Женский журнал Ladyblue

Познание мира трехлетним ребенком. Изучение ребенком окружающего мира

Обсуждение

Очень согласна с автором. В любом ребенке очень много изначально своего, данного от природы.И если родители в состоянии это понять и увидить, то и им, и их детям гораздо легче и радостнее жить в этом мире. Мне трудно смириться, что мой ребенок не хочет слушать сказки. Картинки посмотреть, мультик, потанцевать - это пожалуйста, а книжки читать ни в какую. Я сама в детстве читала запоем, а младшая сестра как-то обошлась без этого. Но сейчас это умная, интересная девушка, личность. Просто она совсем по-другому воспринимает информацию об этом мире.Конечно, приятно узнавать в своем ребенке самого себя. Но все-таки надо иметь мужество позволить ему идти своим путем, причем даже в отношении разглядывания картинок в 3 года.

16.12.2002 21:42:13, Оксана

А слушатель по-научному будет "аудиалист".

10.03.2002 23:17:35, Галика

27.01.2001 21:06:21

Комментировать статью "Малыш познает мир - понять и помочь"

Книги, как ни что другое, способствуют развитию мышления, речи, памяти ребенка. Поэтому, чтобы привить ребенку любовь и уважение к книгам, необходимо уделять внимание чтению и увлекать книгой с раннего возраста. Первое знакомство малыша с литературой исходит от мамы. Именно она с первых дней жизни ребенка поет ему колыбельные перед сном. Именно она веселит малыша забавными потешками. Младенцы очень любят слушать голос мамы, значительное внимание они уделяют тембру и интонациям, мамина речь...

Обсуждение

Читать раньше, чем ходить - научный подход к приучению ребенка к книгам и чтению был разработан реализован в период с 1969 по 1988 год.
Предложено очень много способов и приёмов как привить ребенку любовь к книгам, к чтению и даже к скорочтению.

В этот период были сделаны удивительные открытия и получены потрясающие результаты на основе изобретенной методики, доступной для всех, когда детей в возрасте до одного (1) года стало возможным:
- научить читать;
- а также самостоятельно составлять слова из букв специальной или магнитной азбуки;
- печатать на электрической пишущей машинке типа "Роботрон" и т.п. в возрасте до 1 года и старше;
- печатать на персональном компьютере в возрасте до 1 года и старше,
То есть, после 1988 - 1995 года дети в СССР и России начали читать начали раньше, чем ходить.

В 1995-1996 году на эту тему вышло несколько публикаций, в серии "Эра Человека Развитого", в том числе:
книга "Читать, печатать... - раньше, чем ходить" - посмотреть можно здесь на сайте, и скачать в Интернете
книга "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" и другие: [ссылка-1]

Во многих руководствах по уходу за детьми говорится о плаче. Он настолько естественно сопровождает жизнь грудничка, что забыть о нем просто невозможно. Однако мало где упоминается, что чувствует мама, когда ее малыш заливается слезами. Разберемся, почему новорожденный часто плачет, надо ли брать плачущего ребенка на руки, как пережить колики и реагировать на плач у детей постарше. Плач ребенка: что чувствуют взрослые Везде можно прочитать, что «постепенно мама учится различать звуки...

Российские мамы - настоящие эксперты в уходе за детьми. Они вдумчивые и основательные, внимательно относятся к предписаниям педиатров, но сверяют их с рекомендациями подруг и родственников, ищут информацию в блогах и социальных сетях, стараются вникнуть во все детали, чтобы понять, что именно нужно ребенку. ЭКСПЕРТИЗА MUSTELA® Французская марка Mustela® – эксперт в области ухода за кожей новорождённых и будущих мам. В основе 60-летней экспертизы бренда лежат научные исследования и инновации...

Сейчас у многих мамочек, становятся популярными «Школы семи гномов». Хотя многие обладательницы очаровательных малышей только слышали название таких «школ», тем не менее, многие из них уже хотят или отдать своих детей в них, либо самостоятельно заниматься по этой «методике». В этой статье мы расскажем, что такое «школа семи гномов», обо всех преимуществах и недостатках. «Школа семи гномов» - это серия книг, которые помогают маме и малышу познавать увлекательный мир, с помощью картинок. Эти...

Обсуждение

Спасибо за труд, за отличное издание. Безусловно, одними книжками, даже идеальными, весь спектр воспитательных задач не охватишь. Мне понравился подбор тем в книжках, особенно для ребят от пяти до шести лет. Интересная идея с помощником- гномиком, хотя он у нас постоянно теряется.-) Хороши и помогают дипломы, малыш гордится своими достижениями. Пользуемся всем разрезным материалом. Но тут есть явные недостатки. При всей своей красочности, маски, разрезной жираф, другие картинки, неповоротливые, малофункциональные. Вырезал, склеил...ну и всё. Особенно нелепый жираф.-) Но то, что по темам, мы аккуратно разложили в конвертики, которые могли бы и прилагаться. Для обучения азбуке книжка подойдет как дополнение к более полным изданиям. Одним словом: издание- не панацея, но в методичке домашней ей отводится далеко не последнее место. Можно и обойтись, но можно и заменить ряд случайных и менее продуманных материалов.
Хочу отметить отдельно красочность, добротность, удобный формат, различие по цвету по годам...Одним словом- популярность не случайна, хотя переплачивать при пересылке в другие регионы может и не стоит.-))

01.10.2018 12:08:48, Лилия-педагог-няня-бабушка

Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...

Многие родители стремятся к тому, чтобы их дети росли здоровыми, умными и талантливыми. Все чаще можно слышать о школах раннего развития, дополнительных развивающих занятиях. Родители стараются записать ребенка во все возможные кружки, а в свободное время занимаются с ними дома. В стремлении научить своего малыша, развить его, сделать его лучше, чем остальные дети – родители забывают о том, что он все еще ребенок, малыш и ему необходима игра. Игра – основная деятельность ребенка дошкольника...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Интересный вопрос мне задан:«А как понять, когда ускорять, когда замедлять?»(см.предыдущий пост). Действительно – как? Для этого стоит ориентироваться не на свои нужды, а на нужды ребёнка. Проще сказать - знать возрастные особенности. Дело в том, что каждом возрасте у ребёнка есть основная (базовая) задача, которую он должен решить. И есть основной вид деятельности (т.е. тот способ, которым он познаёт мир). Например, до года - эмоциональный контакт с родителями, непосредственно-эмоциональное...

1. Дети - это счастье. Они такие милые, добрые, хорошенькие, ласковые, искренние. Не верите? Каждый их вздох, каждое движение, улыбка делают взрослых счастливыми. В какой-то момент вы не сможете понять, как раньше жили без этих маленьких человечков. 2. Вспомнить детство. Независимо от того, было ли ваше детство счастливым, ваш ребенок даст вам возможность окунуться в него еще раз. Помните беззаботное время? Уже будучи взрослым, с накопленным багажом опыта и мудростью пережить эти чувства...

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллектч. , Начинать беречь и любить природу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние...

это не безобидное вранье И не начало чего то не нормального; это, вообще то, обычное познание мира - ребенок познает, по каким правилам функционироет окружающий ее мир, пробует всё, что ей придет в голову " а что будет если я так?"

Обсуждение

это не вранье - это нормальное познание мира.
И вообще, если ребенок до 10 лет никого не пытался "обмануть" - значит у него просто мозг не правильно развит.
Совсем не обманывают дауны... не потому что "высокоморальны", а потому что эта доля мозга (ответственная за абстрактное мышление и фантазии) у них не функционирует..

Как Лёшик мир познает. Развитие, обучение. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

нет, беспокоиться не стоит, хотя, кончено, это ужасно утомялет:-) Но тут много таких мам с такими детками и это проходит.. когда-нибудь.. ребенок познает мир.. а я от его бесконечного говорения уже на стенку лезу:-) 21.07.2006 14:58:54, Nessie.

Обсуждение

У меня дочка тоже постоянно говорит. Как заговорила в 2,3 так и щебечет два года. Щебечет, щебечет. И не просто говорит, а постоянно спрашивает, требует ответа, хочет, чтобы прослеживали ее мысль, находили ответы.... Очень утомляет:-) И умиляет. Если найдете способ с этим бороться- напишите здесь:-))) Кстати, она говорит и во время просмотра мультфильмов и даже во сне:-))) Когда читаю ей книги- вопросы возникают очень часто. Очень дотошные вопросы, любознательные:-))) В-общем то это и неплохо. Наверное:-))))

Ребенок познает мир! Сурово говорила мама. У меня была такая же проблемма в 2 года - ребенок не слезал с атракционов. Каталась пока не надоедало, обычно правда это наступало после 5-6 раз.

Обсуждение

Какой не воспитанный народ. Моя с года до трех орала жутко. Уносила с проезжей части и клала на землю. Первое время тетеньки пытались влезать. Ах, что же случилось. Ребенок познает мир! Сурово говорила мама. Ах, какая хулиганка. Лучше по земле валяться, чем к окржающим приставать со всякой фигней. Или рассказывала историю как я в 3 года воспитывала взрослых теть;) о том что делать "воспитанно", а что нет. ДОбрые тети отстали от меня где то через полгода, поняли что мать ехидну не перевоспитаешь.

Так он же еще маленький, через годок -полтора изменится:))) Я конечно Вас понимаю, деньги то в итоге не малые....

Ребенок познает мир, не надо горячиться:) Скучно ему просто. Может попробовать обезопасить квартиру? Например, в Икее продаются такие воротца на дверной проем, такой небольшой заборчик, специально от детей, патруль называется.

Обсуждение

у нас так было где-то с пол года, сейчас НАМНОГО лучше стало, в 2. (само прошло, имею ввиду)

Ребенок познает мир, не надо горячиться:) Скучно ему просто. Может попробовать обезопасить квартиру? Например, в Икее продаются такие воротца на дверной проем, такой небольшой заборчик, специально от детей, патруль называется. Там же есть запоры для ящиков, попробуйте! И не кусайтесь больше! Я просто делаю обиженное лицо, говорю, что маме больно и т.д., когда нить поймет, она и сейчас расстраивается, что маме больно, но быстро забывает, что так делать не надо

Энное количество лет назад, когда дочка, сидя на полу, с трудом дотягивалась до видеомагнитофона, у нас в доме не возникало никаких проблем, вызванных любопытством ребенка. Достаточно было однократного объяснения, что аппаратура и розетки – не игрушки. Ее послушание вызывало зависть и умиление соседей. Их мальчика не останавливали никакие просьбы, угрозы или наказания, а аудиогорка с мигающими индикаторами уровня, как и другие бытовые аппараты в их квартире, на несколько лет прочно обосновалась на самой верхней полке.Энное количество лет назад, когда дочка, сидя на полу, с трудом дотягивалась до видеомагнитофона, у нас в доме не возникало никаких проблем, вызванных любопытством ребенка. Достаточно было однократного объяснения, что аппаратура и розетки – не игрушки. Ее послушание вызывало зависть и умиление соседей. Их мальчика не останавливали никакие просьбы, угрозы или наказания, а аудиогорка с мигающими индикаторами уровня, как и другие бытовые аппараты в их квартире, на несколько лет прочно обосновалась на самой верхней полке.

Хулиган уродился, подумают некоторые, и будут неправы. Дело не в качестве воспитания и не в темпераменте ребенка. Дети по-разному познают мир. Учитывая особенности их индивидуального познавательного процесса, можно значительно увеличить эффективность последнего.

Зрение, слух и осязание – вот основные каналы, по которым информация попадает в мозг маленького исследователя. Эффективность этих каналов у каждого индивидуальна и определяет тип восприятия внешнего мира. Основных типов три: визуал, аудиал и кинестетик. Узнать, к какому типу относится ваш ребенок, можно еще в младенческом возрасте.

Визуал воспринимает мир в основном при помощи зрительных впечатлений. Ребенку важно все рассмотреть. Новая игрушка надолго привлечет его внимание, что даст маме немного свободного времени.

Подрастая, «глазастик» полюбит рассматривать книжки с яркими картинками. Он будет обращать внимание и помнить, как одеваются детки в садике, какие новые книжки показала сегодня воспитательница. Любимое занятие – рисование, составление пазлов, вырезки из цветной бумаги, лепка.

Аудиал «работает» со звуком. Именно звуки в основном доставляют ему необходимую информацию. Уже в самом раннем возрасте малыш прислушивается и реагирует на музыку, двигая в такт ручками и ножками.

«Ушастики» обычно раньше начинают разговаривать. Дошколятам нравится слушать сказки. Им необходимы разговоры. При отсутствии собеседника могут поговорить сами с собой. Не пугайтесь, лучше составьте компанию. В школе хорошо «пойдут» языки и музыка.

Кинестетикам жизненно необходимо все потрогать руками. Непоседы пытаются забраться во все углы и «загашники». Игрушки занимают их внимание ненадолго, зато им очень нравится перебирать залежи различных предметов.

Деятельная активность очень утомляет родителей. Но это не повод для запретов! Запрет на исследование мира? Может, еще дышать запретите? «Нельзя» и «не трогай» могут нанести психике малыша непоправимую травму.

К «деятелям» надо приспособиться, как бы трудно это ни казалось. Чтобы занять такого малыша, предложите ему полку или ящик в шкафу с кучей игрушек. Пусть перебирает. Не забывайте чаще обнимать и целовать ребенка, ему жизненно необходимы телесные контакты.

Следствием повышенной двигательной активности обычно бывает более быстрое физическое развитие. По сравнению с ровесниками кинестетики раньше делают первые шаги.

Как кинестетики, так и визуалы и аудиалы в «чистом виде» почти не встречаются. Как правило, у ребенка превалируют два типа восприятия, один из которых развит больше.

Ребенку – второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Освоение ходьбы дает возможность для непосредственного общения с окружающим миром, что прежде всего способствует сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша. В этом возрасте формируется вторая сигнальная система и начинают развиваться основные ее функции (обобщения и отвлеченного мышления). Ребенок много двигается, легко вступает в контакт со знакомыми людьми. Однако для его поведения характерна неустойчивость; на фоне эмоционального подъема (радуется, смеется) он может неожиданно заплакать. Со стороны взрослых требуется особое внимание для нормализации поведения малыша, поддержания хорошего настроения.

В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие к сверстникам; ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а также первые волевые качества (стремление к результативности действий).

Увеличивается период бодрствования ребенка, что следует учитывать при организации режима дня. В первом полугодии это увеличение еще незначительно. Так, если годовалые дети бодрствуют 2,5 – 3 ч, то до 1 года 6 месяцев их бодрствование длится 3,5 – 4 ч, но по-прежнему они спят днем 2 раза, зато с 1 года 6 месяцев – до 5 -5,5 ч. После этого ребенок спит днем 1 раз.

Бывает, что малыша переводят на одноразовый дневной сон раньше 1,5 лет. Но этого допускать не следует, так как для него утомительны большие по времени периоды бодрствования, особенно в вечерние часы.

Увеличивающаяся выносливость организма дает возможность ребенку более длительно заниматься одним видом деятельности. Так, в начале второго года ребенок может уделять одному и тому же делу 3 – 5 минут, а к концу – до 7 – 10 минут, но если занятие для него интересно, то и больше.

В психическом развитии ребенка второго года жизни можно выделить 4 периода:

1-й период – от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев;

2-й период – от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;

3-й период – от 1 года месяцев до 1 года 9 месяцев;

4-й период – от 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Каковы же главные достижения малыша на втором году жизни? В этом возрасте наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; происходит дальнейшее сенсорное развитие, формирование игровой деятельности, действий с предметами и движений; навыков самостоятельности. Это основные направления (мы назвали их линиями) в развитии ребенка второго года жизни. Естественно, что подобное деление условно, так как каждое умение малыша формируется на основе его способностей, которые относятся к разным направлениям (умение подражать, сравнивать, обобщать и др.).

Существует взаимосвязь в развитии ребенка по всем названным направлениям. Наиболее заметно эти связи проявляются в развитии движений малыша, опережающем формирование игровой деятельности и действий с предметами, а после 1 года 6 месяцев – и в понимании речи (что говорит о значимости этих умений для данного возраста).

Что же характерно для сенсорного развития ребенка второго года жизни?

Дети встречаются с разнообразием предметов в природе и быту. Они действенным путем познают различные свойства предметов и явления: песок сыпучий, цветы яркие, сухие листья под ногами шуршат, снег скрипит, у ели колючие ветки, шерсть котенка гладкая, мягкая. Играя с различными дидактическими игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (форма, величина, цвет).

Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятия малыша. Уже в этом возрасте надо учить его видеть форму шара, куба, сравнивать предметы контрастной и близкой форм, подбирать по образцу предмет такой же формы.

Довольно рано дети выделяют в предметах величину, которая для них является основным отличительным признаком. Малыш рано начинает различать свои вещи и вещи взрослых: маленькие ботинки, шапку, чашку, и др.

В 1 год 3 месяца дети, играя с дидактическими игрушками (вкладыши, матрешки, кубы), различают две контрастные величины, в 1 год 9 месяцев – 3 – 4 контрастные величины, а позднее, к концу второго полугодия, - и более близкие величины. В 1 год 9 месяцев – 2 года дети подбирают по образцу и слову взрослого предметы, сходные по цвету. Очень важно, чтобы задание взрослого было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано и целесообразно, например подобрать одного цвета парные предметы (варежки, носочки, ботинки), отличая их от других, которые имеют другой цвет (к красным носочкам ребенок подбирает красные ботинки, отличая их от синих, желтых и др.).

Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит мимо их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, украшение на мамином платье. Все это очень важно для малыша: мозг его получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка второго года жизни носит непроизвольный характер. В этом возрасте заставить малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать можно многим. Прежде всего его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, автомобиль проехавший за окном, звонок в дверь. Постоянное рассматривание окружающих предметов развивает наблюдательность малыша: увидев несколько раз, как воспитатель кормит рыбок, он сам подходит к аквариуму, чтобы посмотреть как они плавают. Дети забираются на горку перед окном специально для того, чтобы посмотреть на проезжающий мимо дома транспорт. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя большое разнообразие предметов, но и действовал с ними. В деятельности формируется мышление.

На втором году жизни у ребенка совершенствуется понимание речи, функция обобщения, он учится подражать словам и фразам взрослого; расширяется активный словарь, малыш овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью.

Для развития понимания речи на данном возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, на просьбу «Покажи, где лошадка» смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической работе с детьми при формировании связей между словесным обозначением предмета и действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, постепенно усложняя задания.

Какие же словесные обозначения предметов дети могут знать в этом возрасте? Названия игрушек, предметов быта, одежды, действий, которые умеют выполнять сами (возьми, принеси, посмотри, покорми, покачай и др.). Дети охотно выполняют поручения взрослых – «Принеси маме тапочки», «бабушке очки», при этом они хорошо ориентируются в своей комнате.

Постепенно кругозор детей расширяется, связи между предметом и словом становятся прочнее, появляется новое в развитии понимания речи: с 1 года 6 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, т.е. с малышом можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит, опираясь на его прошлый опыт. Ребенку уже можно читать эмоционального характера рассказы, четверостишия, потешки. Однако следует помнить, что по-прежнему большое значение имеет и дальнейшее обогащение опыта малыша. Наблюдая с ребенком окружающую действительность, важно называть все, что он видит: действия взрослых и детей при уходе за животными, движение транспортных средств, называть словами впечатления от рассматривания книг. В дальнейшем вопросы взрослого, обращение к ребенку, заставляют последнего обозначать воспринимаемое собственной речью, а к концу второго года стимулируют появление первых вопросов у самого малыша (где? куда? что это?), которые отражают развитие его любознательности, мышления.

Начало второго года жизни – это так называемый период наглядных обобщений, кода ребенок объединяет предметные столько по существенным признакам, сколько по бросающемуся в глаза внешнему сходству: цвету, величине. Затем, приобретая опыт, он может по слову взрослого обобщать предметы, ориентируясь на их существенные признаки.

По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делается еще много ошибок. Например, по просьбе взрослого найти игрушки – слона, ежика – дети показывают их верно, а называют неправильно: «собачка», «Рыбка». При этом малыш находит предметы, похожие на те, которые ему знакомы и которые он уже умеет называть. С развитием активной речи, приобретением опыта в различении близких предметов, играя с ними, он преодолевает трудности и не допускает ошибок.

Во втором полугодии формируется очень важная способность ребенка – умение подражать словам, которые произносит взрослый. Однако развитие артикуляционного аппарата малыша таково, что вначале второго года он произносит слова облегченно: машина – «би-би», собачка – «ав-ав». Поэтому очень важно, чтобы взрослый предлагал для подражания слова «Облегченные», но сопровождал их словами, произнесенными правильно.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности к подражанию пополняется словарь ребенка: если к концу первого года жизни в нем насчитывалось 10 слов, то в 1 год 6 месяцев – 30, а к 2 годам – 300 слов.

Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произнесенных облегченно, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев возрастает количество слов, произнесенных правильно, т.е. ребенок может сказать не «ав-ав», а «собачка», хотя само произнесение слова еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз.

Большое достижение в развитии речи детей – появление вопросов типа «А что это?», «Какая?», что говорит об уровне их познавательной активности.

В каких же ситуациях дети больше всего прибегают к тем или иным речевым реакциям? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных движений, словами – до 1 года 6 месяцев в момент сильной заинтересованности, при внезапном появлении в поле зрения предметов. После 1 года 6 месяцев дети начинают пользоваться словом и во время игры, при этом их речь часто носит конкретно неадресованный характер. Например, укладывая куклу спать, малыш говорит: «Спит»; при кормлении ее: «поела»; строя дорожку из кубиков и проводя по ней машину: «би-би поехала». К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию – средства общения с окружающими прежде всего со взрослыми. Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны6 это и просьба в чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих желаний (вместе поиграть), чувств (удивления, радости). Дети данного возраста не только понимают несложный, хорошо знакомый сюжет, изображенный на картинке, но и умеют при этом отвечать на некоторые вопросы взрослого.

Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является его игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи. На таких занятиях решаются задачи формирования у детей потребности в речевом общении со взрослым. Если у малышей будет эта потребность, желание сказать что-то взрослому, они станут пользоваться речью. Дети общаются с тем взрослым, который им близок, с кем есть частый, тесный эмоционально-деловой контакт.

Особое значение для ребенка второго года жизни имеют развитие его игровой деятельности и действия с предметами. В начале второго года игра ребенка сводится к различным действиям с предметами. Этими действиями малыш начал овладевать еще к концу первого года жизни: он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и нанизывает их обратно. Действуя с предметами, ребенок на практическом уровне знакомится с их свойствами, учится сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности к подражанию, развития координации движений рук приобретают более сложный характер. Малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки – поезд, скамейку и др.

У детей 1 года 3 месяцев – 1 года 6 месяцев появляются новые действия, которые ранее специально не разучивались, которые ребенок увидел сам, приглядываясь к деятельности взрослых и старших ребят: он укачивает куклу в кроватке, кормит, копируя действия мамы, бросает камешки и прыгает на одной ножке так, как это делают старшие дети, играя в «классики», прикладывает бумагу к спинке куклы-медведя и ставит ему «горчичники». Это так называемые отобразительные действия. В конце второго года у ребенка появляются последовательные действия (наливает воду и дает кукле пить). Поскольку в первом полугодии малыш находится во власти зрительных восприятий, опыт его незначителен, игра неустойчива, поэтому ситуацию для нее готовит взрослый. Во втором полугодии игра приобретает более устойчивые формы. Ребенок разнообразно действует с одним и тем же предметом, и сели в первом полугодии он занят одним видом деятельности 2 – 4 мин, то к 2 годам – уже до 5 – 7 мин, сопровождая свои действия словом.

Постепенно в игре формируется мышление, ребенок теперь использует предметы-заменители (воображаемые предметы), подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Например, воспитатель в совместной игре с малышом показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает воду в таз, намалывает ей голову (трет кубиком). Ребенок, подражая взрослому, «наливает» воду в чашку, чтобы напоить «дочку», при этом несет чашку осторожно, стараясь не пролить ее содержимое.

К концу второго года жизни в игре детей появляются некоторые согласованные действия: играя, они кормят друг друга, вместе смотрят, рассматривают книги. Все чаще свои действия дети сопровождают словом, в их играх проявляются эмоции: интерес, удивление, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек, а также и более сложные: нежность, чувство вины за свой проступок. Так, девочка, купая куклу, нежно прижимает ее к себе, целует, улыбается. Мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя, что тот заплакал, подошел к нему, заглянул в глаза, погладил.

На втором году жизни у ребенка формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношении с окружающими, сочувствие к сверстнику. Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослым по поводу игры, реагируя на его оценку своих действий, проявляют адекватную реакцию. Например, малыш непоследовательно (не по размеру) надевает кольца на стержень пирамиды. Воспитатель говорит, что он делает неправильно. «Неправильно?» - повторяет ребенок и пытается сделать так, как показал взрослый. Каждый раз, надевая кольцо, малыш обращается уже к рядом сидящим, спрашивая: «Маленькое? Большое?» Сравнивает два кольца и надевает их так, как показал воспитатель.

В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. В начале второго года жизни ходьба ребенка еще недостаточно координирована: ему трудно пройти по прямой, ямки, бугорки на улице, камешки, трава – все это сложные для малыша препятствия. Он натыкается на предметы, легко может столкнуться с другим ребенком, не готовится заранее к преодолению препятствия, чтобы например, переступить порог или перешагнуть через канавку.

Постепенно ходьба совершенствуется – дети начинают хорошо передвигаться не только по гладкому полу, но и по траве, взбираются на бугорки, ходят по лестнице (с помощью взрослого). Совершенствуются лазанье, бросание; малыши взлетают на горку, диван, стул, перелезают через различные преграды (бревно, скамейка, диван); движения становятся более ловкими, координированными. В этом возрасте ребенок начинает постепенно овладевать простыми плясовыми движениями.

Мы рады помочь Вам и Вашим детишкам!

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный опыт, получать информацию из книг и окружающего мира, идти путем экспериментов. Важно, чтобы как можно чаще у ребёнка случались свои озарения и «эврика».

➣ Шестое чувство

Все наслышаны о шестом чувстве — интуиции. Никто ее пощупать и увидеть не может, но каждый хоть раз в жизни испытывал некое молниеносное знание, постижение истины безо всяких умозаключений и размышлений. Это озарение, без которого, кстати, не может жить ни литература, ни искусство, ни наука. Все дети — интуиты, потому что они живут чувствами, а не умом (пока что). Вы замечали, как безошибочно они определяют суть человека? Как правдивы и точны они в своих оценках? Их не обманешь самыми ласковыми словами. Они верят своему сердцу, а не взрослым, запутанным смыслам.

Чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет идти по жизни. Это аксиома. Видение мира каждого взрослого зарождается в раннем детстве. Со временем оно меняется, совершенствуется, усложняется (или наоборот упрощается). Наш тип мышления и мировоззрения во многом зависит от того, в какой среде мы росли, какое влияние на нас оказали наши родители. Об этом нужно помнить, когда мы сами становимся родителями...

Вопрос познания мира — главнейший и, пожалуй, вечный вопрос философии, литературы, искусства, науки (в том числе и психологии). Существует две классические точки зрения в понимании и изучении этой темы.

ЭМПИРИЗМ . Опыту принадлежит главная роль в познании окружающей действительности. Исследование мира, расширение границ, перемещение в пространстве, отношения между объектами, новый образ мира и новый образ себя, — все это познается путем эмпирическим, то есть экспериментальным, методом проб и ошибок. Ребенок приходит в мир чистым листом, пустым сосудом, который нужно наполнить. Постепенно он набирается жизненного опыта, приобретает различные навыки и достоверные знания, у него появляются собственные представления и понятия обо всем.

НАТИВИЗМ. Это философско-психологическая концепция, которая восходит ко взглядам Платона и Декарта. Согласно этой теории, в человеке уже заложены механизмы понимания, возможности структурировать мир. Он рождается уже «знающим». У ребенка уже есть природные способности, есть основные понятия. Однако они существуют в виде форм (как формочки для песка), которые всего лишь нужно заполнить содержанием.

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДТИ?

У педагогов, психологов и родителей возникает вопрос: по какому же пути развиваться ребенку? Ведь от выбора этих точек зрения зависит и способ воспитания детей. То ли мы становимся «обучателями», «назидателями» и «воспитателями», то ли они являются сами себе и нам учителями. Правда, как всегда, где-то посередине. Хотя в последние годы большинство современных родителей пытаются дать больше свободы ребенку в своих действиях, пониманиях и в получении личного опыта. Нужно обладать смелостью, чтобы «отпускать» детей. Это дается непросто, даже после прочтения томов умных и полезных книг. Теория, как всегда понятна и близка, а практика показывает совершенно противоположный результат. Есть родители, которые встали на этот путь и приняли мысль, что они явились всего лишь «проводниками» ещё одной личности и души в этот мир. Психологи рекомендуют им следующее: не отступать, не винить себя, если что-то выходит не по книжному варианту, стараться быть последовательными и относиться к своему «серьезному» статусу с долей юмора.

ВОСПРИЯТИЕ МИРА. У каждого человека, который приходит в этот мир, есть пять инструментов восприятия, а, следовательно, и пять механизмов познания этого мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Существует метафора: «мир наваливается, обрушивается всем многообразием на новорожденного». Однако природа мудра и избирательна. Кто-то начинает больше слышать, кто-то — больше видеть, кто-то — больше чувствовать. Так развиваются каналы восприятия, так появляются аудиалы, визуалы и кинестетики.

Кем является ваш ребенок?

Это легко проверить.

Аудиал . Такой ребенок любит слушать: музыку, сказки, взрослые разговоры. Доводы и объяснения всегда на него действуют.

Ученые давно занимаются исследованием, как происходит познание мира ребенком , но по-прежнему этот процесс до конца не изучен. Например, замечено, что маленькие детки обладают колоссальной интуицией: они сходу определяют, кто из взрослых по-настоящему любит их и интересуется ими, а кто притворяется. Спросите любого актера, с какой аудиторией ему легче работать – с взрослой или детской? Конечно, с взрослой! А почему? Потому что детей не обманешь, они издалека чувствуют фальшь, поэтому «схалтурить» не получится, на сцене детского театра нужно жить!

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста

Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, можно понаблюдать за малышами. В основном познание мира ребенком начинается в двухлетнем возрасте. Все, что его окружает, становится объектом исследования: игрушки, домашние животные, люди, обстановка и т.д.

Его опыт нельзя назвать упорядоченным, ведь малыши не систематизируют свои знания, а лишь получают впечатления, но это очень важно для последующего восприятия мира. Информация, запечатленная в сознании в нежном возрасте, становится основой, стержнем, на который «нанизываются» дальнейшие знания об окружающем.

Именно в этот период нужно расширять кругозор ребенка, знакомить его с разными сферами быта. Хорошо, если родители дают пояснения, обращая внимание малыша на людей, которые живут рядом, называя своими именами вещи. Полезно говорить ребенку: «Ты – Коля. Где у Коли глазки, ручки? и т.д.» Так происходит самоидентификация малыша в мире.

К трем годам познание мира ребенком приводит его к освоению природы, окружающей среды. В привычной обстановке он уже ориентируется хорошо, а вот мир парка, леса, общественных мест становится для него истинным открытием! Взрослым стоит привлекать его внимание к разным явлениям природы: ветру, снегу, дождю.

Полезно вместе с ребенком наблюдать за поведением животных, например, в зоопарке. Покажите, как звери заботятся о своих детках, как купаются, кушают и т.д. Для малышей это ново и очень интересно!

С пяти-шести лет познание окружающего мира детьми дошкольного возраста может происходить в путешествиях. Они уже достаточно разумны, любопытны, впечатлительны, способны надолго удерживать в памяти информацию о достопримечательностях. Путешествия – замечательное средство для развития кругозора, памяти, речи детей, источник новых знаний о традициях и образе жизни других народов и стран.

Деятельное познание ребенком окружающего мира

Лучше всего окружающий мир дети познают, активно воздействуя на него. Важно, чтобы с самого раннего возраста в них формировалось чувство ответственности за свои поступки. Какие действия полезны для познания мира ребенком ?

  • . Давая детям посильные задания по расчистке дорожек от снега, созданию весенних запруд с целью снегоотведения и т.д., взрослые показывают, что собственным трудом человек может преображать окружающий мир
  • Уход за живыми существами. Наличие животных в доме или в приусадебном хозяйстве – отличный способ приобщить ребенка к уходу за ними и изучению их повадок, привычек. Нужно заинтересовать ребенка наблюдением за «братьями меньшими», показать, как они отзывчивы на доброту и ласковое слово, как бескорыстно служат человеку
  • Работа в саду и огороде, комнатное цветоводство. Если с юного возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке в саду, это благотворно скажется на его мировосприятии. С каким удовольствием малыши поливают свои морковки и огурчики, с какой гордостью угощают ими мам и пап! Да и дома уход за собственным, «самым лучшим», цветком доставит им много радости.

Постарайтесь сделать все для того, чтобы превратилось в увлекательный процесс, в котором он сам сможет поучаствовать!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!