Женский журнал Ladyblue

Психологические проблемы детей-дошкольников. Психологические проблемы детей в современной россии

Консультация психолога показывает, что психологические проблемы детей и подростков типичны и повторяются. Практикующий психолог нередко сталкивается на консультации с очень похожими проявлениями психологических проблем и конфликтов.

Этот объёмный текст не следует воспринимать, ни как рекомендации психолога по воспитанию детей и подростков, ни как учебник по психологии. Этот текст – попытка расширить кругозор родителей в психологии и заранее предупредить о возможных опасностях, подстерегающих детей и взрослых. По сути, перед вами неполный список типичных психологических проблем, с которыми обращаются родители и выросшие дети к психологу, описание типичных причин возникновения этих психологических проблем и размышления психолога о том, как этих проблем можно было бы попробовать избежать.

Консультация психолога: психологические проблемы детей и подростков

1. Тревожность, неуверенность в себе, повышенный уровень невротизма

О тревожности и детских неврозах написаны тома и гигабайты. В норме тревожность – следствие инстинкта самосохранения, адаптивный механизм, помогающий избегнуть опасности и ненужных проблем в жизни. Нормально выраженная тревожность служит выживанию и адаптации человека и не нуждается коррекции со стороны психолога. Но если тревожность гипертрофирована, возникают симптомы и признаки тревожного расстройства, невротического расстройства, невроза. И вот тогда может потребоваться .

В самом общем виде, психологи определяют тревожность, как склонность к частому или постоянному предчувствию чего-то плохого. Тревожность может сопровождаться целым комплексом дискомфортных психологических переживаний и физиологических проявлений. Список этот огромен, проявления того или иного признака повышенного уровня тревожности индивидуальны. Разобраться во всем этом трудно даже опытному психологу, поэтому выбор хорошего психолога очень важен.

Правильно диагностировать тревожность, ее причины, вид тревожности и способ эффективной психологической помощи бывает непросто даже опытному психологу. Т.е. любому психологу обычно понятно, что перед ним ребенок с повышенным уровнем тревожности, но вариативность проявлений и видов тревожности настолько высока, что запутаться в диагностике тревожности очень легко. Диагностические проблемы усугубляются еще и тем, что иногда тревожность – это только признак еще более серьезного психологического неблагополучия, психического расстройства или телесной болезни, например: болезнь системы пищеварения у ребенка, посттравматическое стрессовое расстройство, болезнь сердечно-сосудистой системы, астения нервной системы, депрессия, шизофрения и т.д. Для точной диагностики мы рекомендуем пройти полное психодиагностическое обследование (батарею тестовых методик), хотя иногда нам удается сэкономить деньги и время клиента, и поставить точный психологический диагноз без тестов. Здесь всё зависит от компетентности и честности психолога. Это еще одна причина, почему важно обращаться к психологу, которому вы доверяете.

В зависимости от возраста, тревожность у детей и подростков проявляется по-разному. Родителям и психологу следует понимать, что в поведении ребенка и в психологии всё логично. Если есть проявление чего-либо, значит есть и причина. Задача психолога – найти эту причину и объяснить ее родителям, чтобы родители скорректировали ситуацию. Ведь родители находятся с ребёнком и влияют на него несоизмеримо больше, чем психолог, и никакой самый гениальный детский психолог или психотерапевт не сможет заменить ребенку любящих и разумных родителей.

А) Маленькие дети часто тревожатся по физиологическим причинам (например, из-за проблем с пищеварением). Обычно это проявляется в частом плаче, беспокойном прерывистом сне, неестественной или неадекватной двигательной активности. Причинами, как правило, являются неправильное кормление (в том числе, неправильный рацион питания кормящей матери), нарушение гигиены пеленок или одежды, раздражающие стимулы (свет, шум, запахи и т.п.), нарушение режима сна, воздействие от пьющих или даже просто громко говорящих родителей.

Испытав подобные стимулы (несильные систематически или разово очень сильные), ребенок запоминает этот дискомфорт и начинает ожидать его в будущем. У ребенка возникает то самое предчувствие плохого, которое психологи и называют тревожностью. И теперь ребенок начинает тревожиться (капризничать, плакать, плохо спать, испытывать психосоматические расстройства и т.п.) заранее.

Родителям часто кажется, что актуальное поведение ребенка не имеет причины. А на самом деле причина есть – сформированная в результате поведения родителей причинно-следственная связь, условно-рефлекторная цепочка: дискомфортные условия для маленького ребенка – ожидание ребенком повторения дискомфорта – повышенный уровень тревожности у ребенка – предпосылки для возникновения детского невроза – психологические и телесные проблемы.

В самом общем виде можно сказать, что у грамотных, адекватных, в меру и правильно заботливых родителей маленькие дети очень редко бывают гипертрофированно тревожны. Исключения, конечно, бывают. Например, врожденная патология нервной системы, родовые травмы, астения, – эти и многие другие причины могут привести к повышенному уровню тревожности у маленького ребенка. Так что, часто, но не всегда виноваты неадекватные родители или недосмотревший детский психолог. Поэтому анализ причин и правильная диагностика у хорошего психолога очень важны. После этого, в большинстве случаев, помощь психолога сводится к формированию у родителей привычки адекватно заботиться о своём маленьком ребенке.

Б) Дети среднего возраста и подростки тревожатся, как правило, по психологическим причинам. Для этого возраста доминирующая причина возникновения повышенного уровня тревожности – это непоследовательное (с точки зрения ребенка) поведение родителей. Т.е. взрослый человек может считать свое поведение вполне последовательным, разумным и адекватным (например, естественные перепады эмоционального состояния и настроения, болезни и недомогания, переживания по поводу собственных родителей, проблемы на работе, семейные перипетии, ПМС у женщин, вспышки раздражения, усталость, невнимательность), но глазами ребенка всё выглядит иначе.

Для маленького несамостоятельного организма родители – главный источник благ и гарантия выживания. Ребенок – это такой продвинутый потребитель, но потребитель вынужденный – качество его жизни и выживание в целом зависит от заботы родителей и от безопасности, обеспечиваемой родителями. В силу упрощенного детского восприятия, гарантом выживания, безопасности и будущего благополучия служит безусловная родительская любовь. Ребенок воспринимает ситуацию примерно следующим образом: если мама с папой меня любят (либо просто так без всяких условий, либо у меня есть способы заслужить эту любовь), значит я выживу и буду жить хорошо. Как только у ребенка возникают сомнения в любви родителей, тут же повышается уровень тревожности.

Сомнения в родительской любви и, следовательно, в собственной безопасности возникают у ребенка на основании наблюдения за поведением родителей. Подобно избалованной женщине, ребенок искренне считает, что мир крутится вокруг него и любое поведение родителей трактует на свой счет. Словно видеокамера, ребенок “пишет” поведение родителей в память и, словно кривая призма, преломляет его и трактует своим детским восприятием. Поэтому любые естественные для взрослого человека перепады эмоционального состояния и настроения ребенок относит на свой счет и связывает с перспективами своего выживания. А далее у ребенка формируется логическая цепочка: родители чем-то недовольны и как-то странно себя ведут – я ничего не могу с этим сделать – родители меня не любят – это опасно для моей жизни – повышение уровня тревожности – детский невроз, протестные реакции, защитная агрессия, психосоматические расстройства.

2. Агрессивность, конфликтность

Несомненно, встречаются случаи врожденной патологии агрессивности у детей, а также приобретенные психические расстройства, сопровождающиеся агрессивностью (это может быть связано с гормональными изменениями). Кроме того, встречаются случаи патологии нервной системы ребенка, проявляющиеся в повышенной импульсивности и агрессивности. Но консультация психолога показывает, что в целом, подобных случаев меньшинство.

В абсолютном большинстве случаев, агрессивность ребенка или подростка носит защитный характер. Защитная агрессия – биологическая норма и один из инструментов выживания, как у животных, так и у человека. В большинстве случаев, если ребенок демонстрирует защитную агрессию, значит он не уверен в собственной безопасности. Уверенность в собственной безопасности ребенку и подростку дают либо родители, либо собственные внутренние психологические качества, сформированные родителями (либо формированием занимается детский психолог). А уж почему именно ребенок или подросток не чувствует себя в безопасности, зависит от множества конкретных причин и ситуаций: непоследовательные или невнимательные родители, случаи внутрисемейной агрессии членов семьи друг на друга, незащищенность ребенка в социуме со стороны родителей, несформированная родителями адекватная способность ребенка противостоять сложностям жизни и т.п. Словно кривая призма, ребенок трансформирует свои ощущения от жизни в неосознанный страх за своё существование, следствием которого может быть защитная агрессия. И вот тогда детский психолог начинает разгребать последствия ошибок родителей.

Подобные психологические механизмы работают и в случае повышенного уровня конфликтности у ребенка или подростка. Принято считать, что конфликтность и протестность подростков связаны с возрастными гормональными изменениями. Да это так, но нельзя считать гормональные изменения единственной причиной. Более того, далеко не всегда гормональные изменения доминируют. Очень часто конфликтность и протестность подростка – это попытка отстоять себя в субъективно ощущаемых условиях опасности. Почему именно в подростковом возрасте? Потому что именно в этом возрасте происходит ранняя социализация – ребенок расширяет круг своего общения и резко сталкивается с большим количеством новых взаимодействий и ситуаций.

Консультация психолога показывает, что конфликтность и протестность подростка далеко не всегда связаны с гормональными причинами, а очень часто с психологическими! И опять задача психолога на консультации диагностировать истинные причины агрессивности и конфликтности и, либо оказать психологическую помощь и поддержку ребенку, либо, что значительно чаще, заняться воспитанием его родителей. Потому что ни один детский психолог или психотерапевт не может пожизненно полноценно выполнять функцию родителей ребенка, которого привели ему на консультацию психолога.

3. Пониженная коммуникабельность, замкнутость

Консультация психолога наглядно демонстрирует, что в значительно меньшем количестве случаев пониженная коммуникабельность и замкнутость ребенка связаны с нервными расстройствами и психическими заболеваниями (например, с проявлением аутизма). На самом деле, большинство детей нервно и психически здоровы, и у них огромный запас пластичности и адаптивности, в том числе в сфере коммуникации с внешним миром.

В большинстве случаев пониженная коммуникабельность и замкнутость ребенка связаны либо с запугиванием со стороны родителей опасностями окружающего мира, либо с отсутствием навыка взаимодействовать и общаться с посторонними людьми. Особенно это относится к девочкам-подросткам.

Естественное желание родителей уберечь неподготовленного ребенка от опасностей внешнего мира (а себя от проблем с ребенком) частенько приводит к формированию родителями у ребенка негативной картины опасного, угрожающего мира. Понятно, что родители не это имели в виду, но у ребенка создается впечатление, что мир ужасен, опасен, угрожающ, негативен, и только дома, только с родными и близкими людьми он находится в безопасности.

В пункте 1 мы уже описывали повышенный уровень тревожности у ребенка, возникающий в результате субъективного ощущения незащищенности со стороны родителей. А теперь в этом пункте 3 мы сталкиваемся с полярным случаем – ощущение защищенности исключительно в родительском доме от близких людей, парадоксальным образом тоже приводит к тревожности, но другого вида – к социальной тревожности, замкнутости, пониженной коммуникабельности, возможным следствиям в виде социофобии, последующей боязни больших скоплений людей, общественного транспорта, публичного выступления и т.п.

Сформированная в детстве когнитивная картина мира (мир – негативен, опасен, ужасен, всё хорошее – только дома!) закономерно приводит ребенка к замкнутости, к общению только с узким кругом самых близких людей, к уходу в мир фантазий, к широкому ухудшению социальной адаптации и позже к проявлению инфантилизма во взрослом возрасте. Такие дети, став взрослыми, часто становятся постоянными посетителями консультации психолога, постоянными клиентами психотерапевта, завсегдатаями психологических тренингов. Заложенная в детстве негативная когнитивная картина мира, отпечатывается на всю жизнь, и крайне тяжело поддается коррекции даже с помощью очень хорошего психолога. Спокойствие родителей и безопасность ребенка покупаются ценой последующей социальной дезадаптации, пожизненной враждебностью, несформированной активной жизненной позицией, ригидностью и консервативностью представлений о жизни, низкими темпами развития адекватной взрослой личности.

4. Шизоидность

Повышенный уровень шизоидности – чрезвычайно опасный тренд в личности и характере ребенка. Совсем недавно мы опубликовали статью “Консультация психолога: шизогенная и шизофреногенная мать”. В ней мы подробно описали эту психологическую проблему и причины ее возникновения.

По нашим практическим наблюдениям психологов, шизогенная мать – это доминантная, внутренне эмоционально отчужденная по отношению к ребёнку женщина, которая использует ребёнка, как социальный проект для достижения своих целей, и при этом в своем поведении демонстрирует ребёнку непоследовательность по отношению к нему: от чрезмерного контроля до агрессии (хотя бы только вербальной). Таких матерей мы называем шизогенными, а их дети (как подростки, так и взрослые) при нашем психодиагностическом обследовании чрезвычайно часто показывают высокие показатели шизоидности (на уровне акцентуации или даже психопатии). Несомненно, шизогенная мать не может являться единственной или главной причиной возникновения и развития шизофрении у ребенка (впоследствии взрослого), но спровоцировать высокую шизоидность, последующие драматичные психологические проблемы и тяжёлую социальную дезадаптацию – запросто! Таковы наши нестрогие наблюдения в практике психолога.

Несомненно, шизогенная мать не делает целенаправленных осознанных усилий по формированию высокого уровня шизоидности у своего ребенка (который впоследствии испытывает закономерные последствия шизоидности во взрослой жизни). Шизогенная мать отдает приоритеты своим жизненным целям и идет на поводу у свойств своего характера (личности). Она не контролирует своё поведение по отношению к ребёнку (в силу незнания клинической детской психологии или по причине эмоциональной распущенности), а уж шизоидный ребёнок у нее получается просто и логично, как следствие её поведения. Шизогенная мать вполне может любить своего ребёнка, но себя, свою личность и свои жизненные цели она любит значительно больше. Меняться для целей воспитания психологически благополучного и социально адаптивного ребенка или, по крайней мере, контролировать свои эмоции и поведение, шизогенная мать не может или не хочет.

В результате вырастает подросток, а потом взрослый человек с высоким уровнем шизоидности (на уровне акцентуации или психопатии), что и подтверждается психологическими тестами. Чтобы не перегружать данный текст подробным описанием, что такое шизоидность, как она проявляется и к каким последствиям приводит, мы отсылаем читателя к нашей публикации: , а также к очень важной для понимания происходящего нашей статье .

Естественно, в психологии из любой статистической закономерности бывают исключения. Высокий уровень шизоидности у подростка может быть вызван не семейной ситуацией в родительской семье, а неблагоприятной наследственностью или психофизиологическими (гормональными) причинами, например в период пубертата и позже. Собственно, консультация психолога для того и нужна, чтобы проанализировать ситуацию, отделить причины от следствий, поставить точный психологический диагноз и дать рекомендации. К сожалению, несмотря на большое количество клинических психологов в стране, клиническая компетенция нечасто встречается у психологов. Как обычно, выбор психолога, которому можно доверять и в плане компетенции, и в плане честности – непростая задача для растерянных родителей, нуждающихся в консультации психолога для своего ребенка.

5. Депрессивность

Депрессивные дети (также как и депрессивные взрослые) – типичная проблема современной российской действительности. Диагноз эндогенная депрессия часто ставят психиатры. Им вторят психологи. Еще бы, эндогенную депрессию нужно лечить медикаментами и длительными курсами психотерапии у психолога или психотерапевта. А это означает возможность заработать деньги на родителях ребенка. Но всегда ли диагноз эндогенная депрессия честный, т.е. соответствует действительности? На наш взгляд, далеко не всегда.

Несомненно эндогенная депрессия существует, это серьезное заболевание и реальная беда. Но значительно чаще у детей и подростков встречается реактивное состояние псевдодепрессии. Реактивное, потому это состояние – реакция на неподходящие физиологические и (или) психологические условия жизни. Псевдодепрессия, потому что это не истинная депрессия, а хроническая эмоциональная реакция по депрессивному типу, т.е. плохое настроение, вызванное дискомфортом и переживаниями. Достаточно проконсультироваться с компетентным (а главное, честным!) психологом, который не будет запугивать родителей и придумывать несуществующие диагнозы, чтобы психолог мог любой ценой заработать. Но при этом психолог должен быть внимателен, чтобы не пропустить рисков реальной депрессии. При этом желательно, чтобы психолог мог при необходимости направить к хорошему правильному психиатру. Вот тогда всё будет хорошо. Если психолог видит, что у ребенка (подростка) есть признаки истинной депрессии, тогда необходимы лечение, психокоррекция, психотерапия. Если психолог видит, что у ребенка постоянное плохое настроение по причинам неправильного с ним обращения или собственного неадекватного восприятия действительности, тогда нужно инструктировать и воспитывать родителей.

Как мы уже писали, восприятие ребенка субъективно и незрело. При столкновении с неблагоприятными физиологическими или психологическими условиями жизни, психика каждого ребенка реагирует индивидуально. У кого-то развивается тревожность, у кого-то – псевдодепрессия.

Призывать ребенка к здравому смыслу, а тем более прессовать бесполезно и даже опасно. Почему? Потому что депрессивное состояние (даже реактивное) почти всегда сопровождается подавленными агрессивными или аутоагрессивными (агрессия на себя) тенденциями в психике. Вы хотите, чтобы эти подавленные тенденции неожиданно и часто неконтролируемо вышли наружу? Хотите, чтобы ваш ребенок внезапно стал агрессивным или склонным к суициду? Нормальные родители этого не хотят.

Правильный подход к воспитанию ребенка с депрессивными состояниями заключается в том, чтобы сначала убрать опасность и риски, а потом уже научить ребенка адекватно реагировать на столкновения со сложностями жизни. Чтобы не наделать ошибок, необходимо точно знать, у вашего ребенка истинная эндогенная депрессия или реактивное плохое настроение по депрессивному типу (и в том и в другом случае это сопровождается агрессивными и аутоагрессивными тенденциями – этим и опасно!) А потом нужно соблюсти непростой баланс между тем, чтобы перестать обращаться с ребенком ненадлежащим образом, но при этом не вырастить капризного неженку, манипулятора и эгоцентрика, не готового к столкновениям со сложностями взрослой жизни. И вот для решения этих вопросов от родителей потребуется любовь к ребенку, мудрость взрослых людей и обращение к правильному психологу.

6. Демонстративность и манипуляции

Как мы уже писали, у родителей есть риск вырастить ребенка – капризного неженку, эгоцентрика и манипулятора. Это неудобно для родителей и часто фатально сказывается на адаптации, умении строить партнерские отношения и добиваться социального успеха этого ребенка, когда он станет взрослым. Почему ребенок становится манипулятором? По единственной причине – он искренне считает, что так выгоднее. А уж почему ребенок выбрал именно такой способ взаимодействия со своим окружением, тут вариантов может быть много.

Прежде всего, родителям есть смысл понаблюдать за своим ребенком и при необходимости обратиться к психологу. Существует вероятность, что у ребенка формируется истероидный (демонстративный) тип личности (характера). (Рекомендуем почитать нашу публикацию .)

Если упрощенно, истероидный тип личности (характера) у ребенка может начать формироваться в двух случаях. Первое, если в ближайшем окружении ребенка есть значимый для него человек с ярко выраженной истероидностью. Дети, как и животные, учатся в основном подражанием. Второе, если родители не наблюдательны к поведению ребенка и невнимательны к его вербальным сигналам. Тогда ребенок закономерно начинает пробовать другие “языки”, чтобы сообщить родителям о своих желаниях, неблагополучии, недовольстве. Начинает формироваться поведение маленького актера в театре, где главными зрителями становятся родные и близкие. Постепенно эпизодическое поведение формируется в тип личности и характера – истероидный.

Истероидность опасна тем, что со временем порождает многочисленные психосоматические заболевания и расстройства (читайте ). Так же истероидность опасна тем, что в погоне за внешним театральным эффектом человек делает множество разных ошибок в жизни: от раннего подросткового секса до попыток демонстративного суицида. Вряд ли это то, что вы хотите получить от своего ребенка, поэтому есть смысл проконсультироваться с психологом на предмет, не растите ли вы, сами того не желая, истероидного ребенка. К счастью, истероидность легко корректируется работой психолога и правильным поведением родителей.

Как мы уже писали, истероидность – это не единственная причина, почему в семье может расти маленький демонстративный манипулятор. Но в любом случае, с этими качествами не рождаются, это результат научения. Либо родители и близкие сами могут проанализировать и скорректировать поведение ребенка, либо, если не получается, нужно обратиться к психологу. Понятно, что самим дольше, дешевле, но с рисками ошибок, а к психологу – быстрее, дороже и с большими шансами на успех.

7. Гиперактивность, невнимательность

О гиперактивности и детской невнимательности, как и о тревожности, также написаны тома и гигабайты. Наиболее типичны два случая: быстрый лабильный тип нервной системы и несформированный у ребенка навык к усидчивости и самоконтролю. В большинстве случаев, оба варианта присутствуют одновременно.

Нужно понимать, что тип нервной системы – врожденная характеристика. Нервную систему ребенка можно и нужно укреплять, но кардинально ее изменить вы вряд ли сможете даже с помощью очень хорошего психолога. Поэтому, укрепляя нервную систему ребенка, необходимо формировать у него навык к усидчивости и самоконтролю. Тут как со спортом, где тоже необходимо одновременно укреплять, как здоровье, так и навыки – всё очень подобно.

Большинство обычных людей не могут себе позволить оплачивать ежедневно приходящего к ребенку психолога, который, подобно тренеру, будет формировать у ребенка отсутствующие навыки. Но к счастью, большинство психологов не делают секрета из своего ремесла. Хороший психолог всегда может научить родителей, как укрепить нервную систему ребенка, и как сформировать усидчивость и самоконтроль.

К сожалению, бывают неприятные исключения, например, расстройства или даже патология нервной системы ребенка. В этом случае понадобится помощь невролога и, возможно, медикаментозная помощь. И опять мы сталкиваемся с вопросом компетенции и честности психолога. Почему именно психолога? Потому что часто психолог – это специалист первого уровня, наподобие домашнего врача общего профиля. Именно хороший психолог выступает первичным аналитиком и координатором дальнейших действий родителей и близких ребенка.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице .

2018-02-27

Аналитическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 495 998 63 16 или +7 985 998 63 16. E-mail: Будем рады помочь Вам!

Также вы можете связаться со мной, Игорем Ширяевым, в социальных сетях, мессенджерах и скайпе. Мой профиль в социальных сетях является личным, а не деловым, но в свободное время я могу с вами пообщаться в социальных сетях неформально. Кроме того, возможно, кому-то из вас важно предварительно составить своё представление обо мне не только, как о специалисте, но и как о человеке.

Проблемы детской психологии актуальны всегда. Особенно своевременно их разрешение сегодня, в век открытий законов психики, а значит, и законов формирования желаний и жизненных сценариев. В этой статье подробнее рассказывается о людях с оральным вектором.

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

(Агния Барто)

Проблемы детской психологии актуальны всегда. Особенно своевременно их разрешение сегодня, в век открытий законов психики, а значит, и законов формирования желаний и жизненных сценариев. В этой статье я хотела бы рассказать о людях с .

Из этой статьи родители смогут лучше понять, каким образом в период формирования психического (до 15–16 лет) следует воздействовать на развитость орального вектора, корректируя такие негативные его проявления, как, например, бессодержательная болтовня или желание выдавать несуществующие события за реальные. На базе этих знаний родители также увидят, в каких видах деятельности их ребенок сможет реализовать себя наилучшим образом, и помогут ему сориентироваться с выбором профессии.

Для того чтобы максимально эффективно развивать и/или реализовывать оральный вектор, очень важно осознавать, каким образом его свойства связаны с природными задачами человечества, то есть необходимо понимать саму сущность оральной меры. Поэтому людям с оральным вектором и родителям оральных детей хотелось бы порекомендовать также статью « ». В настоящей же статье рассмотрим развитие и реализацию орального вектора.

Проблемы воспитания детей. Развитие орального ребенка

Желая инициировать свою эрогенную зону - рот, оральный ребенок постоянно разговаривает, утомляя окружающих несмолкаемым потоком речи. Во всех деталях он бесконечно рассказывает абсолютно все, что видел, например, в детском саду, в школе. Измученные этой болтовней родители, воспитатели, учителя перестают его слушать, требуют тишины, пытаются изолировать его и т.п. Но, согласно законам психики, никакое желание не уничтожается, оно лишь меняет способ реализации.

Испытывая потребность удержать внимание слушателей, оральный ребенок начинает придумывать такие события и детали, которые заинтересовали бы собеседника. При каждом последующем пересказе эти изначально не существующие происшествия обрастают все бóльшими и бóльшими вымышленными подробностями. И если постоянно отделываться от болтливого ребенка, оставляя его желание разговаривать без специального развития, то во взрослом возрасте это перейдет в распространение ложных сведений, от которых будут страдать многие люди.

Каким же образом можно влиять на маленького оральника?

Люди с оральным вектором способны выражать словом очень важные смыслы, связанные с сохранением общества, с объединением людей для реализации свободы выбора. Но, для того чтобы речь оральника могла отражать глубинные цели и смыслы природы, важно развить потенциально данный ему вербальный интеллект.

Особенность этого типа мышления заключается в том, что осмысление нацелено на уже произнесенное сообщение, то есть человек сначала говорит и только затем обдумывает сказанное. Чтобы развивать интеллект орального ребенка, очень важно давать ему конкретную тему, поскольку в этом случае говорение становится максимально содержательным, а значит, его осмысление особенно способствует развитию ума.

По этой же причине не стоит поощрять активные занятия ребенка пением. Сублимируя желание к говорению через инициацию эрогенной зоны, пение не способствует развитию вербального интеллекта оральника.

Мат в устах орального ребенка

Многих родителей оральных детей беспокоит проблема использования матерных слов их детьми. Действительно, в возрасте 6–7 лет , которое вызывает у нас внутреннюю догадку о сексуальном аспекте жизни. Это открытие будоражит наше воображение и переживается нами как радость знания о сексуальности. После, до наступления пубертата, это ощущение забывается.

Будет ли ребенок употреблять услышанное им матерное слово? Это зависит от того, в каких условиях он развивается. Если ребенок не теряет ощущение защищенности и безопасности, то его индивидуальное психическое успешно раскрывает все достижения коллективного психического, в том числе и наработанные им культурные ограничения. В этом случае ребенок, услышавший матерное слово, не использует его. Но при неблагоприятной внешней обстановке, с потерей чувства защищенности и безопасности ребенок, услышавший мат, может его использовать, так как не ощущает запретов культуры.

Почему же сексуальное воспитание осуществляет именно сверстник, ребенок 6–7 лет? ?

В целях наилучшего воспроизводства рода одним из ограничений, созданных самыми ранними людьми, был запрет на инцест. Он содержится также и в психическом современных людей. И, сообщая ребенку об интимной стороне жизни, родители невольно наносят очень сильный удар по психике ребенка. В подростковом возрасте родители должны лишь осуществить необходимое сексуальное просвещение для предотвращения нежелательной беременности и болезней, передающихся половым путем.

Но для сексуального воспитания - реанимации подавленного животного знания о зачатии - природа предусмотрела специальную видовую роль, которую исполняет маленький оральник в кругу своих сверстников через произнесение матерного слова. Тогда при наступлении взрослого возраста человек может применить знание о сексуальном аспекте жизни, продолжая свой род и сохраняя целостность человечества.

6–7-летний период открытия сексуальности обусловлен тем, что у первобытных людей половая зрелость наступала именно в этом возрасте. Бессознательное психическое современных людей несет эту информацию, и поэтому в 6–7 лет ребенок с оральным вектором испытывает желание сообщить своим сверстникам знание о воспроизводстве человеческого рода. Уже позже, с возникновением и развитием культуры, потребовался дополнительный период взросления, в течение которого мы раскрываем в себе наработанный человечеством культурный слой.

Мат как слово о сексуальном находится под запретом культуры, ограничивающей первичные позывы на секс и убийство. Тем самым культура ограничивает, во-первых, случку по животному принципу (ради рождения детей, независимо от эмоциональной связи с партнером), а во-вторых, неприязнь к ближнему. Поэтому использование мата оправданно только при необходимости реанимации в нас этих животных инстинктов: для знания о зачатии детей и для способности пойти в атаку на убийство врага. Во всех остальных случаях, например, в публичных местах, мат должен быть запрещен, так как его использование снимает c нас животный запрет на ненависть к ближнему.

Итак, при воспитании орального ребенка важно помнить, что, прививая ему ограничения культуры, следует запрещать использование матерных слов среди взрослых, в публичных местах, но не ругать его за использование мата среди его сверстников. За произнесение матерных слов некоторые родители бьют орального ребенка по губам, особенно чувствительной зоне оральников. Такие меры провоцируют возникновение заикания.

Реализация орального вектора во взрослом возрасте

Как именно родители могут помочь оральному ребенку с выбором профессиональной деятельности?

Для этого важно определить уровень развития его орального вектора. Удалось ли ребенку развить свой вербальный тип интеллекта?

При хорошем развитии вербального интеллекта и сильном темпераменте возможна высшая реализация оральника. В этом случае, сплачивая своим словом целое общество для достижения совместной цели, оральник оказывает влияние на ход развития страны или даже человечества. Например, сегодня оральник мог бы объединить огромные массы людей вокруг тех целей, которые ведут нас в будущее - к выбору духовного развития. Необходимым и наиболее актуальным этапом в этом направлении является овладение россиянами новым типом мышления - эпохальным открытием Системно-векторной психологии. Поэтому в современном мире оральнику с развитым вербальным интеллектом нужно обязательно овладеть системным мышлением.

Какие же виды деятельности стоит советовать развитому оральнику, который на базе знания Системно-векторной психологии видит все законы развития человечества?

Такой оральник может стать, например, теле- или радиоведущим, который в своих передачах поднимает проблемы современной России и всего человечества, показывая возможные пути решения. Через свое устное слово, зажигающее сердца, он способен дать людям безошибочное направление к объединению и развитию с помощью нового мышления. Оральник мог бы произносить пламенные речи, заставляющие считать, что проблемы даются нам не случайно, а для нашего развития через их преодоление. Без его сильного устного слова многим до сих пор трудно допустить, что наилучшее решение проблем возможно именно на основе законов психики, позволяющих создавать равновесие с окружающей средой, ощущаемое нами как чувство счастья.

При наличии звукового вектора оральник может стать исполнителем собственных песен, в которых выражены важные смыслы, направленные на объединение людей. Так, сумел до такой степени усилить , что он объединяет нас вплоть до настоящего времени, несмотря на трудное для России время с контрарными нам ценностями общества потребления. Сегодня именно наш усиленный менталитет максимально удерживает Россию от распада.

При наличии оральник мыслит причудливыми, парадоксальными категориями. Поэтому даже простое оформление его мыслей словами воспринимается очень смешным.

Хороший, но менее высокий уровень реализации предполагает, что оральник, хотя и использует свой вербальный интеллект, но при этом не выводит общество на качественно новый уровень развития. В этом случае оральник становится, например, теле- или радиоведущим, объединяющим людей вокруг обсуждения социальных проблем, или, например, преподавателем, объединяющим учеников вокруг изучения своего предмета.

Что же посоветовать оральному подростку в том случае, если его вербальный интеллект не развился в достаточной степени?

Существуют различные способы реализации орального вектора, не требующие вербального интеллекта. Обычно оральник выбирает их либо по причине недостаточной развитости своего вербального интеллекта, либо из-за неумения найти для себя более подходящий вид деятельности.

При такой реализации оральники объединяют людей в их общем желании отдохнуть и расслабиться. Стремясь интересно и весело провести свободное время, люди идут в кино, в цирк, на концерты, в оперу, смотрят футбол, а также собираются на застольях. В этом их как раз и объединяют оральники, реализующие данный вектор на недостаточно высоком уровне.


Многие родители дошкольников очень трепетно относятся к тем «симптомам» в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка. Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые поведенческие реакции, такие как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки. С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: карапуз демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

От рождения до года

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы : в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройством или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами и т.д.), обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность, считаются вариантом нормы. Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь мамы (например, игнорирование плача, попытки , агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к : максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение .

Что реально должно вызвать беспокойство родителей : если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.

Между 1-4 годами

Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками

Варианты нормы : как правило, все эти признаки в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.

Агрессия и - нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания. Ведь ребенок создает образ своего «я», не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также «присвоение» себе определенных объектов («я — мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога» — вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.

Страхи - результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния. В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша), и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться могут быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. «Лечатся» расширением «сети контактов», возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста - реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы. Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывают результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к .

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозит разные аспекты развития и социализации ребенка. К примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие «симптомы»: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании к взрослому); круг его интересов предельно «сужен» (например, его интересуют только мультики или машинки).

От 3-4 до 7 лет

Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)

Варианты нормы : у ребенка активно идет процесс , и значительная часть проблем может быть связана с этим.

Нарочитое непослушание : малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка. С юда могут относиться и проявления завышенной самооценки (высокомерие) и заниженной (неуверенность, застенчивость). Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда — ее формирует окружение, в первую очередь родители. Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми.

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр). П роблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного . Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)

Детская лживость - отдельная и очень сложная тема. Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердиться).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения - все, что и составляет понятие «индивидуальность». С вниманием относитесь к тому, как строится его общение: его поведение может стать индикатором психологических проблем (к примеру, если он пытается любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви). Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство : опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность.

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития . Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А . Л. Венгера :

Проблемы , связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы , связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость) ;

Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы , связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость) ;

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных понятия :

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность» .

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт .

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка :

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека) ;

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких - нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность : они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат , в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов : физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми :

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения ;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной. С детьми необходимо использовать различные способы рисования : пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков : «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» . Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха» , развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет в различной форме отношения человека к предметам и явлениям.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Выступление к родительскому собранию в старшей группе на тему: «Физиологические и психологические особенности детей 6 года жизни» Физиологические.

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов.

В связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).

Выделяют:

1. Проблемы...

Стили руководства отражают стратегию налаживания взаимоотношений с подчиненными, общую линию поведения руководителя. В рамках избранной стратегии повседневная деятельность руководящего лица разбивается на множество относительно небольших актов общения, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями и т.п.

И каждый такой аспект деятельности руководителя способен порождать психологические проблемы. Умение их видеть и соответственно справляться с ними...

Существуют универсальные психологические проблемы
одиночество/отношения,
свобода/ответственность
жизнь/смерть
и наконец, смысл жизни.

Причем справиться с этими проблемами нужно практически - не просто прочитав об этом, не просто узнав чужие мысли и прислушавшись к чужому мнению, а найдя конкретные практические способы их разрешения В СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Главная цель "самодрессировки" - добиться устойчивой внутренней гармонии. Это означает повысить свою самооценку (как пишут в...

Помимо технических и внешних факторов, в процессе управления своим временем большую роль играют психологические барьеры. Наш внутренний настрой на работу и способы ее выполнения эмоционально окрашивают весь рабочий процесс.

Это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Вы не умеете отказывать и другие этим пользуются. Как следствие, вы перегружены физически и эмоционально. Постоянно внутренне переживаете эту несправедливость. Но если...

Помимо технических и внешних факторов, в процессе управления своим временем большую роль играют психологические барьеры. Наш внутренний настрой на работу и способы ее выполнения эмоционально окрашивают весь рабочий процесс. Это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Вы не умеете отказывать и другие этим пользуются. Как следствие, вы перегружены физически и эмоционально. Постоянно внутренне переживаете эту несправедливость. Но если вы...

Начав использовать созидающую визуализацию вы, возможно, обнаружите в себе блоки, которые не дают вам получить свое высшее добро.

"Блок" - это место, в котором произошел зажим энергии - она не движется и не течет.

Обычно блоки вызываются подавленными эмоциями страха, вины и/или негодования (злобы), которые заставляют человека сжиматься, закрываться духовно, эмоционально, умственно и даже физически. Для того, чтобы справиться с блоком любого уровня, нужно в этом месте привести энергию в...

Очень часто в первый год после родов женщина испытывает разные психологические трудности. Например, ее одолевают навязчивые страхи и желания, кажущиеся ей самой неприемлемыми и практически безумными. Особенно, если это ее первый ребенок.

Что же мучает молодую мать и не дает ей испытывать счастье материнства?

Нескончаемый и порой беспочвенный страх за жизнь и здоровье новорожденного. Женщина боится, что с ним что-то может случиться. Например, перестанет дышать во сне, выпадет из кроватки...

Подростки впечатлительны, и порой травмирующая ситуация провоцирует утрату интереса к жизни. Что должно насторожить родителей или близких родственников в поведении ребенка?

В жизни случаются «безвыходные» ситуации, которые иногда рождают мысли о самоубийстве.

Но если взрослый человек в силу опыта способен успокоиться и «притормозить», то подросток часто оказывается гораздо ближе к осуществлению этого рокового замысла.

Признаки проблем у подростков

В первую очередь, взрослым людям...

Ребенок, даже очень маленький, чутко реагирует на психологическую обстановку дома, на все, что он видит и слышит. Поэтому надежды родителей на то, что их чадо еще слишком маленькое и ничего не понимает, тщетны. Некоторые ученые даже выдвигают версии, что ребенок может понимать и невысказанное.

Помня об этом, хорошие родители стараются в присутствии малыша не конфликтовать друг с другом, не говорить о неприятностях, не злословить. Дети, часто присутствующие при ссорах родителей, бывают...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!