Женский журнал Ladyblue

Причины и симптомы задержки физического развития у детей. Задержка физического развития

В первый год жизни малыша очень важны такие показатели, как ежемесячная прибавка роста, веса, окружность головы и грудной клетки, а так же размеры родничка, которые и определяют насколько физическое развитие ребенка по месяцам, соответствует нормам.

Для этого педиатр заносит в карточку показатели физического развития детей в сантиметрах и граммах и высчитывает, насколько прибавка соответствует определенному возрасту.

Такая таблица физического развития ребенка индивидуальна для каждого малыша и зависит от изначальных параметров, которые были при рождении. В случае сильной динамики отклонения в ту или иную сторону есть повод дополнительно обследовать малыша на предмет различных нарушений связанных с патологией новорожденного или заболеваниями. Иногда задержка физического прогресса у детей появляется вследствие плохого ухода за малышом.

Нормы физического развития ребенка до года

Умственное и физическое развитие ребенка тесно взаимосвязаны друг с другом, это объясняется тем, что отделы головного мозга, отвечающие за двигательные функции и речь, расположены рядом. При каких либо ограничениях новорожденного, связанных с его активностью замедляется его интеллектуальный рост и, наоборот, при врожденных патологиях, отражающихся на интеллекте, его становление в плане физическом отстает по многим показателям.

Кроме основных показателей, которые обычно заносятся в таблицы и дают представление об общей тенденции набора веса и роста, есть еще и другие критерии, с их помощью педиатры, да и сами родители могут понять, насколько кроха отстает, соответствует или опережает нормы физического развития ребенка.

Основные виды и критерии физического развития детей до года:

  1. Антропо­метрические показатели. Прибавки в росте и весе по месяцам.
  2. Статика. Умение малыша держать равновесие, управлять собственным телом. У новорожденных движения хаотичны, ко второму месяцу младенец может управлять движением рук, к трем держит голову из положения лежа. Четырехмесячный малыш пытается подняться из положения, лежа на спине, задирает ноги, может руками ловить ступни и подносить ко рту и т.д. в том случае если движения малыша с взрослением продолжают быть хаотичными необходимо проверить его органы слуха и зрения, а так же сделать томограмму головного мозга. Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата, находящегося в ухе, нарушения этого, или прилегающих органов может повлиять на физическое развитие ребенка.
  3. Моторика. Двигательная активность, как отдельных органов, так и их совокупность для выполнения какого-либо действия – переворотов, ползания, хлопанье в ладоши, ходьба. Становление моторики происходит сверху вниз, то есть сначала младенец учиться управлять головой, руками, затем ногами и потом всем телом. подразумевает умение малыша переворачиваться с живота на спину и наоборот, сидеть без поддержки, уверенно держать средние предметы в ладошках.
    Различают еще и с помощью, которой малыш может держать ложку, ручку, совершать какие-либо действия.
  4. Сенсорные реакции. Этому критерию особое внимание уделяется на первом месяце жизни, поскольку при отсутствии реакции на звук, свет, движение говорит о возможных врожденных патологиях.
  5. . Речевой аппарат малыша усовершенствуется с первых дней жизни, сначала младенец учиться, не сбивать дыхание при плаче, и этим тренирует легкие, затем начинается период агукания, гуления, первых слогов, и слов. Физическое развитие ребенка в 8 месяцев при отсутствии нарушений интеллекта подразумевает умение произносить односложные слова, а так же восприятие речи обращенной к нему.
  6. Восприимчивость к эмоциям и воспитанию. Не первом году жизни, говорить о каких-либо социальных понятиях рано, тем не менее, малыш живет инстинктами и эмоциями и рефлексами которые проявляются в страхе, радости, голоде, любопытстве. Отсутствие одного из этих реакций может говорить о психоэмоциональных нарушениях.

Задержка физического развития у детей

Физическое развитие детей до года оценивается в первую очередь по антропо­метрическим показателям. При отклонениях от нормы можно говорить об отставании легком, умеренном или тяжелом. Виды нарушений физического развития у детей разделяются в зависимости от причины на:

  • органические – обусловленные заболеваниями, недоношенностью, эндокринными нарушениями.
  • психосоциальные – задержка в роста при недостаточном уходе, плохих условиях проживания, напряженной обстановке в семье.

Диагностика физического развития детей раннего возраста, при которой сравниваются показатели прироста массы тела и роста в процентах с диаграммами соответствующего возраста, помогают определить степень отставания. При этом показатели детей рожденных недоношенными сопоставляются не с данными диаграмм, здесь главное наличие положительной динамики прироста веса и роста. Как правило, к двум годам такие малыши догоняют сверстников по всем показателям.

Физическое развитие детей дошкольного возраста

Ранее физическое развитие ребенка основано на укреплении иммунитета путем закаливания, гимнастических упражнений, усовершенствование мелкой моторики, ловкости и психологического равновесия.

Во многом зависит от его активности, поэтому детям необходимо предоставлять возможность бегать и резвиться. Кроме того детям нужно обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, здоровый сон не менее 9 часов ночью и дневной в течение 2 часов, а так же физическое воспитание, которое не имеет ничего общего с изнурительными спортивными нагрузками.

Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос подразумевает интеграцию системы ДОУ в плане всестороннего воспитания. Положительный результат таких изменений в образовательной системе возможен только при гармоничном взаимодействии всех участников процесса воспитания – педагогов, родителей и их детей.

Доктор Комаровский: ранее развитие ребенка


Тяжесть проявлений задержки физического развития колеблется от небольшого отставания роста и массы тела от возрастных стандартов до облысения , утраты подкожного жирового слоя , уменьшения мышечной массы , дерматита , рецидивирующих инфекций , белково-энергетического истощения (маразм) или белкового истощения (квашиоркор) . В развитых странах задержка физического развития обычно oграничивается отставанием в росте и массе тела, диагностируемым амбулаторно, в развивающихся - весьма распространены такие ее проявления, как рецидивирующие инфекции и истощение (белковое или белково-энергетическое).

Степень задержки физического пазвития количественно определяют, оценивая каждый из антропометрических показателей (масса тела, рост и весо-ростовой индекс) в процентах от средних возрастных на соответствующих диаграммах физического развития. В отсутствие диаграммы, сравнение с которой было бы корректно (например, при некоторых влияющих на физическое развитие заболеваниях), опираются на имногократные определения атропомстрических показателей в динамике. У детей, родившихся недоношенными , учитывают продолжительность недонашивания, так как до 1-2 лет корректированного возраста сравнение антропометрических показателей с диаграммами для соответствующего корректированного зозраста более точно, чем с диаграмма для соответствующего хронологического.

Отставание оценивается как легкое, умеренное или тяжелое. Как правило, отставание массы тела от возрастного стандарта проявляется раньше, чем отставание роста. При хроническом недоедании масса гела часто соответствует росту, так как оба показателя отстают от возрастных стандартов.

Лабораторные исследования при отставании физического развития обычно мало информативны, а потому их следует oграничивать разумным пределом. Для начала достаточно общего анализа крови, анализа мочи и определения свинца в сыворотке крови. Определение костного возраста часто помогает отличить семейную низкорослость , при которой он соответствует хронологическому возрасту, от эндокринных заболеваний и расстройств питания, при которых он отстает от хронологического. Другие исследования, такие как определение функции щитовидной железы, всасывании и ацидемий, вызванных органическими кислотами или аминокислотами, потовая проба, назначают при соответствующем анамнезе или физикальных находках.

Диагностика опирается в первую очередь на анамнестические и клинические данные и наблюдения взаимоотношений родителей и ребенка. Последние, особенно во время кормления, зачастую важны в диагностике причин задержки физического развития.

К ним относятся:

1) неспособность родителей обеспечить ребенку достаточное питание:

2) неспособность ребенка получить достаточное питание и

3) его неспособность усвоить питание.

Питание ребенка может быть недостаточным из-за того, что родители не знают, как правильно кормить ребенка, имеют необычные убеждения относительно питания, потому что мать страдает депрессией или просто потому, что семья бедна. У детей первых мес. жизни особенно важно выяснить состав питания, его режим и реакцию родителей на то, что ребенок беспокоен между кормлениями или, наоборот, просыпает очередное кормление. Нарушения координации сокращения мышц полости рта и глотки, анатомические аномалии, сердечно-сосудистые расстройства, увеличение небных миндалин и их рецидивирующие инфекции, аденоиды (гипертрофия глоточной миндалины) могут нарушать глотание. Основные причины недостаточного поступления источников энергии - рвота, понос и нарушения всасывания. В диагностике причин задержки физического развития надо исходить из возраста ребенка (

1. Этиология. К факторам риска относится «трудный» характер, разлука с родителями, плохие взаимоотношения с родителями, эмоциональный стресс. В основе заболевания лежит не какая-либо одна причина, органическая или функциональная, а сочетание социальных, психологических и физиологических факторов.

2. Обследование

а. На основании анамнеза и физикального исследования исключают органические причины задержки физического развития, которые можно заподозрить при врожденных аномалиях, внутриутробной задержке развития, недоношенности, соматических заболеваниях. Нередко отмечаются смешанные, органические и функциональные, нарушения.

б. Выясняют динамику физического развития, анализируя данные об изменении веса, роста и окружности головы. Как правило, отставание в весе предшествует отставанию в росте и в окружности головы. Недоношенные с весом, соответствующим гестационному возрасту, развиваются нормально. Для недоношенных в диаграммы роста и веса вносят поправки до 2-летнего возраста. Примерно у 35% детей с внутриутробной задержкой развития показатели физического развития в возрасте 4 лет оказываются ниже 5-го процентиля.

в. Выясняют качество ухода за ребенком. Задержка физического развития часто встречается в бедных, неблагополучных семьях; при депрессии у родителей, недостатке общения и при утрате родителей.

г. Причины задержки физического развития могут крыться в отношениях между ребенком и родителями. Поэтому следует понаблюдать за ними в различных ситуациях (в том числе при кормлении).

д. Оценивают психическое развитие (в том числе общительность).

е. Быстрое увеличение веса сразу после госпитализации свидетельствует в пользу психогенной задержки физического развития, хотя отсутствие прибавки веса не означает, что ребенок страдает органическим заболеванием.

3. Для постановки диагноза необходимо доказать, что причиной задержки физического развития служат отказ от пищи или крайняя привередливость в еде, обусловленные плохими взаимоотношениями с родителями (от полной заброшенности ребенка до чрезмерной опеки).

4. Лечение

а. Лечат истощение и сопутствующие заболевания. Исключают анемию и отравление свинцом.

б. Устраняют причины задержки физического развития. К выявлению и устранению этих причин нужно активно привлекать родителей.

в. Иногда достаточно улучшить уход за ребенком. В других случаях неадекватные реакции на пищу и кормление поддаются поведенческой или семейной терапии.

г. Используют специальные программы стимуляции развития грудных детей.

д. Детям с задержкой физического развития необходимо длительное наблюдение, позволяющее выявить поведенческие расстройства, школьную неуспеваемость, задержку развития познавательных способностей.

Дж. Греф (ред.) "Педиатрия", Москва, «Практика», 1997

В этой статье:

Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.

Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.

Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.

Что собой представляет задержка физического развития?

О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических
показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.

Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.

Причины задержки физического развития

На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:

  • педагогическая запущенность;
  • биологические факторы;
  • социальные факторы.

Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные
с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.

Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.

Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.

На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды,
патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.

И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.

Как определить, что ребенок отстает в развитии?

Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.

Специалисты
определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.

Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:

  • легким;
  • умеренным;
  • тяжелым.

Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.

Особенности диагностики задержки физического развития

Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.

Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.

Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.

Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие
промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.

Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.

Лечение задержки физического развития

Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.

Если основная причина задержки физического развития - это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная
терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.

Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.

Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.

Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.

Каких последствий опасаться?

Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны
проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.

Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.

Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.

Когда стоит думать о госпитализации?

О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.

Основная цель госпитализации - научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.

О прогнозах

Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.

Если причина задержки - заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.

В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.

В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.

Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.


Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Мамы и папы, запомните главное : врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и , психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!