Женский журнал Ladyblue

Родительское собрание «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка. Материал (старшая группа) на тему: Родительское собрание на тему: " Семейные традиции"

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Семья и семейные традиции»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на - Дону.

Описание работы: Конспект родительского собрания на тему: «Семья и семейные традиции» в подготовительной группе. Данный материал может быть полезен как педагогам школ раннего развития детей, так и воспитателям дошкольных учреждений.
Цель : формирование семейных традиций.
Задачи: заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи;
прививать уважение к культурным ценностям семьи и страны;
способствовать становлению личности с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Форма проведения: конкурсная программа.
Участники: родители, воспитатели, дети.
План проведения
1 Вступительная часть.
2 Конкурсная программа.
3 Заключительная часть.
Ход мероприятия
I Подготовительный этап.
1 Оформление фотоальбома «Семейные фотографии», выставка фотографий воспитанников группы в младенчестве и раннем детстве (фотографии не подписываются).
2 Домашнее задание: создать родословную своей семьи (генеалогическое древо) и герб семьи.
3 Подготовка презентации семейной фотографии.
II Организационный этап.
1 Оформление выставки: фотографии воспитанников группы, генеалогические древа семьи, гербы семей.
2 На мольберте написаны мудрые мысли о семье.
III Вступительная часть.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители, здравствуйте!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты, подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья!
М. Лангер
Ведущий: А сейчас я приглашаю вас принять участие в конкурсной программе «Моя семья».
IV Конкурсы.
1. История семьи. Моя родословная (генеалогическое древо).
Ведущий: Дорогие детки и родители, предлагаю вам познакомить нас с историей своей семьи и презентовать генеалогическое древо семьи.
2. Герб семьи.
Ведущий: А сейчас презентация семейного герба.

3. Пословицы и поговорки о семье.
Ведущий: Пословицы и поговорки о семье собирались веками. В них хранится мудрость народа. Какие же пословицы и поговорки о семье приготовили вы?
4. Разминка с мячом (под музыку мяч или игрушка передаётся из рук в руки, музыка останавливается, семья у которой в руках мяч исполняет любимую песню или стихотворение).


5. Весёлая семейная история.
Ведущий: Обычно родители строго и по-деловому разговариваем со своими детьми. Я же предлагаю впустить в наше общение добрый юмор и трогательные воспоминания, и всем станет хорошо и уютно, и все будут улыбаться друг другу. Вспомните весёлые истории о своей семье и расскажите нам.
6. Семейные традиции.
Ведущий: Семейная традиция - это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков. Семейные традиции - принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Какие же традиции сложились в вашей семье?
7. Творческий конкурс «Оформление семейного фото» (цветной картон и бумага, ножницы, клей, карандаши).



8. Разминка. Танец "Лавата" (воспитатели, родители, дети).

V Заключительная часть.
Подведение итогов.
Воспитатель: Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?
Ответы родителей...
Вывод: Человек без этого знания подобен листу, который несёт ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.
Воспитатель: Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны, своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.
Решение родительского собрания:
1. Поддерживать семейные традиции и создавать новые.
2. Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи и семейный архив.
Раздать памятки для родителей по составлению альбома «Летопись семьи».

Родительское собрание по теме

«Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).

5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

6. Семья – ключ к … (счастью).

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – это психологический тыл, защита, убежище.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Святого Валентина, Пасху, Сабантуй. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк, в боулинг, в Макдональдс. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей.

1. Это может быть запах пирогов по воскресеньям.

2. Сказка на ночь.

3. Яблочный пирог – традиционный десерт на праздничном столе.

4. Субботняя уборка, когда роли распределяются, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть. И после этого запах чистоты во всем доме.

5. Это вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь. И детство ваших детей намного богаче.

Скажите, какие праздники вы празднуете в вашей семье?

Эти праздники общенародные, и в каждой семье они стали традицией. Но вам в эту традицию можно внести что-то свое, что запомнится вашим детям на всю жизнь.

Например:

Новый год – самый любимый праздник.

Праздник надежд. Его встречает каждая семья. Можно украсить елку вместе с детьми, можно украшать, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз, а можно выехать всей семьей в лес и украсить лесную красавицу угощениями для птиц и зверей.

В преддверии Нового года можно завести традицию посещать музей, театр, выставки, лепить всей семьей снежную бабу – символ зимы.

На масленицу найти возможность покатать детей на санях, сжечь вместе с ними ненужные вещи, чтобы старое и ненужное все ушло, хорошо бы научить их печь блины.

Навруз – время начал. В старину был обычай выходить всем миром в поле и бросать первые зерна в весеннюю землю. В наше время можно ввести традицию сажать деревья около своего дома.

День Победы – в этот день хорошо бы ввести традицию приходить с детьми к памятнику павшим в ВОВ и возлагать цветы, можно почитать детям рассказы о том, как воевали наши солдаты, посмотреть вместе с ребенком фотографии, поговорить о родных, которые воевали, вспомнить их, если они живы – обязательно поздравить.

Дарение подарков – это торжественный момент и его нужно продлить, сделать запоминающимся. Для этого:

1. Оставьте за ребенком право выбора: хочет он сделать подарок своими руками или он будет дарить купленный подарок. Если ребенок ходит в кружок выжигания или в художественную школу, ему будет приятно показать свои труды.

2. Откажитесь от стандартных форм подарка (пластилиновые фигурки, шишки и цветы на картонках). Это скучно? Позвольте своей фантазии действовать на полную катушку и обязательно спрашивайте совета у детей. Они много интересного могут вам предложить. Можно купить несколько белых футболок (для всей семьи) и расписать их специальными красками и фломастерами. А можно из пробок от пластиковых бутылок сделать занавес на дверь или сделать оригинальную вазу из бутылки, расписав ее красками по стеклу.

Да мало ли идей придет вам в голову. Думайте, это так увлекательно.

3. Помните, что главное не сам подарок, а способ его вручения. Если хотите, чтобы этот праздник запомнился на всю жизнь, продумайте сценарий от и до. Обговорите его с ребенком, спросите какую роль он хотел бы играть или какую песню исполнять.

4. Увлекайте в процесс как можно больше людей. Если вы дарите книгу, пригласите участвовать в вашем мини-спектакле по содержанию этой книги подружек и друзей сына и дочки, всех родственников, соседей. В общем, всех тех людей, которые любят и умеют веселиться. В этом случае, я уверена, ни ваши дети, ни вы сами никогда не забудете этот праздник.

Кроме общенародных праздников в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции: проводы в армию, свадьбы, получение паспорта, день рождения.

День рождения для ребенка – это событие в детской жизни. Что можно сделать, чтобы он запомнился Вашему ребенку?

1. Можно с ребенком приготовить пригласительные (сделать аппликацию, нарисовать), можно приготовить пригласительные в стихотворной форме (стихи придумать самим).

2. Продумать, как украсить квартиру (это создаст праздничное настроение).

3. Продумать сценарий дня рождения:

а). это может быть кукольный спектакль (декорации и куклы готовить вместе с ребенком) в антрактах дети идут в «буфет» - садятся за стол.

б). Игры, прятки, хороводы.

в). Срезание игрушек с закрытыми глазами.

г). Беспроигрышная лотерея.

д). Игра «Ищи подарок» - по запискам.

4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.

5. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.

Но традиции можно не только соблюдать, но и создавать. Давайте сейчас с вами попробуем создать «Первосентябрьскую традицию – праздник» (посвященный началу учебного года), «Повседневные традиции», традицию «Отдыхаем вместе». Работа будет проводиться в группах.

Придумайте первую, «первосентябрьскую » - праздник, посвященный началу нового учебного года. Этот праздник можно отмечать в своей семье, а можно объединиться с другими семьями.

Чтобы праздник запомнился вашим детям:

1. Четко распределите обязанности, ведь для проведения праздника нужен будет сценарист, декоратор, гример, кулинар.

2. Украсить квартиру шариками с веселыми мордашками. Достаточно вырезать из бумаги глаза, нос, рот, челку и все приклеить клеем ПВА.

3. Выпустите к 1 сентября семейную газету о том, как прошло лето или о первокласснике, четверокласснике, идущем в школу – герое дня. Покажите его путь от капусты (аиста) до сегодняшнего дня.

4. Начните праздник с подарков. Подарите ребенку что-нибудь необычное. Например, игрушку с карманом. Ее можно сделать самим, а можно купить и сшить для нее штанишки или сарафанчик с карманом. В карманчике каждое утро ребенка будет ожидать маленький сюрприз: яблочко, конфета, орешек, записочка с шуточными советами, пожеланиями, заданиями, напоминаниями, список дел, карта со схемой нахождения сюрприза.

5. Создайте семейный театр. Дверной проем превратите в ширму, сшейте куклу с живыми руками. Кукла состоит из двух частей: головы на палочке и балахона, со стянутыми резинкой прорезями для рук. Придумайте артисту имя.

Он может выступать в роли ведущего домашней студии СИН (самые интересные новости). Это новости «от мамы», «от папы», «из портфеля», «из детской». На детском празднике с помощью куклы можно провести викторину, лотерею, рассказать о гостях. Если делать ребёнку бесконечные замечания – ничего не изменится. Но вот если об этом расскажет кукла в ваших домашних новостях, смешно жестикулируя, изображая ужас – порядка будет больше.

1. Устройте конкурс загадок, в котором победители получают отгадку, в качестве приза. Загадки выбирайте известны, имеющие отношение к школе, или придумайте свои.

2. Можно провести игру, которая позволит всем получить подарки. Приготовьте 5 коробок, на каждой из них приклейте по одной букве – ш, к, о, л, а. Положите в коробки с буквами призы, названия которых начинаются на ту же букву. Например:

Ш – шампунь (мал.пакетик), шахматы, шкатулка, шоколадка.

Ведущий ставит коробку с буквой перед собой, игроки называют слово на эту букву. Если приз с таким названием есть, ведущий отдает его угадавшему.

3. Объявите конкурс: «Закладочных дел мастер». Помогите детям сделать для друзей закладки.

«Конверты любви» тоже могут стать традицией вашей семьи. Эта игра поможет рассказать друг другу о том, как вы важны друг для друга, как вы друг друга любите – именно то, что так редко получается сделать словами. А как важно это знать!

«Конверты любви» можно повесить на холодильник, на каждом написать имя владельца и поместить его портрет. В конверт можно положить записку друг другу, забавные открыточки. Младшим иногда можно положить конфетку. Дети могут рисовать взрослым рисунки. И все это можно делать тогда, когда вам хочется друг другу что-то сказать, поддержать кого-то из членов семьи или просто побаловать.

Детей можно хвалить за достижения, рассказывать им о их хороших качествах, о том, как вы их любите. Если интерес к процессу немного ослабевает, можно конверты на некоторое время убрать, а потом вернуть вновь. Эта традиция поможет вам стать друг другу ближе.

А туристические, байдарочные походы , где у детей появляется масса новых, не домашних занятий: костер, дрова, палатка, рюкзаки, удочки, новые обязанности и новые впечатления.

Или путешествие по Родному краю , посещение различных городов и исторических мест, из которых вы обязательно привозите различные безделушки и сувениры, которые хранят теплые воспоминания о вашем семейном отдыхе.

Очень хорошо, если в семье есть традиция собирать какие-либо коллекции у себя дома. Если же нет, то еще не поздно начать это делать. Что можно коллекционировать в семье? Это ракушки, камушки, коряги. Хорошо собирать марки, фантики, открытки.

Кроме традиций вместе проводить праздники, вместе отдыхать, в вашей семье могут присутствовать и повседневные традиции.

¨Это и ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия;

¨Это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин;

¨Это и трудовая слаженность, когда каждый участвует в домашних делах по мере своих сил и возможностей.

Например: Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы – ходят в магазин, пылесосят, выбивают ковры. Девочки – наводят порядок в доме, поливают цветы.

Это и чтение книги ребёнку на ночь;

¨ Вечерний чай, когда вся семья собирается вместе и рассказывает друг другу события дня, совместное обсуждение бюджета семьи – что покупать в первую очередь, какие дела необходимо делать, кто их будет делать;

¨ Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных отношений.

Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны и каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколениями Ваших предков и потомков. В семье Файрушиных уже начали составлять это генеалогическое дерево. Давайте послушаем, что же дала им эта работа?

Скажите, что ещё может помочь нам сохранить историю рода? (семейный альбом, семейные архивы). Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетный грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии, вашу биографию, просто и доходчиво пересказанную для внуков.

Семейный альбом – это огромное, осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребёнку, с другой – загадочное и удивительное. Отбор фотографий, Оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. А.Пушкин

О быте и традициях наших предков очень интересно рассказывается в книге «Домострой». В ней собран опыт предков, которые жили несколько веков назад. Возможны различные точки зрения при прочтении этой книги, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического документа. В этой книге содержатся советы, необходимые нам сегодня (как создать семью, как вырастить и воспитать детей, правильно построить взаимоотношения с ними, поднимаются наболевшие вопросы: распад семьи, трудности взаимоотношений между супругами, родителями и детьми).

Подводя итоги услышанного, можно сказать, что:

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»Левокумского муниципального района

Ставропольского края

Родительское собрание

на тему: "Традиции семьи "

Подготовила:

воспитатель Лизина Е.П.

с.Левокумское

Цель собрания - помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека

Задачи: активизировать внимание уставших родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, способствовать более легкому запоминанию сути бесед.

Предварительная работа:

Оформить приглашение на собрание.

Подготовить презентацию.

Подобрать музыку для проведения конкурсов.

Провести анкетирование родителей по теме «Традиции семьи».

Оборудование:

Слайдовая презентация, карточки задания, викторина, игры-конкурсы,

ножницы, цветная бумага, клей, салфетки, вата, пуговицы, нитки, рецепты для праздника, памятка «Основные семейные традиции».

Изречения:

· ""Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости".

· "Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".
(А.С. Макаренко)
"Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства".
(Всеобщая декларация прав человека.Статья 16-3)

· "К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе". (Сократ)

· "Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной". (У. Фоскало)

Ход собрания

Воспитатель:

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная

традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве.

Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой - дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.

Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.

Родители делятся на 2 команды

Разминка

Воспитатель:

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая - я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы - заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше)

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
Воспитатель:

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа - ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Воспитатель:

У нас в детском саду есть традиция — устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Мама, папа, я — спортивная семья». (фоторепортаж).

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Конкурс 2 "Семейная викторина"

1. Скажите по латыни "семья". (Фамилия.)
2.А теперь скажите "семья" по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"?
(Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5. Вот русская пословица: "Жить для себя- тлеть, для семьи - … (пропущен глагол), а для народа - светить". Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость.)
7. Первый, старший ребёнок в семье - первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?
(О матрёшке.)
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.)
11. Как называется фамилия женщины до её замужества?

(Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: "Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон". Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
("Дюймовочка".)
13. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг.Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
14. Родительский инструктаж одним словом - это...
(Наказ.)
15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)
16. В каком месяце отмечается Международный день семей?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Воспитатель:

Праздники для ребенка - это хорошая семейная традиция. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать - так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
Конкурс 3 "Творческий"

Для вас, дорогие родители мы тоже приготовили заготовки, чтоб вы попробовали сделать сказочных героев.

Предложив детям сделать на празднике нечто подобное, вы обретете детскую любовь и понимание, да и сами вспомните свое детство

Воспитатель:

Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки - это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах

Воспитатель:

Сохранение доверия в семье - ещё одна хорошая традиция. Доверие - это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы

Конкурс 4 "Вопрос - ответ".

У меня в руках цветок - ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву - игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Воспитатель:

Семейные традиции- это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

За участие в родительском собрании мы хотим наградить вас очень интересным рецептом к Новому году (распечатка рецепта).

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

Семейные традиции

Цель:

 показать родителям значение совместных праздников в семье для развития ребёнка;

 познакомиться с традициями и формами игрового досуга в семье.

Оборудование:

– таблички с названием праздников (возможно, разрезанные на несколько частей);

– поздравительные открытки.

Предварительная работа:

Разработка и проведение анкеты для детей.

Вопросы анкеты:

1. Вы любите домашние праздники?

2. Какие бывают у вас праздники?

3.Что запомнилось?

4. Приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом?

5. Что на таком празднике всем запомнилось?

6.Что вы скажете, если вдруг вам подарят такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?

Оформление доски:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л. Н. Толстой

Ход собрания

1. Вызов.

– «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда из серванта извлекается праздничный сервиз. Это поход в лес под Новый год, для того чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц. Это поздравление соседа-ветерана с Днем Победы. Это совместная посадка деревьев и цветов.

2. Осмысление.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы годы от одного важного события нашей жизни до другого.

И наоборот: «Тускло и серо было бы это детство, если из него выбросить праздники», – писал К. Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Мозговой штурм.

Ответы на доске можно оформлять в виде кластера .

– Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка.

– В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка.

– Мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – воспитываем своих детей эстетически.

– Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту.

– И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Деление на группы.

На столах таблички с названиямипраздников. Родители садятся за тот стол, на котором стоит табличка с их любимыми праздниками. Или родители получают части разрезанных открыток, собирают их и формируют рабочую группу.

1. Новый год и Рождество.

2. День рождения.

Ситуация для обсуждения в группах.

– Как быть, если праздник вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?»

Что вы ответите?

Можно ли посадить за один праздничный стол детей со взрослыми? Назовите плюсы и минусы таких совместных праздников.

На доске заполняется таблица:

Совместные игры со взрослыми сплачивают семью

Ребёнок становится свидетелем взрослых разговоров, вмешивается в них

Ребёнок усваивает правила поведения за столом, правила сервировки стола

Взрослые обращают на него внимание, это развивает в ребёнке нескромность

и развязность

Дети помогают взрослым накрывать на стол и убирать посуду.

Взрослые настойчиво требуют выступлений от детей (демонстрации талантов), не все дети это любят

Взрослые засиживаются допоздна (нарушается режим дня ребёнка)

О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:

Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
«Спой, пожалуйста, сынок!»
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
«Пой! – настаивает мама, –
Только стой на стуле прямо!»
Папа шепчет: «Константин,
Спой куплетик! Хоть один!»
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно,
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилось ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
«Ах, певец, какой хороший!»
Кто-то просит: «Ты, малыш,
Лучше спой "Шумел камыш…"»
За столом смеются гости,
И никто не скажет: «Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать»

Знакомство с результатами анкетирования (вопросы 1–5).

3. Работа в группах.

1-я группа.

В дни рождения, а иногда и в праздники мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. Какие подарки Вы предпочитаете дарить своим детям?

Как вы считаете, умеет ли Ваш ребенок принимать подарки?

Обращаете ли Вы внимание на это?

Подарки должны всегда быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, книжках, азбуке в картинках, пластинках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскогубцы, отвертку небольших размеров.

Конечно, подарки детям – отнюдь не баловство, но тем не менее именно подарками легко избаловать детей.

Знакомство с результатами анкетирования (6 вопрос).

2-я группа.

Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Для чего? Что вы уже использовали в своей домашней практике? Как украсить комнату, дом к празднику?

Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома – чистота и порядок.

К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения. Украшая стены, окна, потолки, соблюдайте меру. Помните, оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное.

Конечно, без цветов праздники не праздники. Если нет цветов, можно заменить их осенним, зимним букетом-композицией.

3-я группа.

Ситуация для обсуждения.

Встретились две мамы, разговорились. «У моего сына через два дня будет день рождения, – делилась радостью одна из них. – Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют». «И все?» – поинтересовалась собеседница. «А что ты мне еще посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?»

Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка?

Запомнится ли он детям?

Как отмечать день рождения ребенка?

Что интересного было в вашей семье?

Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаще у двери) рост ребенка. Пусть он видит, на сколько подрос за год. Не-плохо, если в день рождения Вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.

Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, – это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появления сказочного героя – взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки.

5. Рефлексия.

От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех.

Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите: это скромное проявление доброты в сердце вашего ребенка.

Родителям на листах бумаги круглой формы предлагается нарисовать «рожицу», выражение которой соответствует их настроению.

Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!...
А.В. Сидорова

Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель я вижу в том, чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности:

  • научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.

В процессе этой работы я решаю следующие задачи:

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  • Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Для себя я определила основные принципы взаимодействия с семьёй:

  • все формы должны быть интересными для семьи;
  • родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
  • родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.

Вся система моей работы с родителями направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй я не один год использую и новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наиболее удачными и продуктивными из них я проложила прочный мостик к сердцам родителей. Среди них нетрадиционные родительские собрания.

Подготовка:

  1. Выбрать ответственных членов родительского комитета на предыдущем собрании:
    а) за выставку «Игрушка моего детства»;
    б) за организацию фотоконкурса «Моя семья»;
    в) за выставку поделок из природного материала.
  2. Оформить приглашение на собрание в виде часов с кукушкой.
  3. Написать памятки родителям как надо вручать и принимать подарки.
  4. Празднично украсить группу.
  5. Выучить с детьми песню «Моя родня» и стихи о семье.
  6. Подготовить необходимую музыку.
  7. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:
    • Дети, вы любите праздники? А зачем они вам?
    • Садитесь ли вы за один стол с родителями, когда к вам приходят гости?
    • Ты со своими друзьями разбросал игрушки. Что скажет твоя мама?
    • Какие праздники для тебя устраивают родители?
  8. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них всё необходимое.

Литература:

  • Метенова Н.М. Родительское собрание. Методика проведения.
  • Лопатина А., Скребцова Л. Семейные заповеди.

Ход собрания

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей».

В нашей семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы. Мы с Женей садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать.

Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!

Входит ребёнок и читает стихотворение:

Маму я свою люблю,
Ей секрет я расскажу!
Мальчик новый к нам пришёл,
И ко мне он подошел.
Стал со мною он играть,
Стал со мною рисовать,
Подарил он мне игрушку.
А зовут его – Ильюшка!

Вы все, уважаемые родители, получили творческое задание, подумать, вспомнить о традициях вашей семьи. Описать их, написать, какие ещё традиции вы хотели бы видеть в вашей семье. Может быть они были в семье вашего детства, а сейчас утрачены.

Мы с детьми рассмотрели и обсудили все ваши предложения и сочинения. Очень нам понравилась традиция семьи Астаханцевых: «Мы всегда вместе…» С вашего разрешения я зачитаю отрывок из вашего сочинения. Это очень трогательный рассказ.. Расскажите нам, пожалуйста об этой традициии.

Дискуссия родителей, обмен опытом поддержания семейных традиций.

Объявляю музыкальную паузу . Сегодня к нам в гости приехал мой папа. Традиция моего детства – это песни под гитару перед сном, и сейчас папа споёт нам песню, и мы все окунёмся в детство.

Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?

Игра «Вопрос – ответ». Предлагаем родителям цветок – ромашку. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ. Параллельно на некоторые вопросы включается магнитофонная запись с ответами детей.

  1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
  2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
  3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
  4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствует здоровому росту?

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Воспитатель, под спокойную, мечтательную музыку, читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

И сейчас, здесь появится смысл всей вашей жизни, самое дорогое, что у вас есть. Встречайте, ваши дети!

Дети под музыку входят в зал и дарят родителям рисунки на тему: «Моя семья». Читают стихи:

Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит.
Как прочная она броня
От холода и от огня.

Случилась с малышом беда,
Семья поймёт его всегда;
Порой за шалость побранит
Но все равно потом простит.

Семья – любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Ее иссякает никогда.

Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь.

У нас в детском саду есть традиция – устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Здравствуй, ёлка!», «Весна – красна!». И на этих праздниках, как правило, дети наиболее активны, чем родители. Дети –показывают, родители – смотрят. Я предлагаю ввести традицию взрослых представлений, когда наиболее активны родители. А начать я представляю прямо сейчас! Ребята, устраивайтесь поудобнее, вас ждет сюрприз!

Подготовленный коллектив родителей показывает сказку «Как ослик счастье искал» Приложение 1

В завершение все вместе, дети и родители, поют песню на слова Я.Акима «Моя родня»

Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка – родня, и братишка,
И щенок лопоухий – Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем им подарки куплю
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – удобная щенка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, игрушку – Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему расскажу,
Все на свете ему подарю!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!