Женский журнал Ladyblue

Отношение к детству в культурах разных народов. Воспитание детей у разных народов: интересные факты из разных стран

Все родители на нашей огромной планете, без всякого сомнения, испытывают огромное чувство любви к своим детям. Однако в каждой стране папы и мамы воспитывают чад по-разному. На этот процесс оказывает огромное влияние образ жизни людей того или иного государства, а также существующие национальные традиции. Чем же отличается воспитание детей в разных странах мира?

Этнопедиатрия

Быть родителем - это самое важное и почетное занятие в жизни каждого человека. Однако ребенок - это не только радость, но и постоянные хлопоты, которые связаны с уходом за ним и с воспитанием. У разных народов существуют различные подходы к формированию личности маленького человека. Воспитание детей в разных странах мира имеет свои педагогические методики, которые каждая нация считает единственно верными.

Для изучения всех этих различий не так давно была создана целая наука - этнопедагогика. Ее выводы, вероятно, смогут привести к лучшему пониманию природы человека и выработке оптимального способа воспитания.

Успокаивание

Младенцы всего мира нередко заходятся криком. Это момент, когда серьезную проверку проходит не столько психика пап и мам, сколько их связи с культурными корнями. То, что дети много плачут в первые месяцы своей жизни - нормально для новорожденных любой нации. На крик ребенка в странах Западной Европы мать откликается примерно через одну минуту. Женщина возьмет свое чадо на руки и попытается его успокоить. Если ребенок появился на свет в той стране, где все еще сохраняются первобытные цивилизации собирателей и охотников, то плакать он будет так же часто, как и все остальные новорожденные, но вдвое меньше по времени. Мать откликнется на его крик уже через десять секунд и поднесет к груди. Кормят детей у таких народностей вне всякого расписания и без соблюдения режима. В некоторых конголезских племенах существует своеобразное разделение труда. Здесь малышей кормят и пестуют несколько определенных женщин.

Сегодня к плачу ребенка относятся несколько иначе. За младенцем признается его право требования внимания. Первые полгода жизни своим криком он дает знать о том, что хочет, чтобы к нему проявили любовь и заботу, взяли на руки и т. д.

Отстранение от груди

И в этом вопросе не существует единого подхода. Так, многие матери Гонконга отрывают детей от груди уже в шесть недель, чтобы пойти на работу. В Америке грудью кормят только несколько месяцев. Однако матери некоторых народов продолжают давать своим детям грудь и в том возрасте, когда они уже вышли за рамки младенчества.

Укладывание

Мечта всех родителей - спокойный ночной сон их ребенка. Как же добиться его? И здесь существуют кардинально различные мнения, учитывающие воспитание детей в разных странах мира. Так, в западных руководствах и справочниках даются рекомендации о том, что малышу не стоит спать в дневные часы. Только в таком случае к вечеру он устанет и угомонится. В других странах такой задачи у родителей нет. Например, мексиканские укладывают детей днем спать в подвесных гамаках, а на ночь берут в свои кровати.

Развитие

Особенности воспитания детей в разных странах нашей планеты могут существенно отличаться друг от друга. Однако вне зависимости от культуры и народных обычаев развитие ребенка будет ускорено только в случае постоянных занятий с ним. Но такого мнения придерживаются не все родители. Например, в Дании и Голландии считают, что отдых для малыша намного важнее, чем усилия по развитию интеллекта. В Конго и вовсе не принято разговаривать с новорожденным. Матери этой страны полагают, что главное дело их младенцев - спать. В связи с тем, что воспитание детей в разных странах столь различно, существуют и значительные перепады в двигательном и речевом развитии малышей в зависимости от принадлежности их к той или иной культуре и расе.

К примеру, данные ЮНИСЕФ свидетельствуют об эффективном методе воспитания, принятом у одного из нигерийских народов - йоруба. Здесь малыши первые три-пять месяцев своей жизни проводят в положении сидя. Для этого их укладывают между подушками или устраивают в специальных отверстиях в земле. Девяносто процентов таких детей уже в двух летнем возрасте способны сами умыться, а тридцать девять процентов - вымыть за собой тарелку.

Да, традиции воспитания детей в разных странах значительно отличаются друг от друга. Но какую бы тактику ни избрали родители, их чадо все равно будет плакать и смеяться, научится ходить и говорить, ведь развитие любого ребенка является непрерывным, постепенным и естественным процессом.

Разнообразие систем воспитания

Как сделать из ребенка личность? Этот вопрос стоит перед всеми родителями нашей планеты. Однако не существует единого пособия, позволяющего решить данную задачу. Именно поэтому каждая семья должна выбрать правильную систему воспитания своего малыша. И эта задача очень важна, так как в детском возрасте происходит формирование модели поведения и характера маленького человека.

Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, в дальнейшем могут обойтись очень и очень дорого. Конечно, каждый ребенок по-своему индивидуален, и только родители смогут подобрать для него наиболее эффективную методов. А для этого важно ознакомиться, как проходит воспитание детей в разных странах, и выбрать для себя самое лучшее.

Германская система

Каковы особенности воспитания детей в разных странах мира? Начнем рассмотрение этого вопроса с немецких педагогических методик. Как известно, основное отличие этой нации кроется в бережливости, пунктуальности и организованности. Все эти качества немецкие родители прививают своим малышам с самого раннего возраста.

Семьи в Германии возникают поздно. В брак немцы вступают до тридцати лет, однако совсем не спешат заводить детей. Супруги осознают ответственность данного шага и стремятся еще до рождения первенца создать прочную материальную основу.

Детские сады в Германии работают неполный день. Без помощи няни родителям не обойтись. А на это нужны деньги, причем немалые. Бабушки в этой стране с внуками не сидят. Они предпочитают жить своей жизнью. Мамы же, как правило, строят карьеру, а рождение ребенка может негативно сказаться на получении очередной должности.

Однако, решив завести ребенка, немцы подходят к этому весьма скрупулезно. Они меняют жилье на более просторное. Заранее идут и поиски няни-педиатра. С самого рождения дети в германских семьях приучаются к строгому режиму. Спать их укладывают около восьми вечера. Просмотр телевизора жестко регламентируют. Проводится подготовка к детскому саду. Для этого существуют к игровые группы, куда дети ходят вместе со своими мамами. Здесь они учатся общению со сверстниками. В детском саду немецких малышей не обучают грамоте и счету. Им прививают дисциплину и рассказывают, как играть по всем правилам. В дошкольном учреждении ребенок имеет право выбрать для себя любое занятие. Это может быть езда на велосипеде или игра в специальной комнате.

Читать и писать ребенок учится в начальной школе. Здесь прививают любовь к знаниям, проводя уроки в игровой форме. Родители приучают школьника планировать свои ежедневные дела, ведя для этого специальный дневник. В этом возрасте у детей появляется и первая копилка. Ребенка стараются приучить к управлению своим бюджетом.

Японская система

Примеры воспитания детей в разных странах нашей необъятной планеты могут иметь значительные различия. Так, в отличие от Германии, японским детям до пяти-шести лет разрешено практически все. Они могут обрисовывать стены фломастерами, выкапывать из горшков цветы и т. д. Что бы малыш ни сделал, отношение к нему будет терпеливое и доброжелательное. Японцы считают, что в раннем детстве кроха должен сполна насладиться жизнью. Одновременно детям прививают хорошие манеры, приучают к вежливости и осознанию того, что они являются частью всего общества.

С приходом школьного возраста отношение к ребенку меняется. Родители обращаются с ним со всей строгостью. В 15 лет, по мнению жителей страны Восходящего солнца, человек должен быть полностью самостоятельным.

Японцы никогда не повышают на своих детей голос. Они не читают им длительных и нудных нотаций. Самым большим наказанием для ребенка является тот момент, когда он остается один, и никто не хочет с ним разговаривать. Этот педагогический метод действует очень сильно, так как японских детей приучают общаться, дружить и находиться в коллективе. Им постоянно внушают, что в одиночку человек не сможет справиться со всеми хитросплетениями судьбы.

У японских детей имеется сильная связь с родителями. Объяснение этому факту кроется в поведении мам, которые не стремятся утвердить свой авторитет шантажом и угрозами, а первыми идут на примирение. Только косвенно женщина показывает, насколько она огорчена проступком своего чада.

Американская система

Как же в США происходит воспитание ребенка? В разных странах мира (в Германии, Японии, да и во многих других) строгих наказаний педагогические методы не предусматривают. Однако только американские дети настолько хорошо знают свои обязанности и права, что могут обратиться в суд, чтобы призвать к ответу своих родителей. И это неудивительно, ведь в данной стране частью процесса воспитания является разъяснение свобод ребенка.

Характерной чертой американского стиля является привычка посещать любые мероприятия со своими детьми. И все это потому, что услуги няни по карману в этой стране далеко не каждому. Однако дома у каждого ребенка есть своя комната, где он должен спать отдельно от родителей. Ни папа, ни мама не станут бегать к нему по любому поводу, потакая всем капризам. По мнению психологов, такой недостаток внимания приводит к тому, что в более зрелом возрасте человек становится замкнутым и нервным.

Очень серьезно в Америке относятся к наказаниям. Если родители лишают ребенка возможности играть в компьютерную игру или отправиться на прогулку, то они должны разъяснить причину своего поведения.

Детские сады американские малыши посещают очень редко. Многие родители полагают, что, отдав свое чадо в такое учреждение, они лишат его детства. Дома же матери редко занимаются со своими малышами. В результате они идут в школу, не умея ни читать, ни писать.

Разумеется, свобода в воспитательном процессе способствует появлению творческих и самостоятельных личностей. Однако дисциплинированные работники в этой стране - большая редкость.

Французская система

В этом государстве серьезно развито раннее воспитание ребенка. В разных странах, как мы уже видели, это происходит по-разному, но во Франции для детей дошкольного возраста издается много пособий и книг, а также открыто большое количество образовательных учреждений. Воспитание детей от 1 до 2 лет для французских мам особенно важно. Они рано выходят на работу и хотят, чтобы к двухлетнему возрасту их ребенок был максимально самостоятельным.

Французские родители относятся к своим детям довольно мягко. Часто они закрывают глаза на их шалости, а вот за хорошее поведение награждают. Если мама все же наказывает своего ребенка, то она обязательно объяснит причину такого решения, чтобы оно не казалось необоснованным.

Маленькие французы с детства учатся быть вежливыми и соблюдать все режимы и правила. При этом все в их жизни зависит только от решения родителей.

Российская система

Большие отличия имеет воспитание детей в разных странах мира. Россия обладает собственными педагогическими методиками, которые зачастую отличаются от тех, которыми руководствуются родители в других государствах нашей планеты. У нас, в отличие от Японии, всегда бытовало мнение о том, что ребенка нужно начинать учить еще тогда, когда его можно уложить поперек лавки. Другими словами, прививать ему общественные правила и нормы с самых малых лет. Однако сегодня в России претерпели некоторые изменения. Наша педагогика прошла путь от авторитарной до гуманистической.

Немаловажное значение имеет воспитание детей от 1,5 до 2 лет. Это период совершенствования ранее приобретенных навыков и осознания своего места в окружающем мире. Кроме того, это возраст четкого проявления характера малыша.

Ученые установили тот факт, что практически 90% информации об окружающем его мире ребенок получает в первые три года своей жизни. Он очень подвижен и всем интересуется. Родители России стремятся не мешать ему в этом. В порядке вещей и приучение малыша к самостоятельности. Многие мамы не стремятся поднимать своего ребенка при первом же падении. Он должен преодолевать трудности сам.

Возраст от 1,5 до 2 лет наиболее активный. Однако, несмотря на свою подвижность, малыши вовсе не отличаются ловкостью. Не проходит и пяти минут, как они обязательно куда-нибудь да влезут. Российская система педагогики рекомендует не ругать маленьких исследователей и быть терпимыми к их шалостям.

Воспитание детей 3 лет затрагивает период формирования личности. Такие малыши требуют огромного внимания и терпения. Следующие несколько лет жизни - это годы, когда складываются основные черты характера маленького человека, а также происходит формирование представления о норме поведения в обществе. Все это скажется на поступках ребенка в его будущей взрослой жизни.

Воспитание детей 3 лет потребует от родителей большого самообладания. В этот период педагоги рекомендуют терпеливо и спокойно разъяснять малышу о том, почему папу и маму не устраивает его поведение. При этом следует заострять особое внимание на том, что проступок ребенка сильно огорчает родителей, а затем переключить внимание с конфликта на что-либо интересное. Российские педагоги рекомендуют не унижать и не бить малыша. Он должен почувствовать себя на равных со своими родителями.

Цель воспитания ребенка в России - становление творческой и гармонически развитой личности. Конечно, для нашего общества считается нормальным, если отец или мать повысят на свое чадо голос. Они могут даже отшлепать малыша за тот или иной проступок. Однако все российские родители стремятся оградить своего ребенка от негативного опыта и переживаний.

В нашей стране работает целая сеть дошкольных учреждений. Здесь дети учатся навыкам общения со сверстниками, письму и чтению. Уделяется внимание физическому и психическому развитию ребенка. Все это делается посредством спортивных занятий и групповых игр.

Для российского воспитания традиционной чертой является развитие творческих способностей детей, а также выявление их одаренности. Для этого в детских садах проводятся занятия по рисованию, пению, лепке, танцам и т. д. Принято сравнивать успехи детей, вызывая в малышах чувство соперничества.

В начальной школе России обеспечивается целостное развитие и становление личности ребенка. Кроме того, воспитание детей направлено на формирование желания и умения учиться.

В начальной школе все предметы подобраны таким образом, чтобы у ребенка складывалось правильное представление о труде и человеке, обществе и природе. Для более полного и гармоничного развития личности проводятся факультативные занятия по иностранным языкам, физической подготовке и т. д.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.


в Америке

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Что входит в детское воспитание? Полнота картины воспитания детей складывается из многих паззлов. Это и приучение детей к труду, и прививание отношения к учебе, и тот настрой, который передается родителями на общение их детей со сверстниками. Также это прививание родителями детям моральных качеств – доброты, честности, искренности, способности помочь и поддержать, способности дружить. Либо не прививание их, либо прививание прямо противоположных вещей – жестокости, невежества и так далее. Также в сферу воспитания ребенка входят те правила и отношение, следуя которому, родители строят свою систему воспитания.

Азиатские обычаи воспитания детей. Например, в Японии не принято ругать, наказывать, шлепать ребенка до возраста 5 лет. Японские родители стараются предоставить ребенку максимальную свободу изучать мир до этого возраста. Не принято кричать на малыша, даже если он что-то сломал, разлил или разбил. Японцы стараются в этот период поменьше ребенку запрещать. А уж о том, чтобы воспитывать его ремнем, речь вообще не идет.

Но вот дитя идет в школу – и все, к нему теперь предъявляются высокие требования. Нагрузка в школе высока, и мать чаще всего контролирует и проверяет уроки ребенку ежедневно, также помогает ему в их выполнении. Ребенка учат строгой дисциплине, уважению к старшим, учат ставить карьерные цели.

Детство в России. В России, как говорят психологи, ситуация несколько иная. У нас к ребенку предъявляется меньше требований по учебе, ребенка меньше ориентируют на получение знаний, ему дают больше свободного времени на прогулки и вольное провождение времени. При этом бытовых требований к детям больше. При этом россияне больше учат детей на словах, чаще ругают, повышают на него голос, и намного чаще применяют телесные наказания.

А как аграрное общество? У индейцев Южной Америки, что живут в джунглях, принято носить детей всегда на руках, кроватки и коляски так и не вошли в обиход большинства племен. Здесь нет распорядка дня, по нему не живут ни дети, ни взрослые - они едят, когда хотят, и детей кормят так же. Ребенок может проснуться и есть среди ночи, спать, когда хочет – его не укладывают в кроватку по графику. Понятно, что понятия строгой дисциплины в плане времени у маленьких индейцев нет.

Здесь не принято ни ругать, ни осуждать, ни поучать ребенка. Но точно так же не принято его и хвалить, а также поощрять за любое действие, как в европейской культуре. Одобрить иногда может лишь отец, у матерей вообще не принято обращаться к детям первой. Если ребенок что-то хочет, узнать, спросить, попросить, он должен подать матери голос.

Как вы видите, на нашей планете применяются совершенно разные системы воспитания, отличные друг от друга. В итоге вырастают различные люди, различных способностей, характера, психологии.

Детство привлекает внимание психологов и педагогов, социо­логов и этнологов, философов и культурологов, писателей и ху­дожников. Феномен детства представляется как сложная социальная система и своеобразный духовный объект, в котором преломля­ются закономерности сущности и существования человека и че­ловечества.

Детство - не просто период возрастного развития человека, а явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни.

Откуда мы черпаем знания о проблемах ребенка, его воспита­нии и обучении в историческом аспекте и до сегодняшнего дня? Прежде всего из сочинений педагогического характера. Подобные тексты в области педагогики дают представление о том, как по­нимают взрослые детство, как описывают его и как они действу­ют по отношению к детям.

О детстве и проявлениях «детскости» писали почти все мысли­тели прошлого (Платон, Аристотель, Августин, Г. В.Ф.Гегель, К.Маркс, Л.Фейербах). Детство исследуется в работах М.Мид, Р.Тейлора, А.Камю, Ж.П.Сартра, Э.Фромма, З.Фрейда и др. Сре­ди отечественных исследователей эту проблему разрабатывали И.С.Кон, Е.В.Золотухина-Аболина, Р.Т.Апресян, А.А.Петраков, Г.Д. Гачев, К.А. Пигров и др.

На протяжении веков практически у всех народов существова­ло типичное представление о детстве, несмотря на различие культур и цивилизаций, - ребенок как объект педагогических усилий взрослых.

Антропологические исследования М.Мид показали, что, не­смотря на биологическое сходство людей, период детства у пред­ставителей разных культур проходит по-разному, поскольку на характер протекания детства у разных народов существенное влия­ние оказывают социокультурные факторы.

Детский и взрослый мир, как правило, были разведены между собой, а роли детей и взрослых точно определены. Роли взрослых четко очерчивались и не были слишком сложны, поэтому дети к

исполнению этих ролей могли легко подготовиться и приспосо­биться.

В этот период не существовало представления о детстве, кото­рому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых.



Общественные системы первобытных народов были просты. Они основывались на традиции и почитании предков, а традиции имеют огромное значение. Общественные перемены происходили мед­ленно, прошлое взрослых становилось будущим для новых поко­лений, у старших и младших существовали почти одинаковые цен­ностные ориентации.

Основой освоения культуры в данном обществе стала простей­шая форма подражания - копирование.

В архаичных обществах (например, в древних китайской, япон­ской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная власть патриархальной семьи сохранялась, даже когда сыновья станови­лись взрослыми.

В античной Греции впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 годам, половое созревание - начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. До 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Лю­бой взрослый играл роль воспитателя. Дети полностью подчиня­лись господствовавшим нормам.

В Афинах, демократическом городе-государстве, дети и моло­дежь получали большую свободу действий, занимались образова­нием, осваивали искусства, спортивные игры. Основу социализа­ции детей составляла имитация, когда освоение ценностей и норм культуры регламентировалось менее жестко по сравнению с ко­пированием.

В Средние века городская культура становится определяющей для возникновения особой детской стадии в жизни человека. Овладение ремеслом требовало больших сроков обучения; рыцар­ство тоже нуждалось в длительной подготовке по овладению уме­нием сражаться, слагать и петь баллады и т. п. Однако из-за соци­альных различий жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства. Статус ребенка был непосредственно связан с соци­альным статусом семьи, сословной принадлежностью ребенка.

При переходе к капитализму в результате возникновения бур­жуазной семьи и обучения детство очерчивается более определен­но. Граница между ребенком и взрослым стала весьма ощутимой. Понятие детства как общей для всех людей фазы развития впер­вые сформулировано педагогикой эпохи Просвещения, в первую очередь Ж.Ж.Руссо. «Люди, будьте человечны, - писал он, - это ваш первый долг: будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку... Любите детство;

поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечный смех, а на душе всегда мир» 1 .

Детство идеализируется как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господству­ющим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить ре­бенка к контакту с социальной действительностью, формирова­ние и развитие детей гарантируют обновление общества. По мне­нию Ж. Ж. Руссо, общество портит человека, поэтому детство сле­дует защищать от его пагубного влияния. Содержание жизни в детстве - проявление во всей полноте «телесности» человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею. Человек должен прожить детство во всей его неповторимости: лишь тогда жизнь будет полноценной. В эту эпоху акцент делается на моделировании ребенком социальных ситуаций.

В научных сочинениях XVI -XVII вв. для характеристики воз­растных периодов жизни использовалась терминология, которая употребляется до сих пор: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

Западная христианская традиция приняла характеристики, дан­ные детству, отрочеству, юности античными авторами в русле по­пулярной темы возрастов (или этапов) человеческой жизни (к ран­ним периодам жизни относятся возрасты т/апНа, риеппа, айокзсеппа, ]и\епШ). Она присутствует в поэзии Солона, в сочинениях Гиппо­крата, Пифагора, Птолемея, Аристотеля и других авторов, их ва­риации известны во всех культурах европейского Средневековья.

Древнерусский «Травник» вобрал в себя многие положения, восходящие к Гиппократу (через Галена и Филона) и Птолемею: «Первая седмица - когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов испадение, незлобие, кротость и неразумение, шало­сти в играх и все мысли младенческие... Вторая седмица - когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, то есть 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем бывает похотью плотской, семени испущением и буйством неле­пым... Третья седмица - когда бывает человеку три раза по семь, то есть 21 год, тогда юноша буен и многомятежен, в уме его гнез­дятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя мно­гие нелепыя буйства. Но тогда же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, во всем подражая и во всем преуспевая» 2 .

1 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. - СПб., 1913. - С. 55.

2 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI-XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 7.

Общим местом для средневековой педагогической литературы было определение детства с точки зрения физиологической - рост, незрелость - физическая и умственная. С точки зрения социальной - это период несамостоятельности и подчиненности

взрослым.

Рождение в середине XIX в. научной педиатрии, появление в конце века психоанализа заставили по-новому взглянуть на про­блемы детства.

XIX столетие французский ученый Ф.Ариес называл привиле­гированным возрастом детства.

Отнесение «открытия детства» к строго определенному исто­рическому периоду не вызывает у многих историков единодушия. Однако многие ученые согласны с тем, что Новое время, особен­но XVII и XVIII вв., связано с ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержатель­ным различением детского и взрослого миров и, наконец, при­знанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности.

В XX в. произошло осознание детства как глобальной философ-ско-культурологической проблемы, имеющей значение для по­нимания специфики человека и человечества.

Тема детства появилась в русской письменной традиции лишь в XVIII в. в рамках столь же нового литературного жанра - воспо­минаний о своей жизни. Эти источники определенно свидетель­ствуют о возникновении интереса к осмыслению детства в более позднее время, и положение о том, что Средневековье не знало понятия «детство», представляется вполне справедливым. В тек­стах допетровской эпохи сохранились скудные сведения о детстве. В эпоху Просвещения были заложены основы представлений о всесилии человеческого разума, прогрессе в развитии человече­ства, науке и просвещении как основах благоденствия народов, о могуществе воспитания в исправлении людских пороков. Однако отношение к детству, постулируемое Руссо, оказалось совершен­но противоположным тому, которое было привычно до этой поры русскому обществу, воспитанному на домостроевских установках. Педагогические советы Руссо, изложенные им в его труде «Эмиль, или О воспитании», были по большей части приняты в штыки. Это неприятие особенно отчетливо выразилось в личном письме Екатерины Великой: «Особенно я не люблю емилевского воспи­тания, в наше доброе старое время думали иначе, а так как между нами есть, однако ж, удавшиеся люди, то я держусь этого резуль­тата» 1 . Тем не менее тема ребенка и его воспитания, ранее не при-

1 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI -XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 19.

влекавшая к себе широкого внимания, превратилась в спорную и вызывавшую интерес.

Идеи этой эпохи господствовали, развивались, детализирова­лись и не подвергались сомнению вплоть до недавних времен.

Согласно взглядам современных психологов исследовать дет­ское развитие исторически - значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его лич­ности внутри каждого возрастного периода, происходящее в кон­кретных исторических условиях.

Для культуролога изучение истории детства - это исследова­ние исторической эволюции детства как социокультурного фено­мена в определенном культурном контексте, детерминированном социумом.

Философско-культурологический анализ детства предполагает прежде всего определение типов отношения человека и различ­ных сообществ к процессу взросления, включая экскурс в про­блематику истории детства как социокультурного феномена.

Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали изменению пред­ставлений о детстве как «натуральной стадии». Будучи социо­культурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функ­ция детства, состоящая в подготовке человека к самостоятельному взрослому труду, определяет специфику возрастной дифферен­циации, продолжительность и самобытность детства. На характер и содержание отдельных периодов детства оказывают влияние так­же социально-экономические и этнокультурные особенности об­щества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания.

Этнопедагогику ребенок интересует прежде всего с точки зре­ния воспитания и организации его жизни в целом. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отно­шении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Довольно полно представлены факторы воспита­ния: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рожда­ется внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания во­площались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогиче-

ских функций: развитие ума, воспитание честности, порядочно­сти, трудолюбия и т.д.

Непрерывность социализации, сохранение воспроизводства человека обеспечивает культура, которая сама выступает как на­копленный опыт.

В опыте прошлого много знакомых и понятных нам проблем. Однако с развитием общества плюрализм общественных норм и представлений приводит к возникновению «веера» направлений социализации, в котором опыт, накопленный этнопедагогикой, как часть педагогической культуры человечества может и должен найти свое достойное место.

Задания для самоконтроля

1. Сформулируйте, что общего вы находите в понимании детства у автора древнерусского «Травника» и у античных авторов.

2. Как менялось отношение к детству в истории культуры?

3. Приведите примеры из произведений русской классической лите­ратуры, посвященных детству, по которым можно было бы судить об отношении к детству.

И давайте еще немного поговорим об отличиях воспитания маленьких мужчин и женщин. Мы ведь разные с самого начала, и это стоит учитывать и родителям.

Глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика – в сердце матери.
Так говорят писания, и вы можете легко увидеть это в обычной жизни. Матери больше привязаны к сыновьям, отцы – к дочерям. И наоборот – мальчиков связывают чувства с матерью, а девочек – с отцом.

Сыновья очень хорошо считывают все то, что находится в сердце матери. От этого зависит, какими они вырастут. Если мать искренне любит отца, заботится о нем, уважает его, то и сыновья захотят стать таким мужчиной, которого мать могла бы полюбить. Но если мать отца не уважает, не принимает и всячески им пренебрегает? Ответ на этот вопрос найти легко. Посмотрите на современных мальчиков – чем они заняты? Стремятся ли они стать мужчинами – или уходят от реальности в компьютерные игры и интернет? Все потому что у них нет стимула становиться такими, как отец. Нет образа отца, к которому они могли бы стремиться.

То же самое с дочерями – но наоборот. Дочь захочет стать настоящей женщиной, как мама, если папа мамой вдохновлен. А если нет? Если мама ходит дома в замызганном халате, растит огромные складки на теле и забывает мыть голову? Если с отцом они практически не общаются, разве только «купи хлеба» и «дай денег»? Или если мама вся такая супер-уверенная в себе, все сама, и отец не очень-то и нужен? Если он и рад бы быть с ней, но она всячески его отталкивает – своей самостоятельностью, силой, успешностью? Кем захочет стать девочка? Будет ли она женщиной, или сделает для себя вывод, что все женщины – отвратительны?

Поэтому нам, как мамам, важно понимать, какой образ дети видят в нашем сердце и нашего партнера. В большей степени это зависит именно от нас. Насколько мы сами умеем уважать, принимать, заботиться. И насколько мы способны заботиться о себе и сохранять интерес мужа к себе.

Девочек воспитывают мамы, мальчиков – папы

Исходя из того, что у нас обычно сильные эмоциональные связи именно с детьми противоположного пола, мы не можем быть к ним объективны. Мы не можем многого требовать от сыновей, а отцы не могут ничему научить дочь. Дочь будет вить из отца веревки, а сын никогда не подчинится матери (если его не сломать).

Именно поэтому после пяти лет важно, чтобы за воспитание ребенка отвечал тот из родителей, который меньше вовлечен в такие связи. То есть родитель своего пола. У девочек – мама. У мальчиков – папа. Им проще быть объективными, проще «держать удар» и лучше видны все трудности и проблемы. На собственном опыте.

К тому же отец никогда не сможет научить дочку тому, чему ее научит мама. И домашнее хозяйство, и рукоделие, и кулинария, и уход за собой, и многое другое. Женские секреты и хитрости.

А мать никогда не научит сына подтягиваться на турнике, отжиматься на кулаках, отражать удары, разводить костры, ставить палатки, терпеть боль и лишения. Все то, что для отца естественно и понятно.

Самое сложное здесь – передать ответственность. Папам трудно согласиться, чтобы решения в воспитании дочери принимала мама. Мамам трудно отдать своих любимых мальчиков суровому отцу. Переход происходит проще, когда между мамой и папой внутри все спокойно. Когда у них нет противоборства и конфликта. То есть когда отношения уже проработаны, осознанны и глубоки. И если мы хотим детям счастья, это единственный верный путь.

Любовь-забота и любовь-доверие.

Есть два типа любви – любовь как забота и любовь как доверие. Мальчикам нужна одна, девочкам другая. Главное не перепутать. Как вы думаете, какая для кого?

Или давайте я лучше расскажу то, что я обычно вижу. В семьях, на улице. Сначала о девочках.

  • Родители обычно считают девочек более благоразумными. Поэтому им больше доверяют.
  • Девочкам обычно обращены такие фразы: «Я в тебя верю, ты справишься!»
  • Девочкам же обычно достается меньше контроля и меньше защиты
  • Девочек учат постоять за себя, чтобы хулиганы не обидели
  • Девочкам с ранних лет доверяют мытье посуды, полов, уход за братьями и сестрами
  • Девочкам достается и больше критики от взрослых – и внешности, и оценок, и талантов

А мальчики?

  • Мальчиков и мам связывает особая трепетная любовь, которая не проходит со временем
  • Поэтому именно мальчикам обращены: «Надень шапку, покушай супчик, ты не заболел?»
  • Мальчиков же обычно стараются окружить любовью и теплом, очень берегут
  • Мальчиков же больше контролируют, опекают – и это не уходит с возрастом
  • На мальчиков дома обычно не накладывают никаких обязанностей – максимум вынести мусор
  • Обычно мальчиков мамы очень боятся обидеть и ранить

То есть по факту мальчикам мы даем заботу, а девочкам – доверие. Поэтому у нас растут сильные женщины, которые со всем справятся и мужчины, за которыми нужен постоянный уход. Причем никому это не нравится, но ничего не меняется. Ведь начинается все в детстве. А как надо бы?

Надо бы окружать заботой девочек. С самого рождения:

  • Защищать ее – от всего
  • Ограждать от всего лишнего
  • Не сваливать на нее много обязанностей
  • Интересоваться ею и ее делами
  • Оставлять ее дома, едва начался насморк
  • Встречать со школы, провожать в школу
  • Следить за тем, с кем она общается и как
  • Следить, не тяжело ли ей в школе, в садике, в коллективе
  • Всегда приходить ей на помощь – даже если она не просит. По ее лицу читать, что ей трудно
  • Никогда не смеяться над ней, стараться не обижать
  • Не заставлять ее покорять Эвересты
  • И лучше вообще ничего не заставлять
    Идеально, если девочку будут растить, как экзотическое нежное растение, в тепличных условиях, очень трепетно и нежно. Сейчас вы подумаете, что она избалуется? Вы можете так думать. Но попробуйте примерить к себе. Если бы ваши родители к вам так относились, что бы изменилось в вас? Стали бы вы заносчивой и злой или наоборот, смогли бы больше любить и себя и других? Только честно.

Девочка, к которой отнеслись как к драгоценности, начинает сама так к себе относиться. И это ее лучшая защита в жизни. Это ее чувство собственного достоинства, которое не позволит выходить замуж за кого попало, терпеть по отношению к себе жестокость, насиловать саму себя. Для нее станет естественным слышать себя, принимать себя, любить. И тогда ей будет, что отдать миру.

Девочка в прежние времена всегда находилась под защитой. С рождения и до смерти. Сначала отец – и братья, потом муж, потом сыновья. Она всегда была окружена этой заботой. Чувствовала себя любимой, а значит, была спокойна, умиротворена. И этим умиротворением заполняла пространство вокруг.

Это сейчас мы все время пытаемся любовь заслужить, привыкнув, что в нас верят. Нас от этой веры в наши возможности уже тошнит, и очень хочется, чтобы кто-нибудь догадался и избавил нас от всего этого. Пришел, увидел, победил, все сделал сам. Сам догадался, как мне тяжело, сам спас, сам же и позаботился. Но так как у нас нет внутреннего позволения на такую любовь по отношению к себе, мы все со своими конями и избами бегаем, а во сне видим принца, который снова и снова спасает.

А девочка и ее чувство собственного достоинства начинается в детстве. С получения от родителей любви-заботы. И не только от папы (такую любовь хоть немного, но получили почти все девочки, выросшие в полной семье), но и от мамы, что гораздо сложнее.

С мальчиком же нужно обращаться, как с деревом. Закалить его трудностями, чтобы он смог вынести в жизни все. И чтобы при этом внутри у него был стержень. Стержень вашей в него веры.

  • Это сыну нужно говорить: «Я в тебя верю!»
  • Это сыну нужно отдавать ответственность за его жизнь, то есть перестать бегать за ним с шапочкой
  • Не защищать его в детских ссорах, а верить в него, что он сам справится. Можно и на карате заодно записать.
  • Сыну нужно создавать трудности, они закалят его характер
  • Сыну нужно предоставлять возможность пройти испытания, например, походы, спорт, сложные задачи. Всего этого в жизни мальчика должно быть много.
  • Сына нужно укреплять трудом, в том числе по дому
  • Сыну лучше вообще ни в чем не помогать, как только ему исполнилось 5-6 лет. Наоборот, стоит начать ждать помощи от него, привлекать, просить.
  • Мальчику нужен этот посыл: «Ты справишься!»
  • Мальчику нужны возможности для покорения вершин, а для этого ему эти вершины стоит показывать, отпускать его туда и верить, что справится (даже если не с первого раза)
  • Мальчика стоит готовить, как воина, рыцаря, и не меньше.

Это непросто – особенно для матери. Поэтому в ведические времена мальчиков воспитывали папы или другие мужчины. Они создавали трудности, устраивали проверки на прочность. И для того, чтобы все испытания пройти, мальчику нужен был стержень. Этим стержнем являлось безусловное доверие его матери. Ты справишься. У тебя получится. Я в тебя верю. В принципе, все эти трудности и нужны по большому счету только для того, чтобы он чувствовал, что в него верят. И сам верил в свои силы.

С самого детства мужчинам растили крылья, а не рога. Поэтому взрослые мальчики могли этими крыльями укрыть от ненастий всех своих близких, а заодно покорить любую вершину. Сейчас же мы своей женской заботой, не пуская к мальчикам мужчин, выращиваем из них домашних животных. И судя по народным поговоркам – с рогами.

Мальчик становится мужчиной в детстве. Или становится, или не становится. Подумайте, какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой. И начните относиться так к своему сыну, желая его увидеть именно таким. Сильным, решительным, смелым, самостоятельным, ответственным. Любовь как доверие в этом вам очень поможет.

По-разному хвалить

Мальчиков и девочек даже хвалить нужно по-разному. Потому что мы очень по-разному устроены и по-разному все воспринимаем.

Девочек нужно хвалить как можно чаще. Невозможно девочку перехвалить. Не зазнается. Она с рождения – бриллиант. И если мы об этом будем молчать, она всю жизнь будет считать себя булыжником. А если мы еще этот бриллиант будем все время критиковать, то она и вести себя будет как булыжник.

И так как девочка изначально совершенна в своих качествах, вы не обманете, если похвалите ее за все то, что в ней уже есть. За те качества, с которыми она уже пришла в этот мир. Именно за качества ее и стоит хвалить.

Если вы будете хвалить ее за поступки, она начнет делать то, что делает сейчас большинство женщин. Начнет заслуживать любовь всеми способами, добиваясь похвалы. Принесет вам все пятерки из школы, и даже шестерки выиграет все олимпиады. Вымоет все полы. И вам, конечно, это понравится, и будет удобно. Но подумайте о ее жизни в будущем. Она ведь всегда и везде будет так поступать.

Она будет заслуживать любовь своего мужа, делая для него все – и даже больше. Для коллег и начальников она станет безотказной и очень удобной. Подругам она никогда не сможет сказать «нет». Она будет хвататься за любую возможность стать хорошей. И при этом ни одно из ее достижений не будет греть ее душу. Увы, сколько бы Эверестов она не покорила, ей будет мало, в груди останется огромная дыра, дыра от тоски по любви. И сколько бы ее не хвалили за то, что она сделала, ей всегда этого будет мало.

Кроме того, так она научится тому, что сама по себе она ничего не стоит. Если она сидит дома и просто варит борщ, она никчемна. Если не работает и не делает карьеру, то она позор нации. Что ее нельзя любить просто так. Нельзя дарить ей цветы без повода. Нельзя просто так сводить ее в кафе (она обязательно должна это все отработать).

Это цена за наше удобство и нашу гордость за успехи дочери. Потому что дочерью стоит гордиться просто так. Изначально. Потому что она есть. Потому что она красивая, добрая, ласковая, милая, хозяйственная, нежная… Тогда она будет ценить себя, такую замечательную. Разовьется собственное достоинство, которое, повторюсь, лучший предохранитель девочек от опасностей этого мира.

У девочки, которую хвалят таким образом, появится ощущение: «Ну как же меня можно не любить, я же такая хорошая!». Женщины, которые уверены, что их можно любить просто так, гораздо счастливее в этой жизни. Им проще создать семьи, проще делать то, что они сами хотят, проще отказываться от всего лишнего. При этом они не становятся менее трудолюбивыми, просто они перестают делать лишнее и то, что им несвойственно и неприятно. Но пятерки по всем предметам носить, может быть, и перестанет, начнет углубляться только в то, что ей интересно.

Можете говорить ей еще и такую фразу: «Я люблю тебя за то, какая ты есть. И тебе не обязательно что-то делать для того, чтобы я тебя любила». Кстати, сперва стоит эту фразу много-много раз повторить для самой себя…. И почувствуйте, как ваш голод по любви такого типа фразами насыщается мгновенно.

А как же стоит хвалить мальчиков? Наоборот. Хвалим только за поступки, только за дела. Только по существу. Только за достижения. При этом мы их не критикуем за поражения (мы же в них верим, правда?). Хвалим за попытки к достижению, хвалим за упорство, с которым они сражаются и за сами достижения.

Мальчик ведь рождается «пустым» — в нем нет нужных ему качеств, все качества ему нужно приобрести, заработать, выработать. Потрудиться, одним словом. И если мы будем хвалить их так, как мы, мамочки, это делаем: «Ты мой красавчик, ты мой хороший, ты мой добрый, ты такой умный», то стимул к действию пропадает. Они думают, что у них уже все есть, что все хорошо, ничего делать не нужно. И остаются «пустыми».

Маменькины сыновья, которых вы иногда видите на улицах и брезгливо отворачиваетесь, на самом деле хорошие люди. Изначально хорошие. Их очень любили, о них заботились. Вот только в них не верили совсем и не побуждали их к развитию. Поэтому они остались довольными тем, что у них было, никуда не стремились, ничего особого не делали, и даже решения принимать сами не научились. При этом сами они глубоко несчастны и неудовлетворены, потому что мужского в них ничего нет, и это их тревожит очень сильно. Мы ведь такого будущего для сыновей не хотим?

И логично следует, что для того, чтобы мальчика чаще вот так хвалить, ему нужно давать возможности для поступков. Просить его о помощи с малых лет. Помочь маме с сумкой. Помочь с уборкой, на кухне. Погулять с собакой. И так далее. Просите о помощи – хвалите за результат, за действия. Мужчина вырастает с ощущением, что помогать другим – это здорово, это приносит удовольствие, удовлетворение и любовь.

Но очень важный момент. Хвалим мы только за поступки, но любовь выражаем постоянно и как можно чаще. Потому как “Я тебя люблю” – это не похвала, это витамин для роста и развития. И любовью не испортишь. Этого мальчикам нужно не меньше, чем девочкам. Может быть, даже больше, учитывая как часто именно такого проявления любви их лишают (так как негоже мужикам телячьи нежности!).

Вот, пожалуй, четыре основных ключика к сердцам девочек и мальчиков. Они абсолютно разные, как и сами мальчики и девочки. Попробуйте, поэкспериментируйте, понаблюдайте.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!