Женский журнал Ladyblue

Подготовка к Новому году в Советском Союзе (20 фото). Как в ссср появились елочные игрушки Новогодняя елка в советское время

Первое упоминание о наряженных елках встречается в западноевропейских хрониках ХVII века. В первое время все украшения были съедобными: на ветвях в основном развешивались яблоки как библейский символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Но вскоре елочные аксессуары «усложнились»: дерево стали убирать мишурой и разноцветными лентами. Особой популярностью пользовались свечи — символ ангельской чистоты — и звезда на макушке. В то же время изготавливали первые елочные игрушки в виде фруктов и овощей.

Кстати, по одной из версий,

искусственные плоды появились вследствие яблочного неурожая. Стеклодувы «компенсировали» отсутствие обычных фруктов искусственными — и так началось регулярное производство стеклянных вкусностей к празднику.

В 1850-е годы на елках начали появляться стеклянные украшения, а в 1880-е — электрические лампочки.

В России в качестве новогоднего и рождественского украшения поначалу использовались лишь елочные ветки — и только к XIX веку петербуржцы стали наряжать настоящие елки. А с конца 1920-х годов рождественская елка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный» и антисоветский обычай. Вот что писал про украшенное дерево поэт Демьян Бедный:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребеночком годочков пяти
Советского тут ничего не найти!

О елке часто говорили как о «поповском пережитке», а карикатуристы любили «издеваться» над наряженным деревом. Так, например, в 1930 году появилась знаменитая карикатура « — приманка для простачков».

«Елка — приманка для простачков».

Карикатура анонимного художника из книги Н. Амосов. Против рождественской ёлки. М., 1930. С. 24

Сталин и возвращение наряженной елки

Но в 1935 году советский государственный и партийный деятель Павел предложил вернуть традицию наряженной елки. Предложение было принято. Вот что пишет об этом Никита Хрущев:

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город». Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?»

Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку, — написал в «Правде» Постышев. — Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Кстати, сам инициатор отмены запрета на установку новогодних елок был расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме. По мнению историка Олега Хлевнюка, «Постышев пострадал за противодействие сталинскому курсу репрессий».

Коммунизм и новогодние украшения

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя елка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». А с 1947 года 1 января вновь стал выходным днем.

Перед советским правительством возникла сложная задача — превратить рождественскую елку в «коммунистическую». Но с этим делом справились на ура: игрушечные ангелочки трансформировались в фигурки советских пионеров, Вифлеемская звезда превратилась в красную кремлевскую. От искусственных фруктов и овощей отказываться не стали — плоды стали символизировать колхозное изобилие. А вот при Никите Хрущеве, кстати, на новогодней елке повисла кукуруза. Интересно, что после прихода к власти (который практически полностью вытеснил с полей любимое однолетнее травянистое культурное растение Хрущева) игрушечная «царица полей» перестала быть популярной у советских семей.

С самого начала превращения рождественской елки в советскую начинают производиться украшения с портретами политических лидеров.

«В 1937 году была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (как страшно, наверное, было тогда такой шар разбить!)»,

— пишет в книге «История елочной игрушки» доктор исторических наук Алла Сальникова.

Интересно, что в сталинские времена вышло пособие «Елка в детском саду». «Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, — говорится в пособии. — На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».

Бинты вместо игрушек

Во время Великой Отечественной войны в советской прессе появился следующий стишок:

У него игрушек нет
В торбе за плечами.
Партизанит старый дед
Зимними ночами.
Деду некогда, поверь,
Мастерить игрушки.
Не пройдет фашистский зверь
По лесной опушке!

Однако елочные игрушки все-таки производились — правда, теперь это были

изготовленные из жести танки, самолеты, собаки-санитары и солдаты. Было популярно вешать на праздничное дерево погоны, ордена, медали и фигурки, изготовленные из фронтовых бинтов.

«Как солдат немецкий детям елку возвратил»

А вот в Третьем рейхе штамповались елочные игрушки со свастикой, а также всевозможные стеклянные и фарфоровые танки, бомбы и ручные гранаты. Младенец превратился в голубоглазого арийского младенца, счастливо улыбающегося в золотой люльке.

Кстати, по воспоминаниям очевидцев, на оккупированных российских территориях нацисты разыгрывали советским детям сказку «Как детей чекист советский чудной елочки лишил, но затем солдат немецкий детям елку возвратил».

После окончания войны в СССР в моду вошли елочные игрушки по мотивам сказок Александра Пушкина и басен , а с наступлением оттепели появились елочные украшения в виде сосулек. Фабрики начали активно производить игрушечные самовары, чайнички и даже сахарницы.

В 1956 году вышел культовый фильм «Карнавальная ночь».

«Пять минут, пять минут, это много или мало?» — пела героиня Леночка Крылова. Фабрики не заставили себя ждать — и на прилавках магазинов сразу же появились игрушечные часики, показывающие без пяти минут двенадцать.

Производители игрушек реагировали на каждое масштабное событие — например, после первого полета человека в космическое пространство на елках повисли фигурки . А, наконец, к 1980 году возникла мода на мишуру, дождик, зеленые «шишки» и колокольчики.

В ночь с 31 декабря на 1 января все жители бывшего СССР поднимают бокалы с шампанским и под звон курантов встречают Новый год. В том числе и те, кто советскую цивилизацию называет не иначе как презрительным словечком «совок». Им и в голову не приходит, что празднуют они совершенно советский праздник, порожденный декретом Сталина о разрешении новогодних елок

Рождественский дед

Празднования Нового года в том виде, который привычен для нас, царская Россия не знала. Под страхом наказания в 1700 году царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января. По указу Петра в этот день следовало украшать дома еловыми ветками.

Ну а в привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Правда, Дедом Морозом его еще не звали – это был «рождественский дед».

В 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз обзавелся молодой помощницей – дочкой, которую позже писатели и поэты «переделали» во «внучку».

Однако Новый год в Российской империи так и не стал самостоятельным праздником. Он был лишь частью Рождества и носил второстепенный характер.

Дед Мороз под защитой Ильича

Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс. Среди защитников рождественских елок и рождественского деда были многие большевики, в частности не кто иной, как Ленин. Будучи уже при смерти, 7 января 1924 года (не в Новый год, а именно в православное Рождество) он принял участие в детском празднике, который прошел в Горках.

Советского тут ничего не найти!

Однако ярые атеисты победили. В стране развернулась непримиримая борьба «с религиозными предрассудками и суевериями».

В изданных в 1927 году «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», например, говорится: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». В Советском Союзе вводятся вместо недель «пятидневки». Воскресенье, а также другие христианские праздники теперь приходятся на рабочие дни. Дед Мороз объявлен врагом народа, рождественскую ель назвали поповской, а за рождественскую кутью можно было отправиться на родину Деда Мороза.

В том же 1927 году советская власть запретила устраивать елки. В антирождественской кампании приняли участие многие поэты, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед

Старорежимный елочный дед

С длинной-предлинной такой бородой,

Вылитый сказочный «Дед Мороз»

С елкой под мышкой саночки вез,

Санки с ребенком годочков пяти.

Советского тут ничего не найти!

Хорошая советская елка

И лишь в декабре 1935 года, когда официально было признано, что «жить стало лучше, жить стало веселее», елку снова разрешили.

Посоветовавшись со Сталиным, секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев написал письмо-обращение к комсомольцам, которое появилось в «Комсомольской правде» 28 декабря 1935 года. Оно называлось «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку»: «Следует неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах…» Письмо было воспринято как директива.

Доклад под Новый год

Уже на следующий день «Комсомолка» опубликовала постановление ЦК ВЛКСМ за подписью Александра Косарева, сурово предписывающее организовать новогодние елки весело и без занудства. «Вечера, посвященные встрече Нового года, должны пройти весело и организованно на основе самодеятельности самих учащихся: пение, декламация, музыка, физкультурные выступления и игры, не допуская на этих вечерах всякого рода докладов о деятельности школы…» (Из постановления ЦК ВЛКСМ.)

Так Новый год стал главным советским праздником.

Пятиконечная звезда

Наконец, в 1936 году выходит декрет СНК, разрешающий публичное официальное празднование Нового года (но не Рождества!) и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться не Вифлеемской, восьмиконечной, а красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось не к Рождеству, а к Новому году. Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР.

Невзрачная красавица

Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза. После некоторых сомнений он был полностью восстановлен в правах. Однако еще два года крупные елки страны проходили без Деда Мороза. Его первое официальное явление в исполнении артиста Гаркави состоялось 1 января 1937 года на первой Кремлевской елке. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Зал был украшен цветами и огромным панно с изображением Сталина среди детей… А вот елка была невзрачная, вся в вате, которую клочками набросали».

Одинаковые пакеты

Как бы в ответ на эту критику в СССР тут же наладили выпуск елочных игрушек, «замороженный» в лихие революционные годы. Восьмиконечную белую звезду Вифлеема заменили на пятиконечную красную, ну а Деда Мороза, ввиду отсутствия религиозной символики, оставили практически нетронутым. Только если прежде дети получали от Деда Мороза подарки, отличающиеся и качеством, и ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка!

В конце 1930-х годов имидж советского Мороза был окончательно доработан. На одном из праздников в московском Доме союзов Дед Мороз впервые появился вместе со Снегурочкой. С тех пор Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом.

Здравствуй, Дедушка Мороз, а ты пушку нам принес?

Во время войны образ Деда Мороза широко использовался в целях патриотической пропаганды. Так, новогодняя открытка 1942 года изображает Деда Мороза, изгоняющего фашистов. А на новогодней открытке к 1944 году Дед Мороз нарисован со «сталинской» трубкой и мешком оружия в руках, причем на мешке изображен американский флаг.

Потаенные желания

В 50-е годыпрошлого века, благодаря таким асам пера, как Лев Кассиль и Сергей Михалков, сценарий новогоднего праздника приобрел свои национальные особенности. Дымоходами наш Дед Мороз, как солидный бывший воевода, не пользуется, зато постоянно заставляет себя ждать. На новогодней елке он появляется не сразу, обычно его приход подготавливает Снегурочка. И в середине или к концу праздника утомившаяся в ожидании ребятня начинает хором скандировать имя нерадивого новогоднего лидера. После обряда вызывания обычно следуют ритуальный хоровод вокруг елочки и раздача подарков из мешка (всем поровну, по одному в руки).

В 1960-70-е годы стал весьма популярен и повторный прием Деда Мороза – уже на дому. Подарки в данном случае были индивидуальнее и, как бы правильнее сказать, чаще совпадали с потаенными желаниями ребенка…

девочка украшает елку
Во времена существования Советского Союза празднованию Нового года уделялось большое значение. О Рождестве помнили только богобоязненные старушки, поэтому всю силу и энергию направляли именно на Новый год. Дети каждый день отрывали листок календаря и считали, когда же наступит праздник. Ждали его с нетерпением, ведь Дед Мороз каждому ребенку обязательно дарил кулек конфет. Без него елка потеряла бы для детей часть своего очарования. Кулек пах по-особенному: новеньким целлофаном, дорогими конфетами и печеньем, и мандарином, который обязательно клали в подарок.

Наступал день, когда в домах появлялась елка. Купить в те годы приличную зеленую красавицу было прочти невозможно. Они продавались почему-то кривыми, с редкими ветвями. По этому поводу не уставали шутить в журнале «Крокодил», а юмористы утверждали, что за елкой надо отправляться на три базара, на одном приобретать ствол, на другом - ветви и на третьем - хвою. Елочные базары устраивали только в более-менее крупных городах, в небольших населенных пунктах население покупка елкипоступало просто: глава семьи брал топор и отправлялся в близлежащий лесок. Самовольная порубка не приветствовалась, но елочки стояли в каждом доме. Этот вариант приобретения зеленой красавицы был удобен и тем, что можно было подобрать деревце, подходящее по высоте и пушистости.

Елка занимала место в центре дома, ставили ее в крестовину или ведро с влажным песком, и начинали наряжать. Игрушки в те годы были очень красивые, сделанные по-особому, с душой. Огромные шары, казалось, могут лопнуть от одного неловкого взгляда, стеклянные колокольчики, лодочки, разноцветные сосульки, цветочки были очень хороши. Еще продавали тематические игрушки, выпущенные к определенному событию, например, ракеты. Много было картонных игрушек, причем разукрашенные зверушки были очень похожи на настоящих. Часть елочных украшений крепилась к ветвям прищепками. И получалось, что на веточке стоит бравый мальчишка или девочка в нарядном платьице. Некоторые игрушки отделывали поролоном, его любила моль и, спустя годы, платочки на матрешках расползались, цыплятки лишались крылышек, а курочки гребешков.

елочные игрушки в магазине
На верхушку елки водружали блестящую макушку или пятиконечную звезду. И, конечно, украшали дерево гирляндами: шишками, фонариками, крохотными лампочками, а также стеклянными бусами, дождиком. Вешали на нитках и конфеты. Елка получалась очень красивой, нарядной, она стояла, как сказочная принцесса. И всем было понятно, что такое волшебство не может продлиться долго, поэтому дорожили каждым часом, чтобы полюбоваться на красавицу.

В преддверие праздника ребятишки самостоятельно, а иногда вместе со взрослыми принимались клеить гирлянды. Для этого закупали цветную бумагу, листы резали на полоски и клеили маленькие кружочки, потом эти кружочки соединяли между собой. Самое главное. чтобы все колечки были разноцветными, рядом не должно было находиться одинаковых. Клеили и флажки. Подготовка была не менее интересной, чем сам праздник. Из ваты делали гирлянды. Шарики ваты нанизывали на длинную нитку и привязывали к ней коротенькие нитки тоже с ватными шариками. Подоконники устилали ватой и ставили на них пластмассовых Деда Мороза и Снегурочку. Вату рвали на кусочки и кидали на еловые ветви, чтобы она напоминала снег.

С пиротехникой в те годы было не просто туговато, она полностью отсутствовала. На Новый Год покупали хлопушки и бенгальские огни. Этого хватало. Друг друга, посыпали конфетти и кидали на елку разноцветные ленты серпантина. Они красиво свивались в мелкие и крупные кольца.

Очень любили украшать елку снежинками. Их вырезали из тончайшей бумаги, только она была залогом того, что получится настоящая изысканная снежинка. Вырезать их получалось не у всех, для этого нужен был особый талант.

Новогодние праздники несли в семьи советских людей радость. Даже, если телевизор барахлил, и не удавалось посмотреть праздничную передачу, никто не грустил, ведь в комнате светилась огнями, блестела красавица елка, настроение у всех было благодушное, довольное. Новый год всегда внушал уверенность, что дальше будет лучше, веселей, все сложится удачно и хорошо.

Так, друзья, сегодня будет большой и интересный пост о том, как праздновали Новый год в ) Многие традиции в современном праздновании Нового года появились именно в ту эпоху, тогда же сложился и классический "новогодний стол", которого многие предпочитают придерживаться и сегодня.

Мои знакомые пишут мне, что в ту эпоху всё было как-то веселее и душевнее, но думаю что я нашел этому объяснение — не в последнюю очередь "ощущение новогоднего чуда" в СССР складывалось из того, с каким трудом обычные граждане находили всё необходимое для праздника — продукты для новогоднего стола нужно было покупать за несколько месяцев, предстояло найти хорошую ёлку, а ещё нужно было подумать о том, где достать подарки для близких и друзей — и когда всё, наконец, получалось — появлялось ощущение чуда и праздника. Сейчас всё это сделать намного проще, и от этого Новый год стал восприниматься более буднично.

Ёлка и телевизоры.

02. Об этом сейчас мало кто вспоминает, но собственно празднование Нового года в СССР разрешили только в послевоенное время, в 1947 году, тогда же 1 января был сделан выходным днём. До этого считалось, что ёлку ставят только "буржуйские подпевалы", которые в тайне от советской власти праздную "старые царские праздники".

03. В общем, в 1947 году ёлку вернули, и через несколько лет установка новогодней ёлки дома уже стало традицией. Что интересно — до самых последних дней в СССР так и не появилась налаженная "ёлочная индустрия" живые ёлки доставали кто где — в крупных городах местами существовали ёлочные базары, но чаще всего там продавался откровенный шлак — более-менее приличные ёлки вероятнее всего расходились за небольшую доплату "по своим людям" и не попадали в массовую торговлю.

Вполне нормальным было просто поехать в лес и срубить ёлочку — которую часто присматривали ещё осенью или даже летом.

04. Не существовало и толковых подставок под ёлки, тут делали кто во что горазд — кто-то сбивал из досок деревянную крестовину, кто-то сыпал в ведро песок, а кто-то крепил ёлку к привязанной к табуретке кастрюле с водой — в такой конструкции ёлка сохранялась дольше. А ещё одно время были популярны искусственные ёлки из полиэтилена — особым шиком считалась ёлка серебристого цвета, на фото ниже как раз такая:

05. Где-то в семидесятые годы появилась традиция встречать Новый год у телевизора — к тому времени телевизоры уже довольно массово распространились, стали появляться передачи вроде "Голубого огонька", а в 1970 году Брежнев впервые в СССР зачитал "новогоднее обращение к народу". В 1986 году произошло интересное событие — Горбачёв поздравил с Новым годом США, а жителей СССР с Новым годом поздравил американский президент Рейган:

Новогодний стол и дефицит.

06. К созданию новогоднего стола советские граждане начинали готовиться заранее, за несколько недель, если не месяцев — "новогодние" продукты были дефицитными, и покупать их нужно было задолго до. "Продуктовая классика" для создания советского новогоднего стола выглядела как-то так — болгарский зелёный горошек, прибалтийские шпроты, дальневосточные кальмары (позже — крабовые палочки), сырокопченая колбаса, абхазские мандарины, обязательно майонез и советское шампанское.

Изредка эти товары появлялись в продаже незадолго до Нового года, что обычно именовалось словом "выбросили" — "иди скорее, там в гастрономе на углу выбросили мандарины".

07. Ещё правилом хорошего тона считалось наличие на столе покупных пирожных и тортов — чаще всего они уступали по качеству домашним (готовились на маргарине, были политы жирным маслянистым кремом и украшены розочками кислотного цвета), но тут скорее ценилось не качество, а статус вещи — "покупной" торт, добытый в очередях, считался дорогим и труднодоступным угощением.

08. Вот этот кадр снят как раз в очереди за тортами — хвост очереди стоит на улице, а на заднем плане фото можно увидеть, как из магазина выходит счастливый покупатель, победоносно подняв в верх две руки с честно отвоёванными тортами — чтобы их не помяли при выходе.

09. За сырокопченой колбасой тоже выстраивались немалые очереди — такая колбаса ценилась тем, что в неё было практически невозможно напихать бумаги (как в варёную колбасу либо в сосиски), что делало её вполне неплохим мясным продуктом. Колбасу покупали как в виде деликатеса на праздничный стол, так и в виде подарка — прийти в гости с палкой сырокопченой колбасы и магазинным тортиком считалось чем-то вроде правила хорошего тона.

10. Что в итоге представлял из себя советский новогодний стол? Если вы успели отстоять несколько очередей за дефицитной колбасой и тортами, а также заранее (ещё осенью) позаботились о приобретении нужных консервов, то ваш новогодний стол мог выглядеть примерно так — салат оливье, селедка под шубой, салат "мимоза", нарезка из 2-3 видов колбасы, бутерброды со шпротами и красной икрой, консервированные овощи из банок (со свежими в СССР было сложно). На десерт — торт, мандарины и конфеты, из алкоголя — советское шампанское, водка и красное сухое вино (если удавалось достать). Опционально могло быть горячее — чаще всего печеная в духовке курица с картошкой либо буженина.

Ещё всегда на стол резали много хлеба — как чёрного, так и белого. Лично я хлеб сейчас вообще не покупаю (у меня дома даже нет хлебницы), а в СССР это считалось признаком достатка и сытой жизни.

Гости и подарки.

11. На Новый год в СССР было принято ходить в гости — к чему тоже начинали готовиться задолго до. В гостях нужно было обязательно показать себя с лучшей стороны — мужчина должен был быть в костюме или как минимум в наглаженной рубашке, а женщинам было принято приходить "с причёсками" — в предновогодние дни парикмахерские работали в усиленном режиме.

12. Что было принято дарить хозяевам, которые пригласили вас на Новый год? Неплохим подарком считалось угощение к столу — покупной торт, набор пирожных, фрукты или какое-нибудь вино. Также можно было принести коробку конфет или просто пакет мандаринов.

13. Если хотелось подарить что-то посерьёзнее, то тут уже нужно было подсуетиться — отстояв очередь либо имея знакомого продавца, можно было купить в подарок банку хороших консервов (особенным шиком считалась красная или черная икра), хороший чай или какую-нибудь дефицитную парфюмерию.

14. Лично мне всегда было жаль советских домохозяек — обычно на их плечи ложились все хлопоты по приготовлению праздничного стола и подготовке квартиры к приёму гостей, в то время как супруг носился по магазинам и знакомым, "доставая" всё необходимое)

Такие дела. А вы помните, как праздновали Новый год в

Подготовка к празднованию "Нового года" всегда вызывает теплые и трепетные чувства у каждого из нас. Но давайте вспомним, как в большинстве семей готовились к этому празднику в Советском Союзе. Ностальгия...

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Таким образом, в первые десятилетия советского союза праздник считался скорее «семейным».

Впервые праздник официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда», вот небольшой ее отрывок: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

1941 год, Колонный зал Дома союзов.

1942 год, Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год. В самоваре, скорее всего, спирт.



Знаменитый фотограф Эммануил Евзерихин запечатлел свою семью у елки, 1954 год.

Новогоднее представление в начале 1950-х.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень “скромные” – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.

Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят.

Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Обязательно было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые ввиду отсутствия сезонных овощей были неотъемлемой частью праздничного стола.

Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.

Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим.

Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.

Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны – сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года – на Кремлевскую елку.

Учащиеся ПТУ пришли на кремлевский новогодний праздник в национальных костюмах. Даже лестница плотно забита! 1955 год.

Киноактриса Клара Лучко у елки, 1968 год.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье –его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях – купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку.

Новогодние подарки – очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно – «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой, и коробки шоколадных конфет.

“Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности – иногда прически делали умелые руки подруг.

В одной из парикмахерских Москвы, декабрь 1982 года.

Последний этап подготовки – протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является “лучшим украшением новогоднего стола.” «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» – советские фильмы, передачи и мультики под утро, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!