Женский журнал Ladyblue

Признаки заикания у ребенка. Заикание у детей: причины, лечение, обследование ребенка

Задержка речевого развития, заикание и другие нарушения речи ребенка первых лет обычно не вызывают тревоги родителей. Срабатывает правило «Все индивидуальны - перерастет». Однако к трем годам, когда ребенка отправляют в детский сад, существующая проблема впервые становится препятствием к нормальному процессу общественной адаптации. Коррекция заикания у детей 3-х лет определяется причинами, и лечение должно быть направлено непосредственно на этиологический фактор. Эффективность терапии во многом зависит от своевременности диагностики и начала работы над проблемой.

Заикание: механизм развития патологии

Заикание - нарушение речи, которое характеризуется отсутствием плавности темпа и ритма разговора, сбивчивостью, многократным повторением звуков и непроизвольными паузами. Заболевание считается преимущественно детской патологией, чаще встречается у мальчиков. Однако под воздействием сильных потрясений заикание может проявиться и у взрослого человека.

Возникновение нарушений устной речи связано с непроизвольным сокращением мышц, отвечающим за артикуляцию и звукопроизношение. Детские неврологи утверждают, что есть два варианта заикания у детей:

  • Тоническое, которое характеризуется возникновением стойкого спазма голосовых мышц. В норме после каждого сокращения, наступает период релаксации мышечных волокон. Чтобы произнести новый звук, голосовые связки должны ответить на нервный импульс после периода расслабления. В случае тонического заикания, после очередного сокращения не наступает релаксация. Вследствие этого, в речи заикающегося ребенка возникает пауза, разрыв между слогами.
  • Клоническое, которое отличается многократными судорожными сокращениями. Каждый новый нервный импульс поступает к исполняющему органу в период, когда тот не полностью расслабился после предыдущего звука. Голосовые связки не успевают перестроиться на новое задание, когда приходит череда импульсов. Речь детей с клоническим заиканием характеризуется многократным повторением отдельных слогов проблемного слова: «касе-се-се-та».

Кроме того, у детей до 4-х лет часто диагностируют смешанный вариант патологии: периодическое проявление в речи и разрывающих пауз и звукоповторений.

Важно! У многих людей в норме встречаются при разговоре повторяющиеся заминки с «э-ээ». Однако о патологическом заикании говорят, если прерывания составляют более 10% всей речи

Периоды развития речи ребенка

Характерные симптомы нарушения речи появляются в определенные периоды развития ребенка. Первые попытки устного разговора возникают в возрасте одного года с помощью лепета и отдельных слогов.

До 2-х лет в речи преобладает пассивный словарный запас (200-300 слов, которые ребенок не произносит, но понимает значение), активные - используемые слова составляют 10%. Этот период считается первым критическим в развитии ребенка, поскольку происходят изменения и формирование речевого центра в коре головного мозга. Воздействие сильного эмоционального потрясения или небольшой физической травмы головы становится реальной угрозой нарушения функций речевого центра.

Второй критический период припадает на возраст до 4-х лет, когда устная речь развивается в быстром темпе, увеличивается активный и пассивный словарный запас. В это же время, возникает дисбаланс между нервной и эндокринной регуляцией функций организма. В головном мозге усиливается синтез биологически активных веществ со стимулирующим эффектом (дофамин, серотонин). Однако нервной системой недостаточно сформирован механизм контроля над действием гормонов.

Дети этого возраста при попадании в стрессовую ситуацию или под эмоциональное давление окружающих часто начинают проявлять активный негативизм: отказываться выполнять порученные задания, перестают разговаривать. В менее выраженном варианте - начинают заикаться.

Третий критический период связан с развитием письменной речи в возрасте 6-7 лет. Первый учебный год в школе сопровождается истощением адаптационных возможностей детского организма. Кроме того, появление потребности излагать мысли в письменной форме является серьезным напряжением для речевого центра.

Причины возникновения заикания у детей

Единого установленного фактора, что провоцирует развитие патологии в детском возрасте, не существует. Известный педиатр Евгений Комаровский разделяет врожденные и приобретенные причины заболевания:

  • Врожденные: генетическая предрасположенность, внутриутробные инфекции и травмы (особенно в первом триместре беременности), родовая травма, преждевременные роды.

Повреждение развития тонкой структуры нервной ткани плода вследствие травмы, кровоизлияния, инфекционного или токсического воздействия в первую очередь влияет на когнитивные функции. Нарушение двигательной или чувствительной сферы являются самыми грубыми последствиями травм.

Кроме того, ребенок со вспыльчивым темпераментом заикается чаще, чем его уравновешенный и флегматичный сверстник.

  • Приобретенные в процессе жизнедеятельности. К этой группе принадлежат перенесенные инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы ребенка до 5-ти лет. После этого периода дети менее чувствительны к появлению патологии.

Эмоциональные потрясения и психологические травмы после развода родителей, смерти близких, стихийных бедствий и техногенных катастроф - приобретенные причины заикания, связанные с влиянием внутренней тревоги на структуры головного мозга.

Кроме того, Комаровский говорит о влиянии общества на развитие речи. Чрезмерное внимание к разговорным ошибкам, частые исправления, тесное и длительное общение с заикающимися - все эти факторы способствуют развитию патологии у ребенка

Традиционные методы лечения заикания

Устранение заикания у дошкольников проводится совместными усилиями родителей, педагогов и врачей. Традиционными считаются методы:

  • Дыхательной гимнастики. Упражнения направлены на улучшение контроля над актом дыхания, сокращением диафрагмы, голосовых связок и артикуляционного аппарата. Применяются варианты занятий по А.Н. Стрельниковой, Ненашева-Агаджаняна и Бутейко.
  • Логопедические приемы для улучшения артикуляции (артикуляционная гимнастика). Логопеды занимаются преимущественно развитием мелкой моторики щек, губ и языка.
  • Медикаментозная терапия, цель которой снизить активность очага возбуждения в головном мозге и снять судороги, улучшить обмен веществ и кровоснабжение нервной ткани.

Кроме того, часто в комплексном подходе лечения ребенка используется логопедический массаж. Путем механического воздействия на активные точки тела происходит «переключение» доминатного (главного) возбуждения. Курс процедур длится от двух до пяти месяцев.

Логопеды-массажисты также проводят специальный инструментальный (зондовый) массаж, который улучшает кровоток и отток лимфы непосредственно в мышцах гортани и глотки. Противопоказанием для данной манипуляции является возраст ребенка до двух лет, а также ощущение тошноты и приближающейся рвоты при воздействии на слизистую глотки.

Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях

Упражнения в комплексе дыхательной гимнастики способствуют устранению речевых дефектов. Кроме того, метод эффективен для развития дыхательного объема легких, расширения и улучшения дренажной способности бронхов.

Особенностью дыхательных упражнений является сочетание акта дыхания с сокращением других мышц тела. Таким образом, происходит воздействие на органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, а также на центральную нервную систему.

Другими словами, головной мозг «тренируется» сочетать волевые сокращения мышц с дыханием. Чтобы вылечить заикание у ребенка, необходимо скоординировать сокращение дыхательных и голосовых мышц, что достигается путем выполнения комплекса упражнений.

Известный детский врач, Евгений Комаровский, настоятельно рекомендует следовать таким правилам при выполнении гимнастических занятий:

  • Постепенность. Сначала используются более простые движения, нарастание сложности происходит по мере усваивания предыдущих комплексов. Например, в гимнастике по Стрельниковой различают базовые и основные упражнения. На начальном этапе выполняются «Ладошки», «Погончики» и «Насос». В последующем - «Ушки», «Маятник» и др.
  • Системность. Результат зависит от чередования занятий с отдыхом. Детскому организму необходимо время, чтобы сформировать устойчивый рефлекс плавной речи и ровного дыхания.
  • Непрерывность. Эффективными считаются ежедневные двухразовые занятия.
  • Возрастная адекватность и учет индивидуальных особенностей. Ребёнку с тяжелым общим состоянием разрешается выполнять комплекс движений в положении сидя или лежа. Кроме того, для детей разных возрастных групп используются модификации стандартных методик.

Важно! Используемые в комплексе упражнения выполняются под строгим контролем логопеда или родителей, если лечение проводится в домашних условиях

Постановка артикуляции при заикании

Занятия с логопедом проводятся детям возрастом старше трех лет, потому что в первые два года жизни ребенок не способен понять и исполнить просьбу педагога.

Артикуляционная зарядка подразумевает выполнение мелких и точных движений языка, губ и других мимических мышц. Метод применяется для лечения не только заикания, но и других нарушений речи (шепелявость, гнусавость, картавость). Для постановки каждого отдельного звука используются разные упражнения.

Наиболее применяемые движения представлены в таблице:

Совет врача. На специальных занятиях малыш выполняет движения, повторяя за логопедом. В домашних условиях роль педагога должны взять родители, чтобы контролировать правильность выполнения

Нетрадиционные методы коррекции заикания

Ароматерапия - метод релаксации нервного напряжения ребенка (фото: www.kaminova.com.ua)

Использование методов нетрадиционной медицины для коррекции заикания у дошкольников направлено преимущественно на психоэмоциональную сферу ребенка.

Применяются следующие варианты воздействия на высшие функции нервной системы:

  • Альтернативная психотерапия. Во время беседы с ребенком в форме игры врач определяет, можно ли воздействием на определенную сферу жизнедеятельности избавиться от заикания.
  • Арт-терапия. Всевозможные методы рисования, лепки, раскрашивания позволяют ребенку выразить эмоции и переживании, чтобы таким образом принять и отпустить их. Данный метод считается наиболее эффективным для лечения заикания, вызванного психологической травмой.
  • Терапия песком. Дети параллельно расслабляются и развивают мелкую моторику рук во время игры с песком.

Кроме того, психотерапевты и логопеды часто используют театральные и музыкальные постановки, ароматерапию и пение на пути к преодолению дефекта речи.

Медикаментозная терапия заикания у дошкольников

Коррекция заикания у дошкольников с помощью лекарственных препаратов проводится только в исключительных случаях, в комплексе с другими методами. Доктор Комаровский рекомендует следующие препараты:

  • Гамма-аминомасляная кислота и её производные. Действующее вещество является основным тормозящим медиатором нервной системы. Эффект средств направлен на установление баланса импульсов и подавление патологических очагов возбуждения в речевых и двигательных центрах. Препараты данной группы: Пирацетам, Ноотропил.
  • Транквилизаторы - группа препаратов с противотревожным эффектом. Обладает выраженным воздействием на центральную нервную систему. Угнетаются все процессы передачи импульсов по синапсам. Побочные эффекты средств: сонливость, снижение концентрации, ухудшение памяти. Назначаемые препараты: Галоперидол, Фенибут. Препараты противопоказаны для применения детьми возрастом до 6-ти лет.

Считается, что заикание у ребенка 3-х лет возникает преимущественно из-за лабильности эмоциональной сферы, поэтому наибольшей эффективностью обладают седативные (успокоительные) препараты. Детям младшей возрастной группы чаще всего назначаются лекарственные средства растительного происхождения, например, экстракт валерианы.

Особенности коррекции речевых дефектов у детей 3-х лет

В сравнении с другими возрастными группами, заикание у детей 3-х лет характеризуется небольшой выраженностью из-за недостаточного развития словарного запаса. Постановка диагноза в начале заболевания проводится в половине случаев.

Доктор Евгений Комаровский для лечения маленьких детей рекомендует придерживаться следующих советов:

  • Нормализация сна - не менее 11 часов в сутки (9 ночью и 2 днем).
  • Рациональное питание - поступление необходимых питательных веществ обеспечивает нормальное развитие и функционирование нервной системы.
  • Прогулки на свежем воздухе для обеспечения организма кислородом.
  • Игры со сверстниками необходимы для социальной адаптации ребенка и адекватного развития в соответствии с возрастом.

В том, как вылечить заикание в раннем возрасте, мнения докторов расходятся. Однако никто не отрицает необходимости комплексного и системного подхода к терапии.

К 3 годам у ребенка начинается бурное развитие речи. Артикуляционный аппарат готов к произнесению звуков. И тут может произойти эмоциональный сбой. Ребенок начинает заикаться. Заикание у детей 3 лет, родители, как правило, не сразу замечают.

Признаки заикания у детей 3 лет

Речь малыша становится быстрой, невнятной. Он проглатывает окончания, речь прерывается длительными паузами. Во время говорения можно заметить напряжение мышц шеи и лица. Иногда ребенок начинает непроизвольно сжимать руки в кулачки. Некоторые во время речи машут руками, непроизвольно двигают ногами. Если у малыша появились такие признаки, то, возможно, у него заикание. Это заболевание имеет и другое – научное название – логоневроз.

Причины заикания:

  • Эмоциональные сбои в работе нервной системы, связанные с травмой во время родов или генетической предрасположенностью.
  • Нарушения в области подкорки головного мозга органического характера.
  • Сбой в работе нервной системы ребенка после перенесенных тяжелых заболеваний в раннем детстве (коклюш, рахит, корь).
  • Внезапное потрясение психоэмоциональной сферы. Оно может быть связано с детскими фобиями. Чаще всего боятся малыши темноты, одиночества. Маленьких детей может сильно напугать домашнее животное, например, собака.
  • Перегрузка речи ребенка. Его пичкают речевым материалом, который не соответствует возрасту или начинают с ним изучение иностранных языков. Психика даже вполне здорового малыша не выдерживает нагрузок.
  • Инфекционные заболевания, аденоидные разрастания, даже неправильное питание может спровоцировать логоневроз.

Что делать, если ребенок заикается?

Если ребенок начал заикаться, в первую очередь надо обратиться к неврологу, чтобы он подтвердил диагноз. Если же у малыша заикание, то надо соблюдать ряд правил:

  • Главное в режиме для ребенка – ложиться вовремя спать и вставать в определенное время. Необходим и сон днем. Он оказывает благотворное влияние на нервную систему малыша, укрепляет ее. Желательно, чтобы продолжительность дневного сна составляла не менее двух часов.
  • Перед отходом ко сну немного почитать ребенку или рассказать сказку. Поменьше смотреть мультиков и отказаться вечером от шумных игр.
  • Не надо исключать прогулки в любую погоду. Помогают в укреплении нервной системы занятия физической культурой, посещение бассейна.
  • Не надо запрещать общаться со сверстниками, чрезмерно опекать малыша.
  • Взрослым, окружающим ребенка, надо следить за правильностью своей речи. Она должна быть неторопливой, грамотной. Желателен идеальный речевой пример.
  • В доме должна царить атмосфера доброжелательности, спокойствия. Необходимо исключить, по возможности, конфликты в семье заикающегося. Не надо выяснять отношения при ребенке.

Как лечить заикание у детей?

Назначают массаж, при котором воздействуют на мышцы, участвующие в процессе речи. Делать его должен специально обученный врач-логопед. Ребенку при этом надо находиться в положении лежа или сидя. Сеансы проводят сначала в течение нескольких минут, доводя до получаса. Проводится массаж в количестве 10 процедур. Также эффективен и точечный массаж. Он успокаивает, оказывает расслабляющее действие на состояние ребенка, восстанавливает работу артикуляционных мышц.

Для нормализации дыхания, контроля над состоянием во время речевого общения используется дыхательная гимнастика при заикании. Она улучшает кровоснабжение головного мозга, формирует правильное дыхание.

Примеры упражнений дыхательной гимнастики при заикании:

  • Ребенок стоит, опустив прямые руки. Ладошки смотрят вверх. При вдохе ладошки медленно сжимать, при выдохе - разжимать.
  • Глубоко вдохнуть и медленно присесть. Встать - шумно выдохнуть.
  • Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс. Вдохнуть и сделать наклон сначала вправо, затем – влево. Потом выдохнуть.
  • Сделать глубокий вдох и склонить голову вниз или поднять, совершая при этом шумный выдох.

Упражнения выполняются несколько раз. Дыхательная гимнастика проводится утром ежедневно. После нее можно провести релаксацию.

В наше время широко используются специально разработанные компьютерные программы для лечения заикания. С их помощью проигрываются определенные речевые ситуации, в которых ребенок себя слышит и пытается сделать свою речь плавной и непрерывной.

Не надо отбрасывать и традиционные способы лечения заикания. Они включают в себя специальную логопедическую гимнастику, дыхательные упражнения, которые направлены на уменьшение спазма мышц лица и речевого аппарата. Данные упражнения от заикания особенно эффективны, если необходимо лечить заикание у детей 3 лет.

Иногда используется режим молчания. Когда ребенок говорит только на занятиях с логопедом, где речь его звучит плавно, а в остальное время молчит. Так вырабатывается правильность речи.

При тяжелых формах заикания назначают и медикаментозное лечение, которое снимает судороги голосовых мышц.

Как вылечить у ребенка заикание, подскажет только логопед. А родители должны следовать его советам.

Программа «Осторожно: дети». Тема «Заикание» - видео

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические .

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает , его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

— один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы , такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Заключение

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

Заикание — довольно частый недуг, встречающийся у детей дошкольного возраста. Он очень волнует каждого из родителей, которые обнаруживают этот дефект речи у собственного чада. Поначалу детям это не доставляет особого дискомфорта, но уже в детском саду появляются комплексы. По понятным причинам кроха начинает страдать: хуже усваивает новый материал, тяжелее готовится к школе, считает себя неполноценным. Самое ужасное, что эти комплексы могут сопровождать человека в старшем возрасте, и оставаться с ним на протяжении всей жизни.

Почему дети в 3-4 года заикаются: основные причины

Прежде всего, заикание — это неправильная работа нервной системы, тормозящая выполнение функций речевого аппарата. Это заболевание врачи называют логоневрозом. Они разделяют его на два вида — внешний и предрасполагающий.

Предрасполагающее заикание — эта проблема, возникающая в речи, связана с внешними факторами.

  1. Инфекции , которые появились еще при беременности матери и повлияли на неправильное развитие.
  2. Малыш родился недоношенным.
  3. Темперамент малыша . Более эмоциональные дети чаще подвержены заиканию, нежели те, кто имеет флегматичный склад характера.

Внешние причины — это те, которые увеличивают уже имеющееся предрасполагающее заикание.

  • Энцефалит, менингит, и другие болезни , связанные с развитием головного мозга и нервной системы.
  • Ушиб и сотрясение головного мозга также могут влиять на правильность речи.
  • Заболевания, связанные с дыхательными путями , а также отит и сахарный диабет.
  • Болезни, влияющие на общее состояния организма : рахит, простуда, гельминты.
  • Раздражительность, недержание мочи , нервный короткий сон и постоянная нервозность.
  • Резкий испуг, шок от чего-либо (часто бывает от неадекватности родителей или, к примеру, от бросившегося на человека пса).

Логоневроз может возникнуть и у детей из семей, в которых родители прибегают к жестоким наказаниям, побоям и постоянной агрессии, а также где малыши не получают должного ухода.

Также этот недуг появляется от чрезмерного желания окружающих нагрузить кроху занятиями и учебным процессом, которые не соответствуют нормам нагрузки деток.

Редко, но возникновение логоневроза может спровоцировать и радостное событие. Причиной может стать и поведение воспитателя в детском саду. Резкий крик, наказания — всё это ломает хрупкую детскую психику и приводит к тяжелым последствиям.

Как определить заикание на ранних стадиях детей?

Когда заикается взрослый человек, это сразу заметно: он запинается, повторяет слоги, делает ненужные паузы. У детей всё может протекать не так явно и сразу.

Большинство родителей не обращают внимания на первичные симптомы. И это ошибочно. Ведь легче излечить проблему, если она еще не успела укорениться.

Дети в возрасте трех-четырех лет, как правило, проглатывают окончания или первые слоги слов. И речь может быть неразборчивой, а паузы между словами бывают слишком длинные. Эти вещи могут быть нормой, и малыш может их перерасти со временем. Но, может быть, это «первые звоночки» к заиканию?

Это можно понять по ряду признаков

  • Во время пауз в речи , когда на лице ребенка напрягаются мышцы и шея.
  • Во время запинаний малыш топчется с ножки на ножку, сжимая кулачки.
  • С помощью жестов к р оха пытается опередить то, что хочет сказать.
  • Часто дети с логоневрозом, несмотря на умение говорить, становятся молчаливыми.
  • Губки ребенка могут подрагивать во время речи, можно также заметить непроизвольное вращение глазных яблок.

Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов. Подобное замыкание в себе происходит в самом начале появления комплексов от собственной неполноценности и чувства неловкости при звуках речи.

Как правильно лечить заикание в раннем возрасте?

Проблему можно и нужно лечить. Этим должны заниматься специалисты: психоневролог, логопед, невролог. Увы, но большинство случаев являются излечимыми. «Волшебной» таблетки от заикания, к сожалению, не существует.

Основные правила при лечении в помощь родителям

  • Старания профессионалов и родителей должны быть совместными.
  • Лучше всего решить проблему до того, как ребенок пойдет в школу. В школьном возрасте будет все намного сложнее.
  • Не следует подгонять малыша в произношении речи, он не должен чувствовать себя «не таким, как все».
  • Нужно относиться к малышу с теплотой, не давать возможности нервничать, разговаривать перед сном.
  • Хвалите кроху за любые успехи. Ребенок всегда должен понимать, что у него есть поддержка и любовь окружающих, несмотря на дефект.

Методы избавления от заикания

  1. Занятия у логопеда.
  2. Упражнения на правильность дыхания.
  3. Массажи.
  4. Гипноз.
  5. Лечение медикаментами.
  6. Общее укрепление организма.

Разберем подробнее основные и эффективные способы ниже.

Поход к логопеду

Специалист обязан подобрать комплекс специальных упражнений, которые снимут психологическое напряжение и сделают речь малыша правильной. Дома он под контролем родителей должен проговаривать заданные логопедом упражнения. Маме и папе нужно совместно с врачом прилагать усилия к скорейшему выздоровлению ребенка.

Необходимо найти такого врача, который бы устраивал и маленького пациента, и взрослых. Ведь если ребенок будет недоволен доктором, то доверия между врачом и пациентом не получится, и должного эффекта лечение не произведет.

Медикаментозное лечение

Лечение заикания медикаментами является лишь дополнительным, но не основным методом решения проблемы. Все препараты назначает невролог. Это медикаменты, устраняющие судороги, а также успокоительные средства. Весь метод рассчитан на благотворное влияние лекарств на нервную систему. Среди успокоительных предпочтение отдаются отварам трав.

Но следует помнить, что одними медикаментами недуг не вылечить.

Подобный способ не всегда обязателен, все зависит от предписаний врача. В большинстве случаев лечение медицинскими препаратами лишнее.

Психологическая обстановка

Каждый родитель должен понимать, что, несмотря на усилия хорошего логопеда, лечение медикаментами, результат в первую очередь зависит от теплоты отношений в семье. Желательно, чтобы ребенок не видел конфликтов между родственниками, избегал стрессовых ситуаций, резких смен обстановки. Семейные отношения личного характера следует решать в его отсутствие . Если от этого не избавиться, вылечить заикание у крохи вам не удастся.

Необходимо оградить малыша от неприятностей во время лечения, от походов в гости. Лучше не приглашать к себе друзей с детьми, чтобы не давать повода малышу почувствовать себя ущемленным и отличающимся от всех остальных. Ребенок не должен стесняться. Он должен быть абсолютно спокойным во время лечебного процесса.

Следует больше общаться всей семьей, проводить совместные прогулки на свежем воздухе и пытаться окружить ребенка лишь положительными эмоциями. Хорошо успокаивает нервную систему плаванье в бассейне, которое желательно устраивать вместе с родителями, а не с группой совершенно посторонних людей.

Упражнения и массаж в домашних условиях

Малышам, страдающим подобным заболеванием, рекомендуются сеансы логопедических массажей. Задача массажа — улучшить работу мышц артикуляции и черепно-мозговой функции . Выполнять его должен только специалист. Перед процедурами маленький пациент должен быть спокоен и уравновешен. Подобный вид лечения делают в позе «лежа» или «полусидя».

Массаж включает в себя комплекс действий

  1. Поглаживание.
  2. Разминание.
  3. Растирка.
  4. Вибрация.

Продолжительность первого сеанса — до 7 минут, со временем она увеличивается до получаса. Обычно следует пройти около 10 процедур, затем сделать перерыв на 2 недели, после чего снова возобновить массажный курс.

Также используют точечные массажи, которые включают в себя нажатия на определенные нервные точки. Действие процедуры успокоительное, восстанавливающее нервную систему и расслабляющее маленького пациента.

Иногда родителей пугает, что после первого дня массажа их сын или дочь начинают чаще заикаться. В этом нет ничего страшного, таким может быть первоочередная реакция. Не следует прерывать сеансы, позднее все наладится.

Упражнения дыхательной гимнастики также полезны в лечении логоневроза. Занятия нормализуют носовое и ротовое дыхание, происходит укрепление мышц диафрагмы. Ребенок учится контролировать собственное состояние во время речи.

Крохе нужно научиться выдыхать спокойно, а вдохи выполнять после определенного движения

№1. Малыш должен стоять прямо , локти держать опущенными вниз, а ладошки раскрывать вверх. Во время вдоха ручки следует сжимать в кулаки и разжимать их во время бесшумного выдоха. Подобное дыхательное упражнение следует повторять около 10 раз.

№2. Стоя, раздвинув ноги на ширину плеч , надо вытянуть ручки вдоль корпуса. Во время вдоха делать приседание и одновременно поворот корпуса — поочередно, в одну и другую сторону.

№3. Поза — «стоя», ноги на ширине плеч . Голову наклонить таким образом, чтобы ухо прижималось к плечу. Во время наклона делать вдох. После совершения 5 наклонов следует несколько раз покачать головой в разные стороны. Глаза при всех наклонах нужно направлять прямо перед собой.

Данные упражнения благотворно влияют на речевой аппарат и способствуют улучшению мозгового кровообращения.

Нужно помнить о том, что ребенку необходим полноценный сон. Важно также ограничить влияние телевизора и увеличить устные занятия. Всё внимание должно быть привлечено к уменьшению и полному искоренению дефекта.

Хорошим средством от заикания послужит пение песен. Разучивание детских песенок улучшает качество речи и плодотворно влияет на дыхание во время произношения. Этот способ всегда приносит детям радость, ведь можно использовать песенки из любимых мультипликационных фильмов. Это позволяет малышне выполнять нехитрые задания с большим удовольствием, независимо от наличия слуха или голоса.

Заикание или логоневроз - нарушение речевой функции, которое характеризуется нарушением ритмичности речи, выражающейся в частых повторениях или протяжности звуков/слогов/целых слов, а также в частых прерываниях или нерешительном формировании речи. Фактически, детское заикание болезнью назвать нельзя, так как основная причина появления такого нарушения речи - судорожное напряжение мышечных волокон речевого аппарата. Встречается у детей разных возрастов: с 2 лет до 8 лет. Также встречается у взрослых, но по причине отсутствия лечения заикания в детском возрасте. В чем заключаются причины и лечение заикания у детей?

Прежде всего, отметим мнение доктора Комаровского по данному вопросу. Комаровский Евгений Олегович четко дает понять, что при появлении первых признаков заикания у детишек родителям следует посетить квалифицированного специалиста, который непременно установит причину появления проблемы и назначит необходимые процедуры. Не стоит бросаться к компьютеру, лезть в интернет в поисках «волшебных методик» от не менее «волшебных дядечек и тетечек», предлагающих такие методы за небольшое вознаграждение.

Следует отметить, что заикание может стать серьезной проблемой для малыша в процессе социализации и адаптации в детском коллективе. Как известно, детишки жестоко относятся к другим детям, отличающимся от них. Это может проявляться в передразнивании малыша, насмешках, что непосредственно влияет на его восприятие внешнего мира и поведение в целом, снижая его самооценку и вырабатывая комплекс неполноценности.

По статистическим данным, у девочек данный дефект регистрируется реже, нежели у мальчиков. Специалисты связывают это с более высокой психологической устойчивостью девочек. Ко всему прочему, заикание может проявляться в случаях эмоционального напряжения, испытываемого детьми при выступлении на публике, стрессе и т.д.

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу. Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку - все это может стать почвой для развития заикания. Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Важно понимать, что тем раньше признаки заикания будут выявлены у ребенка и родители обратятся за помощью к квалифицированному специалисту, тем больше шанс на устранение дефекта и последующего нормального развития и становления малыша в социальной среде.

Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное. Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь.

Следует понимать, что лечение заикания - общее дело специалистов и родителей, причем родители играют не меньшую роль. Если причина заикания не связана с поражением ЦНС или головного мозга, то лечение проводится логопедом. Логопед оценивает общую картину, определяет вид заикания, назначает необходимые процедуры и занимается вместе с ребенком. Специалист проводит занятия с детьми, а также дает рекомендации по проведению упражнений в домашних условиях.

Одним из распространенных методов лечения заикания являются дыхательные упражнения, позволяющие создать необходимые условия для нормального дыхательного ритма, а также приводят в тонус органы речевого аппарата. В целом, такие упражнения благоприятно влияют на дыхательную систему и оказывают дополнительное релаксационное действие.

Полезно включить в жизненный ритм ребенка умеренные физические нагрузки (например, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы и т.д.). Если один или оба родителя присоединятся к ребенку при этом, это даже будет лучше, так как ребенок будет получать удовольствие от времяпрепровождения с родителем/родителями.

Техники точечного массажа оказывают благотворное, стимулирующее влияние на ЦНС. Однако предварительно необходимо убедиться в квалификации специалиста. Помимо этого, на сегодняшний день используются различные компьютерные программы, позволяющие сформировать плавность речи за счет синхронизации речевого и слухового центров ГМ.

Лечение с помощью медикаментозных средств является, пожалуй, дополнительной мерой, назначаемой неврологом или психотерапевтом (психиатром, в зависимости от причины появления заикания). Каких либо таблеток для лечения логоневроза у ребенка не существует в природе. Медикаменты оказывают стабилизационное влияние на нервные центры. Назначаются противосудорожные препараты, а также успокоительные. В качестве успокоительных могут использоваться отвары и настои трав.

Не маловажным элементом успешного лечения является соблюдение оптимального ритма дня:

Как мы говорили выше, важным компонентом лечения от заикания является правильный подход к ребенку со стороны родителей. Прежде всего рекомендуется создать мягкую психологическую обстановку в кругу семьи.

Родителям не следует заострять внимание детей на проблеме. Это только усугубит дело, ребенок может замкнуться в себе. Тревожность и нервы родителей способствуют угнетению психо-эмоционального состояния малыша. Также следует всевозможно оградить дитя от негативного отношения со стороны сверстников, а если это сделать невозможно по каким-либо причинам, то необходимо провести беседу и дать понять малышу, что на эти насмешки не следует обращать внимания. Если же это не помогло, то необходимо в период терапии освободить ребенка от посещения дошкольного учреждения.

Примечание. Дети старшего возраста (школьники) более легко поддаются коррекции взглядов. В процессе беседы таким детям следует указывать на их возможности и уникальность, как со стороны внешнего вида, так и со стороны талантов и навыков.

Родителям и остальным членам семьи (если таковые есть) следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо дать малышу высказаться. Пусть это займет много времени, это не важно. Важно дать понять, что вы его внимательно слушаете и понимаете. И ни в коем случае не следует заканчивать мысль за него;
  • Исключить скандалы и лишнюю суету в кругу семьи;
  • Разговоры между членами семьи, особенно с малышом, должны быть плавными и медленными, с проговариванием всех звуков. Лучше всего использовать в общении с маленьким «заикой» короткие, конкретные предложения и фразы;
  • Не следует слушать громкую музыку, а также постоянно держать включенным телевизор;
  • Рекомендуется учить с малышом стихи и детские песенки;
  • Не следует давать понять малышу, что он особенный. Особенно это касается поблажек в принятой в семье дисциплине;
  • Длинные, тяжелые для усваивания слова не следует разучивать с ребенком. А если решили учить, то не следует на него давить, когда у него не получится их выговорить;

Напоследок

Следует добавить, что некоторые случаи заикания могут пройти самостоятельно, без влияния психологов и неврологов. Такие случаи связывают с отсутствием у детей психологического барьера в общении со сверстниками и родителями, малыши не стремятся закрыться от общения. Но так бывает далеко не всегда и в ряде случаев лечение от заикания занимает достаточно длительное время.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!