Женский журнал Ladyblue

Собака учит ребенка в ходунках. Проблемы при хождении

Надо ли учить ребенка ходить? Можно ли водить его за руку? Помогут ли детские ходунки быстрее научиться ходить? Об этом чаще задумываются родители первенцев - им не терпится, чтобы ребенок скорее сделал свои первые шаги. Готов ли дом к тому, что малыш вот-вот научится ходить? А подходящую обувь для первых шагов вы купили?

Часто в 8 месяцев ребенок уже пробует самостоятельно встать и пойти. При этом он еще плохо сохраняет равновесие и пытается держаться за опору обеими руками. Постепенно мышцы спины и ног крепнут, и малыш может стоять или идти, держась за опору только одной рукой. К этому времени он стоит прямо, опираясь на ноги.

Взбираясь на стулья и диваны, ребенок следует инстинкту. Это нужно ему для общего развития, поэтому не препятствуйте ему. Положите возле стула или дивана несколько подушек, чтобы ребенок, падая, не ушибся.

Перед тем как учить ребенка ходить самостоятельно, задумайтесь, пришло ли нужное время. Опорно-двигательный аппарат должен быть достаточно развит для нагрузок, связанных с хождением, и чтобы способствовать быстрому его развитию, поощряйте ползание малыша, так как оно очень хорошо развивает мышечную систему.

Обратите внимание на качества пола, на котором ребенок учится ходить. Он не должен быть очень гладким и скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать и может потерять уверенность в своих силах.

Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур гладкая и будет скользить при ходьбе, замените обувь.

Осмотрите критически предназначенное для хождения место. Пол здесь должен быть ровным, без порожков. Уберите коврики, чтобы ребенок за них не цеплялся. Помните об опасной близости острых углов мебели.

Использование детских ходунков замедляет развитие, и ребенок начинает ходить позже, поскольку в этом приспособлении у него ослабевает желание научиться ходить самостоятельно. Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь: нужно на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы не упал.

Водить ребенка за руки можно не ранее, чем он научится уверенно стоять с опорой. Следите за тем, чтобы при ходьбе за руку с вами малыш не наклонялся вперед или в сторону - наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, он совсем скоро станет ходить без опоры. Некоторые малыши не уверены в себе и не могут ходить самостоятельно лишь по этой причине. Помогите обрести уверенность в своих силах: подзывайте к себе на расстоянии в два шага, потом в три и т.д. Вскоре ребенок начнет самостоятельно ходить и будет быстро совершенствовать свой навык.

Малыш будет становиться все активнее, и вскоре вы не удержите его рядом с собой за ручку, вам придется постоянно бегать за ним и оберегать от опасностей на пути. Не торопитесь учить ребенка ходить самостоятельно, всему свое время!

Если ваш малыш научился ходить, о его безопасности нужно задуматься еще раз:

  • не оставляйте открытыми окна;
  • отгородите лестницы в доме;
  • соберите по дому все мелкие предметы;
  • двери держите закрытыми, чтобы малыш не прищемил пальцы;
  • держите подальше от края стола чайник, горячие кастрюли и ножи;
  • уберите подальше лекарства и бытовую химию.

Ваш малыш учится стоять и ходить, и на этом этапе у родителей возникает вопрос: какую же обувь выбрать для ребенка? На что стоит обратить внимание при покупке? Грамотный выбор первой обуви поможет стопе малыша сформироваться правильно.

  • Первой обувью для малыша должны стать сандалики или ботиночки из натуральной кожи. Необходимо наличие в них супинатора.
  • Задник должен быть достаточно твердым, прочным и хорошо фиксировать стопу.
  • Первая обувь обязательно должна быть с небольшим каблучком.
  • Обувь должна быть легкой, не слишком узкой или широкой. Она не должна ограничивать ребенка и мешать ему при ходьбе.
  • Выбирайте такую обувь, в которой пальцы малыша могут свободно двигаться.
  • Подошва обуви не должна быть гладкой и должна легко сгибаться.


Использовать обувь, которую носил другой ребенок, не рекомендуется. У малыша стопа только формируется и принимает индивидуальную форму, а ношеная обувь сохраняет контуры стопы своего прежнего хозяина. Использование такой обуви может неблагоприятно сказаться на формировании походки малыша и привести к мышечным расстройствам. Никогда не покупайте ботинки на вырост, иначе при ходьбе стопа малыша будет деформироваться.

Как ухаживать за детской обувью

  • Никогда не оставляйте на ночь обувь ребенка немытой. Тем самым вы сэкономите немало денег. Вернувшись с прогулки, протрите обувь влажной тряпочкой. Иногда ее стоит мыть и под струей воды. Когда сапожки или ботинки подсохнут, намажьте их тонким слоем крема или восковой эмульсией.
  • Не мойте замшевую обувь. Ботиночки из нубука можно протереть влажной губкой, а когда высохнут - обработать пенкой.
  • Мокрые сапожки или ботиночки набейте смятой газетой и высушите при комнатной температуре вдали от нагревательных приборов.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как научить ребенка ходить: ходунки не помогут!"

Раздел: Достижения (если ребенок начал ходить зимой когда он сможет ходить на улице). Через скока примерно сможет топать на улице? Вспомните, плиз, по личному опыту при наличии зимних детей. Дочка стала пешеходиком в год и неделю.

Обсуждение

Моя старшая пошла в год, в середине декабря. На улице ходить стала только в марте...
В зимней одежде тяжело, в ботинках неудобно, по снегу неровно, по льду скользко:)
В итоге вторую зиму полпрогулки спали в люльке:), полпрогулки на лавочках стояли да у мамы на ручках.

поздравляю с пешеходством!!
а моя никак:) ну то есть за руку - будет ходить, сама - нет.

Ходунки не могут форсировать прямохождение, могут только отдалить этот момент, потому что в них ребенок не учится прямо ходить и держать равновесие, там совсем другой биомеханизм ходьбы. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить.

Обсуждение

Про ходунки не знаю, а вот про ходьбу могу рассказать про себя.
Я пошла после года, хотя ползала целенаправленно с 4 месяцев. Зачем мне было напрягаться с освоением новой непроверенной методы, еще и с риском упасть, когда я ползала так, что никто не догонит?)) Подползла, встала, схватила и уползла)
Я говорить начала раньше, чем ходить, поэтому родители выяснили, что я тупо боюсь без опоры и гнусно обманули))) Всучили в руки лист бумаги, с ним я и пошла. Может прокатит и у вас?))
Брат мой ползать толком не научился, в 8 месяцев сразу пошел, что ему еще оставалось))

30.11.2013 00:41:45, гарпистка

Ходьба в 1 год - это идеальная норма, не просто норма, а идеальная. Соответствовать этой норме совершенно не обязательно) . Врачи сейчас считают отклонением ситуацию, когда ребенок не пошел самостоятельно до 18 мес. В длительном ползании есть плюс: хорошо развивается ближнее зрение, внимание и все, что с этим связано

26.11.2013 21:06:55, Анастасися

2. Ребенок учится стоять у опоры все уверенней. Если он, стоя у дивана, сначала наваливался всем телом, то постепенно ему начинает хватать придерживания Когда ребенок уже уверенно ходит и держится за руку, то так водить можно (точнее просто ходить, держась за руки).

Обсуждение

Вот уж не знала, что это вредно:)
Дочка у меня терпеть не могла, когда держали за руки, поэтому за ручки не ходила, пошла сама в год и 9 дней. Но она зимняя была - гуляли в коляске, на улице не поводишь, а дома и не надо - ползает.
Сын летний. В 10 мес. выехали на дачу. И что на прогулке делать? В коляске по участку катать? Ну, минут на пять... На руках - 11 кг тяжеловато. В рюкзаке не сидится. Ползать по земле не пускала - в рот тянул все со страшной силой. Оставалось одно - учить ходить. Сначала за две ручки, потом за одну. В год и 2 дня (на мой ДР:)) пошел сам. Получается - на неделю раньше дочки. Хотя по всем параметрам развивается медленнее. Никаких негативных последствий не увидела. Дома не водила - ползал сам.

Только закончили курс массажа, массажистка классная у нас, увидев меня, идущей с ребенком за 2 руки, сказала так не нужно...или за 1 руку (мои пока болтаются) или за шею (детям это сложно, да и маме сложно, мне силы рук не хватает), вообщем, пусть дальше ползают:)

Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом Казалось, совсем недавно ваш малыш только выговорил свое...

Обсуждение

У меня с поддержкой (в кроватке, за ручки) дети ходили месяцев в 9, а сами пошли один в 1.2, другая в 1.1. А обувь уже можно, вы же на улице все равно его ни сегодня завтра за руку водить будете.

старшая в 7 ровно встала, в 10 пошла, средний встал в 8-9 (точно не помню, аааа:))), пошел в год.

Конференция "Другие дети " "Другие дети ". Раздел: Родительский опыт (Ниже недавно была темка как научить ползать. А как теперь научить ходить? Никаких упражнений нигде не могу найти. У Домана всё есть про ползание-паттернинги, а про переход к ходьбе ничего не нашла.

Обсуждение

Если ползаете на четвереньках уже год, то по -моему можно попробовать уже учиться ходить. Мы в свое время ходили по улице с ходунками, в которых ребенок стоит сам только руками держися за каталку " типа коляскку впереди себя везет", а дома мы пробовали так. Я чуть- чуть отходила от дивана держала его сзади за спинку, а потом отпускала со словами иди к дивану. Первое время я стояла совсем близко к дивану и он даже не делал ни одного шага, а просто как бы " валился" животом на диван. Но однажды О чудо! я увидела, что пержде чем завалиться на диван он сделал корпусом такое характерное движение, явно пытался "поймать " равновесие и устоять. С тех пор "подходы" к дивану стали как у Домана " чем чаще тем лучще" , ну и естественно постепенно отодвигалась от дивана. Когда от меня до дивана мог пройти примерно метр, стали пробовать ходить по комнате, но я сзади все время страховала и считала, какое расстояние сможет пройти прежде чем начнет падать. Последний рекорд, который запомнился был 3 метра потом уже начал сам дома вставать возле опоры и ходить от одногоо предмета мебели до другого.
А вот насчет поднятых рук я не согласна, на первых порах даже здоровыые дети ходят подняв руки до уровня плеч и это нормально так проще телу балансировать, чтоб не упасть (как канатоходцы). Со временем, когда чувство равновесия разовьется руки сами вниз опустятся, насильно я бы их вниз не опускала. Удачи. Все получится.

28.12.2009 13:04:29, мама Коли

Доман предлагает учить ходить под горизольтальной лестницей.Синхронно переставляя руки-ноги.

Как научить ДЦПшку ползать?. ДЦП. Другие дети. Как научить ДЦПшку ползать? руки, ноги двигаются вроде бы как в нужном направлении, но передвинуть тело свое раз руками-ногами двигает может наш способ поможет. моя сама с места тоже не двигается. я стояю над ней на...

Обсуждение

раз руками-ногами двигает может наш способ поможет. моя сама с места тоже не двигается. я стояю над ней на четвереньках и фиксирую своими руками-ногами ее руки-ноги соответвенно, сзади. т.е когда она сделает движение вперед правой рукой, я тут-же свою правую пододвигаю, недавая вернуться ей назад. т.о. за 15 мин проползаем комнату - метров 5 по ковру. раза 3-4 в день по 1. в конце пути - стенка с ящиками выдвигушками, которые выдвигаем и копаемся в содержимом. это-мотивация. предметами особо не монипулирует, но интерес есть. не знаю научимся ли мы ползать т.о., но нагрузку на мышцы и суставы получаем!

19.12.2009 13:47:10, Юлинамама

ещё хорошо стимулировать стопу разл. щётками, колючками, чтоб ножку убирал и с вашей помощью вперёд продвигал, давать опору под пяточку, как вы и делаете, а впереди игрушка ну очень заманчивая и звонкая)) опору на руки хорошо на большом мяче отрабатывать, это когда его за ноги держишь, а, вообще, судя по своему, с мотивацией у мальчиков плохи дела, им всё пофиг((

учиться ходить?. Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Обсуждение

ИМХО, торопить природу не надо, всему свое время:)) Я против ходунков и хождения за ручки. Пусть лучше ползает;)) А если стимулировать ходьбу рано, то этот важный этап может выпасть...
Своего за ручку не водила - пошел в год, до этого долго и быстро ползал.

Мы ходим за ручки и очень любим ходунки.

Я полагала, что стоит обувать, когда ребенок ходить учится, а до этого - не критично, тем более обувь ползать мешает. Теперь он будет учиться бегать и ходить по-новому. Нужно ли детям участвовать в конкурсах с точки зрения психологии?

Обсуждение

Наша ортопед (наблюдаемся у неё с обеими девочками вот уже 5 лет ГКБ Зацепина) говорит, что необходимо одевать обувь, как только ребенок встал. И особенно если ребенок полноват, чтобы стопа не деформировалась.

"Для нормального развития стопы обувь вообще не нужна, ни дорогая, ни дешевая. У босоногих аборигенов нижние конечности развиты лучше, чем у миллионеров "от Гуччи". Единственная функция обуви, помимо красоты, - защищать ноги от холода и травм." (Роберт Мендельсон "Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам")

Уважаемые родители! помоги решить проблемку-нужны ходунки ребятенку!специализированные и не очень дорогие.Диагноз:эпилепсия и ДЦП.2 года и 3 мес.,рост 1 метр,вес 15 кг.Очень хочется ходить,но топаем с поддержкой подмышками(корпус плохо держит)... живем мы в Москве.

Обсуждение

Ходунки Айболит можно получить бесплатно, оформив ИПР через ФСС!

11.11.2006 12:05:36, Елена, Москва

Еще есть ходунки ЗОРИ (в интернете их не видела)есть у Надин.По моему они дешевле Айболита.Еще есть ходунки который Воткинский завод стал выпускать,они кажется что-то около 5 тысяч.

1. Как научить ребенка стоять? Ставить на ножки, держа под мышками? Когда так ставлю, малЮлька попу отклячивает. И прыгунки, ходунки ортопеды и массажисты категорически не рекомендуют. Они сами научатся и стоять, ходить - всему свое время.

Обсуждение

Наверное, я неправильно выразила свою мысль. Я не то чтобы хочу учить ребенка стоять тупо ставя на ноги. Нет! Меня интересуют прежде всего упражнения, которые помогут укрепить необходимые мышцы. Так например, приведенное выше упражнение с поддержкой под мышками - я держу ребенка, а он получает возможность упираться ножками в пол... Вот такого плана.

Зачем учить? Если сама хочет, можно поддерживать, а если не хочет, имхо, не приставать. То же самое и с ползанием.

Развитие ребенка: когда дети начинают ходить, как научить ходить ребенка. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все ходить - ползать. Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Обсуждение

не волнуйся, через некоторое время всё будет нормально...пойдёт... ты, видела где-нибудь на улице ползающего человека??? (трезвого) :))

А он у вас сразу пошел? Я слышала, что если дети недостаточно поползали, то иногда даже полезно их вернуть в ползующее состояние, так позвоночник укрепляется. Вот моя пошла в 8,5 месяцев, сейчас уже бегает, а к вечеру, когда устает, ползать начинает.
А еще два дня назад попробовала ходить назад и ей так понравилось!

Как приучить ходить пешком?. Прогулки. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Ну не хочет у меня ребенка пешком ходить! Или в коляске, или на ручках:(Если в коляске, то...

Обсуждение

С коляской... Как я Вам завидую! Мы в ней уже давно не сидим ни в какую! А в нее на рынке и в магазине столько напихать можно! А так - почти каждый день приходится либо на рынок, либо в магазин. Сын ходит с удовольствием, но - туда, куда хочет. А мне иногда надо быстро вернуться, или успеть со старшей на кружок.

Мы просто не пользовались коляской вообще. С 3,5 месяцев. Может быть, попробуете отказаться от коляски на прогулке, полностью? Нам раньше приходилось много носить на руках, зато сейчас (полтора года) Каролина уже ходит всю почти прогулку самостоятельно, на руки берем только если улицу переходить или если надо быстро идти, она быстро не может. Попробуйте раз без коляски погулять, пускай недалеко.

Ga-la, а как приучать к ходункам и прыгункам? Как приучить ребенка к порядку? Советы для родителей как справиться с ребенком. Чтобы научить ребенка спать нужны не пеленки, а знание особенностей сна младенца, его физиологических ритмов и специальные методики...

Обсуждение

Качели? Там где можно разные позиции делать - полулежа. Есть такие маленькие,их можно с собой таскать, и на пол, и на стол (если безопасно) ставить.
Игрушки опять же там привязанные.Свет.Музыка.
Я только вчера свои такие как раз отдала:(Сейчас посмотрю в старых фотках, может где остались. Но Ленька в них еще помещался, хотя ему уже 3,5.

Ой, как я вас понимаю!!! Та же самая проблема. Один - ни за что. Но у нас хоть в прыгунках и ходунках с большой радостью может трепыхаться. Это спасает на какое-то время. А вот чтобы сам на полу полежал - это фигушки. Или посидеть хотябы на диване или кресле - нет, не будет. Хотя в своем стуле сидит (в моем присутствии, конечно). Тоже не знаем как приучать к самостоятельности.

Ходунки. Коляски, автокресла, кенгуру. Ребенок от рождения до года. В свое время отказались от идеи покупать ходунки и не жалеем, сейчаса учимся ходить используем вожжи. высокий-то, высокий, но чтобы передвигаться в ходунках НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО вставать на полную стопу, и наши смышленные зайцы это быстро Как научить ребенка есть из соски?

Обсуждение

нам ортопед сказала что ходунки считает вредными
но если вам хочется его отправить в "путешествие" по квартире,то мой совет из личного опыта:
в ходунки можно сажать только при условии что малыш стоит в них на всю ступню = но не на мысочках!!

нам подарили какие-то стремные,сами бы покупать не стали.Но Егорке нравилось бегать в них,правда постепенно я свела все эти прогулки на нет и отдала ходунки. Имхо,если не ходит сам-пусть лучше ползает=))

Ходунки. Кроватки, стульчики и др. мебель. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Он сидеть в автокресле не хочет, встает из него, а если пристегнуть-злится и плачет. Попробовали в ходунках сидеть, ему понравилось...

Вообще, реально учиться и растить грудного ребёнка без чьей-либо помощи? Или нужно бросать енту самую учёбу? Муж валился с ног, ходил с синяками под глазами, но помогал мне, как мог, делал все, только что грудьюне кормил:)) Сейчас детям 3 года и 1.8 Ходят в садик, а я...

Обсуждение

Огромное спасибо всем откликнувшимся:) Оказывается всё возможно при желании. Честное слово, сразу какая-то уверенность в себе появилась. Переживём, переборим:) Как говорится, не я первая, не я последняя. И ещё... честь и хвала дорогим бабулям!!! Я вижу, многим из вас они очень и очень помогли. Жаль, у наших пока особого желания нет бросать свои дела и ехать в другой город помогать с уходом за масеньким.

Мы посадили в 6 месяцев ровно (подарок был на полугодие), поехал в них через 7-8 дней. Причем сколько ни показывали - ноль, а потом сам покатился. Передвигался - навалившись всем телом вперед.

Она говорит, нужны обязательно, когда ребенок только начинает ходить - чтобы фиксировать ногу. Я же считаю, что детке, во-первых, удобнее ходить по дому босиком или, по крайней мере, в легких носочках Моя сначала месяц босиком училась ходить, а потом я ей ботинки надела.

Обсуждение

Это не мода, а два разных взгляда на вопрос. Российские ортопеды и педиатры считают, что надо в ботинках с жестким задником, супинатором, каблучком и т.п. Западные, что босиком. Разногласия на этом не заканчиваются. В 2 года в России нам поставили диагноз "варгусная стопа", прописали зарядку, массаж и т.п., запугав кучей осложнений и косолапием. В UK ортопед сказал, что у ребенка все развито по возрасту и само выправится через пару месяцев (он чуть ножку подволакивал). Тьфу-тьфу, прошло. Кто прав - я не знаю.

Врача спросите. Вообще-то большинству обувь не нужна, а нам при косолапии она очень помогла. Детик стал сразу устойчикво ходить. Кстати, хирург нам рекомендовал ходить в обуви.

ходунки: за и против. Коляски, автокресла, кенгуру. Ребенок от рождения до года. Аргументы: ребенок приучается ставить ножку неправильно; не развивается чувство опасности; ленится ходить самостоятельно; психологически не помогают ребенку достичь цели, т.к. обычно...

Обсуждение

Я - против. Нам не советовал ни ортопед, ни высококлассная массажистка. Аргументы: ребенок приучается ставить ножку неправильно; не развивается чувство опасности; ленится ходить самостоятельно; психологически не помогают ребенку достичь цели, т.к. обычно ребенок ползет или идет куда-то, что бы взять игрушку, а тут столик (если широкий) не дает взять игрушку, а если маленький, то очень легко защемить ручку между столиком и, например, дверью. Но мне достаточно было первого аргумента, что неправильно ставит ножку. Гораздо лучше машины, на которых нужно отталкиваться ножками - они ножки укрепляют, но при этом малышок ставит ножку правильно.

Мы в ходунках где-то с 7 месяцев. По-моему, это очень нужная вещь в хозяйстве))) Главное - не держать там ребенка по нескольку часов. Мы максимум в них ходили по 25 минут, а обычно - по 15-20. По мне -они пошли на пользу. Юлька быстро стала ходить за ручки. Самое главное - дочь начала быстрее развиваться, сама ходит везде, все трогает, открывает. ИМХО это здорово развивает.

28.03.2001 13:05:45, wolf

Опять ходунки..... Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. И еще, как научить ребенка в ходунках передвигаться в прямом направлении, а не пятиться назад? Поделитесь опытом.

Обсуждение

На первый и на второй вопросы - ответ один: ребенок додумается сам. Мой малыш вначале и двинуться не мог, не понимал, что от негго хотят, упирался обеими ногами и двигал назад. Но это продолжалось не долго. Вначале на цыпочках загребал вперед, а после - топот стоял дикий, разгонялся на своей тачанке и за котом:о))). Порекомендую сразу же обуть его в домашние ботиночки (естественно, с каблучком). Успехов.

По началу мы тоже пятились назад, т.к. ребенку это удобней, она (дочка) просто была в них облокотившись на спинку и выпрямляя ноги она естественно катилась назад:) ничего страшного в этом нет! Примерно через недельку она сообразила и начала передвигаться боком, а потом и нормально бегала в них. Причем при невозможности проити где0нибудь она отодвигалась назад и разгоняясь шла напролом! :-) Вот такая настырнаяя. А положении (высоту) ходунков выставите так что бы встав на ножки ребенок чувствовал тяжесть тела, то есть не сидел в трусах ходунковых, а был чуть-чуть приподнят. При отдыхе (сидении) ножки у нас были подогнуты, а увидев цель подъем и бегом к ней....

20.01.2000 03:38:37, Daddy

Несмотря на то, что ходунки не являются основополагающими в обучении ребенка ходить, многим родителям нравится идея их использовать. Детские ходунки помогают поддерживать ребенка так, чтобы он не упал, пытаясь научиться ходить, и позволяют малышу комфортно отдохнуть в вертикальном положении. Кроме того, многие детские ходунки украшены игрушками, которые могут стать источником развлечений, когда родитель занят.

Шаги

Часть 1

Принимаем меры предосторожности

    Определите, готов ли ваш ребенок к ходункам. Существуют различные мнения о времени, когда ребенок уже может пользоваться ходунками. Не определен установленный возраст для начала этого процесса, поскольку все дети развиваются по-разному. Тем не менее, есть определенные признаки, которые указывают на то, когда ребенок готов использовать ходунки:

    • Чтобы применять ходунки, ребенок должен быть в состоянии самостоятельно сидеть и ползать. Уметь сидеть необходимо, потому что малыш должен сидеть и в ходунках. Возможность ползать важна, так как ребенок должен контролировать движения ног, чтобы приводить ходунки в движение.
    • Некоторые родители не используют ходунки, пока их ребенок не начнет тянуться вверх к мебели. Возможно, в основе лежит идея, что ходунки будут предотвращать ребенка от ударов головой или получения других травм, если они упадут на пол.
  1. Подготовьте свой дом к ходункам так тщательно, насколько это возможно. В связи с тем, что детские ходунки имеют свойство катиться, есть несколько вещей, которые вы должны иметь в виду, когда малыш начнет пользоваться этим приспособлением:

    • Прежде всего, пол должен быть гладким, без небрежно лежащих ковриков, которые могут запутаться на колесах или сбиться в кучу под ходунки. Так вы не будете сомневаться, что в доме есть широкое открытое пространство, чтобы ходунки не застревали.
    • Родители должны убрать пространство дома от всего опасного или хрупкого, что находится в пределах досягаемости ребенка.
    • Любые ступеньки должны быть заблокированы дверью или детскими перегородками, чтобы предотвратить случайный спуск ребенка вниз в ходунках. Также можно использовать детские перегородки, чтобы блокировать любые комнаты, в которые ребенку, по вашему мнению, лучше не заходить.
    • Убедитесь, что нет никаких острых краев, на которые ваш ребенок может натолкнуться. Уберите или покройте любые острые края, находящиеся на уровне головы ребенка.
  2. Следите за своим чадом, когда он или она находится в ходунках. Ходунки никогда не должны заменять родительского надзора. На самом деле, родители должны оставаться в комнате с ребенком, когда он на ходунках, чтобы предотвратить застревания или ранения. Дополнительная мобильность может позволить ребенку добраться к местам и взять вещи, которые не были доступны во время ползания.

  3. Наденьте обувь на ребенка, если вы используете ходунки на улице. Снаружи ребенок должен носить обувь, потому что там грубее поверхность. Кроме того, узкие тротуары не очень подойдут вам, потому что ходунки могут опрокинуться на край и малыш может упасть и получить травму.

    Часть 2

    Знакомство ребенка с ходунками
    1. Поработайте со своим малышом, чтобы помочь ему чувствовать себя комфортно в ходунках. Большинство детей довольно легко и с готовностью готовы стать в ходунки, но некоторые могут вести себя немного упрямо. У таких младенцев просто может быть плохой день, и они из-за этого не будут заинтересованы в изучении чего-то нового, или ребенок просто боится этого приспособления.

      • Если ребенок действительно непреклонен по отношению к ходункам, родители могут сесть на пол возле ходунков и держать ребенка на коленях, чтобы он мог увидеть и потрогать их.
      • Если на ходунках есть игрушки, родители могут пользоваться разнообразными интонациями во время игры, чтобы заинтересовать малыша.
    2. Убедитесь, что ноги вашего ребенка находятся там, где они должны быть. Когда малышу комфортно рядом с ходунками, будь то во время первой попытки или после некоторой акклиматизации, родители должны осторожно поднять ребенка и опустить его в сиденье.

      • Важно, чтобы каждая ножка попала в отдельное отверстие для ноги и пальцы не зацепились в каком-то месте.
      • Когда ваше чадо уже отдыхает в сиденье ходунков, нужно закрепить ремень безопасности, потому что это поможет защитить ребенка от выскальзывания из нужного положения.
    3. Побуждайте своего ребенка стоять. Если он просто сидит в ходунках, то это происходит потому, что он еще не понял, что это новый способ стоять, не падая. Один из способов поощрения ребенка родителями стоять – это держать его за талию и поставить на пол, а потом перемещать свои руки подальше от ребенка.

      • Еще один способ поощрять желание научиться стоять – это подтягивать ребенка руками вперед. После нескольких попыток ребенок поймет, что стоять, находясь в ходунках, безопасно.
      • Малышам, которые не пытаются встать на ноги, может, просто нужно немного больше терпения и понимания со стороны родителей.
    4. Научите ребенка, как перемещаться в ходунках. Научиться стоять в ходунках – это лишь половина задачи. Для того чтобы это было целенаправленно, ребенку все еще нужно научиться перемещаться в этом приспособлении.

      • Для большинства первоначальные движения довольно случайны. Волнение заставляет деток махать ногами, и это движение толкает ходунки в действие. Тем не менее, некоторым детям может по-прежнему понадобиться помощь в том, чтобы заставить ходунки двигаться.
      • Иногда любимая еда или игрушка, предоставленные ребенку в ходунках, будет достаточным поощрением для них, чтобы бить ножками и двигать устройство. Другие родители могут обнаружить, что им достаточно начать медленно и осторожно тянуть ходунки, пока ребенок находится в них.
      • Но в таком случае важно, чтобы родители следили за ногами ребенка и проверяли, чтобы они не подгибались и не скручивались.
    5. Будьте терпеливы. Поскольку это совершенная новинка для детей, их начальные движения в ходунках будут внезапными и беспорядочными. Эти движение могут напугать некоторых малышей, но нежное успокаивание и поощрение должны помочь им пользоваться ходунками.

      • Обычно это занимает у ребенка некоторое время – иметь возможность двигаться в определенном направлении или продолжать двигаться в ходунках в течение длительного времени.
      • Если вы заметите, что ребенок устал или очень расстроен, то высадите его из ходунков и позвольте делать что-то другое.
    6. Постарайтесь использовать ходунки не больше 15 минут в день. Хотя ходунки могут быть отличным инструментом в помощи вашему ребенку ходить, но слишком много проведенного в них времени чревато негативными последствиями.

      • Например, сидение в ходунках укрепляет только мышцы нижней части ног ребенка, но ходьба также требует силы в верхних мышцах ног.
      • Для ребенка важно практиковать ползание, так как это помогает развивать руки и силу ног, а также содействует координации. Ребенок, который сидит в ходунках весь день, будет очень медленно учиться ползать.
      • Хотя ходунки дают ребенку уверенность, стояние на своих собственных ногах и сама ходьба отличаются от этого. В ходунках ребенок движется только на кончиках пальцев, в то время как сама ходьба подразумевает стояние на всей поверхности ножки.

Первый шаг – один из самых волнительных моментов в развитии ребенка. Мамы и папы всегда с нетерпением ждут, когда их малыш освоит навык самостоятельного передвижения на ножках. И в какой-то момент родители начинают думать над тем, как научить ребенка ходить, чтобы он мог делать это без поддержки.

В каком возрасте дети начинают ходить

По условной норме, основанной на статистических данных, малыши начинают ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому выход за указанные рамки не является обязательным признаком какой-либо патологии развития. Есть дети, которые в 7 месяцев встают на ноги, а через некоторое время уже ходят. Другие, наоборот, в полтора года еще не осваивают навык самостоятельной ходьбы. Это зависит от различных факторов:

  • Наследственность. Врачи обычно спрашивают, в каком возрасте мама и папа освоили тот или иной навык. Если кто-то из родителей в детстве поздно начал ходить, скорее всего, малыш тоже не будет торопиться сделать первый шаг.
  • Телосложение. Крепким детям все навыки обычно даются труднее, поэтому ходить они также начинают позже своих худеньких и легких сверстников.
  • Пол ребенка. Девочки часто опережают мальчиков в развитии, это касается и навыка самостоятельной ходьбы.
  • Степень развития мышц тела и чувства равновесия. Этот фактор во многом зависит от родителей, которые с помощью упражнений могут помочь малышу укрепить мускулатуру и научиться держать равновесие.
  • Темперамент. Спокойные и склонные к созерцанию дети могут ползать дольше и пойти позже, чем активные карапузы, стремящиеся удовлетворить свое любопытство.
  • Психологическая атмосфера в доме. Постоянные ссоры в семье могут привести к стрессу у малыша. Он не будет пытаться ходить самостоятельно, пока не почувствует себя в полной безопасности.

Опережение и запоздание

Не стоит торопить ребенка встать на ноги и сделать первый шаг. Если это произойдет слишком рано не благодаря индивидуальным особенностям малыша, а из-за излишней активности и желания родителей, последствия могут быть негативными. Мышцы малыша еще недостаточно укреплены и не готовы выдержать тяжести его тела. Особенно это касается детей с избыточным весом. Результатом такой родительской торопливости может стать вальгусная деформация ног и стоп.

Другая ситуация складывается, когда ребенку уже исполнилось 16-17 месяцев, а он до сих пор не начал ходить. Причины могут быть различны: от ослабленного иммунитета малыша до более серьезных нарушений, таких как последствия родовой травмы. В этом случае не обойтись без консультации специалистов. Если же никаких отклонений в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата врачами не выявлено, запаздывание может соответствовать индивидуальному ритму развития ребенка.

Как определить, что малыш готов к ходьбе

Перед тем как заняться обучением ребенка самостоятельному хождению, родителям следует понаблюдать за ним, чтобы определить, готов ли он к этому.

Малыш физически и психологически готов начать ходить, если он способен:

  • вставать на ноги, держась за неподвижную опору, садиться из этого положения;
  • самостоятельно подниматься с коленей;
  • длительное время находиться в вертикальном положении;
  • стоять без поддержки;
  • делать попытки передвижения, придерживаясь за мебель или стены;
  • отпустить опору, чтобы сделать 1-2 шага.

Предварительная подготовка

Правильную походку у ребенка необходимо выработать еще до того, как он начнет ходить. Специальные упражнения помогут развитию мышц малыша и ускорят освоение навыка самостоятельной ходьбы:

  • Положить ребенка на спину и взять его обеими руками за щиколотки. Согнув ножки малыша в коленях, поставить их ровно на пол. Сделать 2-3 «шага», переставляя ноги вперед, затем назад. Повторить 4-5 раз. При выполнении данного упражнения, вырабатывающего правильную постановку стоп, важно следить, чтобы ребенок не поджимал пальцы на ногах.
  • Положить малыша животом на фитбол, придерживая под мышками. Слегка покатать вперед-назад, прикасаясь ступнями крохи к стене и стимулируя его выпрямлять ножки при отталкивании. Повторить 5-7 раз.
  • Положить ребенка на спину. Держа деревянную палочку на высоте выпрямленных ног малыша, попросить его достать до палочки ногами. Задача – добиться поднятия ног под прямым углом, без сгиба в коленях.
  • Поставить малыша на пол так, чтобы его стопы были полностью прижаты к полу. Взять ребенка за руки и попросить присесть, разводя колени в стороны, затем встать. При вставании поднять ручки крохи вверх, чтобы он встал на носки.
  • Поставить ребенка на пол, прижав спиной к себе. Одной рукой придерживать за колени, не допуская их сгибания, другой рукой – за живот. Попросить малыша наклониться, чтобы поднять лежащую перед ним игрушку, затем выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для освоения навыка ходьбы

Следующий комплекс предназначен для выполнения с детьми, уверенно стоящими на ножках:

  • Поставить ребенка на пол спиной к себе, придерживая одной рукой за живот. Другой рукой взять малыша за голень, поднимая согнутую в колене ногу крохи. Держать в поднятом положении 5-7 секунд. Повторить по 2-3 раза с правой и левой ногой.
  • Исходное положение – как в упражнении № 1. Держа рукой согнутую ножку ребенка, сделать движение, имитирующее перешагивание препятствия (чуть выпрямляя ногу вперед и вниз). Повторить 3-5 раз, чередуя ноги.
  • ИП – как в упражнении № 1. Положить перед ребенком большую книгу или прочную коробку высотой 6-7 см. Взяв ногу малыша за щиколотку и согнув в колене, поставить ее на «ступеньку», плотно прижав стопу к поверхности. Поддерживая ребенка, помочь ему опереться на эту ногу, выпрямляя ее и поднимаясь на коробку. Вторую ногу поставить рядом. Снова спуститься и повторить 3-5 раз каждой ногой. Когда начнет хорошо получаться, можно будет поставить 2-3 ступеньки разной высоты.
  • Повернуть ребенка спиной к себе, придерживая под мышками и поставив его стопы на свои. Пошагать немного по комнате, чтобы малыш мог понять принцип и закрепить для себя это движение.
  • Положить перед малышом небольшой легкий мячик. Взяв рукой слегка согнутую ногу ребенка, ударить ею по мячу. Повторить 4-5 раз каждой ногой. После этого можно предложить крохе попробовать самостоятельно ударить мячик ногой.

Когда ребенок освоит ходьбу, важно следить, чтобы его походка была правильной: малыш должен ставить стопы параллельно и не расставлять слишком широко.

Стимулирование интереса к ходьбе

Пока малыш не поймет, что самостоятельное передвижение – интересное занятие, благодаря которому можно узнать и увидеть много нового, у него не будет стимула учиться ходить. Родителям придется проявить смекалку, чтобы побудить свое чадо оторваться от опоры.

  • Предложить игрушку ребенку, стоящему возле опоры. Малыш возьмет ее одной рукой. После этого предложить ему другую, не менее привлекательную игрушку. Чтобы взять ее, ребенку придется отпустить и вторую руку, стоя без поддержки.
  • Поставить несколько стульев на небольшом расстоянии друг от друга, положив на них интересные предметы. Ребенок сможет переходить от одного из них к другому. Со временем стулья отодвигаются все дальше друг от друга.
  • Совместные игры с родителями – самое интересное, что можно предложить ребенку. Малышу понравится вместе с мамой и папой штурмовать диваны и преодолевать небольшие препятствия из различных предметов домашней обстановки (подушек, валиков и т. д.).
  • Побудить ребенка к самостоятельному передвижению поможет пример других детей, умеющих хорошо ходить и даже бегать. Пусть кроха понаблюдает, как весело проводят на детской площадке время те, кого уже не водят за руку.

Приспособления-помощники

Ходунки

Эти приспособления созданы больше для удобства родителей, чем для развития детей. Ходунки дают возможность маме освободить руки, наблюдая за ребенком, чтобы успеть сделать что-то по дому. Они смягчают удары об окружающие предметы, предоставляют крохе некоторую самостоятельность и мобильность. Малыш не может упасть или наткнуться острый угол. Но нельзя надолго оставлять ребенка в ходунках, это может нанести вред детскому организму.

  • Процесс обучения ребенка ходьбе не ускорится, поскольку при передвижении в ходунках задействованы другие группы мышц. Малыш носочной частью ног отталкивается от опоры, а не переступает, как это должно быть при ходьбе. Это может в дальнейшем спровоцировать неправильный вариант ходьбы – на носочках.
  • Ребенок, слишком рано помещенный в ходунки, может пропустить такой важный этап развития, как ползание. В итоге его мышцы и суставы не будут подготовлены к прямохождению должным образом. В ходунках вертикальная нагрузка на слабый позвоночный столб возрастает, что в будущем может привести к нарушению осанки и более серьезным последствиям.
  • При таком передвижении не задействованы и не укрепляются мышцы спины, что может привести к проблемам с позвоночником.

Для здоровых детей допустимо находиться в ходунках не более 30-40 минут в день. Приспособления категорически противопоказаны малышам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающим рахитом, имеющим сниженный или повышенный мышечный тонус, а также детям, которые еще не умеют уверенно сидеть.

Ходунки-каталка

В отличие от ходунков, в которых малыш сидит, ходунки-каталки предназначены для детей, уверенно стоящих на ногах. Такие ходунки ребенок толкает перед собой, свободно передвигаясь. Яркие и интересные приспособления нравятся малышам, ведь на их передней части обычно располагаются различные развивающие игрушки. С такими помощниками даже самые осторожные дети смогут освоить навык хождения, не боясь при этом упасть.

Вожжи для детей

Предназначены для поддержки плохо держащего равновесие малыша, который учится ходить. Приспособление позволяет мамам и папам уберечь кроху от падений. При этом родителям не нужно нагибаться и напрягать спину.

Опасность заключается в том, что с помощью такого поводка нельзя научить ребенка держать равновесие. Он привыкнет к тому, что нет необходимости соблюдать осторожность при падении. А ведь кроха должен научиться падать, чтобы избежать серьезных травм.

Выбор первой обуви

Правильный выбор первой обуви очень важен для здоровья опорно-двигательного аппарата малыша. Она надежно защищает ножки крохи от механических повреждений, а также помогает сформировать стопы ребенка. Качественная и правильно подобранная обувь поможет придать крохе устойчивости и сделает его первые шаги более уверенными.

Для определения размера нужно поставить малыша на лист плотной бумаги или картона и обвести каждую стопу карандашом. С вырезанным трафаретом можно отправляться в магазин. Если одна стопа окажется чуть больше, подбирать размер следует именно по ней.

Лучше остановить свой выбор на детской обуви, которая соответствует следующим критериям:

  • изготовлена из натуральных материалов;
  • легкая по весу;
  • имеет высокий задник для жесткой и надежной фиксации пятки;
  • с закрытым круглым носком;
  • подошва нескользкая и не чрезмерно мягкая, имеет рельефную поверхность и каблук примерно 0,5 сантиметра;
  • надежно фиксирует ногу в щиколотке.

Многие родители сразу покупают для своего малыша ортопедическую обувь. Данный вид обуви является лечебным и приобретается только по врачебным показаниям. Рекомендация к ношению ортопедической обуви дается специалистом с учетом диагнозов, подтвержденных рентгеновскими снимками.

Не следует покупать обувь на размер больше. В обуви, которая не подходит по размеру и болтается на ногах, малыш начнет подворачивать носки внутрь, постоянно держа колени в полусогнутом состоянии.

Чтобы научить малыша ходить, сначала его следует к этому подготовить. Необходимо стимулировать ребенка к новым достижениям, ориентируясь при этом на его настроение. Если кроха отказывается что-либо выполнять, нельзя настаивать и принуждать, этим можно полностью отбить у него желание передвигаться самостоятельно и отодвинуть освоение навыка ходьбы на неопределенное время.

Некоторые родители воспринимают ходунки для детей как незаменимую вещь в доме, если малышу уже исполнилось 6-12 месяцев. Иные же настроены против этого приспособления. Давайте узнаем, нужны ли ребенку ходунки ?

Помогают ли ходунки детям научиться ходить?

Ходить ребенку самому или на ходунках – это разные вещи. Передвигаясь в ходунках, дети неправильно ставят ноги в отличие от самостоятельных движений ножками. Малыш наступает только на пальцы ног. По мнению невропатологов, это противоречит нормальному развитию положения стоп. Также ребенок в ходунках не держит равновесие из-за особой конструкции, которая защищает его со всех сторон.

Укрепляют ли ходунки мышцы ног малыша?

У детей ноги в ходунках подвержены меньшей нагрузке, чем во время приседания и ползания. Поэтому ходунки не нагружают ножки, а дают им наоборот отдохнуть.

Могут ли ходунки обеспечить безопасность ребенку?

Родители хотят защитить малыша от травм, чтобы ему не было больно, и он не плакал от испуга. Но падения все-таки нужны ребенку. Ведь он учиться владеть своими мышцами и телом. Малышу придется падать много раз, пока он научиться вовремя реагировать, чтобы избежать боли. Ходунки же играют роль буфера, который разделяет ребенка и испытание. Это лишает его опыта. Известно, чем старше малыш, тем больше времени ему требуется для формирования рефлексов защиты.

Могут ли ходунки уберечь малыша от опасных предметов?

Может быть, в ходунках ребенку будет непросто взять со стола нож или запихнуть что-то в розетку, но родители должны обеспечить малышу безопасность. Ходунки не спасут от бед.

Чем опасны ходунки?

Ходунки опасны травмами. Дети в ходунках могут перевернуться, застрять в дверях, разогнаться и выпасть из приспособления и травмироваться.

В чем польза ходунков?

  • Ходунки дарят малышу восторг. Они его развлекают и позволяют свободно перемещаться.
  • Мама, пока ребенок в ходунках, в это время может заняться своими делами, так как руки у нее свободны.
  • Взрослеющий ребенок хочет познать окружающую жизнь. В 6 месяцев малыш стремится многое увидеть и постичь. В этом ходунки ребенку помогают, расширяют исследование территориальных границ.
  • Малыш, который раньше мог только ползать и сидеть, теперь двигается, может повернуться и оглянуться.

Что следует знать во время применения ходунков?

  • Малышу, который садится в ходунки, должно быть больше 6 месяцев.
  • Нельзя оставлять ребенка долго в ходунках, достаточно получаса.
  • Можно увеличивать время пребывания в ходунках, когда малыш почувствует себя уверенно. Передвигаться лучше рядом с опорой.
  • Заберите ребенка из ходунков, если малыш начал наклоняться вбок, значит, он уже устал.

Выбор ходунков для ребенка. Дополнительные функции.

Ходунки поддерживают малыша при ходьбе. Но они могут иметь дополнительные устройства.

Название Описание
Звук и свет

Ходить в ходунках можно в сопровождении музыки и света разноцветных ламп. Эти приспособления отключаются.

Развивающая панель На ходунках могут быть установлены дополнительные развлечения для малыша в виде игрушек и центров для развития.
Регулировка высоты Ходунки можно использовать для детей 6-12 месяцев. Ребенок растет, и высоту ходунков нужно увеличивать.
Система торможения Ограничители устанавливаются согласно европейским нормам безопасности. Тормоза применяются, чтобы избежать падения с лестницы.
Покрытие может быть съемным Дети могут быстро все испачкать. Если покрытие ходунков съемное – его удобно мыть.

Теперь ответим на вопрос: нужны ли малышу ходунки? Родители сами должны решить. Для этого мы предоставили информацию выше. Однако, кроме минусов, детям нравится такая игрушка, которая дает возможность узнать что-то новое.

Последнее обновление статьи: 05.04.2018 г.

В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребёнка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается. Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

Детский психолог

Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые можно использовать на первом году жизни ребёнка.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
  • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
  • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
  • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
  • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

Учим ребёнка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Чтобы ребёнок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

  • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
  • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
  • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
  • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
  • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
  • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.

Более подробно о том, чем опасны и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в гипертонусе мышц? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!