Женский журнал Ladyblue

Почему нельзя заводить воображаемых друзей. Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям? Откуда берутся воображаемые друзья

У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.

Дарья Грошева

психолог

Почему появляются воображаемые друзья

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра - естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события - смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

Александр Покрышкин

детский психолог

Как относиться к воображаемым друзьям детей

Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка - это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико. Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях. Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»

Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет. В ряде случаев такие друзья - это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы. Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.

Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, - не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.

Все мы знаем Карлсона – веселого толстячка с пропеллером из любимой детской сказки Астрид Линдгрен про маленького мальчика, мечтавшего о щенке. Этот добродушный герой, обитающий на крыше и посещающий Малыша, когда тот грустит, не так уж и прост, как многим кажется. В этой волшебной истории детская писательница описала возникновение воображаемых друзей у ребенка .

Многие мамы и папы бьют тревогу, замечая, что их дети общаются с выдуманными персонажами. Специалисты же считают подобное явление очередным периодом развития детской личности. И все же, как следует относиться к такому поведению ребенка? Как реагировать: стараться переубедить или включиться в игру? Ответим на все эти вопросы.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Невидимые приятели появляются у детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста, и могут принимать различные формы: мальчика Жени и девочки Маши, веселой собаки и отважного супергероя. «Беседовать» может любимая кукла и даже растение: «Пока я был в садике, Цветочек соскучился и просит его полить».

Чаще всего воображаемые друзья у ребенка возникают из-за отсутствия реальных товарищей. Таким необычным способом малыш компенсирует недостаток общения. Случается и так, что у крохи есть приятели-сверстники, но с ними он не чувствует собственную значимость, а с выдуманным другом он может стать лидером и победителем.

Еще одна распространенная причина – перекладывание вины на невидимого товарища за свои многочисленные проделки. Это уже проявление так называемого синдрома Карлсона, который встречается у детей, воспитывающихся в чрезмерной строгости.

Иногда дошколята находят у воображаемых приятелей поддержку, ведь вдвоем не так страшна темнота и различные чудовища. Вероятность возникновения подобной «дружбы» увеличивается, если малыш стесняется рассказывать о страхах или взрослые считают детские опасения несерьезными.

Что делать родителям?

Если к вашему чаду однажды прилетит своей Карлсон, прежде всего, не поддавайтесь панике. Как говаривал этот милый герой: «Спокойствие, только спокойствие!» Наши полезные советы помогут вам правильно отреагировать на воображаемого друга малыша.

  1. Не стоит говорить, что вымышленные приятели – признак психического нездоровья, иначе дети поверят, что они не такие, как все. – это абсолютно нормальное явление.
  2. Подавлять детское воображение также не следует, напротив, подыграйте малышу. Поставьте тарелку для невидимого товарища, расстелите ему постель, внимательно слушайте все приключения с его участием.
  3. И все же, не выступайте инициатором общения с выдуманным персонажем. Не спрашивайте у ребенка, пойдет ли его «друг» на прогулку вместе с вами. Дождитесь, когда сын или дочка вспомнят о нем и предложат вам включиться в игру.
  4. Не позволяйте ребенку перекладывать вину за собственные проступки на товарища. Дошкольник должен отвечать за плохое поведение, а вам нужно напоминать о возможном последствии. Если малыш все равно винит в раскиданных игрушках расшалившегося Карлсона, предложите убраться в комнате вместе с ним.
  5. Важно, чтобы ваше чадо как можно чаще общалось и взаимодействовало с другими детьми. А еще разнообразьте детскую жизнь новыми переживаниями: гуляйте в интересных местах, посещайте выставки и зоопарк, ходите в кукольный театр. Реальные впечатления понемногу вытеснят придуманных друзей.
  6. Не забывайте уделять больше внимания маленькому выдумщику. Чувство защищенности и собственной значимости подарят совместные игры, чтение сказок, просмотр мультиков. Важен и телесный контакт – поцелуи и объятия очень сближают родителей и малышей.
  7. Если же в вашей семье «поселился» видимый только ребенку забавный котенок или щенок, попробуйте заменить его настоящим домашним питомцем. Вероятно, именно так проявляются детские мечты о четырехлапом друге.

Впору бить тревогу и звать на помощь детского психолога в следующих ситуациях: ребенок чересчур зависим от придуманного друга, путает вымысел и реальность, а его фантазии безрадостны, мрачны, изобилуют жестокими сценами.

Однако в большинстве случаев воображаемые друзья у ребенка абсолютно безобидны. С ними он проживет определенный временной отрезок (обычно до 7-9 лет), а затем спокойно их отпустит. И вскоре вы с юмором и ностальгией будете вспоминать об этом интересном периоде детского взросления.

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Когда ребенок обзаводится новыми друзьями, за него можно только порадоваться. Но как реагировать родителям, если новый друг малыша – воображаемый? Стоит ли беспокоиться или общение с вымышленными друзьями является нормой для детей? Это простые игры богатого воображения или психологические проблемы? Попробуем разобраться.

Мой новый друг

Воображаемые друзья уже несколько десятков лет представляют тему, интересную для психологов и педагогов. Стоит отметить, что число детей, имеющих воображаемых друзей, очень велико. Почти каждый ребенок хоть на короткий период заводил невидимого приятеля.

Родители могут и не знать, что ребенок разговаривает с воображаемым другом. А если и узнают, то обычно это происходит случайно. Например, дочь рассказывает об играх в детском саду с Машей. И эти рассказы не вызывают никаких сомнений у родителей. Но при желании познакомиться с подружкой своего ребенка, они узнают, что в садике нет никакой Маши. Подробно расспросив дочку, мама выясняет, что у Маши есть пушистый хвост, и она спит на радуге.

Вымышленными друзьями не всегда становятся сверстники детей. Это могут быть сказочные персонажи, животные, взрослые и любые вымышленные существа. От малыша можно услышать рассказы о друге, которому 160 лет, или о крохотном карманном приятеле.

Наличие вымышленного друга не должно пугать родителей. Но как на это реагировать? Стоит ли поддерживать детские выдумки?

Что делать, если малыш завел воображаемого друга?

Осмеивать или запрещать общение детей с вымышленными друзьями ни в коем случае нельзя. Это приведет лишь к тому, что ребенок отстранится, потеряет доверие, но все равно продолжит призрачную дружбу, только теперь постарается сохранить это в тайне. Правильным решением будет разумная поддержка вашего малыша. Интересуйтесь жизнью вымышленного приятеля: кто он, где живет, о чем мечтает, что его волнует. Вы узнаете много нового о переживаниях, мечтах и волнениях собственного ребенка. Не стоит самим раздувать тему воображаемого друга, постоянно о нем вспоминая. Просто дайте понять ребенку, что он может делится всеми своими мыслями с вами.

Разобравшись в причинах появления вымышленных друзей, вы сможете лучше понять своего ребенка и при необходимости оказать ему помощь. Ведь далеко не всегда призрачный друг появляется из-за хорошо развитого воображения.

Воображаемые друзья появляются внезапно, и так же неожиданно могут исчезнуть. Дружба с невидимками может длится на протяжении нескольких лет. В возрасте с 3 до 8 лет – это обычное явление. Как правило, к поступлению в школу дети перестают общаться с призрачными собеседниками.

Причины воображаемой дружбы

Ребенку с богатой фантазией, конечно, легче представить невидимого приятеля и даже завести с ним дружбу. Но порой развитое воображение лишь помогает создать подходящие условия, а причинами появления вымышленного друга у детей является что-то другое.

  1. Недостаток общения является основной причиной появления воображаемых друзей. Ребенок чувствует себя одиноким и заполняет пустоту придуманным другом, которому можно доверить все секреты, поиграть и пообщаться. Если малыш растет без братьев и сестер или разница в возрасте между ними слишком велика, вероятность приобретения призрачного товарища возрастает.
  2. Слабый и беззащитный малыш нуждается в друге, который сможет его защитить. И он может в своем воображении создать себе защитника и героя.
  3. Иногда ребенок создает себе приятеля, на которого сваливает вину за свои проступки. Он может его постоянно ругать и одергивать, подражая поведению взрослых.
  4. Воображаемый друг может появиться в трудной для ребенка ситуации. Например, рождение младшего братика или сестрички может вызвать гамму переживаний и, чтобы не чувствовать себя брошенным, малыш заводит себе друга. Такая трагичная ситуация для детей как развод родителей часто приводит к психосоматическим расстройствам. Но к некоторым детям на помощь приходит воображаемый друг, который разделяет все переживания крохи, и помогает справиться с тяжелой ситуацией. У малыша, оказавшегося в больнице без родителей, может появиться невидимый друг, который будет его поддерживать и помогать.
  5. Иногда вымышленные приятели призваны мотивировать детей, служат им примером. Они могут помочь справиться с тревогой и поверить в свои силы. Такой невидимый друг служит примером и идеалом для крохи.

Воображаемые друзья исчезают, как только ребенок перестает в них нуждаться. Но даже зная это, родители могут испытывать беспокойство: насколько малыш погружен в фантазию, и может ли он отличить реальность от вымысла?

Реальность или игра

Широко распространено мнение, что воображаемый и реальные миры смешиваются у детей в голове. Действительно, воображаемые образы накладывают отпечаток на восприятие мира.

Стоит сказать пятилетнему малышу, что пол – это огненная лава, как он тут же постарается забраться с ногами на стул. Но если ему предложить представить вместо пола цветущую мягкую полянку, он с удовольствием по нему пробежится. Его поведение основывалось только на его воображении. Очень часто можно услышать рассказы детей о том, чего никогда не было. Однажды услышанные истории или увиденные ситуации могут наложить такой отпечаток на восприятие ребенка, что он будет помнить их, как будто это произошло с ним самим.

Можно подумать, что работа воображения затмевает реальность, смешивая действительное и выдуманное. Но это не совсем так. Именно воображение стоит отблагодарить за то, что мы в состоянии различать выдуманный мир от мира реального. Ведь чтобы представить вымышленные картины, необходимо осознавать и реальность.

Играя, ребенок удерживает в голове фантазийный образ и реальность одновременно. Если кроха усадил с собой за стол игрушечного медведя и кормит его, поднося ложку с едой, он точно знает, что на самом деле игрушка не будет кушать. Малыш понимает, что кормление происходит понарошку, то есть он четко осознает, что реально, а что нет.

Присутствие воображаемого приятеля не должно беспокоить родителей, если оно ненавязчиво в жизни ребенка. Но если кроха все время проводит с призрачным другом, очень зависит от него и волнуется, когда они в ссоре, стоит уделить этому вопросу повышенное внимание.

Тревожные симптомы

В некоторых случаях взаимоотношение ребенка с выдуманным приятелем могут указать на его проблемы. И родители, распознав тревожные симптомы могут помочь справиться с тревогами и волнениями их чада.

  • Если общение малыша с невидимкой копирует взаимоотношения между членами семьи или в нем постоянно присутствуют одни и те же мотивы, оно может указывать на проблему, которая беспокоит и волнует кроху. Порой разобраться в переживаниях малыша совсем непросто, тогда на помощь может прийти психолог.
  • Если ребенок постоянно ругает и наказывает выдуманного друга, велика вероятность того, что он сам часто оказывается на месте провинившегося. Ставя себя на место взрослого человека, он пытается разобраться в ситуациях и снять стресс.
  • Если вымышленный друг является защитником малыша и исполняет все его желания, то часто оказывается, что кроха чувствует себя беззащитным и не умеет за себя постоять. Такой друг помогает отомстить всем обидчикам и создает более комфортный для ребенка выдуманный мир.

Вымышленные друзья приносят большую пользу ребенку. Кроме того, что они позволяют развиваться воображению, они также способствуют развитию навыкам общения и помогают справиться с тревогами и проблемами малыша.

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда - никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» - кричит ребенок на прогулке. - «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… Что делать, если у малыша появились воображаемые друзья?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной - трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми - тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья - все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем - то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи - он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку).

Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.



Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного «барашка Вени». Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против «барашек Веня», если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать - в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей - это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей - это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему «некий Вася», которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка - выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь - подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Обсудить воображаемых друзей вашего малыша можно

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!