабильностью артериального давления и сердечного ритма, которые чаще всего возникают по причине недостаточной зрелости, или наоборот, чрезмерно активного развития эндокринной системы, которая, как известно, сильно влияет на показатели давления и пульса. Особая роль в этом принадлежит железам внутренней секреции, входящим состав половой системы - яичникам и яичкам. Интенсивное развитие половых желез может вызывать гормональные всплески, которые становятся причиной плохого самочувствия, колебаний артериального давления и т. д.
Чаще всего среди жалоб, предъявляемых подростками, фигурируют такие, как ощущение усиленного, неровного сердцебиения, появление чувства «замирания» в груди. Встречаются усталость, плохая переносимость физической нагрузки. Возможны недостаток воздуха, склонность к повышенному потоотделению, покалывание или дискомфорт в левой половине груди. В подростковом возрасте люди нередко начинают хуже переносить кислородное голодание: при нахождении в душном помещении и поездках в переполненном общественном транспорте у них возникают ощущение дурноты, тошнота, обмороки.
При обследовании границы сердца оказываются нормальными, а при выслушивании могут отмечаться дополнительные тоны и шумы, носящие нерезкий, обратимый характер. По проведении более подробного обследования (УЗИ сердца, ЭКГ) серьезной патологии не обнаруживают.
«Юношеское сердце» не требует специального лечения. Чтобы облегчить состояние подростка, применяют только мероприятия, связанные с образом жизни и режимом дня. Человек должен достаточно отдыхать, спать не менее 8 ч в сутки, полноценно питаться, чаще бывать на свежем воздухе, заниматься легким бегом, плаванием, подвижными играми. Рекомендуются морские купания, контрастный душ.
Все проявления дискомфорта обычно проходят по достижении 18-19-летнего возраста и в дальнейшем не повторяются.

Буквально на днях вы узнали, что беременны и вот уже который день «штудируете» всевозможные тематические сайты и ресурсы, дабы узнать о беременности как можно больше? Тогда наша публикация также будет весьма интересной для вас. Ведь каждой будущей мамочке хочется знать, когда же у ее маленького человека, который находится внутри, начинает биться сердце.

Акушеры, медики и опытные мамочки утверждают, что при нормальном развитии плода, сердечко у будущего малыша начинает биться на 21-25 день его «внутриутробной» жизни. Причем отметим, что бьется сердечко малыша со скоростью 140 ударов в минуту. Однако чтобы рассчитать данный период и знать наверняка, когда ожидать первого «звука» сердечка малыша, необходимо, прежде всего, разбираться в самом процессе образования эмбриона. Чем мы, собственно, сейчас и займемся.

Появление эмбриона

Ни для кого не секрет, что в момент появления, человек представляет собой всего лишь одну оплодотворенную сперматозоидом яйцеклетку. Еще из школьной программы нам известно, что оплодотворенная клетка движется к матке по фаллопиевой трубе до пяти суток, при этом уже с первых часов клетка начинает активно делиться, поэтому в итоге, в слизистую оболочку матки прибывает многоклеточный организм, который и называют зародышем. В дальнейшем, при нормальном развитии, зародыш врастает в матку своими клетками и активно развивается на протяжении девяти месяцев.

Формирование кровеносной системы и образование сердца

Уже с первых минут своего существования зародышу необходимо энергия и кислород, которые поставляет кровеносная система. Первоначально тельце плода опутывает полая трубка - круг кровообращения эмбриона, а вот на 22 день в изгибе данной трубы появляется сокращение. Дальше - больше: пульсация усиливается, кровь из организма матери прокачивается по трубе и будущий малыш, в конце концов, начинает самостоятельно перекачивать кровь. Именно в этот момент у плода образуется однокамерное сердце.

Работа сердечка будущего малыша обеспечивает его рост, а полая трубка заполняется мышечной перегородкой, что позволяет органу увеличиваться в объеме и стать двухкамерным. Образование сердечка также можно увидеть на в конце шестой недели. После этого, на протяжении двух недель формируются предсердия, желудочки, сосуды и разделяющие клапаны. Ну а в конце второго месяца жизни внутриутробного плода у него формируется четырехкамерное сердце, которое полностью соответствует сердцу взрослого человека.

Как прослушать сердцебиение плода?

На 22 день после момента зачатия будущая мама может услышать сердцебиение плода, но только при помощи трансвагинального УЗИ или акушерского . Ну а если вы хотите насладиться сердечными импульсами будущего малыша в домашних условиях, то можете приобрести допплеровский детектор сердцебиения плода. Благодаря этому прибору можно не только через наушники прослушать сердечко малыша, но и записать аудиозапись на компьютер.

В заключение

Подытожив, давайте подсчитаем основные фазы образования эмбриона, чтобы подсчитать момент, когда можно услышать его сердечко.

  • Первая фаза - менструальная, когда яйцеклетка созревает и готовиться выйти из яичника;
  • Вторая фаза - , во время которой происходит процесс освобождения яйцеклетки из яичника;
  • Третья фаза - оплодотворение, которое происходит в течение суток после овуляции.

Исходя из таких простых расчетов, и зная продолжительность своего цикла можно легко определить день зачатия и самостоятельно вычислить период, когда вы сможете услышать сердечко своего малыша.

Специально для Ира Романий

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!