Женский журнал Ladyblue

Презентация к уроку физики "Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание" (7 класс)

Разработка урока по теме: "Взаимодействия молекул"

Цель: изучение взаимодействия молекул и явлений, обусловленных взаимодействием молекул.
Задачи:
1.Образовательная
повторить материал о явлении диффузии;
рассмотреть понятие «Взаимодействие молекул»;
2. Воспитательная
воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;
способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
3. Развивающая
формировать умения классифицировать и обобщать знания, умения грамотно строить речевое высказывание, элементы критического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.
1. Что такое диффузия?
2. Что является ее причиной?
3. Одинаково ли быстро происходит диффузия в жидкостях, в газах и твердых телах? Приведите примеры.
Физический диктант «Веришь – не веришь» по теме: «Диффузия».
1. Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого (да)
2. Скорость диффузии возрастает при уменьшении температуры (нет).
3. Диффузия в твердых телах не возможна (нет).
4. Диффузия протекает быстрее в газах, чем в жидкостях. (да).
5. Чтобы огурцы быстрее засолились, их заливают холодным рассолом. (нет).
6. В горячей воде фасоль для варки супа разбухнет быстрее (да)
3.Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
1.Что вам известно о строении вещества?
2.Что происходит внутри вещества при изменении размера тела?
3.Какое свойство молекул вы знаете?
4.Какие явления, происходящие с телами, обусловлены этим свойством?
5.Чем объясняется увеличение длины проволоки при её нагревании?
4.Изучение нового материала
Жидкости и твердые тела не распадаются на отдельные молекулы, даже не обращая внимания на то, что их молекулы распределены промежутками и постоянно находятся в беспорядочно непрерывном движении. Например, скорость движение молекул воды зависит от ее температуры
Вопросы:
1. Что заставляет их держаться вместе?
Очевидно, всё это можно объяснить лишь тем, что соседние молекулы взаимодействуют между собой. Молекулы притягиваются друг к другу. Это притяжение проявляется, если молекулы очень близко расположены. Если это расстояние увеличить, то силы притяжения резко убывают.(Сломанный мелок нельзя « склеить» простым сжатием).
При расстоянии 0,000001 см этих сил практически нет.
Попробуйте объяснить, почему не распадаются два куска пластилина приведённые в соприкосновение.
Демонстрация опытов
Оборудование: Пластилин, ластик. стеклянная пластина, пружина сосуд с водой.
1.Прижмите друг к другу два куска пластилина.
2.Сожмите ластик, а затем отпустите его.
3.Подвести на тонкой пружине стеклянную пластину и поднесите к ней снизу сосуд с водой. Когда пластина коснётся воды, поднимите её вместе с пружиной вверх. Что вы наблюдаете. Как можно объяснить это явление?
Вопросы:
1. При каком условии становятся заметны силы притяжения между частицами?
2. Когда становятся значительными силы отталкивания между частицами?
Между молекулами есть взаимное притяжение. Данное притяжение видно только на расстояниях, которые можно сравнить с размерами самих молекул. В таком случае возникает вопрос: почему же есть промежутки между молекулами? Кажется, что они должны притягиваться одна к другой и слипнуться.
Не происходит это, потому что одновременно между молекулами с притяжением есть и отталкивание. Во время сближения молекул до расстояния, которые можно сравнить с размерами собственно молекул, поначалу начинает появляться притяжение, а при последующем сближении – отталкивание молекул, которое начинает брать верх над притяжением.
Именно отталкивание молекул обусловлено тем, что большинство сжатых предметов распрямляться. При сжатии данных тел мы настолько сжимаем молекулы, что отталкивание оказывается больше их взаимного притяжения. Это приводит к распрямлению упругих тел (например, пружина).
5.Закрепление изученного материала:
1. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет?
2. Что означают слова: молекулы взаимодействуют?
3. Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твёрдого тела и жидкости притягиваются?
4. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
5. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о взаимодействии между частицами этого вещества?
6. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?
6.Домашнее задание: §10
7.Рефлексия.

Закончите предложение: "Сегодня на уроке я узнал …"

Тема. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность

Цель урока: сформировать у обучающихся умение объяснять физический смысл взаимодействия молекул в веществе, используя знания о внутреннем строении вещества; сформировать понятие о смачивании и капиллярности.

Задачи:

· сформировать у обучающихся знания о взаимодействии молекул вещества;

· рассмотреть проявление взаимодействия молекул в физических телах с учётом разных агрегатных состояний;

· научить объяснять наблюдаемые явления, используя знания о взаимном притяжении и отталкивании молекул в веществе;

· сформировать понятие смачивания и капиллярности, рассмотреть их проявление в технике, быту и природе;

· формировать умения воспринимать, анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

· развивать самостоятельность при выдвижении гипотез и умозаключений, в процессе приобретения опыта при поиске, анализе и отборе информации;

· развивать монологическую речь, умение выражать свои мысли, способность слушать, понимать, признавать право человека на иное мнение.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ластик, стеклянная пластинка, нить, динамометр, пластилин, штатив с муфтой и лапкой, пружина, стакан с водой, полоски бумаги с отмеченными уровнями.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания. Контроль знаний ранее изученного

материала. Диктант «Да и нет»

Прослушав внимательно каждое утверждение, поставьте «+» или «-« под соответствующим номером.

1. Диффузия - это свойство частиц перемещаться с места на место (нет)

2. Причина диффузии - тепловое движение молекул (да)

3. В газах диффузия протекает быстрее, чем в жидкостях, но медленнее, чем в твёрдых телах (нет)

4. Явление взаимного проникновения молекул вещества называется диффузией (да)

5. Скорость диффузии возрастает с увеличением температуры (да)

6. Диффузия может протекать в газах, жидкостях и твёрдых телах (да)

7. Диффузию можно наблюдать при засолке рыбы или огурцов (да)

8. Все вещества состоят из мельчайших частиц (да)

9. В газах частицы только отталкиваются (нет)

10. При низких температурах молекулы замирают и прекращают своё движение (нет)

11. При охлаждении молекулы сжимаются (нет)

12. При нагревании между молекулами вещества увеличиваются промежутки (да)

13. При нагревании некоторые тела увеличиваются в размерах (да)

14. Молекулы в веществе двигаются хаотически и непрерывно (да)

15. Жидкость, как и газ, легко сжимается (нет)

3. Взаимопроверка

4. Изучение нового материала

Возьмите ластик, сожмите его. Почему его можно сжать? (Между молекулами есть промежутки). Но если молекулы ничто не связывает, то почему ластик не рассыпается на отдельные молекулы? (Молекулы притягиваются).

Демонстрация 1. Возьмём стекло, подвешенное на нитях к динамометру. Заметим первоначальное значение, а затем опустим на воду и начнём поднимать. Заметим, что показание динамометра увеличилось. Почему? (Молекулы стекла и воды притягиваются).

· Почему твердые тела сохраняют свою форму?

Это объясняется тем, что соседние молекулы взаимодействуют между собой. Две смежные молекулы притягиваются друг к другу. Это притяжение проявляется, если молекулы очень близко расположены друг к другу. Если расстояние увеличивать, то силы притяжения резко уменьшаются.

Когда мы разрываем нить, дробим кусок мела или отщипываем кусочек пластилина, то преодолеваем силы притяжения между молекулами, нарушаем связь между ними.

Известно, что осколки стекла нельзя срастить, даже если мы будем плотно их прижимать друг к другу. Из-за неровностей поверхностей кусочков мы не можем их сблизить на такое расстояние, на котором молекулы их будут притягиваться.

· А как заставить осколки стекла соединиться?

Если стекло нагревать, оно начинает плавиться, молекулы, таким образом, становятся более подвижными, а значит, могут оказаться на таком расстоянии, когда силы притяжения проявляются сильнее. Кусочки стекла спаиваются.

Давайте выясним, почему между молекулами имеются промежутки. Если молекулы притягиваются друг к другу, то они должны слипнуться. Это не происходит, потому что между молекулами в то же время существует отталкивание.

На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении - отталкивание.

Демонстрация 2. Соединение двух кусков пластилина в одно целое.

Мы сблизили куски пластилина на расстояние, на котором начало действовать межмолекулярное притяжение.

Если же сблизить две молекулы на расстояние, меньшее их размеров, то между ними возникнет отталкивание, которое не позволит молекулам слипнуться друг с другом.

На расстояниях меньше размеров молекул между ними возникает отталкивание.

Некоторые явления, происходящие в природе, можно объяснить притяжением молекул друг к другу, например, смачивание твердого тела жидкостью. Вода смачивает не только стекло, но и кожу, дерево и другие вещества.

Демонстрация 3. На штативе закреплена пружина, а на ней - стеклянная пластина. Опускаем пластину в воду, а затем поднимаем её вверх, подтягивая за пружину. Пружина растягивается. Мы видим, что, оказывая воздействие на пластину, мы действуем на пружину, так как плстина не отрывается от поверхности воды. Что же ее удерживает? (Пластину удерживает притяжение между молекулами воды и пластины)

Таким взаимодействием молекул различных веществ можно объяснить явление смачивания и несмачивания. Если посмотреть на пластину, с которой мы проводили эксперимент, то мы увидим, что она стала мокрой, т.е. она на своей поверхности удерживает молекулы воды. Говорят, что поверхность пластины смочилась.

Если притяжение между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и поверхности, то такая поверхность смачивается.

Если притяжение между молекулами воды больше, чем притяжение между молекулами воды и поверхности, то такая поверхность не смачивается.

Смачивающие и несмачивающие жидкости по-разному ведут себя на одной и той же поверхности: несмачивающая жидкость стремится принять шарообразную форму, а смачивающая растекается.

Например, капля воды растекается, а капля ртути остаётся шариком.

А как будут себя вести эти жидкости в сосуде ?

Рассмотрим поведение жидкостей около стенок сосуда. Оказывается,

смачивающая жидкость поднимается у края вверх, а несмачивающая закругляется вниз.

Этим можно объяснить поведение смачивающей и несмачивающей жидкости в тонких трубках - капиллярах (показать).

Капилляры бывают разного сечения, и жидкости располагаются в капиллярах на разных уровнях.

Если жидкость смачивает стенки капилляра, то выше жидкость там, где капилляр тоньше. В случае несмачивающей жидкости выше ее уровень будет в той трубке, где сечение больше.

Ребята, на партах у вас находятся тексты о проявлении капиллярных явлений в технике, природе и быту. Почитайте этот текст и заполните таблицу.

Капиллярность в природе, технике и быту.

Большинство растительных и животных тканей пронизано громадным числом капиллярных сосудов. Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с дыханием и питанием организма. Стволы деревьев, ветви и стебли растений пронизаны огромным числом капиллярных трубочек, по которым питательные вещества поднимаются до самых верхних листочков. Корневая система растений оканчивается тончайшими нитями-капиллярами. И сама почва, источник питания для корня, может быть представлена как совокупность капиллярных трубочек. Ранняя весенняя вспашка земли разрушает капилляры, т.е. сохраняет подпочвенную влагу и увеличивает урожай.

В технике капиллярные явления имеют огромное значение, например, в процессах сушки капиллярно-пористых тел и т.п. Большое значение капиллярные явления имеют в строительном деле. Например, чтобы кирпичная стена не сырела, между фундаментом дома и стеной делают прокладку из вещества, в котором нет капилляров (рубероид). В бумажной промышленности приходится учитывать капиллярность при изготовлении различных сортов бумаги. Например, при изготовлении писчей бумаги (бумага, предназначенная для письма чернилами) ее пропитывают специальным составом, закупоривающим капилляры.

В быту капиллярные явления используют при самых разнообразных обстоятельствах. Прикладывая промокательную бумагу, удаляют излишек чернил с письма, хлопчатобумажной или льняной тряпкой вытирают мокрые места на столе или на полу. Применение полотенец, салфеток возможно только благодаря наличию в них капилляров. Поднятие керосина или расплавленного стеарина по фитилям ламп и свечей обусловлено наличием в фитилях капиллярных каналов. В технике как один из способов подвода смазки к деталям машин применяют иногда фитильный способ подачи масла.

Демонстрация 4. Возьмём несколько полосок бумаги с отмеченными на них уровнями. Опустим их в воду до этих уровней. Как видите, бумага намокла. Почему?

Оставим бумагу на несколько минут, а затем снова её рассмотрим. Как видите, бумага намокла по-разному, так как она содержит в себе разное количество капилляров.

Вода поднимается вверх по бумаге потому, что бумага пронизана капиллярами, и в той бумаге, в которой капилляры тоньше, вода будет подниматься на больший уровень. Например, салфетка.

5. Работа с учебником (Белага, стр. 30 читать)

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: учебник Белага §§ 10,11 (читать); найти в интернете примеры проявления диффузии в природе, быту и технике.

Список использованных источников

http://structuresubstan.narod.ru/4.htm Взаимное притяжение и отталкивание молекул

https://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(7_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81)/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5 Начальные сведения о веществе

http://www.refsru.com/referat-9183-2.html Понятие о строении вещества

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642687/ Сомова С.Н. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачиваемость и капиллярность

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!