Женский журнал Ladyblue

Приемы детского массажа рук для развития мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика и массаж рук избавят от речевых проблем

Здравствуйте, друзья! Продолжаем цикл статей по у детей. В прошлых статьях мы с вами разобрали , а в этой статье Елена Барышева (ведущая рубрики ) поделилась с нами пальчиковыми играми, для проведения массажа пальцев и ладоней ребенка. А я решила добавить в статью массаж пальцев и ладоней массажным колючим мячиком.

Массаж пальцев и ладоней развивает , а также он очень полезен маленькому ребенку. Давно известно, что пальцы рук связаны с внутренними органами и мозгом: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

Массаж пальцев и ладоней

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,


Был здоров и не болел.
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Чтобы крепкой быть ладошке –

Помассируем немножко:

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Дети кладут тыльную сторону левой ладони на выпрямленные указательный, средний, безымянный и мизинец правой, а большим пальцем правой руки нажимают в центр левой ладони. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот уже друзья-цыплятки

На другую влезли грядку.

Так клюют ребятки зерна

Так же смело и проворно.

Дети похлопывают по тыльной стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот из моря вылез краб

И клешней за руку – цап!

Но не справится никак –

Слишком крепкая рука.

Дети сжимают сустав, находящийся в основании мизинца левой руки, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют аналогичные суставы всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Краб обратно не ушел –

Пальчик он теперь нашел

И схватил за ноготок.

Вряд ли в этом будет прок.

Дети сжимают ноготь мизинца левой руки подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют ноготки всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Надо нам скорее, братцы,

Дружно карате заняться.

Тренируем мы ладони,

Нас теперь никто не тронет.

Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Даже с этой стороны

Мы размять ладонь должны.

Чтоб крепка была ладошка,

Мы побьем ее немножко.

Дети стучат ребром правой ладони по тыльной стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Постучали, а потом

Мы ладошку разотрем.

Ты потри ее еще,

Так, что стало горячо.

Дети кладут ладонь левой руки тыльной стороной на пальцы правой и большим пальцем правой руки массируют всю внутреннюю часть ладони, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Чтоб чисты ладони были,

Славно их намылил мылом.

Три ладонями, давай,

Их от грязи оттирай.

Дети трут ладонью о ладонь, имитируя намыливание.

Массаж пальцев и ладоней колючим массажным мячиком

1. Мяч зажать между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Катайте мяч взад – вперед.

2. Исходное положение тоже, выполняйте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его вперед (как будто закручивая крышку).

4. Мяч держите только подушечками пальцев и с силой надавите на него 4 – 6 раз.

5. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его назад (как будто откручивая крышку).

6. Мяч подкиньте двумя руками на 20 – 30 см и поймайте его.

7. Мяч зажать между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти в стороны. Ладонями надавливайте на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной руки в другую, постепенно увеличивая темп.

В следующей статье Елена расскажет, как рисовать пальчиками с ребенком и чем это занятие полезно для малыша.

Приятная процедура массажа очень нравится детям. Она хорошо расслабляет малышей, доставляет массу удовольствия. Однако не все родители знают, что есть возможность использовать массаж для развития ребенка как физического, так и интеллектуального. Процедуры можно доверить специалисту или делать самостоятельно. Систематические развивающие манипуляции приносят следующие результаты:

  1. Усиливают рефлекторные взаимосвязи сосудистой и мышечной систем с участками коры головного мозга.
  2. Стимулируют тактильные ощущения.
  3. Способствуют развитию многих органов малыша.
  4. Нормализуют тонус мышц.
  5. Положительно влияют на уровень развития речи, деятельности ЦНС.
  6. Способствуют синхронизации и активизации функционирования обоих мозговых долей.

Существуют разные комплексы развивающих процедур. Их можно выполнять полностью или использовать отдельные элементы.

Массаж рук для развития ребенка

Прекрасно развивают речь и моторику ребенка движения направленные на массирование:

Стимуляция пальчиков великолепно влияет на физическое здоровье малыша, так как каждый связан с определенным органом:

  • Большой — с мозгом.
  • Указательный — с желудком.
  • Средний — с позвоночным столбом, кишечником.
  • Безымянный — с печенкой.
  • Мизинец — с сердцем.

Самый простой метод детского развивающего массажа рук проведение поглаживаний, вектор которых лежит от кончиков пальцев к запястьям, от ладоней к предплечьям. Можно:

  • Гладить.
  • Растирать.
  • Пощипывать.
  • Надавливать.
  • Похлопывать.
  • Сгибать пальчики.

Выполняя движения необходимо проговаривать их, показывать, включать элементы игры, подбирать стихотворные тексты. Такой развивающий массаж для детей дополнительно повышает интеллектуальные способности, ведь в этом возрасте идет преобладание конкретно-образного мышления.

Рекомендуется научить ребенка самомассажу. Подойдет следующий вариант: малыш должен положить на выпрямленные пальчики правой руки указательный левой. Растереть большим пальцем правой руки его со всех сторон. То же самое проделать с остальными пальчиками по очереди. Повторить манипуляции несколько раз на двух руках.

Необходимо, чтобы ребенок выучил стишок и в это время приговаривал, делая движения в такт словам:


Для развития прекрасно подходят упражнения с применением различных вспомогательных средств:

  • Катание грецкого ореха, ребристого карандаша.
  • Сжимание резиновой игрушки.
  • Скатывание пластилиновых шариков, палочек.

Манипуляции необходимо проводить 3 раза в день. С малышами выполняют от 3 до 5 упражнений, с детьми постарше 8. Между элементами обязательно делать паузы, расслабляться.

Массаж стоп для развития детей

Зоны на стопах ребенка имеют около 72 тысяч нервных окончаний, связанных со всеми внутренними органами. Массаж ступней прекрасно способствует развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата маленького человечка, а новорожденных начинает подготавливать к будущим шагам. С помощью этой процедуры развивается система кровообращения, повышается общий тонус организма. Для проведения можно использовать следующую технику, выполняемую ежедневно:

  1. Лежащего на спине малыша одной рукой взять за щиколотку, а другой погладить стопу.
  2. Плавными круговыми движениями пальчика рисовать округлые фигурки, восьмерки.
  3. После 4 месяцев стопу можно не только поглаживать, но надавливать, растирать, постукивать.
  4. С 10 месяцев необходимо слегка крутить пальчики на ноге. Делать это разрешается только по часовой стрелке.

Массаж ушей для развития ребенка

На ушных раковинах расположено 170 различных точек, активизирующих все органы, системы детского организма и развивающих его защитные функции. Их массаж можно применять с раннего детства ежедневно. Для эффективного развития организма, процедуры проводятся не меньше 2 раз в день. Рекомендуются следующие манипуляции:

  1. Загнуть пальцами ушки вперед, прижать их к вискам, отпустить, чтобы ощущался хлопок. Сделать 10 раз.
  2. Указательным и большим пальцами взяться за мочки малыша, тихонечко потянуть вниз, отпустить. Повторить 5 раз.
  3. Большой палец осторожно положить в ушную раковину, указательным прижать ее выступ, находящийся возле лица. Немножечко надавить его, легонько потеребить. Делать 20 секунд.

Массаж лица для развития ребенка

Профессор Фритц Р. Ауглин разработал систему манипуляций, способствующей развитию и улучшению:

  • Памяти малышей.
  • Речи.
  • Абстрактного мышления.
  • Интеллекта.

Полезно научить маленького человечка самостоятельно делать такой массаж. Он выполняется следующим образом:

  • Ушки. Делать манипуляции по очереди: мочки — потянуть вниз; верх — к потолку; среднюю часть — вперед, назад.
  • Щечки. Очертить пальцами линии вокруг глаз, опуститься к уголкам губ, подняться к носу и опять к скулам.
  • Глазки. Рисовать очки восьмеркой по нижнему и верхнему веку.
  • Овал личика. Вторым и третьим пальцами обеих рук делать плавные движения по контуру лица, ото лба до подбородка с обеих сторон.
  • Носик. Подушечками средних пальцев надавливать по 10 раз на точки в районе переносицы: возле внутреннего уголка глаза; посередине носа; на уровне его крыльев.

Особенности развивающего массажа для новорожденных детей

Все профилактические массажные процедуры, проводимые младенцам, уже являются развивающими для крохотного организма. В классические комплексы можно добавлять с любого возраста массаж ступней, ушек, лица. Однако необходимо помнить, что выполнение манипуляций у новорожденных детей имеет ряд особенностей:

Развивающий массаж значительно ускоряет формирование физических, умственных и речевых навыков малышей. Однако не стоит забывать, что во взаимодействии с детьми очень важен индивидуальный подход и понимание: какие процедуры нужны в этот период и их объем. Именно поэтому нелишним будет перед началом любых массажных манипуляций посоветоваться с педиатром и получить его грамотную консультацию.

Наряду с постоян­ной заботой о соматическом здо­ровье малыша, не меньших усилий требует от родите­лей и интеллектуальное развитие ребенка. Интел­лект - это не только на­копление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.


Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно на­учиться. И чем раньше вы с ребенком начнете зани­маться в этом направле­нии, тем больше надеж­ды, что проблем в школь­ном обучении у вашего ребенка не будет.

Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимос­ти от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление - это две сто­роны одного процесса, а вернее - своеобразный замкнутый круг. Разви­вая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.

Есть много различных способов, методов и ме­тодик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, вли­яющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.

Массируя определен­ную микросхему тела (ухо, рука), мы заставля­ем четко и слаженно работать все системы организма. Имен­но слаженная работа всех систем под­готавливает почву для лучшего разви­тия памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также спо­собствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.

Массаж можно применять с само­го раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще - вырастет из ва­шего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать это­му, помогая малышу самому осваи­вать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения само­стоятельно. Если массаж делается ре­гулярно (каждый день), ребенок при­выкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой ра­зумеющееся - как, к примеру, еже­дневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, зани­мает не более 10 минут. Время, потра­ченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.

Аурикулярный массаж для детей

Этот массаж помогает лучше ра­ботать и развиваться различным сис­темам организма, нормализует состо­яние нервной системы, усиливает кон­центрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.

Аурикула - это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Не­сложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позво­лили широко внедрить этот метод мас­сажа в детскую практику. Такой мас­саж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.

По утверждению восточных цели­телей, ушная раковина является пуль­том управления всего тела. Некото­рые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в пе­ревернутом виде: мочка уха соответ­ствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туло­вища и конечности.

Воздействуя на изве­стные сегодня 170 точек ушной раковины, мож­но активизировать рабо­ту всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «конт­ролирует» определен­ную систему организма человека. Так, определе­ны зоны для повышения силы концентрации вни­мания и улучшения па­мяти.

Самый простой вари­ант целенаправленного влияния на зоны внима­ния и памяти приводит­ся ниже.

  • противокозелок;
  • треугольная ямка;
  • зона перехода нож­ки завитка в его восходящую часть;
  • воронка, самая глу­бокая часть рако­вины.

Массаж аурикул можно проводить не­сколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выпол­нять его перед сном. По­лезно растереть уши сра­зу после сна, можно не вставая с постели. Безус­ловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.

Аурикулярный мас­саж целесообразно начи­нать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и да­лее - ножки завитка, по­вторяя прием 2-3 раза. Затем 2-3 раза массируется противозавиток: сна­чала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2-3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и ра­ковины в направлении от противоза­витка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной рако­вины надо хорошо отмассировать ко­зелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной рако­вины и чувства тепла в ней. В среднем это 3-5 минут.

Массаж ушных раковин нужно де­лать одноименными руками: левое ухо - левой рукой, правое ухо - пра­вой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ре­бенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остано­вок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь пре­дыдущий эффект. Желательно при мас­саже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как пра­вило, выбор ритма происходит инстин­ктивно.

Эффект от массажа ушной ракови­ны усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.

Кисти рук - еще один «экран» со­стояния систем и органов человека.

Знаете ли вы, что пальчики ваше­го малыша, еще такие неловкие и не­умелые, помогают ему учиться мыс­лить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их ко­ординация, тем быстрее у него разви­вается речь, а следовательно, и мыш­ление.

Считается, что если ребенок в 7-ме­сячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится рече­вых расстройств, сложностей в разви­тии мышления.

Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в воз­расте, когда ребенок еще лежит (4-5 месяцев).

Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.

Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладош­ка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсив­нее, с большими усилиями, чем тыль­ную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладош­ки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ре­бенка в кулачок, и безымянный па­лец будет указывать место располо­жения этой точки.

Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со сторо­ны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выпол­нять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала не­обходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом ра­стираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввин­чивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж за­канчивается поглаживанием пальчи­ка, его растягиванием.

Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдаю­щихся частей ладони у основания это­го пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на пра­вой руке, а затем на левой, безымян­ный на правой - на левой и т. д.

Общий массаж кисти заканчивает­ся растиранием запястий, что улучша­ет лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способ­ствует повышению им­мунитета.

Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!

Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференциро­ваннее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслитель­ная деятельность, речь.

Обращайте внима­ние на ведущую руку ре­бенка. У людей с доми­нантным (ведущим) ле­вым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доми­нантным правым полу­шарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и пра­вой и левой рукой - это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости за­ставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут вы­явиться негативные проявления пси­хики ребенка.

Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и полезное упражнение.

А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы - гибкими.

Своеобразные «занятия» вы мо­жете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.

Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спе­шите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробо­вать застегнуть еще более мелкие пуговицы.

Очень полезна для развития ко­ординации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыро­колом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и пока­зать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дыроч­кам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти за­нятия развивают зри­тельную память, учат концентрировать вни­мание.

Дайте в руки ребен­ку тонкие счетные па­лочки. Их надо удер­жать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может услож­ниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выпол­нить такое упражнение, предложите ему выстро­ить такой же колодец при следующем усло­вии: палочки можно брать только одноимен­ными пальцами обеих

рук: сначала выстроить колодец ми­зинцами, затем только безымянны­ми, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.

Задания эти трудные, но выполни­мые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выпол­нять это задание, внося в игру сорев­новательный элемент, у ребенка будут формироваться только положитель­ные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потре­бует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.

Чтобы ребенок не скучал, а одно­временно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще пред­лагайте краски с кисточками, каран­даши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фи­гурок пальчиками.

Хорошо бы научить ребенка иг­рать на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округ­лой, пальцы немного согнутыми. Уда­рять сильно, уверенно о твердую по­верхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с боль­шого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Боль­шой палец отрывается от поверхнос­ти только тогда, когда следующий па­лец уверенно ударяется о стол, и т. д.

Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрос­лые любят играть не меньше детей.

Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные зна­ния, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происхо­дит первое общение родителей со сво­им ребенком. Не ждите, когда ребе­нок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассив­ный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осо­знанные периоды его развития.

Все педиатры однозначно сходятся на мнении о том, что массаж пальцев рук детей имеет уникальное значение для их умственного развития. Процедура стимулирует ускорение момента, когда малыш начнет разговаривать. Отчего же так происходит?

Почему массаж пальчиков для детей считается очень важной процедурой?

Манипуляции с пальцами очень важны для развития малышей. Учеными доказана прямая связь между мелкой моторикой детей и уровнем их речевых и интеллектуальных навыков. Ведь зона в коре головного мозга, отвечающая за речь, находится рядом с двигательным центром и стимулирует его. Чем раньше родители начинают выполнять массаж пальцев рук, тем больше у их детей шансов начать разговаривать раньше своих сверстников. Именно поэтому врачи рекомендуют выполнять такие упражнения с самого раннего возраста.

Массаж пальцев рук детей выступает обязательным элементом процедуры коррекции, используемой логопедами при нарушениях речи у малыша. Манипуляции также способствуют:

  • Нормализации тонуса мышц.
  • Усилению кровообращения.

Массаж пальчиков у грудничка

Новорожденным детям манипуляции проводятся крайне аккуратно. Малыш должен быть в хорошем настроении. Во время массажа мама может напевать песенки или рассказывать крохе сказочку. Упражнения с детьми необходимо выполнять последовательно, мягко и ласково:

  • Положить на свою руку ладошку карапуза. Выполнить поглаживания всех пальчиков вместе и каждого в отдельности.
  • Круговыми движениями сделать массаж в виде аккуратных разминающих движений. Каждый палец необходимо массировать в одну и другую сторону.
  • Слегка нажать на подушечки.
  • Сжать ручку крохи в кулачок, а потом помочь его разжать.
  • Осторожно похлопать по пальчикам, погладить их.

Такой массаж для детей можно выполнять как в комплексе общей профилактической процедуры, так и самостоятельно. Упражнения рекомендуется проводить несколько раз в день. Время занятия не должно превышать 2—3 минуты.

Массаж пальцев рук у детей после годика

Малышам, вышедшим из грудного возраста, также рекомендуется проводить манипуляции, развивающие мелкую моторику. Для пальцев рук детей постарше можно применять технику немного интенсивнее, чем для грудничков:

Для того чтобы сделать процедуру массажа более интересной и веселой можно посреди занятия вставить игровой элемент:


Можно использовать и другие приемы, которые мама придумает сама из подручных средств. Главное — чтобы они способствовали развитию мелкой моторики малыша.

Необходимо помнить, что массаж пальчиков рук детей нужно делать регулярно. Только в этом случае процедура принесет необходимый эффект.

Рада приветствовать вас, дорогие родители!

Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка. Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.

Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.

Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.

Пальчиковые упражнения, сопровождаемые веселыми стишками или потешками очень нравятся деткам. Они подойдут в возрасте от 9 месяцев и старше. Ребенок во время таких занятий учится слушать, проецировать услышанное на реальные события и предметы, вырабатывается чувство ритма. Изучаем названия пальчиков. — Данюша, покажи где у тебя ручка?, а потом, где правая ручка, где левая?

Сначала, когда вы только начнете вводить такие упражнения, малыш может только наблюдать за вами, никак не реагируя, со временем он привыкнет к занятиям и будет помогать маме. Как только мама начнет произносить знакомый стишок, малыш уже делает нужные движения пальчиками. Затем, если занятия регулярные, ребенок выучит знакомые ему стишки. Сначала он будет повторять отдельные слова за мамой, а потом и целые строки.

Но бывает и обратная реакция, ребенка никак не усадить, чтобы сделать хотя бы одно упражнение. Это было в нашем случае, мой сын никак не хотел сидеть на месте, и тем более что — то там еще с пальчиками делать, его привлекали более подвижные занятия. Тогда приходилось его вылавливать, для того, чтобы хоть минутку — другую пытаться позаниматься. Мои настойчивые труды были вознаграждены и уже через месяц малыш сам подавал мне ручки с растопыренными пальчиками, тем самым показывая, что пора поиграть с ними.

Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с первого комплекса. Он подходит для детишек у кого ручки зажаты, мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму. Второй же можно проводить постоянно ежедневно или через день.

Возьмите одной рукой ручку ребенка, другой рукой делайте массаж.

Комплекс №1

1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

2. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит важный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

3. Похлопывающими движениями проведите по каждому пальчику от кончиков к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

4. Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко — крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

5. Помассируйте подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке — круговыми движениями, как «сорока ворона».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб кидать и чтоб держать,

Чтобы брать и чтоб давать.

Их конечно целых пять!

6.Завершите гимнастику упражнением №1

Комплекс №2

Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.

1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.

2.Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.

3.Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.

4.Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.

5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит.

6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.

7. Человечки бегают и потом играют в футбол. Катать пальчиками небольшой шарик.

8. «Ножницы». Имитируем ножницы двумя пальцами. Как — будто режем, что есть под рукой — книжку, пеленку и пр.

9. Положите ручки на стол. И попеременно поднимайте каждый пальчик.

Всего доброго! До новых встреч!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!