Женский журнал Ladyblue

Рассказ «Как ёлку наряжали» (Любовь Воронкова). Рассказ Таня выбирает ёлку

Оборудование : кроссворд, рисунки, ёлка наряженная, плакаты, карточки.

Ход урока.

I. Тема урока.

II. Отгадай загадку:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом.
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

(Зима)

Какие пословицы о зиме знаете.

Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь - году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под февраль полетели.

Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами, под завывание метели, можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. А кто придумал их для нас мы с вами узнаем, если отгадаем кроссворд:

    Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

    Сито большое, сито голубое. Сеет-веет белый пух на леса, дома, на луг. (небо и снег)

    Ёжик на неё похож, На ней листьев не найдёшь. Как красавица, стройна, А на Новый год - важна. Ответ (Елка)

    Нелегко иногда

Забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно ! (горка)

    Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём … - узор морозный -

    Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички -

Шерстяные... (рукавички)

7 Хоть верь, хоть не верь - Пробежал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста Два развесистых куста. Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Олень.

8. Что за дом, странный дом,
Нет ни стен, ни окон в нем,
Только пол да потолок
Да еще две пары ног.
На себе ношу я дом
Новый год я встречу в нем. Ответ:
Черепаха

    Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

    Изо льда плывёт гора В море-океане. От неё не жди добра, Берегись, «Титаник». (Айсберг.)

(прочтем хором на плакате) "Снегурочка"

III. Какой праздник и взрослые и дети любят больше всего?

Чем отличается этот праздник от всех других праздников?

Вспомните, совсем недавно мы с вами тоже посещали такой праздник, ходили в гости к ёлке. Вспомните и расскажите, что вам больше всего понравилось. А чтобы вам легче было вспоминать посмотрите на эту картинку, на которой изображена новогодняя ёлка. (ответ 2-3х детей).

IV. Физминутка.

Хлопья белые летят, (легкий бег на месте) Холоднее стало, (приседания) Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево-вправо) Ты не испугала. (прыжки на месте) Нет! Нет! Ты не испугала

V. Знакомство с текстом "Ёлка".

    Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с девочкой Таней, о которой написала писательница Любовь Воронкова. Посмотрите на портрет писательницы. Родилась Любовь Воронкова в 1906 году в Москве, но ее семья переехала в подмосковную деревню, которую маленькая Люба запомнила на всю жизнь. А когда она стала большой, то писала рассказы и повести о своих деревенских знакомых – таких же ребятишках, как и вы. Хотите узнать о том, как девочка Таня готовилась к Новому году? (ответы детей) Тогда слушайте.

    Чтение текста.

Таня выбирает ёлку

Один за другим проходили зимние дни – то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.

Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.

Ты что? – спросила бабушка. – Руки отморозила?

Я не отморозила руки! – прорыдала Таня.

Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?

Нет, не отколотили!

А тогда что же стряслось?

В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят – до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..

И правда, – сказала бабушка, – куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!

Да-а! "По морозу"! А там ёлка будет вся наряженная!

Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!

А где она у нас?

Вот дед поедет за хворостом, да и срубит.

А чем наряжать?

Найдём чем.

И Алёнку позовём?

Конечно, позовём.

Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.

Бабушка сказала ему:

Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.

Какая встретится, ту и выберу, – сказал дедушка.

Но Таня закричала:

Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!

Поедем, – сказал дедушка. – А замёрзнешь – не реветь.

Не буду реветь, – сказала Таня.

И тут же забралась в розвальни.

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.

В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу, да и заснули.

Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.

Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, – сказала Таня.

Конечно, холодно, – сказал дедушка, – и вьюжно и морозно.

А как же они терпят?

Так вот, терпят и молчат – переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.

Человек-то не молчит, – подумав, сказала Таня, – человек-то возьмёт да заплачет.

Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.

Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.

В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.

Я буду хворост на сани складывать, – сказал дедушка, – а ты пока что ёлку себе выбирай.

Таня пошла по лесной дороге.

Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, – маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!

Я вот эту выбрала, – сказала Таня.

Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.

    Обсуждение рассказа.

    Как называется рассказ?

    О ком говорится в этом рассказе?

    Почему Танюша вернулась с горки со слезами?

    Что ей ответила бабушка?

    Что дедушка в лесу рассказал Тане про настоящего человека?

    Почему Таня примолкла после этого рассказа?

    Как вы думаете весело прошел Новый год у Тани?

    Сюрпризный момент.

Ребята, посмотрите, а из - под картинки ёлочки выглядывает какой-то белый краешек. Посмотрим? (вызывается ребенок, который достает конверт и вытаскивает разукрашки с новогодней елкой). Ребята, это, наверное, Таня из рассказа прислала нам подарки. Давайте раскрасим картинку.

    Работа за столами. Раскрашивание картинки.

VI. Итог. С каким произведением мы познакомились? Кто автор рассказа? О ком говорится в рассказе? Чем вам запомнилось это произведение?

портрет Л. Воронковой для показа воспитанникам.

(хорошо бы в течение недели держать портрет на видном месте и периодически напоминать детям о писателе и его произведении)

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (3-4 года)

Зимушка – зима


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы

«Морозные деньки», «Встречаем Новый год»

Наблюдение за снегопадом,снежинками.

Экскурсия по детскому саду «Мы встречаем Новый год».

Беседа о зиме (зимних забавах и развлечениях) с рассматриванием картинок.

Наблюдение за работой дворника зимой


Р.н.с. «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Рукавичка».

Рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» (из книги «Снег идет».

Стихотворения

И. Никитина «Зашумела, разгулялась», В.Берестова «Снегопад», С.Я.Маршака «Декабрь»


Рисование:

«Ёлочка», 2Новогодняя елка с огоньками и шариками».

«Лес зимой».

^ Лепка: «Маленькие куколки гуляют по снежной поляне», «Деревья в снегу».

Аппликация : «Бусы на ёлку»


«Новый год», (муз.Ю.Слонова, сл. И. Михайловой);

«Нарядили ёлочку», (муз.А.Филиппенко, сл.М.Познанской),

«Зима» (муз.В.Карасевой, сл. Н. Френкель)




«Как звери готовятся к зиме?», «Зима в лесу», «Где спит медведь?»

Рассказ воспитателя «Как звери к зиме готовятся».

Знакомство с образом жизни животных, не впадающих в спячку


Р.с.н. «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Рукавичка».

Стихотворения А. Блока «Зайчик», И.Токмаковой «Медведь»


Рисование :

«Угостим зайчат и других животных баранками».

Аппликация:

« Домик для ежат»


Слушание музыки: «Ёжик»

Д.К.Кабалевского, «Лягушка»

В.Ребиков


Закрепить знания о свойствах снега (белый, от тепла тает, легкий)

«Снегопад»

Рассматривание снежинки.

Предложить детям походить по снегу. Отметить,что снег хрустит под ногами. остаются следы.

Опты: таяние снега, замерзание воды


Рассказ Воротниковой «Снег идет»

Рисование:

Поможем снеговику спрятаться под снегом».

Лепка: «Снеговик», «Угостим зайку морковкой»

Аппликация:

«Снеговик»


«Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»



«Птицы зимой»

Наблюдение на участке детского сада з вороной, синицей, снегирём.

Беседа «Птицы зимой»


Рассказы М.Пришвина «Дятел», А. Александровой «Новая столовая»

Рисование:

« Зернышки для птичек».

Лепка: « Птичка с которой дружит снеговик»


Слушание музыки: «Сорока» А.Лядова

Итоговое занятие.

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных

Хороводная игра «Зайка беленький сидит».

Подвижные игры: «Волк (лиса) и зайчата», «Хитрая лиса».

Музыкальное упражнение

«Птички» А. Серова, танец птиц» Т.Т.Ломовой


Закрепить знания о свойствах снега (белый снег, от тепла тает, легкий)

Подвижные игры: «Слепим дружно мы дружка из искусственного снежка», «Кто больше снега под деревья нагребет».

Музыкальная игра «Игра со снежками» Т. Ломовой


Экологическая игра «Опиши мы отгадаем»

Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т. д.

Постройка ледяной горки, снежной крепости, снеговиков и украшение их цветными льдинками


Расширять представления о зимующих птицах

Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вороны и собачка»

Подкормка зимующих птиц

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (4-5 лет)

^ Здравствуй, зимушка – зима!


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Закреплять знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь).

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»


«Почему медведь спит всю зиму?».

«Кто зимой спит?»


Рассказ воспитателя «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу».

Рассматривание картин из серии «Животные нашего леса».

Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери»


Р.н. сказка «Лисичка – сестричка и волк»,

«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Рассказы Е. Чарушина «Лисята», «Что за зверь?»


Рисование : «Заяц длинные ушки»

Лепка: «Кто живет в зимнем лесу?» (лиса, волк),

«Какие зверюшки были на празднике елки?»


Слушание музыки: «Ёжик» Д.Кобалевского

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, грач, скворец, голубь).

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании)


« Помощники птиц».

Зачем к нам птицы прилетают?»


Рассматривание картин из серии «Зимующие птицы», серия картинок «Как дети спасали птиц»

Чтение произведений А. Александровой «Новая столовая», К.Д.Ушинского «Хотела галка пить», Горького «Воробьишко»

^ Лепка: «Покормим птичек», «Птички прилетели на кормушку, и клюют зернышки» (коллективная композиция).

Аппликация: « Птицы на ветках».

Конструирование: «Птичка» из природного материала)


Слушание музыки: «Кукушка»

М.Карасева, «Кукушка» А. Аренского


Итоговое занятие.

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


« Что мы знаем о зиме?»

Рассказ Незнайке, что дети знают о зиме

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Закреплять знания о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь).

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим».


Подвижные игры: «Зайцы и волк».

«Танец медведей» Е.Каменогрдского; «Танец зайцев» Е.Тиличевой

Музыкально - игровое творчество: «Зайцы и медведь» (игра), «Заинька» русская народная мелодия (обр. Н.А. Римского – Корсакова); «Медведь» (муз.В. Ребикова)


Посев семян для выращивания корма животным

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, грач).

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании


Подвижные игры: «Воробышки», «Совушки», «Зимующие и перелетные птицы»

Музыкальное упражнение «Канарейки» русская народная мелодия


Дидактические игры: «Кто к кормушке прилетел?», «Кто где живет», «Нарисуй птицам дорожку в сказку», «Найди, каких птиц мы кормим»

Устройство птичьей столовой.

Подкормка птиц.

Сбор ягод рябины для обитателей уголка природы


Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (5-6 лет)

^ Проказы Матушки – зимы


Задачи

Темы

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная



«Наши друзья пернатые»

Различение следов людей, птиц на участке.

Наблюдение за поведением птиц в разную погоду


Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»; рассказы В. Зотова «Глухарь, Дрозд, Клест-еловик», В. Бианки «Синичкин календарь»

Рисование: «Воробышки зимой», «Снегири на ветке»

Слушание музыки: «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского, «Жаворонок» М.И.Глинки «Лебедь»

К.Сен – Санса, «Соловей» А.А.Алябьева



«Животный мир полярных районов земли»

Рассказ воспитателя о том. Кто как зимует.

Серия картин «Из жизни диких животных»


Сказка П. Бажова «Серебряное копытце», стихотворение И.Бродского «Лось и лосенок», рассказы Л.Толстого «Белка и волк», К. Ушинского «Ёж и заяц», В. Зотова «Волк, Лось, Лиса» (из кн. «Лесная мозаика»), Чарушина «Медвежонок»

Лепка: 2Какие звери живут в лесу?», «Белочка»

«Кто по лесу идет?» Л.Н.Комисаровой, Э.П.Костиной

Итоговое занятие.

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Познакомить детей с зимующими птицами (галки, воробьи, вороны), учить узнавать их

Экологические игры:

«Что за птица»,

«Третий лишний (птицы)», речевая игра «Назови птиц с нужным звуком»


Подготовка корма для обитателей уголка природы и птиц.

Подкормка птиц.

Изготовление кормушек


Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности, приспособление к среде)

Подвижные игры: «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике»

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (6-7 лет)

Зимушка-зима!


Задачи

Тема

Виды деятельности

Познавательная

Художественная

Изобразительная

Музыкальная

Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб, и т.д.)

« Встреча зимы», «С какой ветки детки»,

«Зимующие птицы»


Наблюдение на участке за паводками птиц.

Какие птицы прилетели? В какое время дня-вороны, синицы, снегири? Какой корм предпочитают разные птицы?

Рассказ воспитателя «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу».

Исследовательская деятельность: утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

Рассматривание картин Н. Ульянова «Снегири», «Птицы зимой»


С. Чёрного «Волк», В. Степанова «Лосиное письмо»

Лепка:

«Зверюшки на новогоднем празднике»


« Мишка» (муз.Т.Бырченко, сл.А.Барто).

Слушание музыки: «Пение птиц» Ж. Рамо; «Синичка» Карасева; «Соловей» А.А.Алябьева


Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж, и др.); о приспособлении человека к жизни в суровых условиях

« Животный мир полярных районов»

«Беседа об одежде взрослых и детей зимой.

Рассматривание картин П.Корина «Северная баллада», «дети Севера», И. Шишкина «На севере диком»


Стихотворения Лермонтова «На севере диком…», Д.Хармс «Как тюлень стал тюленем»; рассказ Г. Снегирёва «Про пингвинов»

Рисование «Пингвины в Антарктиде».

Аппликация:

«На льдине» (пингвины, моржи, белый медведь и


Итоговое занятие

Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях


Обобщающая беседа «как узнать зиму?»

Задачи

Виды деятельности

Примечание

Двигательная

Игровая

Трудовая

Интегрированная

Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб и т.д.)

Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Совушка», «Птицы и кукушка», «Бездомный заяц», «Зайцы», «Следопыт»

Экологические игры:

«Найди хозяина» (кому следы принадлежат), «Птичья столовая», «Птицы, звери, рыбы», «Кому что нужно?»


Расчистка от снега кормушек, кормление птиц

Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж и др.)

Подвижная игра «Пингвины с мячом»

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

Как ёлку наряжали

Танина ёлочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.

К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.

Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.

А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:

– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!

– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.

Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.

Но матери всё-таки не понравилось:

– Ну что это за украшение – баранки!

Она оделась и пошла в село в магазин.

Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.

Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:

– Мамушка, ты что купила?

Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…

– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!

– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.

Бабушка тоже подошла к столу:

– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!

Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.

– Теперь только свечек бы… – сказала бабушка. – Ну, а уж где свечек раздобыть, ума не приложу.

В это время пришёл с работы дедушка. Он медленно стягивал с плеч ватную стёганку и глядел из кухни на ёлку.

– О свечках не тужите, – сказал дедушка, – свечки ужо нам учитель из города привезёт. Я ему наказывал.

Таня подбежала к деду:

– Дедушка, а ты хорошенько наказывал-то? Может, ты плохо наказывал, а он и забудет?

– Не забудет, – сказал дедушка. – Ему и для школьной ёлки надо свечек привезти – как же он забудет?

Новый год пришёл

Учитель не забыл – свечек привёз. А ещё привез бенгальских огней и дал деду немного серебряной канители и золотого дождя.

– А когда свечки зажигать будем? – спросила Таня.

– Вечером, – сказала бабушка. – Как стемнеет на улице, так и зажжём.

Таня и Алёнка не могли дождаться, когда настанет вечер.

Они собрали всех своих кукол, нарядили их в самые лучшие платья и усадили под елку. А сами они тоже были нарядные. Алёнка пришла в новой вязаной кофточке, а Таня надела своё самое красивое платье – красное клетчатое с пуговицами на груди.

В сумерки пришёл Дёмушка и привёл своих товарищей – Егорку, Юру Грачёва и Ваню Берёзкина.

– Бабушка, смотри-ка, и все мальчишки к нам пришли! – закричала Таня.

Но бабушка сказала:

– Ну пусть они тоже на ёлке побудут, они ведь маленькие.

Мать пришла с работы пораньше, прибралась в избе, накрыла стол белой скатертью. Таня украдкой взяла шаль и выбежала на задворки посмотреть, не идёт ли Новый год. Но тихо было кругом, неподвижно стояли голые берёзы, и на снежной дороге никого не было.

– Не идёт ещё! – вздохнула Таня и побежала обратно в избу.

Скоро на улице совсем стемнело. Бабушка управилась со скотиной. Пришёл из конюшни дедушка.

– Ну вот, скоро и Новый год пожалует, – сказала мать. – Теперь и зажигать можно!

Мать зажгла на ёлке свечки, и вся изба осветилась. Заблестела на ёлке серебряная канитель, засверкал золотой дождик, красная звезда и все конфетки в пёстрых бумажках засветились и засияли. Тане показалось даже, что и старые куклы, которые сидели под ёлкой, развеселились и заулыбались.

– Давайте мы Новому году песенку споём, – сказала мать. – Девчатки, начинайте, как я вас учила!

Таня и Алёнка стали рядом и запели песню про ёлку.

Дёмушка и мальчики тоже им подтягивали, и получалось хоть и не очень складно, зато очень весело.

Когда спели песенку, мать включила радио, и в избе зазвучала музыка, громкая и весёлая. Такая музыка, что всем плясать захотелось.

А потом дедушка зажёг серную палочку – бенгальский огонь. Ну, уж это было настоящее чудо! Огонёк бежал по этой палочке, трещал, и по всей избе разлетались белые искры и белые звёзды.

Потом палочка сгорела, погасла, и пошёл дымок.

– Дедушка, ещё зажги! – закричала Таня.

– Ещё, ещё зажги! – закричала и Алёнка.

И мальчики закричали:

– Ещё! Ещё!

Дедушка зажёг другую палочку, и снова по избе с треском полетели белые искры и белые звёзды. Дёмушка отскакивал от бенгальского огня – боялся, что обожжётся. Он не знал, что бенгальский огонь холодный.

А Таня и Алёнка подставляли ладони, ловили огненные звёздочки и смеялись:

– А мы не боимся! А мы огонь хватаем!

Поздно вечером пришла Алёнкина мать и увела Алёнку и Дёмушку домой. И Дёмушкины товарищи тоже домой ушли. Танина мать всем гостям дала на дорожку по горсти разноцветных конфет. Конфеты были круглые, как крыжовник, и розовые и зелёные.

Таня свои конфеты есть не стала. Она высыпала их в блюдце и поставила куклам под ёлку – кукол ведь тоже угостить нужно.

Свечки на ёлке стали гореть тише. То одна погаснет, то другая. Но серебряная канитель и золотой дождик всё ещё блестели и светились.

– Давайте ёлку гасить, – сказала бабушка, – да за ужин пора.

Но Таня сказала:

– Что ты, бабушка! Новый год придёт, а у нас ёлка не горит. И радио пусть играет!.. – А потом спросила: – А когда же он придёт? Уж и свечки стали маленькие, и трескучий огонёк сгорел, а он всё не идёт и не идёт. Может, он сегодня не придёт совсем?

Мать засмеялась. А дедушка сказал:

– Как не придёт? Хоть все ворота запри, но всё равно здесь будет.

Таня опять потихоньку вышла во двор, опять посмотрела на дорогу. Но в деревне стояла тишина, молчали берёзы, и на пустынной дороге никого не было…

После ужина Таня не хотела ложиться спать.

– Я не хочу спать, – сказала она, – а то усну и Новый год не встречу… Я буду его дожидаться.

– Дожидаться и в постели можно, – ответила мать. – Лежи и дожидайся.

Мать повернула рычажок радиоприёмника, и музыка стала тихой и далёкой, как во сне. Таня легла. Она смотрела, как мигают на ёлочке последние свечки, и ждала: вот заскрипят шаги по морозу, вот стукнут в дверь или в окно… Но шаги всё не скрипели, и в окно никто не стучал. Последняя свечка на ёлке погасла, и серебряный дождь перестал светиться. И Таня сама не заметила, как заснула.

Тихо было кругом. Все спали – и мать и бабушка. А дед ушёл ночевать на скотный двор.

И тогда вдруг умолкла музыка, и в тишине раздался большой серебряный звон часов. Это били часы в Москве, на кремлёвской башне.

Они пробили двенадцать раз, и на земле наступил Новый год.


Мороз Красный нос

– Ой, Мороз Красный нос, Мы тебя все знаем. Хлопки в ладоши.
И тебя, Дед Мороз, Радостно встречаем. Руки на поясе, наклоны туловища вперед.
Ой, Мороз Красный нос, Песню запеваем Хлопки в ладоши.
И тебя в хоровод К детям приглашаем. Приседания
Ой, Мороз Красный нос, Бей сильней в ладошки! Хлопки в ладоши.
А у нас веселей Затанцуют ножки! Прыжки на месте.
– Я, Мороз Красный нос, С белой бородою. Хлопки в ладоши.
Ущипну – так до слез, Не шути со мною. Топанье ногами.
Для чего, почему Хлопки в ладоши.
Должен я сердиться? Приседания.
Я пришел к вам, друзья, Прыжки на месте.
Чтобы веселиться! Хлопки в ладоши.

Новый год

Взявшись за руки, дети образуют 2 круга (один внутри другого) вокруг елки и читают стихотворение:

У всех Новый год,

И у нас Новый год.

(Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши,
поворачиваясь вправо и влево.)

Возле елочки зеленой

(Оба круга движутся вокруг елки в разные стороны.)

Хоровод, хоровод.

Пришел Дед Мороз,

К нам пришел Дед Мороз.

(Продолжают держаться за руки, делают легкие наклоны головой
в разные стороны, как бы сообщая эту новость друг другу.)

Он игрушек и хлопушек,

И конфет нам принес!

(Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

Он добрый у нас.

Он веселый у нас, –

(Делают шаг с притопом, одновременно хлопают,
поворачиваясь в разные стороны.)

Возле елочки зеленой

Сам пошел с нами в пляс.

(Взявшись за руки, оба круга идут в разных направлениях.)

Дед Мороз

Дети по считалке выбирают Деда Мороза и разбегаются по площадке. Дед Мороз бежит за ними и старается дотронуться до одного из ребят рукой, «заморозить» его. «Замороженный» должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда будут «заморожены» все ребята (или двое–трое ребят, по уговору). Затем выбирают нового Деда Мороза и начинают игру сначала.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдину. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдину. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Рефлексия.

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам понравилось больше всего?

Занятие 5

рассказ Л. Воронковой «Как елку наряжали».
Песня «К нам приходит Новый год»
(муз. В. Герчик, сл. З. Петровой)

Цели: развивать внимание, память, музыкальный слух; учить петь выразительно, четко выговаривая слова.

Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу Л. Воронковой «Как елку наряжали».

Организационный момент.

Дети рассматривают иллюстрацию к рассказу Л. Воронковой «Как елку наряжали». (Воронкова Л. Солнечный денёк. – М.: Стрекоза-пресс, 2005.)

2. Чтение рассказа Л. Воронковой «Как елку наряжали».

Беседа по вопросам.

– Какой приближался праздник?

– Кто пришел к Тане наряжать елку?

– Чем наряжали елку?

– Чего, по мнению бабушки, не хватало на елке?

– Кого дедушка просил привезти свечи?

– Чем вы украшаете елку?

– Вам нравится праздник Новый год? Почему?

– Что бы вы могли рассказать о празднике людям, которые не празднуют Новый год?

Элементы музыкального воспитания.

Дети слушают музыку, определяют ее характер. Учат слова и под музыку поют песню «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой). (Здравствуй, Новый год: праздники в детском саду. – М.: Музыка, 1985.)

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руку, тронет нос. Надо показать руку, нос .

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. Движения.

О дин за другим проходили зимние дни - то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
- Ты что? - спросила бабушка. - Руки отморозила?
- Я не отморозила руки! - прорыдала Таня.
- Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
- Нет, не отколотили!
- А тогда что же стряслось?
- В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят - до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
- И правда, - сказала бабушка, - куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
- Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
- Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
- А где она у нас?
- Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
- А чем наряжать?
- Найдём чем.
- И Алёнку позовём?
- Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
- Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
- Какая встретится, ту и выберу, - сказал дедушка.
Но Таня закричала:
- Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
- Поедем, - сказал дедушка. - А замёрзнешь - не реветь.
- Не буду реветь, - сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
- Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, - сказала Таня.
- Конечно, холодно, - сказал дедушка, - и вьюжно и морозно.
- А как же они терпят?
- Так вот, терпят и молчат - переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
- Человек-то не молчит, - подумав, сказала Таня, - человек-то возьмёт да заплачет.
- Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
- Я буду хворост на сани складывать, - сказал дедушка, - а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге.
Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, - маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
- Я вот эту выбрала, - сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!