Отдание праздника пасхи какие работы можно производить. Слово архимандрита Кирилла (Павлова) на отдание праздника Пасхи
Накануне праздника Вознесения Господнего, за один день до него, состоится церковная церемония Отдание Пасхи. В ночь среды, 16 мая, будет совершено богослужение по пасхальному чину. Это будет последний раз в 2018 году, когда будут петь пасхальный канон, стихры и часы Пасхи. Само богослужение будет торжественнее, нежели в ночь Пасхи.
Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: дата Отдания в 2018 году
Пасху ежегодно празднуют роскошнее и длительнее других церковных праздников, поскольку он один из самых главных. Перед днем Вознесения происходит церемония Отдание. Сама служба — праздничная, практически такая же, как и служба в ночь Пасхи Христовой, а потому множество христиан посещают это особое богослужение, прощаются с Пасхой до нового года. В нынешнем году Отдание состоится 16 мая, однако, утреня и пение пасхального канона и стихир состоится вечером, ближе к ночи, 15 мая. Время стандартное — то, когда начинают вечернюю молитву в храме.
Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: история православного праздника
Отдание праздника Пасхи в православном христианстве — это самый последний день отмечания великих, а также двунадесятых праздников. Отдание изначально появилось еще в IV столетии для нескольких великих церковных праздников. К ним относились Пасха, Рождество, Пятидесятница. Немного позже церковь приняла решение сделать праздник Отдание после всех великих православных праздников.
Отдание праздника Пасхи происходит в среду шестой недели (с древнего — седмидцы). В день Отдание прекращается празднование Воскресение Христа, длившееся 40 дней, поскольку Бог, воскресший, в течение 40 дней оставался на земле. До самого дня Вознесения он приходил к ученикам и Божьей Матери. День Отдания Пасхи — это последний день жизни Иисуса на земле. Тогда он пришел к ученикам, и сказал им свои последние слова о Царствии на Небесах.
Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: проведение праздника Отдания
В день Отдания православные верующие приходят в храм и прощаются с песнопениями в честь Пасхи до следующего года. Торжественное богослужение содержит в себе пасхальные песнопения, песнопение Недели о слепом и песнопения перед праздником Вознесения Господнего. Богослужение Отдания происходит так же, как и Отдание других двунадесятых церковных праздников.
Служба в день Отдания проходит в полностью освещенном храме, как в пасхальный чин, вечерняя и утренняя службы тоже пасхальные. Богослужение начинается с пением стихир, заженными свечами и кадилом, как во время Пасхи, с великим славословием.
В день Отдания священники в храмах служат не в красных, как в Светлое Воскресение Христово и в следующие дни, а в белых ризах. При Богослужении они находятся в центре храмов. Поют пасхальные молитвы, как и во время первого дня Пасхи. Совершается служба с открытыми Царскими вратами и приветствиями, как на момент Пасхи, «Христос Воскресе!». На вечерню, утреню и литургию происходит торжественный звон с колоколен храмов. С этого момента все верующие больше не приветствуют друг друга пасхальными словами, которые говорили на протяжении пасхальной недели.
После торжественного богослужения священники убирают Плащаницу с Престола и убирают в специальный, предназначенный для нее, ковчег (по-другому, гробницу). Специального чина для такого в церковном Уставе не имеется. Закрывают Царские врата. Традиционно, именно в этот день состоится последний в 2018 году Крестный пасхальный ход. Следующий день приносит другой церковный праздник, к слову, один из 12 наиболее важных, Вознесение Господне.
Красота пасхального быта
…Пасха прошла… уже «отдание»…
Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание… Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена ша душа) где-то таилось равнодушное маловерие…
Потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего… Но милость Божия – как бывает это нередко – дана была неожиданно, не по заслугам… Благодать есть «благодать», то есть не заслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать… Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов.. Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней…
Попразднество Пасхи
«Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностию (как попразднество), еще тридцать два дня до Вознесения Господня (по день «отдания» Пасхи) и, сверх того, вспоминает воскресение Христово еженедельно, в первый день седмицы». У евреев первым днем считалась суббота: а у христиан стал почитаться день воскресения. Скажем об обоих днях.
До «отдания» каждое воскресенье поются (кроме Фоминого) на вечерне «стихиры Пасхи» («Дa воскреснет Бог… Пасха красная…»), со славником празднуемой недели (мироносицам и проч.); а также поется пасхальный канон («Воскресения день…»). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: «Христос воскресе…»
«Воскресение Христово…» на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный «Плотию уснув» потом уже – празднуемой недели.
Так ясно празднуется «попразднество» воскресения Христова – тридцать девять дней! Это – совершенно небывалое торжество! Обычно попразднество продолжается от одного до восьми дней.
Потом, накануне Вознесения, совершается «отдaние» Пасхи. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху; и проч., как и в воскресенья пасхальной седмицы; и с великим славословием.
Эта же служба является одновременно и предпразднеством Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Вознесению. На литургии – прокимен «Сей дeнь…»; но «Апостол и Евангелие – дня».
А конец – «якоже указася и на самую Пасху…», «И тако отдается праздник святаго и живоноснаго Христова воскресения».
Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). Но воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется «Господним» днем. И, таким образом, совершается,- в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.
И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по воскресении Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от гроба…».
Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй – уже кресту и воскресению.
Верующие должны участвовать на службах.
По великом славословии поются, по очереди, тропари: «Днecь спасение…» или «Воскpec из гроба…».
И этот день отводится также делам милосердия.
По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «B первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя», – согласно повелению апостола Павла – и сберегает, сколько позволит ему состояние… (1 Кор. 16, 2-3).
Для чего же апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, – с тем намерением, чтобы в самом дне воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению.
И почему этот день – способнее побудит нас к милостыне?
Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен Диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего – гораздо большего – благородства. Святой Златоуст – великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых!
Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары…
Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним,- если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)?
Не думаю! Слово Христово – истина!.. И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: «…хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это – глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот – Мне сотворил… (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было У тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает Bce» (Т. 2. С. 327).
«Бедные – врачи наших душ, благодетели и предстатели; потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою» (т. 3. С. 308).
«…Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благoсловеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира… (Мф. 25, 34)» (Т. 4. С. 33).
«… Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы вместе с вкладами – и даже прежде них – творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше – милостыню. <…> Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?» (т. 7. С. 522).
Милостыня – важнее жертв: милостыни, а не жертвы (Ос. 6, 6; 9, 4). Она отверзает небеса: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10, 4). – Апостол Павел сказал сначала о воскресении, и тотчас же о милостыни! (1 Кор.15; 16. См. толкование Златоуста).
Господи! Дай нам не забыть это!
Митрополит Вениамин Федченков – Пасха. О праздниках и богослужениях православной церкви, Москва 2007
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
«Отданием» праздника называется последний день попразднства Великих или Двунадесятых праздников, который имеет свои отличительные черты в богослужении. Из церковной истории известно, что отдание самых главных христианских праздников, таких как Пасха, Рождество и Троица начали чествовать еще в 4-ом веке, позднее соответствующий уставной порядок был принят в настоящем виде. Попразднство Пасхи имеет самый долговременный период по сравнению со всеми прочими двунадесятыми праздниками и продолжается в течении сорока дней, так как по Преданию Церкви, Господь по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни еще на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и св. ученикам и апостолам.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Церковное богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью, в этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.
Послепасхальные дни имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Будущей, Непреходящей Пасхе, где получим вечное утешение и покой, если окажемся к тому достойными.
Церковные песнопения, предназначенные на этот период, говорят преимущественно о том же. «Светися, светися новый Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рожества Твоего» – послепасхальный задостойник, составленный прп. Иоанном Дамаскиным, который каждый день читаем на церковной и домашней молитве, всегда возводит нас мысленно к новому миру и Иерусалиму Небесному.
СЛОВО В ДЕНЬ ОТДАНИЯ ПАСХИ
Приветствую Вас, дорогие братья и сестры, с праздником!
Сегодня мы собрались в святой храм, чтобы попрощаться с назидательными и утешительными пасхальными песнопениями до будущего года.
Нам не ведомо, как сложится у каждого из нас последующая жизнь. Сподобит ли нас Господь дожить до будущей Пасхи? Но пусть это никого не огорчает, ибо Христос Спаситель Своим Воскресением попрал смерть и всем нам жизнь даровал. Обратим внимание, что каждый воскресный день на всенощном бдении поется Пасхальное песнопение:
«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим…»
«Воскресение Христово видевше» — так Святая Церковь изобразила перед нашим внутренним взором страдания, которые принял и победил Господь и Спаситель ради нас, человеков, и ради нашего спасения. Святая Церковь изобразила в своих песнопениях и великие страдания Пресвятой Девы Марии, Которая была первой мироносицей и первая, конечно, среди жен-мироносиц шла к погребенному Телу Христа Спасителя. Лишь по Ее великому смирению святые апостолы об этом не упоминают, но мы верим, что иначе быть не могло. И Святая Церковь поэтому поет:
«Ангел вопияше Благодатней, Чистая Лево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба…»
Святая Церковь верит в то, что первой не Марии Магдалине, а Богоматери сказал Ангел о Воскресении Ее Сына и Бога.
Святая Церковь сосредоточивает наше внимание и на повествовании о великих страданиях, которые перенесла Дева Мария, о Ее волнениях в продолжение жизни Ее Божественного Сына и, в особенности, в дни Его страданий, в дни Голгофы. Святой Церковью написан и читается перед Плащаницей канон, который называется «Плач Пресвятой Богородицы». Церковь выражает в нем, как страдает Дева Мария и как Она рыдает:
«О Сыне Мой Возлюбленный, куда же Ты идешь и на кого Меня оставляешь?»
Дорогие братья и сестры, когда мы слышим слова: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…», мы должны воспринимать сердцем все те события — и Голгофские, и Воскресение Христа Спасителя, и душевное состояние Богоматери.
«Воскресл Иисус от Гроба, яко же прорече, даде нам Живот Вечный и велию милость», — так поет Святая Церковь, напоминая, что Воскресший Господь через воскрешение нашей души даровал нам великую Свою милость — Вечную Жизнь. Сейчас мы готовимся встретить другой великий праздник, когда Господь сказал, что Он дарует всем Свое благословение, и на Елеонской горе, во время Вознесения, это благословение Он всем ниспослал. Таким образом, все мы будем воспоминать события Воскресения Господа и Его Вознесение, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Будем же непрестанно молиться первой Мироносице — Пресвятой Деве Марии, дабы Она возносила Свои молитвы о каждом из нас, помогала нам идти добродетельным христианским путем. Аминь.
Патриарх Пимен (Извеков)
Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника . Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого - аподосис - переводится с греческого языка как «возвращение »?
Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета - в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте » (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение… » (Чис. 29:35-39).
Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков - 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.
Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке - еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих - в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.
Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.
В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь - живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.
Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню - это, скорее, особое состояние.
Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника - это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно - и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть » (Лк.17:21).
В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?
И вообще - знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.
Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это - прежде всего…
Виктория Матвеева
Источник: Pravda.ru
Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви
Праздник | Дней попразднства | Отдание |
Рождество Богородицы
8 (21) сентября |
4 | 12 (25) сентября |
Воздвижение Креста Господня
14 (27) сентября |
7 | 21 сентября (4 октября) |
Введение во храм Пресвятой Богородицы
21 ноября (4 декабря) |
4 | 25 ноября (8 декабря) |
Рождество Христово
25 декабря (7 января) |
6 | 31 декабря (13 января) |
Крещение Господне (Богоявление)
6 (19) января |
8 | 14 (27) января |
Сретение Господне
2 (15) февраля |
0…7 | 2 (15) февраля…9 (22) февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы
25 марта (7 апреля) |
1 | 26 марта (8 апреля) |
Пасха | 39 | среда, 6-я седмица по Пасхе |
Преполовение Пятидесятницы
среда, 4-я седмица по Пасхе |
7 | среда, 5-я седмица по Пасхе |
Вознесение Господне
четверг, 6-я седмица по Пасхе, 40-й день |
8 | пятница, 7-я седмица по Пасхе |
День Святой Троицы
воскресенье, 7-я седмица по Пасхе |
6 | суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице |
Преображение Господне
6 (19) августа |
7 | 13 (26) августа |
Успение Пресвятой Богородицы
15 (28) августа |
8 | 23 августа (5 сентября) |
Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:
— Рождества Иоанна Предтечи
— Усекновения главы Иоанна Предтечи
— Обрезания Господня
— Покрова Пресвятой Богородицы
— Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
)
. "Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1)
,
так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто
ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у
очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не
уклонились инуде. Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии;
развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца,
несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а
развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется
сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям
сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а
малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область
умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может
видеть, хоть не толкуй ему.
Святитель Феофан Затворник
О последнем дне
Сегодня – отдание праздника Пасхи. Сегодня – последний день, когда воскресший Господь является Своим ученикам, чтобы сказать им последние слова о Царствии Небесном. Сегодня мы последний раз приветствуем друг друга восклицанием: «Христос воскресе»! Завтра Господь вознесется на небо.
А сегодняшнее Евангелие напоминает о другом последнем дне Господа Иисуса: о последнем, самом великом дне Его земной славы: вот Он торжественно входит в Иерусалим, а завтра же начнется закат Его земной жизни, начнется Его крестный путь, когда многие соблазнятся о Нем.
И сегодня, в этот последний день перед Вознесением, Церковь напоминает, что Он сказал в тот последний день: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».
Последний день Его земной славы, когда даже младенцы восклицали: «Благословен грядый во имя Господне»!
Последний день Его земной жизни, когда даже солнце померкло, и земля сотряслась.
Последний день перед Его вознесением на небо.
Ведь это те самые дни, которые «многие пророки и праведники желали видеть», «и не видели» . Да и все дни пребывания Господа на земле, это – такие небывалые и неповторимые дни человеческой истории, когда поистине солнце сошло с неба и было рядом, во всей своей страшной силе, но не сжигало, а давало каждому ровно столько тепла и света, сколько мог вместить.
А наша земная жизнь, это зачастую жизнь упущенных возможностей. И часто бывает грустно, что вот, прошел пост, проходит Пятидесятница, вот уже и отдание Пасхи, скоро Троица, а мы все те же, с теми же грехами! «Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него» !
Правда, не все же не веровали. Даже и «из начальников многие уверовали» , но… «ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили более славу человеческую, нежели славу Божию» . Вот она – наша вера!
Но никогда не поздно исправиться. Если последний день поста, – хоть этот день провести построже. Если последний день праздников, – хоть в этот день проявить благоразумное воздержание. А главное, чтобы все эти последние дни напоминали нам, что всякий день может стать последним днем земной жизни, когда «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Святые отцы Церкви и советуют каждый день проживать так, как будто это – последний день жизни. Тот, кто был обречен и чудом спасся, знает, что это такое. Здесь неверующий – в ужасе и бездействии, а верующий, напротив, стремится скорее сделать то, чего ждет от него Господь. Обратиться, покаяться, примириться с врагом – все это можно в один миг; но беду, когда и этот миг потеряешь, – не выразить никакими словами.
.