Женский журнал Ladyblue

Новорожденный ребенок, зрелый и незрелый. Зрелый доношенный ребенок

Рождение в семье недоношенного ребенка — серьезная и болезненная медицинская и социальная проблема. Сегодня резко возросло число недоношенных малышей, причин этому много: и неудовлетворительное женское здоровье, стрессы, и применение ЭКО, ИКСИ и других методов вспомогательной репродукции. В чем же особенность выхаживания такого малыша?

Недоношенный новорожденный ребенок

Недоношенным называют малыша, который поторопился на свет, и родился ранее 37-38 недель беременности. При определении недоношенности новорожденного следует принимать во внимание так называемый гестационный возраст, то есть срок в неделях от момента зачатия. По этому сроку недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации менее 37 недель. Однако, кроме срока беременности необходимо учитывать еще и массу тела (менее 2500 г) и длину тела (менее 45 см), плюс к этому. В наличии должны быть признаки незрелости новорожденного. Несмотря на то, что масса тела новорожденного не является абсолютным, универсальным и единственным критерием его незрелости, именно она определяет степень недоношенности.

По массе тела недоношенных разделяют на четыре группы или степени:

1-я степень — масса 2500-2000 г;

2-я степень — масса 2000-1500 г;

3-я степень — масса 1500-1000 г;

4-я степень — масса менее 1000 г.

В зависимости от массы тела и степени недоношенности. Действия врачей и способы выхаживания малыша будут разными, чем меньше масса, тем серьезнее прогноз у такого малыша.

Признаки незрелости

Кроме веса и роста врачам важно будет оценить и внешность крошки, его признаки незрелости. Они дают у ребенка определенную симптоматику, на которую надо будет обращать особенное внимание в процессе его выхаживания. Все признаки можно разделить на морфологические (или особенности внешности, строения) и функциональные (то есть особенности работы органов и систем).

К морфологическим признакам относятся — подкожно-жировой слой слабо развитый или отсутствует, у крошки низкое содержание бурого жира — из-за этого он не может держать тепло и легко перегревается и переохлаждается. Ему будет необходим специальный теплый кувез, где будут держать температуру.

Внешне недоношенный крошка тоже выглядит по-особому, кожа у него морщинистая, как у старичка, отмечается лануго — особенные пушковые волосы на теле новорожденного. На головке зачастую открыты малый и нередко боковые роднички, очень мягкие ушные раковины. Ручки тонкие и ногти на пальчиках не доходят до конца ногтевого ложа. На животике пупочное кольцо расположено ниже середины расстояния между мечевидным отростком и лонным сочленением, обнаруживаются признаки — отеки подкожной основы. У девочек половая щель зияет, так как большие половые губы не прикрывают малые, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

Функциональные признаки отражают дефекты в работе внутренних органов, связанные с недоношенностью и незрелостью. У малыша отмечаются несовершенство терморегуляции, ее лабильность, несовершенство дыхания, следствием чего являются частые приступы апноэ — временные остановки дыхания. Особенно часто приступы апноэ возникают в периоды кормления малыша. У ребенка отмечается слабость рефлексов: сосательного, глотательного и др.

Как строится уход?

Особенности ухода за недоношенным ребенком тесно связаны с его функциональными особенностями. Так, несовершенство терморегуляции требует осуществления следующих мероприятий: к моменту родов в родильном зале включают лампу соллюкс, чтобы роды проходили в потоке тепловых лучей. Стерильное бельё, в которое пеленают новорожденного, предварительно согревают грелками. Недоношенному ребенку в родильном зале проводят только первый туалет и сразу же переводят в специализированную палату для недоношенных детей, где поддерживается температура не менее 24 градусов по Цельсию и для согревания ребенка используются кювезы, грелки. В закрытые кювезы помещают недоношенных детей с массой тела менее 1500 г. В кювезе поддерживаются определенная температура, влажность, осуществляется подача кислорода.

Что касается такой функциональной особенности недоношенного, как несовершенство дыхания, то она требует профилактики приступов апноэ, которые чаще всего наблюдаются при кормлении ребенка. Поэтому до и после кормления недоношенному новорожденному, осуществляют подачу кислорода.

Слабость или отсутствие сосательного и глотательного рефлексов определяют метод кормления малыша. Если оба рефлекса сохранены — ребенка необходимо прикладывать к груди матери хотя бы на несколько минут.

В случае, если отсутствует только сосательный рефлекс, а глотательный сохранен, ребенка кормят из ложечки или из пипетки. При отсутствии сосательного я глотательного рефлексов — новорожденного кормят через зонд. Критерий перевода недоношенного новорожденного с зондового кормления на кормление из бутылочки — появление сосательного . Идеальной пищей для недоношенных детей является грудное молоко, кормить смесью такого крошку нужно, только если грудного молока нет совсем.

Из родильного дома недоношенный новорожденный, как правило, переводится в специализированное отделение второго этапа выхаживания недоношенных детей. Одним из основных критериев выписки ребенка является достижение им массы 2,5 кг, то есть минимальной массы доношенного новорожденного. С этого момента мама и малыш начинают жить обычной жизнью мамы и ребеночка!

1. Новорожденным называют ребенка проделавшего 9 мес. цикл внутриутробного развития

Зрелый новорожденный - ребенок по морфологическому и функциональному состоянию готовый к внеутробной жизни при рациональной организации питания и окружающей среды. Если данные внешнего осмотра ребенка соответствуют тем, которые должны быть при его гестационном возрасте (сроке беременности к моменту рождения), то можно говорить о морфологической зрелости. Морфологически зрелый, доношенный ребенок, как правило, и функционально зрелый. У него имеются выраженные безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнь (сосательный, глотательный, поисковый и др.). Он удерживает температуру тела при адекватной температуре окружающей среды, имеет правильный ритм сердцебиений и дыханий, проявляет достаточную двигательную активность (совершает движения конечностями), издает громкий крик, эмоционально реагирует на сильный свет, звук, голод.

Незрелый новорожденный - доношенный ребенок, развивавшийся при неблагоприятно протекающей беременности, что привело к морфологической и функциональной недостаточности организма к жизни во внеутробных условиях. Проявлениями функциональной незрелости являются неспособность поддерживать постоянство температуры тела при адекватной температуре окружающей среды, слабость сосательного и глотательного рефлексов, приступы апноэ и цианоза, отечность, бедность движений, мышечная гипотония, гипорефлексия, слабость эмоциональных реакций.

Зрелость плода - это такое состояние новорожденного, которое характеризуется готовностью органов и систем к обеспечению его внешнего существования. Зрелость устанавливается по комплексу внешних признаков (пропорции тела, развитие подкожной жировой клетчатки, состояние костей черепа, опущение яичек в мошонку, прикрытие малых половых губ большими и т. д.). Зрелым плод считается при следующих показателях: масса тела составляет 2600–5000 г, а рост 48–54 см.

Движения здоровых новорожденных активные, ребенок хорошо берет и высасывает грудь. Крик его громкий, глаза открыты. Грудная клетка выпуклая, пупочное кольцо расположено в середине между лобком и нижним краем грудины. Кожные покровы равномерно окрашены в бледно-розовый цвет, на коже имеются лишь остатки сыровидной смазки. Подкожно-жировой слой развит достаточно. Незначительное наличие пушковых волос (лануго) лишь на плечевом поясе и верхних отделах спины.

Волосы на голове имеют длину около 2–3 см, ногти покрывают ногтевое ложе полностью и достаточно плотные. Ушные раковины и хрящи носа упругие. Зрелый новорожденный хорошо удерживает постоянную температуру тела при адекватной температуре окружающей среды. У него достаточно выражены сосательный и глотательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания.

Зрелый новорожденный не срыгивает; он проявляет достаточную двигательную активность, а именно совершает периодические «червеобразные» движения конечностями, издает громкие эмоциональные звуки, реагирует на такие сильные раздражители, как свет, звук, осмотр. Зрелыми новорожденными считаются новорожденные, имеющие следующие половые признаки: яички опущены в мошонку у мальчиков, у девочек большие губы прикрывают малые.

Новорожденный незрелый - это обычно недоношенный ребенок, редко доношенный, но находившийся при неблагоприятных внутриутробных условиях. Незрелый ребенок имеет недостаточно зрелые функциональные системы для поддержания его нормальной жизнедеятельности во внеутробных условиях жизни.

Основные признаки физиологической незрелости - МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ и СНИЖЕННАЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. Мышечная гипотония, в свою очередь, имеет следствием слабую выраженность или отсутствие сгибательной гипертонии, а значит, и многих перечисленных двигательных рефлексов. Недвусмысленным показателем для диагностики физиологической незрелости служит слабая выраженность или отсутствие пяточного рефлекса. Так что диагностика физиологической незрелости вполне доступна молодым родителям.
Вследствие сниженной иммунобиологической устойчивости физиологическая незрелость - поставщик разнообразных состояний патологии не только в ранние, но и в более поздние возрастные периоды. В том числе таких болезней, как сердечно- сосудистые и рак. Проблема рака есть, по-видимому, прежде всего проблема резистентности, т.е. устойчивости к разнообразным вредящим воздействиям. Низкая резистентность физиологически незрелых новорожденных делает их уязвимыми такими агентами, по отношению к которым физиологически зрелые организмы вполне устойчивы.
Физиологическая незрелость, своевременно не скомпенсированная, является, кроме того, поставщиком многих состояний психической неполноценности и духовной инфантильности. Думается, что с этим в определенной мере связан рост числа правонарушений, развитие алкоголизма и наркомании в среде подростков. Так возможна ли вообще коррекция состояний физиологической незрелости? Многолетние исследования нашей лаборатории позволяют со всей уверенностью положительно ответить на эти вопросы.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ.
По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она несомненно является отклонением от нормы. Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое "третье состояние", когда ребенок находится между здоровьем и болезнью, совмещая в себе и то и другое и в то же время это состояние "ни то ни другое". Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего ВЫВЕСТИ ЕГО ОРГАНИЗМ ИЗ СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ И ГИПОРЕФЛЕКСИИ, БЕЗ ЧЕГО ДАЛЬНЕЙШИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ НЕВОЗМОЖНЫ. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через ХОЛОДОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ - ЕДИНСТВЕННУЮ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ФОРМУ, РЕФЛЕКТОРНО СТИМУЛИРУЮЩУЮ СКЕЛЕТНУЮ МУСКУЛАТУРУ у родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем. Но что такое стресс? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на "физиологический язык" - состояние, характеризующееся физиологическими тратами. Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей - физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции - это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов - кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.
Теперь еще об одном понятии - адаптивной реакции, или адаптации. В педиатрии сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных периодов, и в особенности новорожденных. Отсюда и требование обязательного для них щадящего режима, создания максимального комфорта. Г.Салье ввел в науку понятие "болезнь адаптации". Иначе говоря, он считал: за адаптацию надо платить заболеванием. Именно в этом корениться сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.
Результаты наших исследований позволили дать следующее определение понятию адаптации. АДАПТАЦИЯ есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е. его энергетические резервы, и тем самым - его последующие рабочие возможности. При этом одновременно повышается его общая неспецифическая и иммунобиологическая устойчивость к действию агентов, имеющих характер патологических стрессоров. Но такая форма адаптивной реакции осуществляется при действии тех стрессовых раздражителей, поступающих от среды, которые названы нами физиологическими. Дело в том, что вызываемые им энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня. В результате имеет место спиралеообразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень как упорядоченности, так и потенциальных рабочих возможностей. Эту адаптивную реакцию мы назвали реакцией физиологического стресса. Для новорожденных двигательная активность, периодически осуществляемая в границах физиологического стресса, является обязательным условием роста и развития. И здесь будет естественным вернуться к закаливанию как методу компенсации физиологической незрелости новорожденных. Ведь в период новорожденности скелетные мышцы еще не осуществляют локомоторной функции. Они выполняют только функцию терморегуляционную. И единственной формой раздражения, которой можно вызвать рефлекторную стимуляцию сокращений скелетных мышц, служит температурное, точнее - холодовое, воздействие.
Установлено, что на правильно дозированное холодовое воздействие ребенок не реагирует отрицательно. При этом не только нет гримасы "плача" ("неудовольствия"), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, скорее выражает "удовольствие". И это естественно, ведь при указанных холодовых воздействиях ребенок согревается. Да, согреть физиологически незрелых новорожденных можно не теплом, а только лишь холодом: при холодовых воздействиях повышается мышечный тонус. Одним из симптомов врожденной физиологической незрелости, наряду со сниженной температурой тела, является сниженная ЧСС (до 80-70 сокращений в минуту). В периоде новорожденности у физиологически незрелых при холодовом воздействии, наряду с повышением мышечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпатической иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем: происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиологически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии холода (в границах физиологического стресса, разумеется). Этот критерий эффективности холода как меры закаливания имеет особенно большое значение после завершения периода новорожденности.
И, наконец, еще один критерий, который может быть оценен глазом. При холодовом воздействии, в связи с повышением мышечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратковременного сужения сосудов кожи происходит их расширение; кожа при этом, как уже говорилось, приобретает розовую окраску. Вернемся к вопросу о кормлении. После соответствующих гигиенических процедур облаченный в одежду физиологически незрелый новорожденный, независимо от веса, должен быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надо непременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложенный к груди матери новорожденный не реализует сосательный рефлекс, он должен находиться при ней не меньше 10 минут. Это способствует развитию у девочек материнского инстинкта, а у мальчиков - половой системы. (После контакта с грудью матери ребенок при отсутствии у него сосательного рефлекса должен быть накормлен через зонд молозивным молоком - либо матери, либо донорским. Физиологически незрелые дети малого веса должны кормиться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из родильной комнаты должны находиться при матери.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!