Женский журнал Ladyblue

Ребенку 1 месяц не. Что нужно делать родителям

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

Развитие ребенка: мимика и речь

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления » - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

Залог нормального развития ребенка

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа , и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

Занятия в воде

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

Развитие ребенка: зрение и слух

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Поведение новорожденного в первые недели жизни – лишь цепь реакций на быстро сменяющиеся ощущения, которыми одаривает его окружающий мир. У крохи имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он не располагает ни знаниями, ни опытом, ему пока неведомо, что он – это он, а не часть окружающего мира.

В его системе мышления отсутствуют причина и следствие – события происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Слышит ли ребенок собственный плач, успокаивается ли, коснувшись маминой груди – все в этом мире происходит для него неожиданно. Быть может, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Лишь спустя некоторое время в сознании малыша выстраивается связь между этими событиями.

Постепенно младенец начинает интуитивно ощущать себя в безопасности, почувствовав рядом близкого человека. Настанет день, когда и вы ощутите, что ребенок перестал быть для вас существом неизвестным и непредсказуемым. Как только это произойдет, знайте – ваш малыш окончательно приспособился к жизни вне материнского организма, он уже не новорожденный, он грудничок !

Никто кроме самих родителей, не в состоянии определить, когда это произойдет. С наступлением этого периода у ребенка возрастает доверие к вам, а в вас – крепнет уверенность в своих силах. Именно в течение этих первых недель между вами и малышом закладываются узы любви. На протяжении всей своей жизни ребенок будет черпать из них энергию, и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Учимся понимать друг друга

Период младенчества – время, когда и ребенок, и родители приспосабливаются друг к другу. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция малыша. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот.

В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. В периоды бодрствования младенец реагирует на звуки, пристально смотрит на лица и предметы перед собой – его энергия направлена на то, чтобы воспринимать информацию. Именно в эти моменты у родителей появляется возможность заниматься и общаться с крохой.

Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются, и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни маленького человечка должны перемежаться. Правильно организовав распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным путем переходить от одного состояния к другому.

После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Если кроха кричит, помогите ему успокоиться. Но помните, что при этом к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат тиканье часов и т.д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка – колыбельные, записи классических произведений и т.д.

Существуют два способа, посредством которых ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии – это улыбка и плач . В первые недели жизни крохи они возникают как бы сами собой и отражают реакцию на физиологические процессы, происходящие внутри его организма.

Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка – свидетельством того, что младенец спокоен и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбка все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, разумеется, еще без слов, общаться с родителями.

Первая блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. В возрасте двух недель новорожденный начинает улыбаться не только во сне, улыбку можно увидеть и после кормления. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок уже реагирует на голос родителей, устанавливает с ними визуальный контакт и, в конце концов, награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Но если вашего кроху, даже несмотря на заботливое отношение взрослых, нелегко успокоить, не теряйте уверенности в себе. Помните, что нередко повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме. Методом проб и ошибок вы приобретаете опыт и найдете собственные способы успокоения сына или дочки.

Двигательные навыки ребенка в 1 месяц

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако младенцы заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые – до удивления вялы и пассивны, другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к изголовью, пока не упрется в самый угол.

Еще одно важное различие у новорожденных – уровень мышечного тонуса. Одни дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к тельцу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие – более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие заключается в степени развития сенсорно-двигательного аппарата. Кого-то очень легко вывести из равновесия: при любом, даже незначительном шуме кроха вздрагивает всем тельцем, а его ручки и ножки начинают беспорядочно двигаться. А кто-то с самого рождения как будто знает, как положить руку в рот, и часто делает это, чтобы успокоиться.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Активные, хорошо развитые дети, имеющие нормальный мышечный тонус, считаются «легкими».

Труднее приходится родителям пассивных, вялых малышей, а также мамам и папам детей со слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается в 1 месяцы жизни. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детишек преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Вижу, слышу, ощущаю…

Ребенок появляется на свет с определенным набором реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом расстоянии он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Малыш даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцев особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Кстати, для стимуляции развития зрения попробуйте ходить дома в тельняшках!

Также новорожденный обладает замечательным слухом. Известно ли вам, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука? Однако, несмотря на то, что новорожденный может воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы.

Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая младенцу, возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

Новорожденному доступны и другие ощущения. К примеру, он отворачивается от сильных и резких запахов и реагирует на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает кроху, ласковый массаж способен его усыпить. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи.

Занятия с ребенком в 1 месяц

Большую часть времени новорожденный спит. Периоды активного бодрствования, когда он готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с младенцем, просто не упускайте удобный случай.

Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Не бойтесь избаловать ребенка. Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете младенцу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. В первую очередь младенцу необходимо человеческое тепло, поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.

Казалось бы, один месяц – очень короткий срок, но для малыша – это целая жизненная веха, ознаменованная рядом важных изменений, приобретением новых умений. Когда ребенку 1 месяц, родителям следует все усилия устремлять не только на правильный уход за ним, но и заняться развитием его физических и психологических способностей.

1 месяц ребенку – вес и рост

Один из основных вопросов, который беспокоит почти всех молодых мамочек, связан с тем, сколько набирает новорожденный в первый месяц жизни. Если в первую неделю большинство малышей теряют в весе (примерно на 10%), что связано с наличием дополнительного запаса жидкости в организме при появлении на свет, то в последующем начинается набор массы тела. На 3-4 неделе жизни при условиях адекватного ухода, питания и отсутствия патологий вес увеличивается стремительно и стабильно – ежедневно на 15-30 г.

То, сколько весит ребенок в 1 месяц, зависит от его первоначального веса при рождении, который увеличивается за тридцатидневный срок примерно на 600-1000 г, иногда чуть больше. Стоит отметить, что при искусственном вскармливании младенцы быстрее набирают массу тела. Согласно нормам Всемирной организации здоровья, средний вес ребенка в 1 месяц составляет:

  • для девочек – 4,2 кг;
  • для мальчиков – 4,5 кг.

Что касается роста одномесячных малышей, то этот параметр увеличивается на 3-4,5 единицы, и средними нормами принято считать:

  • для девочек – 53,7 см;
  • для мальчиков – 54,7 см.

1 месяц малышу – развитие

Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами. Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:

  1. Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
  2. Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
  3. Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
  4. Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
  5. Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
  6. Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.

Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.

Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:

  • удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
  • реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
  • узнавать мамин голос;
  • во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
  • различать яркие однотонные цвета;
  • осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
  • пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
  • произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.

Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» - лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.


Игрушки для детей в 1 месяц

Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:

  • механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
  • погремушки, которые можно удерживать в ручке;
  • мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
  • игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).

В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения. Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы.

Питание ребенка в 1 месяц

Кормление месячного ребенка – важнейший ритуал, необходимый не только для его насыщения, но и для тесного тактильного контакта с мамой, дарящего малышу психоэмоциональный комфорт. Без сомнений, полезнее всего грудное питание месячного ребенка, при котором организм крохи получает максимум ценных веществ, а еще происходит стимуляция всех органов чувств.

Грудное вскармливание в 1 месяц

Зачастую, когда ребенку 1 месяц, у мамы уже налажена, и кормления происходят по сформировавшемуся графику либо по первому требованию. Важно в той же мере поддерживать ночные кормления, гарантирующие стойкую лактацию и получение самых ценных компонентов с молоком, вырабатываемых только ночью. То, сколько должен съедать ребенок в 1 месяц при естественном вскармливании, зависит от его потребностей, и педиатры советуют позволять грудничкам самим регулировать продолжительность прикладывания к груди.


Искусственное вскармливание в 1 месяц

Кормление месячного ребенка смесью применяется, когда у мамы не вырабатывается молоко или по каким-то причинам кроха не может или не хочет пить молоко. Если пришлось внезапно прекратить грудное кормление и переходить на искусственное, вопрос подбора подходящей смеси следует обсудить с врачом. Желательно при кормлении смесью располагать кроху так же, как и при естественном вскармливании, не лишая его телесного контакта. При этом нужно помнить, что количество смеси должно быть дозированным. Когда ребенку 1 месяц, суточная норма пищи составляет пятую часть его веса.

Смешанное вскармливание в 1 месяц

Такой вид практикуется, когда наблюдается сниженная лактация, недостаток в молоке питательных веществ вследствие нарушения здоровья матери, если требуется вводить лечебные смеси для малыша. В данном случае важно, сколько съедает ребенок в 1 месяц, для чего производят взвешивание до и после кормления. Недостаток молока восполняется искусственным заменителем, который желательно предлагать из ложечки, шприца без иглы, пипетки.

Режим ребенка в 1 месяц

Первый месяц жизни новорожденного, как и несколько последующих, в большей мере проходит во сне, но уже можно начинать постепенно приучать его к естественным биоритмам. Для этого рекомендуется в течение дня играть и разговаривать с ним, а ночью не допускать чрезмерной активности. К концу 1 месяца кроха станет все дольше бодрствовать, а по ночам крепче спать.

Сколько спит ребенок в 1 месяц?

Сон в 1 месяц нерегулярный и в большей части складывается из фазы неглубокого быстрого сна, ввиду чего младенцы могут просыпаться так же неожиданно, как и засыпать. Средняя суточная продолжительность сна составляет примерно 18-20 часов, при этом периоды бодрствования длятся около 30-60 минут. В дневное время кроха зачастую спит 5-8 раз. Маме рекомендуется 1-2 раза днем спать вместе с малюткой, чтобы восстанавливать свои силы.


Прогулки в 1 месяц

В первый месяц жизни непременно должен включать прогулки на свежем воздухе. При хорошей погоде и в теплое, и в холодное время года следует выходить на улицу два-три раза в день. Минимальное время на воздухе, необходимое для закаливания крохи, насыщения его организма кислородом, выработки – 1,5 часа в день. Используя для прогулок коляску, во время бодрствования следует иногда держать малютку на руках, позволяя рассматривать ему все вокруг.

Вот и прошёл месяц после рождения малыша. Этот месяц был полон беспокойства, бессонных ночей и величайшей ответственности. Но вместе с тем это время радостных перемен, потрясающего чувства материнства, знакомства с самым родным человечком на земле.

Первые дни дома – это период становления отношений между малышом и родителями, взаимного приспособления друг к другу и к новым условиям существования. Это период поиска оптимальных и компромиссных вариантов решения проблем, которые возникают.

О своих проблемах малыш может сообщить только криком и повышенным беспокойством. А родители, безусловно, спешат выяснить причины и ищут, чем можно помочь и что нужно делать.

Ребёнок в 1 месяц плачет часто потому, что другого способа сообщить окружающим о своих неприятностях у него нет. Конечно, инстинктивное желание мамы немедленно взять на руки малыша целиком оправданно. Не стоит слушать, что таким образом можно дитя разбаловать: он должен быть уверенным, что его всегда утешат.

Это только на первый взгляд кажется, что все дети плачут всегда одинаково. Но очень скоро мама понимает, что ребёнок меняет интонацию в зависимости от причины. С помощью плача малыш может проявлять различные эмоции – обиду, жалобу, беспокойство, душевные страдания и др. Чтобы родителям можно было легче сориентироваться и помочь своему малышу, различают основные характеристики плача.

Виды и причины плача ребёнка

  1. Зазывной плач – ребёнок кричит несколько секунд, потом делает паузу в ожидании результата, потом кричит чуть дольше и снова умолкает. Такой цикл может повториться несколько раз, пока не перейдет в сплошной крик.
  2. Голодный плач начинается с зазывного плача. Если при этом мама взяла малыша на руки и не приложила к груди, начинается сердитый плач с характерными ищущими движениями головой. Если и после этого не покормить, плач переходит в сплошной крик во всю мочь.
  3. Плач при боли – монотонный беспрерывный плач, во время которого периодически возникают крики, скорее всего, показывает на усиление боли.
  4. Плач из-за желания уснуть. Особенности нервной системы таковы, что малыш легко переутомляется. При этом звучит достаточно монотонное хныканье, жалоба, которая сопровождается зеванием и частым морганием глазками.
  5. Плач при дискомфорте – малышу может быть холодно или жарко, может беспокоить опрелость или неудобное укутывание.

Любящие и внимательные родители очень быстро начинают разбираться в видах плача своего малыша и делают всё для того, чтобы ему стало легче.

Боли в животике

Если ребёнку 1 месяц, и он всё-таки плачет из-за боли, необходимо как можно раньше устранить её источник. Очень часто месячный ребёнок страдает от колик в кишечнике – спазмов, появляющихся при увеличении газообразования в кишечнике. Таким образом кишечник малыша приспосабливается к новым условиям питания. При болях в животике кроха активно двигает ножками, как будто перебирая ими. Малыш испытывает во время спазма сильную боль и своим криком просит о помощи. Есть несколько способов помочь ребёнку справиться с проблемой колик.

  • В первую очередь необходимо взять малыша на руки и прижать к себе, положив головку на своё плечо или положить животиком к себе на колени. Тепло расслабит мышцы кишечника и спазм ослабнет. С этой же целью можно приложить к животику младенца нагретую тёплую пелёнку. Иногда помогает массаж животика. Главное, чтобы малыш чувствовал, что мама рядом в такой неприятный момент и готова помочь.
  • Можно дать малышу настой специальной смеси трав, которые оказывают спазмолитическое действие, а также другие лекарства, но только по назначению врача.
  • Часто молодые родители пользуются газоотводной трубочкой, но ею злоупотреблять нельзя.
  • Мамы, кормящие грудью, должны очень тщательно контролировать своё питание. Употребление крепкого чая, кофе, капусты, бобовых, запретных овощей и фруктов может вызвать колики у малыша.

Ушная боль

У малыша может болеть не только животик. Часто это может быть ушная боль. Чаще так и происходит, если у ребёнка насморк. При неприятных ощущениях в ушках месячный малыш часто крутит головкой. Насморк часто приводит к воспалению среднего уха в таком возрасте.

Если родители заподозрили воспаление ушка у ребёнка, нужно обязательно обратиться к врачу, сначала к отоларингологу, затем – к педиатру. Возможно, врач назначит согревающий компресс на ушко или капли в нос.

Опрелости

Уход за малышом в один месяц – ежедневная работа мамы. Просыпаясь вместе с малышом, мама спешить поскорее его помыть, накормить, переодеть. А как она рада получить приветливую и радостную улыбку своего чада! Нужно посмотреть, как он подрос и окреп за ночь, а вместе с тем выяснить, нет ли ещё каких-либо изменений.

Переодевая малыша, обязательно следует внимательно осмотреть его кожу, ведь она отражает всё, что происходит в его организме. Особенное внимание нужно обратить на подмышечные впадины, область за ушками, складки на шее, в паховой области, ягодичные сладки, на ручках и ножках. В этих местах может обнаружиться опрелость, которая будет беспокоить малыша.

Опрелости – это покрасневшие участки нежной кожи ребёнка, которая воспаляется, становится болезненной. Поражённая кожа легко инфицируется, раздражается и беспокоит кроху. Опрелости необходимо ликвидировать как можно раньше. Их нужно промывать отварами ромашки, ноготков, зверобоя или другим раствором, имеющим слабое противомикробное действие. После этого следует промокательными движениями осушить кожу младенца. Можно воспользоваться детской присыпкой и стерильным детским маслом.

Следим за стулом

Беспокойство и плач ребёнка могут быть результатом нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Частота испражнений у малышей в возрасте 1 месяца может быть разной. Малыш на грудном вскармливании обычно ходит в туалет по-большому после каждого приёма пищи, детки на искусственном вскармливании – раз в день или даже через день. Всё это – варианты нормы.

Важно, чтобы каловые массы были мягкими, однородными, а ребёнок оставался спокойным и нормально набирал вес. Если у ребёнка подозрение на запор, можно попробовать погладить его животик по часовой стрелке, прижать ножки к животику, сделать легкую гимнастику и подождать. Если малыш безрезультатно тужится, ему можно помочь, вставив газоотводную трубочку. Маме, которая кормит грудью, необходимо более тщательно относится к своему рациону.

Не кутаем

Важно правильно одевать малыша в первый месяц жизни. Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни терморегуляция организма ещё не установилась окончательно. Если у ребёнка повышена температура тела, это может быть результатом простого перегрева.

Следует посмотреть, не слишком ли укутан малыш. Затем разверните его и осмотрите кожу: если она красная, а тем более влажная, то, конечно, малышу жарко. Если ребёнок пытается раскрыться, а его кожа красная и горячая на ощупь, необходимо раздеть его, оставив в более легкой одежде, пока кожа не приобретет нормальный цвет. Дайте малышу попить кипячённой остывшей водички.

Любовь и забота

Молодые родители должны знать, что иногда не от того, что голодный или что-то болит. Возможно, это простая просьба, чтобы его взяли на руки. Такое желание является естественной потребностью контакта с мамой. Если малышу месяц, его нельзя оставлять одного плакать, ожидая, пока он замолчит. Такая практика давно устарела.

Конечно, малыш умолкнет рано или поздно из-за усталости, но необходимость в маминых руках у него останется. Только к ней ещё добавится ощущение, что его бросили, что ему недостаточно любви и понимания. Такое равнодушие родителей может привести в будущем к тому, что малыш вырастет нелюдимым, замкнутым, с ним нелегко будет общаться. Именно поэтому дети, находящиеся в детских домах, редко плачут. Они знают, что на их плач не откликнутся, их не будут брать на руки так часто, как им хочется. Крохе в первую очередь необходимы любовь и забота, ведь с первых дней идёт формирование личности. Если малыша часто берут на руки, это вовсе не значит, что он вырастет избалованным и неженкой, как побаиваются некоторые родители.

Что умеет малыш в этом возрасте

Позади первый месяц малыша, развитие его прогрессирует. Ребёнок уже адаптировался к новым жизненным условиям, постепенно все функции маленького организма налаживают свою работу. Он значительно отличается от беспомощного новорождённого малыша, у него появляются новые навыки ребёнка в 1 месяц.

  1. Во-первых, ребёнок 1 месяца подрос примерно на 3 см и значительно прибавил в весе. В среднем это около 800 грамм. Если мама прикладывала его к груди по требованию, то возможна прибавка около килограмма.
  2. Развивается зрительная функция. Кроха не только умеет удерживать в поле зрения неподвижный предмет, но и следит за плавно движущейся игрушкой.
  3. Прислушивается к голосу взрослого, звучащей игрушке или музыке.
  4. Ручки в основном сжаты в кулачок, выражен хватательный рефлекс.
  5. Лёжа на животике пытается поднимать головку и удерживать ее.
  6. Выдает отдельные звуки в ответ на обращение к нему.

Малыш быстро привыкает к новым условиям жизни и окружению, он начинает улыбаться маме. Это означает, что у малыша всё хорошо, и он ищет общение. У ребёнка возникает интерес к близким, желание привлечь их внимание улыбкой, гуканьем и оживлением.

Малыш начинает эмоционально реагировать на взрослых. Если родители берут малыша на руки, общаются с ребёнком, подносят к разным предметам, то этим они развивают его эмоциональную и информационную потребность. Ничего, что ребёнок ещё слишком маленький. Для него крайне необходимо, чтобы близкие проявляли свою любовь и заботу ласковыми словами, интонацией голоса, улыбкой, нежными прикосновениями, тогда он будет расти здоровым, счастливым и жизнерадостным.

За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
  • В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
  • Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Читаем также: | |

Что умеет ребенок в 1 месяц видео

Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!