Женский журнал Ladyblue

Особенности пасхальной трапезы. Пасха: История и традиции - Irzeis

Пасха - один из самых светлых, радостных весенних праздников, связанный с ароматом первой зелени и свежеиспеченного кулича.

В этот день заканчивается строгий Великий пост, и организм уже более настойчиво требует вкусной и разнообразной еды, а особенно продуктов животного происхождения, без которых соблюдающие пост люди обходились долгих 7 недель.

С детства мы привыкли к многообразию пасхальных блюд - это и всевозможные мясные закуски, и обязательная ритуальная выпечка, и, конечно, отварные крашеные яйца. Но с каждым годом меню этого праздника расширяется, становится более современным и даже изысканным, поскольку к столу начали подавать рыбные закуски и морские деликатесы, готовить сытные салаты и воздушные десерты.

В старину пасхальный стол был накрыт весь день, потому что в любой момент могли зайти в гости, которые имели право подойти и отведать угощение даже без приглашения хозяев и величайшим позором для хозяйки был бедно накрытый стол. Как правило, на пасхальном столе должно было быть 48 блюд - по числу дней Великого поста.

Видимо, длительностью застолья обусловлено еще одно правило для пасхального стола - на нем обычно не бывает горячих блюд, что дает возможность хозяйке не обслуживать гостей, а вместе с ними радоваться и праздновать светлый день. Однако, подготовиться к пасхальной трапезе всё же лучше заранее.

Планируем пасхальное меню

Что и когда ты собираешься готовить, лучше планировать заранее, поскольку, во-первых, продукты, традиционные для пасхального угощения, перед праздником могут просто раскупить, во-вторых, цены на них обычно сильно возрастают.

Основное внимание следует уделить покупке яиц и мяса: мясо тебе наверняка понадобится не только для буженины, но и, возможно, для первых блюд, салатов, поэтому лучше покупать его с неким запасом, выбирая куски с небольшим содержанием жира. Замороженное мясо тоже можно использовать, хотя в идеале оно должно быть охлажденным. То же самое касается и покупки яиц: посчитай, сколько яиц тебе понадобится на выпечку, и сколько ты собираешься покрасить (обычно из расчета 2 - максимум 3 яйца на одного взрослого человека).

Не забудь купить дрожжи (для приготовления куличей рекомендуется приобретать живые) и муку. Также следует запастись всевозможной сезонной зеленью и овощами, которые в пасхальном меню дополнят плотные мясные блюда и освежат привычные салаты.

К пасхальному столу можно подать мясные закуски: буженину (кстати, ее можно есть и горячей, как основное блюдо), подчеревок, колбасы, любимый многими холодец (для разнообразия его можно сварить из птицы или рыбы), а также всевозможные рыбные деликатесы и морепродукты, которые несомненно составят конкуренцию мясу. Не стоит забывать и о салатах: лучше всего, если они не будут слишком сытными и только дополнят вкус других закусок и основных блюд, уместны тут будут овощные салаты, легкие мясные и рыбные коктейли. Кстати, если на следующий день теб не хочется есть крашенки, из них можно приготовить хороший яичный салат.

Как основное блюдо в пасхальный день можно подать запеченного поросенка, окорок и как вариант фаршированную птицу или рыбу, а также разные виды жаркого (в том числе и без мяса), всевозможные рагу и запеканки, голубцы, фаршированные овощи.

Большую роль в традиционной пасхальной трапезе играет выпечка - это и , и рулеты, и булочки, и пироги с различными начинками. На десерт также можно подать творожные пасхи и фруктовые десерты, блинчики и т. д. Куличи, которые остаются после праздника, можно разрезать на дольки и подсушить - получатся отличные сухарики, кстати, они (куличи) обязательно должны присутствовать в поминальные дни.

Особенности пасхальной трапезы

К куличу непременно подавали творожную пасху. Для улучшения вкуса в нее добавляли сладости и ароматические вещества (например, корицу), домашнюю сметану и масло. Чтобы творожная масса хорошо держала форму, ее закладывали в деревянную пирамидку и оставляли под прессом.

По бокам пирамидки вырезались буквы ХВ (Христос Воскресе), яйцо (символ жизни) и крест (символ распятия), которые отпечатывались на творожной пасхе.

Пасха - радостный и веселый праздник, воплощающий самые светлые надежды и мечты. Так пусть и блюда на твоем столе будут ей под стать!

На заметку

Не пытайся сделать все и объять необъятное. Поделись своими обязанностями с теми, с кем собираешься праздновать, поскольку большинство пасхальных блюд сложны и трудоемки в приготовлении.

Чтобы после Пасхи твои домочадцы и гости не мучились от проблем с желудком и кишечником, к сытным и жирным блюдам подавай легкие, лучше овощные или фруктовые, гарниры и закуски с большим количеством зелени, которые облегчат процесс пищеварения.

Лучше соблюдать меру в пище и напитках, тогда праздник принесет тебе только радость.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет - Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и паскам (не путать с названием праздника «Пасха»)

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка).

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.



5.5. Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической Церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.



5.6. Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.



5.7. Народные обычаи

«Христосование» пасхальными яйцами

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.

В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» - разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» - у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.

Семья пасхальных зайцев. Бремен

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

Пасхальные ручьи. Германия

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи - Обновление и Весну Радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.



6. Святые отцы о Пасхе

Святитель Григорий Богослов

    Свт. Григорий Богослов : «С ними и я (о если бы иметь мне и голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! и ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир.
    Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразавательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать, и говорю) была ещё более неясным прообразованием прообразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сиё „новое
    вино в Царстве Отца“ (Мф.26:29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере; ибо познаваемое ныне всегда ново. В чём же состоит это питиё и это вкушение? - Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».

    Свт. Мелитон Сардийский (ритмичный стих): «О таинство новое и неизречённое! Заклание овцы сделалось спасением Израиля, и смерть овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела. Скажи мне, о ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни, смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня? Ясно, что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы… Услышьте о силе таинства! Когда-то заклание овцы было драгоценно, ныне же оно обесценилось из-за Господней жизни;
    Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от
    pathein („претерпевать“) произошло paschein („страдать“, или „праздновать Пасху“). Итак, научитесь, кто страдает, и кто сострадает страждущему, и для чего Господь сошёл на землю: чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его превыше небес».

Святитель Григорий Нисский

    Свт. Григорий Нисский : «Как но­вый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз выле­тающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены се­мейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине спра­ведливо сравнивают настоящий день с днём будущего воскре­сения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник раду­ется и неочистивший свою совесть надеется исправиться по­каянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет че­ловека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.
    Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нём сокрыта надежда ва­шего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль:
    „Станем есть и пить, ибо завтра умрём!“ (1Кор.15:32)».

    Свт. Лев Великий : «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец - не быть тем, кем он был, и начало - быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

    Блж. Исихий Иерусалимский : «Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней - Воскресение… Как мёртвого погребал Его Иосиф, но, погребённый как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть».

    Прп. Феодор Студит : «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт - в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.
    Что же,- спросит кто-нибудь,- не нужно радоваться Пасхе? - Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше - но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? - Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

Святитель Иоанн Златоуст

    Свт. Иоанн Златоуст : «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: „Ад“ , - говорит он, - „огорчился“ (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ (1Кор.15:55). Воскрес Христос, - и ты низложился; воскрес Христос, - и пали бесы; воскрес Христос, - и радуются ангелы; воскрес Христос, - и водворяется жизнь; воскрес Христос, - и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, - „первенец из умерших“ (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Последнее слово читается на каждую Пасху в православных храмах после пасхальной утрени.



7. Празднование Пасхи в различных государствах

Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным

В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. Многие европейские страны, а также Австралия отмечают Пасху и Пасхальный понедельник, как государственные праздники. В Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских стран государственным выходным также является Страстная пятница. Всё Пасхальное триденствие - государственные праздники в Испании.



7.1. Государства, в которых Пасха - 4 выходных дня (пятница, суббота, воскресенье, понедельник)

    Австралия

    Австрия

    Болгария

    Великобритания

    Венгрия

    Гана

    Германия (В пятницу, воскресенье, понедельник магазины и пр. не работают. В субботу магазины, банки и пр. работают)

    Греция

    Грузия

    Дания

    Испания четверг, пятница, воскресенье, понедельник в некоторых автономных областях.

    Италия (суббота [ источник не указан 52 дня ] , воскресенье, понедельник)

    Канада

    Кипр

    Латвия

    Молдова (суббота, воскресенье, понедельник)

    Новая Зеландия

    Норвегия

    Португалия

    Сербия

    Словакия

    Словения

    Украина (суббота, воскресенье, понедельник)

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Швеция



8. Пасха в светской культуре

8.1. Русская культура

    В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного - через тему тления, как раскрытие категорического - или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».

В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:

Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно - такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт.

    И. Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:

Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)

- Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
- Ну, Христос воскресе… - нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
- Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, - говорит мне Горкин - как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?

    Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.

- А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
- Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот. - До свету нализался.
- А у Михаила-архангела звонили?
- Звонили. Тебе-то что?
- Христос, значат, воскрес?
- Ну, воскрес.
- Так позвольте… - Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
- Яи-ч-ко… Я… по-благородному… похристосоваться… яичко а ты… - бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил:
- Пойдём ко мне разговляться.
- Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл!
- Пойдём, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ.

- Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
- Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

- А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь - скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт?
И главное дело - темно.
- Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся.
… Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? …
А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! - Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой…
Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу!
Люди думают, что я это от обиды, а я уже - понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: - Мы его убьём!
- Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!

- Н. С. Лесков. «Фигура»

    Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву -

«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).

    Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин - «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт - «Вербы», И. Северянин - «Пасха в Петербурге».

Русская пасхальная открытка с нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов

Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов



8.1.1. Пасхальные открытки

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.

Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).



8.2. Зарубежная культура

Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1603, Национальная галерея, Лондон

И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».

Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.

Хор ангелов

Христос воскрес!
Преодоление
Смерти и тления
Славьте, селение,
Пашня и лес…

Фауст

Я плакал, упиваясь счастьем слёз,
И мир во мне рождался небывалый.
С тех пор в душе со светлым воскресеньем
Связалось всё, что чисто и светло.
Оно мне веяньем своим весенним
С собой покончить ныне не дало.
Я возвращён земле. Благодаренье
За это вам, святые песнопенья!



8.3. Современная культура

    «ДДТ» Юрий Шевчук , «Пасха»

«Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».

    В эпизоде «Чудесная пасхальная история» сериала South Park Стэн ищет корни пасхальных традиций.

    Разработчики компьютерных игр иногда прячут в них «пасхальные яйца» - тайные комнаты, шутки разработчиков и подобные мелочи.

    «Сектор газа» Юрий (Хой) Клинских , «Пасха»

Пасха, я достану из серванта банку на три литра.

Пасха, я покрашу яйца, хоть в брюках и не видно …



9. Пасха на различных языках

Амхарский

Африкаанс

Paasfees

Албанский

Pashkët

Арабский

عيد الفصح ‎ (ʿAīd ul-Fiṣḥ )

Азербайджанский

Pasxa , Fish

Берберский

Валлийский

Голландский

Pasen или paasfeest

Гэльский

פסח (Pesah )

פּאַסכע (Pasche )

Индонезийский

Ирландский

Исландский

Испанский

Итальянский

Каталанский

Малайялам

Pæsacha/Pæsaha

Ндебеле
северный(?)

Норвежский язык

Персидский язык

Pas`h

Польский язык

Португальский язык

Румынский язык

Пасха

Тагалог
(Филиппины)

Pasko ng Muling Pagkabuhay
(букв. «Пасха Воскресения»)

Турецкий

Paskalya

Фарерский

Páskir (plural, no singular exists)

Pääsiäinen

Французский

Шведский

Эсперанто

Японский

聖大パスハ
(Сейдай Пас у ха , «Святая Пасха»)
только среди православных

부활절 (Buhwalchol ,

Woekicetuanpetu

Македонский

Воскрес (редко)

Сербский

Ускрс или Васкрс

Хорватский

Японский

復活祭 (Fukkatsusai )

В старину пасхальная трапеза непременно начиналась с крашеных яиц. Недаром говорится: «Дорого яичко к Христову дню». Многими секретами разукрашивания яиц владели наши предки. С помощью отвара луковой шелухи и молодых березовых листьев их окрашивали в желтый, темно-красный, оранжевый и медный цвет – такое яичко называли крашенкой, а вручную расписанное красками или растопленным воском – писанкой. Подарочные яйца вытачивали из дерева, отливали из стекла, фарфора и металла, украшали золотым орнаментом и драгоценными камнями. Обмен крашеными яйцами – непременный ритуал на Пасху. Яйца от первого христосования хранили весь год, до следующего праздника.

К празднику специально проращивали зерна злаков, в первую очередь овса. За 2-3 недели до Пасхи его высеивали в наполненное мокрой землей фигурное блюдо. Блюдо с нежной изумрудной травкой, среди которой лежали нарядные яйца, выставляли на праздничный стол. Кстати, особую ценность этому диетическому «пасхальному» продукту с нежным и приятным вкусом обеспечивает желток, который богат витаминами А, группы В, Е, D, РР, кальцием, фосфором, железом, жирами, особенно жироподобным веществом лецитином, играющим важную роль в регуляции жирового обмена и питании нервных клеток. А яичный белок используется организмом для построения и обновления тканей. Высокая питательная ценность яиц обусловливается и присутствием в них так называемых незаменимых аминокислот: они не образуются в организме и должны поступать с пищей.

Кружевной кулич

До сих пор сохранился обычай изготовления специального праздничного хлеба. В народе его величали куличом, пышной пасхальной бабой. Каждая хозяйка старалась, чтобы кулич удался на славу: был высоким, ноздрястым, кружевным и сдобным. У каждой семьи был свой, проверенный временем рецепт праздничного хлеба: с лимонной цедрой, орехами, ванилью, цукатами, изюмом, вареньем. С вечера ставилось сдобное тесто, которое хорошенько вымешивалось. Утром подошедшее тесто выбивали деревянной лопаткой. Во время выпечки посуду с куличом осторожно поворачивали, но не трясли: иначе тесто «осядет» и кулич лишится своих пышных форм. Чтобы верх кулича не подгорел, его, после того как зарумянится, накрывали кружком бумаги, смоченным в воде. Готовность кулича определяли, воткнув в него тонкую лучинку. Если вынутая лучинка будет сухой – кулич готов, а если на ней останутся следы теста – кулич еще сырой.

Румяный праздничный хлеб поливали белоснежной глазурью, посыпали сахарной пудрой, украшали ягодами из варенья, шоколадными фигурками.

С изюмом и корицей

К куличу непременно подавали творожную пасху. Для улучшения вкуса в нее добавляли сладости и ароматические вещества (например, корицу), домашнюю сметану и масло. Чтобы творожная масса хорошо держала форму, ее закладывали в деревянную пирамидку и оставляли под прессом.

По бокам пирамидки вырезались буквы «ХВ» (Христос Воскресе), яйцо (символ жизни) и крест (символ распятия), которые отпечатывались на творожной пасхе.

Стол под стать празднику

Неправы те, кто считает, что на Пасху подают только сваренные вкрутую яйца, куличи и творожную массу. В старину пасхальный стол был обильным и разнообразным. К разговлению заботливые хозяюшки припасали мясо, ветчину, домашнюю колбасу, постный окорок, соленую рыбку, сыры. К радостному и долгожданному празднику стряпались любимые блюда: жареные телячьи ноги, заливное из дичи, гусь с яблоками, запеченный поросенок. Из погребов выставлялись лучшие ликеры, наливки, вина, пшеничная водка.

Пасха – радостный и веселый праздник, воплощающий самые светлые надежды и мечты. Так пусть и блюда на вашем столе будут ей под стать!

Кстати

Сейчас специальная краска для яиц продается в магазинах, но можно воспользоваться старым проверенным способом – луковой шелухой. Собранную заранее луковую шелуху залейте небольшим количеством воды и варите в ней яйца. От времени варки зависит интенсивность окраски скорлупы. Окрашенное золотистое яичко не забудьте протереть растительным маслом, чтобы оно блестело.

Рецепты

Пасха с фисташками

1,5 кг творога, 200 г фисташек, 1,5 стакана сахарного песка, 150 г сливочного масла, 3 яйца, 500 мл сливок, ванилин (по вкусу).

Протрите сквозь сито творог, смешайте с измельченными фисташками. В полученную массу добавьте сахарный песок, ванилин, размягченное сливочное масло, взбитые яйца и сливки. Хорошенько вымесите пасху, а затем выложите в форму под пресс и поставьте примерно на 12 часов в холодильник.

Пасха заварная с цукатами и изюмом

1 кг творога, 7 желтков, 400 г сахарного песка, 500 мл сливок, 100 г сливочного масла, 200 г цукатов, 200 г синего изюма без косточек, ванилин (по вкусу).

Взбейте в миксере желтки и сахарный песок, добавьте сливки и ванилин. Полученную смесь проварите на тихом огне до густоты. В горячую смесь добавьте кусочки размягченного сливочного масла, перемешайте и остудите.

Добавьте протертый сквозь сито творог, вымесите до однородной массы. После этого добавьте цукаты и изюм. Затем всю массу снова проварите на умеренном огне до закипания, но не кипятите. Готовую пасху выложите в форму под пресс и поставьте в холодильник примерно на 12 часов.

До революционных событий 1917 года в России широко и с удовольствием отмечали праздник Пасхи – Светлое Христово Воскресение. С приходом Советов всё резко изменилось: церкви разрушались, священники преследовались, а все христианские праздники оказались под запретом. Со временем ситуация смягчилась, но отмечать религиозные праздники, а тем более ходить в церковь решались единицы: чаще это были старики, а люди среднего возраста делать это не решались – никто не хотел неприятностей. Молодёжь тем более была далека от подобных вопросов, да и воспитание тогда было соответствующим, однако и в те времена крашеные яички и куличики были желанным развлечением: их даже потихоньку приносили с собой в школу и угощали друзей.

Сейчас традиции стали возрождаться: в день Пасхи проходит торжественное богослужение во всех храмах, и никому не приходит в голову удивляться, когда красивые куличи в ярких обёртках продаются «на каждом углу» - коммерсанты и бизнесмены сумели «поймать момент».

Пасхальный стол в дореволюционной России

А каким было пасхальное застолье наших соотечественников в прежние времена? Всегда праздничным и по-своему богатым – в том числе у тех, кто жил скромно, и не имел даже среднего достатка. В обычные дни люди питались ржаным хлебом, овощами, крупами, а на Пасху обязательно пекли куличи из белой муки, пышные и сладкие. Кроме того, Великий пост , предшествующий празднику, позволял накопить и сэкономить немало продуктов. Поэтому в большинстве православных семей столы буквально ломились от праздничных кушаний и лакомств, и мясных блюд в пасхальные недели съедалось немало. Это запечённая и фаршированная домашняя птица – куры, утки, гуси, индейки, а также дичь – куропатки, рябчики, фазаны; целиком запечённый барашек или молочный поросёнок; домашняя ветчина, язык, окорока, колбаса, сало, шпик и т.д.


Хватало и рыбных блюд, причём рыбу выбирали вкуснейшую: сёмгу, форель, стерлядь, осетров; готовили заливное, рыбные солянки, наваристую уху, кулебяки и пироги. Была даже традиция: ставить на пасхальный стол 48 разных блюд – столько, сколько дней длится Великий пост.

Блюда на столе украшались живыми и искусственными цветами, сделанными из яркой бумаги и цветных лоскутков, обязательно ставили несколько свечей, а крашеные яйца укладывали в специальные корзиночки с яркой зелёной травой, выращенной заранее из семян злаков.

Каждая литургия в храмах православных свята, божественна. В каждой Господь является в Своих Пречистых Теле и Крови. Но перед нами три особенно величественныя Литургии в настоящие дни Страстной недели и Пасхи. Три – исключительныя по воспоминаниям и особенно действующия на душу через эти воспоминания. Литургия Великого четверга, Страстной субботы и первого дня Пасхи.

Литургия Великого четверга – предпасхальная. Но она в известном смысле тоже может быть названа пасхальной. В этот день Господь со Своими учениками совершил пасху ветхозаветную и установил Пасху Нового Завета, причащение святого и великого таинства Тела Его и Крови. «И сотвориша ученицы, якоже повеле им Иисус, и уготоваша пасху». К участию в этой, первой в жизни христианства, Литургии Тайной Вечери зовет всех нас . «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся». Сколько духовного содержания в одном этом призыве! Христос – всегда на земле Странник – в эти предпасхальные дни был вдвойне Странником без крова. Уже искали убить Его. Как замечает евангелист, днем Он учил в церкви, «нощию же, исходя, водворяшеся в горе, нарицаемей Елеон». Поэтому и трапеза последняя была Тайной Вечерей. Слова: «Странствия Владычня» вызывают в памяти и призывают применить к себе слова Спасителя в беседе о Страшном Суде, одни слова – укоряющия: «Странен бех и не введосте мене»; и другия – благословляющия: «Странен бех и введосте мене».

Как же нам не отозваться на этот призыв: принять к себе, принять в себя странника Христа, в свою тайную горницу душевную. Как не приложить старание, чтобы быть не только на службе Страстей Господних, но и на Литургии в этот великий день – участвовать в Трапезе, причаститься Святых Таин. Как не присоединить себя к тем, от чьего имени молится: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем»... И если кто обязан неизбежно и в этот день отправляться на свою ежедневную работу, то с какой грустью, сожалением и покаянным чувством должен он это делать... Можно ли христианину равнодушно сделать этот день обычным будничным и не думать о том, какое значение этого дня в христианстве?

Вторая великая Трапеза Христова предлагается нам в Великую субботу. Эта Литургия уже может быть названа пасхальной в нашем обычном понимании. Правда, Великая суббота есть день великого покоя; она требует, «да молчит всякая плоть человеча», как мы это слышим в песнопении вместо Херувимской. Но на Литургии субботней молчание у предлежащей Плащеницы переходит в молчание ожидаемого ликования. Здесь есть трепетный момент перехода от скорби к радости. Это тот момент, когда запоют прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», и когда за сим читается евангелие о воскресении Христовом – первая весть о воскресении, принесенная мироносицами. Вторая, главная часть Литургии совершается в белых облачениях, и все одеяния на предметах храма белыя. Радостная Литургия! Не только в евангельском чтении, но и в самых песнопениях Великой субботы слышна первая весть победы над и весть воскресения: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: «мира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чуждь"».

Суббота – день свободный почти всюду от хождения на обычную работу, на службу. Но как часто в этот день в наших христианских семьях отказываемся мы от трапезы Господней за чечевичную, в переносном смысле, похлебку. Иначе говоря, пропускаем радость священных и возвышающих нас переживаний великого дня в храме, пропускаем, из года в год ради приготовления яств пасхального стола и вообще из за разной предпраздничной суеты...

Третья Литургия, Литургия полная ликования, утром в первый день праздника Пасхи:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Ныне вся исполнишася Света» исполнены божественного света не только ночь пасхальной Заутрени, но и утро Божественной Литургии. Если назовем Заутреню победною вестью о воскресении Христовом, то Литургию должно назвать самой встречей с Воскресшим. Таинство причащения на Литургии дня Воскресения Христова уже представляется не как Вечеря в тайной горнице, а как Трапеза в чертогах «Христа блистающася». «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости».

Но... как часто пропускается и эта третья великая Литургия... Как часто бывает – спешат люди разговляться, побывав на Заутрени, удовлетворенные, что услышали «Христос воскресе», спешат домой и, забыв о храме и о том, что в данный момент идет Литургия и что христиане призываются в этот день участвовать в Господней Трапезе Тела и Крови Христовых, с нетерпением принимаются за трапезу своего пасхального стола. Но ведь домашния розговены не уйдут. А Литургии первого дня Пасхи дождемся ли мы в будущем году? В Монастыре и в некоторых приходских храмах установился обычай, что все православные, пришедшие в храм прославить воскресшего Христа, после говения на Страстной седмице, вновь на Литургии первого дня Пасхи, после краткой исповеди, принимают Святыя Тайны. И радость пасхальная тогда полна. И когда выйдут из храма и повернут взор на восток, их особенно весело приветствует восходящее солнце. Но и далее, во всю пасхальную неделю, открыты в храмах Царския врата алтаря. Это говорит, что Трапеза Господня продолжает быть открытой: приидите, насладитеся вси!

Так не будем же отказываться от святых призывов! Три названныя величественныя Трапезы предлагаются нам. В предстоящие дни Страстной недели и Пасхи постараемся не пропустить великих Литургий и причаститься хотя бы на одной из них, чтобы иметь право со всею Церковию воззвать к Воскресшему: «О Пасха велия и священнейшая, Христе, о Мудросте, и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!