Женский журнал Ladyblue

Ребенок переутомился симптомы. Переутомление у ребенка: причины, симптомы, лечение

открываем угадайку к очередному писательскому конкурсу. основная тема - Группа, усложняющих элементов ноль.
рассказы тут
12 конкурсных + 3 вне
авторы вот
Юка
Ящер
Аноним
Арсалана
Некоторые люди
Надин Губер
Божья Коровка
Айрини
Му-Му
Зоя Калашникова
Коза Агата
Инесса Федоровна

Поехали! (и махнул рогОм!)

260

Вероника Соловых

Рассудите права я или нет.
Мои родители и бабушка живут в 30 км от нас. Машина есть. Каждые выходные они приезжают в наш город. То в театр, то в гости к родственникам, то на выставку какую, то погулять просто, кафе, тц там....то есть как бы расстояние не проблема совсем. Раньше заезжали к нам периодически. Ну раз в 2-3 недели где-то. 2 минуты потискают внучку, кофе попьют и дальше тусить. Оставляя мне грязные чашки. Ну ладно, я не в обиде. Помогают все таки - привозят иногда подгузники, ползуночки. Ок.
Т.е. в основном мы с мужем одни занимаемся ребёнком. Точнее муж весь день на работе, он с детем вечером. А я днем. Ребёнок днем не спит практически. Ну вот не уложишь никак. Регресс сна, зубы еще намечаются... То есть я не могу порой спокойно поесть, помыться, прибраться по дому, и, извините, в туалет сходить, потому что стоит исчезнуть из поля зрения, сразу ор...
Ну ладно. Последний раз родители с бабушкой приезжали 8 марта. Как оказалось, у матери была температура, но бабушка (старики как дети) закапризничала "почему это мы не поедем" и они приехали. И ребёнок заразился и заболел. Потом от неё я. Потом муж.
Я спокойно, но всё-таки высказала матери, что, мол, если болеете, не надо приезжать. Ребёнку 4 месяца тогда было. Лечить толком ничем нельзя. Сопли рекой, температура. Ну вот нахрена это??? Почему нельзя было визит на неделю передвинуть. Что за слезы от бабушки на пустом месте?! Что за капризы? Как детё...
Ну ладно. С тех пор не приезжают. Видимо обиделись, хотя я спрашивала, говорят нет.

Так вот. Как я уже сказала, ребёнок не спит. Весит она уже 8 кг. Таскать тяжело. Плюс после беременности у меня грыжа. Устаю. Хочется посидеть просто в тишине попить горячий чай. Думаю, многие поймут меня. Бабушка звонит иногда. Я чисто физически не всегда могу ответить. То кормлю и ребёнок только только начинает закрывать глаза... Конечно, я надеюсь, что он уснёт и не беру трубку. То мы купаемся. То ещё что-то. Да даже просто я могу, извините, сидеть на унитазе. Или мыть попу ребёнку. Да мало ли что...нет. Она начинает безостановочно названивать пока я не возьму трубку. А взяв, она начинает как со школьницей со мной отчитывать меня "ТЫ ПОЧЕМУ НЕ БЕРЁШЬ ТРУБКУ! Я ЗВОНИЛА!"
Желание разговаривать пропадает, конечно. Заезжать родители перестали щас. Хотя на фото в соц.сетях я вижу, что они регулярно в нашем городе бывают. Я же могу дойти только до ближайшего магазина, вот и все развлечения мои))). Настроение портится, конечно. Но я никому не жалуюсь, я не высказываю недовольство. Я занимаюсь своими обязанностями и никому не навязываю своего ребёнка. Занимаемся им только я и мой муж.
Так вот звонит мама, я начинает с претензий, "что вообще происходит??? Что у тебя с настроением??? ты не звонишь! не пишешь! я-то вот звоню тебе!" А когда мне звонить? Регресс сна, зубы наметились..дете не спит вообще. Я не грублю, я говорю сухо и только по делу... Недосып и усталость берут своё.
Я спросила "я имею право устать? Я имею право на плохое настроение?" Ответ утвердительный. Мать свернула разговор и положила трубку. Теперь она обиделась, а я чувствую себя виноватой.
Я повторю, что я никогда не высказывала претензий им. Это мой ребёнок, я родила его для себя, и занимаюсь им сама вместе с мужем. Но родители могут помогать, могут найти один час в месяц, чтоб приехать, взять коляску и прогуляться часок с ребёнком по парку. Пока я дома спокойно поем, или помою пол, и помоюсь сама, да просто вздремну может. А раз нет, раз не приезжаете, не хотите или не можете, то тогда какие обиды ко мне почему не звоню да почему не пишу...? Когдаааа?? И никаких допросов почему не брала трубку!. Не могла, значит.
Мне есть чем заняться. Я считаю так.
К слову, я росла с бабушкой и дедом. Родители брали меня на выходные только. Типа им надо было работать, а за мной и учёбой следить было некогда. Короче получается с их ребёнком занимались их родители.
В общем, рассудите... Может я не права. А может у кого-то было так. Обязана я кидаться к телефону и отчитываться, как первоклашка, почему не брала трубку или почему не звоню?? Обязана оправдываться за своё плохое настроение и усталость??

Извините за целую простыню.. Накипело просто

198

Ekaterina

Ситуация такая, дочери совсем недавно исполнилось 15 лет, учится на отлично, обычно обо всём со мной делится, и я буквально совсем недавно узнала о том, что у неё уже есть какие-то отношения.
В общем, так как она в 8 классе, проводилось родительское собрание по поводу дальнейшей аттестации и т.д., не суть. Конечно же, помимо этого, разговор шёл и о детях. Классная руководительница выдала информацию о том, что в классе дочери уже есть такие, кто встречается с мальчиками - с девочками. Среди них она назвала и мою дочь, но встречается она с мальчиком не из своего класса, и даже не из параллели, а из 9. Мне стало интересно, и после собрания я решила подойти к руководительнице, и спросить насчёт этого мальчика.
Оказалось, он тоже учится у неё, учился не очень до поры - до времени, позже, когда моя дочь и её уже парень начали встречаться, по 2м предметам классной(русский и литература) стал подтягиваться, может ещё по каким-то, этого даже учительница не знала, зато узнала, что курил раньше, также завязал, когда они встречаться начали.
В чём вопрос-то, как поговорить с дочкой о парне об этом, тем более у которого были вредные привычки? Переживаю, что может, не дай Бог, попасть не в ту компанию. И стоит ли заводить подобный разговор вообще?

158

Школа - ч­удесное время, но вместе с тем трудное. А иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка. Как понять, что он перегружен? "МК-Латвия" перечисляет основные симптомы переутомления.

Симптомы переутомления, которые нельзя игнорировать

Важно вовремя заметить признаки переутомления у ребенка и не списывать все на лень или плохой характер, а немедленно снизить нагрузку.

1. Ребенок стал хуже спать

Неважно, как именно испортился сон – трудно ли ваш школьник засыпает, просыпается ли по ночам, нарушен ли у него режим сна и бодрствования (вечером не может заснуть, утром с трудом просыпается, днем ходит сонный). Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения как у взрослых, так и у детей.

2. Он жалуется на головную боль

Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу. А первым делом, конечно, умерить свои амбиции насчет его школьных успехов и разгрузить его.

3. У него часто плохое н­астроение

Одно дело – расстроиться из-за двойки, другое – постоянно расстраиваться по миллиону разных поводов. В том числе мелких, сиюминутных. Не только повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой, но и любые изменения настроения, которых не было до учебы.

4. Кажется, что ребенок стал лениться

Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает. Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них. Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

Совет

Есть смысл поговорить с классным руководителем ребенка или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки.

5. Он стал чаще болеть

Если до 1-го класса ребенок был домашним, то есть не посещал сад, частые болезни скорее всего означают адаптацию, которой вы надеялись избежать: он «знакомится» с инфекциями, которыми другие дети переболели еще в детском саду. Но повышенная восприимчивость организма может быть и следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов. Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает - его наконец оставляют в покое.

Совет

Для укрепления иммунитета очень полезны ежедневные физические нагрузки. Можно, например, делать с ребенком утреннюю зарядку или купить детский спортивный уголок для дома . Помните: через игровой подход дети занимаются спортом намного охотнее.

6. Ребенок п­ерестал играть

Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, в его привычках, отказ от любимых занятий - тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают его эмоциональных и физических сил даже на приятные дела.

7. Появились вредные п­ривычки

Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте и пр. не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.

Как понять, сколько кружков – норма

Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются впихнуть в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?

Неврологи говорят, что родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.

Врачи советуют ориентироваться на состояние и поведение ребенка: если он доволен, бодр, с радостью занимается тут и там, не отстает в школе, значит, все в порядке. Просто следите за ребенком, разговаривайте с ним и многое поймете сами.

8. Он не сидит на месте

Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинал бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки так же.

9. Возникают п­роблемы с аппетитом

Насторожить должны любые – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще. А также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.

10. Ребенок стал рассеянным

Вроде бы все в норме - сон, аппетит, настроение, вроде бы ребенок не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что. Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями. Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

Психологи обращают пристальное внимание на психическое здоровье современных детей. Большие нагрузки в школе приводят к появлению переутомления. Но даже те дети, которые еще не ходят в школу, постоянно проводя время в детском саду или на кружках, к концу года устают от эмоционального и физического напряжения. Далеко не все могут рассказать о своей усталости в силу возраста и других особенностей. Малыши, например, начинают капризничать. Как же обнаружить симптомы переутомления?

Как проявляются симптомы переутомления

Прежде всего обратите внимание на субъективные и объективные признаки. К субъективным показателям относится появление общего дискомфорта, головных болей разной степени выраженности, иногда обнаруживается замедление речи, мимики и движений. У ребенка могут появиться апатия, вялость, снижение внимания, раздражительность.

К объективным признакам переутомления относятся симптомы медицинского характера. Например, изменения могут коснуться артериального давления, повышения частоты сердечных сокращений. Это можно обнаружить при использовании электрокардиографии. Также при исследованиях детей с переутомлением иногда врачи отмечают шумы в сердце и учащенную дыхательную активность.

Соответственно, обнаружить симптомы сильной усталости у ребенка можно не только по поведению, но и по физиологическим изменениям.

Как определить справляется ли ребенок с нагрузками?

Если вы заметили, что ребенок не может или, наоборот, просится поспать днем, у него становится плохим аппетит и наблюдается снижение веса, это может свидетельствовать о проявлении переутомления. Возникающий дисбаланс привести к тому, что малыш часто начинает болеть. Проявление всех вышеописанных признаков свидетельствуют о том, что дневные нагрузки следует пересмотреть и распределить с учетом физиологических и психологических особенностей вашего ребенка.

Таким образом, обнаружить симптомы переутомления достаточно легко. Если родители заметили подходящие под описание признаки, необходимо сократить нагрузки. Конечно, каждый человек имеет право иногда чувствовать себя усталым. Но педиатры обращают внимание, что если это происходит постоянно, то следует тщательно проверить здоровье и откорректировать режим дня.

Признаки переутомления могут быть симптомом других заболеваний, начиная от аллергии, заканчивая изменениями в гормональном фоне. У детей более старшего возраста такие же проявления обнаруживаются при синдроме хронической усталости. Чтобы правильно определить диагноз, обязательно покажите подростка врачу.

Очень часто ребенок плохо спит потому, что родители не знают: что нормально для этого возраста. Неумение видеть усталость ребенка - одна из типичных проблем с детским сном.

Если ваш ребенокплохо спит , возможно вы не знаете: когда нужно уложить его спать.

Зачем нужно различать знаки усталости в ребенке?

Маленькие дети очень быстро устают.

Переутомление повышает уровень кортизола (гормона стресса), что в свою очередь влияет на сон малыша. В зависимости от степени переутомления ребенок может сопротивляться сну, не спать вообще, часто просыпаться , спать короткими снами . Признаки усталости варьируются от ребенка к ребенку и от возраста к возрасту. Но, тем не менее, если у вас первый ребенок, вы можете для начала попытаться увидеть типичное поведение усталых детей. Существует понятие так называемого «окна» - промежутка времени, когда малыш достаточно устал, чтобы уснуть, но еще не устал слишком. Если мы пропускаем окно, то входим в зону переутомления. Маленькие дети могут бодрствовать очень недолго и поэтому пропустить «окно» очень просто.

Средние нормы бодрствования по возрастам:

  • Новорожденный - 20-45 минут
  • 5-8 недель -60 минут
  • 9 - 12 недель - 1 час 20 минут
  • 4-5 месяцев- 1 час 45 минут - 2 часа
  • 6-8 месяцев - 2- 2,5 часа
  • 8-9 месяцев - 3 часа
  • 10-15 месяцев - 3- 4 часа
  • 15 месяцев - 3 года - 5 часов
  • 3-5 лет - до 12 часов (в зависимости от наличия дневного сна)

Признаки усталости у новорожденныхи детей первых месяцев жизни:

  • Резкие движения руками и ногами
  • Издает странные визжащие звуки
  • Изменение настроения: капризы, плач
  • Ищет и требует грудь
  • Дергает себя за уши
  • Сжимает кулачки
  • Выгибается на руках
  • Сосет пальцы
  • Плохо фокусирует взгляд

Признаки усталости у детей от четырех месяцев до 1 года:

  • Становится неуклюжим, падает на ровном месте, не может скоординировать движения
  • Капризничает по любому поводу
  • Требует постоянного внимания
  • Плачет
  • Цепляется за маму, прячет лицо в грудь, плечо
  • Отказывается от еды
  • Трет глаза
  • Теряет интерес к игрушкам

Что делать, если я вижу признаки усталости?

Для детей до года очень актуально уметь распознать знаки усталости, так как это охраняет хороший дневной и ночной сон. Поэтому сразу же, как вы понимаете, что ребенок устал:

  1. Снизьте уровень активности и сенсорной стимуляции (шум, свет).
  2. Начинайте ритуал укладывания на сон.

А если я не вижу никаких индикаторов усталости?

Бывают дети, усталость которых чрезвычайно трудно распознать. Если ваш ребенок именно такой, тогда ориентируйтесь на нормы бодрствования по возрастам и начинайте готовить малыша на сон за 20-30 минут до истечения этого интервала.

Не ждите, что ребенок "уснет сам, если захочет". Очень часто дети плохо спят именно из-за переутомления. Берите ситуацию под свой личный контроль: позаботьтесь о сне вашего малыша с самого раннего возраста!

Поведенческие проблемы могут быть вызваны недосыпом?

У детей старше двух лет исчезают явные физические индикаторы усталости. Но появляются иные поведенческие проявления, по которым вы можете предположить усталость. То есть ребенок в три года вряд ли будет активно зевать или тереть глаза: это только в случае чрезвычайной усталости. Но он может начать капризничать по любому поводу, например.

Некоторые индикаторы потенциального дефицита сна в возрасте от полутора лет и старше перечислены .

Подробнее о связи между поведением и сном читайте .

2.1 Развитие утомления у детей

Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.

Утомление выражается не только в уменьшении объема совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия, но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, расходовании функциональных резервов организма. При утомлении наблюдается увеличение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы теплорегуляции. Но для утомления характерно не так усиление функций этих систем, как их недостаточная экономичность.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время утомление, не доводимое до чрезмерного уровня, является средством повышения функциональных возможностей организма. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, не повышает функциональных возможностей организма, его работоспособности .

Утомление, возникающее в том или ином органе, не остаётся изолированным и при продолжительности работы отражается на всём организме. У взрослого человека оно обычно сопровождается ощущением потребности в отдыхе. Это ощущение является естественной реакцией организма на те изменения, которые в нём происходят в результате утомления .

Утомление у детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5-2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе .


Во время отдыха, наступающего вслед за утомительной работой, происходит восстановление возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом. Если отдых недостаточен, то утомление продолжает быстро нарастать и, в конце концов, переходит в переутомление.

Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа - по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.

При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.

В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.

Биологическая сущность утомления, несмотря на многочисленные исследования по его изучению, пока точно не установлена, хотя в этой области имелись многочисленные теории, пытавшиеся её раскрыть. Эти теории (отравления организма, засорения и др.) себя не оправдали и противоречат друг другу. Они не дают научно обоснованного решения вопроса о биологической сущности утомления, особенно при нервно-психической деятельности. Можно утверждать только одно, что при утомлении в организме и отдельных его органах и тканях происходят сложные биохимические процессы.

Некоторые авторы трактуют утомление, как истощение клеток и тканей. Особенно это относится к нервно-психическому утомлению. Но утомление нельзя толковать как истощение, как исчерпание вещества. Это подтверждается тем, что мышечная или другая клетка, полностью утомлённая, т. е. совершенно переставшая реагировать на раздражение, возобновляет свою деятельность при изменении силы или характера раздражения. Действительно, в обычных условиях трудовой деятельности такого истощения не наблюдается. Только при очень тяжёлых формах утомления, т. е. при переутомлении, может быть полное истощение организма. В таком случае имеет место не естественная реакция, какой является утомление, а налицо патологический процесс.

Многочисленными наблюдениями и экспериментами доказано, что при наличии нервно-психического утомления переключение с одного вида деятельности на другой (т. е., например, от решения сложных математических задач на чтение лёгкой художественной литературы) обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга. Подобным же образом переключение от относительно нетяжёлого физического труда на лёгкий умственный труд обеспечивает возможность функционирования коры головного мозга.

Надо, однако, иметь в виду, что кора головного мозга, регулирующая процессы нервно-психической деятельности, наиболее утомляема по сравнению с другими органами. В отличие от очень мало утомляемых нервных волокон, нервные центры легко впадают в состояние утомления.

Это обстоятельство следует учитывать при организации и проведении учебно-воспитательной работы среди детей и подростков как в школе, так и в семье.

Утомление, сопровождающее усиленную умственную или физическую деятельность, не у всех индивидуумов наступает в один и тот же момент работы, так как это зависит от целого ряда обстоятельств (индивидуальные особенности органика, степень тренировки в умственной деятельности, привычка к данному виду работы и т. п.). Снижение утомляемости организма и отдаление момента наступления утомления при нервно-психической и нервно-мышечной деятельности в значительной мере зависят от упражнения, тренировки в данном виде деятельности.

Хотя биологическая сущность утомления точно не установлена, имеются многочисленные исследования и наблюдения, указывающие на отдельные изменения в организме при нервно-психической деятельности. Так, известно, что во время умственной работы происходит прилив крови к головному мозгу. При усиленной умственной работе, особенно при сосредоточении внимания, наблюдается, кроме того, замедление и ослабление дыхания. Иногда при значительном утомлении у детей и подростков появляются головные боли, носовые кровотечения и пр. Замечено также, что после уроков, связанных с особым сосредоточением внимания, у детей и подростков наступает не только нервно-психическое утомление, но и ослабление мускульной силы, которое быстро проходит после отдыха или перехода к более лёгким занятиям.

В нервно-психическом отношении значительное утомление коры головного мозга сказывается в возникновении рассеянности, иногда в апатии, безразличии к окружающим, притуплении способности осмысливания учебного материала и т. п. Вполне очевидно, что всё это влечёт за собою ухудшение восприятия и усвоения учебного материала и в конце концов приводит к снижению учебной успеваемости.

Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что при нервно-психическом утомлении происходит уменьшение кожной чувствительности. Однако это имеет место не у всех детей и подростков. У других при усиленной умственной деятельности наблюдается повышение возбудимости нервной системы, быстрая игра сосудодвигательных нервов, повышенная кожная чувствительность. Таких утомлённых детей и подростков легко заметить в классе - они быстро изменяют своё настроение, сильно подвижны, быстро бледнеют и краснеют, у них внезапно появляются смех и слёзы. Эти явления, возникающие в итоге утомления детей и подростков, свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности нервной системы, особенно коры головного мозга.

Точных методов, определяющих утомление, пока не имеется. Одним из методов определения утомления детей и подростков является учёт количества сделанных ими грамматических (при диктанте) или арифметических (при решении задач) ошибок до и после начала производимой умственной работы в течение определённого периода времени, например, в начале учебного дня и в конце его, в начале урока и в конце его. Однако этот метод не вполне точен, поскольку на итоговый результат могут влиять побочные факторы (степень грамотности учащихся, сноровка в решении задач и т. п.). Этот метод определения утомления впервые был применён русским учёным - психиатром проф. И. А. Сикорским, предложившим для этой цели диктант. В последующие десятилетия этот метод определения утомления получил широкое развитие как в России, так и за границей. В настоящее время применение этого метода определения утомления у нас имеет подсобное значение.

В результате исследований нервно-психического утомления детей и подростков, проводимых в Институте школьной гигиены, мы имеем в настоящее время более точные методы определения утомления. Наиболее обнадёживающие результаты в этом направлении даёт метод определения электрической чувствительности глаза. Сдвиги в области электрической чувствительности глаза отражают изменения, происходящие в коре головного мозга. К методам определения утомления детей и подростков относится также измерение нервной возбудимости при помощи хроноксиметрии.

Все эти методы определения утомления дают положительные результаты, но они нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

Многие врачи и педагоги при определении утомления детей и подростков исходят из учёта чувства усталости, ощущаемого и заявляемого учащимися, или же из учёта внешних проявлений у них утомления (усиление движений, рассеянный взгляд и т. п.). Чувство усталости, выражающееся в нежелании работать или в понижении интереса к работе, может проявляться и при отсутствии продолжительных напряжений коры головного мозга или мышечной системы.

Чувство усталости, иногда выражающееся в сонливости, может проявляться и при отсутствии утомления как результата продолжительной работы. Такая «усталость» иногда наблюдается даже утром на первом уроке после недостаточной продолжительности ночного сна. Такая «усталость» наблюдается также и при хроническом переутомлении детей и подростков. Ощущение усталости без наличия утомления, называемое сонным торможением, может быть и при болезненном состоянии школьника.

Усталость иногда наблюдается при монотонных внешних раздражениях окружающей среды. Монотонное преподнесение учителем учебного материала, трафарет и формализм в преподавании, отсутствие наглядности и иллюстративности - всё это содействует возникновению у детей и подростков подобной «усталости», особенно в тех случаях, когда к этому имеются благоприятные предпосылки (недостаточное освещение в классе, испорченный воздух и т. п.).

Чем младше ребёнок, тем нагляднее это проявляется, так как организм детей особенно реактивен и податлив в отношении внешних воздействий и менее приспособлен, по сравнению со взрослыми, к монотонным слабым раздражениям. Чувство «усталости» от монотонного преподавания и других подобных причин быстро проходит при изменении методов преподавания, внесении моментов заинтересованности при проведении урока, улучшении гигиенических условий в классе и т. п. Между тем усталость, являющаяся субъективным выражением утомления, не проходит столь быстро и требует отдыха. В противном случае усталость продолжает нарастать.

Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и других показывают, что умственный труд, в частности учебная работа в классе, требует от ребёнка и подростка значительного напряжения коркового синтеза и анализа. Как синтез, так и анализ всегда сопряжены и сконцентрированы в мозговой коре в виде раздражительных и тормозных процессов. Начальным признаком возникающего утомления служит появление общего двигательного беспокойства. Если это двигательное возбуждение не получает разрядки и не переключается на другие формы нервно-психической деятельности, если умственная нагрузка продолжается, а учитель пытается снять утомление словесным воздействием, - всё ярче выступает на первый план распространение тормозного процесса. Явления торможения, предупреждающие дальнейшее развитие утомления, выражаются в развитии общей вялости и сонливости.

Таким образом, нервно-психическое утомление проходит как бы через две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу общего торможения с явлениями вялости и сонливости. У детей и подростков с повышенной тормозной способностью и у физически ослабленных детей первая фаза нервно-психического утомления может быть слабо выраженной и даже совсем отсутствовать. Отсюда очевидно, что профилактика нервно-психического утомления определяется не только количеством и качеством учебного материала, не только личностью учителя, но и всей организацией педагогического процесса .

2.2 Развитие переутомления у детей

При длительном утомлении может развиться такое состояние как переутомление.

Переутомление - это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом - необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.

Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

Переутомление легче развивается у детей с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта - вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

На развитие переутомления влияют и другие стороны жизни школьника, которые иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда.

Прежде всего, это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. На развитие утомления большое влияние оказывает времяпрепровождение у компьютера. Однако просмотр телевизионных передач и нахождение у компьютера младшими школьниками должен быть ограничен во времени.

Прикованные к телевизору и экрану монитора дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.

Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!