Женский журнал Ladyblue

Общение детей дошкольного возраста. Особенности развития общения в дошкольном возрасте

Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. А.Г. Рузская и Н.И. Ганощенко провели ряд исследований для выявления динамики развития содержания потребности в общении со сверстниками и выяснили следующие изменения: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

Приведенные данные показывают, что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо "накладывать" свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.

Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы - это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии М.И. Лисина выделяет три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года - деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять - деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет - деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет - деловые и личностные.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника. Которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распрежделение игровых ролей и функций. А значит. И учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6-7 лет) Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.

На наш взгляд, важно понять оценочные отношения к сверстнику. Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада. Эти ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о содержании отношений детей, о стиле этих отношений.

Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т.А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или желание командовать, быть главным.

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. Именно в этом возрасте происходит интенсивное формирование и осознание понятий добра и зла.

При этом взрослый, по-прежнему, ключевая фигура для дошкольника, поскольку он основной источник знаний. Если ранее ребенку была важна оценка взрослого за проявленные им умения, то теперь ребенка волнует оценка себя как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого совпали с его собственными. Отсюда высокая чувствительность ребенка к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.

Такое общение способствует, во-первых, выработке моральных и нравственных ценностей, правил поведения и следованию им, и во-вторых, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательной регуляции собственного поведения.

К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями.

К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

Последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц -- сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых -- подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении . Однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предположения. Усиление интереса к этой проблеме произошло в зарубежной психологии в конце 60-х -- начале 70-х гг., когда были экспериментально установлены устойчивые связи между особенностями опыта общения со сверстниками в детстве и некоторыми важными личностными и когнитивными характеристиками во взрослом и подростковом возрасте.

В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Многие ученые, развивая мысль Ж. Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником.

Мы согласны с мнением А.К. Шелера-Михайловского, что общение - один из важнейших факторов возникновения, формирования развития и укрепления позновательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками. «Любознательность, - писал А.К. Шелер-Михайловский, - пробуждается в детях только детьми. Без товарищей ребенка ничто и никто не подталкивает на вопросы, он холодно смотрит на окружающее его и составляет обо всем свои собственные понятия». Этот факт еще раз доказывает необходимость развития коммуникативных умений у старших дошкольников и создания условий для их межличностного общения.

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей общения у дошкольников.
1.1 Основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста 5-9
1.2 Особенности развития общения детей дошкольного возраста 10-11
1.2.1 Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми 12-15
1.2.2 Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками 16-18

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения у дошкольников.
2.1 Описание методического аппарата 19-20
2.2 Описание результатов исследований 20-38

Заключение 39
Литература 40-41
Приложения

Введение

Дошкольный возраст - период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

По Д.Б.Эльконину период дошкольного возраста определяют границы - 3 года (после кризиса 3х лет) и 7 лет (когда начинается кризис семи лет). В этот период, ребенок продвигается в развитии речевого общения и осваивает принятые позитивные формы общения, уместные во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Данная курсовая работа посвящена теоретическому изучению психологических особенностей общения детей дошкольного возраста

Актуальность работы заключается в необходимости изучения взаимосвязи различных психических процессов. Мы сосредоточим свое внимание на сфере общения детей дошкольного возраста и психическом развитии ребенка.

Актуальность исследования психологических особенностей общения детей дошкольного возраста обусловили цель нашего исследования - выявление влияния общения на психическое развитие ребенка, в период дошкольного детства.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические особенности общения детей дошкольного возраста.

Гипотеза: общение детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками является условием психического развития ребенка.

В соответствии с целью и предметом нашего исследования нами были поставлены следующие Задачи:

  1. Выявить основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста.
  2. Провести анализ различных теоретических подходов к изучению особенностей и значения общения в дошкольном возрасте.
  3. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста.
  4. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста, в процессе взаимодействия со взрослыми.
  5. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста, в процессе взаимодействия со сверстниками.
  6. Определить диагностический инстументарий.
  7. Провести эмпирическое исследование.
  8. Выявить особенности общения в зависимости от уровня психического развития у дошкольников.

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей общения у дошкольников.

1.1 Основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) характеризуется значительными изменениями во всех сферах психического развития ребенка. Особое внимание нужно обратить на то, что именно в дошкольном возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно - целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывая это с появлением высших психических функций (ВПФ) и с развитием знаковой функции сознания. Им была разработана схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Исследования развития взаимосвязи между восприятием и мышлением в дошкольном возрасте привели Л.А. Венгера к мысли о существовании модельной (схематической) формы мышления, которая является промежуточной между образным и логическим мышлением. В его работах было показано, что существуют определенные виды деятельности, к которым сензитивно восприятие и мышление; в дошкольном возрасте ими являются рисование и конструирование, которые способствуют переходу от образного мышления к более высокому уровню - схематическому мышлению. Схематическое мышление предполагает умение детей выделить главные параметры ситуации, качества предметов, на основании которых проводится их классификация и обобщение, при условии, что предметы находятся во внешнем плане.

Моделирование, также является неотъемлемой частью сюжетно-ролевой игры, ведущей для деятельности детей дошкольного возраста. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др.

Своеобразие социальной ситуации развития дошкольного возраста, характеризуется выходом ребенка за пределы своего семейного мира. Дошкольное детство, по мнению А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок открывает многообразные общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми, что пробуждает у него желание активно участвовать в этой жизни.

В период дошкольного детства происходит усвоение эталонов - достижений человеческой культуры, благодаря чему процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, в отечественной психологии понимается как развитие.

В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в процессе общения со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план - сознания. Интериоризация знаков является механизмом формирования психики у детей.

В.С. Мухина писала о сходстве в развитии внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. С появлением новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых, благодаря чему начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, которые приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста, в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание. Переход от примитивных форм памяти к высшим ее формам, является результатом длительного и сложного процесса культурно-исторического развития.

Исследуя процесс формирования памяти и мышления, П.П.Блонский описал их взаимосвязь, влияние друг на друга. Мышление ребенка - дошкольника во многом определяется памятью: мыслить - значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт и видоизменять его.

Ж. Пиаже установил основные закономерности развития мышления дошкольника: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артификализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Главное в развитии мышления, как показал Пиаже, - это появление хоть какого-то признака, на основании которого производится обобщение, что свидетельствует о преодолении синкретизма. Также, для развития мыслительных операций, не менее важным является преодоление эгоцентризма и появление обратимости, как факта неизменности элементарных количественных отношений, при изменении расположения предметов в пространстве.

Исследования Пиаже привели его к выводу, что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. Обратимость и преодоление эгоцентризма появляется у детей к концу дошкольного возраста.

Л.С.Выготский, изучая этапы формирования мышления, показал, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях.

А.Н. Леонтьев, подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта; писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций.

Одно из основных положений советских психологов о мышлении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно-исторических выработанных операций и знаний. Мышление определяется как обобщенное и опосредованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельности людей.

Мышление неразрывно связано с речью. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. С точки зрения Выготского, речь соединяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые употребляет взрослый. Слово является для мышления тем знаком, который и превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию. Именно в значении слова, говорил Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), но и средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека, а также, речь является основным средством коммуникации. Особенно велика роль общения в детстве. В дошкольном возрасте речь ребенка отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Для маленького ребенка его общение с другими людьми является главным условием формирования его личности, его человеческого развития.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Через общение с близким взрослым, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок овладевает социальным пространством человеческих отношений.

Общение понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В сложившемся понимании общения, как психологической категории, следует интерпретировать его как деятельность.

Предметом общения всегда является другой человек, который выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Конкретным предметом коммуникативной деятельности служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о выявившихся во взаимодействии, своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

Потребность в общении состоит в стремлении к познанию себя и других как личностей, на основе чего, у ребенка формируется стремление к оценке и самооценке. Потребность в общении, по терминологоии А. Н.

Леонтьева, «опредмечивается» в мотивах общения, среди которых ведущее положение занимает личностный мотив.

Общение протекает в форме действий, cоставляющих единицу целостного процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. В состав действия входят операции - так называемые средства общения, с помощью которых осуществляются действия общения.

Из предложенного понимания предмета коммуникативной деятельности, ее мотива и продуктов следует, что общение выполняет важную функцию - познание людьми друг друга. Б. Ф. Ломов также выделяет и другие функции общения: организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие, с целью налаживания отношений).

Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления, в которых обнаруживается «работа» общения, а с другой - позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека и объяснить тем самым возрастающую роль изучения данной проблемы в развитии всей системы психологических наук.

Человеку, как социальному существу, «свойственно общение». В последнее время все глубже раскрывается тесная связь общения с внутренним миром человека, с психикой в целом. Общение, безусловно, имеет решающее значение для развития ребенка.

1.2.1 Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

Общение со взрослыми оказывает исключительное влияние на развитие детей, особенно в первые семь лет жизни. Значение коммуникации приобретает все более сложный и глубокий характер, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяется его взаимосвязь с миром и появляются новые его способности.

Основой позитивного влияния общения является способность ускорять ход развития детей. Обогащение коммуникативного опыта детей позволяет преодолеть неблагоприятное влияние обстоятельств жизни, и ликвидировать его последствия. Влияние общения также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Положительное воздействие общения прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка и является главным фактором становления его личности и самосознания.

Влияние общения на психическое развитие детей, главным образом заключается в том, что ребенок, контактируя с взрослым, наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Общение с взрослым становится для ребенка источником ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, которые удовлетворяют его потребность во впечатлениях. В процессе общения взрослый обогащает опыт ребенка, он знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них окружающий мир. В общении взрослый ставит задачу, перед ребенком и дает ему энергию для ее решения, подкрепляя усилия ребенка.

Развитие общения ребенка со взрослым М.И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм, которые свидетельствуют о характере происходящего психического развития ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает активной речью, благодаря чему, его коммуникативная деятельность выходит за пределы наглядной ситуации. Таким образом, общение ребенка со взрослым приобретает внеситуативную форму, тем самым, существенно раздвигая горизонты жизненного мира дошкольника. Внеситуативное общение предъявляет новые требования и к поведению взрослого; ему теперь недостаточно проявлять внимание к ребенку и играть с ним в игрушки, а необходимо расширять представления о мире, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает.

Существуют две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная. Таким образом, в дошкольном детстве выделяют внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения.

Внеситуативно-познавательное общение развивается в младшем дошкольном возрасте, с трех до пяти лет. Ребенок стремиться сотрудничать с взрослым, задавая ему бесконечное количество вопросов, так как только взрослый является для дошкольника главным источником знаний.

Познавательная активность ребенка направлена на события, явления и их взаимосвязи в предметном мире, на закономерности живой и неживой природы, на тайную суть вещей.

Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Поверхностные ответы вполне устраивают дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира. С другой стороны, детские представления о мире надолго остаются в памяти ребенка, поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей.

В дошкольном возрасте изменяется содержание потребности ребенка в общении, перерастая из потребности во внимании и сотрудничестве - в потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку необходимо серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям, поэтому важно, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. Потребность в уважении взрослого отражается в поведении и деятельности ребенка. Этот возрастной феномен проявляется в упрямстве, плаксивости и обидчивости детей. Если взрослый часто делает замечание, подчеркивает неумение или неспособность ребенка к какому-либо занятию, то ребенок будет отказываться от этого занятия, у него пропадет всякий интерес к этому делу. Таким образом, поощрение взрослого не только внушает дошкольнику уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.

Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей. Дошкольники обыгрывают деятельность взрослых, активно используя разные предметы - заместители, например, профессиональные атрибуты.

Это позволяет ребенку лучше осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры, расширить познание об окружающем мире. Как писал Ж. Пиаже, «конструирование реальности», способствует построению ребенком субъективного образа мира.

В старшем дошкольном возрасте, к шести-семи годам, интерес ребенка переключается на сферу социальных отношений. Внимание дошкольников привлекают события, происходящие среди окружающих людей, правила поведения, человеческие отношения, качества и поступки взрослых. Дети начинают отдавать предпочтение разговору со взрослыми на личностные темы, касающиеся жизни людей. Таким образом, возникает высшая в дошкольном возрасте - внеситуативно-личностная форма общения.

Личностный мотив является ведущим для коммуникативной деятельности старшего дошкольника. Потребность в общении приобретает новое содержание, характеризующееся стремлением ребенка к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым.

Для детей становится важным совпадение своей позиции с позицией взрослых, так как это служит доказательством ее правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте важно быть хорошим, он не настаивает на похвале, для него гораздо важнее знать как нужно поступать, как все делать правильно, поэтому дошкольник охотно вносит поправки в свою работу.

Новая форма общения тесно связана с развитием сюжетно-ролевой игры дошкольника. В общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, внимательно наблюдая за всеми оттенками поведения старших.

Таким образом, в процессе игры, предметная сторона уходит для дошкольника на второй план, в то время как внимание ребенка акцентируется на отношениях, которые складываются между людьми.

1.2.2 Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и специфику контактов ребенка с другими детьми. Между тем общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. В общении ребенка со сверстником можно наблюдать многообразие коммуникативных действий, повышенную эмоциональность, раскованность и нестандартность, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, кокетство, фантазирование, стремление выразить обиду.

Общение со сверстниками воздействует на общее психическое развитие ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В общении со сверстниками дошкольник учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. В группе детей впервые складывается общественное мнение, влияющее на формирование личности, возникают явления конформности. Оценка сверстников приобретает содержательность и начинает оказывать влияние на самооценку дошкольников, которая становится все более адекватной.

Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. По мере взросления, для ребенка все важнее становятся общение и контакты со сверстниками, что, безусловно, отражается на ведущей деятельности дошкольника - к 4-5 годам сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Меняется содержание потребности в общении дошкольников, от простого соучастия в игре до «чистого общения», не связанного с конкретной ситуацией. Взаимодействие дошкольника со сверстником все менее обуславливается ролевыми отношениями и, выходя за пределы разыгрываемого сюжета, переходят на уровень реальных отношений: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

Наряду с потребностью в сотрудничестве у дошкольника выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. К 5-6 годам ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника, поэтому число конфликтов снижается.

В общении детей довольно быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Таким образом, развивается групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлечь к себе их симпатии.

Между старшими дошкольниками возникает избирательная привязанность, появляются первые ростки дружбы. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. С возникновением устойчивых и глубоких отношений между детьми, приходит понимание того, что у товарища могут быть свои желания, предпочтения, настроение. Ребенок уже не только рассказывает о себе, но и обращается с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку.

Таким образом, общение со взрослыми и ровесниками обеспечивает обогащение содержания детского сознания, оно детерминирует его структуру, реальное развитие отдельных психических процессов, личности, сознания и самосознания.

Тема 1.4. Основы психологии группы.

Вопрос 2. Особенности общения и группового поведения в дошкольном и школьном возрасте.

Базовые понятия: общение, группа, статус.

Вопросы для изучения:

1. Особенности малой группы детского сада.

2. Особенности общения в дошкольном возрасте.

3. Развитие общения в школьном возрасте.

Особенности малой группы детского сада.

Рассмотрим специфику малой группы детского сада. Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.

Применительно к детской группе Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:

1. поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

2. эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения.

3. когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки.

В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – они выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.



В основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности. Анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастная закономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз чаще, чем дети подготовительных групп называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы, кроме того, если дети первой половины дошкольного возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста – дружескими отношениями.

Существуют группы более благополучные, чем остальные, с высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.

Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации.

А.А. Рояк выделяет следующие характерные трудности:

1. ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.

2. ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.

3. ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.

4. ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

a. наличие взаимных симпатий;

b. наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;

c. наличие сопереживания;

d. наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;

e. наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой ми динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

Особенности общения в дошкольном возрасте.

Рассмотрим, как изменяется общение детей друг с другом в дошкольном возрасте. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения. К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживанием имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений).

Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

В сфере общения со сверстниками М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее положение занимают выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т.А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или желание командовать, быть главным.

В общении детей со сверстниками выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М.И.Лисина):

1. Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и само выражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-

мимические.

2. Ситуативно-деловая форма возникает примерно в 4 года. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь.

3. Внеситуативно-деловая форма наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они "играют рядом, а не вместе". О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения.

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения.

1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

2. Ситуативно-деловое общение. В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.

3. Внеситуативно-познавательное общение. С появлением первых вопросов ребенка: "почему?", "зачем?", "откуда?", "как?" - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее" как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Как происходит процесс общения у дошкольников

Интерес к сверстнику у ребенка просыпается гораздо позднее чем ко взрослому, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Именно в дошкольном возрасте формируется первая ступень коллектива - «детское общество».
Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям, чем со взрослыми. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.
По мнению Г.А.Урунтаевой, на протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками. Рассмотрим их:
У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные, эмоциональные, отражающие широкий спектр переживания. Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры), выступая как последующие этапы развития потребности в общении с ровесниками. К 12 месяцам впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстниками.
Заключительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.
В возрасте от 1 года до 1,5 лет содержание контактов остается таким же, как и у младенцев. Совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояние друг друга.
В 1,5 года происходит перелом в отношениях со сверстниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей. Особенностью в общении является то, что с 1,5 до 2 лет ребенок смотрит на(сверстника как на объект. Существует барьер на восприятие. Первая реакция на сверстника - реакция тревоги. Боязнь сверстника длится до 2,3-2,6 года - это является показателем развития общения.
К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая. Содержание в потребности общения состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Мотивы общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. В этом возрасте ребенок учится отвечать на воздействия другого ребенка, но в общении существует эффект зеркала. Развивается речевое общение, которое приводит к образованию групп. Данные группы ситуативны, кратковременны, возникают по поводу деятельности. Устойчивость групп зависит от внешних качеств партнера.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Дети используют разнообразные средства общения, и не смотря на то, что они много говорят, речь остается^по-прежнему ситуативной.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию.
Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах.
В старшем дошкольном возрасте общение начинает зависеть от личностных качеств. При этом первые группы не дифференцированы, нет статусных положений, и следовательно они легко поддаются манипулированию взрослыми. Как только группы становятся более или менее устойчивы, появляется статусное положение: лидер - человек, организующий деятельность группы; звезда - тот, кто больше нравится; референт - с мнением кого все считаются. Критерии оценки лидера задает взрослый. Лидер обязательно обладает социальным эталоном, который лежит в основе его поведения. Он сводит энергию группы и ведет ее за собой (внутренняя характеристика). К внешним характеристикам, относятся определенный уровень коллективных и поведенческих знаний и умений. Имеет красивую или яркую внешность, общителен, эмоционален, как правило, имеет какие-либо способности, самостоятелен, аккуратен. У него развита мотивация на общение. Он организует общение.
У звезды популярны лишь внешние качества, развита мотивация на общение, существует наличие открытых эмоций. И лидер, и звезда, и референт относятся к группе популярных детей. Популярность определяется по следующим критериям:
1. большое количество обращения к ним;
2. на его предложение всегда отзываются;
3. взаимодействие с ним несет положительные эмоции;
4. его хорошо знают, узнают на фотографии, знают факты из его биографии;
5. его всегда оценивают положительно.
Существую также группы и непопулярных детей . Они могут быть активными и пассивными. Пассивные - это те, у которых нет мотивации на общение, высокая степень тревоги, неуверенность. Они не умеют общаться и не страдают от этого. Активные - это те, у которых есть мотивация на общение, но нет умения общаться. Если они общаются, то ради занятия какого-либо статусного места в группе. Сюда относятся дети с неправильной половой дифференциацией, с внутренней тревогой, дети с незнанием той деятельности, которой занимаются, с низким порогом эмоций (толстые, неопрятные, неуклюжие).
Таким образом, именно в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается острая потребность в общении со сверстниками. Дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее».

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996.

Леонтьев А. Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте// Избр. психолог, труды: В 2 т. - М., 1983.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза и общение. - М., 1986.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

Мухина B.C. Психология дошкольника.- М., 1975.

Психология личности и деятельности дошкольника. - М., 1965.

Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. - М., 1997.

Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М.; Воронеж, 1998.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

Эльконин Д. Б. Избр. психолог. труды.- М., 1997.

Часть II. Общение дошкольников со сверстниками

Глава 1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

Специфика общения дошкольника со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми.

Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Источник pedlib.ru

Общение детей дошкольного возраста

Общение детей дошкольного возраста – проблема или нет? Ведь не зря придумано выражение "детская непосредственность". Может ли каждый малыш наладить отношения со сверстниками?

И как помочь ребенку стать своим в детском коллективе?

Как общаются младенцы

Особенности общения в младенческом возрасте – потребность в положительных эмоциях. Улыбка матери, ее ласковый голос, нежные поглаживания – все это важно для крошечного человечка.

С точки зрения психологов, появление комплекса оживления (осознанной реакции на появление матери: гуления, размахиваний ручками и ножками) говорит о том, что период новорожденности закончился, и началось младенчество.

Звуки и радостные движения – это разговор маленьких детей, их приветствие к матери, и первые пробы влиять на родителей. Еще немного – и малыш научится осознанно манипулировать взрослыми с помощью плача и других эмоций.

Насколько важно насытить ребенка общением с матерью, ее любовью и лаской? Исследования в детских домах показали, что роль общения в развитии ребенка велика. Воспитанники детдомов часто отстают в психическом, физическом и эмоциональном развитии.

Дефицит материнского внимания сказывается на формировании речи и интереса к окружающему миру.

Общение в дошкольном коллективе

Рано или поздно каждая мама понимает, что настала пора приучать малыша к обществу ровесников. Игры на детской площадке, встречи с детьми друзей, всевозможные клубы раннего развития, ясли – вот где можно найти подходящую компанию для своего чада.

Как легко пойдет ребенок на контакт, зависит от его жизненного опыта, темперамента и других детей. Чтобы облегчить общение детей со сверстниками, приучайте малыша делиться своими игрушками, и не брать чужие без спроса, меняться, а не отнимать, угощать друзей вкусностями. Важно, что малыш на своем опыте узнает правила общения для детей.

Особенности детского общества таковы, что большое значение придается принятым канонам поведения, игры и взаимоотношений. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте учит малышей жить в коллективе – подчиняться его требованиям, трудиться и играть вместе, добиваться общей цели.

Если кто-то не выполняет правила, его просто не принимают в игру. В своей строгости дети намного превосходят взрослых!

Вместе с тем, особенности общения детей дошкольного возраста таковы, что наряду с дисциплиной, каждый член маленького кружка учится самоуважению и самозащите, когда кто-то пытается оспорить его роль и права в игре. Вспомните, кто становится лидером в детском коллективе - это инициативные, справедливые и самоуверенные ребята.

Ваш помощник логопед

Развитие общения дошкольников со сверстниками начинается с общения со взрослыми. Опыт, полученный в младенчестве, используется в дальнейшем. Речь имеет определяющее значение в общении дошкольников.

В дальнейшем, речь ребенка приобретает ведущую роль в общении. Детям с проблемной речью всегда приходится нелегко. Поэтому родители должны уделить особое внимание тому, как их малыши разговаривают: строят предложения, выговаривают звуки, правильно употребляют слова, доказывают свою мысль.

В штате любой детской поликлиники есть участковый логопед. Запомните, старший дошкольник должен иметь чистую и правильную речь. Иначе его просто задразнят товарищи, и он даже может оказаться изгоем.

Игра – средство активного общения дошкольников

В отличии от разговора со взрослыми, особенности общения детей со сверстниками таковы, что малыш учится бороться за свое мнение - с одной стороны, и подчиняться правилам большинства - с другой. Происходит двухстороннее развитие личности. Главная ценность того, что малыши разговаривают между собой на равных – чувство уверенности и единения с товарищами.

Детский коллектив построен на взаимодействии. Каждый ребенок может предложить свою идею или новые правила. Игра как средство общения детей имеет огромную ценность. Что такое игра? – это правила и общая цель.

У каждого ребенка своя роль. Причем, дети выбирают себе роль плохого персонажа добровольно, и также добровольно следуют сюжету игры.

В игре имеет место парадокс: отрицательный герой подчеркнуто плохо относится к другим игрокам. Он всячески доказывает свою "игровую агрессивность". В тоже время, все члены компании – партнеры и товарищи по игре, одна команда, выполняющая общую работу.

Как общение влияет на психическое развитие ребенка

Роль общения в психическом развитии ребенка заключается в получении неповторимого эмоционального опыта. Взрослый человек для ребенка - авторитетный пример, а ровесник – соучастник. Общение со сверстниками дает уверенность и эмоциональную подзарядку.

Поведение детей в компании дошкольников подчиняется особым правилам – их непосредственность выражается в криках, визгах, драках, кривлянии, смехе, шутках. Поддержка других ребят, их одобрение или сочувствие его выходкам приносит малышу несравненное наслаждение и веру в себя, как в хорошего ребенка.

Общение детей 2-3 лет

Особенности общения детей раннего возраста заключаются в непосредственной дружбе и безусловной симпатии. Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу - все для них друзья, партнеры по игре и шалостям. В это период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка.

Такое эмоциональное единство закладывает в психике малыша фундамент "чувства локтя" с другими людьми и причастности к коллективу. Чтобы игры приносили радость не только детям, но и взрослым, нужно организовывать такие забавы, в которых участвуют все ребята одновременно ("Кошки и мыши", "День и ночь", "Гуси-лебеди") .

Общение дошкольников 4-5 лет

Начиная с 4-5 лет, сверстник становится осознанно желанным партнером по играм. Дети понимают, что играть с друзьями интереснее, чем с мамой или папой.

Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Самые популярные формы общения ребенка со сверстниками выглядят, как хвастовство.

Ровесники становятся неким эталоном, в сравнении с которым малыш видит себя и лучше, и достойнее, и красивее. Внимательные взрослые должны организовывать детей в ролевые игры, где у каждого дошкольника будет своя роль.

Общение старших дошкольников 6-7 лет

Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга.

Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта.

Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

Почему ребенок одинок?

Бывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает. Если малыш одинок – значит, тому есть причина.

Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим: нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким.

Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.

Особенности общения в дошкольном возрасте таковы, что дети проходят жесткий общественный кастинг: плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты) . Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.

Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.

Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, - вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

  • Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.
  • Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.
  • Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.
  • Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера?) .
  • Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.
  • Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.

Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

  • Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
  • Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
  • Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему) .
  • Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.
  • Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

Что делать, если ничего нельзя сделать?

И, наконец, малыш, страдающий недостатком, от которого невозможно избавиться, должен получить преимущество перед остальными детьми: если ребенок хорошо рисует – отдайте его в художественную школу. У него аналитический ум? - пусть играет в шахматы. Девочку-рукодельницу научите шить красивые наряды для кукол…

Помните, что нельзя отдавать мальчиков на "девчачьи" кружки (танцы, пение, музыка…) , если Вы не намерены заниматься этим серьезно – такие увлечение прощаются в мальчишеском обществе только тем ребятам, которые по-настоящему талантливы и уверены в себе.

Общение – это средство ребенка заявить о себе. Общаясь со сверстниками, дошкольник получает опыт, который определяет его отношения с обществом во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая школа, где учителя и ученики - сами дети.

Случайные материалы:

Материал www.vse-dlya-detey.ru

Особенности общения в дошкольном возрасте: популярные и не популярные дети у сверстников - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал

«Особенности общения в дошкольном возрасте:

популярные и не популярные дети у сверстников»

1.2 Структура межличностных отношений

1.3 Становление и развитие межличностных отношений

Глава 2. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников

2.1 Эмоциональное благополучие ребёнка как необходимое условие его психического здоровья

2.2 Отношения к сверстникам у популярных и не популярных дошкольников

2.3 Проблемные формы межличностных отношений

Глава 3. Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна.

В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л. С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью.

Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы курсовой работы определяется следующими аспектами:

Наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста;

Необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него;

Следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе дошкольных учреждений, в связи с появлением новых воспитательных технологий.

Специальные исследования (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений.

В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы должно по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие ребёнка в зависимости от его статуса в данной группе сверстников.

Цель курсового исследования – выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста, рассмотрев их структуру, становление и развитие.

2. Охарактеризовать эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников.

3. Показать различные формы межличностных отношений.

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.

В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола.

Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками.

Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры) , либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые.

Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все") . Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей дошкольного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. Функционально - ролевые отношения выступают при изучении "делового" общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?" Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Функционально - ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре.

Например, собственно - игровые отношения воспроизводят социально - типические образцы поведения: доктор к больному - добр; учитель с учеником строг. Это отношения "вообще", они "бессубъектны" и заданы ребенку в общении со сверстниками.

Другой тип игровых отношений возникает "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются существенно важные конфликты детской жизни: "во что играть?"; "кого принимать в игру?"; "кто будет главным?".

В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Анализ мотивационного плана совместной деятельности в детской группе открывает путь к изучению личностно - смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во и

Материал uchi.ucoz.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!