Женский журнал Ladyblue

Проект (старшая группа) на тему: Экспериментальная деятельность в ДОУ. Экспериментальная деятельность в детском саду по фгос

Миляуша Янбердина
Педагогический проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан

Педагогический проект на тему : «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ »

Подготовила : Янбердина М. А. – старший воспитатель, первая квалификационная категория

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы :

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первые основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Тип проекта :

По количеству участников –

коллективный.

интегрированный.

По продолжительности –

Краткосрочный

С 01.09 по 30.11.2016г

Участники проекта :

Дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп;

- педагоги ДОУ ;

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Родители воспитанников.

Цель проекта :

Развитие познавательного интереса детей в процессе .

Задачи проекта :

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) ;

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении .

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Расширить знания воспитателей об особенностях формирования познавательной деятельности в процессе экспериментальной деятельности с детьми и применение в практике.

Этапы реализации проекта :

1 этап : - информационно – накопительный.

2. этап : организационно –

практический.

3 этап : презентационно –

завершающий.

Ожидаемый результат :

Воспитанники проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию ;

Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

В диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности , делают выводы.

Практическая значимость :

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Этапы реализации проекта :

1. информационно – накопительный.

Подбор методической литературы.

Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.

Подборка опытов с описанием проведения.

Организация предметно – развивающей среды.

Подбор оборудования для проведения опытов .

Анкетирование педагогов и родителей на тему «Детское экспериментирование » .

2 этап : организационно – практический :

1. Подготовка запланированных мероприятий.

2. Планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в ежедневных планах .

3. Проведение смотр – конкурса для воспитателей на самый лучший, интересный уголок экспериментирования .

4. Проведение общего родительского собрания на тему «Хочу всё знать» .

5. Проведение открытых занятий по группам по опытно – экспериментальной деятельности : Группа раннего возраста – «Что мы знаем о воде» ; младшая группа - ; средняя группа -«В гости Капелька пришла» ; старшая группа – «Свойства воздуха» ; подготовительная группа – «Извержение вулкана»

6. Оформление картотек игр по опытно – экспериментальной деятельности по возрастам .

7. Районный семинар для педагогов ДОУ по опытно – экспериментальной деятельности .

3 этап : презентационно – завершающий :

1. Итоги конкурса по уголкам экспериментирования .

2. Педагогический совет на тему : «Эксперимент

3. Оформление и презентация картотек, методических разработок и педагогического проекта по «Эксперимент в ДОУ как эффективный метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста».

Обеспечение проектной деятельности :

Методическое :

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О . В. Дыбина (отв. Ред.) . М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.-336 с.

Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 333с.

Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара : издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» , 2010. – 128 с.

О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» . Элти – кудиц 2012г.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

Подбор методической литературы, пособий.

Подбор материала для открытых занятий и уголков экспериментирования

Дидактические игры

Приложения :

Открытое занятие в группе раннего возраста – «Что мы знаем о воде» .

Что мы знаем о воде.

Свойства воды (холодная, прозрачная)

Открытое занятие в младшей группе «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора» .

Рассказ об утёнке.

Следы на мокром песке. Прилетели бабочки - Свойства магнита и железа

Открытое занятие в средней группе «В гости капелька пришла»

Какой вкус у воды? Придаём вкус воде (опыт с лимоном )

Открытое занятие в старшей группе «Свойства воздуха» .

Чем пахнет воздух?

Открытое занятие в подготовительной группе «Извержение вулкана» .

Районный семинар на тему «Опытно – исследовательская деятельность »

Конкурс уголков экспериментирования .

Аналитическая справка Тема : «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ »

Цель : выявление педагогических проблем в организации работы по опытно – экспериментальной деятельности .

Сроки проведения с 01.09 по 30.11.2016г

Объекты контроля : все возрастные группы

Вопросы проверки :

Планирование работы с детьми и родителями.

Открытые занятия по опытно – исследовательской деятельности

Создание уголков экспериментирования

В соответствии с годовым планом на 2016 – 2017 учебный год в ДОУ была поставлена задача : Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по опытно – экспериментальной деятельности в процессе разных видов детской деятельности . Контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :

Система и вариативность планирования воспитательно-обрзовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности ;

Создание предметно-развивающей среды;

Умение грамотно организовывать и проводить непосредственно – образовательную деятельность и самостоятельную деятельность по экспериментальной деятельности , соблюдая технику безопасности;

Использование наглядной информации для детей на ООД, для родителей по этой теме.

Проверка планов ВОР :

Во всех возрастных группах воспитатели планируют игры – эксперименты , как в совместной деятельности , так и в самостоятельной. Исследовательскую деятельность планируют и на прогулках. Используют в работе с детьми такие дидактические игры, как «Где живёт вода» , «Воздух, земля, вода» , «Для чего нужен воздух» , «Какого цвета вода» , «Тонет не тонет» , «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» , «На мокром песке остаются следы, отпечатки» , «Чудесные картинки» , «Игры с песком» , «Воздушные фокусы» и т. д.

Подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций.

В работе с родителями планируют беседы, консультации, наглядную информацию на темы : «Что такое эксперимент » , «Как организовать игры с водой» , «Организация детского экспериментирования в домашних условиях », «Как экспериментировать вместе с ребёнком дома» , «Домашняя лаборатория» , «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников » , «Учим детей наблюдать» , «Беседы на прогулке» .

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию ».

Привлекают родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» , «Бумажная страна» , «Красивые камни» ;

в создании уголков по экспериментированию .

Привлекают родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Предлагают для родителей памятки на различные темы.

Совместно с детьми ведут альбомы юных исследователей.

Вывод по контролю : Проведенный тематический контроль по опытно – исследовательской деятельности в ДОУ , показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается, через НОД, совместную и самостоятельную деятельность , через режимные моменты, на прогулке, работу с родителями по этой теме.

Предложения :

1. Всем педагогам продолжить углубление знаний в теоретических и практических вопросах по опытно – исследовательской деятельности через самообразование.

2. Использовать в практике работы с детьми собранный наглядно – дидактический материал.

3. Уделять больше внимания работе с родителями по данной проблеме.

Проверяющий : старший воспитатель___Янбердина М. А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОКОЛЬЧИК"
компенсирующей направленности № 2 "Черничка"
Подготовила: воспитатель Петрова В. Т. 2014 г.

Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»
Цель: Развитие исследовательской активности.
Задачи:
Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам.
Развивать умение организовать эксперимент и получить результат.

Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием ИКТ.
Материалы и оборудование:

глобус, презентация «Роль воды в жизни человека», набор для опыта «Водяной фильтр» – 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка; для опыта «Очистка воды» – 1 стаканчик, бинт, вата, 1 стакан с грязной водой, 1 тарелочка, клеенки, 1 мерная ложка.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы: наглядные приемы – презентация, глобус, наблюдение, показ способа действий;
практические приемы - моделирование и изготовление водяного фильтра;
словесные приемы – рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснения, поисковые вопросы, педагогическая оценка;
игровые упражнения и задания – загадывание загадки, воображаемая ситуация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов. Чтение рассказов, сказок о воде; беседа о воде, о фильтрах для очистки воды, загадывание загадок о воде.
Рассматривание через микроскоп капелек воды, льдинки. Беседы «Для чего необходимо очищать воду», «Кому вода необходима для жизни?»
Проблемные ситуации: «Если на планете исчезнет вода», «Если использованную воду не очищать, что произойдет?», опыты на выявление свойств воды о ее значимости для роста растений.

Ход образовательной деятельности
Воспитатель Я хочу вам загадать загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
(Вода) (Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.)
Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.
Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей) Молодцы, правильно: вода – голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей)
Правильно, это реки, озёра, моря, океаны. (слайд с изображением рек, озёр, морей, океанов)
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей)
Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку.
Зачем вода растениям? Как они её получают?
Зачем вода животным и птицам?
Для чего вода нужна человеку?

Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода - из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране- по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде надо бережно относиться, не оставлять открытыми краны.
В лабораториях работает много учёных. А что такое лаборатория? А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды.
Вправо, влево повернись,
В Лаборатории Воды окажись.
Вот мы с вами и в Лаборатории. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием).
Воспитатель Опытов будет 2.
1 опыт. Водяной фильтр
Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами
Оборудование: Из набора для опытов: 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка.
Ход: Налить в чашку грязную воду. Можно приготовить раствор грязной воды: добавить в воду кусочки бумаги, камней, земли, мусора.
Положить в отдельные трубки камешки, шарики, губку и бумажный фильтр. Сделать из них колонну: вверху- трубка с шариками, ниже- с камешками, затем- с губкой и внизу с бумажным фильтром.
Медленно вылить грязную воду через воронку в верхнюю трубку. Какая вода получилась в самой нижней баночке? Сравнить её с оставшейся грязной водой.
Вывод. Чем больше разных видов слоёв в фильтре, тем вода чище. Более чем один миллиард людей, т.е. каждый шестой человек на Земле- не имеют доступа к чистой воде. Чистая вода- самый ценный ресурс на планете. Если чистота воды не будет восстанавливаться после использования, чистая вода может совсем исчезнуть.

2 опыт. «Очистка воды».
Цель: Выявить как можно очистить воду в домашних условиях.
Оборудование: стакан с грязной водой, чистый стакан, вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка.
Ход: взять чистый стакан, через два слоя бинта проложить вату, все это закрепить на верхней части стакана резинкой. Затем мерной ложкой медленно наливать грязную воду.
Вывод: чем больше разных видов слоёв в стакане, тем вода чище.

Воспитатель А сейчас немного отдохнём и поплаваем в речке.
Физминутка «Речка» (В.И. Ковалько «Азбука физминуток для дошкольников» М.: Вако - 2008)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Воспитатель: Возвращаемся в свою группу.
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись.

Воспитатель: Что вы сегодня вечером расскажете дома, где вы побывали? Что нового узнали? Что научились делать?
Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).
Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд с изображением красивых кристаллов воды).
Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд с изображением ломаного кристалла воды).
Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.
А все живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (Ответы детей)
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своим здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находится в дожде, снежинках, водопроводном кране, в чайнике, в супе, и «слышит» нас. Плохие слова делают воду нездоровой, а вместе с ней и мы можем заболеть.
Используемая литература
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В. Гончарова и др., под ред. З.А. Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
5. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
6. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
7. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 38

« Левушка»» города Белово

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой»

Подготовили воспитатели

2 младшей группы « Ромашка» МБДОУ

детского сада № 38 города Белово

И.С.Баумгертнер, Т.Н.Сивохина

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность проекта

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС - дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты)

Вид проекта:

Опытно - экспериментальный

Сроки реализации проекта:

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, воспитатели.

Планируемый результат:

расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Материалы и оборудование:

емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.

Цель проекта

Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

1. Расширять знания детей во 2-ой младшей группе (дети 3 - 4лет) о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.

4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.

5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.

6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.

Реализация проекта в три этапа.

1. Подготовительный

Составление проекта.

Подготовка к реализации проекта.

Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

2. Основной

Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».

Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»

Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»

Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».

Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».

3. Заключительный

Итоговое занятие «Вода и ее свойства»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз. (банка с рыбкой, закрытая салфеткой) Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Под водой всегда она,

Молчалива и скромна.

Можно дома содержать,

Лишь водички капельку набрать.

Голова, хвост, плавники,

Ее знаешь точно ты.

Отвечаешь же, делай выбор,

Дети знают, это…РЫБА!

Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла рыбка.

Воспитатель.

А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)

Какая у рыб вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?

Дети. Без воды рыбка погибает.

Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.

Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.

Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети. Ни чем.

Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?

Дети. Нет запаха.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.

Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети. Нет.

Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?

Дети. Рыбок.

Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?

Дети. Не чего.

Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода?

Дети. Вода - это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.

Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?

Дети. Пить, варить пищу, купаться, купаться, стирать белье и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.

Физминутка

Рыбка плавает в водице, - плавные движения руками перед грудью

Рыбке весело играть. - хлопки в ладоши справа и слева от головы

Рыбка, рыбка-озорница, - грозим пальчиком

Мы хотим тебя поймать! - обнимаем себя

Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»

Воспитатель. Ребята, а вы хотите сделать для своих бумажных рыбок аквариум? И так начинаем.

Дети создают аквариум для рыбки из готовых отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них композицию по своему желанию.

Воспитатель. Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.

Список используемых источников

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,2010.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград

«Дети раннего возраста в детском саду» Е. Н. Жердева

Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».

Крылова С. В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).

Неизведанное рядом

Расскажи - и я забуду

Покажи - и я запомню

Дай попробовать - и я пойму

(Китайская пословица)

Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. По мнению В. А. Сухомлинского, «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира».

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

При формировании основ экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. - Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами детской деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения и хода опыта, при подведении итогов об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить другие операции. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Базовый уровень знаний по экологическому воспитанию дети получают на занятиях запланированных согласно программе » Детство«. Наряду с этим нами разработан проект по поисково - познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста под названием «Неизведанное рядом». Данный проект ведется в виде кружковой работы, один раз в неделю. Дети принимают участие в этом виде деятельности по своему желанию.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1) Живая природа (многообразие живых организмов)

2) Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет)

3) Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

В опытах учимся пользоваться термометром, лупой, весами, магнитом и другими приборами.

Проект направлен на развитие познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:

1) Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (см. приложение).

2) Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

3) Расширение перспектив развития поисково - познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4) Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Разработанный план кружка предполагает вести работу рассчитанную на старший возраст с этапами усложнения в подготовительной к школе группе.

Этапы усложнения

1) Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

2) Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами.

3) Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленности (строение, функционирование, назначение, его существование во времени и пространстве).

Кривохижина Лариса Сергеевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Подготовительная группа «Гномики»

Проект.

Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира.

Тип проекта.

Информационно - практико - ориентированный.

Вид проекта.

Групповой «Неизведанное рядом».

Цель: Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей. Активизировать мыслительную и речевую активность детей.

Задачи: 1) Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого

2)Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

3) Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

4) Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

5) Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6) Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Актуальность проекта.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.

Выбор темы » Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Метод обеспечения.

· Поисково - исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

· Проведение опытов (практических).

· Беседы (конструктивные).

Этапы осуществления проекта.

1) Подготовительный этап:

· Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы)

· Диагностика

· Отображение цели и задач проекта

2) Реализация проекта:

· Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

· Практическая часть:

1. Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)

2. Связь с другими видами деятельности:

· Игровая

· Продуктивная

· Познавательно - исследовательская (опыты)

· Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

· Учебная (речевое развитие, рисование, лепка)

· Релаксация

3.Организация кружка » Неизведанное рядом«.

3)Заключительный этап:

Диагностика (результативно - сравнительный анализ).

Механизм выполнения проекта.

1. Создание технической базы для детского экспериментирования.

2. Составление плана по кружковой работе.

3. Кружковая работа по экспериментированию.

4. Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.

5. Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.

6. Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.

7. Экскурсии в парк.

8. Посещение живого уголка в Центре Детского Творчества.

9. Экологические праздники: «День Земли», «Покормите птиц зимой»

10. Конструктивные беседы.

Новизна разработки.

В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково - исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Ожидаемые результаты.

Детское экспериментирование - метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо.

С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества(рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.

2. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 - 6 лет: из опыта работы - Волгоград: Учитель, 2009. - 130 с.

3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. - 128 с., ил. - (Библиотека программы «Детство»)

4. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет - СПб.: Речь, 2011. - 64 с., илл.

5. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд - во, 2008. - 256 с. - (Играем)

6. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003г.

7. Иванова А.И. » Живая экология» М., 2006г.

8. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей Санкт - Петербург 2000г.

9. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999г.

10. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002г.

11. Газета «Дошкольное образование»

12. Журнал «Дошкольное воспитание»

13. Журнал «Обруч»

Проектно – экспериментальная деятельность в старшей группе «Молоко»

Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель.
Место работы: МКДОУ "Подгоренский детский сад №1"
Цель проекта: создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй.
Задачи проекта:
Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов.
Формировать исследовательские навыки.
Развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
Развивать и совершенствовать познавательный интерес семьи в процессе экспериментирования, установления причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями.
Вовлекать родителей в работу по расширению представлений детей о значимости молока для организма.
Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Тип проекта: познавательно - исследовательский, среднесрочный.
Участники проекта: дети старшей группы; родители воспитанников;
старший воспитатель, воспитатель группы.
Актуальность проекта. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Укрепление детско-родительских отношений в процессе экспериментально-поисковой деятельности, как в детском саду, так и дома.
Проблема. Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма.
Мотивация: Зачем человеку нужно молоко?
Предполагаемые результаты:
Дети узнают, что молоко входит в состав многих продуктов.
Сформируются исследовательские навыки.
У детей появится интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
Разовьется и совершенствуется познавательный интерес семьи в процессе экспериментирования.
Разовьется эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями.
Вовлечение родителей в познавательно – исследовательскую работу поможет детям понять значимость молока и молочных продуктов в развитии организма.
Воспитается умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности в детском саду и дома.
Этапы проекта
Подготовительный:
- Проведение беседы с родителями «Формирование опытно – исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьей».
- Ознакомление родителей с уголком экспериментальной деятельности в группе.
- Сбор информации о молоке совместно с родителями.
- Подбор художественных произведений о молоке.
- Подбор опытов с молоком.
- Сбор упаковок молочных продуктов для выставки.
Основной:
- Экскурсия в магазин «Отдел молочной продукции».
- Проведение НОД «Значение молока в жизни человека».
- Эксперименты с молоком: «Сравнение молока и воды», «Смешивание молока с другими продуктами», «Заквашивание молока», «Радуга на молоке».
Заключительный:
- Оформление выставки поделок из упаковок молочной продукции, сделанных совместно с родителями.
- Изготовление макетов стакана с трубочками, обозначающими состав молока: жиры, белки, углеводы и минеральные вещества.
- Конкурс сказок о молоке составленных дома совместно с родителями.
- Оформление презентации проекта.
Оборудование для экспериментальной деятельности: Емкости для опытов, молоко, чай, кофе, какао растворимое, вода, картинки, таблицы.
Экскурсия в магазин «Отдел молочной продукции»
«Молоко- это изумительная пища, приготовленная самой природой».
Иван Павлов



Дегустация молочных продуктов


Непосредственно – образовательная деятельность
«Значение молока в жизни человека»


В молоке полезных много витаминов и веществ.
Пейте молоко парное, чтобы кариес исчез.
Чтобы кости были крепки, не болела голова.
Настроение, чтобы было превеселое всегда.
Выставка упаковок и поделок из коробок молочной продукции




Проведение опытов
Опыт №1 «Сравнение молока и воды»


Материал: стакан молока и воды.

- Чем отличается молоко от воды?

Опустить в стакан воды и молока чайную ложку.
- В каком стакане мы видим ложку?
За стакан с молоком и водой поместить картинку.
- Через какой стакан видим картинку?
- Понюхаем молоко и воду. Что мы можем сказать?

Вода прозрачная, а молоко нет. Вода не имеет запаха, а молоко имеет.
Опыт №2 «Смешивание молока с другими продуктами»
“Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
П. П. Блонский


Белая водица всем нам пригодится.
Из водицы белой все, что хочешь, делай.


Материал: стакан молока, чая, кофе.
Постановка исследовательской задачи:
- Изменится ли молоко на цвет и вкус?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
Налить в стаканы с молоком чай и кофе.
- Что происходит с молоком?
- Изменился ли цвет, вкус, запах?
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
Смешивая молока с другими продуктами, меняется цвет, запах, вкус.
Опыт №3 «Заквашивание молока»


Материал: стакан молока, кусочек ржаного хлеба.
Постановка исследовательской задачи:
- Как получить кефир?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
В стакан с молоком положим кусочек ржаного хлеба и оставим в теплом месте на несколько часов. Понаблюдаем, что же произойдет с молоком?
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При добавлении ржаного хлеба в молоко и оставив его на несколько часов в теплом месте, получается кефир.




Опыт 4 «Получение йогурта»
Материал: стакан кефира, варенье (любое).
Постановка исследовательской задачи:
- Что получим, если в кефир добавим варенье?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
В стакан с кефиром добавим варенье и хорошо размешаем. Попробуем на вкус, что получилось?
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При добавлении варенья в кефир получим йогурт.


Нет ничего полезней в мире,
чем молоко и стакан кефира…


Молоко, молоко!
Все мы любим молоко!
Молоко, продукт чудесный, и, конечно же, полезный.
Из него сделан сыр, творог, йогурт и кефир.


Молоко полезно очень
И для взрослых и ребят.
Кашу, йогурт и сметану
Большой ложкою едят.


Чтобы йогурт получить,
Надо ягод в кефир положить.
Затем его взобьём.
Вот и йогурт уж готов!

Опыт 5 «Радуга на молоке»
Материал: стакан молока, тарелочка для опыта, краски (гуашь) желтая, красная, синяя, моющее средство, ватная палочка.
Постановка исследовательской задачи:
- Как получить радугу на молоке?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
Наливаем молоко в тарелочку. В центр тарелки добавляем красную краску, затем синюю и желтую. Ватную палочку окунаем в моющее средство и окунаем в центр тарелочки с молоком и краской.
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При добавлении моющего средства краска расходится по тарелке в виде радуги.



Итоги реализации экспериментальной деятельности:
Презентация проекта.
Презентация проекта проходила в виде тематического занятия, на котором присутствовали дети группы и педагоги детского сада.
Положительные результаты проекта.
В ходе проекта дети узнали о значимости молока и молочной продукции для развития человека и других млекопитающих животных. У детей в ходе проектной деятельности повысилась речевая активность, умение сравнивать по различным признакам, делать выводы, повысился интерес к познанию окружающего мира.
В процессе экспериментальной деятельности дети:
Привили интерес к исследовательским навыкам.
Развили мыслительные операции.
Стимулировали познавательную активность, любознательность.
Активизировали восприятие по ознакомлению с природными явлениями.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!