Женский журнал Ladyblue

Обряды весны. Обряды, традиции, поделки на заклание весны Обычаи встречи весны на руси

В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капель­ницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-

грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников", 9 марта - весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки вы­бегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни - веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Вес­ну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.

В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщи­ны - на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рас­считано на естественный природный отклик - эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уГ, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

Середина Великого поста называлась средокрестием (среда на четвертой крестопоклонной неделе) и приходилась на один из дней марта. В этот день к завтраку подавали выпечку в форме крестов. Существовал обычай "кресты кричать". Дети и подрос­тки, обходя дворы, выкрикивали песни, в которых сообщалось о том, что прошла половина говенья (говйна):

Половина говйна ломится,

Хлеб да редька спереводится.

За это поющие получали выпеченные кресты и другое воз­награждение.

23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием веш­ним, зеленым Юрием, а 23 апреля - Егорьевым (Юрьевым) днем. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была зем­ля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. В песнях Егорий призывался отом­кнуть землю и выпустить тепло.

Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вер­бой, рано утром (в этот день роса считалась целебной). Стадо три раза обходили с иконой Георгия Победоносца.

В Костромской области молодые мужчины обходили дворы и перед каждой избой исполняли специальные заклинательные песни, в которых батька храбрый Егорий и преподобный Макарий (святой Макарий Унженский) должны были спасти скотинку в поле и за полем, в лесе и за лесом, за крутыми горами.

Егорьев день был днем пастухов, их угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные маги­ческие действия с целью сохранить стадо в течение лета. На­пример, пастух обходил стадо по кругу, неся в руках ключ и замок, потом замок запирал, а ключ бросал в реку.



Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье - самобытный рус­ский праздник.

В народе существовали представления о плодоносящих, це­лебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распу­шившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освяща­лись в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных - для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"

Вербная неделя сменялась Страстной, наполненной приго­товлениями к встрече Пасхи.

В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхаль­ным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с язычес­кими представлениями и обычаями. Хлеб освящен многими ри­туалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и бо­гатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизи­ровало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. Существовали игры, связанные с катанием яиц с гор­ки или со специально сделанных деревянных лотков ("загонье яичное"); били яйцо об яйцо - чье разобьется.

В первый день Пасхи в западных районах совершались обхо­ды дворов волочебщиками - группами мужчин, исполнявших волочебные песни. Главный смысл заключался в песенных реф­ренах (напр.: "Христос воскрес на весь свет!"). Сохраняя древ­нюю призывно-заклинательную и оповещательную функцию, эти песни возвещали о воскресении Иисуса Христа, что соответ­ствовало наступлению теплой поры года и пробуждению приро­ды. Поющих одаривали праздничными припасами, угощали.

В субботу или воскресенье первой послепасхальной недели во многих местах совершался другой обход - поздравление мо­лодоженов в первую весну их брака. Так называемые окликали Пели вьюнйшные песни. В них величали молодых супругов (въюн-иа и въюнйиу), символом их семейного счастья был образ гнезда. За исполнение поющие требовали подарков (например, краше­ных яиц).

В весеннюю обрядность органически входил культ предков, так как, согласно языческим представлениям, вместе с расти­тельной природой пробуждались души умерших. Кладбище по

сещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, суббо­ту и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду (кутью, блины, пироги, крашеные яйца), а также пиво, бра­гу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усоп­ших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки. Часть припасов раздавали нищим. В конце печаль сменялась весельем ("На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут").

Поминальная обрядность представляла собой самостоятельный годо­вой цикл ритуалов. Ежегодные общие поминальные дни: суббота перед Масленичной неделей (мясопустная), субботы "родительские" - в Великий пост (недели 2, 3 и 4), Радуница, суббота Троицкая и - осенью - Дмитриевская суббота (перед 26 октября). Покойных оплакивали на мо­гилах также и в храмовые праздники. Поминовение умерших соответст­вовало религиозным представлениям народа о душе и о загробном мире. Оно отвечало народной этике, сохраняло духовную связь поколений.

Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхаль-ная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начи­нались развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, кото­рые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).

Качели - одно из любимых народных развлечений - когда-то входили в аграрную магию. Как писала В. К. Соколова, "подъем вверх, подбрасывание чего-либо, подпрыгивание и пр. - древнейшие магические действия, встречающиеся у разных наро­дов. Их назначение было стимулировать рост растительности, в первую очередь посевов, помочь им подняться"1. У русских во время весенних праздников подобные обряды неоднократно по­вторялись. Так, чтобы получить хороший урожай ржи и льна, на зазеленевших полях устраивались обрядовые трапезы, а в конце считалось полезным подбросить вверх ложки или окрашенные в желтый цвет яйца. Особенно такие действия были приурочены ко дню Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи).

Хоровод - древнее синкретическое действо, соединяющее песню, танец, игру. Хороводы включали различные комбинации движущихся фигур, однако чаще всего движение совершалось по солнечному кругу. Это связано с тем, что некогда хороводы посвящались культу гор и холмов, культу солнца. Первоначаль-

но это были весенние обряды в честь солнца (Хорса) и сопро­вождались зажиганием огней.

Хороводы связаны со многими календарными праздниками. В. И. Даль перечислил следующие хороводы (по календарю): радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Ни­кольские, ивановские, илъинские, успенские, семенинские, капустин-ские, покровские.

Хороводные песни по их роли в хороводе разделяют на на­борные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчи­вали). Каждая песня представляла собой самостоятельную игру, законченное художественное произведение. Связь с древними заклинательными обрядами обусловила тематическую направ­ленность хороводных песен: в них представлены мотивы аграр­ного (или промыслового) характера и любовно-брачные. Неред­ко они объединялись ("Цы просо сеяли, сеяли...", "Хмель мой, хмелюшко...", "Заинька, по сенечкам Гуляй-таки, гуляй...").

Постепенно хороводы утратили свой магический характер, их поэзия расширилась за счет песен лирических, они стали вос­приниматься только как развлечение.

В конце весны - начале лета, на седьмой послепасхальной неделе, праздновались зеленые святки (троицко-семицкие обря­ды). "Зелеными" они названы потому, что это был праздник растительной природы, "троицкими" - так как совпадали с цер­ковным праздником во имя Троицы, а "семицкими" - потому что важным днем обрядовых действий был семик - четверг, да и вся неделя иногда называлась семицкой.

Дворы и избы снаружи и внутри украшали ветвями березы, пол посыпали травой, молодые срубленные деревца ставили около изб. Культ расцветающей, входящей в силу растительности со­единялся с ярко выраженными женскими обрядами (участия мужчин в них не допускалось). Эти обряды восходили к важ­нейшей инициации языческих славян - принятию в род по­взрослевших девушек как новых его матерей.

В семик завивали березку. Девушки с песнями шли в лес (иногда в сопровождении пожилой женщины - распорядительницы об­ряда). Выбирали две молодые березки и связывали их верхушки, пригибая к земле. Березки украшали лентами, из веток заплета­ли венки, приплетали ветки к траве. В других местах украшали одну березку (иногда под березку сажали соломенную куклу - Марену). Пели песни, водили хороводы, ели принесенную с со­бой еду (обязательной была яичница).

При завивании березки девушки кумились - целовались Через березовые ветви-и обменивались кольцами или платками. Друг

друга они называли кумой. Этот обряд, не связанный с христи­анскими представлениями о кумовстве, А. Н. Веселовский объяс­нял как обычай посестринства (в древности все девушки одного рода действительно были сестрами)1. Березку они также как бы принимали в свой родственный круг, пели о ней ритуальные и величальные песни:

Покумимся, кума, покумимся

Мы семицкою березкой покумимся.

Ой Дид Ладо! Честному Семику.

Ой Дид Ладо! Березке моей.

На Троицын день ходили в лес развивать березку и раскумля-лисъ. Надев венки, девушки гуляли в них, а потом бросали в реку и загадывали свою судьбу: если венок поплывет по реке - девушка выйдет замуж; если его прибьет к берегу - останется еще на год в родительском доме; утонувший венок предвещал смерть. Об этом пели ритуальную песню:

Красны девицы

Веночки завили,

Люшечки-люли,

Веночки завили. ...

В речку бросали,

Судьбу загадали...

Быстра речка

Судьбу отгадала...

Коим девушкам

Замуж идти...,

Коим девушкам

Век вековать...,

А коим несчастным

Во сырой земле лежать.

Была и такая разновидность обряда: украшали (а иногда на­ряжали в женскую одежду) срубленную березку. До Троицына дня ее носили по деревне с песнями, величали, "угощали" ее в избах. В воскресенье несли к реке, разряжали и бросали в воду под причитания. Этот обряд сохранил отголоски очень архаич­ных человеческих жертвоприношений, березка стала замести­тельной жертвой. Позже бросание ее в реку рассматривалось как обряд вызывания дождя.

Обрядовым синонимом березки могла быть кукушка. В неко­торых южных губерниях «е делали из травы "кукушкины слез­ки": одевали в маленькую рубаху, сарафан и платок (иногда - в костюм невесты) - и шли в лес. Здесь девушки кумились между собой и с кукушкой, затем клали ее в гробик и зарывали. На Троицын день кукушку откапывали и сажали на ветки. Этот ва­риант обряда отчетливо доносит идею умирания и последующе­го воскрешения, т. е. инициации. Когда-то, по представлениям древних, инициируемые девушки "умирали" - "рождались" жен­щины.

Троицкую неделю иногда называли Русальной, так как в это время, по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки - обычно девушки, умершие до брака. Русальная неде­ля могла не совпадать с Троицкой.

Принадлежа к миру мертвых, русалки воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погу­бить. У женщин и девушек русалки якобы просили одежду, по­этому для них оставляли на деревьях сорочки. Пребывание ру­салок в ржаном или конопляном поле содействовало цветению и урожаю. В последний день Русальной недели русалки покида­ли землю и возвращались на тот свет, поэтому в южнорусских областях совершался обряд проводов русалки. Русалку могла изоб­ражать живая девушка, однако чаще это было соломенное чуче­ло, которое с песнями и плясками несли в поле, там сжигали, у костра плясали и прыгали через огонь.

Сохранился и такой тип обряда: двое рядились лошадью, ко­торую также называли русалкой. Русалку-коня под уздцы вели в поле, а вслед за ней молодежь водила хороводы с прощальными песнями. Это называлось проводить весну.

Манаева Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ х.Клетский
Населённый пункт: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Клетский
Наименование материала: проект
Тема: Как на Руси весну встречали
Дата публикации: 28.03.2016
Раздел: начальное образование

І Введение

Тип проекта:
творческо-исследовательский
Тип проекта по предметной области:
внепредметный
Тип проекта по форме:
парный
Тип проекта по временным рамкам:
краткосрочный
Цель

работы:
расширение знаний о русских народных традициях и обычаях встречи весны.
Задачи:
- рассмотреть народные праздники посвященные встрече весны на Руси; - исследовать особенности обрядов и обычаев во время встречи весны; - составить сценарий праздника "Жаворонки весну кличут" и провести его.
Актуальность:
Как была бы пуста, безотрадна жизнь народа среди суеты, гнетущих забот, среди нужды и тяжелой работы, если бы не было праздников. Каждый из нас должен знать свои истоки. Знать и хранить прошлое своего народа. Как жили в старину, чему печалились, а чему радовались? Недавно по предмету окружающий мир мы проходили тему "Как на Руси провожали зиму и встречали весну ". На этом уроке мы узнали о народном празднике "Масленица". И мы с ребятами задались вопросом: «А какие еще были праздники встречи весны на Руси, как они проходили? Почему люди так торопили приход весны? Зачем пекли или мастерили жаворонков и что такое заклички? Проведя опрос в других классах, мы выяснили, что большинство ребят незнакомо с традициями встречи весны, не знают, что такое заклички и не знают, для чего пекли жаворонков. Это окончательно убедило нас в правильности выбранной темы.
Этапы реализации проекта и методы исследования:
1. подготовительный этап: - выбор темы работы и её конкретизация; - определение цели и формулирование задач; 1
- изучение опыта ведения проектной деятельности; 2. Основной этап: - изучение литературы по теме работы; - сбор информации с помощью интернет-ресурсов; - опрос обучающихся начальных классов; - практическая работа: составление сценария для праздника «Жаворонки весну кличут». 3. Заключительный этап: - проведение праздника «Жаворонки весну кличут» для учащихся начальных классов в рамках предметной недели; - презентация проекта.
II Основная часть

Зарождение русских народных традиций
Мы являемся потомками, древнего народа - славяне. Природа и её явления были непонятны для них. Поэтому они поклонялись грому, солнцу, месяцу, почитали камни, водоемы, деревья. Они истинно верили, что, все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или причинять зло или доставлять радость. Поэтому в жизни человека было много обрядов и обычаев, связанных с обращением к природе. Главным занятием древних славян было земледелие. И отсюда много обрядов на получение обильного урожая. Но постепенно вера в сверхъестественные силы утрачивалась, а обряды становились забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Позднее христианская церковь ввела свои праздники, одни совпали с языческими, другие нет. Например, историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Праздник этот проходил весело и продолжался целую неделю. Молодежь каталась с гор, с шутками и песнями разъезжала на празднично украшенных конях. А румяные блины 2
имели ритуальное значение: круглые, горячие, они являлись символом солнца, которое разгорается все ярче, удлиняя дни. А в последний вечер праздника за деревню вывозили соломенное чучело масленицы и сжигали, что символизировало прощание с зимой. В далеком прошлом люди жили в единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и была основой мистических ритуалов – праздников. Основными праздниками у наших предков были: приход зимы, весны, лета и осени.
Как зародился обычай закликания Весны
Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. В е с н у ж д а л и, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Первую закличку весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Дети просили разрешения у родителей на встречу весну. Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати. Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог! Искренне веря в силу весенних обрядов, люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее. Весна, весна красная! Со льном высоким, Приди, весна, с радостью, С корнем глубоким, С великой милостью: С хлебом обильным! 3
Мы выяснили, чтозакличка - это обращение, в стихотворной форме, к природным явлениям. Она пришли к нам из дальних далей - из старинных языческих ритуалов, обращенных к силам природы. Силы природы почитались как живые. Люди были убеждены, что, даже просто назвав явление, предмет, они тем самым обретали над ним власть. А слово, соединенное с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Существуют также песенки – заклички. В песне "Весняночка" тоже содержится призыв к весне.
Праздник Жаворонки

Второй раз Весну звали-закликали 22 марта.
Эта дата, считалась для заклички наиболее подходящей. Это день весеннего равноденствия, когда день, по длине становится равен ночи. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны и замыкания, закрывания Зимы. Птичка-ключница, Два ключа золотые. Прилети к нам из-за моря, Отомкни весну теплую, Принеси нам два ключа, Замкни зиму холодную. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки. В народе говорили, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. И существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Поэтому в закличках обращались не только к весне, но и к верным ее спутникам – перелетным птицам – куликам, жаворонкам, грачам – часто со звукоподражаниями: "Чувиль, навиль, виль, виль, виль", или перечислениями разных перелетных птиц, возвращающихся весною в родные края. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. Чувиль, чувиль, жавороночек, 4
Прилети к огням, принеси ты нам Весну - красну, красно солнышко, Тепло летушко, зеленый покос! В каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли "весну красную", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как "весь хлеб поела", изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги. Жаворонки прилетите, Красну весну принесите. Принесите весну На своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе.
Обряд отпускания птиц на волю

Весну звали в третий (последний) раз.
В народе, считали Благовещение началом весны. Считалось, что работать на Благовещение нельзя. Говорили: «В этот день птица гнездо не вьет, а девица косу не плетет». Славяне также полагали, что если птица 7 апреля проспит рассвет, то летать не сможет – так что, люди старались тоже встать пораньше и отправиться в храм для того чтобы помолиться Богородице. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами 5
полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали: Синички-сестрички, Тетки-чечетки, Краснозобые снегирюшки, Щеглята-молодцы, Воры воробьи! Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите!
Весенние народные игры и хороводы
Весна несла радость жизни, бодрость, новые силы и здоровье крестьянам. Только сошёл снег – закипела работа на огороде, в поле. Вовремя вспашешь - веселей запляшешь. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях игры, в которых рассказывалось об этих работах. Принимались пахари за дело - а игра тут как тут. В игре могли высмеять ленивого человека. Например, народная игра "Пахари". Весенних игр в деревнях было много. Людям казалось, что такие игры должны помогать природе в созревании хлеба и овощей. Но были игры и простые, веселые, звонкие, да задорные. Любила детвора и молодежь водить хороводы. Например, хороводная песня «Земелюшка- чернозем». А хоровод «Ручеек» - старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна… 6

III. Заключение
Работая над проектом, мы много узнали о традициях наших предков об истоках зарождения верований. Много нового узнали о праздниках встречи весны.
Результатами

своего

исследования
мы поделились с ребятами начальной школы. Мы провели для них фольклорный праздник "Жаворонки весну кличут". На празднике мы рассказали о традициях и обычаях встречи весны на Руси. Познакомили с русскими народными песнями, хороводами. Показали инсценировку "Встреча зимы и Весны". Рассказали об обычае закликания весны, о празднике "Жаворонки". Мы считаем, что люди должны знать и соблюдать традиции своего народа. Так мы больше узнаем о жизни наших предков, о родной природе. Больше общаемся друг с другом.
IV. Список литературы

1.
Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982. 2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994. 4. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989. 5. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998. 6. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992. 7
Приложение 1
Сценарий мероприятия « Жаворонки весну кличут»

Цель:
расширить и углубить знания учащихся о народных традициях и обычаях встречи весны на Руси
Задачи: -
познакомить с закличками, песнями, играми и развлечениями на празднике встречи весны; - развитие творческих способностей, навыки импровизации; - воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа.
Ход мероприятия

Слайд

Ведущий.
Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Всё мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.
Слайд
3. Наступает весна, но робки и неуверенны ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд - закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поско- рей растопить зимний снег.
Слайд 4.

Этот

обряд

справляли

марта,

в день

весеннего

равноденствия.
Сегодня мы познакомим вас с этим обрядом.
Слайд 5
.
1-й ученик.
Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати. 8
Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог!
2-й ученик.
Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря, Надоела ты нам и наскучила, Наши рученьки приморозила.
3-й ученик.
Нам, зима, ты надоела, И весь хлеб у нас поела, Все дрова у нас пожгла, С крыш солому унесла.
Ведущий.
В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.
4-й ученик.
Мороз - Красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся Подобру-поздорову.
Ведущий
. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальные края и уведет с собой зиму.
Показ инсценировки «Встреча Весны и Зимы
».
Ведущая.
А сейчас выходите, ребята встречать красавицу весну.
Слайд 6.
Звучит музыка, входит Весна. 9

Весна.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Дети.
Здравствуй весна! Я – Весна - красна, всем издали видна. Ветерок меня ведёт, птицы славят мой приход.
1чтец.
Весна - красна, Где ты бывала?
Весна.
В лесу зимовала.
2 чтец.
Весна - красна, На чем пришла?
Весна.
На сохе, на бороне, На ржаном колоске На пшеничном пирожке.
3чтец.
Весна - красна, Что ты нам принесла?
Весна.
Солнца клочок И соломки пучок. Грачи летят, на всю Русь трубят: "Чу – чу, чу – чу, Мы несем Весну!"
Ведущая.
Входи, Весна, в каждый дом! Тебе, Весна, мы рады все! 10

Слайд 7.
(Под музыку входит зима)
Слайд 8. Ведущая.
С Весною Зимушка повстречалася, О здоровьице все справлялася.
Весна.
Ой, здорова, ль Зима снежная?
Зима.
Бью челом тебе, Весна теплая. Расскажи ты мне без утайки: Почему тебя величают все, Меня – Зимушку – проклинают все?
Весна.
Потому что ты - больно лютая И холодная и голодная. Я же - теплая и приветливая. Все луга и леса орошаю я, Все луга и леса оживляю я. Побыла ты, Зима, в гостях у людей, Не пора ли тебе уходить из гостей?
Слайд 9. 5-й ученик.
Выгляни, солнышко из-за гор-горы, Выгляни, красное, до вешней поры. Видело ль ты, солнышко, девицу-весну? Видело ль ты, солнышко, злющую зиму? Как она, лютая, от весны ушла, 11
В мешке стужу несла, Холод на землю трясла?
Слайд 10.
Русская народная песня
«Весняночка».

Ведущий.
Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Ребята, попрощаемся с Зимой - помашем ей вслед руками. А Весну приглашаем на наш праздник.
6-й ученик.
Стихотворение "Зима недаром злится" Ф. Тютчев
Слайд11.Ведущий
. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится все длиннее. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальнихстран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Сбирались птицы, сбирались певчи Стадами, стадами. Садились птицы, садились певчи Рядами, рядами.
Ведущая.

Загадывает загадки о птицах (ласточке, граче, кукушке)

Ведущий
. А больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна.
Слайд

16
.
А 22 марта, когда день становится по длине равен ночи
, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки - заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну - красну 12
поскорее прийти на землю. Давайте и мы возьмем своих жаворонков в руки, и будем петь наши песенки-заклички.
Дети.
Чувиль, чувиль, жавороночек, Прилети к огням, принеси ты нам Весну - красну, красно солнышко, Тепло летушко, зеленый покос!
7-й ученик.
Жаворонки прилетите, Красну весну принесите. Принесите весну На своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе.
8-й ученик.
Жаворонок, жаворонок! Возьми себе зиму, А нам отдай весну. Возьми себе сани, А нам отдай телегу.
Ведущий
Во многих закличках –веснянках говорилось, что птицы возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами. 13

Ведущий.
И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества - солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода-круг. Хоровод «Земелюшка-чернозем».
Слайд

Ведущий.
Сегодня мы отмечали день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесем последнюю закличку - возьмите снова ваших птиц в ладони и повторяйте за мной каждую строчку. Приди, весна, приди, красна! Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Приложение 2
Вопросы для устного опроса ребят 3-4 классов
1. Какие праздники встречи весны были на Руси? 2. Чем примечателен день 22марта? 3. Что такое закличка? 4. Зачем пекли жаворонков? 14

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!



Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

Заклички 22 марта
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток.

Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Конечно Масленица

Мария Магурина
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»

Цель : познакомить детей с народными традициями встречи весны на Руси .

Задачи :

Закрепить знание детей названий времен года (зима, весна , лето, осень, признаки и приметы определенного времени года.

Познакомить детей с народными традициями встречи весны русским народом .

Пробудить интерес к истории русского народа, к богатому миру традиций.

Закрепить знание детей названий птиц.

Познакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок .

Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, заклички, подвижные игры) .

Создать хорошее, радостное настроение.

Материалы и оборудование : иллюстрации с приметами весны , заплетенные из веревки косы разной толщины, тесто, доски для лепки, поднос, стеки, материал для украшения.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций времена года, птицы, проговаривание примет весны , скороговорок, чтение художественной литературы, разучивание новых подвижных игр : «Жаворонки» , «Ручеек» , работа с тестом, заучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Воспитатель.

Ребята, знаете ли вы, какие времена года у нас бывают?

Ответы детей.

Воспитатель.

А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Весна . Все ждут весну : люди, природа, животные, птицы. Природа одевает свой новый зеленый наряд, многие животные просыпаются после зимней спячки и у них рождаются детеныши. Птицы возвращаются из далеких краев, чтобы свить гнездо и вывести птенчиков. Люди в деревне пашут землю, сеют зерно, сажают овощи. Приход весны люди научились определять по приметам :

Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу .

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Коли прилетели дрозды, значит, морозов больше не будет.

Когда перелетные птицы летят большими стаями – это к дружной весне .

Во время проговаривания примет на экране появляются иллюстрации, содержание которых подходит по смыслу к приметам.

Воспитатель.

Еще люди зазывали к себе весну разными закличками , песнями, играми.

Люди брали в руки блестящие предметы (сокровища, выходили в поле подбрасывали «сокровища» вверх и кричали :

«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

А еще играли в игры. Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте с вами поиграем в эту игру.

Дети вместе с взрослыми играют в игру «Ручеек» .

Воспитатель.

Но все же самыми важными вестниками весны всегда принято считать птиц. Ведь не зря существуют приметы, если птицы вернулись из далеких краев – значит зиме конец, а весне начало . Какие птицы прилетают к нам весной ?

Ответы детей.

Воспитатель.

Главным вестником весны всегда на Руси считали жаворонка . Если прилетели эти птицы – скоро быть теплу. Люди даже стали зазывать жаворонков, что бы быстрей наступила весна . Они выпекали маленьких птах и раздавали своим родственникам и детям. Давайте и мы сегодня слепим из теста таких птах.

Дети садятся за столы и из теста с помощью воспитателей лепят птах из двух колбасок, делают из темного изюма глазки и выкладывают на противень.

Воспитатель.

Посмотрите, какие замечательные и забавные жаворонки у нас получились, а теперь мы отнесем их нашим поварам и попросим их испечь.

Противень с жаворонками уносят.

Воспитатель.

Пока наши жаворонки пекутся, мы хотим вам еще рассказать, как ждали весну люди , жившие в деревне. В деревне с приходом весны , люди задумывались уже о будущем урожае. Чтобы узнать какой будет урожай – богатый или бедный, также проводили разные обряды. Один из таких обрядов мы с вами проведем сейчас и узнаем, какой урожай пшеницы будет в этом году. Нам нужно выбрать девочку – воспитанную, послушную, трудолюбивую.

Проводится игра-обряд «Косы» . На веревку привязывают две косы, сплетенные из веревки, девочке завязывают глаза, медленно водят по кругу и говорят слова :

Дождик, дождик поливай,

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица!

Подводят девочку к веревке, и она должна дотронуться до косы, если она коснется тонкой – будет бедный урожай, а если толстой – будет богатый.

Проводится игра.

Приносят жаворонков, которые были приготовлены заранее.

Воспитатель.

А вот и наши жаворонки, какие толстенькие смешные и забавные и румяные получились. Они уже простыли, и мы можем взять их в руки.

Детям раздают жаворонков.

Жив жаворонок

По полю летает

Зернышки собирает,

Весну закликает !

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму.

У нас корма нету!

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну .

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Воспитатель.

Вот и мы с вами позвали к нам весну , теперь точно морозы уйдут навсегда и будет тепло, солнечно, вырастет зеленая травка и будет в этом году богатый урожай!.

Публикации по теме:

Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…» Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: создать настроение торжества и веселья; совершенствовать двигательные.

Беседа в старшей группе «Как на Руси весну встречали!» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Обобщение.

15 февраля в нашем детском саду прошло физкультурно-познавательное развлечение "Как казаки на Кубани весну встречали". Народные игры являются.

Весна идёт!Весне дорогу! на нашем участке есть ёлки, там живёт белочка. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. Потеплело на улице.

Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!