Женский журнал Ladyblue

Самопознание: этапы, виды и методы. Самопознание

Сферы и области самопознания

К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший - организм (биологический индивид), далее - социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).

К областям самопознания относят сознание и бессознательное .

Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция - результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.

Способы и средства самопознания

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «...Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции... Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды... »

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный - глупый, добрый - злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый - ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д.
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же - важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.

К средствам самопознания относятся:

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

Самопознание и самооценка

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

  1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
  2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
  3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной - они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой:

Литература

  • П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. М.: АСТ, Астрель; 2008.
  • Человек и общество. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
  • Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб. : Питер, 2001.
  • Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с. ISBN: 5-7695-0877-9.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Самопознание" в других словарях:

    Самопознание … Орфографический словарь-справочник

    самопознание - так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции: 1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и… … Большая психологическая энциклопедия

    Познание человеком самого себя. Некоторые философы очень высоко ценили С. усматривая в нем условие всякой добродетели (Сократ), начало или центр человеческой мудрости (Г.Э. Лессинг, И. Кант); др. относились к С. с известным скептицизмом и… … Философская энциклопедия

    Рефлексия Словарь русских синонимов. самопознание сущ., кол во синонимов: 4 автогнозия (1) … Словарь синонимов

    САМОПОЗНАНИЕ, самопознания, мн. нет, ср. (книжн. филос.). Познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    самопознание - САМОПОЗНАНИЕ познание субъектом самого себя, родовой термин по отношению к рефлексии рациональной форме С. Философия разных эпох по разному оценивала его возможности и границы. В классической философии способность разума к С. не… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    САМОПОЗНАНИЕ - как и самооценка, имеет важные отличия от самонаблюдения: 1) эти процессы куда сложнее н продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

На сегодняшний день самым популярным и востребованным словом среди здоровых людей является «совершенствование». В каждой сфере человек должен двигаться, расти, развиваться. Однако мало кто понимает, как это делать, отчего и не достигают в итоге. Все люди рады бы развиваться как личности, однако они делают все, что не способствует этому. Одним из важных этапов развития является самопознание, которого существует несколько видов.

Какую роль самопознание выделяется интернет-журналом сайт в развитии самого себя? Человек способен развиваться лишь тогда, когда знает, какими недостатками он обладает, чтобы их изменить и усовершенствовать. А чем обычно занимаются люди? Они меняют окружающих и мир в целом, забывая о том, что развитие и достижение счастья, успеха, любви начинается с развития самих себя. Люди меняют и воздействуют на что угодно, только не на самих себя. И здесь психологи выделяют две самые главные причины этого:

  1. Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
  2. Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.

Человек «тормозит» себя в своем развитии, самосовершенствовании, пока не замечает своих слабых сторон, шаблонного поведения, неправильных поступков и не определяется с действиями, которые ему нужно совершить, чтобы их исправить. Пока человек глух к советам других людей, винит в своих бедах окружающих (а ведь беды – это ответ мира на поступки человека) и не решает изменить самого себя, он продолжает попадать в те же беды и получать те же несчастья, что и раньше. Чтобы измениться, нужно увидеть собственные слабые стороны, неправильные поступки и шаблонное поведение, которое и приводит к проблемам.

Самый важный этап – начать менять себя. Видеть за собой недостатки люди уже научились. Но это еще не все. Нужно поработать над тем, чтобы убрать эти недостатки и развить в себе достоинства. А это куда более сложный и тяжелый процесс, требующий силы воли и полного контроля над самим собой.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. Вроде звучит вполне закономерно, понятно. Но многие люди почему-то до сих пор верят в иллюзию о том, что можно как-то развиваться, не меняя при этом своих привычек, поступков, образа жизни. Как можно сделать себя другим, не меняя? Звучит вполне естественно, но когда речь касается непосредственных действий, то человек начинает надеяться на то, что, не меняя себя, он сможет обмануть судьбу и стать совершенным.

Не обманывайте самих себя. Развитие возможно только тогда, когда вы сами видите свои слабые стороны, шаблонное поведение и неправильные поступки, которые дают вам ту жизнь, которой вы в итоге живете. Вам нужно не всего себя менять, а лишь часть. Но даже это тяжело сделать, когда вы не хотите, обманываете себя и пытаетесь надурить весь мир.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. И это желание должно быть лично вашим. Именно вы должны хотеть измениться. Именно вы должны заниматься и контролировать самих себя. Жизнь не изменится без ваших изменений. Вы не обманете судьбу. И вы это можете понять, если проанализируете свое прошлое, где ваши попытки обмана потерпели крах.

Что такое самопознание?

Самопознание является важным этапом в развитии и совершенствовании Данный термин подразумевает познание человеком своей личности в любом ее ракурсе:

  1. Биологическая сфера – познание своего тела, своих физических возможностей, функции организма, его изменений.
  2. Социальная – умение получать знания, нарабатывать навыки, контактировать с людьми.
  3. Личностная – умение принимать решения, мечтать, делать выводы и пр.

Человек – это целая система, которая состоит из тела, души и разума. Если человек начинает познавать себя, тогда он рассматривает конкретно свое тело, свою жизнь, качества характера и манеры поведения, комплексы и страхи, достоинства и недостатки и пр.

Самопознание современному человеку дается очень трудно, поскольку его никто не учит этому. Более того, каждый индивид сталкивается с тем, что думать о себе, заботиться и любить себя считается эгоистичными проявлениями, которые не принимаются и порицаются обществом. Если человек не должен о себе заботиться и думать, тогда ему не нужно себя познавать. А какое здесь может быть развитие, если человек даже не знает, что менять?

С детства людей обучают думать о других, помогать и заботиться о ближних. Вот и получается, что люди познают друг друга, но не самих себя. А воздействовать на собственную жизнь они стараются путем изменения окружающих или внешнего мира. Возьмем пример, который предлагается всем, кто желает что-то изменить в своей жизни: рекомендуется изменить место жительства, работу, сменить круг знакомых и даже любимого человека, если индивида что-то не устраивает. Но, как говорят мудрецы, куда бы человек ни пошел и ни убежал, он всегда берет с собой самого себя.

Как свинья везде и повсюду найдет грязь, так и человек не изменит своей жизни, пока продолжает обладать теми же качествами и совершать привычные поступки, которыми он и раньше довел себя до беды.

Любому человеку легче всего оставаться самим собой. Кстати, люди, которые приемлют данный образ жизни, часто используют выражение: «Принимайте меня таким, каков я есть». Но что происходит, когда вы совершаете одни и те же действия? Вы получаете один и тот же результат. И поэтому только вам решать, будете ли вы оставаться прежними, чтобы натыкаться на «одни и те же грабли», или начнете развиваться, чтобы достичь новых результатов.

Вы можете быть такими, какими только захотите быть, и достигнуть всего, чего только пожелаете. Для этого нужно всего лишь организоваться свою жизнь так, чтобы она приносила вам то, чего вы хотите. Другими словами, выработайте в себе такие привычки, образ мыслей, жизни, мировоззрения, чтобы все это приводило вас к тому, чего вы хотите достичь.

Многие люди привыкли жить по типу игры «Тетрис»: опыт остается тем же, а количество ошибок нарастает. То есть время идет, но человек проходит через жизненные трудности с повторением своего опыта, накопляя ошибки. А ведь жизненные проблемы даны для того, чтобы человек развивался, эволюционировал, менялся, становился лучше.

Зачем сохранять в себе то, что не приводит вас к желаемому результату? Вы понимаете, к примеру, что алкоголь не приносит вам пользы, а лишь вредит вашему здоровью. Тогда почему вы продолжаете развиваться в себе привычку пить пиво или водку по окончанию рабочего дня, если хотите при этом быть здоровыми и успешными людьми? Перестаньте лелеять в себе те привычки, которые не приводят вас к поставленным целям. Лучше потратьте некоторое время на выработку новых пристрастий и привычных действий, которые будут приносить вам пользу и даже выгоду.

Многое можно изменить в этой жизни, особенно в своей. И только вам решать, оставаться прежними или развиваться, чтобы в итоге получать то, что вы заслужили.

Самопознание и развитие личности

Наблюдается тесная взаимосвязь между самопознанием и развитием личности. С самого детства человек обладает стремлением к самопознанию, чтобы совершенствовать свои умения и возможности. Самопознание – узнавание своих возможностей и качеств. Развитие – это совершенствование своих возможностей и качеств.

Поскольку каждый ребенок проходит процесс воспитания, на каком-то этапе он сталкивается с тем, что должен думать об окружающих людях и мире, а не о самом себе. На этом процесс самопознания останавливается, что приводит к отсутствию развития.

Чтобы развиваться, нужно познавать себя. Здесь наблюдается удивительный процесс: когда человек начинает наконец-то видеть себя в реальном свете, у него возникает энергия, заставляющая его развиваться. Он начинает понимать, почему сталкивается с теми бедами, которые постоянно его преследуют. Он понимает, почему совершал те или иные ошибки. Теперь становится ясным, что нужно сделать для достижения успеха в тех областях, где человек ставит цели и не достигает их.

Самопознание уже дает энергию человеку, чтобы он начал свое развитие, поскольку он начинает понимать, а не витать в собственных иллюзиях.

Иллюзии присущи всем людям, которые вынуждены были забыть о себе и начать думать обо всех остальных. У каждого человека есть личное представление о самом себе. И здесь возникает некоторый диссонанс:

  1. «Я»-идеальное – это то, каким человек хочет быть.
  2. «Я»-реальное – это то, каким человек на самом деле является, но таким он себя не знает.
  3. «Я»-социальное – это то, каким человека видят окружающие люди. Зачастую они тоже плохо знают человека в реальном свете, поскольку познают его лишь до той поры, пока им это интересно и выгодно.

Самооценка как раз и строится на том, как человек на себя смотрит и с какой позиции оценивает. Часто самооценка человека строится на том мнении, которое он слышит в свой адрес со стороны других людей. У некоторых людей самооценка строится на том идеальном образе, которыми они хотели бы быть, из-за чего она каждый раз падает, когда они замечают, что не соответствуют своим идеалам. И лишь малая часть людей обладают здоровой самооценкой, когда они реально смотрят на самих себя, не выдумывая ничего и не подвергаясь влиянию окружающего мнения.

Когда человек познает самого себя, у него появляется шанс повысить свою и сделать ее адекватной. Адекватная самооценка зависит от того, насколько реально человек себя оценивает и не требует от себя невозможного. При понижении самооценки личность старается быть идеальной, что у нее не получается, а также окружающие люди постоянно подавляют ее своей критикой. Завышенная самооценка является результатом того, что человек уже считает себя идеальным, конечно же, на самом деле таким не являясь.

Самопознание помогает сформировать стабильную и адекватную самооценку. Это не значит, что у вас не будет недостатков. Наоборот, вы будете знать о своих слабых сторонах, но не будете из-за них огорчаться. Теперь перед вами встанет выбор: менять свои недостатки на достоинства или оставлять их в себе, не критикуя себя за их наличие?

Виды самопознания

Видами самопознания являются:

  1. Самонаблюдение – наблюдение за внутренними процессами, мыслями и своим поведением.
  2. Самоанализ – открытие причинно-следственных связей в происходящих событиях, мотивы собственного поведения, выделение черт на основе выявленных связей.
  3. Сравнение – сопоставление себя с другими людьми или образами.
  4. Моделирование – создание своего нового образа на основе имеющихся характеристик.
  5. Осознание противоположностей – видение имеющихся качеств и тех, которыми он хотел бы обладать. Если человек научится видеть в своих качествах, которые ранее воспринимал исключительно негативно, еще и позитивные явления, тогда он будет относиться к ним менее критично, что сделает его сильнее.

Для самопознания можно воспользоваться услугами психолога, который станет объективным наблюдателем.

Итог

Чтобы что-либо изменить в своей жизни, нужно знать, что именно менять. А пока человек боится взглянуть на себя, он будет направлять силы, чтобы изменить окружающих людей или мир в целом, что абсолютно невозможно и даже бессмысленно.

Обществознание, профильный уровень

Урок 67-69

САМОПОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА

Д.З: § 27, ?? (с.286), задания (с.286-287),

повторить § 21-27 по?? (с.288-290)

© ред. А.И. Колмаков


  • содействовать пониманию соотношения самопознания и самооценки;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя.
  • Уметь: работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • самосознание;
  • самопознание;
  • самооценка;
  • Я-образ;
  • Я-концеция;
  • идентичность .

Изучение нового материала

  • Самосознание и его роль в развитии личности.
  • Трудности познания человеком самого себя.

Вспомните. Каковы ступени познания человеком мира? Что такое субъект и объект познавательной деятельности?


Один человек проснулся ночью, так как замёрз.

Он пошёл к дому соседа и начал стучать в дверь.

Ему открыли дверь и спросили, что нужно.

Человек сказал:

- Я замёрз. Не могли бы вы дать мне огня?

Сосед ответил:

- Что такое с вами? Вы встаёте ночью, идёте сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажжённый факел.


Закончите стихотворение:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не ……..

СЕБЯ


Докажите эту фразу:

Каждый из нас уникален,

неповторим?


Внутренний мир человека

Что это такое?

Как вы понимаете?


Развитие взглядов на самопознание

Человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

Самосознание – необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

Выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.


Определите и соотнесите понятия (см. учебник)

  • Самосознание
  • Самопознание
  • Самореализация

Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.


«Я» и окружающий мир

  • Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания.
  • Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев.

Процесс самопознания

(эмоциональное отношение к собственному Я)

Процесс самопознания –это путь от «Я - неизвестного» к «Я - открытому»

(целостный образ)

(человек отличает себя от внешнего мира)


Фазы самопознания и самооценки

Пассивная фаза

Активная фаза

3-8 мес.

12-15 лет,

«рассвет»

познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое

Фаза падения

активности

20-30 лет (творчество)

большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

60-70 лет, … конец жизни

внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации

мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

35-55 лет – рождение опыта, обретение смысла жизни,

осмысление




1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество.

2. Ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично».

3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли.

4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;)))

5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу.

6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно.

7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь!




Отличия самопознания от других видов познания:

  • направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;
  • в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;
  • большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.
  • в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию);
  • сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе

  • Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
  • Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Когнитивная (осознанная) составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает.


Я личностное

Я умственное

Я физическое

Я социальное

Я перспективное

«Я» - концепция

Человек


«Я» - концепция

По временной отнесенности можно выделить:

  • «Я»-настоящее
  • «Я»-прошлое
  • «Я»-будущее.

«Я» - концепция

«Я»-физическое

  • «Я»-умственное
  • «Я»-эмоциональное
  • «Я»-социальное.

«Я» - концепция

По источнику информации: разные зеркальные «Я» –

«Я» глазами родителей, друзей и т.п.


Идентичность (англ. i dentity ) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.


  • осознание временной протяженности собственного существования;
  • идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе;
  • определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)

Три измерения подростковой идентичности:

  • описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.);
  • описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой - личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный);
  • характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).

Четыре варианта обретения идентичности у подростков

  • Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора;
  • Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих;
  • Отложенная -подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее;
  • Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно


Проверь себя

(см. документ, с.184)

1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы.

2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность?

3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви?

4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.


Проверь себя

1) Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой?

3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Хамитова Гульнара Равильевна
  • Что такое самопознание?
  • Виды самопознания
    • Первичное самопознание
    • Вторичное самопознание
    • Наблюдение за собой
    • Детальное сравнение

Достигая в жизни определенных высот, многие люди не получают морального удовлетворения, поскольку успех порой никак не взаимосвязан с душевным спокойствием. Каждый человек иногда задает себе вопросы, напрямую касающиеся самопознания и предназначения в этом мире. Как правило, люди начинают искать ответы на свои вопросы в открытых источниках, перечитывая различные книги или меняя вероисповедания. На определенном этапе жизни данные методы могут дать результат, но обычно первоначальная концепция довольно легко устраняется, поэтому процесс самопознания, по сути, бесконечен.

Что такое самопознание?

Самопознание – это уникальный процесс, в ходе которого человек изучает себя самостоятельно – пытается заглянуть в глубины души, чтобы лучше оценить уровень физических и психических возможностей.

Подобная потребность свойственна всем людям, поэтому каждый человек и отличается от животных. Многие религиозные направления неразрывно связаны с самопознанием. Так, еще несколько тысяч лет назад мыслители считали, что самопознание – это отличный способ уединиться с Богом, которым может воспользоваться любой человек, чтобы найти в себе скрытые резервы, столь необходимые для дальнейшего развития.

Бытует мнение, что люди все основополагающие поступки в жизни делают самостоятельно: выбирают определенную цель, ошибаются (исправляют недочеты), выстраивают отношения с родственниками и друзьями. Если человек начинать свои сильные и слабые стороны, то у него сразу повышается самооценка, а значит, автоматически улучшается качество жизни.

Смотрите видео в тему от Алексея Толкачева:

Самопознание и развитие личности - в чем отличия и сходства?

Самопознание и развитие личности – это процессы, которые влияют на успешность каждого человека. Как уже говорилось выше, самопознание – это способность индивида объективно оценивать свои возможности, а также желание отыскивать дополнительные резервы. В свою очередь, развитие – это умение человека постепенно совершенствоваться, возлагая надежды только на собственные силы, и достигать новых высот.

Психологами была представлена специальная концепция, которая гласит, что процесс самопознания во многом зависит от следующих факторов :

  1. Здоровье человека (физическое и психологическое).
  2. Наличие личностного потенциала (способность к его реализации).
  3. Умение достигать гармонии (прежде всего, в своем внутреннем мире).

Все вышеперечисленные факторы способны обеспечить высокую эффективность самопознания, если их грамотно совместить.

В целом, самопознание, как и развитие личности, достаточно продолжительные процессы, которые связаны между собой. Они могут продолжаться в течении всей человеческой жизни.

Виды самопознания

Научная концепция, получившая название «Я», прекрасно характеризует способность человека осознавать свою роль в современном мире. Конечно, если представления индивида надуманы или недостаточно правдивы – неизбежно наступает противоречие с реальной жизнью. Разумеется, если оценка соответствует действительности, то человек продолжит развиваться до тех пор, пока не достигнет серьезного прогресса. В процессе совершенствования своих навыков индивид, как правило, проходит такие виды самопознания:

Первичное самопознание

Предполагает доверительное отношение индивида к другим людям, которые высказывают какое-либо мнение о нем.

Конфликт с первичным самопознанием

Приходит время, когда человек начинает осознавать, люди высказывают различные мнения, которые никак не состыковываются друг с другом. Именно поэтому индивид делает определенные выводы, полагаясь на личный опыт.

Вторичное самопознание

Этот процесс предполагает кардинальное изменение представлений человека о собственной жизни. В результате начинается активное развитие индивида – старые принципы полностью или частично отвергаются, поэтому человек меняет свою сущность. По сути, происходит явление, которое можно описать фразой «Я – не совсем такой, как вы представляли в своей голове».

Все вышеперечисленные этапы самопознания могут проходить по-разному, ведь каждый человек – это индивидуальность со своим характером и жизненными принципами.

5 простых упражнений на самопознание

Как правило, процесс самопознания начинается только тогда, когда человек видит в себе определенные недостатки, которые необходимо исправить в обязательном порядке. Сделать это можно, воспользовавшись следующими методами (упражнениями):

Наблюдение за собой

Специалисты часто называют данный процесс «интроспекцией». Его принцип выглядит следующим образом - каждый человек может себя контролировать, полагаясь на интуицию и различные ощущения.

Детальное сравнение

Индивид должен сопоставить себя с другими людьми, чтобы найти ответ на вопрос, какие нормы поведения приемлемы в современном обществе.

Составление личностного портрета

Воспользовавшись подобным методом, человек может понять, какие люди его привлекают, почему обычно происходят конфликтные ситуации и прочие неурядицы. Конечно, индивид должен тщательно проанализировать все вышеперечисленные нюансы и сделать определенные выводы, на основе которых будут построены дальнейшие взаимоотношения с людьми.

Соединение противоположностей

Со временем каждый человек начинает осознавать, что модель поведения, которую он обычно исповедует, может приводить как к положительным, так и негативным последствиям. Именно поэтому, крайне важно, чтобы индивид принял себя настоящего (с положительными чертами и недочетами характера).

Оценивание людей с упором на новые знания, полученные в процессе саморазвития

Каждый человек должен сравнить поведение других людей со своим, чтобы правильно оценить то, что происходит вокруг него.

В целом, самопознание – это многогранный процесс, поэтому трудно заранее предугадать, каких успехов добьется тот или иной человек, но к идеалу нужно стремиться всегда, возлагая надежды только на собственные силы!

Если Вас заинтересовала данная тематика, то рекомедуем ознакомиться с бесплатной программой «Жизнь на Полной Мощности ».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!