Женский журнал Ladyblue

Портал образования. Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника Воспитатель года использование мультимедийных игр

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я два года работаю по теме: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

- «Бесконечная классификация»;

- «Найди по описанию»;

- «Найди лишний предмет»;

- «Узнай по тени дерево»;

- «Соберем урожай»;

- «Садовник и цветы»;

- «Поиск общего»;

- «Поиск аналогов»;

- «Что к чему подходит? »;

- «Что растет на грядке? »;

- «Поиск противоположных предметов»;

- «Животные Африки»;

Работа по познавательному развитию через дидактическую игру ведется по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Радуга». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница? ».

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

Игры головоломки;

Игры шутки;

Игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Очень интересно прошли мероприятия с использованием мультимедийных технологий:

«Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ» - интегрированное занятие (познание - ФЭМП+физкультура-занятие физической культурой, использовала игры: «Назови дни недели», «Сосчитай мячи», «Найди ошибки», «Загадки-задачки», «Найди лишний предмет».

«Путешествие в Звукоград». Использовала следующие игры: «Магазин игрушек», «Назови слова», «Рассели звуки по домикам», «Угадай по описанию».

Реализация проекта: «Морские обитатели», занявший 1 место на базе нашего ДОУ. Использовала следующие игры: «Угадай по силуэту», «Засели аквариум морскими обитателями», «Собери целую картину».

Работа с педагогами:

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры. Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры. Разработала вместе с детьми проект «Морские обитатели» и «Путешествие в Африку», которые были представлены на конкурсе проектов детского сада. Проект «Морские обитатели» занял 1 место.

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети? », на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

1. изготовление новых дидактических игр;

2. создание картотеки дидактических игр для родителей;

3. создание банка видеотеки (с привлечением родителей) ;

«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека с большой буквы.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного ребенка, начиная с раннего возраста.

Основная цель педагогов- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отношения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.) , помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • - повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
  • - вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность;
  • - создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа:воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей, с родителями проводятся беседы и анкетирование. Результаты анкетирования оглашаются на родительских собраниях с целью постановки новых задач в дальнейшей работе с родителями.

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

По теме:

Источник nsportal.ru

Развитие познавательной активности дошкольников через дидактические игры

чт., 19.12.2013

"Детский сад "Сказка"

с. Аромашево

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим) . Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.

Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных , т.к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Изучив и проанализировав литературу определила цель и задачи

Цель: проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности дошкольников.

Гипотеза: развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующиезадачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

2. Создать картотеку дидактических игр.

3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующиеметоды работы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявленыпедагогические условия , которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;

Включение занимательности в содержание НОД;

Интеграция разнообразной деятельности;

Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Работу по данной теме начала с организации предметно - развивающей среды. Под предметно - развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

При планировании деятельности использую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года) .

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

Переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

Учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну) .

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие.

Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

Одевание (раздевание) на (с) прогулку .

Предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг

Определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ;

II. После сна:

Застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

Расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные) ;

III. Прием пищи:

Попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

Собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ;

Во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

«Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

«Найди, что назову» - искать предметы по описанию;

Наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

Наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

Играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В связи с этим, провожу разного рода работу с родителями, а также выступаю на родительских собраниях.

Тематика родительских собраний:

2. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»

3. «Домашние задание для родителей»

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Литература

1. Бокшиц Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.

2. Большой толковый психологический словарь. Том 1-2/Артур Вебер.- М., 2001.

3. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

4. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.

5. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М.:1981

6. Казанский О. А. Игры в самих себя - М.:1995

7. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком- М:1990.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94

11. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002277,

Подробней tmndetsady.ru

  1. Развитие элементарных математических представлений.

Для решения этих задач организую соответствующие дидактические игры:

В интеллектуальном развитии использую такие игры: «Четвёртый лишний», «Отгадай-ка», «Найди в рисунке отличия», «Найди фигуру», «Найди такую же фигуру», «Что перепутал художник», «Помоги зайчику дойти до дому»

Эти игры систематизируют знания, развивают мыслительные процессы, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

На развитие внимания применяю игры: «Кто и что перепутал», «И я», «Летает не летает», «Тут что-то не так», «Повторяй за мой». Они развивают усидчивость, концентрируют внимание.

Игры «Дорисуй», «Отгадай», «Узнай предмет», «Придумай сам», «Запомни», «Что было на картине», «Корзинка», «Опиши по памяти» эти игры способствуют развитию памяти, восприятия, логическому мышлению сосредоточенности.

По развитию речи: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Рифмочки не рифмушки», «Дополни предложение», «Придумай небылицу». В этих играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, сами придумывают рассказы с включением небылиц.

По математике подбираю игры, требующие умственного напряжения:

  • Игры головоломки;
  • Игры шутки;

Эти игры развивают внимание, образную и смысловую память, математические способности, мелкую моторику рук, закладывают основы логического мышления.

Организуя игры, использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступаю в качестве прямого участника игры и незаметно для детей направляю игру, поддерживаю их инициативу или не включаюсь в игру, а со стороны слежу за развитием игровых действий, выполнением правил.

Для создания соответствующего игрового настроения рассказываю о каком-либо событии, использую различные сюрпризные моменты, элементы соревнования, загадки, путешествие в сказку и многое другое. Игры провожу в групповой комнате, в зале, на участке и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры: игры-путешествия, презентации, электронные. Подача информации, на экране или мониторе компьютера, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

  • Работа с родителями:

Работа над развитием познавательных способностей детей включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей. Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

  • Повышение уровня педагогических знаний родителей о дидактической игре.
  • Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 41% родителей не часто играют с детьми не смотря на то, что дети любят играть со взрослыми. Играют родители с детьми в основном на компьютере, а после игры не разбирают допущенные детьми ошибки. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

  • Познакомить со значением дидактической игры в жизни ребёнка.
  • Научить, родителей подбирать игры, учитывая возраст детей.
  • Порекомендовать, как играть в дидактическую игру с детьми.

Подготовила и провела консультации:

  1. Дидактическая игра в жизни ребёнка.
  2. Поговорим о компьютерных играх.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей использую:

папки передвижки:

  1. Родителям о детских играх и игрушках.
  2. Домашняя игротека: « игры для детей и их родителей».
  3. Домашняя игротека: «Игры на кухне».

Памятки для родителей:

  1. Играя, мы можем научить детей;
  2. Какие игрушки нужны детям;
  3. Виды игрушек;

В которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры в которые можно поиграть, советы, задания.

На родительском собрании проведённом вместе с детьми познакомила родителей с новыми дидактическими играми и пособиями. На собрании родители вместе со своими детьми играли, а затем обсуждали проведённые игры.

В результате проделанной работы родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.

  • Работа с социумом.

Цель моей работы в данном направлении использовать возможности взаимодействия с социумом для развития познавательной активности детей.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • Знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями.
  • Воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры.
  • Формировать у детей правила поведения, умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми, сверстниками.

Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личной культуры установлены тесные связи с областным художественным музеем, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Живая радуга».

В2013-2014 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей. Например: «Профессии 19 века».

Детей познакомили с забытыми профессиями, их социальном значении, почему они не востребованы в современном мире. На этой встрече с дошкольниками провели дидактические игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Кому что нужно».

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Кукольный театр и музыкальная школа приобщают детей к большому искусству. Учащиеся школы искусств №3 провели концерт для наших маленьких зрителей, рассказали о народных инструментах и показали, как на них играть.

Дети нашей группы постоянно участвуют в фестивалях «Дельфийские игры», участвуют в конкурсе чтецов на базе КЦ и Д «Спутник».

  • Взаимосвязь с педагогами.

При совместной деятельности с другими педагогами решаю следующие задачи:

  • Улучшение качества образовательной работы.
  • Повышение уровня самообразования своего и педагогов.
  • Многообразить формы работы.

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Поделилась опытом работы

Дидактическая игра "Чудесный мешок Буратино" для детей второй младшей группы Программное содержание: Учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята, Буратино, качалка – лошадь, чудесный мешочек. Ход занятия: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Правильно, Буратино. Что это у Буратино? (нос). Какой нос у Буратино? (длинный). Буратино принес волшебный мешок. Что у тебя в мешке, Буратино? (игрушки). Ребята, вам интересно какие игрушки у Буратино в мешке?» вызываю ребенка к себе и прошу на ощупь достать из мешка игрушку, назвать ее и рассмотреть ее, ответить на вопросы. - Что это? (матрешка) Какая она красивая. Тебе она нравится? Давай посмотрим, что находится внутри. Еще матрешка, поставь их рядом. Вова, достань еще игрушку. Что это? (пирамидка). Покажи, где у пирамидки красный кружок. А этот по цвету какой кружок? (зеленый). Затем достают еще одну пирамидку и рядом ставят. Какая эта пирамидка? (большая), а другая (маленькая). Достают потом лошадку. Кто это? (лошадка, лошадь). Какой хвост у лошадки? (длинный). Следующий ребенок достает еще одну лошадку. - Что это у лошадки? (ноги). А какие у лошадки ноги (ноги длинные). Лошадка какая? (длинноногая). Хоровое и индивидуальное повторение. А кто это? (достает из мешка утят). Кря-кря-кря, это утята. Дети, в мешке еще что-то есть? Что это? (лента, ленточка). Первая лента – длинная, вторая – короткая. Посмотрите, сколько игрушек принес Буратино?» Затем выслушиваем 2-3 рассказа детей об игрушках. Физкультминутка: Езда на лошадке. На лошадке ехали,(Шагаем на месте.)До угла доехали.Сели намашину,(Бег на месте.)Налили бензину.На машине ехали,До реки доехали.(Приседания.)Трр! Стоп! Разворот.(Поворот кругом.)На реке - пароход.(Хлопаем в ладоши.)Пароходом ехали,До горы доехали.(Шагаем на месте.)Пароход не везет,Надо сесть на самолет.Самолет летит,В нем мотор гудит:(Руки в стороны, «полетели»)-У-у-ф.(И.Токмакова)Занятие продолжается. «Буратино хочет с вами поиграть. Игра: «Чего не стало». На стол ставим 3 пары игрушек (пирамидки, лошадки, матрешки) заменяем по очереди ленточками, затем убираем игрушки. Дети должны перечислить все игрушки, с которыми играли.

Городской округ города Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка»

607062, Нижегородская область, г. Выкса, м –н Гоголя, здание № 56 – А

Телефон 8(83177)30156; E –Mail: [email protected]

Согласовано ______________ Утверждено

Зав. МБДОУ № 25 Н.В. Полинова на педсовете № 1 от 31.08.17

Программа саморазвития воспитателя Анисимовой Галины Алексеевны

на 2017-2020 г.г.

Город Выкса

Тема: Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

Актуальность темы:

Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. В контексте повсеместной компьютеризации актуальным становится использование мультимедийных дидактических игр в деятельности дошкольника. Мультимедийные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие с использованием современных информационных технологий стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной и интересной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Цель саморазвития:

1. личностно-профессиональный рост и самосовершенствование;

2. повышение качества образовательного процесса;

3. обеспечение развития познавательной активности воспитанников через п оиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленных целей, мною сформулированы следующие задачи:

    изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

    определить понятие «интерактивная дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

    определить теоретические предпосылки исследования проблемы интерактивной дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;

    познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивной дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

    внедрить ИКТ в познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста;

    использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

    создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников;

    представить материалы в процессе методической работы (открытые мероприятия, выступления, обобщение опыта, аттестация).

Ожидаемый результат:

    Аналитическая справка по результатам анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по проблеме использования мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

    Пакет методических, дидактических и демонстрационных материалов для создания интерактивных дидактических игр.

    Создание картотеки (медиатеки) интерактивных дидактических игр для познавательного развития воспитанников.

    Аналитическая справка по результатам апробации методических, дидактических и демонстрационных материалов.

    Выписки из протоколов педагогических советов, выписки из приказов по ДОО о стимулирующих выплатах, публикации, грамоты, благодарственные письма.

Основные направления реализации программы саморазвития:

    Самообразование по теме «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».

    Взаимодействие с детьми в процессе апробации материалов.

    Взаимодействие с коллегами по проблеме использования интерактивных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

    Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах целесообразности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе современных дошкольников.

Этапы и сроки реализации Программы саморазвития педагога

1 этап

Аналитико-проектировочный 2017-2018 г.г.

2 этап

Практический 2018-2019 г.г.

3 этап

Обобщающий 2019-2020 г.г.

    1 этап Аналитико-проектировочный

(анализ ФГОС ДО, психолого-педагогической литературы, опыта других педагогов, электронных ресурсов, подготовка аналитической справки, определение тем интерактивных игр, подбор материала для создания собственных игр)

    2 этап Практический

(посещение городских методических объединений, разработка и использование реализация проектов, разработка и апробация конспектов регламентированной образовательной деятельности с непосредственным использованием в ней ИКТ)

    3 этап Обобщающий

(систематизация материалов, подготовка аналитических справок и отчетов)

Литература:

1. Дошкольник и компью тер/под ред. Л. А.Леоновой - М., 2004.

2. Журнал «Компьютеры и программы» 15"2002

3. Интернет-семинар «Информационные технологии в работе ДОУ» (8.09.2011)

4. Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2003.

6. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393

7. http://nsportal.ru (статья

Мокина Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска " Средняя общеобразовательная школа № 135 " Дошкольное отделение " Светлячок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ»
Дата публикации: 13.10.2018
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ

Использование

мультимедийных

технологий

учебно-воспитательном

процессе

отвечает

запросам

является

эффективных

способов

повышения

мотивации

индивидуализации

развития

творческих

способностей,

создания

благоприятного

эмоционального

Применение

технических

образовании

соответствует

требованиям современного общества. В статье показана роль дидактических

игр при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском

дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологий.

Ключевые

слова: дидактические

мультимедийные

технологии,

учебно-воспитательный процесс, мультимедиа, мультимедиа-компьютеры.

Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в

информационный

сопровождается

развитием

информационных

технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека

становятся

естественной

обитания.

Технологическая

последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на

развитие

различных

распределение

деятельности

мирового

сообщества.

Происходит

переориентация

жизненных

отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению,

вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем

десять лет назад.

Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная

образования,

информационному

обществу

сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании

образования, а также в формах, методах и средствах обучения. Гуманизация

образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в

ориент ации

человека,

о сновной

з а д ач е й

общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных

умственного,

нравственного,

эмоционального

физического

развития личности.

Одним из способов создания подобных условий является использование

мультимедийных технологий.

Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора,

видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь

универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые

различные игры, мультимедийные средства, вместе с тем, являются для ребенка

равноправным

партнером,

способным

реагировать

действия и запросы, которого так ему порой не хватает.

Использование

мультимедийных

технологий

учебно-воспитательном

процессе

отвечает

запросам

является

эффективных

способов

повышения

мотивации

индивидуализации

развития

творческих

способностей,

создания

благоприятного

эмоционального

Применение

технических

образовании

соответствует

требованиям современного общества.

Вместе с тем, отметим, что процесс совершенствования образования,

связанный с внедрением мультимедийных технологий в учебно-воспитательный

процесс детского дошкольного учреждения, испытывает серьезные трудности,

связанные

известными

финансовыми

проблемами,

материальной

нехваткой

квалифицированных

проблемами

недостаточного

количества

педагогических

компьютерных

технологий,

позволяющих

эффективно

обучение,

формирование

личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях.

Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого

«средства

информации».

«Мультимедиа»

означает

совокупность

программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и

звуковом

Мультимедиа-компьютеры

компьютеры

совокупностью

программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую

(музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные

Мультимедиа

средства,

становятся

распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере

мультимедийными.

Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной

аппаратурой может заменить практически все традиционные ТСО.

Использование интерактивного подхода требует очень высокого уровня

квалификации педагога. И документы, и «картинки» должны быть яркими,

создавать

определенный

отличаться

определенной

«символичностью».

методической

обработки

материала.

собственно,

сочетании, чтобы вызвать активность детей,

мультимедийные

технологии

значительно

у в е л и ч и т ь

в о з м о ж н о с т и

у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а,

деятельности дошкольников.

Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой

деятельности. Она является также ведущей в жизни дошкольника. Рассмотрим

понятие традиционной игры, применяемое в современной дидактике, вычленим

признаки и основные функции дидактической игры и на этой основе выявим

изучается

философами,

социологами,

психологами,

педагогами. Одним из фундаментальных исследований игры для дошкольника

является работа Д.Б. Эльконина «Психология игры», в которой обобщаются

основные материалы по теории игровой деятельности, дается обстоятельный

критический анализ различных теорий игры, экспериментально и теоретически

обосновывается понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, а

также показывается значение игры для психического развития детей.

Признаками игры являются: наличие сюжета, ролей, правил (в скрытом

или явном виде), совершение участниками игровых действий, особое игровое

психологическое

состояние,

сопровождающееся

эмоционально-

интеллектуальным напряжением, двуплановость поведения игроков (в реальном

добровольна,

вступает

собственному желанию, и свободна, то есть играющий в ходе игры не несет

никаких обязательств, неудача или ошибка во время игры не связаны с какими-

либо реальными отрицательными последствиями.

исторически

применялась

воспитания

обучения

дошкольного возраста. Эффективность ее как дидактического средства привела

к использованию игр в процессе обучения и взрослых. Игры, используемые в

учебно-воспитательном

процессе

достижения

дидактических

называются дидактическими.

Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные

способы представления. Она может выступать как деятельность, как процесс,

«вплетающийся»

деятельность,

деятельности. Поэтому возникает вопрос: как определить, является ли данная

форма организации учебного процесса игрой? Д.Н.Узнадзе писал, что «все

формы экстрагенного (внешне мотивированного) поведения могут составить

собственно

игровые действия (складывание мозаики, передвижение фишек, обмен картами

и т.п.); 6) учебные действия (решение задач, поиск ответов на вопросы и т.д.), в)

(дискуссии,

обсуждение

вопросов

трудовые

действия (изготовление моделей, приборов и т.п.).

Выявив основные признаки и функции дидактических игр, рассмотрим

сущность

компьютерных

термином

«компьютерная

понимать

деятельности,

ограниченный

правилами

направленный на достижение цели, который характеризуется взаимодействием

игрока и компьютера.

Дидактическая

компьютерная

компьютерная

направленная на достижение учебной цели. Основное отличие такой игры от

традиционной заключается в наличии еще одного ее участника – компьютера,

выполняющего роль организатора игры (создание игровой ситуации и контроль

за ходом ее выполнения). Таким образом, в компьютерной игре компьютер

может выполнять сразу несколько функции: функцию взрослого, ведущего игру,

игрока-партнера,

участвующего

дидактических

материалов

универсальность

компьютера

одновременно ограниченные его возможности по исполнению этих функций

компьютерную

специфичной,

преимущества

недостатки

сравнению

традиционной.

специфичность

компьютерной игры, рассмотрим ее структуру.

Основу компьютерной игры составляет логическая структура, в которой

выделяются три уровня – оперативный, тактический и стратегический.

Тактический уровень определяется как совокупность игровых действий,

ведущих к достижению к какой-либо локальной цели. В результате действий

тактического

происходит

объединение

отдельных

операций

соответствии с поставленной целью, и играющий достигает улучшения (или

ухудшения)

положения

следующий,

деятельности человека – уровень действий.

Стратегический уровень предполагает планирование всей игры, которая

должна строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша. Этот уровень

позволяет связать действия тактического плана в одно целое и осуществлять

деятельность

целостную,

человеческой

деятельности.

логической

структуры

различие

традиционными

компьютерными

заключается

специфике

оперативного

последних.

действия

заключаются

передвижении

манипулятора

клавиатуру. Сам игрок более закрепощен и обязан очень строго соблюдать

правила и условия игры. Однако эти ограничения создают ему условия для

глубокой

концентрации

материале,

развития

внимания,

аккуратности и точности. Кроме того, графические и звуковые возможности

компьютера предоставляют в распоряжение играющего самый богатый игровой

материал и позволяют моделировать многие из известных игр и создавать

принципиально новые. Это обстоятельство, а также индивидуальный режим

владения игрой, является очень привлекательным не только для детей, но и для

взрослых. «Свободное обращение с компьютером меняет и отношение ребенка,

взрослого

предметов, который уже существует или только рождается в кабинетах ученых.

спокойное,

свободное

обращение

предметами,

преклонение перед ними, как перед новыми идолами», - отмечает психологи.

простота

управления

индивидуальный

проведения, динамичность, способность «подстраиваться» под уровень игрока,

высокие технические к возможности компьютеров для воспроизведения самых

разнообразных сценариев и персонажей, делают компьютерную игру во многих

оперативном,

тактическом

стратегическом

предпочтительной, чем традиционную.

технические

возможности

современного

компьютера

позволяют реализовать полезные функции традиционной дидактической игры в

специфической привлекательной для ребенка форме – компьютерной игре.

отметить,

использования

компьют е р ны х

у ч е б но -во с пит ат е льном

пр о це с с е

полифункциональный

характер:

проблемы

формируются

развиваются

разнообразные

интеллектуальные

качества,

наблюдаются

эмоциональные

переживания,

развиваются мотивация, воля, т.е., происходит развитие их индивидуальной

Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред С.А.Кузнецов. -

СПб: «Норинт», 2001. – 1536 с.

Гинзбург

Социально-психологические

проблемы

деловой игры //Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 2005. -С. 50-62.

Коменский

дидактика

//Хрестоматия

зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 2011. - С. 80-162.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.; 2009.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2007.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 6. – М.; 2005. – 426 с.

Маргулис Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Советская

педагогика. - 1989. - №4. - С. 15-20.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, - М., 2006. - 451 с.

Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической игры и

требования к ее организации. – М., 2007. - 60 с.

10.Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. - М,: 2009.

11.Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к

школе? - М., 2009. - 192 с.

Сербиенко Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального автономного дошкольное образовательного учреждения "Детский сад № 17– общеразвивающего вида
Населённый пункт: г. Петропавловск – Камчатский, Камчатского края
Наименование материала: Статья
Тема: Мультимедийные занимательные игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника.
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Мультимедийные занимательные игры как средство

познавательного развития ребенка-дошкольника.

образованный

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность

заложена

рождения.

Формирование

дошкольников

познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения

ребенка в детском саду.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности,

направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и

подлинный

познавательный

является

деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и

развивает

повышает

качество

мыслительной

деятельности,

активность

благоприятствует

формированию

способностей;

благоприятный

эмоциональный

протекания всех психических процессов.

современного

дошкольного

воспитания

создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка,

раскрытию его потенциала.

Одним из средств решения данной задачи я вижу использование в

образовательном

процессе

информационно-коммуникационных

технологий.

Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы

деятельности

человека

затронуло

образования.

информационно-коммуникационные

технологии

позволяют

повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и

его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?

Информационная культура – это осмысление современной картины

использование

информационных

реализация

обратных

адаптации,

приспособление

окружающему

грамотное

владение

компьютером,

понимание

возможностей,

человека в интеллектуальной среде.

На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя – повысить свою

компьютерную

грамотность.

Воспитатель

пользоваться

компьютером

современным

мультимедийным

оборудованием,

использовать

педагогической

деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим

средством обучения детей.

Я - за активное применение ИКТ в дошкольных учреждениях.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает

всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством

обучения.

современные

педагогические

технологии

инновации

процессе

обучения,

позволяют

просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую

проявления

познавательной

активности

воспитанников. Информационные технологии, в совокупности с правильно

подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают

необходимый

качества,

вариативности,

дифференциации

индивидуализации обучения и воспитания.

Использование

информационных

технологий

образовании

возможность

существенно

обогатить,

качественно

о бн о ви ть

воспитательно-образовательный

повысить

эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

деятельностью

дошкольника

является

развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры

дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию

взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию

средств обучения.

Так, я определила для себя тему: «Мультимедийные занимательные

игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника», целью

которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и

явлениях

окружающей

посредством

мультимедийных

занимательных игр. Данная цель определяет задачи:

активизировать познавательные процессы через избирательную

направленность

личности

предметы

окружающей действительности;

систематически

укреплять

развивать

познавательный

становится

положительного

отношения к интеллектуальной деятельности;

формировать потребность в стремлении к познанию новых,

более полных и глубоких знаний, которые

носят поисковый

характер;

во спитывать

каче ства

лично сти

р е б е н к а:

целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению

деятельности;

формировать

(обогащение

активизация

лексической стороны речи - словаря);

обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Для создания мультимедийных игр я использую программу Power

Создание такого вида игр не занимает слишком много времени. При

следующее:

Чем эта мультимедийная дидактическая игра будет привлекательнее

обыкновенной?

индивидуальной,

групповой или фронтальной?

Отсюда будет зависеть и необходимый формат игры.

Используя

программу

компоненты,

Триггер (в переводе с английского означает – спусковой крючок, затвор.),

довольно просто создать игру. С помощью триггера можно задать действие

любому объекту. Причем последовательность этих действий мы можем

выбирать в зависимости от желания и ситуации на занятии. Открывать

задание можно по мере его выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по

объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие.

Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации.

педагогические

предоставляют

педагогу

возможность

индивидуализировать

обучение,

позволяют

регулировать

количество

решаемых

развивают

логическое

мышление,

воображение детей, помогают эффективно закреплять учебный материал,

сравнению

традиционными

обучения.

Мультимедийные

занимательные

выступают

средство

познавательного развития.

выполнены

перезентаций

программе

Microsoft PowerPoint имеют ряд преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго

привлекает внимание ребенка;

проблемные

поощрение

правильном

компьютером

являются

стимулом

познавательной

активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых

обучающих задач;

процессе

деятельности

компьютером

дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки,

а ждет, пока он сам исправит их.

обучающие

программы

приучают

дошкольника

самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

маленькие

взрослых

выполнении

пошагового

подтверждения

действий,

автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает

педагога.

Используя

мультимедийное

оборудование

забывать

здоровьесберегающих технологиях.

воспитатель,

руководствоваться

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию

дошкольных

учреждений.

Непосредственно

образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет

следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в

неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и

мультимедийным

оборудованием

проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с

компьютером

развивающих

превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих

хроническую

патологию,

болеющих

перенесенных

заболеваний

продолжительность

непосредственно

образовательной

деятельности

использованием

компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для

детей 6 лет - до 10 минут.

Опираясь

последние

исследования

педагогов-психологов,

дидактические

принципы

педагогики

использования

мультимедийных

сформулировать

основные

требования,

необходимо

соблюдать

педагогу

подготовке

материала.

Выбираем соответствующий фон. Он должен быть четкий, не очень

яркий, без

лишних деталей. Разрешение JPEG.

Минимум текста, замена текста аудиозаписью.

Подбираем иллюстрации. Изображения должны быть высокого

качества, крупными, на прозрачном фоне. Разрешение PNG.

Совет: Обязательно нужно сжать изображения. Таким образом мы

снизим вес всей презентации.

Если целями задания обусловлено несколько изображений в одном

слайд, то они (изображения) должны быть одного размера и

выдержаны в одном едином художественном стиле. Стремясь

увеличить изображение, педагоги зачастую забывают о

соразмерности объектов Любые несоответствия, могут исказить

восприятие ребенка.

Изображения в слайдах должно быть высокого качества, крупными.

Вывод: Использование мультимедийных игр в дошкольном учреждений

помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит

к целому ряду положительных следствий:

обогащает

дошкольников

знаниями

образно-понятийной

целостности и эмоциональной окрашенности;

психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышается

производительность

воспитателя

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности

для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических

разработок,

направленных

интенсификацию

реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов.

Ресурсы интернет:

1. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных

технологий в процессе развития и обучения дошкольников.

2. Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и

компьютерных технологий для повышения качества обучения

3. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр

//Дошкольное воспитание. - 2000. -№11 Россия 2000

4. Соломенкова О.А. Профессиональная готовность воспитателя ДОУ к

использованию педагогических технологий в работе с детьми

дошкольного возраста//Педагогическая академия. -2013 № 1

Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!