Женский журнал Ladyblue

Нужно ли учить детей играть? Нужно ли с ребёнком учить уроки.

Доброго дня вам, дорогие читатели! Тема сегодняшней статьи неоднозначная, вызывает много споров... И я сама за два года кардинально изменила свое мнение. Почему? Читайте до конца — и все узнаете. Нужно ли учить ребенка ходить? И если да — то в каком возрасте?

наша дочка

Большинство мам прекрасно знают, что нельзя малышей специально присаживать. Что если посадить «несидящего» ребенка, он может повредить позвоночник, что чревато серьезными последствиями. Однако, когда речь заходит о ходьбе, мы считаем это вполне безопасным. Ребенку вредно сидеть раньше времени, но ходить — наоборот, полезно?

Многие специалисты предостерегают молодых мам: не пытайтесь «топать» с детьми за ручки раньше времени. Если ребенок хорошо стоит у опоры — это не значит, что он готов к ходьбе. Ходьба подразумевает гораздо более серьезную нагрузку на ноги и позвоночник. Не повышайте риск возникновения проблем со спиной в будущем, а также искривления ножек.

бабушка решила топать с сыном

Опыт наших детей

Разумеется, есть много примеров, когда малыша с раннего возраста учили топать без негативных последствий. Более того, я сама могу привести вам такой пример.

Начала ходить самостоятельно с 9 месяцев. До этого я полтора месяца ее «учила», водила за руки. В итоге все было хорошо, никаких проблем не возникло. И я искренне считала, что чем раньше малыш пойдет — тем лучше. И что родители должны приложить для этого все усилия.

Со вторым ребенком я стала глубже изучать естественное родительство. Больше изучать материалов по развитию детей. Больше общаться с мамами... И в корне изменила свою позицию.

Нашему сыну сейчас 11 месяцев. Он не ходит. И я практически не учу его ходить. Более того, я знаю, что он будет ходить немного позже своих ровесников. Как правило, дети, с которыми не топают за ручки, делают свои первые шаги после года. Иногда даже в 1,2 года или 1,3... Но сейчас я не вижу в этом никакой катастрофы. Зато ребенок развивается равномерно, тогда, когда он к этому действительно готов.

Кроме того, если деток не учат ходьбе, появляются дополнительные плюсы:

  • малыш . А в этом возрасте ползание невероятно полезно для физического развития карапуза;
  • малыш больше изучает окружающий мир. Когда вы держите его за руки, он может только топать. А если его никто не держит — он встает у опоры, достает что-то с пола, куда-то лезет и двигается очень разнообразно;
  • если не начинать приучать карапуза к «топанию за ручки», он не требует от вас этого. И бережет вашу спину;
  • на улице можно позволить ребенку ходить вдоль скамейки, сидеть на земле (в теплое время года), ползать и играть с игрушками;
  • когда малыш все же сделает свои первые шаги, они будут гораздо увереннее. Ребенок будет меньше падать, вам не придется его постоянно страховать.

Неужели совсем нельзя водить детей за ручки?

Если вы можете совсем не водить ребенка — прекрасно. Пусть так и будет. Особенно верным будет это решение для тех, кто стал мамой впервые. Так вы наделаете меньше ошибок. Но я понимаю, что не всегда это возможно. Нередко хочется, чтоб карапуз побыстрее пошел, так как нам с ним потом будет легче.

В первую очередь это касается прогулок. Сейчас лето, и мой сын активно ползает по детским площадкам. Но после дождей или в холодное время года такие прогулки исключены. В толстых зимних комбинезонах очень сложно ползать. А сидеть в коляске в таком возрасте слишком скучно... Поэтому многие родители все же пытаются приблизить долгожданные первые шаги.

И еще: если не водить малышей за ручки, они регулярно все тащат в рот. Поэтому маме важно постоянно следить за своим карапузом. Разумеется, после первых самостоятельных шагов проблема «тащу все в рот» снова вернется... Поэтому обучение ходьбе — лишь временное решение.

сын на детской площадке

Когда можно водить малыша за ручки?

Нельзя точно сказать, со скольки месяцев это становится более-менее безопасным. У всех детей разный темп развития. Кто-то готов к ходьбе уже в 8-9 месяцев, а кто-то — только в год. Я бы настоятельно не рекомендовала начинать такое обучение до 11-12 месяцев. А в некоторых случаях лучше подождать еще дольше.

Минимальные условия для попыток ходить за ручки:

  1. Карапуз уже хотя бы месяц уверенно ходит вдоль опоры. А лучше — два. Во сколько дети начинают передвигаться вдоль дивана? Обычно в 8-9 месяцев. Вот и считайте.
  2. Малыш уже делает попытки стоять без опоры.
  3. Ребенок не виснет на ваших руках, когда вы пытаетесь с ним топать, не выгибается и ставит ногу на полную стопу.

Внимание! Особенно опасно хождение за ручки для крупных и тяжелых деток!

Как ходить с ребенком?

Если это — не первый ваш малыш, вы уже понимаете, как правильно топать с детьми. Но всем остальным спешу объяснить: позвоночник малыша должен оставаться прямым. Часто дети, чувствуя вашу поддержку, выгибаются и просто тянут вас вперед. Так ходить нельзя. Это не поможет вам быстрее сделать первые шаги, а только увеличит риск всяких осложнений. Ведь малыш не учится держать равновесие. И вообще не улавливает принципы ходьбы.

Карапуз должен ставить ногу на полную стопу. Проследите за этим. И вообще его движения должны быть медленными и четкими. Тогда это действительно будет способствовать развитию его навыков. Если же кроха запутывается в своих ногах, извивается — прекратите попытки. Можно помочь ему, если держать его не за ручки, а за подмышки. Но лучше просто подождать, пока мышцы ребенка окрепнут. Пусть пока тренируется, бегая вдоль опоры.

И важное добавление: не топайте с малышом по полчаса. Достаточно нескольких минут в день. Лучше пусть он ходит совсем чуть-чуть, но правильно, чем виснет на вас кое-как целыми днями.

Имейте ввиду, обычно деткам нравится такой аттракцион. И они просят ходить с ними как можно чаще. Но не поддавайтесь на провокации. Используйте главный принцип: не навреди.

В следующем видео раскрывается тема ходунков и обуви для малыша. Смутила только последняя фраза, что если в год карапуз не делает попыток ходить — нужно обратиться к врачу... Что имелось ввиду под «попытками ходить»? Любой педиатр скажет, что неумение топать не считается патологией до 18 (!) месяцев.

Что будет действительно полезно малышу?

Если вас заботит физическое развитие ребенка, лучше дайте ему возможность активного самостоятельного передвижения. Лучше пусть ребенок как можно больше ползает, перелезает через препятствия, залезает на диван, почаще встает и передвигается вдоль стены. Кладите подальше его любимые игрушки, чтоб кроха пытался их достать. Всего этого будет вполне достаточно. И однажды карапуз сам решит оторвать руки от опоры и сделать первый шаг вперед.

В 3-6 лет ребенок уже формирует свою систему взаимоотношений с внешним миром. Он уже самостоятельно мыслит, анализирует полученные эмоции, становится любознательным: вопросы «как», «зачем», «почему» - его основной инструмент познания мира. В этом возрасте совершенствуется память, у ребенка не просто накапливаются впечатления и обогащается жизненный опыт, но и происходит логическое осмысление того, что было получено через органы чувств. Ребенок начинает чувствовать свое эго - осознает себя как личность, критически относится к своим поступкам и мыслям.

Хочу, чтобы ты все знал

Конечно, в таком возрасте большую роль играют еще чувства и переживания, но, тем не менее, у ребенка уже развивается самодисциплина, воля, появляется возможность контролировать себя . Он начинает усваивать правила поведения в детском саду, в обществе, в семье. Появляются такие чувства, как дружелюбие, сострадание, внимание к людям, чувство долга. В процессе обучения и воспитания надо учесть возросшие возможности психики и физиологии ребенка, но нельзя их переоценивать.

В 60-70 -е годы прошлого века общественность довольно остро поставила вопрос о методах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в связи с научно-техническим прогрессом и акселерацией. В средствах массовой информации был широко освещен опыт воспитания семерых детей семьей Никитиных . В результате применения методики Никитиных, их дети в три года умели читать, в пять - считали до миллиона, решали алгебраические задачки, знали таблицу Менделеева, иностранные языки.

Этим экспериментом было вызвано много дискуссий, одни его одобряли, другие же порицали. Такие ученые, как И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребенка в раннем возрасте просто недопустимо . Психолог Л.С. Выготский писал о том, что каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребенка и плохо отразится на его умственном развитии.

Многие родители, да и педагоги, торопились в 3-4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф.А. Сохин и А.М. Фонарев называли «искусственной акселерацией»

Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.

Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.

Польский педагог Я. Корчак считал, что нельзя обучать детей «ненатуральности» - бессмысленно твердить зазубренные «взрослые» фразы. Дети не могут думать как взрослые , они по-детски вникают во взрослые проблемы, из-за недостатка опыта и знаний процесс их мышления происходит по-другому .

Эмоции, переживания, недоступные осмыслению, будут для ребенка таким же лишним балластом, как и знания, полное значение которых он не в состоянии понять.

Оценим возможности дошкольника

В возрасте 5-6 лет дети способны овладеть счетом , складывать и вычитать в пределах ста, решать несложные задачки, находить части от целого, производить измерение объемов сыпучих и жидких тел при помощи мерки, различать геометрические фигуры и тела. На развитии способностей ребенка благоприятно сказывается использование «наглядных пособий», тесно связанных с бытом, природой, являющихся объектами реальной действительности.

Бурно развивается речь дошколят. Они даже сами выдумывают новые слова. Они обогащают свой лексикон, формируют связную и эмоционально окрашенную речь, гамма их интонаций становится более насыщенной. Дети начинают свободно выражать свои чувства и мысли, с охотой читают стихи, с интересом относятся к поэтическим образам.

Старайтесь поощрять стремление детей высказываться, намеренно создавая ситуации, в которых будет развиваться и совершенствоваться их разговорная речь. Также происходит и формирование внутренней речи, когда дети оказываются в ситуациях, заставляющих их внутренне соглашаться, сомневаться, утверждать или отрицать.

Процесс развития речи обуславливает более активное включение ребенка в жизнь коллектива, семьи. Получая от взрослых какие-либо поручения, он уже мысленно составляет план действий и представляет, как должен выглядеть результат.

Одним из важных этапов психического развития детей является способность ориентироваться в пространстве и времени . Первоначально они осваивают понятия «быстро», «долго», «немедленно», «постепенно», потом начинают различать время суток, к 6-7 годам уже способны узнавать время по часам.

Как и когда учить писать и читать?

По поводу вопроса, когда же стоит начинать обучать детей чтению , профессор Н. М. Аксарина не рекомендовала делать этого до пяти лет, так как до этого возраста ребенок не осознает еще полностью смысл прочитанного. При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные педагогические правила.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей .

В. А. Сухомлинский старался превратить обучение детей чтению в радостный процесс, который бы оставлял в их жизни глубокий яркий след. Занятия с детьми до их поступления в школу он проводил на природе, в общении с ее естественной красотой.

Если привнести в обучение детей чтению и счету элементы занимательности , оно будет приносить им удовольствие. Однако если прибегать к окрикам и наказаниям, торопить детей, проявлять раздражительность, у них может сложиться отрицательное отношение к таким занятиям.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера , т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.

Нежелательна также и поспешность в желании некоторых родителей научить писать детей дошкольного возраста. В школе детей обучают по специальной методике, которая позволяет им выработать красивый почерк. Сформировавшийся до поступления ребенка в школу неправильный почерк довольно трудно исправить, иногда это чревато слезами и другими проблемами.

Достигнув возраста 3-6 лет, дети обычно проявляют творческие способности . Им интересны занятия рисованием, лепкой, музыкой, вокалом, танцами. И в детском саду, и в семье найдется много возможностей для эстетического воспитания дошколят и развития их прирожденных талантов. Этому могут способствовать экскурсии и прогулки со взрослыми, только нельзя допускать, чтобы дети перенапрягались и перевозбуждались. Самым благоприятным влиянием на их эстетическое развитие будет общение с природой.

После поступления в школу ребенку следует прививать и трудовые навыки - заниматься уборкой помещения, наведением порядка в комнатах, обращению с простейшими инструментами (ножницы, молоток). Труд ребенка по содержанию и характеру должен соответствовать его возрасту, он должен подвергаться организации и контролю. Ни в коем случае нельзя привлекать детей к тяжелым физическим работам, нельзя давать им такие поручения, в ходе выполнения которых дети могут получить травмы.

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ?»

Подготовила:

Воспитатель группы №4

Исаева О.А.

с.Лямбирь

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия, кружки, секции...Когда же играть?

У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник - компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр.

Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием - разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра - это сама детская жизнь, инстинктивная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

В значительной степени решить эту проблему можем мы, воспитатели детского сада, но только если мы сами умеем играть и выделяем для этого время и место.

Игра - специфически детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Если это так, то что лучше - влиять на игру или в нее не вмешиваться?

Бытуют разные мнения. Одни убеждают: «Нас никто в детстве не учил играть, а мы до сих пор помним, какие интересные игры были во дворе»

Другие - с таким же энтузиазмом - доказывают обратное: «Если воспитатель не учит малышей играть, то они и не играют или делают это очень примитивно, а значит, не происходит их полноценное развитие, задерживается физиологическое развитие».

Опытные педагоги утверждают, что игра, как и любой другой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть, поэтому нельзя согласиться с тезисом «Нас никто не учил играть!». Нас всех учили, вернее, мы сами учились, подражая старшим ребятам. Действительно, разновозрастное детское сообщество дает множество образцов для подражания, а в группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с примерно одинаковым уровнем развития игровых умений (к сожалению, чаще с низким), роль умелого партнера должен взять на себя воспитатель.

Что значит «руководить» игрой?

  1. Надо научить детей ставить игровые цели.
  2. Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
  3. Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли.
  4. Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Зачем руководить игрой?

Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.

Как руководить игрой?

Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ - включаться в игру в качестве равноправного партнера, но он эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.

Важное значение имеет до игровой этап. Его цель - выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

Цель управления процессом игры - научить детей ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.

Важнейшая характеристика сюжетно - ролевой игры - ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом - незаметно наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети; кто с кем играет; кто какие сюжетные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.

Следующая задача воспитателя - создание материальной среды, необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения (палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.), выступая в качестве заместителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей.

Но наличие даже самой богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда. Такие знания дети получают во время экскурсий, чтения детской литературы, просмотра диафильмов, мультфильмов и т. д. Но ребенок невсегда переводит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что он или не умеет это делать (значит, надо научить), или полученные сведения ему неинтересны (значит, для ознакомления с трудом взрослых надо выбирать интересные для дошкольников профессии и, по возможности, ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей).

С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Игра - это школа произвольного поведения, школа морали в действии, это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.



Вопрос, обязательно ли учить ребенка писать до поступления в школу, задают себе многие современные родители. Сейчас достаточно распространено мнение о том, что дети должны выйти из детского садика читающими и пишущими.

Более того, некоторые мамы и папы гордятся ранними умениями своих чад, а ряд учебных учреждений выдвигают это условие при приеме в первый класс.

Сегодня мы поговорим, имеет ли смысл учить ребенка письму до школы.

Чем же руководствуются родители, стремясь как можно раньше привить грамотность детям? Одни мамы и папы хотят скорее научить малыша выражать свои мысли через письмо.

Другие взрослые уверены в том, что умение держать ручку – хорошее упражнение для интеллектуального развития.

Третьи стремятся передать своим чадам максимальное количество навыков, чтобы облегчить обучение в начальной школе. Стоит ли так делать?

Учим писать до школы – возможные трудности и проблемы

Учителя начальных классов и детские физиологи в один голос убеждают родителей, что не следует самостоятельно обучать дошкольников умению писать прописными буквами. Какие же доводы они приводят?

  1. Старшие дошколята не способны в полной мере овладеть навыком письма, поскольку у них недостаточно развита мелкая моторика, не готовы запястья и фаланги пальцев, не работает зрительно-моторная координация.
  2. По правилам чистописания изучению каждой буквы педагог уделяет несколько часов. Мало кто из мам может похвастаться специальным педагогическим образованием, поэтому зачастую самостоятельные занятия приводят к неправильной технике письма.
  3. Многие педагоги жалуются, что первоклашек, рано научившихся писать, приходится не учить, а переучивать. Если вы хотите обучить свое чадо навыку каллиграфии, нужно прописывать буквы около часа в день. Дошкольникам подобная усидчивость еще не свойственна, да и мамам сложно все время сидеть рядом с малышом.
  4. Даже воспитанники подготовительных групп не всегда правильно ориентируются в пространстве листа, не все дети знают, где правая сторона, а где левая. А в более раннем возрасте малышам еще сложнее понять принцип написания букв в тетради.

Как подготовить ребенка к письму?

Однако вышеописанные сложности не означают, что родителям не нужно заниматься с детьми.

Педагоги делают важное уточнение – в дошкольном возрасте следует развивать точную моторику пальцев, а не учить кроху выводить на бумаге красивые и ровные буквы.

Какие упражнения могут вам в этом помочь?

1. В первую очередь, взрослым необходимо следить за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, располагали альбомный или тетрадный лист, держали ручку или карандаш . В этом случае будущий первоклассник избежит проблем при работе в прописях. При письме нужно соблюдать ряд важных правил:

  • ребенок должен держать спину прямо;
  • ноги на пол нужно ставить вместе;
  • локти должны лежать на парте;
  • расстояние между грудью и краешком столешницы составляет около 2 см;
  • бумажный лист необходимо располагать под углом в 30 градусов (нижний левый угол при этом направлен на середину груди).

2. В дошкольном возрасте следует рисовать такие изображения, которые сочетают различные линии : волнистые, прямые, наклонные и вертикальные. Если в 4-5 лет дети рисуют колечки и клубочки, то в старших группах малыши выполняют более сложные упражнения – размещают круги, овалы, палочки в тетрадные клетки.

3. Графические диктанты – замечательные упражнения, которые учат ребенка ориентироваться в пространстве листа, писать под диктовку взрослых и немного считать. В Интернете можно найти множество подобных заданий, когда малыш, последовательно соединяя клеточки, получает в итоге изображение какого-либо животного.

4. Штрихование также помогает детям развивать зрительный контроль над движениями рук. Постарайтесь научить свое чадо одним движением карандаша выполнять параллельную, горизонтальную и наклонную штриховку.

5. Раскраски являются еще одним эффективным способом подготовке к письму. Подобные упражнения формируют правильный нажим, координируют движения детских пальцев.

Как правильно учить ребенка писать?

Чтобы у первоклассников не было проблем с обучением письму, нужно еще в дошкольном возрасте научить детей правильно держать ручку.

Неуклюжий захват не только негативно влияет на почерк, но и доставляет неудобство самому ребенку. Предлагаем несколько эффективных методов обучения малыша письму в игровой форме.

Как же правильно держать письменные принадлежности во время работы в тетради? Положите карандаш на верхнюю фалангу среднего пальчика, прижав его сверху большим пальцем, а сбоку – указательным. Мизинчик и безымянный палец при этом нужно загнуть вовнутрь ладони.

К сожалению, многим детям непонятно, как привести свои пальчики в нужное положение. Вот почему существует несколько способов, которые помогут без проблем научить кроху правильно держать ручку.

1. Пинцетный захват

Возьмите карандаш тремя пальчиками за самый кончик и поставьте его вертикально на стол. Теперь скользите плавно вниз, пальцы сами займут правильную позицию. Сначала продемонстрируйте этот метод крохе на своем примере, затем предложите ему повторить за вами.

2. Игра «Спокойной ночи, карандаш»

Такая методика подходит для самых маленьких детей. Предложите своему чаду «уложить» уставший карандашик спать. При этом средний палец выступает в роли «кроватки», кладем на него средство для письма. Под «головку» (конец карандаша) помещаем указательный палец – «подушку». Сверху накрываем всё «одеялом» – то есть большим пальцем.

3. Занятие с салфеткой

Пожалуй, это самый наглядный и потому эффективный способ. Для его реализации вам понадобится обычная бумажная салфетка. Сложите в несколько раз и попросите кроху прижать ее мизинцем и безымянным пальцем к ладони. Теперь ребенку будет проще взять ручку тремя свободными пальцами.

4. Применение насадки

Современные изготовители предлагают огромный выбор специальных насадок для ручек и карандашей. Большой плюс – они выполнены в форме цветных забавных зверят и очень нравятся детям. Подобные устройства существуют как для правшей, так и для левшей. Ваше чадо просто не сможет взять ручку с такой насадкой неправильно.

5. Ручки-тренажеры

Обучающая ручка имеет трехгранную форму, ее корпус изготовлен из мягких материалов и обладает специальными углублениями для детских пальчиков. Процесс письма облегчает также уменьшение веса и длины изделий. Ну а для того чтобы кроха не заскучал над тетрадкой, производители побеспокоились о веселом дизайне и яркой расцветке.

6. Игра с дротиками

Научите малыша играть в обычный дартс. Оказывается, эта игра способствует выработке правильной технике письма, поскольку положение пальцев на дротиках такое же, как и на карандашах. Объясните детям, что ручка – это своего рода дротик, а лист бумаге – это своеобразная мишень.

7. Точка на пальце

Еще одна легкая методика – поставить фломастером точку на верхнюю фалангу среднего пальчика. Крохе нужно рассказать, что так вы пометили то место, где должна располагаться ручка. Поставьте еще одну метку, только в виде линии, на нижнем конце карандаша. Объясните, что детский пальчик не должен спускаться ниже этой черточки.

Итак, многие специалисты уверены, что не следует целенаправленно учить детей письму в раннем и дошкольном возрасте. Пусть этим занимается классный руководитель, а вы потратьте освободившееся время на обучение малыша правильному захвату ручки. Игры, совершенствующие мелкую моторику, также помогут вам подготовить ребенка к школе.

Другая информация по теме


  • Как поступить, если малыш плачет при расставании с родителями? Или как правильно говорить «Пока»

  • Мой упрямый малыш или как бороться с упрямством?

  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и в других областях. Хорошо, если ваш малыш посещает дошкольное учреждение, где этому вопросу уделяется большое внимание, или вы водите его на специализированные подготовительные курсы. Но даже и в этом случае, как показывает практика, учить детей читать придется и дома – без должной тренировки на первых порах не обойтись.

Техника чтения - одна из животрепещущих тем в жизни старших дошкольников, первоклассников и их родителей. Сразу хотелось бы успокоить взрослых и сместить их ожидания с показателей количества на показатели качества чтения. Учеба, в том числе чтение, - это труд, и трудиться необходимо планомерно, усердно, постепенно улучшая свои результаты, как в качестве, так и в скорости. Главное - не зацикливаться на последнем. Важно объяснить себе и ребенку: какова бы ни была мотивация таких, иногда титанических, со слезами и криками, усилий, они вряд ли оправданны.

Как лучше дома учить ребенка читать (с видео)

В том, надо ли учить детей читать, никто не сомневается, ведь естественной, ведущей потребностью дошкольника и младшего школьника является познание. Поэтому даже в сухих и скучных буквах он готов искать что-то интересное и любопытное. К сожалению, взрослые своим вероломным и грубым подходом к чтению с палкой и секундомером могут растоптать, лишить жизни этот тонкий творческий росток. Именно творческий, ведь из содружества нескольких внутренних стихий - любопытство, воля, трудолюбие и радость - рождается настоящее чудо. Палочки и черточки превращаются в образы и обретают смысл! Когда происходит это таинство, просто оскорбительно лезть с понуканиями: быстрее, скорее, не спи!

Перед тем как учить ребенка читать, задумайтесь: в чем смысл и значение чтения и книг для человечества? Это сохранение, передача и получение знаний. Именно этим занимается ваш малыш, когда учится читать. Главное - не зацикливаться на скорости чтения, иначе все испортите.

При обучении дома ребенка чтению перестаньте обращать внимание на скорость. Если на этом настаивает учитель, объясните ребенку верность вашей позиции. Скажите ему, что он молодец - читает внимательно, медленно, с удовольствием и понимает прочитанное.

Для тренировки чтения выбирайте забавные, короткие тексты с крупным шрифтом. Подойдут загадки с последующим поиском ответов, скороговорки и веселые попытки их повторить, «Вредные советы» Григория Остера, русские народные сказки, рассказы Николая Носова и т. п.

А как лучше учить ребенка читать, чтобы малыш не чувствовал сильной нагрузки? Читайте каждый день по 15-20 минут. Без регулярных тренировок не обойтись - поговорите об этом с ребенком, напомните, что раньше он не умел говорить, ходить, но постоянно тренировался и освоил эти навыки.

К сожалению, без родительского нажима здесь обойтись трудно. Мои рекомендации, безусловно, позволят вам усадить ребенка за чтение без скандалов и трагедий, но не стоит ожидать, что ребенок семи лет самостоятельно будет выкраивать свободную минутку, чтобы уединиться с книгой. Такие случаи - редкое исключение. Ваша задача - максимально заинтересовать ребенка книгой, поддержать его прилежание и ответственность, а в необходимый момент проявить настойчивость.

При обучении чтению детей дошкольного возраста делайте исключения из правил. Старайтесь не превращать чтение в мучительное времяпрепровождение. Если школьное задание содержало много текстов и ребенок уже устал, домашнее чтение можно и отменить. Возможность нагнать появится во время болезни или на каникулах.

Чтение должно быть делом, но не наказанием. Вполне естественно, что чтение - на первых порах дело трудное - больше ассоциируется у ребенка с работой, чем с удовольствием. Важно, чтобы он был готов трудиться и садиться за книгу хотя бы и после напоминания. Но если вы станете наказывать чтением, это занятие никогда не станет любимым.

Делайте остановки во время чтения - для смеха или обсуждения смешного слова, ситуации. Этим вы помогаете получить удовольствие от прочитанного. Только удовольствие от чтения подтолкнет вашего ребенка к дальнейшей работе и привьет любовь к книге.

Эффективное обучение детей дошкольного возраста технике чтения

В англоязычной психологической литературе часто встречается термин ридофобия - боязнь чтения. Психологи, работающие с этой проблемой, нашли эффективный способ лечения недуга: детям предлагают читать вслух для очень лояльного слушателя. Это не кто иной, как древний друг человека - собака. Только это терпеливое животное может слушать любого чтеца без всевозможных подгонов, понуканий и исправлений.

Слушайте ребенка без комментариев. Помогайте только тогда, когда он попросит вас о помощи.

Для правильного обучения ребенка чтению намного легче и эффективнее во главу угла ставить естественное любопытство ребенка и его природную потребность в познании, а не скорость.

Ограничьте просмотр телевизора. Общение современных детей с телевизором во многих семьях переходит все мыслимые и немыслимые границы. Влияние голубых экранов ощущается во всех сферах жизни наших первоклассников. Не минуло оно и любви к чтению.

Ребенок - это не только объект нашего воспитания, но и просто маленький человек, который, как и все человечество, подвержен порокам своих предков, требующих: «Хлеба и зрелищ!» Грустно, что мы сами толкаем ребенка на эту стезю. Вопрос о детском времяпрепровождении намного легче решить нажатием кнопки телевизора, чем походом в магазин за книгой, регулярными совместными чтениями, обсуждениями рассказов.

Желательно совместить чудеса технического прогресса с творениями литературы, а регулярные упражнения по обучению детей технике чтения - с получением удовольствия от образов и героев, возникающих из буквенных арабесок.

Статья прочитана 1 654 раз(a).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!