Женский журнал Ladyblue

«Папа погиб, и мы стали не нужны». Как живут смешанные семьи в Чечне

Всем доброго времени суток! Я-чеченка! Зовут Хеда, родилась и выросла, всю жизнь живу в Чечне! Мой отец горский чеченец, а мать русская. Хочу сразу сказать, что с парнями не своей нации никогда не общалась, меня бы за это просто убили братья. Я хочу поговорить о наших вайнахах, так как наши парни часто общаются с девочками других наций, обманывают их. Знаете, мне очень больно за девочек, клянусь, когда я вижу как наши мужчины с ними обращаются. Я не говорю о всех чеченцах, я говорю об большинстве. Тут много историй на форуме, где русские девушки общались с чеченцами, годами терпели характер, даже прощали рукоприкладство, а потом эти парни женились на своих чеченках, и разбивали девушкам сердце. Девочки, милые мои, я прошу вас, не стоит вам ваши нервы тратить на чеченца. Ни один парень не стоит того, что бы прощать побои, измены...Просто наши парни, они редко всерьез воспринимают славянок, большинство просто морочит девушкам головы...Редко в каких случаях наши парни женятся не на вайнашке. И врут они, что "родители против", и что "родители женили меня". Никто уже у нас насильно парней не женит. Такого давно нету. Парень-баран, по-вашему, что его можно взять и женить?! Даже девушку редко когда насильно выдают замуж, а о парнях вообще такого нету.Просто это стандартная отмазка, когда парень вешает лапшу русской девочке!
Второй пункт, это то, что парни позволябт себе поднять руку на женщину. Для меня это вообще непростительно. Если бы парень, встечаясь с вайнашкой, хоть пальцем тронул ее-его бы живьем у нас закопали! Такие вещи не прощают у нас. После свадьбы может быть такое,хотя тоже есть вероятность что братья если узнают, заберут девочку домой, и сами его побьют! Наши парни если так себя ведут по отношению к вам, не позволяйте этого. Не стоит прощать, такие люди, они не меняются. Раз поднял руку-не уважает ни вас, ни вашу семью, и такого человека не стоит прощать и тем более потом мечтать выйти за него. БЕГИТЕ.
Не позволяйте никому так к себе относиться, мой вам совет. Если парень любит вас-он женится, хоть весь мир будет против. А если отмазывается, поднимает руку, изменяет вам-то он вас не любит. И не стоит тратить нервы, свое здоровье на такого мужчину. Поверьте, девочки, вы у себя одна, а парней много и вы найдете еще себе достойного.
Мое мнение такое, что лучше выходить за свою нацию, потому что свое всегда ближе. Если вы и выйдете за парня-вайнаха или просто за мусульманина, вам придется полностью перестроить свою жизнь. Что нормально для русской, ненормальо для чеченки и наоборот. Вы готовы ради любимого человека сменить религию, в которой росли? Изменить весь свой образ жизни? Оставить старые привычки? Это очень очень трудно, я знаю так как моя мама русская и я видела как она намучилась за свою жизнь, я ни одной не пожелаю такой судьбы!
Сейчас расскажу, почему я так считаю.
Моя мама вышла замуж в 17 лет. Познакомилась с отцом, когда ей было 15. Папе было 26 лет когда они познакомились. Он работал в городе, где мама жила. Приехал, увидел ее, влюбился. Мама очень красивая была, и сейчас красивая! Светлая, от природы блондинка, волосы очень длинные вьющиеся у нее были и глаза огромные синие, с фиолетовым отливом. Ну просто как кукла, я иногда завидую даже когда смотрю ее фотки в молодости. Папа мой был спортсменом, всю жизнь занимался борьбой, высокий, сильный, брюнет, глаза карие. До мамы был женат и у него был сын, у него трудный характер, поэтому его первая жена(чеченка) не стала терпеть, ушла! Мама училась в школе, папа ее случайно увидел и ходил за ней, красиво ухаживал он очень, дарил цветы, подарки. Мама его полюбила, потому что до него ни с кем не общалась, и тут такой мужчина начал ухаживать, состоятельный, спортсмен. Ее родители(мои бабушка и дед) были очень против их отношений, потому что папа старше на 10 лет, и к тому же не русский. Боялись за дочь. Говорили, что он погуляет и бросит, не пускали к нему на встречи, закрывали дома-все бесполезно. Мама через окно первого этажа выпрыгивала и все равно уходила на свидания. Ее отец даже бил ее сильно что бы она дома сидела. Когда папа об этом узнал, пришел поговорить с моим дедушкой что бы он маму больше не трогал, но дед его даже на порог дома не пустил. В итоге отцу нужно было уезжать обратно и он выкрал маму, что бы пожениться на ней, когда она шла с учебы. Просто кинул в машину и увез в Грозный. Было много разбирательств потом с полицией, на моего отца подали в розыск, но маму он все равно не отдал. Привез к своим родителям(жили они все вместе в большом доме). Конечно, его родители были против, очень против, даже говорили ему вернуть девушку домой и обещали найти ему хорошую чеченку, но папа был неприклоннен.
В итоге маму приняли, она вышла замуж, приняла ислам. Вначале ей было очень трудно, потому что она была совсем девчонкой, и свекровь была недовольна, ненавидела ее. Даже один раз мать отца закрыла мою маму зимой в подвале что бы та замерзла, но потом ей стало стыдно. Учиться дальше маму отец не пустил, закрыл дома. Она очень много жалела что вышла за отца, он ревновал ее, не разрешал одной выходить, один раз мама пошла в магазин без платка, и это видели соседи. Когда папа узнал, ударил ее. Даже когда их приглашали на свадьбу, и мама вышла танцевать, он за это ее ударил потом дома. Сказал еще один раз она так сделает и он ее убьет. Чеченцы они многие очень ревнивые, собственники. Если мое-значит, мое. Так они думают. Мама забыла одевать брюки, стала носить только юьки ниже колена и платья в пол. Все соседи ее обсуждали, из-за того что она русская, много плохих везей о маме говорили, выдумывали сплетни!
Отца даже хотели еще раз женить на чеченке, хотя он был уже женат на моей маме, прямо нагло пытаись свести с кем-то. И одна особа(чеченка) чуть на шею ему не вешалась, хотя знала что женат. Мама очень много натерпелась от всех людей, испортила себе здоровье. Вышла замуж и всю жизнь терпит родных отца и моего папу. У них очень разный менталитет, и маму воспитали по-другому чем чеченок, что для нас нормально ей казалось странным. Возможно, если бы отец силой не увез ее, ее жизнь сложилась бы по-другому. Он правда сломал ей жизнь, и сам мог быть намного счастливее без всех этих проблем, если бы послушал родителей и женился на чеченке!
Мама воспитала его сына от первого брака, и родила еще троих детей. У меня есть младшая сестра и брат. Я очень люблю свою семью, и рада что мои родители такие замечательные люди, но я правда думаю что если бы они не были такими упертыми, то могли бы быть намного счастливее!
Мы, их дети, выросли, видя скандалы, видя рукоприкладство в семье и неуважении свекрови к невестке!Будь бы на месте мамы чеченка, вайнашка, отец бы не стал себя так с ней вести, потому что знал бы о последствиях! Мой папа всегда говорит, что убьет того кто тронет меня хоть пальцем, а сам так вот относится к моей маме.
Надеюсь эта история станет поучительной для многих русских красавиц, которые общаются с вайнахами! Девушки, умоляю вас, подумайте, ведь это правда очень трудно, неужели вы желаете себе такой судьбы?! С парнем своей национальности будет куда легче, поверьте мне мои хорошие. Я желаю каждой девушке только добра, мои золотые. Подумайте сто раз прежде чем связывать себя отношениями и тем более узами брака с мужчиной-мусульманином.

https://www.сайт/2018-01-10/chechenka_poprosila_mat_ramzana_kadyrova_povliyat_na_syna

«Ты недостоин быть главой республики»

Чеченка попросила мать Рамзана Кадырова повлиять на сына

Кадр с Youtube

Жительница Чечни записала видеообращение к главе Чечни Рамзану Кадырову, требуя от него прекратить похищения людей. Ролик размещен на канале Anti Kadyrov в Youtube.com.

Женщина, не называя своего имени, обвиняет главу республики в том, что по его приказу в Чечне похищают людей, призывает Кадырова вернуть матерям их детей. «Ты не достоин быть главой республики. Даже пастух, который уводит овец на пастбища, возвращает их, а тебе нельзя доверить даже эту работу. Чеченский народ чтит Аллаха, а ты совсем его не боишься», — говорит женщина.

По ее словам, Кадырова «Путин поставил править», но глава Чечни злоупотребил этим доверием и чинит беспредел.

Также автор ролика упоминает певца Зелимхана Бакаева, который исчез в прошлом году. По ее словам, он был похищен по приказу Кадырова по обвинению в гомосексуализме, хотя сам не является геем. В другом своем обращении — к матери Кадырова Аймани Кадыровой — женщина просит сказать сыну, чтобы он перестал убивать невинных молодых людей.

Напомним, о секретных тюрьмах для геев в Чечне, а также о массовых убийствах людей нетрадционной сексуальной ориентации в прошлом году рассказало издание «Новая газета». Впоследствии эта тема неоднократно поднималась в правозащитных сообществах. Издание предоставило список из десятков фамилий пострадавших. Чеченские власти неоднократно опровергали эту информацию, заявляя, что в Чечне геев просто нет и быть не может.

Правозащитные организации, пытавшиеся разобраться в этой теме, подвергались давлению. Так, уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев в конце прошлого года заявил о намерении обратиться в прокуратуру республики и Роскомнадзор с требованием заблокировать информационные сайты «Кавказский узел» и «Кавказ.Реалии».

Данные сайты очень часто пишут о нарушениях прав человека в республике. Однако, по мнению чеченского омбудсмена, их деятельность носит «дисфункциональный» и «деструктивный» характер. «В целях предотвращения дестабилизации общественно-политической ситуации в республике и информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание гражданского общества, а также на систему государственной власти, необходимо безотлагательно принять меры противодействия информационным диверсиям», — уверен чеченский правозащитник.

«Наблюдается усиление негативного потока информации, направленной на дискредитацию общественно-политической системы в Чеченской Республике, лишение субъекта доверия инвесторов, подрыв авторитета и имиджа, также и провоцирование социальной напряженности среди населения. И с этим что-то надо делать», — говорится в заявлении Нухажиева, опубликованном на официальном сайте омбудсмена.

Мой отец чеченец, и мама чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз. Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне. Ее и только ее я всегда называю «мамой». Она звала меня Мойше.

Это когда всех чеченцев переселили в Среднюю Азию. Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.

Мойше! - кричала она. - Иди сюда.

Что, мама?

Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдешь.

«Хорошая смесь у Мойши, - говорили во дворе, - мама - жидовка, отец - гитлеровец». Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне. Она ходила в гости к своим знакомым одесситкам Фире Марковне и Майе Исааковне - они жили побогаче, чем мы, - и приносила мне кусочек струделя или еще что-нибудь.

Мойше, это тебе.

Мама, а ты ела?

Я не хочу.

Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты пополам с хлебом, а кости шли на бульон. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши. Она умела из ничего приготовить вкусный обед. Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес. Она так готовила селедку, что можно было сойти с ума! Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: «Миша! Как ваша мама кормила нас всех!»

Но сначала мы жили очень бедно. Мама говорила: «Завтра мы идем на свадьбу к Меломедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше».

Я уже хорошо танцевал и пел «Варнечкес». Это была любимая песня мамы. Она слушала ее как гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела «Варнечкес».

Мама говорила: «На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать». Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: «Сейчас Мойше будет танцевать». Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: «Мойше, а теперь пой!» Я становился против нее и начинал: «Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?..» Мама говорила: «Видите, какой талант!» А ей говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна, что вы правильно воспитали еврейского мальчика. Другие ведь как русские - ничего не знают по-еврейски».

Была моей мачехой и цыганка. Она научила меня гадать и воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: «Жиденок, иди сюда, петь будем».

Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли. Мама спросила меня:

Мойше, скажи мне, русские - это народ?

Да, мама.

А испанцы тоже народ?

Народ, мама.

А индусы?

А евреи - не народ?

Почему, мама, тоже народ.

А если это народ, то почему ты не танцуешь еврейский танец? В «Евгении Онегине» ты танцуешь русский танец, в «Лакме» - индусский.

Мама, кто мне покажет еврейский танец?

Я тебе покажу.

Как ты мне покажешь? (Она была очень грузная, весила, наверное, 150 кг.)

А ногами?

Сам придумаешь.

Она напевала и показывала мне «Фрейлехс», его еще называют «Семь сорок». В 7.40 отходил поезд из Одессы в Кишинев. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец «А юнгер шнайдер». Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад - из другого материала. Я все это обыграл в танце. Этот танец стал моей бисовкой: на бис я повторял его по три-четыре раза.

Мама говорила: «Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец».

В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?» Я отвечал: «Я сам себе разрешил».

У мамы было свое место в театре. Там говорили: «Здесь сидит Мишина мама». Мама спрашивала меня:

Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?

Мама, у нас нет родственников.

А разве это не народ носит?

Нет. Родственники.

Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу: мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:

Мама, вылезай немедленно, я достану что тебе надо.

Мойше, - говорит она. - Я вижу твои ноги. Так вот, сделай так, чтобы я их не видела. Выйди.

Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него - тряпку. В тряпке была пачка денег, перевязанная бечевкой.

Мама, - говорю, - откуда у вас такие деньги?

Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно, похоронят и так.

Вечером я танцую в «Раймонде» Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идет занавес. Я фактически еще не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне роскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего - тоже. Я уже понял, что все это - мамочка. Спектакль шел в четырех актах. Значит, после четвертого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне все четыре. Он так и сделал. В театре говорили: «Подумайте, Эсамбаева забросали цветами». На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.

Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:

Мама, зачем ты вставала! Тебе надо лежать.

Мойше, - говорит она. - Я не вставала. Я не могу встать.

Откуда же цветы?

Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.

Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию, как свою Родину. Ко мне там отнеслись, как к родному человеку.

Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:

Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют еще дальше. Там уже строят бараки.

Мама, - говорю, - мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное - нам быть вместе. Я тебя не оставлю.

Когда умер Сталин, она сказала: «Теперь будет лучше». Она хотела, чтобы я женился на еврейке, дочке одессита Пахмана. А я ухаживал за армянкой. Мама говорила:

Скажи, Мойше, она тебя кормит? (Это было еще в годы войны.)

Нет, - говорю, - не кормит.

А вот если бы ты ухаживал за дочкой Пахмана…

Мама, у нее худые ноги.

А лицо такое красивое, а волосы… Подумаешь, ноги ему нужны!

Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба.

Я начал преподавать танцы в училище МВД - появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине - белые металлические часы. Жена говорит:

Маме ты купил с золотой цепочкой, вместо того чтоб купить их мне. Я молодая, а мама могла бы и простые поносить.

Нина, - говорю, - как тебе не стыдно?! Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у нее есть такие часы.

Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметая пол, вышла с мусором, мама сказала: «Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше». Это единственное, что она сказала в ее адрес.

У меня родилась дочь. Мама брала ее на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: «Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая. И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо: она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать». Они с Ниной стали жить дружно.

Отец за это время уже сменил несколько жен. Жил он недалеко от нас. Мама говорит:

Мойше, твой отец привел новую никэйву. Пойди посмотри.

Мама, - говорю, - она такая страшная!

Так ему и надо.

Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У нее была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у нее: «Софа, приезжай! Миша уже семейный человек. Он не пропадет месяц-другой без тебя». Как я ее отговаривал: «Там же другой климат. В твоем возрасте нельзя!» Она говорит: «Мойше, я погощу немного и вернусь». Она поехала и больше уже не приехала.

Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти и обнять.

У чеченцев исстари особым уважением пользовались женщины, потому что они несли людям жизнь, мир и покой. Об этом говорят фольклорные и литературные источники. О культе матери у чеченцев говорит и присутствие компонента «нана» («мать») в словосочетаниях, которые являются святыми для народа: «нана-мохк», «ненан мотт», «х1усамнана».

Женщина, прежде всего – мать, потому что она сеет и взращивает семена добра в детях, семье. От уровня ее добропорядочности зависит степень нравственного воспитания детей, поэтому она считается сердцем нации, ее духовным образом.

Много суровых испытаний выпало на долю чеченской женщины. Наряду с красотой и женственностью в ней всегда ценились такие качества, как: твердость воли, верность слову, смелость и отвага. В самые трудные для многострадального чеченского народа времена она делила с мужчинами все тяготы и лишения судьбы. И при этом ревностно оберегала свою честь и репутацию. Самый яркий образец этого качества наших соплеменниц запечатлен в событиях двухвековой давности.

После сожжения Ермоловым села Дади-Юрт в сентябре 1819 года солдаты решили переправить через Терек 46 плененных девушек, но на середине реки они стали бросаться в реку, увлекая за собой конвоиров, чтобы не попасть в руки к врагам. Они достойно погибли, но не дали себя опозорить. Село Дади-Юрт было сожжено, но подвиг доблестных чеченок не будет предан забвению.

И это далеко не единственный пример такого поведения женщин, которые рядом с отцами, братьями, мужьями с оружием в руках становились на защиту своей отчизны.

К примеру, дочь известного чеченского шейха, видного религиозного и политического деятеля Северного Кавказа Х1Х века Гази-Хаджи Зандакского Теа (Тоа), не успев еще выйти замуж, стала бок о бок со своими братьями на газават во время Чеченского восстания 1877 года под руководством своего двоюродного брата Алибек-Хаджи Алдамова. Она погибла в сражении в окрестностях с.Симсара Ножай-Юртовского района в начале октября 1877 года и там же похоронена. Ее могилу - «Теи каш» - знает любой житель Симсара от мала до велика. Она стала чеченской Жанной д Арк, национальной героиней, имя и подвиг которой потомки должны знать и помнить».

Отрадно, что в память о геройских девушках, которые предпочли смерть бесчестию, в нашей республике учрежден праздник – День чеченской женщины, который отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября.

Нам известно множество примеров беспрецедентного героизма дочерей Чечни. Их беззаветная любовь и преданность Родине порой могла пересилить привязанность к семье и детям, когда она благословляла сыновей на защиту родной земли. И это при том, что чеченская мать всегда являла собой пример материнской любви, ласки и заботы. Ее материнский инстинкт сильнее инстинкта самосохранения.

Много мифов и легенд, рассказывающих о том, насколько сильна материнская любовь. Говорят, некий юноша влюбился в девушку, однако она не отвечала ему взаимностью. Он стал приставать со сватовством и тогда жестокосердная девушка сказала ему, что выйдет за него замуж, если он принесет ей сердце своей матери.

Ослепленный любовью юноша пришел домой, убил мать, взял ее сердце и понес девушке. По пути он споткнулся и упал на колени. Тут сердце матери участливо спросило его: «Не ушибся ли ты, сынок?» Вот, насколько сильна материнская любовь. Поэтому у чеченцев принято с особым почтением относиться к матери, ее родственникам, а также родственникам жены.

Заметное место занимает женщина в чеченских фольклорных и литературных источниках. В национальной мифологии «ц1енана» - «мать огня», а огонь – это жизнь. Согласно мифологии, мать огня живет в огне и является хранительницей чистоты. Этот добрый дух дает людям горячую пищу, свет и тепло. Поэтому самое страшное проклятие у чеченского народа – «чтобы потух в твоем доме огонь».

Сердце кровью обливается, когда вспоминаю случай, рассказанный мне одним знакомым. Было это в холодный февраль чудовищного 1944 года, когда чеченцев высылали с родной земли. Во время долгого и страшного пути, в пронизываемых со всех сторон ледяным ветром товарных вагонах, смерть без устали косила даже доселе здоровых. Тела умерших конвоиры просто выбрасывали на обочину железной дороги. На каждой остановке вагоны инспектировались солдатами для обнаружения трупов, поскольку о добровольной их передаче не могло быть и речи, хотя за умышленное укрывательство умерших или противодействие изъятию трупов людей расстреливали на месте.

В одном вагоне с моим знакомым, который и поведал мне эту страшную историю, ехала молодая мама с грудным младенцем. Ребенок не выдержал суровых испытаний и скончался на руках у матери. Однако мать, желавшая похоронить свое чадо согласно обычаям, скрывая постигшее ее горе от «защитника Отечества», не подавала виду. Каждый раз, когда в вагон заходили солдаты, она имитировала кормление грудью и качала на руках своего ребенка, будто пытаясь его успокоить. Так продолжалось до самого приезда в места спецпоселений, где малыш и был похоронен.

Тяжелая история, которую трудно выслушать без слез, но в то же время это пример матери с большой буквы, это пример чеченской матери! Именно о таких матерях говорил наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Рай находится под ногами наших матерей».

Нет необходимости углубляться в далекое прошлое, чтобы привести примеры подвигов чеченских женщин. Достаточно проследить последние два десятилетия, и мы откроем бесчисленное множество таких примеров. Героиням нашего времени, несмотря на раннюю седину и бездонную усталость в глазах, в среднем - не более пятидесяти. На их молодость пришлись трагические события 90-х. Это они спасали детей и стариков во время бомбовых ударов, не разделяя на своих и чужих. Это они, рискуя жизнью, перевозили через федеральные блокпосты раненых. Это им пришлось спасать от голодной смерти мирное население, брошенное на произвол судьбы в самые страшные дни. Именно наши женщины снабжали республику, зажатую в тиски безысходности, провизией и медикаментами. Для этого им приходилось отправляться в соседние республики и в прямом смысле на собственных плечах, переходя вброд реку (как это было на известном герзельском посту), невзирая на непогоду, перетаскивать тюки и коробки, мешки и баулы со столь долгожданными продуктами, лекарствами и предметами первой необходимости.

В период послевоенной разрухи чеченки без устали трудились наравне с мужчинами, восстанавливая республику, причем в самых различных отраслях: на стройках и в библиотеках, в торговых рядах и на сцене, в правительстве и жилищно-коммунальной сфере, в медицине, образовании, сфере социально-бытового обслуживания.

И при этом чеченские женщины, как правило, остаются всегда сдержанными и скромными, ни на минуту не забывая о своем изначальном предназначении и необходимости существовать в гармонии с заветами предков. В этом особенность чеченской женщины, в этом ее ценность и достоинство.

Чеченка-хранительница очага, чеченка-мать, чеченка-символ чистоты и непорочности - за всеми этими эпитетами просматривается масштаб ответственности чеченской женщины перед обществом, перед предками и потомками. Но великая миссия, которую она с достоинством выполняла на протяжении веков, воспитывая сыновей - къонахов и охраняя домашний очаг, не ограничивалась только этим.

Роль женщины в чеченском обществе столь же важна, сколь и ответственна. Из века в век чеченская женщина стояла на страже семейных ценностей и традиций, установленных предками.

У вайнахов есть понятие «къонах» («къо – «сын» + «нах» - «народ», то есть сын народа, истинный мужчина – так говорят чеченцы о храбром, благородном, мужественном человеке. Он выступает в чеченской народной поэзии борцом за правду и справедливость, проявляя храбрость и отвагу в боях с неприятелем и чужеземцами». Данное понятие, как правило, у нас ассоциируется с представителем мужской половины: бородатый, усатый, вооруженный и в папахе. В этом мы глубоко ошибаемся, потому что къонахом – храбрым, благородным человеком может быть и женщина. Сегодня их немало среди нас. Иная женщина себя ведет намного достойнее некоторых мужчин. Их, как правило, называют «къонах-зуда» - (достойная женщина). Это самая высокая оценка женщины. Они у нас были, есть и будут.

В том, что чеченская женщина была поставлена в очень унизительное положение в 90-х годах, во многом виноваты именно мы, мужчины.

В последнее время, безусловно, меняется положение женщины в нашем обществе. Ведь, в отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать, и наши женщины – свободные, гордые, талантливые и красивые – не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, хотя это, конечно, далеко не всегда хорошо. Нет ничего страшнее не в меру эмансипированной женщины, ибо женщина (а чеченская женщина тем более - М.О.) в любых обстоятельствах должна сохранять нежность, женственность, скромность.

На мой взгляд, особым вниманием в нашей республике должны быть окружены именно женщины-матери и женщины-труженицы. Помимо мер социальной поддержки, предпринимаемых руководством республики в отношении слабой половины населения, у нас отмечаются ежегодно три женских праздника: Международный женский день; День чеченской женщины и День матери, учрежденный Указом Президента РФ в 1998 году. Он отмечается в последнее воскресенье ноября.

Так что наша республика, пожалуй, является единственной, где трижды в год празднуют женщин. Этого, конечно, недостаточно. Мы постоянно должны их оберегать, окружать вниманием и заботой.

Зачастую мужчины, будучи убежденными, что этот мир находится на их попечении, забывают о том, что сами-то от рождения и до последнего дыхания окружены неусыпной заботой и вниманием женщин. И мы почти не замечаем, что, помимо основной нагрузки на работе, они всю жизнь несут на своих хрупких плечах еще и изнурительную тяжесть нашего повседневного быта, а ведь большинство мужчин, если бы им довелось заняться обычными женскими делами, по всей вероятности, очень быстро протянули бы ноги (может быть я несколько утрирую – М.О.), однако лично у меня не вызывает сомнения то, что в житейском плане наши женщины намного выносливее нас, мужчин, а кроме того, намного чувствительнее и, конечно же, добрее. Поэтому, наверное, если бы женщины все-таки правили миром, то на свете было бы гораздо меньше войн.

В некоторых странах женщин назначают на самые ответственные должности вплоть до министра обороны. И вовсе не потому, что они славные воины, а потому что женщина в самой экстремальной ситуации искренне попытается сохранить человеческую жизнь, ведь только дающие, по воле Всевышнего, жизнь доподлинно знают ее настоящую цену.

Будь мы, мужчины, немного внимательнее к нашей прекрасной половине, каждый новый день мог стать для них ярким, насыщенным и радостным. Для этого достаточно осмотреться, оценить красоту и прелесть окружающих нас женщин. На всем протяжении истории чеченского народа они отличались преданностью семье, трудолюбием, терпимостью и мудростью. Поэтому во многом от них зависит настоящее и будущее нашего народа.

Дорогие наши женины, от всей души желаю вам крепкого здоровья, благополучия, огромного человеческого счастья, успехов во всех делах и начинаниях!

Пусть теплое весеннее солнце заряжает вас энергией, а праздничное настроение, радость и любовь к жизни всегда будут с вами!

Мовла Осмаев

Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Мой муж, потомок грузинских князей, рассказывал, что его дедушка, приходя с работы, а он был поваром в известном московском ресторане "Арагви", садился за стол, опускал на его поверхность свой тяжелый кулак и значительно изрекал: "Ви мною созданы"! И вся семья, а особенно младшие ее члены, слушалась его беспрекословно.

У разных народов есть самые различные традиции воспитания детей, кто-то своих чад балует, кто-то с рождения помещает их в спартанские условия . Но всех нас объединяет одно - подрастающем поколению мы искренне желаем счастья и процветания.

Чеченцы

В республике очень популярна притча: молодая мать пришла к старцу, чтоб спросить: "С какого времени нужно начинать воспитывать ребенка"? "А сколько твоему сыну сейчас"? – Спросил мудрец. "Месяц", - ответила женщина. "Ты опоздала ровно на 30 дней", - вздохнул старец.

В Чечне до сих пор сохраняется самая главная древняя традиции – многодетность. Каждому новорожденному искренне желают 7 братьев, и не важно, какой это ребенок в семье, может быть 3-й, а может и 5-й. Авторитет мужчины, отца, деда здесь непререкаем.

Президент республики Рамзан Кадыров говорил в одном из своих интервью: "Я никогда не садился в присутствии отца и не разговаривал, отвечал только, когда спрашивали. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно также у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми, нас так воспитали, и эта традиция будет продолжаться".

Знаменитый кавказковед, историк Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бранят своих сыновей, чтобы те не выросли трусами. Как гласит вайнахская пословица: "лошадь, которую били кнутом, никогда не станет настоящим конем". А еще в республике практически не бросают детей, если с родителями что-то случилось, ребенка возьмут родственники, пусть даже самые дальние, или на крайний случай, соседи. Отказаться приютить сироту – позор на весь род.

Якуты

В давние времена у якутов была школа богатырского воспитания, в которую мальчиков отдавали с 3 лет, своеобразное, индивидуальное воинское обучение. Учителем там выступал отец или заслуженный воин-наставник. Система опиралась на спартанские, и даже еще более суровые традиции: в ребенка кидали горящие угли и учили от них увертываться, позже пускали деревянные стрелы с прикрепленными к ним короткими иглами. А защитные доспехи выдавали только после прохождения полного курса и сдачи сложного экзамена. С этого момента мальчик становился мужчиной и получал звание "боотур", воин.

Мордва

Предпочтение в республике издавна отдавалось мальчикам, продолжателям рода, дочь считалась обузой, в семье. Если появлялся сын, говорили: "Ведь-ава (богиня, покровительница любви и деторождения) подарила", если дочь – "Ведь-ава – бросила". А еще: "Сына корми – себе сгодится, дочь корми – людям понадобится", или "Сын – домашний гость, дочь в люди пойдет". Среди мордвы издавна были распространены "помочи", своеобразные субботники, когда собирались всей деревней и безвозмездно помогали одному соседу строить дом, другому рыть колодец, третьему – резать скотину к празднику. И детей воспитывали в духе коллективизма и взаимопомощи. Мальчики с 10 лет уже ходили на помочи, выполняя посильную работу. А девочки принимали участие в супрядках - женском варианте совместного труда. Хозяйка, нуждавшаяся в помощи при прядении шерсти, вязании чулок или варежек, нанимала тех же самых подростков за сладости или выпечку, для созыва как можно большего количества девочек и девушек. Зазывалы ходили по домам с большим шумом, стучали в окна палкой, призывали откликнуться. Различались дневные супрядки – "чинь супряд" и ночные – "вень супряд". На дневные ходили в будничной одежде, на ночные – в праздничной, поскольку на последние часто подтягивались и парни. В перерывах между работой знакомились, играли, танцевали, пели.

Донские казаки

После крещения в люльку мальчику обязательно клали шашку, пулю или стрелу, что называлось - "на зубок". И наблюдали за его реакцией: начнет играть – добрый знак, заплачет – стоит задуматься. Посвящение в казаки проходило в 3-4 года. В этот день собиралась вся родня, отец сажал сына на коня, давал в руки шашку, проводил по двору, а потом и по всей улице. Затем также верхом казаченка везли в церковь, где служили молебен. Из женской половины дома он перебирался в мужскую, старшие братья проверяли его подушку и одеяло, и безжалостно выкидывали, если те казались им слишком теплыми и мягкими, вразумляли: "Учись служить, ты теперь не дитя, а пол казака". Далее все силы направлялись на физическое развитие подростка. И даже игры со сверстниками были в большинстве подвижно-соревновательными. Но интересно, что проходили они обязательно под присмотром станичных стариков, которые строго следили за соблюдением правил и поведением каждого, а в случае нарушений, останавливали забаву и строго вразумляли провинившегося. В 7 лет мальчишка уже умел стрелять, в 10 – рубить шашкой. А по достижении 21 года являлся на службу "конно и при оружии", обладая всеми необходимыми навыками для защиты отечественных границ.

Евреи

Образ еврейской мамаши очень ярок в книгах, фильмах и анекдотах. Она выступает как символ гипертрофированного материнского инстинкта, полной и беспредельной отдачи своему, порой сильно великовозрастному чаду. По всем законам у такой родительницы должен вырасти абсолютно беспомощный, инфантильный ребенок. Однако этого не происходит! Еврейские дети рано взрослеют и порой опережают ровесников в развитии. Они с раннего возраста приучены не болтаться на улице, а ходить в музыкальную школу, шахматный кружок, художественную студию и т.д. Казалось бы, ограниченные в общении и собственных желаниях, они должны в подростковом возрасте срываться с цепи и бунтовать. И снова – мимо. Благодаря привычке к строгому графику и полученным многочисленным умениям, еврейские дети более дисциплинированы, меньше времени тратят на школьные уроки, больше успевают, максимально эффективно выстраивают свой день. А в итоге, подрастая, добиваются достаточно высоких результатов.

Вам понравилась какая-то модель воспитания? Смело берите ее за основу. Ведь одно из преимуществ жизни в большом многонациональном государстве – это возможность перенимать друг у друга лучшие черты. Однако помните, что ваш ребенок индивидуален, уникален, он единственный в своем роде, а потому, соблюдая национальные традиции, не забывайте прислушиваться к его желаниям и интересам.

Евгения Асатиани

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!