Женский журнал Ladyblue

Поощрения и поддержка как правильно выразить ребенку. Как правильно поощрять детей? Формы поощрения

Взгляды многих педагогов на поощрение ребенка в семье кардинально разнятся. Одни приветствуют все формы поощрения ребенка дома, другие уверены в том, что хорошее поведение, прилежная учеба и посильное выполнение обязанностей по дому – понятия само собой разумеющиеся, никакой дополнительной «награды» не заслуживающие. Так нужно ли поощрять ребенка, и если да, то как это делать?

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.


Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша — это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Другая информация по теме


  • Когда отучать ребенка от пустышки (соски)? Несколько практичных советов

  • Учимся общаться правильно! (от 3 до 6 месяцев)

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • Учимся общаться правильно! (от 6 до 9 месяцев)

Система похвалы и наказания практикуется в воспитании всех детей, но вот проблема в том, что родители не всегда правильно знают, как применять ее. Поэтому в поведении детей чаще можно заметить больше негатива, чем позитива. И не все понимают, что поощрение детей дает более качественные результаты, чем их наказание.

Все родители привыкли, что поощрение и наказание детей должно зависеть от того, как ребенок ведет себя . При любых проступках следует наказание, а за какие-либо достижения будет похвала. Но вот родители чаще всего не замечают или не обращают внимания на малейшие детские достижения, воспринимая их как должное. Свое родительское внимание они концентрируют только на плохих поступках, за которые следует наказать. И потом родители жалуются, что их ребенок ведет себя плохо, и его не за что поощрять.

А ведь на самом деле поощрение детей может быть намного эффективнее, чем их наказание . Поощрять ребенка следует правильно. Действительно, не любое поощрение в семье может считаться правильным с точки зрения процесса воспитания. Так, родители часто пользуются откупом - они дают ребенку сладости или деньги за выполненную работу или хорошие оценки. Чем вам не поощрение? А ведь такой подход к поощрению детей неверен. Родители сами создают ситуацию, в которой ребенок учится не видеть свои достижения, а получать за них что-то ценное. Такие меркантильные отношения приводят к тому, что ребенок может возненавидеть физический или умственный труд, ведь за него ему в прямом смысле слова платят.

Не все родители понимают, что плохое поведение их детей напрямую связано с тем, на чем именно концентрируют внимание взрослые . Если родители обращают больше внимания на плохое поведение, то дети будут продолжать вести себя таким же образом. Если же акцентировать внимание на хорошем поведении, то поощрение детей принесет отличные результаты. Главное - правильно подбирать слова для похвалы и поощрения.

Подумайте, какие способы поощрения детей вы используете? Некоторые могут ответить, что это какая-либо награда за хорошее поведение (сладости или деньги). Для других поощрение детей - это освобождение от некоторых обязанностей, например, помыть сегодня посуду или убрать у себя в комнате. Но такое поощрение детей в корне неверно. Взрослые, сами того не понимая, изначально неправильно относятся к детям. Детей следует не баловать постоянно, а награждать за их достижения .

Для начала пересмотрите ваши высказывания в сторону ребенка , когда вы видите, что он чего-то не сделал. Все высказывания с негативным контекстом приведут к тому, что ребенок будет продолжать свои действия, которые приносят плохие результаты. Например, «ты снова не убрал свои игрушки» будете говорить вы, когда в следующий раз увидите беспорядок в комнате. Но когда ребенок наконец-то сам уберет свои игрушки, вы этого не заметите и подумаете, что его действия следует воспринимать, как само собой разумеющееся. А ведь простой фразы «молодец, как у тебя чисто в комнате!» было бы достаточно, чтобы подтолкнуть ребенка к выполнению нужных вам действий в следующий раз.

Поощрение детей также можно разработать в определенной системе . Напишите список дел, которые должен выполнять ваш ребенок каждый день. Вечером ставьте напротив каждого пункта звездочки. За выполненную работу всегда должна быть похвала. А вот к тому, что осталось невыполненным, следует относиться безразлично. За выполнение всех обязанностей должно быть поощрение ребенка. Это может быть поход в цирк или зоопарк. Пускай ваш ребенок увидит, как он добивается определенных успехов.

Поощрение детей также можно делать и в другой форме. Если ваш ребенок отказывается делать что-то, не кричите на него. Замените негативное выражение позитивным, но с уговором «если» . Например, не говорите, «ты опять не хочешь чистить зубы». Замените это выражение на такое: «если ты сейчас быстро почистишь зубы, у нас останется еще время, чтобы прочитать тебе две сказки вместо одной». Как видите, вы не наказываете ребенка, а просто корректируете его поведение так, как вам это нужно.

Следует учесть, что поощрение детей также может зависеть от их личностных качеств. Так, есть дети, которые не могут добиваться целей самостоятельно . Им всегда нужно, чтобы ими кто-то руководил. Любые собственные достижения следует поощрять, чтобы ребенок смог поверить в свои силы.

Существует еще один тип детей, которые стараются выполнить всю работу очень тщательно . Они переоценивают свои возможности и берутся за любое задание с такой щепетильностью, что чаще всего бросают все дела на полпути, так и не выполнив их, ведь они не могут отличить главное от второстепенного. В этом случае поощрение детей должно происходить не за окончательный результат, а на протяжении всего процесса выполнения работы, чтобы дать им почувствовать уверенность в своих силах.

Детей, которым все удается без особых проблем, следует поощрять очень осторожно . Дело в том, что в этом случае поощрение детей может нанести больше вреда, чем пользы. Подобный ребенок может стать слишком самоуверенным. К тому же, он может обесценивать достижения других детей, таким образом ставя себя выше других. Хвалить такого ребенка следует не за все заслуги, а только за те, которые дались ему действительно с трудом или же за помощь, которую он оказал другим детям. Только в этом случае поощрение ребенка будет эффективным.

В возрасте от полутора до трех лет закладываются основы дальнейших взаимоотношений ребенка и родителей. Именно в этом возрасте малыш начинает осваивать азы самостоятельности, он учится быть независимым – и ему это нравится.

Поэтому начиная с полутора лет, самое время заняться воспитанием ребенка, основанным на системе поощрений и наказаний. Сразу нужно отметить, что любая система воспитания должна основываться на безусловной любви к ребенку. То есть малыш должен быть уверен в родительской любви вне зависимости от того, плохо он сегодня себя вел или хорошо. Наказание и поощрение ребенка эффективны только на фоне здоровой, доброжелательной семейной атмосферы.

Место наказания в системе поощрений и наказаний детей

Сначала разберемся с наказаниями детей. Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания. Это ни в коем случае не должно быть физическое воздействие. Безусловно, родители обладают большей физической силой, и они могут причинить ребенку боль, заставив этим на время прекратить свои шалости. Но, смею вас уверить, физическое наказание не поможет ребенку понять свой проступок и исправиться, а лишь вызовет чувство обиды, озлобленности и страха. Дети, которых бьют родители, нередко вырастают неуверенными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. К тому же, дети, которых наказывают физически, могут затаить обиду на родителей, и уже став взрослыми «мстить» за обиду своим детям.

Наказание ребенка может состоять в порицаниях и запретах. Так, ребенку в возрасте от полутора до двух лет бессмысленно что-то запрещать, потому что он слишком быстро забывает, за что наказан, и будет воспринимать наказание, как несправедливое. В этом возрасте малыш еще не действует преднамеренно, им руководят сиюминутные желания. Для того, чтобы пресечь негативное поведение детей 1,5-2-х лет, нужно просто научиться переключать их внимание на другие увлекательные занятия. Например, ребенку, разбрасывающему вещи из шкафа, можно предложить почитать книгу, порисовать вместе – уверяю, малыш тут же забудет про лежащую в шкафу одежду. Более того, после он с увлечением будет помогать маме собирать разбросанные вещи.

После двух лет ребенок многие вещи уже делает осознанно, но им не движет скорее любопытство, чем желание навредить. Так, малыш может разлить молоко лишь затем, чтобы посмотреть, как оно капает со стола. В этом случае нужно сделать малышу замечание. Тон должен быть строгим, укоризненным. Покажите ребенку, что вам совсем не смешно. Объясните, что разливать молоко плохо, потому что пачкается стол и ковер, и к тому же если молоко разливать – то пить ему будет нечего. Выговор должен следовать непосредственно после совершения проступка. К тому же, порицание должно быть кратковременным, поругали ребенка – и забудьте о плохом поступке. Если после порицания малыш расстроился и расплакался, не скупитесь на ласку, пожалейте, это не будет проявлением слабости с вашей стороны.

Ребенка старше двух лет можно наказывать с помощью запретов. Ребенок капризничает на улице – значит, прерываем прогулку и идем домой. Малыш кидается игрушками – убираем их в шкаф (например, до завтра). Наказывая ребенка, нужно объяснять ему, почему вы так поступаете. Так, убегать от мамы на улице нельзя, потому что можно потеряться, попасть под машину и пр. Кидать игрушки нельзя, потому что им больно. Аргументируйте свое поведение, и малыш будет внимательнее относиться к вашим замечаниям.

Важным условием любого наказания должна быть его логичность. Нельзя наказывать ребенка сегодня за то, что было ему позволено вчера. Если ребенок сегодня вынул все кастрюли из шкафа – мама молча их убрала, завтра достал кастрюли – мама смолчала, а послезавтра мама за этот же поступок его накажет – уверяю, ребенок этого не поймет. Будьте логичными, если что-то нельзя, это нельзя всегда, если можно сегодня – значит, позволено и завтра.

Место поощрения в системе поощрений и наказаний детей

Теперь о более важном – о поощрениях. Поощрения (как и наказания) детей являются важным элементом воспитания. В возрасте от полутора до трех лет очень важно закрепить в ребенке стремление к правильным «хорошим» поступком. Самой распространенной ошибкой большинства родителей является устоявшееся мнение, что если ребенок ведет себя хорошо – это норма! Результатом такого убеждения является игнорирование детей родителями в случае их хорошего поведения. Ребенок слушался маму во время прогулки – это нормально, малыш собрал игрушки – это норма. А зачем хвалить за то, что нормально? Вот здесь и кроется корень многих проблем. Если ребенок ведет себя плохо, не слушается, делает все наперекор родителям – он вовсе не напрашивается на наказание, он просто просит родительского внимания. И если внимания родителей можно добиться только одним способом – непослушанием, малыш это очень быстро усвоит.

Уделяйте ребенку время, найдите увлекательные совместные занятия. Посмотрите вместе картинки в книжках, научите рисовать зайца – да мало ли можно придумать интереснейших дел! И хвалите, хвалите свое чадо! Не бойтесь этим его избаловать. Внимание и ласка – это не баловство, это необходимость. Ребенок нарисовал солнышка, скажите: «Красиво, молодец». Малыш показал всех зверушек в книжке: «Сынок молодец, он всех знает!»

Позволяйте ребенку участвовать в работе по дому. Пусть сначала он будет больше мешать, чем помогать, но зато у сына или дочки разовьется стремление к помощи в домашних делах. Просите малыша о помощи, пусть быстрее принести полотенце самой, но лучше попросить об этом ребенка. Просьбами о помощи вы учите ребенка самостоятельности и послушанию. К тому же любой малыш рад помочь, и рад получить за помощь похвалу.

Отдельного внимания заслуживают материальные поощрения. Однако, следует заметить, что обещание купить куклу в обмен на послушание крайне неэффективно. Ребенок может потерпеть до покупки, а после того, как станет обладателем вожделенной игрушки, он забудет о своем обещании. Да и зачем вести себя хорошо, если кукла уже у него. Более того, завтра он захочет иметь новую игрушку, и будет намеренно изводить родителей непослушанием, добиваясь покупки желаемого в обмен на хорошее поведение. Такой «обмен» может продолжаться бесконечно, так как малыш очень быстро усвоит взаимосвязь «плохое поведение – покупка игрушки». Возникает законный вопрос: а зачем ему вести себя хорошо? Ситуация может завести в тупик.

И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их объятьями и поцелуями. Применяйте и наказание, и поощрение ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми, а поощрения – заслуженными. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием.

П охвала – это своего рода искусство воспитания. Она может быть как «полезной», так и «вредной». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру.

Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

А как же сделать похвалу искренней, уместной, правильно понятой? Первое золотое правило – похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность! Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу – ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения. Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением. Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» – малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.


Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное. А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!» Тем самым вы проявите живой интерес к творчеству малыша, но избежите «вредоносной» оценки личности ребенка.

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!» Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2

Второе золотое правило – не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» – подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

3

И наконец, третье золотое правило – не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения – из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

Овладев искусством похвалы, не забывайте о том, что для ребенка также важны и добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение – словом, все то, на чем основан язык любви и доверия.

Текст: Ирина Беломаз
Текст приведен с сокращениями

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!