Женский журнал Ladyblue

По библии животные не являются нашими родственниками. "нечистые" и "чистые" животные


Чистые и нечистые животные

המהנ, האמט המהנ הרוהט - так различаются животные в законе Моисеевом в отношении допустимости к употреблению в пищу. Из четвероногих животных чистыми считаются те, которые имеют раздвоенные, т. е. совершенно расщепленные, копыта и отрыгают жвачку; все остальные, у которых нет ни одного или имеется только один из этих признаков, считаются нечистыми и не должны употребляться в пищу. Дозволены в пищу десять видов четвероногих: рогатый скот, мелкий скот, олень (ליא см.), антилопы или собственно газели (ינצ), каменный баран (רומחי) и еще четыре вида газели: акко, дишон, тео и земер (Второз., 14, 5), которых нельзя определить с точностью. Нечистыми являются осел, верблюд, заяц, даман или тушканчик (ןפש также хищныe и дикиe животныe. Заяц (תננרא) и даман (Hyrax syriacus - ןפש) не отрыгают жвачки, как это можно было бы вывести из Лев., 11, 5 и Втор., 14, 7, но они зубами производят такие движения, по которым наблюдателю кажется, что они пережевывают жвачку. Свинья (вепрь) нечиста: хотя она имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачки. Пресмыкающиеся животные считаются нечистыми, как то: лисица (דלח), мышь, многие ящеровидные, лягушки и кроты. Из водных животных чистыми признаются имеющие плавательные перья и чешую. Из птиц нечистыми считаются многие хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты, страусы, летучие мыши и др. Голуби, как и куры, гуси и утки (не упоминающиеся в Библии) дозволены в пищу, так же крылатые пресмыкающиеся, имеющие длинные голени. Гады (змеи, черви), "ползающие на брюхе", - запрещены в пищу. Подробно перечислены Ч. и нечистые животные в Лев., 11, 1-30 и во Второз., 14, 4-20 (пропущено перечисление дозволенных в пищу 4 видов саранчи). Трупы нечистых животных делают того, кто к ним прикасается, ритуально нечистым, даже если их зарезали. Прикосновение к ним прямо воспрещено (см. соотв. статью). Все животные, допускаемые к жертвоприношению, должны быть чистыми, но из Ч. животных некоторые не допускаются к жертвоприношению, напр.: олень, газель, курица. Рыба, даже чистая, не годна для жертвоприношения. См. соотв. статью. См. также Зоология.

Ср.: Dillmann-Ryssel, Exodus und Leviticus, 1897; В. Baentsch, Exodus-Leviticus, 1900; C. Steuernagel, Deuteronomium, 1898; Alf. Bertholet, Deuteronomium, 1899; H. Schurtz, Die Speiseverbote, ein Problem der Völkerkunde, Гамбург, 1893.

В Талмуде. - Различие между Ч. и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного - отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) - Талмуд присоединяет третье - отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум (ср. Аристотель, Hist. Naturalis). Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у Ч. животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна (ср. Л. Каценельсон, "Анатомия в древнееврейской письменности", СПб., 1889, стр. 58). Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть ее землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены (תורודכ; по мнению других, надо читать תודודח - заострены. См. Хул. Мишна, III, 59а, б). Законоучители испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков Ч. и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13-19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова "лемино" и "лиминегу", т. е. "с породой их", что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия Ч. от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у нее сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца (Toc. Хул., III, 22, Раши к Хул., 59а и Ниссим бен-Реубен к соответственной Мишне). Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая ее одной ногой, отрывают от нее куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרוםמ). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц - чистой (Kereti u-Peleti, § 82). По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена (Аб. Зара, 39б, 40а). Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники (ср. Яков бен-Ашер, Tur Jore Deah, 83). Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространенному мнению, отнес к категории Ч. рыб. Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21-22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела (Хул., III, 8). Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид ее, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить ее к пище. Впоследствии саранча была запрещена (ср. Самуил бен-Давид га-Леви, комментарий к Иоре Деа, 85). Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушел от того места и потом вернулся назад (Хул., 67а, б); на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью (ср. Иоре Деа, 84). Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной (ср. Данциг, Хохмат Адам, 22, 35).

Толкования подразделения животных на Ч. u нечистых. В послании Аристея (144-154) говорится, что "эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер"; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: "Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо". Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: "Все эти вещи портят кровь и делают ее легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу" (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe ХXV-XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней, Клеменс Александрийский, Ориген). Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог ее запретил (ср. Сифра, Кедошим, конец). Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе (Танхума, Лев., изд. Бубера, Шемини, III, 29). Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии (см.) почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми (Китаб аль-Аманат 117; евр. перевод, III, 2, изд. Слуцкого, стр. 61). Ибн-Эзра полагает, что мясо нечистых животных запрещено потому, что оно нечисто и вредно, и что вместе с мясом переходят в плоть и кровь человека хищные черты животного (ком. к Лев., 11, 93; ср. Царца, l. с.). Маймонид (Море Небухим, III, 48) видит в основе этих законов причины гигиенического и отчасти эстетического характера. Таковы же взгляды великого экзегета Самуила бен-Меира в его комментарии к Левиту. Нахманид лишь отчасти соглашается с этими теориями и приводит один гигиенический мотив по отношению к рыбам. Ч. рыба держится ближе к поверхности, и поэтому она содержит некоторую теплоту, которая отнимает у нее влажность, тогда как нечистые живут глубоко в воде и особенно в стоячей и болотистой воде, они содержат много холода и влажности, что делает их вредными для употребления в пищу. По отношению к четвероногим Нахманид колеблется между этическими и гигиеническими мотивами и ссылается на христианских врачей для доказательства непригодности свинины (ком. к Лев., 9, 13; ср. его Дераша, изд. Иеллинека, стр. 29). Объяснения Бахии бен-Ашера ο нечистых животных взяты преимущественно у Нахманида. Он добавляет, что эти законы представляют дальнейшее развитие законов ο жертвенном культе, ибо все, что не допущено в качестве жертвоприношения, не должно употребляться в пищу (ком. к Лев., 11, 163d). Исаак Арама признает только этические мотивы и отвергает гигиенические (Акедат Ицхак, III, 33б, изд. Поллака). Прοтив рационалистических толкований Маймонида выступает также и Витербо (Таам Зекеним, изд. Ашкенази, стр. 42-43). По каббалистической теории, нечистые животные происходят от отрицательных сефирот, создавших зло в мире (Зогар, Шемини, III, 41б); с пришествием Мессии, когда все очистится, и эти животные будут допущены в пищу (Ялк. Хадаш, Ликкутим, 36, 79). Таким путем мистика объясняет мысль, выраженную в Мидраше Тегилим к Пс., 146, что в будущем Бог провозгласит нечистых животных чистыми. Этот Мидраш смущал Абрабанеля и других талмудистов, которые полагали, что эта фраза представляет позднейшую вставку христиан. О взглядах реформистских раввинов и современных библейских экзегетов см. также ст. Пища, Реформа, Ритуальная чистота, Тотемизм.

Ср.: Torat Kohanim, Schemini, Сифре ко Второз. 100-104; Шулхан-Арух, Иоре Деа, 79-86; Lewysohn, Zoologie des Talmuds, 14-18; Wiener, Speisegesetze, 298-328; Л. Каценельсон, "Институт рит. чистоты", книжки "Восхода", 1897. .

Удивительные все-таки создания - животные. Во многих вопросах даже людям у них есть чему поучиться: преданности и сообразительности - у собаки, верности - у лебедей, своенравности и грациозности - у кошек, выносливости - у лошадей, а чистоплотности - у многих из братьев наших меньших.

Собаки, как и все звери, от природы имеющие логово, очень внимательно относятся к выбору туалета: они никогда не оправляются там, где живут. Причем делают это всегда в одном и том же месте и инстинктивно пытаются «замести следы» своей жизнедеятельности. Эта привычка у них зарождается еще в щенячьем возрасте. Забота о чистоте у собак в крови. В дикой природе они, как и другие звери, чистили себя, почесываясь о деревья и кусты, купались в утренней росе, искали простой и здоровый корм, богатый витаминами и белками, поэтому не испытывали проблем с обменом веществ и могли гордиться своей густой и блестящей шерстью.

Чистоплотность - инстинктивная особенность всех представителей кошачьих: чистота тела необходима им при охоте, чтобы жертва не могла учуять затаившегося хищника.


Домашние кошки

в заботе о собственной чистоте вылизывают свою шерсть не менее десяти раз за день, а еще очень любят вылизывать своих сородичей и человека. Так что почти 30% своего бодрствования кошки тратят на уход за собой. Не удивительно, что после насыщенного рабочего дня, им очень хочется спать. Кошки - настоящие сони: на восстановление сил во время сна им требуется по 14 - 18 часов в день! Недосыпание может отразиться на их здоровье и вызвать неврозы. Домашние кошки, как правило, неплохо приспосабливаются к режиму человека: спят преимущественно ночью, хотя находят время вздремнуть и в течение дня.

Для некоторых представителей животного мира, например мух, умывание - жизненная необходимость. Отсутствие у этих насекомых век препятсвует защите их глаз от постоянно оседающих на них пыли и грязи, поэтому без умывания им просто не обойтись. Причем умываются они почти постоянно и невероятно быстро: до 100 раз в минуту.

Еще одни претенденты на звание чистюли среди насекомых -

Они вырабатывают натуральное дезинфицирующее средство – муравьиную кислоту и специальные ферменты, убивающие вредоносных микроорганизмов. Эти маленькие трудолюбивые существа решили вопрос с канализацией задолго до появления на Земле людей. Муравейники - настоящие мегаполисы, оборудованные специальными камерами для отходов и обеспеченные специальным штатом работников - муравьев–мусорщиков, занимающихся переработкой нечистот.

Обитатели горных районах Хонсю в Японии

японские макаки

Любопытные и умнейшие животные в мире и настоящие аккуратисты. Чистоту в своих стаях они возвели в настоящий культ. Прежде чем покушать, они обязательно моют пищу. Японские макаки обожают мыться и используют для этого горячие источники. Все свое свободное от поисков пищи время они заняты водными процедурами и чисткой друг друга. Причем последнее занятие является для них не просто гигиенической процедурой, но еще и средством выражения любви и признание главенства.

Вконтакте

Нечистые животные в более общем смысле - животные, не употребляемые в пищу или нелюбимые конкретным народом в силу традиций и предубеждений.

Допотопная эпоха

От сотворения мира Господь дал человеку в пищу растения:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу». Быт.1:29

До Потопа существовало деление животных на чистых и нечистых, но не по пищевым критериям (ибо животных в пищу не употребляли), а по пригодности к жертвоприношению Господу:

«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике». Быт.8:20

Времена язычников

После Потопа Бог также разрешил помимо растений употребление в пищу любых животных:

«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все». Быт.9:3

Эра Закона

Давая Закон Моисею, Господь запретил употреблять в пищу нечистых животных:

«мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». Лев.11:8

Христианская эра

С приходом Христа деление пищи на чистую и нечистую упразднено, оставлен лишь запрет воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины (Деян.15:29). Слова Христа:

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». Мк.7:15 , также - Мк.7:19.

Из посланий Апостолов

«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Рим.14:20

«Для чистых все чисто». Тит.1:15

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Евр.13:9

«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие». Кол.2:14-16

«Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». Рим.14:2-3,6

Полезная информация

Нечистые животные

Ветхозаветный перечень нечистых животных

  1. Все бескопытные звери, рептилии, амфибии.
  2. Верблюд, лошадь.
  3. Свинья.
  4. Грызуны (заяц, тушканчик, мышь, ).
  5. Землеройки (крот).
  6. Летучие мыши.
  7. Все хищные птицы (орёл, гриф, ястреб, сокол, коршун, филин, сова).
  8. Птицы-рыболовы (цапля, пеликан, чайки).
  9. Воронья порода.
  10. Зуй, ибис, .
  11. Страус.
  12. Лебедь.
  13. Все водные животные без чешуи.
  14. Все беспозвоночные, кроме разных видов саранчи. (Лев.11:1-47)

Если сравнивать библейский список нечистых животных с русскими традициями, то предпочтения русского народа сходны с библейскими лишь отчасти: так, в России широко употребляют в пищу свинину, зайчатину и крольчатину, всевозможных ракообразных, сомов и осетровых рыб, иногда - мясо нутрий (которых, правда, нередко ошибочно причисляют к «крысам» и потому употреблять их мясо избегают), традиционно весьма редко - конину и лебедей и вовсе не употребляют саранчу.

Христианство

Текст раздела пока написан только на основе Библии.

Допотопная эпоха

От сотворения мира Господь дал человеку в пищу растения: Быт.1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу. До Потопа существовало деление животных на чистых и нечистых, но не по пищевым критериям (ибо животных в пищу не употребляли), а по пригодности к жертвоприношению Господу: Быт.8:20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

Времена язычников

После Потопа Бог также разрешил помимо растений употребление в пищу любых животных: Быт.9:3 Все движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все.

Эра Закона

Давая Закон Моисею, Господь запретил употреблять в пищу нечистых животных: Лев.11:8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Христианская эра

С приходом Христа деление пищи на чистую и нечистую упразднено, оставлен лишь запрет воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины (Деян.15:29) . Слова Христа: Мк.7:15 Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (также - Мк.7:19).

Из посланий Апостолов: Рим.14:20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Тит.1:15 Для чистых все чисто. Евр.13:9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Кол.2:14-16 Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие. Рим.14:2-3,6 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Ветхозаветный перечень нечистых животных

  1. Все бескопытные звери.
  2. Грызуны (заяц , тушканчик , мышь , даман).
  3. Все хищные птицы (орёл , гриф , ястреб , сокол , коршун , филин , сова).
  4. Птицы-рыболовы (цапля , пеликан , чайки).
  5. Воронья порода.
  6. Все водные животные без чешуи.
  7. Все беспозвоночные, кроме разных видов саранчи .

(Лев.11:1-47)

Если сравнивать библейский список нечистых животных с русскими традициями [источник? ] , то предпочтения русского народа [источник? ] сходны с библейскими лишь отчасти: так, в России широко употребляют в пищу свинину, зайчатину и крольчатину, всевозможных ракообразных, сомов и осетровых рыб, иногда - мясо нутрий (которых, правда, нередко ошибочно причисляют к «крысам» и потому употреблять их мясо избегают), традиционно весьма редко - конину и лебедей и вовсе не употребляют саранчу [источник? ] .

Иудаизм

В Талмуде

Различие между чистыми и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного - отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) - Талмуд присоединяет третье - отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум . Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у чистых животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна ).

Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть её землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены ). Законоучители Талмуда испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков чистой и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13-19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова «лемино» и «лиминегу», то есть «с породой их», что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия чистых от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у неё сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца . Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая её одной ногой, отрывают от неё куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרוםמ). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц - чистой (Kereti u-Peleti, § 82).

По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена (Аб. Зара, 39б, 40а). Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники (ср. Яков бен-Ашер, Tur Jore Deah, 83). Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространенному мнению, отнес к категории чистых рыб.

Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21-22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела (Хул., III, 8). Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид её, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить её к пище. Впоследствии саранча была запрещена (ср. Самуил бен-Давид га-Леви, комментарий к Иоре Деа, 85). Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушел от того места и потом вернулся назад (Хул., 67а, б); на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью (ср. Иоре Деа, 84). Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной (ср. Данциг, Хохмат Адам, 22, 35).

Толкования подразделения животных на чистых u нечистых

В послании Аристея (144-154) говорится, что «эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер»; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: «Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо». Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: «Все эти вещи портят кровь и делают её легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу» (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe ХXV-XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней, Клеменс Александрийский, Ориген).

Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог её запретил (ср. Сифра, Кедошим, конец). Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе (Танхума, Лев., издание Бубера, Шемини, III, 29). Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми (Китаб аль-Аманат 117; евр. перевод, III, 2, изд. Слуцкого, стр. 61).

Ибн-Эзра полагает, что мясо нечистых животных запрещено потому, что оно нечисто и вредно, и что вместе с мясом переходят в плоть и кровь человека хищные черты животного (комментарий к Лев., 11, 93; ср. Царца, l. с.). Маймонид (Море Небухим, III, 48) видит в основе этих законов причины гигиенического и отчасти эстетического характера. Таковы же взгляды великого экзегета Самуила бен-Меира в его комментарии к Левиту. Нахманид лишь отчасти соглашается с этими теориями и приводит один гигиенический мотив по отношению к рыбам. Чистая рыба держится ближе к поверхности, и поэтому она содержит некоторую теплоту, которая отнимает у неё влажность, тогда как нечистые живут глубоко в воде и особенно в стоячей и болотистой воде, они содержат много холода и влажности, что делает их вредными для употребления в пищу. По отношению к четвероногим Нахманид колеблется между этическими и гигиеническими мотивами и ссылается на христианских врачей для доказательства непригодности свинины (комментарий к Лев., 9, 13; ср. его Дераша, издание Иеллинека, стр. 29). Объяснения Бахии бен-Ашера ο нечистых животных взяты преимущественно у Нахманида. Он добавляет, что эти законы представляют дальнейшее развитие законов ο жертвенном культе, ибо все, что не допущено в качестве жертвоприношения, не должно употребляться в пищу (ком. к Лев., 11, 163d). Исаак Арама признает только этические мотивы и отвергает гигиенические (Акедат Ицхак, III, 33б, издание Поллака). Прοтив рационалистических толкований Маймонида выступает также и Витербо (Таам Зекеним, изд. Ашкенази, стр. 42-43).

По каббалистической теории, нечистые животные происходят от отрицательных сефирот, создавших зло в мире (Зогар, Шемини, III, 41б); с пришествием Мессии, когда все очистится, и эти животные будут допущены в пищу (Ялк. Хадаш, Ликкутим, 36, 79). Таким путем мистика объясняет мысль, выраженную в Мидраше Тегилим к Пс., 146, что в будущем Бог провозгласит нечистых животных чистыми. Этот Мидраш смущал Абрабанеля и других талмудистов, которые полагали, что эта фраза представляет позднейшую вставку христиан.

Ислам

Буддизм

В буддизме нечистых животных нет. Наоборот, все животные считаются священными. Однако это приводит к тому же результату - ограничению в употреблении в пищу.

Другие религии

В индуизме нечистых животных нет. Корова считается священным животным, потому что считается созданной Богом для человека, чтобы давать каждый день ему пищу в виде молока (самой корове и телятам столько молока не надо). Поэтому убивать коров и есть их мясо запрещено. Ограничение в употреблении в пищу мяса других животных связано с возможностью выхода из-под влияния гун материальной природы (главным образом, невежества и страсти), т.е. возможностью духовного совершенствования человека и его приближения к святости, к Богу.

Что такое пост , многие знают не понаслышке. Кто-то придерживается его из религиозных соображений, кто-то с целью очистки организма . В любом случае мясо - продукт, с которым нужно считаться. Его сложнее всего заменить: мясо содержит важные аминокислоты и кучу микроэлементов. Один кусок мяса - это целая корзина разных продуктов! И тем не менее…

Почему существует пост? Почему некоторые религии запрещают есть определенные виды мяса ? Например, в Коране четко указан запрет на свинину, а в Библии приведен перечень нечистых животных . Почему, в конце концов, кодекс королевской семьи запрещает есть устриц? Редакция «Со Вкусом» нашла ответы на все эти вопросы, а также подтверждающие их научные факты.

Чистые животные

Возвращаясь к теме того, что мы - то, что мы едим : за свою жизнь все виды живых существ накапливают в себе определенные вещества, которые могут быть полезными или опасными для человека. Отсюда и теория про нечистое и чистое мясо. А теперь перейдем к списку.

Млекопитающие

Начать с красного мяса проще всего, так как оно может считаться чистым лишь в том случае, когда принадлежит травоядным животным.

  • коровы
  • олени
  • серны

Рыбы

Чистой рыбой считается та, которая имеет чешую, перья или плавники.

  • лосось
  • окунь
  • форель
  • мерланг и другие

Карп же питается растительностью и мелкой живностью и по всем пунктам проходит проверку на чистоту: чешуя и плавники на месте.

Птицы

Так же, как у чистых рыб должны быть плавники, у чистых птиц - зоб. Они должны питаться растительностью, зерновыми культурами и мелкой рыбой.

  • все виды куриных
  • голуби
  • индюки

Нечистые животные

В этот список попадают те животные, которые несут потенциальную угрозу для организма. Удивительно, но многие из этих продуктов относятся к диетической пище и даже деликатесам!

Млекопитающие

У большинства чистых млекопитающих парное копыто. Но есть исключения, например свинья. Итак, приводим список нечистых животных.

  • свинья
  • кролик
  • лошадь
  • верблюд

Кролики, чье мясо считают идеальным для усвоения, тоже не пойдут на пользу. Их употребление приводит к подагре и артриту, а всё из-за содержащихся в мясе пуриновых оснований, которые в итоге превращаются в мочевую кислоту.

Лошадиное мясо тяжело переваривается, отрицательно влияет на почки, печень, сердце. А в рационе верблюда слишком мало свежей зелени: колючки да сухие кустарники.

Рыбы и другие дары моря

Список огромный. Главное, что нужно усвоить: в пищу не годятся падальщики и те, кто фильтрует через себя большое количество воды.

  • рыба-меч
  • акула
  • осетр
  • креветки
  • крабы
  • устрицы
  • мидии и другие

Итак, не зря членам королевской семьи нельзя питаться ракообразными и моллюсками. Известно, что ими легко отравиться . Например, креветки, крабы и раки питаются всем, что гниет на дне морском. Мидии и утрицы фильтруют через себя тонны воды, а в результате сами насыщаются тяжелыми металлами и всем тем, от чего чистят воду.

Сом - еще больший падальщик, чем краб. Фактически он питается исключительно мертвечиной, за что его называют санитаром рек . Тот же осетр относится к донным рыбам и питается теми самыми моллюсками и червями.

Птицы

Здесь всё еще проще! Как мы уже сказали, плотоядные птицы нам не подходят.

  • чайка
  • ворон и ворона
  • ястреб
  • пеликан

Напрашивается вывод: чистое мясо у тех, чей рацион «правильный» с точки зрения человека. Что полезно есть людям, то желательно искать в рационе животных . Известно, что избыток мяса в рационе приводит к серьезным проблемам с почками и печенью, в то время как большое количество зелени чистит кровь и организм в целом.

Будьте внимательны при выборе продуктов! Если вы находите эти научные факты интересными и полезными, поделитесь ими с теми, кто не знает их.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!