Женский журнал Ladyblue

Почему плачет новорожденный ребенок? Как успокоить плачущего ночью малыша: простые способы Как можно успокоить малыша.

Приветствуем вас дорогие читатели! Сегодня мы вам расскажем, как успокоить грудничка когда он плачет. Идеальная картина жизни с ребенком у будущей мамочки такова – она безмятежно общается с подружками, которые приходят в гости, готовит вкусные ужины, дожидаясь с работы мужа, а потом, вместе с супругом и малышом проводят время вместе, неспешно гуляя по тенистому парку, утопающему в зелени.

Когда «новоиспеченная» мама сталкивается с реальностью, она порой впадает в сильнейшую депрессию – подгузники, бесконечное кормление, а тут еще надо успеть сделать массу дела, а детка, вместо того, чтобы безмятежно спать, кричит, оставшись один, и заливается неистовым плачем.

Стоп! Хватит! Не надо считать себя худшей мамой во всем белом свете, вам просто необходимо привыкнуть к новому распорядку дел. Пройдет совсем немного времени, и вы уже будете «одной левой» кормить крошку, готовить блюда и трещать с подружками по телефону.

  • Просто голоден

Как только ваш маленький сыночек или дочка начинают горестно всхлипывать, и, постепенно «наращивать» плач, стоит проверить, а не успел ли он проголодаться! Одной из первичных потребностей у детей первых месяцев жизни является – питание.

Если вы кормите ребенка грудью, то просто предложите ему попить немного маминого молочка. В случае, если ваш кроха питается искусственной смесью – постарайтесь либо немного сократить пропуски между кормлениями, либо увеличить объем последующей порции смеси.


  • Не слишком чистый

Согласитесь, что никому не нравится быть грязным, поэтому, когда детка чувствует себя некомфортно, куксится и ерзает, проверьте не пора ли поменять подгузник. Хорошо промывайте крохе все складочки на ножках, интимной зоне и на попе. После подмывания, промокните тело крошки мягким, хорошо впитывающим полотенцем, удалив лишнюю влагу.


  • Осторожно, опрелости

Как успокоить грудничка когда он плачет? если вы заметили, что причиной плача стала покрасневшая кожа на попе? Конечно, надо обработать покраснения и опрелости ранозаживляющим детским кремом или гелем. Чем лучше обрабатывать такие неприятные явления?

У каждой семьи свое мнение на этот счет, кто-то предпочитает использовать детскую присыпку, кому-то нравится жирный детский крем, можно также приобрести средства с содержанием декспантенола, который быстро успокаивает кожу, снимает раздражение и способствуют заживлению ранок. Декспантенол лежит в основе таких мазей, как «Бепантен» и «Д-Пантенол».

  • Пора спать

Вот ваш малы плотно покушал, он чист и весел, но внезапно начинает кукситься и реветь, в чем же дело? Как успокоить кроху? Не стоит забывать, что новорожденные детки нуждаются в продолжительном отдыхе, а ваша задача – обеспечить крошке эту потребность. Постарайтесь уложить малютку спать, как можно скорее.


  • Очень устал

Младенцы нуждаются в спокойной благоприятной обстановке, поэтому не рекомендуются в первые месяцы жизни малыша, носить его в гости или устраивать шумные мероприятия.

Но даже если вы находитесь дома, но при этом в жизни семьи происходят какие-либо волнующие взрослых события, например, ссоры, неприятности, это может привести к ухудшению состояния вполне здорового ребенка. Детка начинает капризничать без причины, вздрагивает во сне, кроме того продолжительность его сна длится совсем недолго.

Что хочется пожелать в данном случае? Конечно, нормализовать общение в семье, стараться разговаривать при ребенке спокойным голосом и не терять самообладания даже в самых нехороших ситуациях. Если вы не можете справиться с нервами – обратитесь к доктору, чтобы он назначил вам успокоительные препараты, которые можно принимать во время лактации.

  • Ох, уж эти колики

В возрасте примерно 1,5 месяцев у многих детей начинается период кишечных колик, он сопровождается болями и дискомфортом в области живота. О том, как успокоить грудничка, которого мучают колики, вы можете подробно прочесть в нашей статье: « ». А если сказать коротко, то вам надо будет попробовать один из способов, чтобы помочь детке освободиться от газиков, погреть или погладить маленький животик, сделать чаду гимнастику, воспользоваться укропной водичкой или газоотводной трубочкой.

  • Перемены погоды

Даже у взрослого человека, во время изменения климатических условий за окном, может болеть голова, происходит это из-за повышения или понижения внутричерепного давления. Естественно, что пожилые люди и младенцы являются наиболее уязвимыми к погодным изменениям.

Поэтому если ваш крошка плачет, а вы не можете понять почему, посмотрите за окно – снег, сильный ветер, ливень и прочие катаклизмы могут быть тому виной.


Иногда ребенок плачет потому что ему неудобно лежать, попробуйте взять его на руки и походить с ним по комнате, подержать его вертикально, выложить на животик. А может быть для прекращения плача будет достаточно повернуть крошку на бочок и оставить лежать его в кроватке.

  • Просто скучно

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит бодрствуя. Естественно, что лежать на одном месте ему становится неинтересно, и он начинает плакать, чтобы привлечь к себе внимание мамы и папы.

Совсем необязательно каждый раз брать крошку на ручки, повесьте на кроватку мобиль, панель с игрушками, положите детку на развивающий коврик, одним словом предоставьте чаду в пользование увлекательные для его возраста игрушки.

  • А если заболел

В случае, когда вы не можете никаким образом успокоить крошку, внимательно изучите его общее состояние здоровья, померьте температуру. О том, вы также можете прочесть в нашей статье.

О том, что детка действительно болен может говорить и его поведение, если он плачет резко и заливисто, весь напрягается, краснеет, отказывается от пищи, то стоит вызвать педиатра, который совершит осмотр и выяснит причину плача.

Также для наших читателей мы подготовили 10 экспресс-советов, как быстро успокоить грудного ребенка:

Как успокоить

  1. Аккуратно подуйте детке в лицо. Нежный ветерок — подействует на малыша успокаивающе!
  2. Умойте крошку прохладной водой, она освежит чадо и снимет приступ длительного плача.
  3. Спойте детке песенку или расскажите сказку, монотонный добрый мамин голос умиротворит чадо.
  4. Возьмите детку на ручки!
  5. Потанцуйте или походите с грудничком по квартире, смена обстановки отвлечет его от слез.
  6. Положите рядом с сыночком или дочкой подушечки или мешочки с травками, например, аромат ромашки или мяты может подействовать успокаивающе на детку.
  7. Искупайте ребенка – водные процедуры помогут ему расслабиться и прийти в себя.
  8. Откройте форточку, выйдите на балкон или отправляйтесь на прогулку, свежий воздух способен угомонить даже самого расшумевшегося ребенка.
  9. Яркая игрушка – также поможет отвлечь маленького плаксу.
  10. Необычный звук точно заинтересует расплакавшегося ребенка, для этого включите приятную мелодию на телефоне, запустите музыкальный мобиль, понажимайте на пищащую игрушку.

Надеемся наши советы, как успокоить грудничка, помогут вам избежать детских слез! А мы желаем мира вашей семье и побольше приятных дней!

Безусловно, лучший способ успокоить новорожденного малыша - это покормить его. Но важно понимать, что плач - это способ, которым ребенок сообщает о любой своей проблеме, не только о голоде. В первые две недели никаких ошибок сделать не возможно - все, что вы делаете - правильно. Предлагайте малышу грудь так часто, как считаете нужным.

Еда — не единственный способ успокоить новорожденного.

Начиная с 3й недели, старайтесь успокаивать малыша не только едой . Если малыш хорошо набирает вес, если после кормления он засыпает довольный, но через пол часа просыпается с плачем, вряд ли он снова голоден. Грудь или бутылочка по любому поводу в последствии может привести к тому, что ребенок:

— Засыпает только с грудью или бутылочкой во рту.

Ест понемногу целый день , и склонен делать тоже самое ночью, соответственно, он чаще просыпается.

Ест часто и понемногу , а значит, не добирается до более жирного и питательного «заднего» молока, которое способствует сонному состоянию ребенка. «Заднее молоко» а также уравновешивает углеводы (которыми богато «переднее» молоко), а значит уменьшает вероятность газов и коликов, что тоже положительно влияет на спокойный сон .

Если после предыдущего кормления прошло совсем мало времени, а ребенок не доволен, не спешите снова кормить : проверьте подгузник; убедитесь, что ребенку не холодно и не жарко; вспомните, когда он спал - может быть, он бодрствует больше 2 часов?

Способы успокоить новорожденного.

Попробуйте один из способов успокоить ребенка:

1. Покачайте в коляске или кроватке, походите с ребенком на руках. Новорожденные дети еще помнят ощущения, которые они испытывали в утробе, когда мама двигалась. Качание для малышей привычно, и поэтому успокаивает. Но не следует укачивать ребенка слишком интенсивно. В этом случае происходит слишком сильная стимуляция вестибулярного аппарата, и мозг просто отключает реакцию на внешние стимулы. В этот момент ребенок уходит в стрессовый сон, который позволяет защитить его нежную нервную систему, но не несет полноценного отдыха и оздоровления, так необходимого детскому организму.

2. Включите успокаивающую музыку для новорождённых, «белый шум» . Или просто откройте воду в ванной и поднесите ребенка поближе к струе воды. Монотонные негромкие медленные звуки действуют очень эффективно и помогают быстро успокоить новорожденного.

3. Пошикайте, тихонько попойте

4. Сделайте легкий массаж кончиками пальцев, погладьте малыша

5. Запеленайте - многие дети в таком возрасте так чувствуют себя уютнее и спокойнее. Это дает ребенку ощущение небольшого сдавливания - такое же, как они испытывали, находясь в животе и успокаивает ребенка перед сном. Выбирайте одежду и пеленку исходя из того, что ребенка важно не перегреть. Кстати, некоторым детям пеленание не нравится с самого рождения. И не стоит настаивать.

6. Если ребенок старше 6 недель и нет проблем с лактацией, предложите малышу соску . Мнения и рекомендации относительно использования соски постоянно меняются на основе все новых и новых исследований. Но, в частности, есть мнение, что соска не только удовлетворяет инстинкт сосания ребенка, но и снижает риск внезапной младенческой смертности в первые 6 месяцев.

7. Сочетайте способы . Запеленайте малыша, включите белый шум, приглушите свет и покачайте ребенка на руках. Несколько способов вместе помогут успокоить новорожденного ребенка эффективнее, чем что-то одно.

8. Если ничего не работает - снова покормите (если малыш сделал пару сосательных движений и успокоился, значит, он все-таки был не голоден, и просто успокаивается грудью или бутылочкой)

Если ничего не помогает успокоить ребенка

В ситуации, если на протяжении 10 минут один способ успокоить новорожденного ребенка не работает, пробуйте другой . Если вы «дошли до точки кипения», пусть ребенка продолжит успокаивать кто-то другой - папа или бабушка. Если вы одна дома, а ребенок продолжает плакать, положите ребенка в кроватку и дайте себе 2-3 минуты, чтобы перевести дыхание. Помните, что эмоциональное состояние мамы прекрасно считывается малышом.

Каждая мама хорошо знает, как порой нелегко бывает успокоить маленького ребенка. Современные реалии таковы, что с детьми старше полутора-двух лет легко справиться, сунув в руки заветную сладость или вредный, но такой интересный планшет с мультиками и играми. А что делать маме, если ее ребенок еще слишком мал для того, чтобы самозабвенно погрузиться в мир ярких картинок, забыв о причине своего расстройства?

В этой статье не идет речь о тех периодах жизни ребенка, когда у него болит животик, растут зубки или он плохо себя чувствует – эти состояния являются долговременными и, как правило, не могут разрешиться с помощью маминой фантазии или подручных средств.

Но с очевидными причинами плохого настроения и капризов малыша справиться можно. Есть несколько действенных методов, которые могут быть полезны и применимы к любому ребенку грудного возраста. Давайте разберемся почему грудничок плачет?

1. Первым делом необходимо проверить подгузник малыша

Мало кому понравится длительное время лежать с мокрой попой, и уж точно при этом никто не захочет умилительно гулить. Если ребенок испачкал подгузник, дело за малым – просто подмыть его проточной водой под краном и надеть сухие штанишки.

Иногда бывает и так, что подгузник свеж и сух, но малыш все равно при этом испытывает дискомфорт – вполне возможно, что жесткие липучки и края одноразовых трусиков натирают или сильно сдавливают ножки и животик. В таком случае есть необходимость проверить и их тоже, переклеив на нужный размер.

2. Второй немаловажный компонент спокойствия ребенка – это сытость

Маленьким детям грудного возраста необходимо потреблять достаточное количество калорий, поступающих из маминого молока или молочной смеси. В первый год жизни ребенок активно растет, прибавляя в росте и весе, каждый месяц совершая такие невероятные скачки в развитии, которых не будет происходить во взрослом периоде жизни годами.

Поэтому очень важно, чтобы он своевременно получал необходимую пищу и жидкость. Малышу в возрасте до шести месяцев данную потребность целиком и полностью удовлетворяет грудное молоко или адаптированная сухая молочная смесь. Ребенку же постарше имеет смысл предложить на выбор вкусное детское пюре, растворимое в жидкости печенье или маленькие сушки, разрешенные фрукты и овощи. Вполне возможно, что малыш увлечется новым вкусом, формой и цветом еды, перестанет плакать и даст маме некоторое время на отдых.

3. Следующей важной причиной беспокойства может послужить банальная усталость

Вроде и подгузник сухой, и кормили недавно, но ребенок все равно продолжает надрывно плакать, отталкивать любимую сисю и выворачиваться на руках у мамы. Если наблюдается такого рода истерика, скорее всего, это просто усталость, и ему необходимо лечь спать.

Психика маленьких детей весьма подвижна и очень быстро утомляется от большого количества событий, происходящих вокруг, громкого шума, яркого света, людей. Не стоит забывать и об обязательном режиме сна и отдыха малыша!

Каждая мама устанавливает своему ребенку наиболее оптимальный режим, который подходит им обоим. И самое главное – это регулярное соблюдение и чередование часов сна, отдыха и бодрствования. Поэтому если ребенок капризничает, хнычет, отказывается от еды и любимых игрушек без всякой видимой на то причины, стоит просто уйти в тихое и темное помещение, поудобнее устроиться и дать малышу возможность спокойно заснуть.

4. Ребенку жарко

Есть дети, обладающие повышенной потливостью от природы. Таким малышам всегда бывает трудно переносить чересчур жаркое лето, особенно если мама не может удержаться от того, чтобы не надеть на свое чадо непременную пару носочков или столь любимую в народе шапочку – продует же. Но, тем не менее, кутать ребенка бывает довольно опасно.

Если сердце взрослого человека бьется с частотой примерно 80-85 ударов в минуту, то сердцебиение малыша может достигать 130-160 ударов. Соответственно, кровь от сердца по сосудам течет гораздо быстрее, отчего ребенку, в принципе, всегда немного жарче. Поэтому, если мама переборщит с количеством одежды, то она рискует перегреть дитя, что может быть чревато различными серьезными осложнениями.

Чтобы этого не случилось, первым делом, если ребенок капризничает и пытается выпутаться из одежды или пеленок, стоит проверить, достаточно ли ему комфортно в выбранном мамой одеянии. Иногда бывает достаточно снять лишнюю распашонку или пару носочков с шапкой, чтобы малыш тут же перестал плакать и довольно заулыбался.

В жаркое время года не лишним будут и регулярные водные процедуры. Нет малыша, который бы не любил плескаться в теплой водичке с душистой пенкой и яркими занимательными игрушками.

5. Ребенок может беспокоиться и плакать, если ему стало холодно

Огромным заблуждением является определение того, холодно малышу или нет, посредством ощупывания его ножек, ручек, носа и других частей тела. Бледные и прохладные пятки означают лишь, что у ребенка происходит нормальный теплообмен.

При температуре в помещении 20 градусов и выше здоровый малыш замерзнуть никак не может, и для комфорта ему вполне достаточно тонкой пеленки или кофточки со штанишками. Но если температура воздуха значительно ниже указанной, стоит руководствоваться правилом «плюс один» – надеть на ребенка ту же одежду, что и на себя, прибавив еще одну сверху. Так будет достигнут оптимальный температурный минимум для хорошего самочувствия малыша.

6. Потребность в мамином внимании так же может послужить причиной для беспокойства младенца

Страшные истории бабушек и троюродных тетушек из разряда «будешь часто брать ребенка – приучишь его к рукам» это всего лишь миф. Маленького человечка нельзя приучить к рукам или отучить от них. Почти десять месяцев малыш находился в утробе матери, в тепле, уюте и покое, защищенный от всевозможных опасностей и внешних раздражителей. После рождения он так же нуждается в сохранении этого чувства. И еще ни один ребенок в мире не просидел у мамы на руках до своего совершеннолетия.

Не стоит бояться привязать грудничка слишком сильно к себе, ведь в этом и состоит задача любой мамы – дарить малышу покой, умиротворение и защиту, растить его в гармонии, любви и заботе. Так что, как не нежные мамины руки, способно обеспечить ребенку это состояние?

Поэтому, если младенец слишком долго лежит один в кроватке или ползает по полу среди игрушек, то он может позволить себе немножко соскучиться по теплым маминым объятиям и успокоительному биению ее сердца. Взять его на руки и насладиться несколькими минутами наедине, не отвлекаясь на бесконечные домашние дела и суету, – это бесценно как для мамы, так и для ее малыша.

7. Необходимость сменить обстановку зачастую заставляет ребенка капризничать, казалось бы, совершенно без повода

Любому человеку довольно быстро надоедает находиться в одном и том же помещении, местности, окружении длительное время. Тем более это легко может наскучить маленькому ребенку.

Даже если человечек еще слишком мал для того, чтобы иметь возможность самостоятельно передвигаться по комнатам, то ему все равно не очень приятно лежать на одном месте и смотреть на все те же игрушки, подвешенные над ним, еще хуже – в потолок. А малышу постарше становится скучно играть в один мячик в периметре небольшого манежа или ковра.

Для наиболее гармоничного развития ребенка ему нужно периодически менять обстановку, производить смену локации. Пусть младенец попеременно лежит то в родной кроватке и разглядывает игрушки на мобиле, то качается в электрических качелях, то отдыхает на развивающем коврике с яркими дугами и погремушками.

Ребенок постарше должен иметь возможность самостоятельно передвигаться по комнате или даже целой квартире, не ограниченный в пространстве, пусть он еще и не слишком уверенно руководит своими ручками и ножками. Конечно, для подобной свободы необходимо обеспечить должную безопасность, оснастив жилье специальными средствами защиты детей, будь то замки на ящики, заглушки для розеток или же специальные накладки на углы.

Если у ребенка будет большое поле для игр и воплощения всех его фантазий, он сможет дольше оставаться наедине с собой, а мама будет иметь возможность как переделать все свои домашние дела, так и просто немножко отдохнуть с чашечкой чая.

8. Надоевшие игрушки так же порой приводят малыша в состояние беспокойства и расстроенных чувств

Помимо смены обстановки и помещения для игр ребенок также порой нуждается и в новых игрушках. При этом совершенно не обязательно бежать в магазин и оставлять там баснословную сумму на приобретение пятого мяча или десятой погремушки.

Вполне достаточно будет иметь в доме некоторый запас игрушек, самых необходимых для развития ребенка. Данное количество стоит разделить на два, и одну половину разложить на видных и доступных для малыша местах, а вторую часть тщательно спрятать.

Психологи рекомендуют менять экспозицию в детской примерно раз в полтора-два месяца. Этот метод позволит пробуждать в ребенке интерес к игрушкам, развивать его фантазию для игр с тем, что имеется у него в данный момент, а также сильно сэкономит семейный бюджет. Все знакомы с правилом «все новое – это хорошо забытое старое». Ребенок будет очень рад «новой» погремушке взамен надоевшей, красному зайчику вместо синего и другому, более звонко скачущему мячу, которые мама жестом фокусника вдруг достанет из дальнего ящика шкафа.

9. Это удивительно, но мама тоже может надоесть малышу

В семьях, где папа все время работает, а мама ведет домашнее хозяйство, зачастую общение ребенка ограничивается только ею. Чтобы развеселить захандрившего малыша, можно почаще выходить гулять на детские площадки с большим количеством мам и детей, приглашать к себе в гости бабушек и других родственников.

Также хорошим отвлекающим маневром станет игра со старшим братом или сестрой, соседской девочкой или сыном приятельницы. Идеально, когда разница между детьми от двух до пяти лет, в такой ситуации старшему ребенку нравится роль ведущего в развлечениях, он задает игре тон, выступает в роли учителя перед маленьким несмышленышем. А малыши, в свою очередь, просто обожают участвовать во «взрослых» задумках, ловят каждое слово старшего друга, каждый его жест.

И даже самый маленький партнер по играм, лежа в пеленках, будет весело хохотать, смотря на то, как двухлетняя сестра корчит забавные рожицы или складывает замок из кубиков. Мама так никогда не сможет, поэтому развлечение малышей можно – и нужно! – почаще доверять другим детям.


- поймать солнечного зайчика на стене возле детской кроватки

Помять пальчиками пластилин или нарисовать забавные кляксы краской на бумаге - покататься на маме как на лошадке

Попрыгать на кровати (пока не видит папа)

Придумать еще великое множество интересных занятий, которые помогут победить малышу плохое настроение, развеселят его и подарят заряд бодрости на весь день ему и его маме!

Все эти рекомендации помогут молодой маме научиться лучше понимать своего ребенка и помогать ему справляться с небольшими капризами и дискомфортом. Но самый главный совет, который можно дать родителям – это любить своего ребенка. Только тогда он и станет самым счастливым человеком на свете!

Совершенствуем ночной сон ребенка

Darcia Narvaez , https://www.psychologytoday.com/blog/moral-landscapes

"Мой малыш счастлив и спокоен только у меня на руках, стоит мне отложить его, он начинает плакать" .

"По ночам малыш просыпается каждый час, у меня уже просто нет сил ".

Подобные жалобы часто звучат из уст молодых родителей .

Большинство детей пробуждаются ночью и ожидают от родителей помощь в успокоении. По мере роста младенца сокращается количество его пробуждений в течение ночи и снижается потребность в получении помощи для погружения обратно в сон, но все это сохраняется в течение еще достаточно продолжительного периода времени. Недавнее исследование Weinraub et al. 2012 подтверждает, что ночные пробуждения являются нормой для младенцев . 66% малышей 6-месячного возраста просыпаются ночью, по крайней мере, один или два раза в неделю, а остальные - еще чаще. Некоторые дети в возрасте 12 месяцев могут плакать при пробуждении, даже если в предыдущие ночи они спокойно погружались обратно в сон.

Легкое погружение обратно в сон при помощи взрослого - одна из существенных ценностей для наших малышей, а также важная задача для родителей, нуждающихся в отдыхе. Взрослые, которые пытаются успокоить своих детей, могут получить ощутимую поддержку, опираясь на науку об уходе за малышом в ночное время. Она раскрывает важные знания об успокоении младенцев и рассказывает о том, почему определенные способы помогут в этом с наибольшей степенью вероятности.

Что важно знать об успокоении?

· Присутствие взрослого помогает успокоиться детям, пробуждающимся в плохом настроении. Младенцы (особенно в первые месяцы жизни) еще не способны регулировать свои эмоциональные состояния. Это одна из причин, почему в первые 2-3 месяца жизни эпизоды плача имеют тенденцию к учащению, а затем их частота снижается. Малыши могут плакать или беспокоиться по многим причинам, в том числе от голода, боли или других дискомфортных состояний, а, порой, просто в связи с потребностью в физическом контакте. Например, ношение ребенка на руках в течение 3-4 часов в день снижает общую продолжительность плача/беспокойного поведения младенца в возрасте 6 недель на 43% (Hunziker&Barr, 1988).

Беспокойство и плач - наиболее важные средства, с помощью которых ребенок может выражать свои потребности и желания. Нам не всегда удается определить конкретную причину такого поведения, но проявление видимых и слышимых признаков страдания, бесспорно, является важнейшей защитной и адаптивной функцией младенцев. Успокоение расстроенного малыша зависит от сенсорной информации, исходящей от заботящегося о нем взрослого - прикосновения, успокаивающий голос, запах, визуальный контакт, кормление грудью. Именно так это было задумано природой. Дети рассчитывают на тех, кто о них заботится: чтобы их успокоили и помогли справиться с другими факторами, расстраивающими или причиняющими им дискомфорт, например, боль, голод, или какое-то физическое или эмоциональное состояние, которое мы не можем точно определить. Присутствие взрослого и внимание к младенцу в момент его пробуждения и плача помогают ему быстрее погрузиться обратно в сон (Mao, Burnham, Goodlin-Jones, Gaylor, &Anders, 2004).

· Младенец учится самоуспокоению, получая помощь в успокоении извне. Взрослый содействует развитию способности - физиологически и эмоционально - самому себя успокаивать, помогая малышу успокоиться, не игнорируя его страдания. Это важнейшая помощь родителей детям (Davidov&Grusec, 2006; Stifter&Spinrad, 2002). Родители часто сомневаются в необходимости своего присутствия рядом с плачущим малышом, опасаясь, что это помешает развитию способности ребенка самостоятельно справляться со стрессом. Но следование такому подходу становится причиной повышенного беспокойства ребенка, он "липнет" к родителям, не отпуская их от себя ни на шаг. стресса и продолжительность периода бодрствования младенца. Это нисколько не способствует самостоятельному эмоциональному или физическому регулированию страданий и реакций ребенка. Напротив, для того, чтобы научиться спать, малышу необходимо заботливое руководящее участие родителей. Такие взаимоотношения помогают формированию у ребенка психической устойчивости и способности к саморегулированию, в случае возникновения проблем он сможет успокоить себя сам.

· Понимание причин проявления более сильного беспокойства у одних детей по сравнению с другими. Беспокойство после пробуждения является абсолютно нормальным поведением. Младенцы, испытывающие стресс, требуют внимания к себе, чтобы получить помощь в восстановлении чувства безопасности. Однако важно понимать, что способы оказания такой помощи для разных детей могут варьироваться. Поскольку некоторые младенцы плачут мало или не очень сильно, многие люди склонны ожидать такое же поведение от всех детей. Но малыши значительно отличаются друг от друга с точки зрения частоты и силы плача. Эти различия обусловлены многими факторами, включая темперамент, впечатления, ощущения и физиологическую зрелость. Таким образом, степень и продолжительность необходимости во внешнем регулировании (успокоении) варьируется для разных детей. Обеспечение внешнего регулирования для младенцев, которые чувствуют себя менее защищенными и, следовательно, более подвержены стрессу, на самом деле помогает , а не мешает им. Это способствует построению нервных проводящих путей, которые в конечном счете позволяют малышам самостоятельно справляться со стрессом и успокаивать себя (Cassidy, 1994; Stifter&Spinrad, 2002).

· Понимание и отслеживание момента, когда пробуждения становятся проблемой. Пробуждения являются нормальной составляющей детского сна и варьируются в зависимости от нескольких младенческих факторов:

1) способ кормления (грудь или бутылочка),

2) возраст,

3) отклонения в развитии,

4) индивидуальный уровень зрелости.

Ориентируясь на эти условия, каждой семье необходимо понимать, являются ли пробуждения проблемой для семьи. Пробуждения нельзя считать проблемой только лишь потому, что они происходят . Мнение о том, что пробуждения являются причиной "трудностей со сном", искажает актуальные знания о детском сне. Мы знаем, что несколько пробуждений во время ночного сна являются нормой для младенцев, особенно на грудном вскармливании. И, учитывая неврологическую незрелость человеческих младенцев при рождении, пробуждения служат основным защитным механизмом от опасности апноэ и обеспечивают насыщение организма кислородом. Кроме того, переходные и более продолжительные пробуждения помогают справиться с сердечно-легочными проблемами во время сна и восстановить естественный ритм сердцебиения (Mosko et al 1997a). Первые исследования синдрома внезапной детской смерти (СВДС) показали, что младенцы, которые чаще просыпаются ночью, менее подвержены риску смерти от СВДС, чем те, которые просыпаются значительно реже (см. обзор McKenna 1995 and Mosko et al 1997a and b).

К моменту, когда ребенок перерастает период основного риска СВДС, цикличность его пробуждений и снов приобретает более систематический характер, исследования показывают, что многие дети продолжают просыпаться ночью (Weinraubetal., 2012). Даже тогда ночные пробуждения целесообразно рассматривать как семейную проблему, а не "проблему со сном" ребенка. Если взрослого устраивают пробуждения годовалого ребенка 2 и более раз в течение ночи, проблемы нет!

Подведем итог: Плач при пробуждении является абсолютно нормальным поведением. Помощь плачущему младенцу в успокоении и утешении поддерживает развитие его способности к самостоятельному успокоению в будущем.

Естественные способы успокоения малыша

Первые 3 месяца жизни многим известны как "четвертый триместр беременности" , когда малышу необходима . Некоторые новорожденные легко адаптируются к новым условиям жизни, другие - сложнее. Многие способы, которыми родители инстинктивно пользуются для успокоения своих малышей, фактически воссоздают приятные, знакомые ощущения, ставшие привычными для ребенка за время его пребывания в утробе матери. Эти методы действительно хорошо работают для всех детей.

Воссоздание движения. Матка - пространство, находящееся в постоянном движении, поэтому танец, покачивания из стороны в сторону, быстрая ходьба, тряская езда на автомобиле, как правило, помогают малышам успокоиться.

В каких случаях не следует спать вместе с ребенком. Важно, чтобы родители воздерживались от совместного сна, если они не кормят грудью, а также, разумеется, если кто-либо из родителей находится под воздействием , наркотиков или того, что может нарушить естественность процесса возбуждения-торможения нервной системы. Дети должны спать на другой поверхности рядом с кроватью родителей, если:

1) взрослые, спящие рядом, чрезмерно сонливы,

2) есть вероятность, что маленькие дети будут искать способ и возможность попасть в кровать к родителям,

3) в кровати находится взрослый, который отказывается брать на себя ответственность за ребенка.

Следует избегать совместного сна в случае, если во время беременности, поскольку у младенца могут быть нарушены ритмы пробуждения, и это помешает эффективному обеспечению его максимальной безопасности в условиях совместного сна. То же самое справедливо и для маленьких недоношенных детей. Для них наиболее безопасной считается организация сна в приставной кроватке, а не в общей постели. И, наконец, весьма рискованно спать с младенцем на кушетке, диване или в кресле. Известно много случаев, когда дети задохнулись, оказавшись зажатыми между взрослым и какой-либо деталью мебели. Во всех вышеперечисленных случаях совместный сон на разных спальных поверхностях в одной комнате является более целесообразным вариантом, чем совместный сон в общей кровати.

Важный момент: где бы ни спал ребенок, он всегда должен лежать на спине. Более того, необходимо обеспечить расположение малыша вдали от мягкого постельного белья, подушек или игрушек, таким образом, чтобы ничто не препятствовало дыханию, и его голова не была покрыта какими-либо предметами, независимо от того, спит ли он рядом с родителями или отдельно от них.

Больше информации о безопасном совместном сне можно найти (и далее по ссылкам в конце статьи).

Грудное вскармливание. В дополнение к другим преимуществам грудного вскармливания для здоровья и когнитивного развития ребенка, оно является прекрасным способом успокоения. Кормление грудью обеспечивает контакт кожа к коже и тепло, удобно и выгодно для родителей, облегчая управление пробуждениями и помогая снизить депрессии (Fergerson, Jamieson, &Lindsay, 2002). Кроме того, матери, кормящие исключительно грудью, на самом деле больше спят и меньше устают в течение дня, по сравнению с теми, кто кормит исключительно искусственным питанием или смешанно (Kendall-Tackett, Cong, &Hale, 2011 ).

Прислушивайтесь к ребенку и доверяйте своим инстинктам. Младенцы прекрасно умеют общаться, а взрослые, как правило, мастерски подбирают наилучший способ реагирования. Умение укачивать ребенка или разговаривать с ним мягко и нежно заложено в нас от природы. Таким образом, успокоить малыша поможет внимательное отношение к нему и к своим чувствам. Родителям нужно научиться прислушиваться к себе и беречь безопасность и здоровье младенцев. Если ребенок плачет, находясь на руках у родителей, можно подобрать для него более комфортное положение, но не оставлять малыша одного. Если взрослый неподвижен, возможно, нужно начать двигаться; если уже находится в движении - попробовать начать укачивать. Доверяйте своим инстинктам, они подскажут наилучший способ для установления контакта с ребенком.

Примечание для родителей: Существует только один знаток вашего малыша - это вы. Иногда вы сможете легко найти способ успокоить ребенка; временами вам будет казаться, что способы, которые помогали раньше, перестали работать. Однако терпеливое отношение к ребенку и к себе самому поможет вам обоим учиться преодолевать трудности и совершенствоваться.

Что делать, если ритуалы продолжают вызывать стресс?

Возможно, пора что-то менять, если взрослый начинает задумываться: "Я уже достаточно долго утешаю малыша по ночам... Что можно предпринять, чтобы хотя бы иногда ночной сон был непрерывным?"

Да, отчасти эти изменения приходят со временем - как показало недавнее исследование Weinraub, у каждого малыша свои сроки. Есть и некоторые способы, которые родители могут использовать для мягкого продвижения в желаемом направлении вместе с ребенком. Мы поделимся некоторыми вариантами помощи детям для снижения потребности во внимании к ним в ночное время, если именно это необходимо для семейного благополучия. Данные подходы основаны на важнейших действиях для успокоения, описанных в настоящей статье:

· Прислушивайтесь, присматривайтесь к сигналам малыша;

· Обеспечьте малыша заботой и поддержкой;

· Помогайте малышу учиться самоуспокоению.

Библиография / Ссылки *

Cassidy, J. (1994). Emotion regulation : Influences of attachment relationships. Monographs of the Society for Research in Child Development , 59, 228-283.

Davidov, M. &Grusec, J.E. (2006). Untangling the links of parental responsiveness to distress and warmth to child outcomes.Child Development, 77, 44-58.

Fergerson, S.S., Jamieson, D.J., & Lindsay, M. (2002). Diagnosing postpartum depression: can we do better?American Journal of Obstetrics and Gynecology , 186, 899-902.

Hunziker, U.A., & Barr, R.G. (1986). Increased carrying reduces infant crying: A randomized controlled trial.Pediatrics, 77, 641-648.ftp://urstm.com/CharestJ/Articles.pdf/Hunziker%20U%201986.pdf

Kendall-Tackett, K.A., Cong, Z., & Hale, T.W. (2011). The effect of feeding method on sleep duration, maternal well-being, and postpartum depression. ClinicalLactation, 2(2), 22-26.

Mao, A., Burnham, M.M., Goodlin-Jones, B.L., Gaylor, E.E., & Anders T.F. (2004). A comparison of the sleep-wake patterns of cosleeping and solitary-sleeping infants.Child Psychiatry and Human Development, 35, 95-105.

McKenna, J.J. (1995).The Potential Benefits of Infant-Parent Co-Sleeping in Relation to SIDS Prevention , by In Torliey O. Rognum, Ed., SIDS in the 90s. Scandinavian Press, 1995.

Evolution and the Sudden Infant Death Syndrome (SIDS) Part II: Why Human Infants? Human Nature 1 (2).

McKenna, J.J., &Mosko, S. (1990).Evolution and the Sudden Infant Death Syndrome (SIDS), Part III: Parent-Infant Co-sleeping and Infant Arousal , Human Nature: 1(2).

McKenna, J.J., &Mosko, S. (2001).Mother-Infant Cosleeping: Toward a New Scientific Beginning , in R. Byard and H. Krous, eds., Sudden Infant Death Syndrome: Puzzles, Problems and Possibilities. London: Arnold Publishers.

Infant Arousals During Mother-Infant Bed Sharing: Implications for Infant Sleep and SIDS Research , Pediatrics 100 (2): 841-849.

Mosko, S., Richard, C., & McKenna, J. (1997).Maternal Sleep and Arousals During Bedsharing with Infants , Sleep 201(2): 142-150.

Stifter, C.A. &Spinrad, T.L. (2002). The effect of excessive crying on the development of emotion regulation.Infancy, 3, 133-152.

Weinraub, M., Bender, R.H., Friedman, S.L., Susman, E.J., Knoke, B., Bradley, R., Houts, R., Williams, J. (2012). Patterns ofdevelopmental change in infants’ nighttime sleep awakenings from 6 through 36 months of age. Developmental Psychology, 48, 1501-1528.

*Примечание: Многие ссылки доступны для скачивания в виде статей и в разделе FAQ на сайте www.cosleeping.nd.edu , где представлена детальная информация о безопасности совместного сна и обсуждаются противоречивые мнения по этой теме.

Почему младенцы плачут? Каждая мама, которая прислушалась к сигналам новорожденного, понимает, что плач не бывает просто так. Он мотивирован, а дети изначально не-капризны. Они пытаются до нас достучаться, а мы понимаем их или нет, вот в чем вопрос. Именно по этому для нас неприемлимо дать плачущему ребенку соску. Это же перекроет его разумное личико! А как тогда его понимать? Как правило, мы не занимаемся и отвлечением внимания. Ведь отвлекать его нужно от какой-то насущной потребности или нужды, а не проще ли просто ее удовлетворять. Дети не хотят "звездочку с небес", то что они хотят действительно нужно им для жизни и роста. А словарь этих "нужд" на самом деле очень прост.

Способ №1. Дать грудь по требованию

Когда младенец голоден он дает это понять легко и доступно. Он или принимается сосать свой кулачок или делает поисковые (чуть хрюкающие) движения носом, как будто надеется наткнуться на мамин сосок. При этом может надрывно вздыхать и что-то "прилепетывать", тапа "а-ха, а-ха, а-ха". Конечно я даю ему грудь, он ест и успокаивается. И не всегда только, когда он хочет есть, иногда, когда он устал, расстроен или встревожен. Потому что, помимо еды, грудь дает мощное успокоение, не только, кстати, младенцу, но и мне, что не маловажно, если я нервничаю.

У моих детей при длительном сосании сердечко начинает биться спокойнее, дыхание замедляется, тело расслабляется, на лицо не только удовольствие, но и глубокое расслабление. В некоторых книжках вы встретите советы, типа "не приучайте малыша по 40 минут висеть на груди, поел и хватит, выньте грудь, дайте соску" (см. доктора Комаровского). На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные. Я решила, что мои малыши соску есть не будут, и не только потому, что "это верный путь к резиновой женщине", но и потому что грудь мне им дать не жалко. Сосредоточенный на соске младенец внешне "тупеет", он находится в аутичном состоянии (я про состояние, а не про болезнь), он не здесь. Сосредоточенный на груди малыш весь растворяется в общении с мамой. Для мамы это может быть сложно (тогда способ не сработает), а может быть легко и радостно: это пауза в середине и конце дня, релаксация, время, когда она восстанавливает тонкую связь с малышом и даже время почитать в свое удовольствие, как ни странно ("Ему было так приятно, а мне ничего не стоило"). Я прочитала множество чудесных книг про младенцев и детей, пока кормила грудью. Читать беллетристику мне казалось как-то невежливо. А вот читать о детях - это было самое то. Так и становишься крепко подготовленной в вопросах естественного и осознанного родительства (это две немного разные традиции родительства, развившиеся в противовес простроенной на распорядках "норме"). А вообще-то, если с грудным кормлением все хорошо , то нет более халявного способа успокоить ребенка на свете. Ведь есть большая разница в том, чтобы ходить-качать и в том, чтобы удобно сидеть или лежать и кормить. Моя старшая дочка вообще не нуждалась в укачивании, но могла висеть на груди бесконечно. Какая же это была халява! При некоторой сноровке кормить грудью можно научиться днем не отрываясь от собственной еды, а ночью - почти не просыпаясь и не испытывая от этого сложностей. И ребенок получит вдоволь материнской любви.

Способ №2. Высаживать

Если вы никогда не высаживали , то удивитесь как много беспокойства у малышей первых трех месяцев вызвано "туалетными" делами. В этот период "дела" у них совершенно часто бывают не ритмичны. Малыш может 2 часа не писать на прогулке в слинге, зато прийдя домой вы получите пять пописов за полчаса. Он может не какать несколько ночей подряд, а потом устроить вам "веселую" ночь с покаками и "подготовкой" перед ними. Какать он может два раза в день, может шесть, а может десять и каждый раз к этому волнительно готовиться. Малыши могут беспокоиться и даже очень интенсивно рыдать перед пописами и пытаться сообщить вам, чтобы вы ему помогли. После пописа они могут порыдать, если были не поняты. Перед покаками они могут затихать, замирать и быть особенно сосредоточенными, а могут плакать, пытаясь сообщить вам, чтобы их распеленали-раздели-вытащили.


Высаживающая мама, отвечающая на это беспокойство действиями, уменьшает необходимость плача, вместо рыдания ребенок кряхтит, мама его понимает и он свои дела делает. Важно, что мама видит, чем каждый конкретный плач мотивирован: она не пытается звонить врачу и не считает ребенка капризным, она не пытается его припеленать или отвлечь. Бесполезно отвлекать внимание человека, который хочет в туалет. Можно, конечно, поговорить с ним, если вы вытаскиваете его из слинга или бежите до ближайших кустов (летом) или до дома (зимой). Дети (даже новорожденные) как-то понимают сообщение мамы "скоро будем" и терпят. Но в конечном счете, его надо не успокаивать, а высаживать. Если, кстати, ребенок зашелся в плаче, потому что его не поняли на счет туалета, то высаживать уже бесполезно. Надо успокоить другим способом (дать грудь) и ждать, пока сам расслабится. Важно, что мы не укачиваем в этом случае ребенка (это сбивает инстинкт), а даем удовлетворить потребность. Уж не знаю как вы в этом случае поступите с одноразовым подгузником, видимо, будете формировать устойчивый рефлекс игнорирования своих телесных импусов (писай под себя, не плачь). Первое время дети будут волноваться, потом привыкнут, конечно же. Просто вы не будете знать, когда он волнуется из-за туалета, а когда по другой причине.

Способ №3. Взять на руки (носить на руках, дать контакт тело к телу)

"Девять месяцев в мамке, девять - на мамке". Этот постулат естественного родительства построен на потребности малыша "не быть одному". Есть тому много причин, но я физиологически чувствую желание не отрывать моего ребенка от тела раньше времени. Для нас с ним предельно органично чувствовать дыхание и биение сердца друг друга, постоянно соприкасаться и находиться в непрерывающейся связи.

Конечно, речь идет о ношении "по требованию". Иногда малыш плачет, просто потому что потерялся , потерялся в слишком большом для него пространстве, в окружении, потерял маму. Мама должна быть рядом с точки зрения его выживания это оправданно. Конечно, "мамой" может быть другой ухаживающий член семьи - бабушка или папа. Ручки сменить можно, вопрос в том, чтобы они были родные и знакомые. И чтобы они постоянно были. У Дольника в "Непослушном дитя ноосферы" есть прекрасная байка на этот счет, которую я всегда вспоминаю, когда мне бывает сложно, если малыш "бдит" мое присутствие каждую минуту, "не отпускает" даже сходить в туалет или принять душ (в результате все это быстро научаешься делать, не спуская младенца с рук и это тоже способствует контакту и синхронизации). Представьте, что две мамы с малышами идут по первобытному лесу. Они положили своих малышей на землю и пошли в кусты "по делам". Один из малышей заорал сразу, другой - через полчаса. Как вы думаете, спрашивает ехидный Дольник, какой из них оставил свой след в эволюции? После этого бесхитростного вопроса ответ на который очевиден (в первобытном лесу того, кто молча лежал на земле полчаса, в эти же полчаса и съели) мне сразу становится легче. Мы, делает вывод Дольник, потомки тех людей, которые орали сразу. Я смотрю на своего ребенка и смеюсь: "Уж ты то точно оставишь свой след в эволюции". Грубо говоря, чем быстрее орет ребенок, когда он потерял маму, тем больше его импульс к жизни (выживанию). Конечно, со временем он научается находиться в спокойном состоянии в безопасной знакомой среде (например, на своем "коврике", у себя дома). Но требуется время, чтобы даже к этой среде привыкнуть. Как раз где-то 3-6 месяцев, а до этого времени безопасная для него среда - мама.

Способ №4. Носить в слинге

Бывает, что незнакомые люди, которые видят меня с малышом в слинге на улице, говорят: "Ваш малыш, наверное, никогда не плачет". К сожалению, иногда плачет. Но привычка к слингу с первых дней (я использую слинг с 9-10 дня после родов, когда активно приступаю к "хозяйственной" жизни дома и прогулкам, до этого обхожусь ношением на руках) приводит к тому, что слинг становится иногда самостоятельным способом успокоения , не сводимым к маминым ручкам.

Руки прекрасны, но во-первых, они устают, а во-вторых, они часто нужны маме свободными, особенно когда у нее есть еще один маленький (пусть и подросший) ребенок. Слинг как бы спеленывает малыша, создавая ему привычный "кокон" безопасности. В результате плачущий ребенок иногда затихает уже в процессе наматывания слинга. Это бывает в тех случаях, когда мне удалось во время (за шаг до расстройства) почувствовать его усталость и желание спать . Если она пропустила нужный момент оптимальной нагрузки и довела до истерики по причине гипервозбуждения, избытка впечатлений или усталости, то намотаться будет сложно, но сразу после намотки активные ритмичные движения мамы или ритмичная прогулка быстро успокоят малыша. Малыш до трех месяцев будет преимущественно спать в слинге, позднее он учится оттуда глазеть и бодрствовать. Все-таки с точки зрения "халявности" слинг на втором месте, он уступает только успокаиванию на груди. Ведь, в отличие от укачивания, он оставляет свободными руки и позволяет параллельно заниматься другими делами. Например, играть со старшим ребенком, гулять с ним, делать покупки или заниматься делами по хозяйству и даже (сидя на фитболе) работать за компьютером. Ношение в слинге также хорошее средство успокоить малыша в период коликов, поскольку он "сбрасывает" лишнее напряжение в области живота ребенка через контакт "тело к телу". В момент острых коликов кормление грудью может не работать и слинг реально спасает ситуацию.

Способ №5. Принять ванну или душ

Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим "делам", а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились "большие") и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.

Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу "купаем малыша в большой ванне". Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал - если не проходит кормление и высаживание - в ванну - отдохнул - в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.

Способ №6. Укачать малыша ("Помоги мне уснуть!")

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он "потерялся" и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности "не видны", а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное - просто укачать на руках или на фитболе .

Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто "берет ритмом". Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке , потому что это разгружает спину.

Муж (Саша) когда укачивает, танцует . Он берет динамичную музыку (типа "7-40") и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально "в лягушечке" на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) "отключает" или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более "востребовано" детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине . Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если "поукачивать" на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон "охранять" не обязательно. Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется.

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта. Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.


Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт. Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что "градус нервозности" в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Способ №8. Согреть или "проветрить" малыша

Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее - потеплее - дома в одежде - дома без одежды - на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и "просит", чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: "Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету". Для нас решение очевидно - зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. "О чем ты с ним говоришь?" - спросили меня друзья и семейные. "Конечно, о прошлых жизнях," - сказала я - "прошу его, чтобы он побольше запомнил."

Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме "радио, которое вещает само по себе", а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.

Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут "отработал", "отпахал", как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы...

Способ №11. Скорректировать окружение

И, конечно, самое важное мы оставляем на десерт. По мимо оперативных потребностей, есть эмоциональный (и событийный) фон. Здесь, конечно, можно сказать и просто про среду обитания. Иногда, если ребенок заплакал, достаточно просто включить музыку (если она никогда не играет в доме) или выключить (если она играет в нем всегда). Но в общем то мы здесь говорим скорее о благоприятной или неблагоприятной обстановке в доме, событиях в жизни родителей и особенно мамы. И зачастую младенец - самое чувствительное существо в семье, поскольку врать (даже себе) он еще не может. И тогда он сигналит, что есть беда, из которой его (или маму) нужно вытащить. Например, иногда я провожу психологические консультации, когда мой ребенок находится у меня на руках (в слинге). И я замечаю, что малыш начинает "ругаться" и "нервничать", если с консультацией что-то не так. Грубо говоря, когда клиент (партнер) врет. Младенец - идеальный детектор лжи . Он не терпит мути в ситуациях и отношениях. Как только консультация проходит через "мутную" тему и наступает катарсис, малыш успокаивается и как правило засыпает. Можно судить по разному, место ли малышам на работе матери. Мы напишем об этом отдельно когда-нибудь и, веротно, довольно скоро. Но мне (Лена Павлова) приходится работать со своими детьми - снимать, монтировать, преподавать, консультировать, проводить платежи, писать посты или отчеты. И я привыкла доверять им. Если они нервничают, а их непосредственные потребности удовлетворены, я ищу причину в окружении. Они чутки к конфликтам в доме и будут тревожиться "перед тем как" взрослые заскандалят, а также "после того" как конфликт вроде бы исчерпан, а взрослые ходят раздраженные. А также накануне папиной премии на работе или перед тем как сломается машина. Не надо думать, что можно делать при младенце все что угодно, что он маленький и пока не понимает. Он понимает глубинный невербальный аспект, может быть понимает более точно, чем взрослые. Если вы поехали в гости в семью, где к вам относятся враждебно, не удивляйтесь, что вернувшись домой вы обнаружите малыша обсыпанного сыпью, например. Это понимание благоприятных и неблагоприятных мест особенно отчетливо видно в путешествиях, мы писали об этом. И, если в доверяете ребенку как партнеру и вычищаете муть вокруг себя, то, в конечном счете, сами станете здоровей и сохраните ребенку чуткость. Ведь возможности младенца избыточны и сохраняется то, что используется. Его чуйка пригодится ему в жизни, для нее есть много зон приложения в разных специальностях.

Способ №12. Скорректировать ритмы и распорядки

Как вы поняли мы, как и другие естественные родители, живем в режиме по требованию . Хочет грудь - получает. Хочет писать или какать - высаживают. Хочет спать - укладываем. Хочет "гулять" - даем бодрствовать, но не развлекаем, если дело происходит ночью (стучи ногами сколько хочешь, я буду спать рядышком) и составляем компанию, если дело происходит днем. Постепенно появляются некоторые ритмы, довольно гибкие. К трем месяцам формируется некоторый естественный аналог режима. Мы знаем, сколько раз в день наш малыш предпочитает кушать, какать, спать. Для того, чтобы этот ритм появился мы вместе с малышом проделали за это время большую работу по направлению друг к другу. Он сигналил нам всеми силами, когда его не понимали - плакал. А мы слушали. В мягкой или жесткой форме, это уже по своей чуткости или занятости. Если мы старались понимать, то он старался свои сигналы усиливать. Важно, что чем скорее наступала наша реакция на первые "просьбы", тем меньше ему надо было плакать. Оптимально действовать за шаг до того, как он заплачет и тогда ему не надо было привыкать плакать, чтобы достучаться до нас. Не расстраивайтесь, если он все-таки плакал. Малыши отличаются по уровню требовательности, возможно ваш - из требовательных. Если вы его слушаете, вы можете превратить его чуйку в то, что будет очень полезно ему потом, пригодится в жизни, даст приложение его тонкости и чуствительности.

Ссылки

  1. Уильям Сирз, Марта Сирз. Ваш малыш от рождения до двух лет.
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип переемственности.

Индивидуальные консультации

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!