Ребенок не хочет общаться с другими детьми. Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством
Наш малыш стремительно взрослеет. Казалось, только вчера он произнес свое первое слово и сделал пару робких шагов, а уже сегодня он рассказывает целые истории и стремглав бегает по парку.
Также меняются и его вкусы, потребности, привычки. Мой трехлетний сын проявляет все больше самостоятельности, стремится высказывать свое мнение по каждому поводу, протестует, если это самое мнение не учитывается.
Я стараюсь с ним считаться, предоставлять ему возможность выбора и принятия решений, пусть не существенных, но самостоятельных. Таким образом, я стремлюсь воспитать в нем самостоятельную личность, которой будет проще идти по жизни.
Точно также я никогда не навязываю ему свое мнение в плане друзей. Я вряд ли скажу ему что-то типа: «Иди, поиграй с тем мальчиком, а с этой девочкой – не надо». Он сам вправе выбирать, с кем ему интересно общаться.
Давай дружить?
Кстати, до недавнего времени такой выбор, в принципе, перед нами не стоял. Сынок как-то мало понимал, зачем вокруг него другие дети. Они были ему как-то безразличны.
Но сейчас у него появляется желание общаться со сверстниками. Порой ему трудно наладить с ними контакт. Он может стесняться или же не знать, как к ним подойти.
Он с большей охотой будет играть во дворе, если там гуляют и другие детки. Станет смешно с ними заигрывать, вображать. Я по мере сил стараюсь помочь ему наладить контакт, учу знакомиться, заводить разговор, предлагать вместе поиграть.
Надо сказать, у многих деток таких проблем нет. Они с легкостью завязывают дружеские связи. Особенно просто тем, у кого есть старшие братья или сестры. Они привыкли к обществу детей и им легко строить с ними диалог.
У нас старших нет. Нам несколько сложнее. Однако мы идем верным путем, как мне кажется, и я надеюсь, что скоро мой сынок сам сможет налаживать контакты.
По большому счету, желание общаться со сверстниками вполне естественно для ребенка. Уже к трем годам у них налаживается какое-никакое социальное взаимодействие друг с другом. Это прекрасно можно увидеть на примере детского сада.
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как играют детишки в яслях и младшей группе? Две разные вещи. В яслях каждый занят своим делом до того момента, пока воспитатель не соберет всех вокруг себя. Но уже в младшей группе все меняется. Детишки сами начинают играть друг с другом. Им так уже интереснее.
Что-то не хочется…
Но, как показывает практика, не все дети одинаковые. Бывают случаи, когда ребенок не только не нуждается в общении со сверстниками, но и противится ему. Казалось бы, пустяшная проблема, но она становится настоящим испытанием для родителей, которые в таком поведении своего ребенка видят отклонение от нормы.
Такая ситуация сложилась в семье одной моей знакомой. Ее сын не хочет дружить с детьми. Нет, он не проявляет по отношению к ним какой-то агрессии. Нет, он не стесняется налаживать контакты. Он просто не пытается этого делать. У него нет такого желания, такой потребности. Сверстники и их игры ему безразличны.
Если к нему подбегает другой малыш, спрашивает о чем-то, предлагает поиграть, ребенок молча отходит в сторону. Он покинет песочницу, если туда нагрянут другие дети. Он не станет кататься на карусели, если к нему кто-то подсядет. Он либо встанет и уйдет, либо пересядет на другие качели.
Мама мальчика в панике. Она уже прошла всех врачей. Неврологи, психологи и даже психиатр… Все в один голос уверяют, что ребенок здоров. По уровню своего развития опережает норму. Все хорошо.
Но тогда в чем причина? И как с этим бороться? Или, в принципе, не бороться? Если мальчику комфортно в одиночестве, то это его выбор.
Мама перелопатила горы литературы. Дошла до того, что всерьез увлеклась темой детей-индиго. Оказывается, это им свойственно стремление к одиночеству. Они не видят в обычных детках достойных товарищей.
Лично я даже не знаю, как бы вела себя в такой ситуации. Я предложила приятельнице не переживать раньше времени. Скоро ее сын пойдет в садик, буквально через пару недель. Кто знает, может быть, нахождение в обществе поменяет его взгляды?
Тем более что детишкам свойственно кардинально меняться. Так, отъявленные шалопаи становятся паиньками, а тихони начинают крушить все вокруг и изводить родителей своей активностью.
Мама соглашается со мной, но на детской площадке опять пытается втянуть сына в игру с другими детьми. И опять терпит фиаско. Она очень боится, что ее сын вырастет нелюдимым, замкнутым, одиночким. Ее страхи понятны.
Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в
К определенному возрасту ребенку становится скучно в тесной семейной обстановке, у него появляется необходимость расширить свой круг общения.
Почему же некоторые дети легко вливаются в новый коллектив, находят друзей и свободно общаются, в то время как другим трудно не только подружиться, но даже просто обратиться к незнакомому ребенку или взрослому?
Тянуться к сверстникам и новым , постепенно увеличивая свой круг общения, является естественным состоянием для любого развитого ребенка. В случае, когда ребенок не хочет общаться, ограничиваясь своим внутренним миром и предпочитая одиночество веселым командным играм, можно сказать, что такой ребенок находится в состоянии дисгармонии с окружающим миром.
Ребенок не хочет общаться
Выяснить причину детского одиночества трудно, но необходимо , если мы хотим вырастить гармоничную личность. Можно выделить основные причины отказа ребенка от общения:
- болезненная привязанность к одному из родителей, бабушке или дедушке;
- чрезмерный родительский контроль и опека;
- эгоистичность и своеволие ребенка;
- ограничение общения ребенка со сверстниками из-за специфических взглядов родителей (вдруг обидят или плохо повлияют);
- загруженность родителей на работе и нехватка свободного времени для полноценного общения с собственным ребенком;
- нежелание родителей приглашать друзей своего ребенка в гости из-за шума, беспорядка и активных игр.
Потребность ребенка в общении со сверстниками в случае насильственной изоляции не удовлетворяется, ребенок вынужден проводить свободное время наедине с игрушками или телевизором. Пассивность и малоподвижный образ жизни приводят к возникновению у ребенка головных болей и психологического дискомфорта. Если такой образ времяпровождения станет для ребенка привычным, то в будущем наладить контакты и подружиться с детьми ему будет очень трудно. Так как ребенок привыкает чувствовать себя комфортно только в среде членов своей семьи и знакомых, то в непривычной, новой для себя обстановке, ребенок вряд ли сможет преодолеть внутреннее сопротивление и безболезненно влиться в игры детей. Ведь здесь все нужно решать самостоятельно, без мамы, а поэтому он просто теряется и принимает решение вообще не участвовать в игре. Такие дети, словно улитки, живут в своем уютном мире, ревностно охраняя его от «враждебного» окружения.
Еще одним фактором возникновения трудностей в общении с детьми может стать первый негативный опыт общения с ровесниками . Возможно, ребенка при попытке первым подружиться банально обидели (ударили, обозвали, отвергли). В следующий раз малыш уже 100 раз подумает, прежде чем предложить дружбу. Если же первый, травмирующий опыт закрепился, ребенок совсем откажется от общения со сверстниками и предпочтет одиночество. , которая в дальнейшем может стать чертой характера такого ребенка, станет непреодолимым препятствием для новых знакомств. Детскую застенчивость может быть следствием того, что характер одного из родителей отличается властностью и несдержанностью.
Причиной добровольной изоляции ребенка могут стать погрешности , когда ему присущи такие черты, как эгоизм и своеволие . Такой ребенок деспотичен и стремится быть всегда и везде лидером. Проблема особенно актуальна для семей с одним ребенком или если разница между детьми в одной семье велика. Привыкнув в близком окружении быть «центром Вселенной», ребенок-эгоист старается и в детском коллективе силой укрепить свои лидерские позиции. Но дети не будут подчиняться так, как мама или бабушка, а со временем вовсе перестанут обращать внимание на тщетные попытки маленького тирана манипулировать ими. Такой малыш не способен на равных играть со сверстниками, он просто замыкается, бросаясь из крайности в крайность – то становясь агрессивным и упрямым, то тихоней.
Выяснить, к какому типу (застенчивому или эгоистичному) относится ваш ребенок, можно с помощью рисунка . Если ребенок застенчив и замкнут, он графически изобразит себя в виде нескладной фигурки где-то в одном из углов листа, но в центре – никогда. Это говорит о том, что малыш хочет быть незаметным, а его самооценка очень низкая. Если на предложение нарисовать своих друзей ребенок нарисует себя в центре, окруженным друзьями, то это говорит о его лидерских задатках. Когда все фигурки детей, в том числе и вашего ребенка, нарисованы одинакового размера, дети на схеме держатся за руки, то ребенок контактен и общителен. Но рисунок, на котором кроха нарисовал себя в стороне от других детей (значительно меньшего размера), сигнализирует о неблагополучной адаптации вашего ребенка в среде сверстников и необщительности.
Резюмируя, можно повторить, что трудности в общении с детьми свойственны двум типам детей – чрезмерно застенчивым и детям с задатками лидера . Но если потенциальные лидеры смогут со временем адаптироваться, то «скромнягам» придется гораздо труднее, а поэтому родители должны учить ребенка общению с самого маленького возраста.
Воспитание детей
3258
16.03.14 10:16
Говорят, что скромность украшает человека. На самом деле так и есть, однако излишняя скромность ребенка иногда приводит к тому, что он не хочет общаться с другими детьми. Хотя причиной может стать не только скромность или робость, но и ненависть к детям, нежелание заводить друзей.
Как вести себя родителям в такой ситуации? Что следует говорить ребенку и как научить его общаться с другими сверстниками? На эти вопросы вам поможет ответить данная статья, но обо всем по порядку.
Ребенок не хочет общаться с другими детьми: возможные причины
Существует несколько причин, по которым ребенок не желает разговаривать и дружить с другими детьми. Выявив точную причину такого поведения, вы сможете легко исправить ситуацию к лучшему.
- Предрасположенность к застенчивости. Ни для кого не секрет, что многие дети рождаются с предрасположенностью к скромности. Многие робеют перед незнакомыми людьми, а также детьми их возраста.
- Неумение общаться. В некоторых семьях родители мало общаются со своими детьми, что может привести к тому, что и дети не захотят общаться с окружающими.
- Неприятие. Ребенок может плохо относиться к своим сверстникам, из-за чего ему и не захочется с ними общаться.
- Конкуренция между детьми. Зачастую бывает так, что один ребенок является авторитетом для всех остальных. Однако всегда найдется тот, кто не захочет подчиняться ему, в результате чего такой ребенок может даже перестать общаться с остальными.
Последствия
Если ребенок не желает общаться с другими детьми, это может привести к некоторым негативным последствиям в будущем:
- излишняя застенчивость даже в зрелые годы;
- неумение влиться в коллектив;
- ненависть к людям;
- склонность к депрессиям.
Как улучшить ситуацию?
Данную проблему можно разрешить несколькими способами:
- Будьте внимательны к своему ребенку и показывайте ему свою привязанность. Дети, чувствующие на себе любовь родителей, начинают проявлять открытость и дружбу по отношению к другим детям.
- Будьте хорошим примером. Родители и сами должны относиться друг к другу с любовью, показывая правильный пример нормальных отношений.
- Не скупитесь на похвалу, когда ребенок демонстрирует свои успехи. Поощряйте его желание помочь близким людям.
- Если ваш ребенок слишком робок, помогите ему научиться знакомиться с другими детьми. Например, научите его представляться: «Меня зовут Саша, а тебя как?» и т.д.
- Помогите ребенку подружиться с одним ребенком. Затем он обязательно познакомиться и с другими сверстниками.
Как научить детей играть не в одиночку, а вместе?
Постарайтесь устроить все так, чтобы дети делились друг с другом на равных. Вы не должны кого-то выделять и поощрять конкуренцию между детьми. Не стоит также оставлять ребенка без внимания на долгое время, иначе ему станет скучно и он начнет капризничать. Можно предложить детям сыграть вместе в какую-нибудь игру, потанцевать под музыку и т.п.
Помните, что ситуацию, когда ваш ребенок не хочет общаться и дружить с другими детьми, нельзя оставлять на самотек. Ваше быстрое вмешательство в эту проблему поможет избежать множество проблем в будущем.
анонимно , Мужчина, 4 года
Здравствуйте! Моему сыну 4 года, в садик не ходит (муниципальный не дали, пробовали в частный, но ходим самое большое 2 недели,потом 3 недели болеем. Врач сразу предупредил,что мы не садовские,так как аллергия на пыль). Год назад (3,5г.) Сын, гуляя на площадках, боялся к другим детям подходить, но если они подходили сами, то редко отказывался с ними поиграть. В этом году он и сам не подходит, и когда кто-то хочет с ним поиграть или подружится - он просто отворачивается и молчит. На мои вопросы "почему?" Всегда отвечает односложно: не хочу, не буду, он мне не нравится. Сейчас ходим в группу на развивающие занятия, учительница ему нравится, но говорит,что все слишком долго длится и в следующий раз не пойдет. Но все равно потом идет, хотя я не настаиваю. Вчера был утренник и я заметила,что его поведение очень отличается от других детей. Он стоит в сторонке, ни с кем в контакт не вступает, если надо выполнить задание, то он стоит на месте,когда все дети танцуют, поют или играют. Мне стало страшно, как он дальше будет общаться, впереди школа. Он и раньше отстранялся от других детей, например, была экскурсия в зоосад: все детки подходят и гладят животных, а мой опять в сторонке. Когда его спрашиваешь, снова односложные ответы: не знаю, я их боюсь. При этом ребенка всегда стараюсь подбадривать,хвалю,если он что-то хорошо делает. Но вот внимания,боюсь, мало уделяю. Несмотря на то,что я всегда с ним дома, я работаю много за компьютером. И очень часто, когда надо сделать срочные дела, начинает просить собрать с ним мозайку или помочь что-нибудь сделать. Вот только что опять спрашиваю,почему на утреннике не стал показывать журавля. Отвечает,что мне не нравится его показывать. Почему не стал накрывать стол (это конкурс был такой)? Девочка в пышном платье мешала пройти (хотя другие детки ее просто обходили с другой стороны). Никто из посторонних не обижал. Есть брат двоюродный на 6 месяцев старше, очень гиперактивный,полная противоположность моему сыну. Сейчас в основном играют вместе, а раньше постоянные слезы у моего сына,что брат что-нибудь отобрал. И сейчас бывает, но сын научился отстаивать свои игрушки. Еще,когда спрашиваю, почему ты не хочешь с другими детками общаться, друзья - это хорошо,отвечает,что у него только один друг - сережа (его брат двоюродный). Нормально ли его поведение?Чем его можно объяснить?Я даже не могу понять чего он боится? Самих детей или их отношения к нему?
Здравствуйте!Вы очень хорошо заметили, что ваш сын другой по сравнению с двоюродным братом и другими детьми:кому-то из детей нравиться больше общения, кому нет, кому-то нравиться что-то показывать, а Вашему сыну не нравится. Общение это навык который у Вашего сына только формируется, в чем важно его поддерживать и обучать, рассказывать и показывать в игровой форме как, помогать сделать первый шаг к взаимодействию, поддерживая развитие и еще нужно каждому разное время для "освоения". Возможно, еще не стоит заострять внимание на том,что Ваш ребенок не сделал,а на том как было интересно смотреть, когда кто-то что-то делал. Очень хорошо, что Вы создаете условия для общения сына с другими детками.Интересно, еще как у Вас и Вашего мужа с коммуникацией? Насколько это "семейная" черта? И как происходит у Вас общение в семье?